Куперс

Бухучет и анализ

90 00 3 ОКВЭД

Культура и искусство

Культура и искусство – довольно специфичное направление, если описывать его в понятиях трудоустройства и профессионального развития. Во всем мире это творческое направление характеризуется тремя особенностями: повышенные требования к уровню образования (чтобы стать настоящим профессионалом в области культуры и искусства, необходимо долго учиться и совершенствоваться), высокий уровень индивидуальной трудовой деятельности (фриланс или собственный бизнес), сравнительно небольшие зарплаты (за исключением знаменитостей).

Работу в области культуры и искусства можно разделить на несколько направлений.

  1. Креативное и театральное искусство. Это наиболее крупная группа, куда входит более половины всех специальностей, относящихся к этому виду деятельности. Сюда относятся: музыкальное искусство; инструментальное исполнительство; вокальное искусство; дирижирование; композиция; музыковедение; театральное искусство; актерское искусство; режиссура театра; сценография; драматургия; театроведение; балет; хореография; изобразительное искусство; живопись; графика; скульптура; зодчество; литературное творчество; киноискусство; режиссура, продюсерство и звукорежиссура кино и телевидения.
  2. Техническая и операторская работа, куда входят различные технические специальности для кино и телепроизводства, работники библиотек, переводчики и т.д.
  3. Сохранение наследия – сюда входят библиотекари, архивные работники и реставраторы (памятников архитектуры, живописи, скульптуры, графики, предметов декоративно-прикладного искусства);
  4. Культурный менеджмент – управляющие библиотеками, выставочными галереями, музеями; менеджеры киноиндустрии и живописи, а также менеджеры социально-культурной деятельности.
  5. Дизайн, куда входит и искусство интерьера, и декоративно-прикладное искусство, а также такая профессия, как художник-стилист.

Любой человек, который работает в этих направлениях, может считать себя «человеком искусства». Причем это вовсе не означает выполнение именно творческой работы. Можно либо непосредственно создавать творческий контент (например, быть писателем), либо создавать творческую продукцию (например, быть издателем или редактором журнала), либо «нести культуру в массы» (например, владеть книжным магазином).

В целом нельзя сказать, что направление «Культура и искусство» является бурно растущим. Конкуренция за рабочие места на этом рынке достаточно высока. Однако лучшие выпускники творческих профессий могут действительно найти работу своей мечты. Если вы творческий дизайнер, то почему бы не попробовать себя в крупной рекламной компании с перспективой оказаться в коллективе сотрудников какого-либо из лучших рекламных агентств, например Leo Burnett? Но можно работать не только в рекламном агентстве, но и в крупнейших компаниях самых разных отраслей, например, создавать концепты новых автомобилей.

Музейным и культурным работникам есть из чего выбрать – музейное дело в России сегодня возрождается, а в самих музеях все больше применяются новые мультимедийные технологии. Хорошие реставраторы старины ценятся на вес золота и уж точно не останутся без работы.

Работники киноиндустрии могут окунуться в интереснейший мир производства фильмов, сериалов и других программ. Музыканты могут в составе оркестров гастролировать по всему свету.

Выпускники творческих специальностей должны быть готовы к:

  • необходимости показывать свой талант в практическом ключе или демонстрировать свою страсть к музыке, искусству или другим отраслям;
  • частой работе на фрилансе (то есть необходимы высокие способности к самоорганизации);
  • небольшим заработкам, непостоянному доходу или возможным проблемам с трудоустройством;
  • ненормированному рабочему графику, частым переработкам, частым стрессовым ситуациям и работе по ночам и по выходным;
  • необходимости быть независимым, дальновидным и гибким.

Общайтесь с представителями вузов лично

Как видно, специализаций и программ по данному направлению великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором будущей специальности можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в Москве или Санкт-Петербурге.

К остальным специальностям >>

Сфера культуры как сфера услуг

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, спектакль, который не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело спектакль, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового Диска или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире сегодня некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д.

Более того, некоммерческая деятельность, как уже говорилось, имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, любой театр может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, дизайнерские и ремесленные мастерские и т. п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры — это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то — заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то — благотворительными фондами и т. д.

Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в сфере культуры. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.

Применительно же к российской сфере культуры, до самого недавнего времени можно было говорить о ярко выраженной специфике. Заключалась она в вопиюще низком уровне культуры управления в сфере культуры. И как следствии -отсутствии единства механизмов менеджмента

Причины этого едины и для микро, и для макроуровня. Полномочиями в сфере культуры не обладал разве что ленивый. Финансовое и материальное обеспечение (при желании) всегда можно было найти — «привлеченные» средства в сфере культуры были всегда. Обилие планов, отчетов, проектов, проверок давно стало притчей во языцех. Планируется одно — перечни мероприятий, а отчитываются за другое: статотчет и план — две разные вещи. Заработная плата — за третье. А контролируется вообще нечто четвертое. В результате каждый из механизмов менеджмента в сфере культуры превращается в самодостаточную деятельность. Механизмы менеджмента не образуют целостной системы.

Поэтому главная проблема развития менеджмента в сфере культуры заключается в обеспечении такого единства, чтобы механизмы дополняли и подкрепляли друг друга: чтобы что планировалось, то и учитывалось, контролировалось и за это платили бы деньги. Подобное единство наметилось только в последние годы, когда сфера культуры стала втягиваться в нормальные рыночные отношения и соответствующие управленческие процедуры и механизмы.

Менеджмент в сфере культуры может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры.

  • Авторы
  • Файлы

Ноздренко Е.А. 130 KB

Сфера культуры как социальный институт — это особая отрасль социального производства, продукт которой удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей (культурные потребности). В теории маркетинга объектом деятельности, обладающим интерсубъективным характером, выступают как определенные группы населения, так и отдельные люди с их нуждами и потребностями. Следовательно, учреждение культуры координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности культурных потребностей как определенной социальной группы, так и отдельного индивида.

Сфера социально-культурной деятельности постепенно приобрела самостоятельность и превратилась в важнейший элемент совокупной социальной деятельности, функционирование которой направлено на формирование и удовлетворение культурных потребностей людей. Тем самым социально-культурная деятельность в современном мире приобретает черты социально-культурного производства, распределения, обмена и потребления, т.е. становится предметом изучения экономической науки. При этом так же, как и любая другая социальная сфера, хотя и имеющая свою специфику, не позволяющую ей «слиться» со сферой материального производства, стать ее «обслуживающим» звеном, она не может сегодня развиваться и успешно функционировать без управленческой, маркетинговой и экономической компетентности работников культуры в рыночных условиях.

При рассмотрении понятия «культура» в духовном, религиозном, ценностном, социальном, интеллектуальном аспектах становится очевидным, что общим является понимание культуры как определенного вида человеческой деятельности. На сегодняшний день в отечественной научно-исследовательской литературе существует определенное единство в понимании движущего механизма деятельности. Основным мотивом деятельности выступают потребности человека. Отдельные виды потребностей становятся настолько актуальными, что побуждают (мотивируют) человека особенно активно искать пути и способы их удовлетворения.

Разумеется, каждый конкретный человек в каждый конкретный момент своей жизни отдает предпочтение доминанте либо одному типу потребностей (материальным, плотским), либо другому (духовным). Однако идеалообразование затрагивает и материю, и дух в целом, они в человеческой культуре существуют в неразрывном единстве.

Активное возделывание духовных идеалов более предпочтительно для жизнедеятельности человека, так как оно неизбежно приведет его к пониманию ценности материи и плоти, тогда как безудержное поклонение только материальным ценностям может превратить идеал в идол и сделать собственно человеческую жизнь бессмысленной и несостоявшейся. В свете этой концепции учреждения культуры — это особого рода социальные институты, призванные обеспечить и, может быть, даже гарантировать личности определенные условия для развития и максимального совершенствования базовых духовных идеалов, жизненно необходимых данному виду социума.

Поэтому задача специалиста по маркетингу в сфере культуры — создать условия, обеспечивающие возможно более полное удовлетворение реальных духовных нужд и культурных потребностей. Для этого в каждом конкретном случае необходимо найти соответствующих потребителей и установить факторы, влияющие на формирование потребностей в области культуры, провести анализ данной ситуации и определить, как эти потребности будут развиваться в будущем.

На основе этого можно совершенствовать существующие услуги, и осваивать новые, призванные более полно удовлетворить выявленные культурные потребности. В частности, у человека существуют потребности, реализация которых социально закреплена в сфере культуры и искусства. Личность всегда стремится социально утвердиться, прежде всего, через удовлетворение своих потребностей и интересов. Главное в личности — это ее общественная сущность.

Под культурными потребностями мы подразумеваем, в частности, те потребности, которые отличают нас от всех живых существ и связаны с формированием базовых идеалов данного социального пространства. Очевидно, что культурное развитие имеет место, когда у человека возникает прирост новых социальных качеств, гармонизирующих или дисгармонизирующих его внутренние и внешние социальные связи, что психологически проявляется в ощущении получения удовольствия от погружения в «культурное пространство», причастности к чему-либо, имеющему важное значение для человечества в целом.

Предположим, что определенный индивид, социальная группа, социум в целом имеют возможность и на деле овладевают базовыми идеалами культуры в их духовном значении, т.е. пытаются реализовать собственно культурные потребности. Удовлетворение культурных потребностей может носить различный характер, возбуждая разную степень активности личности. Так, если удовлетворение какой-либо из конкретных потребностей связано с потреблением культурных богатств в определенной сфере (будь то необходимость познакомиться именно с этим кинофильмом, посетить выставку определенного мастера, или человек, действует, полагая, что изучение того, что уже открыто человечеством — идеал человеческого бытия), то культурная потребность носит, в общем-то, «потребительский» характер. Однако своеобразие удовлетворения культурных потребностей проявляется в том, что в этой сфере нет, и не может быть «чистого потребления». Потребление культурных ценностей — это освоение базовых идеалов культуры, причем энергетически эти идеалы всегда «заряжены» созидательной, творческой силой. Поэтому всегда «потребление культурных ценностей» — это одновременно и их создание, «производство» культурных ценностей, т.е. — творчество. И в этом проявляется принципиально созидательный, творческий характер реализации культурных потребностей.

Разумеется, понятие «культурная потребность» вмещает в себя широкий диапазон отношений между субъективным и объективным миром. Этот объективный мир, который отражает актуальное состояние культуры в обществе, побуждает человека к социально объективно обусловленной деятельности. Изучив ситуацию на рынке культурных услуг Красноярского края и опираясь на анализ двух социологических исследований при обнаруженной динамике, можно утверждать, что предложения культурных услуг чаще всего не соответствуют спросу на них, что увеличивает значение маркетинга в этой сфере.

В современном мире социально-культурный аспект, безусловно, проявляется в деятельности любой организации. Современные менеджмент и маркетинг не только обнаруживают все большую зависимость от социально-культурного контекста общества, от внутренней социально-культурной среды любой организации, но и сами приобретают черты технологии социально-культурного нововведения. Очевидно, что каждая экономическая, политическая и иная организация предстает носителем определенной идеологии, внешние проявления которой относятся к социально-культурной сфере. При этом современный маркетинг связан со специальными учреждениями и институтами социально-культурной сферы, такими, например, как развитие любых форм связей с общественностью, спонсорства, благотворительности, меценатства и др.

Что касается сферы собственно культуры, то здесь учреждение культуры как субъект маркетинговой деятельности взаимодействуют с субъектами — потребителями культурных услуг. При этом степень эффективности определяется полным или частичным совпадением результатов с поставленной целью. Маркетинг выступает эффективным средством определения рыночной «ниши» той или иной культурной услуги, поэтому актуальность применения маркетинговых методов несомненна. Маркетинговое «мышление» служит кроме всего прочего критерием компетентности современного руководителя учреждения культуры.

Маркетинговая деятельность в учреждениях социально-культурной сферы должна быть направлена на устранение противоречий между желанием знать и профессионально использовать свое действительное положение на рынке социально-культурных услуг и объективно-субъективной неготовностью удовлетворять реальные культурные потребности населения (выраженные в спросе), учитывая информационно-культурную среду как целостность.

Маркетинг раскрывает разнообразные стороны социальной деятельности той или иной организации сферы культуры, делает очевидными ее потенциальные возможности на рынке культурных услуг. Так, выяснение возможных контактов со сферой культуры других сфер общественной деятельности в контексте деловой активности позволяет обнаружить скрытые экономические перспективы организаций социально-культурной сферы. А ведь главная особенность сферы культуры заключается в том, что она принципиально затратная. Отсюда следует актуальность важнейшей маркетинговой задачи учреждений культуры: сделать сферу культуры привлекательной для вложения «свободных» от производства денежных средств.

Маркетинговая деятельность как таковая направлена на то, чтобы сделать максимально управляемым процесс производства и реализации услуг. Отсюда главная функция маркетинга учреждения культуры — организация комплексной деятельности по производству и оказанию социально-культурных услуг с учетом отказа от морально устаревших услуг и продвижения на рынок культурных услуг-новинок. Для социально-культурной деятельности это означает необходимость теоретического и практического исследования как процессов нового идеалообразования, так и процессов мучительного расставания со старыми идеалами.

Объективная необходимость применения принципов и методов маркетинга в учреждениях культуры очевидна. Актуальным является и повышение маркетинговой и менедждментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Помимо всего прочего такого рода управленческая компетентность позволила бы решить актуальную проблему сегодняшнего дня — проблему оптимальной личностной и социальной идентификации сотрудников этой сферы. Само существование учреждения культуры в современных условиях в значительной мере зависит от их управленческой и маркетинговой компетентности.

Более того, профессионально внедряя маркетинговые методы в свою деятельность, учреждение культуры сможет не только выявить культурные потребности реальных и потенциальных пользователей и максимально удовлетворять их, но и целенаправленно формировать спрос на культурные услуги, которые может предложить то или иное учреждение культуры.

Библиографическая ссылка

Ноздренко Е.А. СФЕРА КУЛЬТУРЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 86-87;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12815 (дата обращения: 18.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ОКВЭД код 2020г. — 90.01

Эта группировка включает:
— организацию и постановку театральных, оперных и балетных представлений, концертов и прочих сценических выступлений;
— деятельность ансамблей, цирков и театральных трупп, оркестров и музыкальных групп;
— деятельность актеров, танцоров, музыкантов, лекторов или ораторов, выступающих индивидуально
Эта группировка не включает:
— деятельность частных театральных или художественных агентов или агентств по оказанию коммерческих услуг;
— деятельность агентств по организации набора персонала
Эта группировка включает:
— вспомогательную деятельность, связанную с исполнительскими видами искусства при постановке оперных и балетных представлений, концертов и прочих сценических выступлений;
— деятельность режиссеров, продюсеров, художников и монтажеров декораций, рабочих сцены, осветителей и т.д.;
— деятельность продюсеров или антрепренеров по организации мероприятий на собственных театральных площадках или без них
Эта группировка не включает:
— деятельность частных театральных или художественных агентов или агентств по оказанию коммерческих услуг;
— деятельность агентств по организации набора персонала
Эта группировка включает:
— деятельность скульпторов, художников, художников-мультипликаторов, граверов, офортистов и т.д., работающих индивидуально;
— деятельность писателей, работающих на индивидуальной основе в области беллетристики, технической литературы и всех остальных жанров, работающих индивидуально;
— деятельность независимых журналистов;
— деятельность по реставрации произведений искусства (картин, скульптур и т.п.)
Эта группировка не включает:
— изготовление статуй, за исключением художественных оригиналов;
— реставрацию органов и других музыкальных инструментов, имеющих историческую ценность;
— производство кино- и видеофильмов;
— реставрацию мебели (кроме реставрации музейных экспонатов)
Эта группировка включает:
— деятельность концертных и театральных залов и других учреждений культуры
Эта группировка не включает:
— деятельность кинотеатров;
— деятельность агентств по продаже билетов;
— деятельность музеев всех видов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх