Куперс

Бухучет и анализ

ФЗ статус военнослужащего 2018

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2019 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 545-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 ноября 2016 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 418-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в пункт 4.1 статьи 16 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ

Действие абзаца пятого пункта 4, пункта 7 (в части оплаты стоимости путевок детей военнослужащих в организации отдыха и оздоровления) статьи 16 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 1-ФЗ

Изменения в пункт 5 статьи 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Изменения пункт 2 статьи 28.5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 111-ФЗ

Положения пункта 5.1 статьи 13 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 марта 2007 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 17 октября 2006 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2006 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 7 названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2006 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 мая 2006 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 37-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральным законом от 10 ноября 2004 г. N 136-ФЗ норма вышеназванного Федерального закона о приостановлении абзаца второго пункта 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признана утратившей силу

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральным законом от 10 ноября 2004 г. N 136-ФЗ норма вышеназванного Федерального закона о приостановлении абзаца второго пункта 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признана утратившей силу

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 мая 2002 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г. Абзац второй подпункта 2 пункта 4 статьи 1 названного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральным законом от 10 ноября 2004 г. N 136-ФЗ норма вышеназванного Федерального закона о приостановлении абзаца второго пункта 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признана утратившей силу

Федеральный закон от 26 июля 2001 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2000 г.

Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы)».

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы)» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы)» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 июня 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 12 июня 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона имеет целью совершенствование правового регулирования отношений в сфере прохождения военной службы (службы), а также согласование норм законов Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» и «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» с другими законодательными актами Республики Беларусь.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

В Конституции установлено также, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (часть первая статьи 57).

2. Законом (статья 1) вносится изменение в статью 342 Трудового кодекса Республики Беларусь, предусматривающую гарантии для лиц, уволенных с военной службы. В соответствии с новой редакцией пункта 1 части 1 указанной статьи гражданам, работавшим до призыва на военную службу в государственных организациях, гарантируется не только сохранение в течение трех месяцев со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу, как это предусмотрено в действующей редакции статьи 342 Трудового кодекса, но и право поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу, в случае заболевания, получения травмы в период прохождения военной службы по призыву, не препятствующих поступлению на работу к тому же нанимателю, и при условии письменного уведомления гражданином об этом нанимателя – в течение трех месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Аналогичная норма закрепляется и в излагаемом в новой редакции абзаце втором части седьмой статьи 19 Закона «О статусе военнослужащих» (пункт 2 статьи 3).

Данное правовое регулирование направлено на усиление социальной защиты (поддержки) лиц, уволенных с военной службы по призыву, в частности, предоставление им дополнительных гарантий трудоустройства путем закрепления возможности поступления на работу к тому же нанимателю для временно нетрудоспособных граждан, уволенных с военной службы по призыву.

Кроме того, статья 19 Закона «О статусе военнослужащих» дополняется нормой, предусматривающей в качестве дополнительной гарантии назначение и выплату пособия в случае заболевания, получения травмы в период прохождения срочной военной службы со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе, до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности, но не более чем за 120 календарных дней непрерывно со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе (пункт 2 статьи 3 Закона).

Оценивая изменения и дополнения, вносимые в Трудовой кодекс и Закон «О статусе военнослужащих», Конституционный Суд приходит к выводу о том, что такой подход законодателя согласуется с конституционными положениями, в соответствии с которыми гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (часть первая статьи 41), а также гарантируется право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности; государство проявляет особую заботу о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (статья 47).

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель тем самым проявляет особую заботу о военнослужащих, исходя из предписания статьи 57 Конституции о том, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Положения Закона свидетельствуют также о реализации конституционных норм, согласно которым Республика Беларусь является социальным государством, ответственным за создание условий для свободного и достойного развития личности, а также достойного уровня жизни (статья 1, часть вторая статьи 2, часть вторая статьи 21).

3. Пунктом 1 статьи 3 Закона вносится дополнение в статью 1 Закона «О статусе военнослужащих», устанавливающее, что военнослужащим (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) запрещено получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Конституционный Суд отмечает, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» воинская служба представляет собой особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь (абзац третий статьи 1), при этом устанавливается приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью (часть первая статьи 5).

Законом «О воинской обязанности и воинской службе» предусмотрено, что военная служба – основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований (абзац четвертый статьи 1); согласно Закону «О статусе военнослужащих» военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства (часть первая статьи 5).

Таким образом, на военнослужащих возлагаются особые профессиональные обязанности, связанные с их правовым статусом, в связи с чем они наделены правом в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе.

Кроме того, военнослужащие имеют право на применение физической силы, специальных средств, хранение, ношение, использование и применение оружия, боевой и специальной техники в случаях и порядке, установленных законодательными актами (часть восьмая статьи 1 Закона «О статусе военнослужащих»).

Осуществление военнослужащими государственно-властных полномочий, имеющих особую значимость, предполагает необходимость установления повышенных требований к ним со стороны государства.

4. Аналогичные ограничения в части установления запрета на получение от иностранных государств документов, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользование такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь, предусматриваются и в отношении работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (статья 2 Закона). Данный законодательный подход основан на том, что согласно пункту 2 Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11 января 2013 г. № 22, служба в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям является видом государственной службы в Республике Беларусь.

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемые Законом ограничения на получение военнослужащими и работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям от иностранных государств документов, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользование такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь, обусловлено правовым статусом указанных лиц, поскольку получение этих льгот и преимуществ может поставить их в определенную зависимость от иностранных государств и вызвать конфликт интересов.

Конституционный Суд считает, что данные ограничения согласуются с положением статьи 23 Конституции, в соответствии с которым ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц и что никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

При этом Конституционный Суд отмечает, что при установлении правового регулирования указанных общественных отношений в части ограничений для военнослужащих и работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям законодателем реализована правовая позиция Конституционного Суда, выраженная им в решении от 7 апреля 2011 г. «О позиции Конституционного Суда Республики Беларусь по Закону Республики Польша «О Карте поляка» и подтвержденная в ряде других решений.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что проверяемый Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы)» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

Главная Карьера Служба по контракту Служба по контракту Информация для кандидата Условия приёма Военнослужащие по призыву

Условия приема на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Под условиями приема понимаются правила, установленные для проведения процедуры отбора кандидата для прохождения военной службы по контракту и его приема в воинских частях.

Порядок отбора кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на военную службу по контракту установлен статьей 6 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 3-х месяцев, вправе заключать контракт о прохождении военной службы.

Кроме того, военнослужащие по призыву, получившие до призыва на военную службу высшее или среднее профессиональное образование имеют право на заключение данного контракта без учета срока прохождения ими военной службы по призыву.

Вместе с рапортом военнослужащий представляет:

  • заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;
  • автобиографию, написанную от руки в произвольной форме (в 2-х экземплярах);
  • заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования;
  • заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке
  • и свидетельств о рождении детей (при наличии);
  • копию свидетельства о рождении;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • служебную характеристику с последнего места работы (учебы, службы).
  • заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (при наличии);
  • выписку из домовой книги (при наличии);
  • фотографии размером 9 х 12 см (анфас).

Рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, регистрируется и принимается командиром воинской части к рассмотрению.

Командир воинской части рассматривает рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и принимает по нему решение в сроки, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации для рассмотрения предложений военнослужащих (статья 116 ДУ ВС – до 30 суток со дня регистрации, в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение).

Военнослужащий, рапорт которого принят к рассмотрению, является кандидатом.

Рапорт военнослужащему может быть возвращен по основаниям, установленным пунктом 5 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237:

  • при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;
  • при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;
  • если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;
  • если это лицо подвергнуто административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока,
  • в течение которого это лицо считается подвергнутым административному наказанию).

Соответствие кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской части.

Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами «б» — «е» пункта 5 и пунктом 15 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237:

  • при признании его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе или негодным к военной службе;
  • при отнесении его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;
  • при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, квалификации или физической подготовки.

По рассмотрении рапорта командир воинской части дает указания:

  • о проведениии медицинского освидетельствования;
  • о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору ;
  • о проверке соответствия уровня его образования (наименование мероприятия должно иметь формат ссылки, при нажатии на которую происходит переход в соответствующий раздел на данной странице), квалификации и физической подготовки;
  • о рассмотрении его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части.

Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.

При отказе гражданина от обследования военно-врачебная комиссия выносит заключение: «Не годен к поступлению на военную службу по контракту».

По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:

А — годен к военной службе;

Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В — ограниченно годен к военной службе;

Г — временно негоден к военной службе;

Д — негоден к военной службе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

В отношении граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту, выносится заключение о годности их к военной службе на воинских должностях по конкретным ВУС, а при необходимости, к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Справочно: В соответствии со статьей 8 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).
Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

Профессиональная пригодность определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется военнослужащий.
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;

б) рекомендуется — вторая категория;

в) рекомендуется условно — третья категория;

г) не рекомендуется — четвертая категория.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

Проверка соответствия уровня образования кандидата установленным требованиям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 «Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами».

Справочно: Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

Уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

В приказе Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 «Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами» содержится информация об уровне образования, необходимом при назначении на соответствующие воинские должности.

В соответствии со статьями 9 и 260 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200, физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению № 20 к указанному Наставлению.

Граждане вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество (выносливость, сила и быстрота).

В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений, требования к поступающим на военную службу по контракту считаются не выполненными.

Требования
к физической подготовленности граждан, поступающих
на военную службу по контракту

Физические упражнения

Минимальные требования для категорий военнослужащих (мужчины до 30 лет)

Сила

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

35 раз

Толчок 2 гирь, весом 24 кг

11/15 раз

Подтягивание на перекладине

10 раз

Быстрота

Бег на 60 м

9,8 с

Бег на 100 м

15,0 с

Челночный бег на 10 х 10 м

28,5 с

Выносливость

Бег на 3 км

14,00 мин

Бег на 1 км

4,20 мин

Плавание 500 м/300 м

13,00 мин

Лыжная гонка на 5 км

28,00 мин

При необходимости кандидат проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх