Куперс

Бухучет и анализ

Монополисты 2018

Этот текст можно скачать по

Определение понятия

Термин имеет греческие корни. В переводе с древнего языка «монос» означает «один», «единый», «полео» — «продавать». Монополию трактуют как исключительное право, принадлежащее либо конкретному человеку, либо обществу, либо стране на рынке при торговле, производстве и ином виде экономической деятельности. Иными словами, это рыночная структура, при которой владелец (человек, компания или государство) контролирует производственные процессы, включая сбыт производимой продукции.

Монополисты имеют исключительные права и заняты производством уникальных товаров, не имеющих аналогов, защищены от появления на рынке конкурентов. Отсутствие конкуренции — прямая угроза всему рынку, так как единственный хозяйствующий субъект начинает диктовать условия, в том числе, формирует цены.

Экономисты разделяют несколько видов, которые зависят от:

  • характера и причин возникновения;
  • уровня защиты, оказываемой государством;
  • формы собственности;
  • территориальных признаков.

В зависимости от причин и характера

Этот вид делится на подвиды: случайную (временно повышенный спрос над предложением из-за того, что конкуренты чуть отстают), искусственно созданную (сговор или слияние фирм) и естественную (владелец обладает уникальной собственностью или невоспроизводимыми факторами производства — железная дорога, система водоснабжения и др.).

Несколько причин, по которым формируются естественные монополии:

  • уникальные природные ресурсы (нефть, залежи алмазов, полезных ископаемых);
  • изобретение, открытие и любая другая технологическая уникальность, которая принадлежит конкретной корпорации (Казахстан — монополист космической станции Байконур).

Сферы, в которых образуются естественные монополии:

  • транспортировка полезных ископаемых — нефтяных продуктов, газа;
  • эксплуатация жд-сетей;
  • транспортные услуги морских и воздушных портов;
  • телекоммуникационные услуги;
  • почтовые услуги;
  • водохозяйственная и канализационные системы и услуги, связанные с потреблением коммунальных благ.

По уровню защиты от государства

1) открытые — подразумевают непродолжительное по времени лидерство без конкуренции в связи с созданием и продажей услуги или продукта. У открытых монополий нет юридической защиты перед конкурентами;

2) закрытые, то есть юридические или регулируемые властями конкретной страны. Речь идет об:

  • искусственных (государственных) монополиях, призванных удовлетворять потребности и интересы социума;
  • естественных монополиях, функционирующих без конкурентов ввиду высокого уровня инноваций. Естественные монополии эффективно и полностью покрывают потребности рынка.

По форме собственности

Выделяют частную и государственную монополии.

По территориальным признакам

Специалисты делят монополии на местные, региональные, национальные и экстерриториальные.

Чистая монополия

Особняком стоит чистая монополия, — исключительное и редкое явление, обладающее набором признаков:

  • единый монополист-владелец;
  • уникальность производимой услуги или товара (нет конкуренции и аналогов);
  • тотальный контроль над формированием цены и объемами у производителя;
  • административные, экономические и иные барьеры, препятствующие внедрению в рынок.

Причины, по которым появляются монополии

  1. централизация и концентрация капитала, а также производств;
  2. халатное отношение государства к их появлению и нежелание бороться с монополиями;
  3. желание поживиться на покупателях, лишив их альтернативных вариантов и возможности выбирать;
  4. издержки, не окупаемые при появлении фирм-конкурентов;
  5. широкое масштабное производство, существенно снижающее себестоимость товаров, и, соответственно, их рыночную цену, — бонус для покупателей;
  6. внешние препятствия для внедрения в рынок, не позволяющие иным корпорациям конкурировать с монополистами.

Причины, по которым сложно войти в рынок с уже имеющимися монополиями

  1. Значительная капиталоемкость производственных процессов, посильная не каждому предприятию.
  2. Обладание редким сырьем и природными ископаемыми конкретными корпорациями (Газпром, Роснефть и т. д.).
  3. Патенты от государства — исключительное право, данное только одной монополии для выпуска конкретных продуктов или применения определенных инноваций.
  4. Государственная лицензия — официальное разрешение на ведение конкретной деятельности.

Формы искусственных монополий

  1. Картель (в переводе с латинского «соглашение»): обладает производственной и коммерческой самостоятельностью. Зависит от цен на услуги, объемов производимых товаров, от раздела рынка (кто, что и где продает) и определения квот (сколько продают и кто именно).
  2. Синдикат (в переводе с латинского «представитель»): обладает производственной самостоятельностью (собственность на средства производства). Несамостоятельность проявляется в совместном, централизованном сбыте товаров и услуг, закупке сырья. Таким образом, потеряна коммерческая самостоятельность.
  3. Трест (в переводе с латинского «доверие»): нет самостоятельности, но есть зависимость от совместной собственности, объединения финансов, общего управления и продажи одной и той же продукции.
  4. Концерн (в переводе с латинского «забота»): имеет производственную самостоятельность, однако зависим в связи с объединением фирм разных профилей, единым финансовым центром и равной политикой сбыта.
  5. Холдинг (в переводе с английского «удерживание»): самостоятельность в обладании контрольным пакетом акций, если речь идет о материнской компании, а не о дочерней. Зависим от головной компании, от других участников концерна, владеющих акциями и от их деятельности, способной оказывать влияние.
  6. Конгломерат (в переводе с латинского «собранный»): мощнейшая промышленная структура, имеющая существенную децентрализацию управления. Зависит от иных крупных предприятий в той же сфере, которые могут проникнуть, хотя при этом не имеют смежных связей с деятельностью головной структуры.
  7. Консорциум (в переводе с латинского «соучастие»): объединение или слияние экономически независимых организаций на добровольной основе и временно. Зависим от координации предпринимаемых действий.

Типы интеграции

Объединение отдельных монополий в союзы называется интеграцией. Различают два типа:

  • горизонтальную (в рамках одной сферы — картель, синдикат, трест, холдинг, концерн);
  • вертикальную. Популярность второго типа приходится на 20-ые годы прошлого века и подразумевает объединение деятельности разноотраслевых структур в рамках единой корпорации. Цель такого объединения: сократить издержки и последующую диверсификацию (рост разнообразия, включая расширение товарной линейки, овладение новыми видами производства, недопущение банкротства).

Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.

Антимонопольная политика

Государство борется с ростом монополий и проводит действия по недопущению их появления. Действия закреплены на законодательном уровне и подтверждены нормативными актами, которые ограничивают действия монополистов и при этом поддерживают конкуренцию.

Формы монопольного диктата на рынке

  • Заказ на монополию на рынке Монопольная ситуация крайне желательна для любой компании. В этом случае она гораздо реже думает о необходимости угадать и порадовать покупателя. Представьте себе, что продукт предлагается на рынок по цене, не отвечающей спросу, и этот продукт начинает стареть.
  • На нормальном конкурентном рынке один из конкурентов поспешил снизить цену и привлекает большинство покупателей. Это обеспечивает ему высокий объем продаж, а за большие прибыли он компенсирует снижение прибыли от товарной единицы. Здесь покупатель не имеет выбора и должен будет заплатить наложенную цену, если товар необходим.

Является ли это монопольным рынком, это другой вопрос. Людмила Фирмаль

Если трудность продажи по этой цене сохраняется, монополия может просто сократить производство, пока все товары не будут проданы по правильной цене. Пострадают самые бедные покупатели, но самое главное для монополий — получать увеличенную прибыль с каждой единицы товара. Но такой путь к достижению монопольного положения не единственный.

Экономика знает несколько форм, которые обеспечивают прибыль от эксклюзивного управления рынком. Наиболее распространенными являются: 1) Уголок — метод, изобретенный немецкими купцами еще в 16 веке. Смысл этого метода прост. Торговцы или производители заключают секретные соглашения о покупке или временном удалении «товаров» с рынка для искусственного создания дефицита и повышения цен.

После этого товары со склада будут выставлены на рынок, а участники заговора увеличат свои доходы. Например, в 1931 году международные участники Tin Cartel провели оловянный уголок. Они в больших количествах Олово создало чрезмерный спрос и вызвало скачки цен. Участники в углу, который достиг этого, продали запасы металла с большой прибылью год спустя.

2) Cartel-A метод разделения рынка между производителями однородной продукции и согласования объема продаж каждого члена картеля. Картельные контракты могут предписывать единые уровни цен для всех участников и условия продажи для клиентов. Этот метод эксклюзивной инфляции цен сейчас широко распространен среди российских торговых компаний.

Крупные компании часто идут другим путем к достижению монопольной власти на рынке, если они не могут прийти к соглашению о рыночных ценах — они начинают уничтожать или приобретать конкурентов. Для этого используется несколько методов. 1) Поглощение — это включает в себя покупку конкурентов и участие в компаниях, которые хотят стать монополиями.

  • 2) Создание отраслевых холдингов, в том числе приобретение таких акций, принадлежащих конкурентам. Это позволяет вам управлять деятельностью и, исходя из этого, проводить политику, которая устанавливает цену на рынке, которая наилучшим образом соответствует монополии. 3) Организация треста, то есть объединение деятельности различных (формально независимых) компаний по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и продаже товаров.

Практика показывает, что для достижения этой цели монополии часто завышают цены по сравнению с уровнями, разработанными в условиях свободной конкуренции. Кроме того, чтобы поддерживать более высокий уровень цен, монополии обычно производят меньше товаров, чем можно предложить на свободном (полном) конкурентном рынке, что очень характерно для российской экономики. это.

Следовательно, монополия означает потерю экономического равенства между производителями и покупателями. Людмила Фирмаль

Фактически, на таком рынке сильный продавец заставляет покупателей переплачивать за товар. За всю свою историю человечество накопило значительный опыт в конфликтах с монополиями, и возникновение монополий убедило, что нормальное функционирование рыночного механизма нарушено и механизм формирования равновесных рыночных цен искажен.

Такие цены являются основным ориентиром для всех участников экономической жизни и могут сбивать с толку продавцов и покупателей. В результате это приводит к нерациональному распределению ограниченных ресурсов и замедлению роста общественного благосостояния. Вот почему большинство стран мира постепенно осознают необходимость защиты конкуренции и борьбы с монополиями.

Во исполнение пункта 60 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2018 году, утвержденного приказом ФАС России от 19.04.2018 N 508/18, о разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий, ФАС России сообщает следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

В соответствии с Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э «Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.

При этом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой, а именно: Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2017 N 305-ЭС17-12788 по делу N А41-40556/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.04.2018 N Ф03-1117/2018 по делу N А73-14308/2017.

В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:

1. Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2. Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Кроме этого, следует иметь ввиду, что в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) является косвенным подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.

В этой связи, вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии, при наличии информации об осуществлении им деятельности на основании тарифа (его предельного уровня), следует рассматривать во взаимосвязи и в совокупности с критериями отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой (например, дела: А40-243480/2016, А41-40556/2016, А27-22402/2015).

Временно исполняющий
обязанности руководителя
А.Ю. Цариковский

05.12.2003

У монополиста услуг дальней связи «Ростелекома» появился занятный документ — долгосрочный бизнес-план. Аналитики отмечают, что его показатели чересчур оптимистичны и не отражают предстоящую демонополизацию рынка.

В «Ростелекоме» отказались комментировать долгосрочный бизнес-план, ссылаясь на политику компании по раскрытию информации.

«На ближайшие три года бизнес-план выглядит вполне реалистичным, однако далее планы компании намного оптимистичнее наших прогнозов», — говорит аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Яковицкий. Он отмечает, что указанный рост доходов в 2004 г. на 30% оправдан изменением системы взаиморасчетов между операторами. В тоже время к 2010 г. Яковицкий прогнозирует, что доходы «Ростелекома» будут почти в два раза меньше. Он полагает, что одна из основных причин расхождений в том, что компания «не заложила риски либерализации и связанные с этим потери долей рынка».

Источник в одной из «дочек» «Связьинвеста» подтверждает, что это лишь один из самых оптимистичных вариантов развития компании, не учитывающий эффект от предстоящей либерализации рынка связи. Выступая на недавней конференции в Бостоне, министр связи Леонид Рейман заявил, что условия для демонополизации рынка дальней связи будут созданы уже к концу 2004 г. Реальные сроки зависят от скорости вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) , но рынок ожидает разрушения монополии «Ростелекома» к 2006 г.

В показателях бизнес-плана «Ростелекома» заложены завышенные прогнозы по тарифам. По мнению Яковицкого, к 2010 г. тарифы на услуги междугородной связи снизятся не на 3% , как считают в компании, а на 30%. Само снижение «Ростелеком» запланировал в 2004 г. «Ростелеком» практически не планирует снижение междугородных тарифов, что невозможно в условиях конкуренции. Кроме того, международные тарифы оператор планирует снижать каждый год на 5% , что тоже недостаточно в связи с обострением конкуренции с IP-телефонией», — считает начальник аналитического отдела компании «НИКойл» Константин Чернышев.

В то же время аналитики согласны с прогнозом «Ростелекома» по росту трафика и приветствуют его стремление удержать свои позиции на московском рынке. Если верить бизнес-плану, доля услуг населению останется до 2010 г. неизменной — 62% по междугородным услугам и 61% — по международным.

Кроме того, аналитики довольны тем, что в компании надеются увеличить доходы от Интернета с 58 млн руб. в 2003 г. до 92 млн руб. уже в 2004 г. и до 148 млн руб. в 2005 г. По расчетам компании, в последующие годы темпы роста доходов от новых услуг будут постепенно снижаться и к 2009 г. их рост стабилизируется на уровне 21,6%.

А больше всего аналитиков удивил высокий показатель чистой прибыли на 2003 г. Она планируется в размере 7,5 млрд руб. «Скорее всего, это связано с продажей 27% в «РТК-Лизинг» и реструктуризацией долга в результате сделки», — предположил Яковицкий. К концу 2010 г. его прогнозы по чистой прибыли «Ростелекома» примерно в 2 раза ниже, чем у компании.

КИЇВ. 17 червня. УНН. Проект закону № 1013 про внесення змін до Конституції України щодо скасування адвокатської монополії отримав позитивний висновок Конституційного суду, проте проголосувати за нього наразі не вистачить голосів. Про це під час брифінгу повідомив міністр юстиції України Денис Малюська, передає кореспондент УНН.

«Законопроект, остання його стадія — перегляд Конституційним судом, закінчилась. Суд підтвердив, що такі зміни можливі. Вкрай складна була битва у суді, але позитивний висновок є. Основна проблема законопроекту — це збір голосів абсолютної більшості для прийняття цього законопроекту. Зараз їх, мені здається, от об’єктивно немає. Будемо очікувати доки ВР не набереться єдності з цього питання”, — розповів Малюська.

Однак він зазначив, що механізм монополії зараз не настільки критично складний, як коли законопроект реєструвався у ВР.

«І ВР зрозумівши проблему, змогла пом’якшити цей механізм, передбачивши самопредставництво юридичних осіб. Це істотно зняло тягар з великої кількості установ, організацій, юросіб, тому що наші витрати на забезпечення представництва адвокатами було б шаленим. Мін’юст би витрачав щомісяця 10 млн грн тільки на оплату послуг адвокатів, потреби в цьому ми абсолютно не відчуваємо”, — зауважив Малюська.

Тому усіх своїх представників, які ходять у судові інстанції, міністерство повносило у єдиний держреєстр, як осіб, які мають право представляти інтереси Мін’юсту без довіреності.

«Проблема вже не настільки нагальна”, — резюмував міністр.

Нагадаємо, що на початку року Верховна Рада України попередньо схвалила запропонований та визначений Президентом України Володимиром Зеленським як невідкладний, законопроект про внесення змін до Конституції щодо скасування адвокатської монополії, схваливши проект Постанови зареєстрований за № 1013/П1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх