Куперс

Бухучет и анализ

Налог на игорный бизнес 2018

тз

L-—^ i,

УНИВЕРСИТЕТА Налог на игорный бизнес: особенности имени o.e. кутафина(мгюА) правового регулирования в России

НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. Статья раскрывает эволюцию правового регулирования налога на игорный бизнес в Российской Федерации. Особое внимание уделено определению места налога на игорный бизнес в системе налогов и сборов России — от федерального к региональному. Автор указывает на проблемы, связанные с функционированием и оборудованием игорных зон, среди которых в настоящее время реально действующими являются две-три зоны. Анализ судебной практики свидетельствует в основном о проблемах, связанных со сроками регистрации объектов налогообложения и суммами, излишне уплаченных при взимании данного налога.

Ключевые слова: налог, игорный бизнес, налоговое право, бюджет, игорная зона.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.49.9.125-131

Юлия Константиновна ЦАРЕГРАДСКАЯ,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

В настоящее время налог на игорный бизнес в системе налогов и сборов Российской Федерации представлен как один из региональных налогов государства, введение которого на территории конкретного субъекта Российской Федерации является его правом.

Мировой опыт подобного налогообложения свидетельствует о том, что механизм правового регулирования во многих странах с развитыми налоговыми © Ю. К. Цареградская, 2018

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

системами традиционно сочетается с лицензионной системой игорного бизнеса в определенных территориальных зонах.

С развитием рыночных отношений в Российской Федерации начали появляться организации, осуществляющие игорный бизнес, причем их число со временем значительно увеличивалось. В связи с этим государству необходимо было формировать модель налогообложения данного вида деятельности. Первоначально с 1990 г. в России не существовало специального налогообложения игорного бизнеса, так как данные организации отчисляли налоги в соответствии с установленным налогом на прибыль предприятий и организаций по ставке 90 %, сумма которого зачислялась в региональные бюджеты государства1.

В последующем происходило реформирование налогообложения, и с 1998 г. появляется налог на игорный бизнес, который подчеркнул специфику данного вида деятельности и необходимость обложения соответствующих субъектов. Законодатель в целях налогообложения определил, что игорный бизнес рассматривается как предпринимательская деятельность, в процессе которой не происходит реализация продукции, так как она связана с извлечением определенного вида дохода, в частности выигрыша, а также и платы за проведение азартных игр и пари2.

Помимо этого, законодатель дал определение всех специальных терминов, характерных для игорного бизнеса: игорное заведение, пари, азартная игра, игровой стол, игровой автомат, касса игорного заведения и др., так как они были новыми для налогового законодательства. Отличительной особенностью налогообложения того периода являлось установление налоговых ставок в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ). Например, Закон указывал, что наименьший размер ставки налога за каждый стол, являющийся игровым, составляет 200 МРОТ ежемесячно, а за каждый игровой автомат — 7,5 МРОТ, и т.д. Помимо этого присутствовала налоговая льгота в виде понижения ставки на 20 % для каждого объекта заведений, имеющих большое количество разных объектов обложения, например столов — 30 и более, игровых автоматов — 40 и более3.

Изначально данный налог являлся федеральным и его сумма распределялась между двумя бюджетами: по минимальному размеру налоговой ставки зачисления происходили в федеральный бюджет, а при ее превышении — в региональные бюджеты в зависимости от места расположения игорного заведения.

При систематизации налогового законодательства и создании Налогового кодекса РФ (НК РФ) положения Закона послужили основой для современного налогообложения игорного бизнеса. Принимая во внимание природу налога, его сделали региональным, что соответствует принципам современной бюджетной политики государства, основанной на федерализме.

В настоящее время налогоплательщиками данного налога выступают организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игор-

1 Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 11. Ст. 525.

2 Федеральный закон от 31.07.1998 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3820.

3 Федеральный закон от 31.07.1998 № 142-ФЗ.

L-—^ Ii

УНИВЕРСИТЕТА Налог на игорный бизнес: особенности имени o.e. кугафина(мгюА) правового регулирования в России

ного бизнеса. Подобное определение налогоплательщика обусловлено тем, что игорный бизнес рассматривается как предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр4. Данное понятие отличается от аналогичного, изложенного в Законе о налоге на игорный бизнес, тем, что законодатель исключил доход от проведения пари.

Исходя из этого, субъектами являются организаторы азартных игр исключительно в качестве юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с требованиями законодательства5. При характеристике субъектов налога на игорный бизнес в качестве налогоплательщиков следует учитывать место их расположения, так как от него зависит возможность уплаты налога с разных объектов налогообложения. В соответствии с существующим законодательством игорные заведения могут быть открыты исключительно в специальных зонах, которые именуются игорными. Исключением являются только букмекерские конторы и тотализаторы, которые могут осуществлять деятельность вне игорных зон. Для этих субъектов обязательными условиями являются получение лицензии и членство в саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах или в тотализаторах6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодатель предъявил специальные требования, которым должны отвечать субъекты, являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес, в частности:

а) игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющиеся объектами капитального строительства, при условии, что данные объекты не являются физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями (исключение составляют букмекерские конторы, тотализаторы, пункты приема ставок);

б) должно быть разделение на зону обслуживания и служебную зону игорного заведения;

в) используемое оборудование должно находиться в собственности игорного заведения;

г) средний процент выигрыша для каждого автомата должен составлять 90 % и более;

д) в зоне обслуживания игорного заведения, где расположены игровые автоматы, их количество должно быть не менее чем 50 штук7.

Все игорные заведения, существовавшие до принятия соответствующего законодательства, должны были перейти на указанные требования, а при несоответствии требованиям их деятельность прекращалась. Переходный период составлял семь месяцев с декабря 2006 г. по июль 2007 г.

Как уже отмечалось, новеллой законодательства о налоге на игорный бизнес стало зонирование территорий субъектов РФ, на которых возможно осущест-

4 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32.

Ст. 3340. А

5 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании дея- О тельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в неко- г торые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 7. §

6 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ. Е

7 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ. ПРАВО

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

вление игорного бизнеса, исключение сделано только для букмекерских контор и тотализаторов, которые могут быть размещены в любом субъекте государства.

На данный момент в Российской Федерации предусмотрено создание пяти так называемых игорных зон в следующих субъектах РФ: «Крым» — Республика Крым, «Сибирская монета» — Алтайский край, «Азов-Сити», «Красная поляна» — Краснодарский край, «Приморье» — Приморский край, «Янтарная» — Калининградская область. Причем отмечается, что на территории одного субъекта РФ должна быть создана одна такая зона8.

По данным ФНС России, на сегодняшний день только две игорные зоны являются действующими — «Азов-Сити» и «Сибирская монета»9. Следует иметь в виду, что игорная зона «Азов-Сити», находящаяся в Краснодарском крае, будет ликвидирована к 01.01.201910. В данной зоне на сегодняшний день могут осуществлять игорный бизнес только субъекты, являющиеся организаторами азартных игр, получившие соответствующие разрешения до 23.07.2014. Данное изменение обусловлено тем, что на территории Краснодарского края появляется вторая игорная зона «Красная поляна», а действие двух зон является нарушением законодательства. Видимо, наиболее целесообразно развивать игорную зону в курортно-спортивной зоне Краснодарского края, поскольку границы игорной зоны на территории данного субъекта РФ определяются Правительством России в границах земельных участков, на которых размещены олимпийские объекты.

Объекты налогообложения в рамках данного налога в сравнении с законодательством 90-х гг. особо не изменились, лишь трансформировались в соответствии с новыми информационно-технологическими условиями осуществления игорного бизнеса. Объектами являются: игровой стол, игровой автомат, процес-синговый центр букмекерской конторы или тотализатора, процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора или букмекерской конторы, пункт приема ставок тотализатора или букмекерской конторы.

Любой из перечисленных объектов подлежит регистрации по месту установки или нахождения объекта в налоговой инспекции. Регистрация носит заявительный характер, поскольку налогоплательщик должен написать заявление о регистрации объекта, после чего ему выдадут соответствующее свидетельство о регистрации (НК РФ). Объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции в течение срока, охватывающего период не позднее чем за 5 рабочих дней до даты установки. Такой же срок предусмотрен и для любых изменений количества объектов налогообложения, включая их выбытие.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией НК РФ налогоплательщику предписывалось поставить на учет в налоговой инспекции по месту своей регистрации как налогоплательщика каждый объект обложения налогом на игорный бизнес.

8 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

9 Налог на игорный бизнес // URL: https://www.nabg. ru/rn50/taxation/taxes/ib/ (дата обращения: 28.03.2018).

10 Федеральный закон от 01.05.2016 № 121-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2497.

L-—^ ь

УНИВЕРСИТЕТА Налог на игорный бизнес: особенности имени o.e. кугафина(мгюА) правового регулирования в России

На практике получалось так, что место регистрации объекта обложения связывалось не с местом ведения предпринимательской деятельности, а с местом регистрации плательщика, причем это были территориально разные места. В связи с этим складывалась ситуация, при которой плательщики выбирали для регистрации своей деятельности субъекты с минимальными ставками, что позволяло им осуществлять налоговую оптимизацию путем легального налогового планирования, используя нормы налогового законодательства. В настоящее время данный пробел устранен и место регистрации однозначно привязано к месту установки объекта налогообложения.

Рассматривая вопрос о размере налоговых ставок, следует отметить, что поскольку это региональный налог, то НК РФ устанавливает только относительные размеры, конкретизация которых зависит от субъекта РФ. В настоящее время используется твердый вид ставки в рублях за каждый объект налогообложения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) игровой стол — 50 000—250 000 руб.;

б) игровой автомат — 3 000—15 000 руб.;

в) процессинговый центр букмекерской конторы и тотализатора — 50 000— 250 000 руб.;

г) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора и букмекерской конторы — 2 500 000—3 000 000 руб.;

д) пункт приема ставок тотализатора и букмекерской конторы — 10 000— 14 000 руб. (НК РФ).

При отсутствии определения налоговых ставок в субъекте РФ налогообложение производится по минимальному размеру налоговых ставок.

Рассматривая налоговые ставки в действующих игорных зонах на территории Российской Федерации, следует отметить, что субъекты РФ установили средние размеры для объектов налогообложения.

В Краснодарском крае представлены не все объекты налогообложения, предусмотренные налоговым законодательством, в связи с переходным периодом с одной игорной зоны в другую. Так, например:

а) игровой стол — 125 000 руб.;

б) игровой автомат — 7 500 руб.;

в) процессинговый центр — 125 000 руб.;

г) пункт приема ставок — 7 000 руб.11

В Алтайском крае налоговые ставки на игорный бизнес приблизительно сходны по размерам со ставками, установленными в Краснодарском крае, отличие заключается в большем количестве объектов налогообложения:

— игровой стол — 125 000 руб.;

— игровой автомат — 7 500 руб.;

— процессинговый центр — 125 000 руб.;

— пункт приема ставок — 14 000 руб.;

— процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора и букмекерской конторы — 3 000 000 руб.12

Закон Краснодарского края от 20.10.2003 № 611-КЗ «О налоге на игорный бизнес» // г

СПС «КонсультантПлюс». В

12 Закон Алтайского края от 12.11.2003 № 55-ЗС «О ставках налога на игорный бизнес Е

на территории Алтайского края» // СПС «КонсультантПлюс». ПРАВО

‘М Я^’ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Для данного налога налоговый период составляет календарный месяц, соответственно, уплата должна осуществляться исходя из размера налоговой базы и ставки ежемесячно.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. При исчислении налога следует принимать во внимание, что игровой стол может состоять из нескольких игровых полей, в связи с чем ставка налога будет соотноситься с количеством полей, расположенных на одном столе, а не с количеством игровых столов.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию в налоговый орган

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по месту регистрации объектов налогообложения до 20 числа следующего месяца после истекшего налогового периода. В данной норме есть одно исключение, связанное с крупнейшими налогоплательщиками, которые представляют налоговые декларации в налоговый орган не по месту регистрации объектов обложения, а по месту учета в качестве таких налогоплательщиков.

Имеются определенные особенности при исчислении налога на игорный бизнес в зависимости от регистрации объекта налогообложения. Предусмотрено два случая:

— во-первых, если регистрация объекта налогообложения осуществлена до 15 числа налогового периода, включая это число, то сумма налога исчисляется по полной ставке налога, установленной для данного объекта налогообложения;

— во-вторых, если объект налогообложения зарегистрирован после 15 числа налогового периода, то сумма налога по данному объекту будет исчисляться от половины ставки налога, установленной для соответствующего вида объекта налогообложения.

Данные положения НК РФ вызывают споры, которые призваны разрешить судебные органы. В частности, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указывает на то, что момент исчисления налога на игорный бизнес не наступает с даты представления заявления о регистрации объекта налогообложения и не прекращается подобным образом13. Суд акцентирует внимание на том, что объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль и прочее, имеющее определенную характеристику, с наличием которого законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Налог исчисляет каждый налогоплательщик самостоятельно исходя из установленной по каждому виду объекта налогообложения ставки налога. Началом исчисления следует считать дату установки объекта налогообложения. Например, для пункта приема ставок букмекерской конторы — это дата его открытия, а не дата регистрации, поскольку отсутствует сам объект налогообложения. В связи с отсутствием одного из основных элементов налогообложения обязанность по уплате налога на игорный бизнес не может возникнуть. В данном случае следует принимать во внимание, что подобное положение, определенное в ходе судебной практики, распространяется не на все объекты налогообложения на игорный бизнес, а лишь на те, которые фактически появляются для ведения этого вида

13 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2014 по делу № А78-836/2014 // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).

Цареградская Ю. К.

УНИВЕРСИТЕТА Налог на игорный бизнес: особенности

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е.Кутафина(МГЮА) правового регулирования В России

деятельности и одновременно организуют его: пункт приема ставок тотализатора и пункт приема ставок букмекерской конторы.

В основном судебная практика по спорам, связанным с налогом на игорный бизнес, связана с излишне уплаченной суммой налога и требованием ее вернуть. Данные споры возникают при разных обстоятельствах, в одних случаях сроки исковой давности пропущены и иски суды не удовлетворяют, а в других — сроки исковой давности в норме и тогда спор разрешается в пользу налогоплательщика14.

Подводя итоги, следует отметить, что налог на игорный бизнес является специфическим в силу его объектов налогообложения, в связи с чем выделены отдельные территории в государстве для некоторых видов игорного бизнеса. Данный налог базируется на принципе вмененного дохода, когда устанавливается налог исходя из предполагаемого дохода различных видов объектов налогообложения и субъектов игорного бизнеса. Принципиальным условием при налогообложении является то, что не доход рассматривается как объект обложения, а иные показатели, не связанные напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью.

БИБЛИОГРАФИЯ

2. Голованов Г. Р. Налог на игорный бизнес: таинственный объект налогообложения // Налоговый вестник. — 2007. — № 9. — С. 156—160.

14 См.: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.11.2012 по делу № А03- А 17/2012 ; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012

№ 17АП-11849/2012-АК по делу № А50-10426/2012 ; постановление Седьмого арбитраж- п

ного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу № А03-17/2012 ; апелляционное опре- §

деление Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 23.10.2012 по делу Е

№ 33-4627/2012 // СПС «КонсультантПлюс». ПРАВО

Налог на игорный бизнес регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 N 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 N 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса», НК (гл. 37), другими нормативными документами.

Объекты налогообложения:

  • игровые столы;
  • игровые автоматы;
  • кассы тотализаторов;
  • кассы букмекерских контор;
  • положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок).

Налоговая база:

  • при обложении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор — как максимальное количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, находящихся в игорных заведениях в течение налогового периода;
  • при обложении положительных разниц между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) — как денежное выражение образующейся по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса в течение налогового периода положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), уменьшенное на сумму налога на игорный бизнес, исчисленную за налоговый период по игровым столам, игровым автоматам, кассам тотализаторов, кассам букмекерских контор

Учет ставок и выигрышей ведется в книге учета сумм принятых ставок в азартных играх и сумм выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса по форме

Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах на единицу объекта:
7 140,95 белорусского рубля — на игровой стол;
241,53 белорусского рубля — на игровой автомат;
2 250 белорусских рублей — на кассу тотализатора;
1 500 белорусских рублей — на кассу букмекерской конторы.

При наличии у игрового стола более одного игрового поля ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей.

При использовании плательщиками игрового стола, имеющего техническую возможность подключения к специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, ставка налога на игорный бизнес, указанная в абзаце втором части первой настоящего пункта, уменьшается на 50 процентов.

Ставка налога на игорный бизнес по объекту налогообложения налогом на игорный бизнес по положительной разнице между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) — 4 %.

Часть 3 пункта 3 статьи 308 НК РБ определяет базу по положительным разницам так: «налоговая база налога на игорный бизнес определяется как денежное выражение образующейся по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса в течение налогового периода положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), уменьшенное на сумму налога на игорный бизнес, исчисленную за налоговый период по всем объектам налогообложения налогом на игорный бизнес».

Сумма налога на игорный бизнес исчисляется плательщиками самостоятельно как произведение налоговой базы на 1е число налогового периода и налоговой ставки, установленной на соответствующий объект налогообложения налогом на игорный бизнес.

Сумма налога определяется из максимального количества налоговых объектов в течение месяца.

Налоговый период — месяц. Дата представления налоговой декларации — не позднее 20-го числа следующего месяца, уплата — 22-го.

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес

Справочно: если организация помимо игорного бизнеса осуществляет другие виды деятельности, например: у нее СТО — то она по игорному бизнесу платит налог по игорному бизнесу, а по СТО применяет вмененный доход (если у нее численность сотрудников до 15 человек включительно). А вот применять по другим видам деятельности УСН она не имеет права.

В отличии от организаций, осуществляющих деятельность в игорном бизнесе, сельскохозяйственная организация, которая уплачивает сбор по агроэкотуризму и осуществляет другие виды деятельности имеет право по этим другим видам деятельности применять УСН.

Пример начисления налога по игорному бизнесу смотрите в задаче № 4 по данному налогу.

УДК 336.226

АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

№16, 03.12.2018

Экономические науки

Мубаракшина Айгуль Рафисовна
Сазанов Олег Васильевич

Ключевые слова: ИГОРНЫЙ БИЗНЕС; НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ; КОЛИЧЕСТВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ; GAMBLING BUSINESS; TAX ON GAMBLING; IMPROVEMENT OF OBJECTS OF TAXATION; THE NUMBER OF TAXPAYERS. Аннотация: В статье рассматривается эффективность игорного бизнеса для региональных бюджетов РФ в период с 2007 по 2017 год, как по различным объектам налогообложения, так и в целом, его изменение в связи с вступившими в силу законами.

Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в форме: выигрышей; платы за про­ведение азартных игр, а также пари, заключающаяся в организации и проведении азартных игр в специальных игорных заведениях.

Налог на игорный бизнес является региональным налогом, поступления от которого пополняют бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которого он введен.

Как известно, в 2006 году Президент Российской Федерации выступил с призывом радикального решения проблемы азартных игр, ставя целью борьбу с получившей на тот период широкое распространение игроманией и организованной преступностью (при обследовании в Москве 96 человек, обратившихся за помощью в связи с патологической зависимостью от игр в игровые автоматы, в 15 случаях были выявлены суицидальные мысли, а в 36 — астенические расстройства) .

Правовое регулирование игорного бизнеса в Российской Федерации осуществляется следующими документами:

1. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ: описывает требования, предоставляемые к игорному заведению, его посетителям, его организаторам, а также к игорным зонам, букмекерским конторам (порядку их создания и ликвидации) и т.д.

2. Глава 29 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налог на игорный бизнес (статьи 364-371): раскрываются следующие понятия: налогоплательщик, объекты налогообложения, налоговая база, ставки, период, порядок исчисления и уплаты налога. Статья 129.2 НК РФ гласит, что нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Повторное совершение ведет к взысканию штрафа в шестикратном размере.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Статья 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр — предусматривает разные меры наказания в зависимости от тяжести правонарушения:

  • штраф от трехсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей,
  • обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,
  • либо ограничение свободы на срок до двух или четырех лет.

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр: влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования.

Согласно принятому 26.12.2006 г. Федеральному Закону № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» начиная с 1 июля 2009 года деятельность всех игорных заведений прекратилась, за исключением следующих игорных зон:

  • «Приморье»– первая и самая крупная игорная зона, открытая в 2015 году. Проблемы развлекательной зоны «Приморье», расположенной под Владивостоком, вызваны сложностями в привлечении иностранцев из Китая, Кореи и Японии, которым для дальнейшего развития проекта необходимы изменения в законодательстве, облегчающие въезд в Приморье. Единственный в зоне казино-отель Tigre de Cristal заработал в 2016 году и заплатил 860 миллионов налогов. Еще два казино — «Маяк» и «Селена» должны открыться в 2018-2019 годах.
  • «Красная Поляна» – игорная зона, расположенная в городе Сочи. Распоряжением Правительства Российской Федерации о создании пятой игорной зоны «Красная поляна» в Сочи было подписано 10 августа 2016 года. Игорная зона расположена в горном кластере Сочи на земельных участках площадью 165 тыс. м², предоставленных ранее для размещения олимпийских объектов.
  • Азов-Сити» – игорная зона Краснодарского края, которая будет вести свою деятельность до 1 января 2019 г., после подлежит ликвидации в связи с открытием в 600 км от нее еще одной игорной зоны, что противоречит законодательству. Сегодня в «Азов-Сити» работают 2,5 тысячи человек. Операторы казино в 2016 году заплатили порядка 400 миллионов рублей налогов. В 2016 году налоговые отчисления составили 34,4 миллиона рублей.
  • «Янтарная»– игорная зона Калининградской области. На ее территории уже работает казино Sobranie, ставшее одним из крупнейших в Европе. Оно расположилось на побережье Балтийского моря на участке в 5,5 га.
  • «Сибирская монета» – игорная зона Алтайского края площадью 2,3 тысячи га расположена в 280 км от Барнаула. Первое и пока единственное казино Altai Palace стоимостью 1,3 миллиарда рублей открылось в 2014 году, но спустя три года его работы там по-прежнему не решены проблемы с транспортной доступностью и другой инфраструктурой.
  • «Крым»– ещё не действующая, но перспективная игорная зона. Ожидаемые налоговые отчисления – до 25 миллиардов рублей в год. .

Важно отметить тот факт, что однажды созданная игорная зона не может быть закрыта ранее чем через 10 лет после ее формирования (согласно пункту 7 статьи 9 закона № 244-ФЗ).

Стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее:

1) 600 миллионов рублей — для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов;

2) 100 миллионов рублей — для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (пункт 1 статьи 6 закона №244-ФЗ).

Онлайн-аналоги классических азартных игр (в форме виртуальных казино и игровых автоматов) на территории Российской Федерации также запрещены (пункт 3 статьи 5 закона № 244-ФЗ). Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 09.10.2012 по делу № 91-КГПР12-3 установил, что российские провайдеры обязаны блокировать сайты, предлагающие пользователям сыграть в соответствующем формате.

Тотализаторы и букмекеры могут вести деятельность онлайн в качестве операторов интерактивных ставок (принимать денежные средства в электронном виде, выплачивать выигрыши через интернет, при задействовании процессинговых центров согласно пункт 3.1, 25, 26 статьи 4 закона № 244-ФЗ).

Помимо всего прочего, в соответствии со статьей 4 ФЗ № 244, действующей с 1 января 2012 года, касса букмекерской конторы и касса тотализатора стала признаваться лишь частью пункта приема ставок букмекерской конторы и тотализатора, в которой организаторы азартных игр принимают ставки от участников и выплачивает выигрыши .

В настоящее время объектами налогообложения согласно статье 366 НК РФ являются:

  • Игровой стол;
  • Игровой автомат;
  • Процессинговый центр букмекерской конторы;
  • Процессинговый центр тотализатора;
  • Пункт приема ставок букмекерской конторы;
  • Пункт приема ставок тотализатора .

Согласно статье 369 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации по каждому объекту налогообложения в следующих пределах .

Таблица 1.

Размеры налоговых ставок по каждому объекту налогообложения.

Наименование объекта
налогообложения
Минимальнаяставка (руб.) Максимальнаяставка (руб.)
Игровой стол 25000 125000
Игровой автомат 1500 7500
Процессинговый центр тотализатора 25000 125000
Процессинговый центр букмекерской конторы 25000 125000
Пункт приема ставок тотализатора 5000 7000
Пункт приема ставок букмекерской конторы 5000 7000

Стоит отметить, что в субъектах, в которых ставки налога на игорный бизнес не установлены, применяются минимальные налоговые ставки.

Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах должна обязательно лицензироваться Федеральной Налоговой Службой. Льготы в рамках данного вида налога не предусматриваются законодательством РФ. .

Таблица 2.

Сумма исчисленного налога на игорный бизнес с 2007 по 2011 гг.

2007 2008 2009 2010 2011
Игровые столы 20 562 8 086 391 2 977 454 26 438 48 563
Игровые автоматы 20 337 19684654 7 829 474 17 340 40 488
Кассы тотализаторов 750 4 284 4 650 6 855 9 171
Кассы букмекерских контор 0 37 098 15 562 15 169 19 034
Контрольная сумма 41 649 27812427 10827140 65 802 117 256

Таблица 3.

Сумма исчисленного налога на игорный бизнес с 2011 по 2017 гг.

2012 2013 2014 2015 2016 2017
Игровые столы 53750 76249 80 438 133 625 226 564 344 188
Игровые автоматы 58316 86263 100 361 132 582 178 381 247 758
Процессинговые центры тотализаторов 4877 4652 4 599 6 952 8 376 7 375
Процессинговые центры букмекерских контор 32982 31765 30 787 32 008 31 760 32 973
Пункты приема ставок тотализаторов 14120 12411 10 449 13 866 16 145 2 214
Пункты приема ставок букмекерских контор 168783 254694 303 269 304 125 348 180 341 516
Контрольная сумма 332828 466034 529903 623158 809406 976024

Рисунок 1. Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по налогу на игорный бизнес.

Исходя из приведенных данных можно сделать вывод о том, что количество игровых автоматов и игровых столов значительно увеличивалось с 2007 по 2008 гг., с 2009 по 2010 гг. наблюдалось весомое уменьшение налоговых поступлений по ним из-за подпольных организаций данного вида деятельности, а с 2011 г. и по настоящее время можем и вовсе судить об их невостребованности. По данным журнала The Economist суммарный объём проигрыша (объем ставок за вычетом объёма выигрыша) в результате азартных игр, в том числе казино, составил в 2011 году сумму, приблизительно равную 350 миллиардов долларов США (50 миллиардов пришлось на долю ставок онлайн) .

Количество касс тотализаторов увеличивалось стабильно с 2007 по 2011 гг., пока на смену им не пришли процессинговые центры и пункты и приема ставок тотализаторов, при этом сумма налога букмекерских контор увеличивалась до 2016 г., с 2017 г. стала незначительно уменьшаться, сумма налога пунктов приема ставок тотализаторов при этом не претерпевала значительных изменений за рассматриваемый период.

Число касс букмекерских контор росло стремительно с 2007 по 2008 гг., с 2008 по 2009 гг. весомо уменьшилось, с 2009 по 2010 гг.было стабильным, с 2010 по 2011 гг. вновь росло. При этом сумма налога процессинговых центров букмекерских контор за все периоды превышала сумму налога по пунктам приема, но с 2012 по 2017 гг. сумма налога не претерпевала особых изменений.

В целом по всем объектам налогообложения можно проследить, что игорный бизнес достиг наибольшего расцвета в 2008 г., резко сдав позиции к 2010 г. из-за вступления в силу закона, но с 2012 г. по настоящее время суммы полученного налога продолжают расти, пополняя бюджет, несмотря на то, что количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации уменьшалось с 2007 по 2010 гг., а с 2011 по 2016 гг. увеличилось лишь незначительно из-за существования теневой экономики.

Рисунок 2. Количество налогоплательщиков по игорному бизнесу по округам за 2017 г.

Изучив игорный бизнес в разрезе округов по итогам 2017 г., наблюдаем, что он наиболее развит в Центральном и Приволжском федеральном округе, наименее перспективен в Дальневосточном и Уральском федеральном округе.

Многие относят лотерею к подвиду азартных игр, однако между лотереей и азартными играми существует принципиальная разница,

  • во-первых, организация лотерей регулируется отдельным нормативно-правовым актом — законом «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ,
  • во-вторых, учредителем лотерей в РФ является государство (главным образом в лице Министерства финансов), организуя лотереи при содействии операторов, заключая с ними контракты на основе открытого конкурса. Фирма, претендующая на соответствующий статус, должна иметь статус юридического лица и обладать исключительными правами на используемые лотерейные программы, также в руководстве фирмы не могут работать люди, имевшие судимость за экономические преступления.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6.1 закона № 138-ФЗ учреждение азартных игр под видом лотерей в РФ запрещено, равно как и использование в целях проведения лотерей тех или иных видов игрового оборудования.

Онлайн-лотереи в Российской Федерации в большинстве носят запретный характер (пункт 4 статьи 6.1 закона № 138-ФЗ), за исключением Всероссийской государственной лотереи, а также международных игр .

Таким образом, развитие игорного бизнеса с точки зрения финансового обеспечения и занятости весьма выгодно для экономики страны, анализ данных, характеризующих состояние отечественного игорного бизнеса, отражает, что данный вид предпринимательской деятельности обеспечивает российский бюджет существенными налоговыми поступлениями. Около 10% населения России играет в азартные игры, при этом официальные игорные зоны имеют ряд трудностей в развитии. Инвесторы считают причиной непоследовательную политику властей. Вдобавок ко всему, реформа вытолкнула казино в подпольный бизнес, лишая бюджет страны налоговых поступлений. А лотереи при этом не являются игорным бизнесом.

Список литературы

Ставки налога на игорный бизнес с 2018 года увеличены в два раза

Департамент государственных доходов по Алматинской области информирует, что с 2018 года в новом Налоговом кодексе произошли изменения в части повышения ставок на игорный бизнес.

Так, если ставка налога на игорный бизнес за 1 игровой стол в 2017 году составляла 830-кратный размер месячного расчетного показателя (1 883 270 тенге в месяц), то с 2018 года ставка увеличена в два раза и составляет 1 660-кратный МРП в месяц или 3 992 300 тенге.

По игровым автоматам ставка также увеличена в 2 раза и составляет 60-кратный размер МРП или 144 300 тенге в месяц за 1 игровой автомат.

По букмекерским конторам ставка увеличена в 2 раза и составляет 300-кратный размер МРП в месяц за 1 кассу или 721 500 тенге, по электронным кассам букмекерской конторы ставка составляет 3 000-кратный размер МРП в месяц (7 215 000 тенге).

Согласно требованиям, предъявляемым к осуществлению деятельности в сфере игорного бизнеса в соответствии с Законом РК «Об игорном бизнесе», в одном казино должно быть установлено не менее 30 игровых столов, в зале игровых автоматов не менее 60 игровых автоматов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх