Куперс

Бухучет и анализ

Косгу 242

Еще вам будет интересно:

  • Учет доходов учреждений в свете последних изменений в КОСГУ
  • Обзор изменений в порядке применения бюджетных КОСГУ

В конце прошлого года Минфин подготовил Приказ от 27.12.2017 № 55н, которым планируется ввести изменения в разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний № 5н. У отдельных статей появятся новые подстатьи, также изменятся названия некоторых статей КОСГУ. Дополнительно будут добавлены увязки с кодами видов расходов. В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте. В статье мы рассмотрим основные новшества, которые необходимо будет учитывать при отражении тех или иных операций в 2018 году.

Изменится порядок применения КОСГУ.

Коды КОСГУ используются для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Порядок их применения раскрыт в разд. V Указаний № 5н. Чтобы обеспечить полноту отражения в бюджетном учете информации об осуществляемых операциях, государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию (в рамках третьего разряда кода) операций по статьям 310, 320, 330, 340, 530 КОСГУ. Напомним, что ранее, до внесения изменений, допускалась детализация по статьям 120, 130, 140, 180, 290 КОСГУ. В 2018 году Минфин в целях единообразия вводит дополнительную детализацию по доходным и расходным статьям КОСГУ.

Сопоставительная таблица КОСГУ на 2018 год.

Итак, как было отмечено выше, финансовое ведомство детализирует отдельные статьи доходов и расходов подстатьями, раскрывающими суть отражаемой операции. Указанные изменения продиктованы среди прочего переходом государственных (муниципальных) учреждений на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета «Основные средства» и «Аренда». На сайте Минфина (www.minfin.ru) размещена Сопоставительная таблица кодов КОСГУ на 2018 год и применявшихся в 2017 году кодов. Из данной таблицы видно, что изменится в этом году.

Статья

Расшифровка

120 «Доходы от собственности»

Данная статья детализирована новыми подстатьями:

– 121 «Доходы от операционной аренды»;

– 122 «Доходы от финансовой аренды»;

– 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами»;

– 124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»;

– 125 «Проценты по предоставленным заимствованиям»;

– 126 «Проценты по иным финансовым инструментам»;

– 127 «Дивиденды от объектов инвестирования»;

– 128 «Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации»;

– 129 «Иные доходы от собственности»

130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

Эта статья детализирована новыми подстатьями:

– 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;

– 132 «Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования»;

– 133 «Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров)»;

– 134 «Доходы от компенсации затрат»;

– 135 «Доходы по условным арендным платежам»;

– 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»

Данная статья детализирована новыми подстатьями:

– 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»;

– 142 «Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам»;

– 143 «Страховые возмещения»;

– 144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»;

– 145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

170 «Доходы от операции с активами»

Названная статья детализирована подстатьями 171 – 176. Из них новыми являются подстатьи:

– 175 «Курсовые разницы по результатам пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений»;

– 176 «Доходы от оценки активов и обязательств».

Обращаем ваше внимание, что для отражения кассовых поступлений и выбытий данные подстатьи КОСГУ не применяются

180 «Прочие доходы»

Данная статья детализирована новыми подстатьями:

– 181 «Невыясненные поступления»;

– 182 «Доходы от безвозмездного права пользования»;

– 183 «Доходы от субсидии на иные цели»;

– 184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»;

– 189 «Иные доходы»

220 «Оплата работ, услуг»

Эта статья детализирована новыми подстатьями:

– 227 «Страхование»;

– 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;

– 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

270 «Расходы по операциям с активами»

Данная статья дополнена новой подстатьей 274 «Убытки от обесце­нения активов»

290 «Прочие расходы»

Указанная статья детализирована новыми подстатьями:

– 291 «Налоги, пошлины и сборы»;

– 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах»;

– 293 «Штрафы за нарушения законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»;

– 294 «Штрафные санкции по долговым обязательствам»;

– 295 «Другие экономические санкции»;

– 296 «Иные доходы»

410 «Уменьшение стоимости основных средств»

Данная статья детализирована подстатьями:

– 11 «Амортизация основных средств»;

– 12 «Обесценивание основных средств».

420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»

Названная статья детализирована подстатьями:

– 421 «Амортизация нематериальных активов»;

– 422 «Обесценивание нематериальных активов»

430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»

Данная статья детализирована подстатьями:

– 431 «Выбытие непроизведенных активов»;

– 432 «Обесценивание непроизведенных активов»

Порядок применения новых подстатей КОСГУ.

С введением новых подстатей доходов и расходов КОСГУ внесены изменения в порядок их применения при отражении тех или иных операций.

Так, по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ отражаются доходы от оказания, выполнения платных услуг, работ (за исключением доходов от оказания услуг (выполнения работ) по программе ОМС), в том числе:

  • доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ) потребителям соответствующих услуг (работ) на территории РФ, в частности, населению РФ, а также гражданам других государств (нерезидентам);
  • доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг (выполнения работ));
  • доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступления субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
  • прочие доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ).

Рассмотрим пример по отражению операции, связанной с применением данной подстатьи.

8

В вузе, который является бюджетным образовательным учреждением, установлен платежный терминал для безналичных расчетов за продукцию общественного питания столовой. Суммы, поступившие от потребителей через платежный терминал, перечисляются банком-эквайрером на лицевой счет учреждения за вычетом комиссии банка, которая составляет 1  от суммы расчетов. За январь 2018 года реализованы готовые блюда на сумму 350 00 руб. Сумма, поступившая через кассу, равна 150 00 руб., через платежный терминал – 200 00 руб.

В силу Приказа Минфина РФ № 55н полученные доходы отражаются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Расходы учреждения на оплату комиссионного вознаграждения банку-эквайреру в бухгалтерском учете относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 74н делаются следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принята к учету готовая продукция по нормативно-плановой себестоимости

2 05 7 40

2 09 0 00

350 00

Начислены доходы от реализации готовых блюд

2 05 1 60

2 01 0 31

350 00

Списана готовая продукция с учета при отпуске ее покупателям по нормативно-плановой себестоимости

2 01 0 31

2 05 7 40

350 00

Отражена выручка, поступившая через кассу столовой

2 01 4 10

2 05 1 60

150 00

Отражена выручка, поступившая через платежный терминал по безналичным расчетам

2 01 3 10

2 05 1 60

200 00

Поступила выручка на лицевой счет учреждения за вычетом комиссионного вознаграждения

(200 00 руб. — (200 00 руб. x 1 ))

2 01 1 10

2 01 3 10

198 00

Отражена уплата расходов на банковское вознаграждение*

2 02 6 30

2 01 3 10

2 00

Отражены расходы на уплату банковского вознаграждения

2 09 0 26

2 02 6 30

2 00

* Данную бухгалтерскую запись необходимо согласовать с учредителем, поскольку она отсутствует в Инструкции № 74н.

По подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ отражаются доходы от компенсации затрат, в том числе:

  • возмещение сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд;
  • плата, взимаемая с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее, в качестве возмещения затрат, понесенных работодателем при их приобретении;
  • доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями;
  • доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек;
  • возмещение расходов на совершение исполнительных действий судебными приставами;
  • поступление средств, удерживаемых из заработной платы осужденных и иных доходов на возмещение материально-бытового
обеспечения;
  • прочие доходы от компенсации затрат.

Рассмотрим пример по отражению операции, связанной с применением данной подстатьи.

9

Бюджетное учреждение приобрело 10 вкладышей в трудовые книжки стоимостью 118 руб., в том числе НДС (18 ) – 18 руб., за штуку. Расходы оплачены за счет субсидии, полученной на выполнение госзадания. Кадровая служба открывает новому работнику вкладыш в трудовую книжку, за который удержаны денежные средства в сумме 118 руб. из его заработной платы.

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется суммой расходов на их приобретение. Иными словами, организация получает компенсацию своих расходов. Согласно Приказу Минфина РФ № 55н доходы в виде компенсации затрат государства отражаются по статье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

Необходимо учесть, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, облагаются НДС (ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база будет равна покупной стоимости выданного бланка за вычетом суммы НДС, предъявленной продавцом (п. 1 ст. 154 НК РФ). Предъявленные при приобретении трудовых книжек суммы НДС организация вправе принять к вычету в общем порядке после принятия их к учету (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Дополнительно отметим, что согласно поправкам, внесенным в Указания № 5н Приказом Минфина РФ № 55н, на основании решения государственного (муниципального) автономного или бюджетного учреждения, принятого в рамках его учетной политики, операции по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ:

  • или 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;
  • или 189 «Иные доходы».

Ранее применялись статьи 130 и 180 соответственно.

В бухгалтерском учете согласно Инструкции № 74н будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на приобретение вкладышей в трудовые книжки

4 09 0 26

4 02 6 30

1 00

Отражен «входной» НДС

4 10 2 60

4 02 6 30

Приняты вкладыши в трудовые книжки на забалансовый учет

Произведена поставщику оплата поставки вкладышей в трудовые книжки

4 02 6 30

4 01 1 10

1 80

Принят к вычету «входной» НДС

4 03 4 30

4 10 2 60

Отражена компенсация расходов учреждения при выдаче работнику вкладыша в трудовую книжку

4 09 0 60

4 01 0 34

Начислен НДС при выдаче работнику вкладыша в трудовую книжку

4 01 0 31

4 03 4 30

Удержана стоимость вкладыша в трудовую книжку из зарплаты работника

4 02 1 30

4 04 3 30

Отражено списание с забалансового учета вкладыша в трудовую книжку

Что касается статей (подстатей) расходов, здесь необходимо отметить следующее.

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ изложена в новой редакции. Согласно поправкам на данную подстатью относятся расходы на внесение арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) объектов нефинансовых активов (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов).

По этой подстатье отражаются также расходы государственных (муниципальных) учреждений – арендаторов на уплату НДС, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательств по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества.

По подстатье 226 «Прочие работы, услуги» в 2018 году не отражаются расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений.

Кроме того, исключено положение, согласно которому при заключении договора, предметом которого была модернизация единой функционирующей системы, не являвшейся инвентарным объектом, расходы на его оплату отражались по подстатье 226 с учетом стоимости закупленных исполнителем для модернизации системы оборудования и расходных материалов.

По подстатье 228 отражаются расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе:

  • расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов;
  • расходы на возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;
  • расходы на проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т. п.);
  • расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение их в состояние, в котором они пригодны к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, включая обустройство «тревожной кнопки», а также на проведение работ по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ);
  • расходы на выполнение пусконаладочных работ «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);
  • расходы на выполнение монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;
  • иные расходы, формирующие капитальные вложения в приобретаемый (создаваемый) объект недвижимости.

0

Бюджетное учреждение заключило контракт с подрядчиком на выполнение работ по строительству автостоянки с асфальтобетонным покрытием. Стоимость работ составила 530 00 руб., из них 15 00 руб. было уплачено за разработку проектной и сметной документации. Условиями контракта предусмотрен аванс в размере 30  общей стоимости работ.

На основании Приказа Минфина РФ № 55н расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов относятся на подстатью 228 КОСГУ.

В соответствии с Инструкцией № 74н в учете будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислена подрядчику предоплата

(514 00 руб. х 30 )

6 06 1 60

6 01 1 10

154 20

Произведено формирование первоначальной стоимости сооружения (автостоянки)

6 06 1 10

6 02 8 30*

6 02 1 30

15 00

514 00

Зачтен ранее перечисленный аванс

6 02 1 30

6 06 1 60

154 20

Принято к учету сооружение (автостоянка) после подписания акта приемки выполненных работ

6 04 6 30

4 01 2 10

6 06 1 10

4 04 6 30

530 00

530 00

Произведен окончательный расчет с подрядчиком

(530 00 ‑ 159 00) руб.

6 02 1 30

6 01 1 10

360 80

* 
Предполагаем, что инструкция будет скорректирована: в нее будет внесен данный счет.

Подстатья 274 «Убытки от обесценения активов» была введена ввиду принятия ФСБУ «Обесценение активов». На данную подстатью относятся расходы, отражающие финансовый результат, возникший вследствие уменьшения стоимости от обесценения активов, не связанного с их амортизацией. Напомним: ФСБУ
»Обесценение активов» установлено, что убыток от обесценения актива признается как уменьшение остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату до его справедливой стоимости, определенной согласно принятому субъектом учета решению об определении справедливой стоимости актива, за вычетом затрат на выбытие такого актива, но не более остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату. Такой убыток признается в бухгалтерском учете, когда остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие названного актива, рассчитанную согласно принятому субъектом учета решению об определении справедливой стоимости актива.

Наибольший интерес вызывает детализация статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Как уже было отмечено выше, она была детализирована подстатьями 291 – 294. Так, по подстатье 296 «Иные расходы» КОСГУ в 2018 году отражаются расходы, не отнесенные на статьи 210 – 270 и подстатьи 291 – 295, в том числе:

а) расходы на выплату стипендий;

б) расходы на выплату физическим лицам государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных сумм;

в) расходы на возмещение убытков и вреда:

  • на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов;
  • на возмещение морального вреда по решению судебных органов;
  • на ежемесячную компенсацию вреда, причиненного повреждением здоровья стороннему гражданину в результате дорож-
но-транспортного происшествия, в исполнение судебного акта и др.;

г) расходы на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;
  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;
  • цветов и иной подарочной и сувенирной продукции;

д) иные расходы:

  • представительские расходы, расходы на прием и обслуживание делегаций;
  • отчисление денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;
  • возмещение истцам судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов;
  • оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов РФ в международных судебных и иных юридических спорах;
  • выплаты по решениям Правительства РФ, связанным с исполнением судебных актов судебных органов иностранных государств;
  • расходы на приобретение (изготовление) специальной продукции;
  • выплата суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю;
  • выплата суточных, денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях спортсменам и студентам;

е) другие аналогичные расходы.

* * *

В заключение отметим, что разд. V Указаний № 5н претерпел значительные изменения. Бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений следует изучить Приказ Минфина РФ № 55н и более внимательно относиться к отражению тех или иных операций финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №3, 2018 год

Иногда в процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость срочной доставки важных документов, например, в другой регион. При этом из числа возможных вариантов, разумеется, выбирается наиболее надежный и быстрый способ. В данной статье мы рассмотрим вопросы учета затрат на экспресс-доставку документов.

На практике государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно определяют способы доставки важных документов в сторонние организации. Перечень способов доставки, которые позволяют достоверно подтвердить факт получения отправленного документа, не так много. В частности, можно направить документы– при помощи услуг почтовой связи;На практике государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно определяют способы доставки важных документов в сторонние организации. Перечень способов доставки, которые позволяют достоверно подтвердить факт получения отправленного документа, не так много. В частности, можно направить документы:

– при помощи услуг почтовой связи;

– при помощи собственной курьерской доставки;

– путем обращения к услугам компаний, осуществляющих экспресс-доставку.

Достаточно часто выбор делается в пользу последнего варианта как гарантирующего своевременное получение документов, а также имеющего дополнительные гарантии и обеспечивающего компенсацию ущерба отправителю в случае утери документов.

Юридический аспект.

От правильной юридической квалификации договорных отношений во многом зависит надлежащая организация бухгалтерского учета.

Договор оказания курьерских услуг, в том числе экспресс-доставки документов, в большей степени соответствует признакам договора перевозки.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его правомочному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Аналогичным образом по договору экспресс-доставки срочных документов исполнитель обязан принять у заказчика или иного лица по заданию заказчика корреспонденцию, доставить ее по обозначенному заказчиком адресу и вручить лицу, указанному заказчиком или определяемому в предусмотренном договором порядке по согласованию с заказчиком. Сроки доставки непосредственно устанавливаются договором между учреждением-заказчиком и курьерской службой.

На практике в наименовании рассматриваемого договора часто используются формулировки об «оказании услуг» по экспресс-доставке. Однако это не означает, что к данным правоотношениям применяются нормы гражданского законодательства, регламентирующие отношения между сторонами соглашения о возмездном оказании услуг.

В силу норм ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила, установленные нормами действующего законодательства РФ в отношении договоров на оказание услуг, применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию, но не применяются к договорам перевозки.

В главе 40 «Перевозка» ГК РФ договоры перевозки почты или документов не упомянуты. Однако о применении к рассматриваемым отношениям именно положений о перевозке свидетельствуют иные нормативные правовые акты.

Так, перевозка почты производится в соответствии с нормами, установленными в федеральных законах о связи (от 16.02.1995 № 15‑ФЗ), о почтовой связи (от 09.08.1995 № 129‑ФЗ), в которых непосредственно упоминается термин «перевозка».

Бухгалтерский учет.

Затраты на экспресс-доставку документов отражаются в том же порядке, что и иные договоры с исполнителями. Сложности могут возникать только с выбором подстатьи КОСГУ, подлежащей применению.

Имеется три основных точки зрения по данному вопросу и три варианта выбора между КОСГУ 221, 222 и 226.

В соответствии с нормами Приказа Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» на подстатью 221 «Услуги связи» КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг связи, в том числе:

– услуг почтовой связи, в частности пересылки почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления), пересылки почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины;

– услуг фельдъегерской и специальной связи;

– другие аналогичные расходы.

На подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение транспортных услуг, в том числе:

– плата за перевозку (доставку) грузов (отправлений) по соответствующим договорам перевозки (доставки, фрахтования);

– оплата договоров гражданско-правового характера, заключенных с физическими лицами, на оказание транспортных услуг;

– другие аналогичные расходы.

На подстатью 226 КОСГУ подлежат отнесению расходы, не отнесенные на подстатьи 221, 225.

В Письме Федерального казначейства от 06.08.2013 № 42‑2.2‑
06/45 была выражена согласованная с Минфином позиция по рассматриваемому вопросу. В данном документе сказано, что услуги по доставке документов, оказываемые:

– ФГУП «Почта России», следует относить на подстатью 221 «Услуги связи» КОСГУ, если на осуществление этого вида деятельности требуется оформление лицензии;

– организациями, оказывающими в соответствии с осуществляемыми ими видами деятельности, услуги по транспортной обработке грузов, а также организациями по перевозке грузов (например, компания DHL International), следует относить на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

– организациями, оказывающими услуги по курьерской доставке, следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Однако стоит дополнить, что в рассматриваемой ситуации необходимо анализировать договор с курьерской службой и перечень документов, которые выдаются в подтверждение исполнения договора. Чаще всего экспресс-доставку документов нужно отражать в учете с применением подстатьи 222 КОСГУ.

Рассмотрим пример из судебной практики. Так, по материалам одного из дел в 2015 году учреждением был принят к учету авансовый отчет сотрудника по оплате авиа-экспресс-доставки документов по авиатранспортной накладной.

Данные расходы были приняты к учету по коду 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ и счету 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг».

Суд не посчитал этот порядок соответствующим законодательству по следующим причинам. Основным видом деятельности компании-исполнителя в силу выписки из ЕГРЮЛ являлась транспортная обработка грузов. Согласно условиям доставки заказчик выступал в качестве грузоотправителя, а под «грузом» понимались все документы, перевозимые по одной авиа­накладной.

Расходы на доставку документов были подтверждены авиатранспортной накладной. При этом на основании п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной подтверждает заключение договора перевозки груза, следовательно, расходы на оплату услуг по доставке документов подлежали отнесению на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Вопросы целевого использования средств.

В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной
росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Актуальным является вопрос: могут ли и при каких обстоятельствах затраты на экспресс-доставку документов быть признаны фактом нецелевого расходования бюджетных средств с угрозой возникновения соответствующих негативных последствий в отношении учреждения?

Материалы контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля позволяют сделать вывод, что к нецелевому использованию средств можно, например, отнести:

– использование средств на оплату расходов, не предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год;

– использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств из внебюджетных источников;

– использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью учреждения.

Для того, чтобы избежать риска признания затрат на экспресс-доставку документов нецелевыми, необходимо быть готовыми обосно­вать, что иной, менее затратный способ доставки документов по какой‑либо причине был недоступен или не удовлетворял интересам учреждения.

Подтверждают это материалы проверок по аналогичным (схожим) ситуациям. Так, в соответствии с материалами Бюллетеня № 3(17) за 2013 год контрольно-счетной палатой Ставропольского края в ходе проверки целесообразности и законности расходования средств на хозяйственные цели одного из учреждений было установлено, что согласно авансовому отчету сотруднику были возмещены расходы на проезд в Москву для доставки документов участника Всероссийского конкурса. На основании условий Всероссийского конкурса форма и способ предоставления документов для участия в конкурсе не были установлены. Учитывая тот факт, что документы могли быть направлены получателю иным, менее затратным способом (например, почтовым отправлением), выше­указанные затраты учреждений на личную доставку документов были признаны специалистами контролирующих ведомств экономически неоправданными и нецелесообразными. Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №12, 2017 год

denisismagilov / .com

С 1 января 2019 года действует новый порядок применения кодов бюджетной классификации (приказ Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н). В связи в этим специалисты Минфина России направляют информацию об отдельных изменениях и особенностях применения классификации расходов бюджетов с 2019 года. Письмо адресовано, прежде всего, финорганам субъектов РФ (письмо Минфина России от 10 августа 2018 г. № 02-05-11/56735).

Во-первых, обращено внимание на изменение описания подраздела 1004 «Охрана семьи и детства» в части изменения разделов и подразделов.

Во-вторых, рассмотрены особенности отнесения расходов бюджетов на разделы и подразделы. Например, указаны обязательные условия отнесения расходов на образовательные мероприятий к подразделу 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации», в том числе:

  • обучение проводится организациями дополнительного профобразования;
  • повышение квалификации осуществляется по соответствующим программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение или диплом.

В-третьих, приведено сопоставление видов расходов в форме грантов и субсидий.

Кроме того рассмотрены особенности применения видов расходов на закупку товаров, работ и услуг. Отмечено, что расходы

  • на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с положениями гл. 38 Гражданского кодекса независимо от области, тематики и цели проведения работ отражаются по виду расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»
  • на оказание услуг по проведению экспертизы по проверке предоставленных поставщиком результатов в части их соответствия условиям госконтракта, независимо от сферы и цели его заключения, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх