Куперс

Бухучет и анализ

ФЗ 123 2018

Часто в гибели людей на пожарах виноват не столько быстроразвивающийся пожар, сколько элементарная бесхозяйственность, халатность, даже очевидная безалаберность собственников, управленцев всех уровней и прочих лиц, ответственных за безопасное состояние помещений/зданий.

Ничем иным нельзя назвать закрытые на амбарные замки двери выходов из зданий, многочисленные перегородки, превращающие административные, офисные строения в подобие пчелиных сот; старая, но не сданная в утиль кабинетная мебель, сейфы, металлические шкафы, горы технической, бухгалтерской документации; загромождающих коридоры, тамбуры, холлы/фойе запасных выходов.

Хотя, любой адекватно мыслящий человек прекрасно понимает, что этим надежно создаются очевидные предпосылки для гибели людей чаще всего не от огня, а от удушливого, ядовитого дыма, в огромных количествах выделяющегося при горении даже небольшого количества пожарной загрузки здания – той же бумажной документации, деревянной мебели, штор, элементов отделки интерьера. Увы, чрезвычайно сложно воспитать в людях, наивно верящим не в правила/нормы безопасности, а в сакральное «авось ничего не случится», уважение к чужой, да и собственной судьбе.

Эвакуационный путь

Дорога жизни и пусть звучит такая фраза, на первый взгляд, излишне высокопарно; но, тем не менее весьма точно выражает суть. За этими словами неисчислимое количество людей, самостоятельно или с помощью членов семьи, друзей, соседей, сослуживцев, спасшихся от удушливого, смертельно опасного дыма пожара, высокой температуры и обжигающего пламени, зачастую на секунду разминувшиеся со смертью; вовремя покинув строения/объекты, в которых они находились на момент возникновения ЧП.

Основные требования ПБ к путям эвакуации, выходам определены в ст. 89 Федерального закона № 123 от 2008 года:

  • Такие пути в любых строениях, а также выходы из них обязаны обеспечить быстроту, безопасность эвакуации всех людей.
  • Важный момент: при их проектировании, расчете в учет не принимаются установленные/смонтированные, используемые установки/системы стационарного пожаротушения, первичные средства, какими бы инновационными они ни были; например, газовые АУПТ или хладоновые огнетушители.

Полезный материал:

Расчет времени эвакуации

К эвакуационным причисляют выходы, ведущие непосредственно на улицу/территорию предприятия/организации с 1 этажа любого строения:

  • Сразу или по коридору.
  • Через холл или вестибюль.
  • С лестницы.
  • По коридору через холл.
  • Через рекреацию и лестницу.

Из помещений любого надземного уровня, за исключением первого:

  • Сразу на внутреннюю лестничную клетку, считающуюся по проекту эвакуационной, или на наружную пожарную лестницу с площадками, защитой от падения – ограждением с перилами, так называемого 3 типа.
  • То же, если на них можно попасть, следуя по коридору.
  • Через общий холл, имеющий выходы на аналогичные лестницы.
  • На эксплуатируемую крышу/ее часть, ведущую на лестницу 3 типа.

Кроме того, с некоторыми оговорками, касающимися пожароопасных производств категорий А, Б, эвакуация также разрешена через смежные цеха, кабинеты или иные помещения, если они обеспечены выходами, соответствующими вышеизложенным требованиям.

Важно знать, что установленные в стенах, перегородках заданий противопожарные двери/ворота с распашными дверями, а также такие же двери в обычном исполнении в заполнении проемов для въезда/выезда автомобильного или железнодорожного транспорта не являются препятствием на путях эвакуации.

Маршрут эвакуационных выходов

Правила

Категорически запрещено:

  • Устанавливать в проемах любых эвакуационных выходов двери раздвижного, секционного, рулонного типа, а также вращающиеся конструкции; включая двери, турникеты, другие ограничители свободного движения потока людей. Хотя в Федеральном законе РФ № 123-ФЗ это не оговорено, но подобные устройства необходимые для организации регистрационного, пропускного контроля допускаются в зданиях, если они являются легко сбрасываемыми/выбиваемыми из монтажных креплений, и на них имеются сертификаты соответствия требованиям ПБ.
  • Считать эвакуационными, использовать в этих целях эскалаторы и лифты зданий, за исключением подземных сооружений метрополитена, шахт горнодобывающих отраслей; а также пассажирских лифтов, имеющих: специальный рабочий режим по перевозке пожарных подразделений, соответствующую защиту, системы управления/контроля, связи; разработанные, установленные согласно ГОСТ Р 53296-2009.
  • По кровлям зданий/сооружений, за исключением специально предназначенных для этого – эксплуатируемым, как бы это красиво ни выглядело в кинофильмах/телевизионных сериалах.

Особое внимание также обращено на эвакуацию людей из подземных/заглубленных этажей зданий – подвальных, технических, цокольных, а именно:

  • Выходы из таких этажей должны вести непосредственно наружу, будучи, как правило, полностью обособленными от общих внутренних клеток зданий, для защиты от проникновения дыма, огня в помещения вышерасположенных уровней. Совмещение выходов разрешено только в специально оговоренных случаях.
  • Допустима также эвакуация из подвальных этажей через тамбур с самостоятельным выходом наружу общей лестничной клетки здания при условии, что он отделен от нее противопожарной перегородкой 1 типа. Такие конструктивные решения знакомы всем по многим сериям жилых домов, когда одна из дверей ведет в подъезд, а расположенная рядом с ней – в подвал, где могут располагаться кладовые жильцов, электрощитовая, узлы управления инженерными сетями, мастерские коммунальных служб, другие вспомогательные/служебные помещения.

В целом минимальное количество выходов, ширина маршрутов эвакуации из любых строений/сооружений, с их этажей рассчитываются в прямой зависимости от предельно возможного числа посетителей, персонала, следующих через них; а также максимально допустимой длины маршрута эвакуации от самого дальнего места нахождения людей в здании до ближайшего выхода.

В ст. 89 Федерального закона РФ № 123-ФЗ изложены лишь основные указания по обеспечению зданий путями/выходами для самостоятельной эвакуации, спасения с посторонней помощью, а более подробные требования сформулированы в Cводе правил СП 1.13130.2020.

Основные акценты:

  • Возможность людей вовремя и беспрепятственно самостоятельно покинуть любое помещение строения.
  • Конструктивно-техническое, организационное обеспечение спасения людей, подвергшихся воздействию критических для их здоровья, жизни опасных факторов возникшего, развивающегося пожара.
  • Эффективная защита людей во время следования по маршруту эвакуации из здания от такого воздействия.

Предвосхищая события, и учитывая страстное и нетерпеливое желание работников проектных организаций, архитектурных бюро, а также собственников недвижимости, руководителей предприятий/учреждений по всей стране; немедленно начинать перепланировку/переустройства зданий/сооружений, так «как им видится» буквально на следующий день после их приемки государственной комиссией в эксплуатацию, СП 1.13130.2020 указывает следующее:

  • При смене функционального назначения, проектных планировочных, конструктивных решений уже эксплуатируемых зданий, или даже отдельных частей/помещений, пожарных отсеков, в обязательном порядке используются действующие на тот момент государственные нормы, правила ПБ согласно новому назначению зданий/помещений. При этом, в первую очередь, обеспечивая быструю, безопасную эвакуацию посетителей, персонала, несовершеннолетних, больных, недееспособных и иных категорий людей, находящихся в строениях.
  • Данный свод правил используем при создании специальных ТУ на проектирование, строительство/реконструкцию зданий в сложных случаях/ситуациях, не в полной мере нашедших свое отражение/обоснование в нормативно-технической базе по обеспечению пожарной безопасности.

Во многом это связано с тем, что требования к эвакуационным путям и выходам в нем прописаны последовательно, детально и четко, не оставляя места для догадок/домыслов и иных трактовок того или иного конкретного вопроса.

Требования

Высота/ширина эвакуационных путей, причем для зданий весьма различных по функционалу использования:

  • Высота – не меньше 2 м.
  • Не меньше 0,7 м, если эвакуационный проход ведет к одному обслуживаемому месту.
  • От 1 м – в других случаях. При этом всегда ширина пути, его геометрия обязаны позволить свободно эвакуировать человека, лежащего на носилках.
  • Для объектов с постоянным/временным, в том числе круглосуточным нахождением людей – многоквартирных жилых домов, больниц, общежитий, детских учреждений, спальных корпусов интернатов, санаториев, домов отдыха – не меньше, чем 1,2 м.

Ширина лестничного марша на путях эвакуации обязана быть не меньше:

  • 1,35 м – в детских яслях/садах, домах для престарелых/инвалидов, больницах, спальных корпусах интернатов.
  • 1,2 м – для тех строений, где на любом уровне, за исключением первого, одновременно может находиться больше 200 человек.
  • 0,7 м – для лестниц к одному месту для работы.
  • 0,9 м – для лестниц в других ситуациях.

Казалось бы, вполне понятное, и вроде выполнимое, так как все строительные изделия, используемые в массовом строительстве, например, лестничные марши, давным-давно стандартизированы; а конструктивные размеры для изготовления металлических лестниц как наружных пожарных, так и внутренних для обслуживания известны производителям.

Но, представителям органов ГПН, участвующим в приемке строительных объектов, нередко приходится открывать глаза изумленным проектировщикам, вроде бы осуществлявшим авторский надзор; заказчику, генподрядчику, на то, что реальная ширина путей эвакуации для здания данного функционального назначения слишком занижена.

Объяснения почему, например, в новом здании больницы, которую все население микрорайона, поселка ждало не один год, все (!) установленные лестничные марши имеют ширину 1,2 м вместо необходимых по нормам 1,35 м, обычно крайне маловразумительны, не выдерживают никакой критики.

Эвакуационные пути и выходы по пожарной безопасности для посетителей, персонала должны быть высотой на просвет не меньше, чем 1,9 м, а их ширина быть от 0,8 м. Производители столярных изделий, используемых в гражданском/промышленном строительстве, а также изготовители противопожарных распашных дверей учитывают требования норм, внося эти габариты в основные/стандартные типоразмеры.

Все двери и освещение на эвакуационных путях обязаны соответствовать следующим требованиям:

  • Двери как непосредственно выходов наружу, так и все дверные полотна на путях/маршрутах эвакуации людей обязаны открываться по направлению выхода из строений.
  • Двери выходов не оборудуются запорами, которые невозможно легко открыть изнутри.
  • Двери, выходящие на лестничные клетки, оборудуются уплотнениями в притворах для препятствования распространению дымового потока при пожаре.
  • При невозможности обеспечить естественное освещение путей эвакуации, тамбуров основных выходов из здания, они должны иметь по всей длине/площади электрическое освещение как дежурном/постоянном режиме, так для обеспечения эвакуации после срабатывания прибора АПС.

Для сведения: если выход из помещения, этажа или здания по каким-либо параметрам не полностью отвечает жестким требованиям норм, то он считается дополнительным – аварийным, но не может учитываться в общем плане эвакуации.

Содержание и эксплуатация

Согласно СП 1.13130.2020, а также всех существующих государственных/ведомственных, отраслевых правил ПБ, при эксплуатации и содержании эвакуационных путей и выходов запрещается:

  • Прежде всего захламлять их чем бы то ни было – от любого оборудования до мусора/отходов.
  • Устанавливать дополнительные, не предусмотренные проектными решениями перегородки, двери, турникеты, замки и другие препятствия.

Требования просты, очевидны, понятны и в комментариях не нуждаются.

При приемке рабочей комиссией в эксплуатацию здания именно то, как соблюдены специалистами проектных, работниками субподрядных организаций нормы эвакуационных путей – всегда главное условие для сдачи объекта без замечаний, последующих доработок. Именно на них, а не на работоспособность установок/систем АПС, АУПТ, других инженерных систем здания обращает пристальное внимание представитель государственного пожарного надзора, руководствующийся НПБ 05-93, регламентирующим участие органов ГПН в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, в том числе об обязательном наличии не менее, чем двух самостоятельных эвакуационных выходов из каждой части, пожарного отсека здания, сооружения.

Скачать инструкцию по действиям персонала можно по указанной ниже ссылке

Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре

Обозначение

Обозначение эвакуационных путей и выходов

Важно: Cвод правил СП 1.13130.2020 устанавливает требования ПБ как к путям эвакуации внутри строений любого назначения, за исключением военного, изготовления/хранения взрывчатки, горных разработок, так и к выходам из них.

Статья 67

Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

1) с двух продольных сторон – к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей);

2) со всех сторон – к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

2. К зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

1) с одной стороны – при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров;

2) с двух сторон – при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях:

1) меньшей этажности, чем указано в пункте 1 части 1 настоящей статьи;

2) двусторонней ориентации квартир или помещений;

3) устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий, сооружений и строений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям, сооружениям и строениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий, сооружений и строений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

6. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.

7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8. Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:

1) для зданий высотой не более 28 метров – не более 8 метров;

2) для зданий высотой более 28 метров – не более 16 метров.

9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

11. Сквозные проезды (арки) в зданиях, сооружениях и строениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру – не более чем через 180 метров.

12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15×15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий, сооружений и строений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов – не менее 3,5 метра.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Самоконтроль означает обязательство человека проверять находящиеся в его владении недвижимое имущество, строение, помещение, устройство, а также безопасность их эксплуатации и ее соответствие требованиям.

Отчет можно представить в среде самообслуживанияhttps://tuleohutusaruanne.ee/

Отчет по самоконтролю пожарной безопасности следует представлять в отношении следующих строений:

  • детские сады
  • школы
  • учреждения размещения
  • лечебные и попечительские учреждения
  • торговые центры
  • крупные сельскохозяйственные и промышленные здания
  • высокие здания
  • подземные гаражи
  • строения, где размещаются жизненно важные услуги

Более точные критерии установлены в Приложении 2 к постановлению министра внутренних дел «Требования к самоконтролю пожарной безопасности и отчету по пожарной безопасности, а также критерии обязательности составления отчета по пожарной безопасности», которое легко можно найти в издании Riigi Teataja («Государственный вестник»). Приложением 1 того же постановления утверждена форма отчета. Отчеты по самоконтролю пожарной безопасности не должны представлять частные дома, квартиры и небольшие учреждения и предприятия.

Ответственность за представление отчета о пожарной безопасности лежит на владельце строения. Если владельцев несколько, то собственник строения должен назначить лицо, ответственное за подготовку и представление отчета о пожарной безопасности, которое будет составлять общий отчет о пожарной безопасности строения и представлять его в региональный спасательный центр. На основе представленных отчетов сотрудник службы надзора за пожарной безопасностью оценивает ситуацию с пожаробезопасностью учреждения или предприятия и принимает решение о необходимости проведения осмотра состояния пожарной безопасности.

В случае вопросов и проблем советы дают сотрудники службы надзора за пожарной безопасностью, контактные данные которых можно получить по информационному телефону службы спасения 1524 или найти на домашней странице Спасательного департамента.

Инструктивный материал и примеры для представления отчета по самоконтролю пожарной безопасности:

  • Пример отчета по самоконтролю пожарной безопасности
  • Форма отчета по самоконтролю пожарной безопасности

При представлении отчета на бумажном носителе или по э-почте его следует адресовать, в соответствии с местонахождением строения, следующим образом:

  • Регион деятельности Северного спасательного центра: Raua tn 2, Tallinn 10124 или pohja@rescue.ee;
  • Регион деятельности Южного спасательного центра: Jaama 207, Tartu 50705 или louna@rescue.ee;
  • Регион деятельности Восточного спасательного центра: Rahu 38, Jõhvi 41532 или ida@rescue.ee;
  • Регион деятельности Западного спасательного центра: Pikk 20A, Pärnu 80010 или laane@rescue.ee.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх