Куперс

Бухучет и анализ

АЗС без лицензии

Если вы занимаетесь реализацией ГСМ на территории РФ, то в связи с вступлением в силу Федерального закона №258ФЗ от 08.11.2007, который отменил подпункт 29 пункта 1 статьи 17, вам не нужно оформлять специальную лицензию на реализацию. Оформление специального разрешения необходимо лишь в том случае, если вы осуществляете хранение взрывоопасных веществ длясобственных нужд — подробнее об этом в статье как получить лицензию на хранение ГСМ.

Нужна ли лицензия на реализацию ГСМ?

Если вы занимаетесь исключительно реализацией ГСМ на территории РФ, согласно закону от 4 мая 2011 г. № 99 вам не нужно оформлять специальную лицензию. Оформление специального разрешения необходимо лишь в том случае, если вы осуществляете хранение взрывоопасных веществ. Служба, осуществляющая контроль над данными видами деятельности (Ростехнадзор), дала следующее пояснения по данному вопросу: если на объекте осуществляется хранение и транспортировка бензина и дизельного топлива, он подлежит регистрации и обязан иметь лицензию на эксплуатацию ГСМ, тогда как сама по себе реализация топлива лицензирования не требует.

Что же касается акциза, предпринимателям, имеющим дело с топливом, стоит знать о том, что в список подакцизной продукции входит бензин, дизельное топливо, а также моторные масла. Плательщиками акциза при этом считаются юридические лица, ИП и лица, становящиеся плательщиками налога вследствие перемещения соответствующей продукции через границу. Если же лицо не является производителем ГСМ, не осуществляет импорт на территорию РФ, не является обладателем специального свидетельства на переработку бензина, а лишь занимается розничной торговлей купленных ГСМ, оно не будет являться плательщиком акциза.

Итак, если вы занимаетесь транзитной реализацией, хранением или производством топлива, вам не нужно оформлять лицензию.

Однако, несмотря на то, что лицензия на реализацию ГСМ не нужна, владельцам фирм все же стоит озаботиться получением специального документа – свидетельства на реализацию горюче-смазочных материалов. И хотя он не является обязательным, его наличие может стать существенным преимуществом. Так, большинство поставщиков считают обладателей данного документа более надежными партнерами для своих фирм.

В 2002 году Правительство РФ приняло Постановление N595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов». С тех пор между государственными органами и бизнес-сообществом идут споры о том, являются ли АЗС производственными объектами или нет и нужна ли им еще одна лицензия на один и тот же вид деятельности. Спустя три года Верховный арбитражный суд признал, что АЗС относятся к категории пожароопасных производственных объектов, а следовательно, нуждаются в получении лицензии. И все равно даже после принятия решения столь компетентным ведомством остается непонятным, какой именно вид продукции производят автозаправочные станции.
Заместитель председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) направил всем федеральным арбитражным судам округов, апелляционным арбитражным судам и арбитражным судам субъектов федерации письмо следующего содержания:
«В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат лицензированию, в частности: деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов; деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов; хранение нефти, газа и продуктов их переработки.
При рассмотрении дел о привлечении лиц, осуществляющих эксплуатацию автозаправочных станций (АЗС), к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (часть 2 статьи 1.1 КоАП) у арбитражных судов возник вопрос, подпадает ли деятельность АЗС под какие-либо из перечисленных видов деятельности, требующих наличия соответствующих лицензий.
В настоящее время лицензирование первого и третьего из перечисленных видов деятельности осуществляет Ростехнадзор, второго — МЧС России. Имея в виду, что для решения поставленного вопроса требуется идентификация АЗС как опасного производственного объекта по техническим (а не юридическим) характеристикам, а также, в случае наличия признаков двух или трех подлежащих лицензированию видов деятельности, согласование названными государственными органами достаточности какой-либо одной лицензии, в рамках которой обеспечивался бы необходимый государственный контроль, Высший арбитражный суд Российской Федерации обратился в Ростехнадзор и МЧС России с соответствующими запросами.
Из ответов, поступивших от указанных органов, и приложенных к ним материалов следует, что лицам, эксплуатирующим АЗС, необходимо и достаточно иметь лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.
Поскольку такое решение вопроса лицензирующими органами не влечет ущемление прав и законных интересов названных лиц, Высший арбитражный суд Российской Федерации рекомендует арбитражным судам учитывать согласованную Ростехнадзором и МЧС России позицию при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Итак, данным письмом ВАС РФ фактически устанавливает единообразное применение к владельцам АЗС законодательства о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта. Документ был сопровожден письмами от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В письме Ростехнадзора, в частности, сообщается, что отдельно стоящие АЗС, как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется. Именно поэтому, как сообщили в Ростехнадзоре, для автозаправочных станций, торгующих жидким моторным топливом, правила промышленной безопасности не разрабатывались.
Вместе с тем АЗС являются пожароопасными объектами, лицензирование деятельности по эксплуатации которых находится в компетенции МЧС России.
МЧС РФ, в свою очередь, в своем письме сообщает, что автозаправочные станции, в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ-105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывной и пожарной опасности», относятся к категориям Ан и Бн. Также, согласно п. 1а Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1.08.2002 г. N595, под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудно горючие вещества и материалы и проч.
Кроме того, в письме МЧС РФ указывается следующее: «Федеральным законом от 21.07.1997г. N116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества — жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов. Функционирование АЗС невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Таким образом, АЗС являются пожароопасными производственными объектами».
Таким образом, эксплуатация АЗС подлежит обязательному соответствующему лицензированию.
Получается, что, по мнению Ростехнадзора, автозаправочные станции не входят в сферу действия Федерального закона N116-ФЗ, а по мнению МЧС РФ — не только входят, но указанный закон является одним из основных, на которые ссылаются в министерстве при отнесении АЗС к пожароопасным производственным объектам.
На вопрос по поводу такого расхождения мнений в МЧС РФ ответили, что лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, так или иначе, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ о т 1.08.2002 г. N595, а не согласно Федеральному закону N116-ФЗ.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко настаивает на том, что АЗС, являясь пожароопасными объектами, никоим образом не классифицируются как производственные объекты. Как утверждает Григорий Сергиенко, согласно приложениям N1 и 2 к Федеральному закону N116ФЗ и п. 8 приложения 1 к «Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (РД 03-616-03)», из всего имущественного комплекса автозаправочной станции к опасным производственным объектам может быть отнесена только группа резервуаров и сливоналивных устройств при условии одновременного нахождения в них 200 и более тонн легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (нефтепродуктов). Только в этом случае и при подтверждении органом Ростехнадзора РФ результатов идентификации на станции с указанными характеристиками могут быть распространены требования по обеспечению промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом N116ФЗ.
В связи с тем, что на абсолютном большинстве АЗС одновременно не используются 200 и более тонн моторного топлива, а также с учетом специфики их эксплуатации (размещение непосредственно в городской застройке и даже встраивание в общественные здания; свободный доступ на территорию; присутствие на территории наряду с обслуживающим персоналом неорганизованных посетителей; наличие на одной территории магазинов, кафе, объектов технического сервиса и проч.), станции не идентифицируются как опасные производственные объекты и, следовательно, не подпадают под действие Федерального закона N116-ФЗ.
Вместе с тем реализуемые на АЗС нефтепродукты относятся к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям, поэтому АЗС является пожароопасным объектом. Государственное регулирование обеспечения безопасности на стадиях размещения, проектирования, строительства, приемки и последующей эксплуатации АЗС осуществляют органы МЧС в порядке реализации функций государственного пожарного надзора в соответствии с Федеральным законом о т 21.12.199 г. N69-ФЗ «О пожарной безопасности» и изданными на его основании нормативными правовыми документами. Использование же системы лицензирования в качестве дополнительной меры государственного регулирования обеспечения безопасности АЗС, осуществляющих деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, является, по мнению Григория Сергиенко, фактическим дублированием уже осуществляемых надзорных функций, что противоречит ст.Федерального закона N128ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Ростехнадзор пояснил, что отдельно стоящие автозаправочные станции (АЗС), как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не входят в сферу действия Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как не осуществляют производственную деятельность по получению, использованию, переработке, образованию, хранению, транспортированию, уничтожению опасных веществ, вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, а также аттестация персонала в соответствии с положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Ростехнадзору (РД 03-444-02), не требуется».

Здравствуйте уважаемый Дархан.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном регулилировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года (далее – Закон) конечный потребитель — физические и юридические лица, приобретающие нефтепродукты без целей дальнейшей реализации (подпункт 28) статьи 1 Закона). При этом, Законом установлено, что запрещается приобретение и (или) хранение нефтепродуктов без сопроводительных накладных (пункт 4 статьи 19 Закона). В свою очередь, в сопроводительной накладной на нефтепродукты, оформленной поставщиком в соответствии с Правилами оформления, получения, выдачи, учета, хранения и представления сопроводительных накладных (приказ Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 138) указывается код операции конечный потребитель. Дальнейшая реализация нефтепродуктов, полученных конечным потребителем, Законом не предусмотрена. Вместе с тем, в случае, если ТОО намерено осуществлять оптовую и (или) розничную реализацию нефтепродуктов, то необходимо встать на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности в соответствии со статьей 88 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). При этом отмечаем, что согласно нормам Закона реализация нефтепродуктов допускается: оптовыми поставщиками нефтепродуктов — с резервуаров баз нефтепродуктов и (или) автозаправочных станций; розничными реализаторами нефтепродуктов — с резервуаров баз нефтепродуктов и (или) автозаправочных станций (подпункты 4) и 5) пункта 2 статьи 19 Закона). Кроме того, оптовая и (или) розничная реализация отдельных видов нефтепродуктов допускается при выполнении условий оборота, установленных в статьях 19-22 Закона. Дополнительно сообщаем, что лица, осуществляющие реализацию нефтепродуктов, обязаны представлять уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов декларации по обороту нефтепродуктов (пункт 1 статьи 16 Закона).

Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК Тенгебаев А.М.

Стоимость получения лицензии на поставку газа и электроэнергии включает:

  • консультации по всем вопросам получения лицензии

  • подготовка всех документов, необходимых для получения лицензии

  • нотариальные услуги

  • ВСЕ пошлины, сборы, платежи

  • сопровождение во всех инстанциях

  • наш гонорар.

Право на осуществление предпринимательской деятельности на рынках электрической энергии, газа и нефти подлежит лицензированию.

Лицензирует предпринимательскую деятельность на рынках электрической энергии, газа и нефти Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики.

Вместе с лицензией выдаются лицензионные условия осуществления заявленного вида предпринимательской деятельности, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Лицензия выдается сроком на 5 лет.

Процедура получения лицензии на поставку газа и электроэнергии состоит из следующих этапов:

  • разработка, подготовка и согласование необходимой для оформления лицензии документации;

  • предоставление пакета документов в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере энергетики;

  • сопровождение рассмотрения документов;

  • получение лицензии.

Для получения лицензии на поставку газа и электроэнергии необходимы следующие документы:

  • свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

  • справка о внесении в ЕГРПОУ;

  • справка об объемах поставок природного газа, газа (метана) угольных месторождений, за подписью руководителя субъекта хозяйствования;

  • баланс предприятия на последнюю отчетную дату за подписью руководителя субъекта хозяйствования, скрепленной печатью;

  • документ, подтверждающий наличие согласованной с газораспределительным (газотранспортным) предприятием абонентской базы потребителей природного газа, которая обязательно должна содержать перечень потребителей, их адреса, объем потребления, узлы коммерческого учета газа, их тип и класс точности;

сведения за подписью заявителя — субъекта хозяйствования о:

  • наличие материально-технической базы, используемой для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности;

  • образовательный и квалификационный уровень работников, необходимый для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности.

Для получения лицензии на поставку электрической энергии по регулируемому тарифу:

  • документ о внесении платы за выдачу (переоформление) лицензии;

  • устав;

  • описание заявленной деятельности (годовой объем собственного потребления электроэнергии по уровням напряжения, описание системы учета электроэнергии, в т.ч. и почасовый, описание структуры органа диспетчерского управления);

  • расчет тарифов на поставку электроэнергии;

  • описание закрепленной территории.

Для получения лицензии на поставку электрической энергии по не регулируемому тарифу:

  • документ о внесении платы за выдачу (переоформление) лицензии;

  • устав;

  • описание заявленной деятельности;

  • документ, подтверждающий Норматив достаточности собственных активов субъектов предпринимательской деятельности;

  • справка о наличии субпотребителей и объемы годового потребления электрической энергии основными потребителями и субпотребителями.

Для получения лицензии на оптовую поставку электрической энергии по не регулируемому тарифу:

  • документ о внесении платы за выдачу (переоформление) лицензии;

  • устав;

  • описание заявленной деятельности;

  • документ, подтверждающий Норматив достаточности собственных активов субъектов предпринимательской деятельности;

  • описание заявленной деятельности (в т.ч. перечень когенерационных установок, находящихся в собственности заявителя, описание системы учета электрической и тепловой энергии);

  • разрешение на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;

  • документ, подтверждающий право собственности на когенерационные установки.

После регистрации Вы получаете:

  • лицензия на поставку газа и электроэнергии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх