Куперс

Бухучет и анализ

Медработники в сельской местности

ляющим эти услуги. Перечень медицинских услуг и учреждений, их осуществляющих, варьируется в зависимости от стоимости пакета добровольного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Е.В. Астраханцева,

аспирантка МГЮА

К ВОПРОСУ О ЛЬГОТАХ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ И РАБОТАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Одной из мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих на селе, в течение многих десятилетий было предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в целях стимулирования притока таких работников в эти местности. Данная проблема не потеряла своей актуальности и на современном этапе. Как отмечено в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»1 проблема привлечения квалифицированных кадров для работы в сельской местности (в том числе медицинских работников) так же, как и неблагоприятная демографическая ситуация на селе, до сих пор продолжают оставаться актуальными. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом — в 1,9 раза по сравнению с городским населением. При этом уровень и условия жизни и деятельности в сельской местности значительно отличаются от городских, а доступ к информации, образованию и культуре в сельской местности существенно ограничен.

Говоря о таком стимуле привлечения медицинских кадров для работы в сельской местности, как предоставление льгот, следует остановиться на истории вопроса.

Впервые право медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг были закреплены в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках»2 (далее — Постановление от 10 июня 1930 г.).

В дальнейшем право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением медицинским работникам государственной и муници-

1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 49. Ст. 4887.

2 СУ РСФСР. 1930. №39. Ст. 481.

пальной систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающим с ними членам их семей, было предусмотрено в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.1 (далее — Основы) и ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР2.

Согласно Федеральному закону РФ от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»3 (далее — Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ) Постановление от 10 июня 1930 г. признано утратившим силу. Вместе с тем названный Закон в ст. 2 предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление соответствующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, содержащихся в ч. 2 ст. 63 Основ, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ не подразделял медицинских работников в сельской местности, имеющих право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, на категории в зависимости от организационной подчиненности учреждения здравоохранения — места их работы (организации здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации либо муниципальные организации здравоохранения).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ не отменял право медицинских работников сельской местности на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку, как следует из его названия, он был направлен лишь на совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Закон обязывал органы законодательной власти субъектов РФ до 1 января 2005 г. предусмотреть механизм реализации этого права, установив размеры, условия и порядок возмещения расходов по предоставлению указанных льгот соответствующим категориям граждан, в том числе и медицинским работникам, работающим как в организациях здравоохранения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, так и в муниципальных организациях здравоохранения.

При этом расходы субъектов РФ на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности независимо от отнесения организации здравоохранения (места их работы) к ведению субъекта или

2 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. № 26. Ст. 883.

3 Российская газета. 2003. 8 мая.

муниципального образования, могли учитываться в межбюджетных отношениях до принятия соответствующих нормативных актов субъектами РФ, но не позднее чем до 1 января 2005 г. Это также являлось гарантией сохранения ранее предоставленного объема прав на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг соответствующим категориям граждан (ст. 2 и 6 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ).

Следовательно, произошло делегирование полномочий по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с федерального уровня на уровень субъектов.

Федеральным законом РФ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) были внесены изменения в ст. 63 Основ, и с 1 января 2005 г. меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ (ч. 4); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ (ч. 5); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения — органами местного самоуправления (ч. 6).

Таким образом, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ предусмотрел дальнейшее разграничение полномочий при разрешении рассматриваемого нами вопроса не только между Российской Федерацией и ее субъектами, но и между субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Представляется, что передача органам местного самоуправления полномочий по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций по смыслу преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ не должна означать отмену без какого-либо возмещения ранее предоставлявшихся мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных орга-

1 Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

низаций здравоохранения, пользовавшихся названными льготами до 1 января 2005 г.

Реализацию разграничений указанных полномочий интересно проследить на примере Республики Карелия.

Право медицинских работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление им квартир с отоплением и освещением было закреплено в Законе Республики Карелия от 28 февраля 1997 г. № 177-ЗРК «Об охране здоровья граждан и медико-социальной помощи на территории Республики Карелия»1.

Однако согласно Закону Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия»2, меры социальной поддержки в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от вида жилищного фонда предоставляются только медицинским работникам, проживающим за пределами городов, работающим в государственных учреждениях Республики Карелия, т.е. работникам учреждений субъекта Российской Федерации. Работники же федеральных учреждений, расположенных на территории республики, и работники муниципальных учреждений не включены в круг получателей указанных мер социальной поддержки.

В период с 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г. ст. 5 названного Закона предусматривалось, что в случае установления органами местного самоуправления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений: врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, работающим и проживающим за пределами городов, в муниципальных учреждениях Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа и проживающих за пределами городов, — из бюджета Республики Карелия местным бюджетам передается финансовая помощь в объеме, определяемом исходя из числа лиц, имеющих право на указанную социальную поддержку, и размера ежемесячной выплаты не более 300 руб. на получателя. Указанная норма не обязывала муниципальные образования устанавливать меры социальной поддержки

1 Собрание законодательства РК. 1997. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Собрание законодательства РК. 2005. № 6.

для этих лиц, а лишь определяла максимальный размер финансовой помощи, передаваемой муниципальному образованию.

Решением Совета Сортавальского муниципального образования 27-й сессией 3 созыва 18 февраля 2005 г. был принят Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории муниципального образования города Сортавала, который предусматривал предоставление мер социальной поддержки в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления услуг и топлива в расчете на одного человека, но не более размеров финансовой помощи, предусмотренной Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК, в отличие от полного освобождения медицинских работников от несения этих расходов в период до 1 января 2005 г.

Между тем ст. 5 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК, согласно которой Советом Сортавальского муниципального образования в течение 2005 г. медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения, работавшим в сельской местности, были предоставлены меры социальной поддержки, в этой части действовала до 1 января 2006 г. (ст. 6 указанного Закона).

Согласно новой редакции ст. 5 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (в редакции Закона Республики Карелия от 16 декабря 2005 г. № 925-ЗРК)1, с 1 января 2006 г. полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям работников муниципальных учреждений, проживающим и работающим за пределами городов, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Медицинские работники, работающие в муниципальной организации здравоохранения, к указанным в новой редакции ст. 5 Закона Республики Карелии категориям граждан не отнесены, поэтому предоставлявшиеся им в течение 2005 г. льготы по оплате жилой площади с отоплением и освещением в пределах средств, выделенных из бюджета субъекта, с 1 января 2006 г. на основании Решения Совета Сортавальского муниципального района 39-й сессии 3 созыва от 14 марта 2006 г. были отменены.

Льготы медицинским работникам, работающим в сельской местности, по бесплатному пользованию занимаемыми ими помещениями с освещением и отоплением представлялись указанным лицам с целью обеспечения благоприятных условий труда этих лиц, усиления и укрепления кадров сель-

1 Собрание законодательства РК. 2005. № 12 (часть 1).

ских специалистов и привлечения на село новых квалифицированных работников (Постановление от 10 июня 1930 г.).

Предоставление медицинским работникам сельской местности льгот по бесплатному предоставлению (пользованию) занимаемыми ими и членами их семей помещениями с отоплением и освещением является одной из гарантий осуществления ими профессиональной деятельности в сельской местности, влияющей на выбор указанными лицами сельской местности в качестве места проживания и осуществления трудовой деятельности.

На наш взгляд, так же, как и для педагогических работников образовательных учреждений, имеющих право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании»1), льгота по бесплатному пользованию помещениями с отоплением и освещением, занимаемыми медицинскими работниками сельской местности и членами их семей, носит компенсационный характер, поскольку призвана возместить лицам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности, разницу в условиях жизни и труда по сравнению с городом.

Компенсационный характер указанной льготы подтверждается и низким размером заработной платы медицинских работников, который в определенной степени компенсируется бесплатным предоставлением жилья и обеспечением бесплатного пользования им с отоплением и освещением.

Сохранение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для медицинских работников связано, таким образом, с недопустимостью существенного ухудшения условий их жизни, а также с сохранением статуса медицинского работника сельской местности.

И поэтому применимы гарантийные положения ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Признание п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ части второй ст. 63 Основ, закреплявшей право медицинских работников сельской местности на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, утратившей силу не должно означать отмену льгот, предоставлявшихся указанным гражданам (бесплатное пользование занимаемыми указанными лицами и членами их семей помещениями с освещением и отоплением).

Данный вывод подтверждается правовыми позициями, сформулированными Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений, согласно которым по смыслу положений ч. 3 ст. 11, ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П ‘, определения от 4 февраля 1997 г. № 13-О, от 23 мая 2006 г. № 153-О2).

При этом реализация соответствующими органами полномочий по предметам их ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих нормативных актов (аналогичная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 23 мая 2006 г. № 153-О3).

1 Собрание законодательства РФ. 1998. № 3. Ст. 429.

2 СПС «КонсультантПлюс».

3 СПС «КонсультантПлюс».

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ (в просторечии – закон о монетизации льгот) был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года, в том числе для работников здравоохранения. Норма, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Согласно новым нормам вопросы социальной поддержки медицинских работников федеральных организаций здравоохранения решаются Правительством РФ, а организаций, находящихся в ведении субъектов РФ или муниципалитетов, – соответствующими органами управления.

В Определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 136-О-П, принятом по жалобе врача федерального специализированного медицинского учреждения, отмечено следующее. Отсутствие надлежащего правового регулирования Правительством РФ в части предоставления медицинским работникам федеральных специализированных медицинских учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года, не согласуется с приведенной правовой позицией КС РФ. Правительству РФ надлежит незамедлительно установить меры их социальной поддержки, а до установления таких мер на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех медработников, которые, работая и проживая в сельской местности, пользовались этими льготами до 1 января 2005 года.

В Подмосковье более 22 тысяч медицинских работников сегодня находятся на «передовой» борьбы с коронавирусной инфекцией. За свой труд врачи, медсестры и другой персонал уже начали получать выплаты. Причем региональная выплата положена и тем, кто работает не только с коронавирусом, но и с внебольничной пневмонией и ОРВИ. Президент Владимир Путин поручил обеспечить мониторинг начисления всех установленных доплат. Разобраться в вопросах, связанных с надбавками, к примеру, если деньги не поступили или пришли не в полном объеме, медики могут, обратившись на специально созданную горячую линию.

ВЫПЛАТЫ ДЛЯ МЕДРАБОТНИКОВ ЗА РАБОТУ С ПАЦИЕНТАМИ С COVID-19

Подмосковным медикам положены три вида выплат в период борьбы с коронавирусом. Это президентские, федеральные и региональные надбавки. Федеральные выплаты начисляются медицинским работникам и другому персоналу, оказывающему помощь пациентам с подтвержденным COVID-19.

ФИКСИРОВАННЫЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ) ВЫПЛАТЫ

С 1 апреля 2020 года их получают РАБОТНИКИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ:

50 000 ₽ – врачи z 25 000 ₽ – средний медицинский персонал

25 000 ₽ – водители. А также РАБОТНИКИ СТАЦИОНАРОВ:

80 000 ₽ – врачи z 50 000 ₽ – средний медицинский персонал

25 000 ₽ – младший медицинский персонал

Как рассчитывается выплата?

В полном объеме за факт оказания помощи пациенту с подтвержденным COVID-19 без учета фактически отработанного времени.

Если работник отработал даже 1 день в месяц, заболел или ушел в отпуск – он получает деньги в полном объеме.

Такая выплата не облагается НДФЛ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (МАКСИМАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА СТАВКУ)

С 30 января их получают РАБОТНИКИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И РАБОТНИКИ ПОЛИКЛИНИК:

37 685 ₽ – врачи z 18 842 ₽ – средний медицинский персонал

9421,2 ₽ – младший медицинский персонал и фельдшеры по приему вызовов.

А также РАБОТНИКИ СТАЦИОНАРОВ:

47 106 ₽ – врачи z 23 553 ₽ – средний медицинский персонал

14 132 ₽ – младший медицинский персонал.

Как рассчитывается выплата?

Выплата = максимальная месячная выплата на одну ставку / плановое количество смен в месяц на ставку * фактически отработанные смены в течение месяца.

За каждую смену, в течение которой хоть одному пациенту с указанными симптомами оказана медицинская помощь. Количество смен устанавливается в каждом учреждении в зависимости от месячной нормы рабочего времени для соответствующей категории медицинских работников.

За период больничных и отпусков выплата не производится.

Не облагается НДФЛ.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (МАКСИМАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА СТАВКУ)

С 14 февраля 2020 года их получают:

50 000 ₽ – врачи

30 000 ₽ – средний медперсонал

15 000 ₽ – водители (для поликлиник и СМП)

10 000 ₽ – младший медперсонал

10 000 ₽ – прочий персонал (уборщицы, буфетчицы, кастелянши).

Региональные выплаты получают медицинские работники, оказывающие помощь:

пациентам с подтвержденным COVID-19

пациентам с внебольничной пневмонией

пациентам с признаками острых форм ОРВИ

пациентам с подозрением на COVID-19, которые находятся в режиме карантина дома

в обслуживании пациентов и персонала и имеющие риски инфицирования COVID-19 на рабочих местах (приемное отделение, рентгенологические отделения, буфетчики, уборщицы и т.д.).

Как рассчитываются выплаты?

Так же как и федеральные (максимальная выплата за ставку), только при этом облагаются НДФЛ.

Подмосковные медики могут рассчитать размер всех полагающихся выплат с помощью специального онлайнкалькулятора на региональном портале uslugi.mosreg.ru, перейдя по QR-коду.

ВАЖНО

Для тех, кто работает с инфицированными:

бесплатное питание и проживание в гостиницах, чтобы обезопасить членов их семьи от риска заболевания;

бесплатные поездки на работу и к месту проживания;

средства индивидуальной защиты, антисептики и лекарства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир ПУТИН, президент Российской Федерации:

– 15 апреля были установлены специальные доплаты за работу в особо опасных и сложных условиях на период апрель, май, июнь. Эти доплаты предусмотрены тем, кто непосредственно оказывает помощь больным новой коронавирусной инфекцией. Для этого из федерального бюджета регионам было перечислено 41,8 миллиарда рублей. При этом, как мы договаривались, должны были сохраняться региональные выплаты и надбавки. Поручаю правительству, Минздраву, Минтруду, субъектам Федерации обеспечить мониторинг начисления всех установленных выплат. Подчеркну, абсолютно всё должно быть прозрачно и понятно, кому и за что идут деньги.

Андрей ВОРОБЬЁВ, губернатор Московской области:

– Из федерального бюджета мы получили более 650 миллионов рублей на доплаты медработникам. Кроме того, из регионального бюджета выделили свыше 1 миллиарда рублей, чтобы расширить список получателей. Поставлена задача – убедиться, чтобы каждый врач, медсестра, водитель получили причитающиеся деньги. Председателем правительства Российской Федерации дана команда – открыть горячую линию. Все жалобы врачей будут поступать на федеральный уровень.

В связи с тем что 2019 год должен стать последним для применения медицинскими организациями нулевой ставки по налогу на прибыль, бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением о ее продлении. Льгота была введена в 2011 году, чтобы на фоне кризиса подтолкнуть развитие медицинского сектора в России. По мнению господина Титова, надежды оправдались: до 2017 года оборот платных медицинских услуг рос в среднем на 10% — отмена же льготы резко снизит показатели прибыльности этого сектора.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил правительству продлить налоговую льготу для медицинских организаций — соответствующее письмо он направил премьер-министру Дмитрию Медведеву. Речь идет об обнулении ставки по налогу на прибыль для медицинских организаций, которое действует с 2011 года и должно завершиться уже в 2020 году.

Напомним, идея введения такой льготы возникла еще в 2010 году: Белый дом в рамках борьбы с кризисом объяснял ее тем, что качественных медицинских (и образовательных, для которых также действует льгота) услуг в России нет, а налоговое послабление могло бы поспособствовать их развитию. Нулевую ставку могут применять медицинские организации, у которых есть соответствующая лицензия, доля доходов от основного вида деятельности составляет более 90% от всего заработанного, а штат — не менее 15 человек, минимум половина которого должна обладать сертификатом специалиста.

Перечень льготных видов медицинской деятельности формировался правительством довольно долго (медицинские организации даже просили ускорить этот процесс), в итоге в нем оказалось большинство услуг (например, онкология, акушерство и гинекология, офтальмология, лечебная физкультура и спортивная медицина), включая и те, что в основном предоставляются частными клиниками (в частности, косметология, стоматология и мануальная терапия).

Свое предложение Борис Титов аргументировал тем, что льгота благотворно сказывается на развитии рынка платных медицинских услуг: как следует из его письма, до 2017 года оборот ежегодного рос в среднем на 10%.

По мнению бизнес-омбудсмена, продление такой льготы позволит «обеспечить разгрузку» государственных организаций здравоохранения и увеличить охват населения высокотехнологичными медицинскими услугами. «Прекращение ее действия резко снизит показатель прибыльности сектора и может ограничить возможности его инвестиционного развития»,— предупредил господин Титов.

Евгения Крючкова

Как Минздраву предложили бороться с махинациями в лекарственной сфере

Новгородская область в октябре 2018 года предложила Минздраву распространить свой пилотный блокчейн-проект в сфере здравоохранения на всю Россию. Предлагаемая технология позволяет контролировать все этапы доставки лекарств (прежде всего дорогих) — от назначения врачом до выдачи пациенту..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх