Куперс

Бухучет и анализ

Государственное регулирование экспорта и импорта товаров

ТЕМА 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ». Источники регулирования экспорта. Содержание экспортно-импортных операций. Понятие экспорта, импорта, реэкспорта. Условия осуществления экспортной операции. Схема экспортной операции. Понятие импорта. Условия осуществления импортной операции. Схема импортной операции. Реэкспортные операции. Реимпорт.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» был принят Государственной Думой РФ 21 ноября 2003 г. Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Основной целью Закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в случаях возросшего, демпингового или субсидируемого импорта в Россию. Законом устанавливаются правовые основы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в нашей стране, полномочия субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, а также взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что данный закон тесно связан с рядом других законов, например, с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г.), Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и некоторыми другими. Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, следует отметить постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и т.д.

Содержание экспортно-импортных операций. Экспорт товара – вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Под экспортными операциями понимается деятельность, которая связана с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Под импортными операциями понимается деятельность, которая связана с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке страны.

В международной коммерческой практике под экспортом и импортом понимаются обычно только операции, которые осуществляются на коммерческой основе. А именно – на основе заключения и исполнения международных торговых сделок – контрактов купли-продажи. Поставки в виде помощи, даров и другие, которые осуществляются на безвозмездной основе, в стоимость экспорта и импорта, как правило, не включаются, а учитываются отдельно.

Техника подготовки и проведения экспортно-импортных операцийразбивается на несколько этапов, а именно:

1) подготовка к заключению контрактов купли-продажи,

2) заключение контрактов купли-продажи,

3) исполнение контрактов купли-продажи.

Остановимся подробнее на первом этапе. Основной задачей как экспортера, так и импортера на первом этапе является поиск и выбор контрагента. Выбор контрагента – вопрос очень важный и сложный. Он зависит от характера и предмета сделки, страны заключения и исполнения контракта, емкости рынка, конъюнктуры на данном рынке. При выборе контрагента возникает вопрос, на каком рынке (т. е. в какой стране) лучше продать или купить товар, а также с каким иностранным покупателем или поставщиком лучше заключить сделку. Определив возможных контрагентов, экспортер или импортер приступают к установлению контактов с ними.

Первый способ установления контактов – направление предложения (оферты).

Оферта (предложение) – документ, который содержит все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, цена, условие поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи, общие условия поставки. Фирма, пославшая предложение, называется оферентом. В международной торговой практике различают два вида оферты: твердая и свободная. О виде оферты на ней должна быть сделана соответствующая надпись.

Твердая оферта (firm offer) – это письменное предложение на продажу определенной партии товара, которое посылается оферентом одному возможному покупателю. В нем указывается срок, в течение которого продавец является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю.

Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение (по почте или телеграфу). Это подтверждение содержит безоговорочный акцепт – согласие покупателя принять без изменений все условия твердой оферты продавца. Акцепт вступает в силу в момент, когда согласие покупателя получено оферентом.

Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями оферты, он посылает продавцу ответ на предложение или контроферту с указанием своих условий и срока для ответа.

Свободная оферта (free offer) обычно делается одновременно нескольким возможным покупателям на одну и ту же партию товара. Она не устанавливает срок для ответа и поэтому не связывает оферента своим предложением. Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой оферте, подтверждается твердой контрофертой. После подтверждения контроферты продавцом (акцепта) сделка считается заключенной. Свободная оферта используется довольно редко.

Процедура подготовки экспортной сделки.

Продавец может использовать различные способы установления контактов с потенциальными покупателями:

1) направить предложение (оферту) непосредственно одному или нескольким возможным иностранным покупателям;

2) принять и подтвердить заказ покупателя. Заказ – коммерческий документ, в котором покупатель указывает все необходимые условия для изготовления товара;

3) направить покупателю предложение в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта. Запрос не имеет официальной формы, а представляет собой присланный по телефаксу обыкновенный вопрос;

4) принять участие в торгах путем представления тендераорганизаторам торгов, т.е. документа, где указаны цена и стоимость работ;

5) принять участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках (цель – заключить контракты, сделки по выставленным образцам или продажа экспонатов);

6) направить счет-проформу контракта (предварительный счет) уже известному покупателю как результат согласования условий контракта по телефону, телетайпу или на основе предшествующих договоренностей;

7) поместить рекламные объявления в средствах информации, направить в адрес потенциальных покупателей каталоги, прейскуранты, проспекты с предлагаемыми товарами, организовать рекламную кампанию на рынке страны-импортера.

Процедура подготовки импортной сделки.В процессе подготовки импортной сделки покупатель может использовать следующие способы установления контактов с потенциальным продавцом-экспортером, а именно:

1) направить заказ продавцу;

2) направить запрос производителю интересующих импортера товаров;

3) объявить торги с приглашением к участию фирм, которые могут принять и выполнить условия организаторов торгов;

4) направить возможному производителю коммерческое письмо о намерениях в ответ на его рекламу или информацию;

5) направить потенциальному экспортеру коммерческое письмо о намерениях вступить в переговоры в ответ на его предложение;

6) направить экспортеру безоговорочный акцепт (согласие) его предложения.

Наиболее распространенным способом подготовки прямой импортной сделки является размещение заказа у производителя интересующих покупателя товаров.

Заказом называют коммерческий документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара.

В заказ включаются:

— инструкция по поставке – документ, выдаваемый покупателем, в котором содержатся инструкции экспедитору в отношении условий поставки заказанных товаров;

— инструкция по упаковке – содержит указание количества и размеров частичных поставок, относящихся к ним условий, наименование, адрес, номер телефона или телекса экспедитора, средство транспорта, наименование перевозчика.

Практикуется выдача заказов постоянным контрагентам. Поэтому в заказе чаще всего указываются только наименование товара, его количество, срок поставки. Если экспортер согласен с условиями заказа и прилагаемой к нему спецификацией, он подтверждает заказ, и сделка считается заключенной.

Способы заключения контрактов купли-продажи (экспортно-импортных сделок).В международной практике применяются различные способы заключения экспортно-импортных сделок:

1. Подписание контрактов участвующими в нем контрагентами. Контракт купли-продажи может считаться заключенным только в том случае, если он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны. Контракт может быть подписан только лицами, имеющими право подписи таких документов, иначе он не является юридическим документом.

2.Акцепт покупателем твердой оферты продавца. Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение (по почте или телеграфом), содержащее безоговорочный акцепт, то есть согласие принять без изменений все условия твердой оферты продавца.

3. Акцепт продавцом контроферты покупателя. Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями предложения, он посылает продавцу контроферту с указанием своих условий и срока для ответа. Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептует и письменно уведомляет об этом покупателя. Если продавец не согласен с условиями контроферты, он либо считает себя свободным от своих обязательств, либо посылает ему новую оферту.

4. Акцепт продавцом письменного согласия покупателя с условиями свободной оферты (контроферты покупателя). Продавец акцептует контроферту того покупателя, которую он раньше получил, или покупателя, с которым он предпочитает заключить сделку.

5. Подтверждение продавцом заказа, сделанного покупателем. В этом случае сделка оформляется двумя документами: заказ покупателя и подтверждение поставщика. Такой способ заключения сделок используется контрагентами, которые состоят в длительных деловых отношениях. Поэтому в заказе учитываются только основные условия сделки: товар, количество, срок поставки и цена. Заказы размещаются на сложное оборудование, которое часто еще требует разработки и создания. В этом случае покупатель обычно финансирует продавца, внося крупные суммы аванса. Создание такого продукта осуществляется за счет покупателя (самолеты, атомные реакторы и т. д.).

6. Обмен письмами в подтверждение достигнутой ранее личной договоренности между контрагентами.

Вывоз за границу ранее ввезенного товара, который в стране экспорта не подвергался какой-либо переработке, называется реэкспортом. Обычно эти операции возникают из-за резкого изменения международной обстановки, прямых дипломатических или экономических связей между странами, возникновения военных действий. В таких случаях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые и оказывают ей фактически посредническую услугу

Основные действия сторон при реэкспортных операциях:

· обращение к реэкспортеру с просьбой о поставке товара;

· заключение контракта реэкспортера с экспортером на поставку товара, запрошенного импортером;

· поставка товара экспортером по контракту;

· оплата экспортеру за поставку товара;

· заключение контракта реэкспортера с импортером на поставку запрошенного им товара;

· поставка товара импортеру;

· получение оплаты от импортера;

· возможный вариант движения товара.

Предметом реэкспорта обычно выступают товары, которые реализуются на международных аукционах и товарных биржах.

Реэкспортными операциями являются также операции по вывозу товаров с территорий «свободных зон» и «приписных складов».

Под «приписным складом» понимаются все площади и помещения, приписанные к определенной таможне, где может находиться товар под таможенным контролем. В приписном таможенном складе товар может быть переупакован, расфасован, пересортирован под наблюдением таможенной инспекции. Товар, находящийся на приписном складе, считается не прошедшим таможенную процедуру. Он может быть пропущен на территорию данной страны после выполнения всех таможенных формальностей и уплаты причитающихся пошлин, налогов и сборов.

«Свободной зоной» называется территория порта, которая находится вне таможенной территории данной страны. Товары, ввозимые на территорию этих зон, не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются на время пребывания там и при ввозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства. На складах, расположенных в свободной зоне, товары хранятся до их перемещения внутрь страны через таможенную границу или до их реэкспорта.

На территории свободных зон совершаются следующие операции:

— по завершении процесса производства в сфере обращения (очистка и сушка сырьевых товаров, расфасовка и разлив напитков в розничную тару);

— по сортировке и перегрузке товаров;

— по отбору товарных образцов и ознакомлению с ними покупателей.

В развитых странах насчитывается более 200 действующих свободных зон. Страны, не имеющие выхода к морю, пользуются свободными зонами близлежащих портов на основе международных соглашений.

Ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке, называется реимпортом. К реимпорту относятся товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и т. д.

Механизм экспортного и импортного регулирования

2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования

Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Импорт – ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу без переработки

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из и импорт в осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях правительством в целях:

обеспечения национальной безопасности страны;

выполнения международных обязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

защиты внутреннего рынка страны.

Постановления о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

соблюдение общественной морали и правопорядка;

охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

сохранение культурного наследия народов;

защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;

необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

обеспечение национальной безопасности;

защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса;

выполнение международных обязательств .

Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в стране

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются законами страны.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между лицами данной страны, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории этой страны, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах с определьными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории

2.3 Содействие развитию внешнеторговой деятельности и её стимулирование

Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.

В качестве главной цели внешнеэкономической политики должно быть провозглашено активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик.

Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД.

Развитию ВЭД способствует развитая система государственного страхования торговли и инвестиций.

Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации.

Эффективность внешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочности институциональных основ ВЭД. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.

Среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), которое разрабатывает и координирует промышленную и внешнеторговую политику страны. МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

Данное министерство играет ключевую роль в планировании и структурной перестройке экономики в сторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, увеличения экспорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания конкурентоспособной информационноемкой экономики, сокращения внешнеторгового дисбаланса и уменьшения зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов.

Последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов.

Содействие развитию внешнеторговой политики заключается в следующем:

усиление государственного участия в определении и реализации целей, приоритетов, основных направлений структурной политики, ее тесной увязке с внешнеэкономическим регулированием;

укрепление законодательной и нормативно-правовой основы государственного регулирования ВЭД;

укрепление институциональных основ государственного регулирования ВЭД. В частности, было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одной правительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД;

формирование общегосударственной системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальным уполномоченным органом. Необходимое условие эффективного функционирования такой системы – создание широкой сети информационно-консультативных служб;

выработка и практическое использование механизмов кредитования экспорта, предоставления государственных гарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих и политических рисков;

Выводы

После изучения данной темы можно сделать вывод о том, что внешнеэкономическая деятельность в различных её формах и проявлениях является нужной для развития экономики любой страны.

Можно выделить следующие преимущества и недостатки ВЭД: она способствует росту ВВП и ВНП, способствует расширению товарного ассортимента, стимулирование производства для экспорта продукции, расширяет внешнеэкономические связи, но при отсутствии контроля, ущемляет национального производителя.

Правительство различных стран предпринимает различные действия для контроля объёмов поставок импортной продукции, недопущения нарушения правовых норм. Для этого применяются стимулирующие и ограничивающие инструменты, такие как льготные или наоборот, очень высокие таможенные пошлины. Государство также контролирует работу таможенных органов путём проведения спецопераций, регулярных проверок, что существенно понижает риск нелегального везения товаров на таможенную территорию страны, способствует борьбе с коррупцией в государственных структурах.

При прохождении таможенного контроля и оформления, товар подлежит различным видам контроля (фитосанитарному, ветеринарному, карантинному, радиологическому, экологическому и др.) для определения степени его соответствия общегосударственным стандартам, качества и пригодности для использования. С помощью этих и других инструментов, государство регулирует ввозимые и вывозимые грузы.

Итак, можно сделать вывод, что ВЭД является важной составляющей экономического развития страны, однако для положительного её влияния, необходимо держать её объёмы и структуру в определённых рамках, которые будут приносить доход в бюджет, прибыль субъектам ВЭД, насыщать рынок нужными товарами, не наносить ущерба национальным производителям.

Список литературы

1. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/ Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784с.

3. Панчишин Степан Макроекономіка: Навч. посіб. – К.: Либідь, 2001. – 601с.

4. Задоя А. А., Петруня Ю. Е. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., стер. – К.: О-во «Знання», КОО, 2006 – 368с.

5. Бутук А. И. Макроэкономика, 1996 – 320с.

6. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002 – 472с.

7. Кухарська Н. Експортно-імпортна політика// Регіон. екон. – 2005. — № 1

8. Кухарська Н. Експортно-імпортна політика (продовження)// Регіон. екон. – 2005. — № 3

9. Вишивана Б. М. Оцінка експортно-імпортної діяльності в Україні// Фін. України. – 2008. — № 1.

11. Бураковський І. «Теорія міжнародної торгівлі», К., 1996

12. Внешнеторговые сделки/ Сост. И. С. Гринько. – Суми: Фирма «Реал», 1994 – 464с.

16. Наговицин А. Г. «Внешняя торговля», М: Русская Деловая Литература, 1999 – 288с.

17. Наказ ДМСУ № 933 «Про внесення змін до наказу Держмитслужби від 09.07.97 № 307»;

18. Таможенный Кодекс Украины

19. Циганкова Т. М., Петрашко Л. П., Кальченко Т. В. «Міжнародна торгівля: навч. посібник» — К.: КНЕУ, 2001 – 488с.

20. Фигурнова Н.П. Международная экономика : Учебное пособие для вузов / Н.П. Фигурнова . ─ М. : Омега-Л, 2005 . ─ 509с.

21. Фомичёв В. И. «Международная торговля: Учебник» — М.: ИНФРА-М, 1998 – 496с.

22. http://friedman.com.ua/ru/

Информация о работе «Внешнеторговая политика государства» Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 43575
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

29242 1 0

… экономической деятельности. Примеров служат свободная зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная Земля» (Аргентина), пять специальных зон в Китае. 2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним, т.е. направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с …

43962 4 0

… явно недостаточно. Поэтому импорт оказывается слабоуправляемым и не покрывается экспортом, отрицательное внешнеторговое сальдо -перманентная проблема. 2. Анализ состояния и перспектив развития внешней торговли РБ 2.1 Анализ географической структуры внешней торговли РБ Республика Беларусь является страной с малой открытой экономикой, которая поддерживает торгово-экономические …

9372 2 1

… стран от международного обмена. В условиях современной мировой торговли каждая страна встает перед выбором – насколько открытой будет ее экономика. Известно, что и политика свободной торговли, и протекционизм обладают как преимуществами, так и недостатками. 1. Понятие международной и внешней торговли Международная торговля представляет собой форму взаимоотношений между товароотношениями …

179623 6 7

… В тот период указанные страны осуществляли интенсивный комплекс инвестиционных, технологических, управленческих и т. п. решений, позволивших на 30—50 % снизить потребление энергоресурсов. В дальнейшем при формировании внешнеторговой политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане …

Доходы бюджета — налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ. Они состоят(состав фед.бюджета) из доходов федерального уровня и части доходов субъектов РФ.В доходах федерального бюджета указываются поступления доходов по источникам.:
^ Налоговые доходы: налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций; НДС; акцизы; НДФЛ, лицензионные и регистрационные сборы, налог от приватизации и продажи государственного имущества федерального значения; налог с доходов от внешней торговли; налоги на внешнеэкономические операции; платежи за пользование природными ресурсами.

^ К неналоговым доходам относятся доходы от приватизации и продажи собственности (федеральной), от арендных сборов, пошлин и др. К ним относятся доходы целевых фондов.

Среди доходов федерального бюджета. по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов РФ выделяются основные: НДС, налог на прибыль (доходы от капитала), акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и др.

Все перечисленные средства — доходы федерального бюджета., но это не означает, что все суммы поступлений по ним зачисляются только в федеральный бюджет. Ежегодно устанавливаются или пересматриваются размеры (в %) зачисления доходов в федеральный бюджет. Доходы федерального бюджета частично поступают и на формирование доходов нижестоящих бюджетов. Практикуется и обратное, когда законодательно устанавливаются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, например по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу.

Это означает, что в РФ нет полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Функционирует система отчислений по устанавливаемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов — в местные бюджеты.

Основной источник доходов — это налоги.

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки, для содержания госаппарата и выполнение функций гос-ва.

Основные федеральные налоги — это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.

Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.

НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц — это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.

К неналоговым доходам относятся:

· доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

· доходы от приватизации;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)

В доходах федерального бюджета, также учитываются:

прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;

Основное направление государственной политики в области налоговой реформы состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.

Субъекты и объект внешнеэкономических сделок

Субъектами внешнеэкономических сделок могут быть любые российские или иностранные лица. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности.

Российское лицо — это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.

Иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. Российские и иностранные лица могут выступать как в качестве заказчиков услуг, так и исполнителей услуг, продавцов, покупателей и т.д. во внешнеэкономических сделках, если они прошли лицензирование согласно постановлению Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий».

Объектом внешнеэкономических сделок могут быть услуги, результат работ, товар, интеллектуальная собственность. Товаром, являющимся предметом внешнеторговой деятельности, является движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Отдельные виды внешнеэкономических сделок

Договор международной купли-продажи товаров — это внешнеторговая сделка, направленная на передачу в собственность товара продавцом и получение оплаты товара от покупателя. Отношения в этой сфере регулируются Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.). Данная Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, которые ратифицировали данную Конвенцию и их законодательство применимо к отношениям, возникшим между продавцом и покупателем. То обстоятельство, что коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, не принимается во внимание, если это не вытекает ни из договора, ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информацией между сторонами.

При этом ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание при определении применимости Конвенции. Конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора.

Продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который затарирован или упакован так, как это требуется по договору. Продавец обязан поставить товар свободным от любых прав или притязаний третьих лиц, которые основаны на промышленной собственности или другой интеллектуальной собственности, о которых в момент заключения договора продавец знал или не мог не знать при условии, что такие права или притязания основаны на промышленной собственности или другой интеллектуальной собственности: по закону государства, где товар будет перепродаваться или иным образом использоваться, если в момент заключения договора стороны предполагали, что товар будет перепродаваться или иным образом использоваться в этом государстве; или в любом другом случае — по закону государства, в котором находится коммерческое предприятие покупателя.

Внешнеторговая бартерная сделка — внешнеторговая сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

К особенностям осуществления внешнеторговых бартерных сделок относится следующее. В документе, оформляющем внешнеторговую бартерную сделку, должны указываться: дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки; номенклатура, количество, качество, цена товара но каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара.

В договоре на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве указывается стоимость товаров, предусмотренных для обмена на равноценные по стоимости экспортируемые из Российской Федерации товары, а номенклатура, количество, качество и цена встречных товаров указываются в дополнительных протоколах, которые должны являться частью таких договоров; перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности; перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные условиями таких сделок, обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию РФ равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав па объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств.

Если по условиям внешнеторговой бартерной сделки выполнение иностранным лицом его обязательств должно осуществляться способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, передаваемых российскому лицу, заключившему такую внешнеторговую бартерную сделку, эти товары после их получения российским лицом за пределами таможенной территории РФ должны быть реализованы. При осуществлении внешнеторговых бартерных сделок товары, получаемые российскими лицами по таким сделкам за пределами территории РФ, могут быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров на территорию РФ при условии, что:

  • 1) фактическое получение указанных выше товаров должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки;
  • 2) российские лица не позднее чем в течение одного года со дня фактического получения вышеуказанных товаров обязаны обеспечить их реализацию и в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, обеспечить зачисление на свои счета в уполномоченных байках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.

При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы РФ представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.

Международный договор лизинга также является распространенной внешнеэкономической сделкой, в силу которой одна сторона (арендодатель):

  • а) заключает по спецификации другой стороны (арендатора) договор (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплектное оборудование, средства производства или иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его интересы, и
  • б) заключает договор (договор лизинга) с арендатором, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.

Отношения в этой сфере попадают под правовое влияние Конвенции УНИДРУЛ о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.), которая определяет особенности совершения сделок финансового лизинга на международном уровне. Согласно ст. 9 данной Конвенции арендатор обязан проявлять надлежащую заботу в отношении оборудования, использовать его разумным образом и поддерживать его в состоянии, в котором оно было ему передано, с учетом нормального износа и тех изменений в оборудовании, которые согласованы сторонами. По истечении срока действия договора лизинга арендатор возвращает арендодателю оборудование в надлежащем состоянии, если только он не воспользовался правом покупки его или продолжения его лизинга на последующий период.

Лекция 7. Сделки в международном частном праве

В.Т. Батычко
Международное частное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

7.1. Понятие, виды и формы внешнеэкономических сделок

Внешнеэкономической считается сделка, в которой хотя бы одной из сторон является иностранное лицо (физическое или юридическое), а содержанием — операции по ввозу из-за границы или по вывозу за границу товаров либо какие-нибудь подсобные операции.

Основной разновидностью внешнеэкономических сделок является договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара. Кроме купли-продажи, к внешнеэкономическим сделкам относят договор подряда, договор мены, договор лизинга, договор комиссии, договор страхования, а также получившие в последнее время широкое распространение договоры на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов и выполнении строительных, научно-исследовательских, проектных работ, передаче различной документации и т.д.

Внешнеэкономические сделки могут иметь возмездный или безвозмездный характер. Внешнеэкономические сделки подразделяют на:

— односторонние (выдача доверенности иностранному юридическому или физическому лицу на совершение действий от имени доверителя);

— двусторонние (договоры международной купли-продажи, бартерные контракты и т. д.);

— многосторонние (договор о совместной деятельности, учредительный договор и т.д.).

Внешнеэкономические сделки могут заключаться под определенным условием, при наступлении которого сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие.

В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. Причем стороны сделок могут выбрать валюту третьей страны.

Основания взимания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обязательствам в РФ определяются по праву страны, подлежащему применению к соответствующему обязательству (ст. 1218 ГК РФ).

Споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в специализированные арбитражи, представляющие собой не зависимые от государства организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам. Стороны могут выбрать как постоянно действующий арбитражный суд (например, Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации), так и арбитраж, который создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу (так называемый арбитраж ad hoc).

Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют и международные обычаи.

По российскому законодательству сфера действия права, подлежащего применению к договору, включает в себя (ст. 1215 ГК РФ):

— толкование договора;

— права и обязанности сторон договора;

— исполнение договора;

— последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

— прекращение договора;

— последствия недействительности договора.

В РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка (доверенность), совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии с Гражданским кодексом РФ является российское право.

Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — российскому праву (ст. 1209 ГК РФ). В случае если внешнеэкономические сделки заключаются на международных аукционах, иностранных биржах, то порядок подписания и форма сделок определяются соответствующими правилами аукционов и бирж.

Предыдущая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх