Куперс

Бухучет и анализ

Автотранспорт на предприятии

Организация, у которой есть свои транспортные средства, при их эксплуатации должна руководствоваться:

– Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;

– Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Правила на автомобильном транспорте);

– Инструкцией о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 02.12.2002 № 42;

– Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970;

– Типовой инструкцией по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130 (в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2010 № 187);

– техническими нормативными правовыми актами;

– другими нормативными правовыми актами.

Однако обилие нормативных правовых актов, регулирующих эту сферу деятельности, не всегда дают ответы на все возникающие вопросы, но об этом чуть позже.

Выпуск на линию автомобиля

Организация выпуска на линию автомобиля ставит ряд конкретных условий, которые обязательны для исполнения нанимателем.

Во-первых. К управлению автомобилем можно допускать только тех лиц (работников организации), которые имеют водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему и прошли обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование).

Во-вторых. Наниматели обязаны выпускать на линию технически исправные автомобили, укомплектованные в соответствии с требованиями Правил на автомобильном транспорте, что подтверждается записями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя автомобиля (далее – водитель) (п. 1128 Правил на автомобильном транспорте).

Проверку прибывающего с линии и выпускаемого на линию автотранспорта осуществляют водитель и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию автотранспорта. Перед выпуском на линию проверяется укомплектованность и техническое состояние автотранспорта, по прибытии с линии – комплектность автотранспорта, наличие неисправностей, поломок и повреждений, устанавливается потребность в техническом обслуживании или ремонте (часть вторая п. 192 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 (в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2011 № 96)).

От редакции:

Таким образом, для выпуска автомобиля на линию наниматель обязан провести проверку автотранспорта перед выпуском на линию и прибывающего с нее.

Так для проведения проверки нанимателю необходимо назначить уполномоченное лицо. Таким лицом может быть как механик гаража, так и другой специалист, исполняющей обязанности механика гаража, которой будет в путевом листе подтверждать своей подписью, что выпускаемый на линию автотранспорт исправен, укомплектован, а если автотранспорт выехал на линию неисправным, нести за это ответственность.

Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей всех типов, марок, назначений, находящихся в эксплуатации, должно соответствовать СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.04.2006 № 19, другим нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам.

При этом надо учитывать, что участие водителей, работников других профессий и должностей в техническом обслуживании и ремонте транспортного средства допускается только при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ.

Порядок оформления путевых листов предусмотрен в Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 26.11.2010 № 138 (в редакции постановления Министерства финансов РБ от 31.08.2011 № 88) (далее – Инструкция о порядке оформления транспортных документов) и Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 29.03.2012 № 25 (далее – Инструкция о порядке перевозки пассажиров), из которых следует, что путевые листы, как правило, должны выдаться каждому водителю автомобиля.

В-третьих. Водители организаций, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), должны проходить предрейсовый медицинский осмотр согласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения РБ от 03.12.2002 № 84.

Предрейсовый медицинский осмотр, проводится медицинским работником, имеющим среднее специальное медицинское образование, врачом-специалистом (далее – медицинский работник):

– состоящим в штате юридического лица – при наличии у юридического лица специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе, составляющие данный вид деятельности;

– на договорной основе между юридическим лицом (водителем, являющимся индивидуальным предпринимателем) и государственной организацией здравоохранения, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе, составляющие данный вид деятельности.

Если же, организация осуществляет деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии) (далее – нелицензиат), то состояние водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее – приборный контроль опьянения), проводится в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 29.10.2008 № 110.

Приборный контроль опьянения проверяется назначенным нелицензиатом работником с использованием приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, экспресс-пластин для диагностики наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Такая проверка проводиться перед началом рабочей смены водителей, а также может проводиться и во время и после окончания их рабочей смены.

Водитель после прохождения приборного контроля опьянения имеет право ознакомления с показаниями приборов, экспресс-пластин, которые ему доводятся работником нелицензиата.

На основании показаний приборов, экспресс-пластин, подтверждающих отсутствие у водителя состояния алкогольного опьянения или факта употребления наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в путевой лист вносится дата проведения приборного контроля опьянения, скрепленная личной подписью работника нелицензиата и штампом «Допущен к работе».

При несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения проводится предрейсовое и иное медицинское обследование водителя в установленном законодательством порядке по письменному направлению уполномоченного должностного лица нелицензиата или по заявлению водителя.

Отказ водителя от прохождения приборного контроля опьянения является основанием для отстранения его от работы.

Если автомобилем управляет сотрудник, работающий в организации не водителем

Если с водителями, которые и по штатному расписанию водители, все более или менее ясно, то со специалистами, которые сами управляют автомобилем, принадлежащем организации, или используют в рабочее время в интересах организации личный транспорт в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, по мнению автора, не все до конца понятно.

Так путевой лист оформляется водителю на один рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевой лист оформляется только в случае выполнения междугородных и международных перевозок сроком более суток (п. 5 Инструкции о порядке оформления транспортных документов).

При использовании легкового автомобиля в пределах города в путевом листе легкового автомобиля в разделе «Выполнение задания» допускается производить запись: «По городу» с указанием суммарного пробега по городу в километрах (п. 6 Инструкции о порядке перевозки пассажиров).

И вот тут возникают вопросы, например:

– надо ли закреплять транспортное средство за специалистом приказом по организации или достаточно выдать специалисту, путевой лист и ключи от автомобиля;

– если автомобиль передан специалисту, постоянно выполняющему работу в другом населенном пункте (представитель торговый, агент торговый и т.п.) как организовать оформление и выдачу путевого листа, проверку прибывающего с линии и выпускаемого на линию автотранспорта и приборный контроль опьянения;

– можно ли специалисту разрешать самому оформлять путевой лист, назначив его уполномоченным лицом по заполнению всех необходимых сведений в путевых листах.

Принять решения по всем этим вопросам каждый наниматель должен самостоятельно, но при этом помнить, что существующие требования законодательства устанавливают более жесткие условия эксплуатации транспортных средств, чем сложившиеся традиции.

Стажировка, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда специалиста допущенного к управлению автомобилем

Специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в том же порядке, что и рабочие этих профессий.

Следовательно, если к управлению автомобилем допустить в установленном порядке специалиста, то в период эксплуатации транспортного средства указанный работник рассматривается не как должностное лицо, а как водитель автомобиля. Поэтому он обязан проходить стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, как водитель автомобиля, в установленные сроки в соответствии с требованиями Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175, и с оформлением всех необходимых документов по охране труда, независимо от того, руководитель он организации или специалист.

Формы карточек водителя

Существует 3 разновидности личных карточек водителя, которые выполняют разные функции. Это личные карточки водителя:

  • для тахографа;
  • получения прав;
  • ведения учета сведений о сотруднике-водителе с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

Пластиковая карточка для тахографа оформляется для всех водителей транспортных средств, которые могут перевозить более 8 пассажиров, грузовых автомобилей, спецтехники. На таких цифровых картах хранится вся информация о времени работы и отдыха водителей. Право на выгрузку информации с карты, которая проводится регулярно, имеет как ее обладатель, так и контролер, служащий в компании по перевозке пассажиров.

Карточка водителя, оформляемая в период обучения вождению и служащая основанием для выдачи прав, на сегодняшний день уже не используется. Это связано с тем, что вся необходимая информация о прохождении обучения теперь заносится в электронную базу.

И третья разновидность личной карточки водителя как раз и является основной используемой сегодня на транспортных предприятиях. Именно об этой карточке пойдет речь ниже.

Основное предназначение личной карточки водителя

Все субъекты транспортной деятельности должны соблюдать основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. С этой целью в соответствии со ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ они обязаны заботиться о правильной организации работы водителей.

В соответствии с подп. 1 п. 6 приказа Минтранса от 15.01.2014 № 7 для предупреждения возникновения ДТП работодатели — субъекты транспортной деятельности должны вести учет всех необходимых сведений о своих работниках-водителях. Для этой цели на каждого сотрудника, управляющего в рабочее время автотранспортом, заводится личная карточка водителя.

В этой карточке отображаются сведения:

  • о квалификации;
  • общем стаже вождения данной категории транспорта;
  • сроке работы у работодателя;
  • сроке вождения вверенного транспортного средства;
  • прохождении медицинского освидетельствования на опьянение;
  • наличии административных нарушений в сфере дорожного движения и выполнения трудовой дисциплины;
  • соблюдении режима сна и отдыха перед ДТП;
  • участии в ДТП;
  • соблюдении условий стажировки;
  • наличии взысканий на протяжении последнего года;
  • перерывах в выполнении своих обязанностей водителя.

О порядке проведения медосмотра при приеме на работу вы сможете прочитать в нашей статье «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)».

Порядок ведения документа

На сегодняшний день не утвержден единый унифицированный бланк личной карточки водителя, поэтому для занесения всех необходимых сведений о водителе автопредприятия используют самостоятельно разработанные формы. Чаще всего за шаблон принимается унифицированная форма Т-2, утвержденная постановлением Госкомитета статистики от 05.01.2004 № 1.

По этой форме ведется обычная личная карточка работника, в которой указываются сведения о трудовом стаже, квалификации и прочая информация. Для внесения специфической информации, касающейся только деятельности водителя, указанная выше унифицированная форма редактируется путем добавления необходимых таблиц и граф.

Личную карточку заполняет кадровик. Отметки в ней делаются на основании приказов и иных локальных актов компании. Также в документ заносятся сведения из предоставленных водителем документов о его квалификации по вождению определенного вида транспорта, допусках и общем стаже. С учетом специфики деятельности водителя в качестве источников информации используются также и прочие документы.

Где скачать бланк личной карточки водителя

В связи с тем, что данную форму документа необходимо разрабатывать самостоятельно, встает вопрос о том, где скачать универсальный бланк личной карточки водителя. Образец заполнения вы сможете скачать на нашем сайте.

Скачать бланк личной карточки водителя

Если вы хотите узнать, как составляется характеристика на водителя, вам стоит ознакомиться с нашей статьей «Характеристика на водителя с места работы — образец».

Итоги

Личная карточка водителя нужна для внесения информации, связанной со сферой профессиональной деятельности такого сотрудника. В этом регистре собираются все необходимые сведения, анализ которых поможет руководителю транспортного предприятия контролировать деятельность сотрудника с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

Об оформлении документов, связанных с охраной труда водителей, читайте в статьях:

  • «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2020 году»;
  • «Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей — образец 2020».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх