Куперс

Бухучет и анализ

Нормы образования отходов производства и потребления

Содержание

О «Справочных материалах по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПИСЬМО
от 28 января 1997 года N 03-11/29-251
О «Справочных материалах по удельным
показателям образования важнейших видов
отходов производства и потребления»

Госкомэкология России направляет для использования в работе «Справочные материалы по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления», подготовленные Научно-исследовательским центром по проблемам управления ресурсосбережением и отходами (НИЦПУРО).
Замечания и предложения по совершенствованию справочных материалов просьба направлять в НИЦПУРО по адресу: 141006, Московская обл., г.Мытищи, Олимпийский пр-т, д.42.

Заместитель Председателя
А.А.Соловьянов

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРОБЛЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ И ОТХОДАМИ (НИЦПУРО)
ПРИ МИНЭКОНОМИКИ РОССИИ И МИНПРИРОДЫ РОССИИ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления

Общие указания

1.1. Справочное руководство по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления (далее Справочное руководство) представляет собой информационный и методический документ, содержащий данные о среднеотраслевых значениях удельных показателей образования отходов в важнейших материалоемких отраслях производства, а также об удельных показателях образования наиболее распространенных отходов производственного и бытового потребления.

1.2. Под удельным показателем образования отходов производства в данном Справочном руководстве понимается количество или доля отходов в расчете на единицу перерабатываемого сырья или продукции. Например, образование шлаков в доменном производстве составляет ориентировочно 0,5 т на тонну чугуна, или доля образования опилок при распиловке бревен на обрезные доски составляет 12-18%.
Под удельными показателями образования отходов потребления понимается количество возможных к сбору отходов, образующихся в расчете на единицу потребления весьма широкого набора разновидностей товаров и услуг. Например, доля возможных к сбору отработанных моторных масел, образования изношенных шин в расчете на автомобиль в зависимости от его вида и пробега, образование промасленной ветоши в расчете на станок или изделие, образование отработанных люминесцентных ламп в расчете на единицу освещаемого пространства и т.д. (Возможные к сбору отходы — это те, которые можно собрать в сложившихся условиях производственного и бытового потребления для последующего использования в качестве вторичного сырья или для последующего удаления на обезвреживание и захоронение).
Из-за многообразия видов удельных показателей образования отходов потребления и значительного разброса их значений наибольшую практическую значимость имеет не само значение показателя, а методический подход и исходные данные для их оценки с учетом конкретных условий в каждой ситуации. В этой связи в данном Справочном руководстве приведены также некоторые исходные данные и методические подходы для оценки ряда видов отходов потребления.

1.3. Справочное руководство предназначено для использования органами охраны окружающей природной среды (ОПС) в качестве ориентировочного справочного руководства при проверке результатов инвентаризации образования отходов на предприятиях (в организациях) и установлении им лимитов размещения отходов, а также при оценке масштабов образования отходов в подведомственных им районах или регионах.
Справочное руководство может быть использовано также любыми хозяйствующими субъектами при оценке эффективности использования ими сырья, материалов и ТЭР, а также при подготовке обоснований на лимиты размещения отходов.

1.4. Приведенные в Справочном руководстве данные по удельным показателям образования отходов не рекомендуется использовать в качестве нормативов, поскольку значения многих из них определены как среднеотраслевые, с усреднением значительных различий в уровне организации производства и в качестве перерабатываемого сырья на различных предприятиях.
Качество норматива удельный показатель образования отходов может иметь лишь в том случае, если его значение регламентировано специальным нормативно-техническим документом: ГОСТом, ОСТом, техническими условиями и т.д.).

1.5. В качестве источников информации для составления этого Сборника были использованы справочники по Вторичным материальным ресурсам ряда отраслей промышленности, подготовленные еще в 80-х годах, а также материалы НИЦПУРО по разработке по заказу бывшего Госснаба СССР сборников отраслевых норм сбора, переработки и использования вторичных материальных ресурсов, отчеты о НИР головных институтов важнейших материалоемких отраслей, материалы Украинского филиала НИИПиН при Госплане СССР.

1.6. Необходимо иметь в виду, что перечень удельных показателей, нашедших отражение в данном справочном руководстве, ограничен доступными для НИЦПУРО информационными источниками. Кроме того, значения ряда показателей могут измениться по результатам совершенствования производственной базы или, наоборот, в результате ее износа. В дальнейшем предполагается актуализация этого Справочного руководства, а также разработка дополнительных разделов по типовым значениям удельных показателей образования отходов для различных видов предприятий, в частности, для машиностроительных заводов, автохозяйств, железнодорожного транспорта, метро, узлов связи, торговых точек и т.д.

Удельные показатели образования отходов производства

Удельные показатели образования отходов потребления

3.1. Сводные данные по удельным показателям
образования основных видов вторичного сырья
в сфере потребления /22/

3.2. Ориентировочные нормы накопления твердых
бытовых отходов от отдельно стоящих объектов
общественного назначения, торговых и
культурно-бытовых учреждений /23/

3.3. Нормы расхода обтирочных материалов за смену
(с учетом расхода их в зависимости от средней категории
ремонтной сложности данной группы оборудования) /24/

3.4. Рекомендуемые нормативы сбора отработанных
нефтепродуктов (Приложение 1 «Временного положения
об организации сбора и рационального использования
отработанных нефтепродуктов», 1994 год) /25/

+——————————————————————+
¦Наименование ¦ Перечень марок масел ¦ Норма- ¦ Группы ММО, ¦
¦ продукта ¦ ¦ тивы ¦ МИО, СНО по ¦
¦ ¦ ¦ сбора, ¦ ГОСТ ¦
¦ ¦ ¦ % ¦ ¦
+—————-+————————+———+—————¦
¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+——————————————————————¦
¦ ¦
¦1. Авиационные ¦
¦ масла ¦
¦ ¦
¦ — масла типа МС-8п, МС-8, МС-8РК, 10 МИО ¦
¦ МС-8 МК-8* ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦ — масла типа МС-14, МС-20, МС-20, 16 ММО ¦
¦ МС-20 МК-22* 21046-86 ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦2. Масла для кар- ¦
¦ бюраторных ¦
¦ двигателей ¦
¦ (автолы) ¦
¦ ¦
¦ — масла М-8А, М-4з/6В1 (АСЗп-6), 30 ММО ¦
¦ группы А, Б, М-8В1, М-8В, М-6з/10В ¦
¦ В (ДВ-АСЗп-10) ¦
¦ ¦
¦ — масла М-12ГК, М-5з/10Г1, 20 ММО ¦
¦ групп М-9ГИ, М-6з/12Г ¦
¦ Г, Д, Е ¦
¦ ¦
¦3. Масла мотор- М-10В», МТЗ-10п, 26 ММО ¦
¦ ные для ди- (М-6з/10В2), МТ-8п, ¦
¦ зельных дви- МТ-16п, М-16пЦ, ¦
¦ гателей — М-16ИХП-3(М-16В2) ¦
¦ масла ¦
¦ групп ¦
¦ А, Б, В ¦
¦ ¦
¦ — масла М-8Г2, М-8Г2К, М-8Г2у, 20 ММО ¦
¦ групп М-10Г2, М-10Г2К, ¦
¦ Г, Д, Е М-10Г2(КИ), М-8Г2(КИ), ¦
¦ М-10Г2ЦС, М8ДМ, М-10ДМ, ¦
¦ М-10ДК ¦
¦ ¦
¦4. Дизельные ¦
¦ масла теп- ¦
¦ ловозные ¦
¦ ¦
¦ — масла М-20п, М-12Б, М-14В2 23 ММО ¦
¦ групп А, ¦
¦ Б, В ¦
¦ ¦
¦ — масла М-14Г2 16 ММО ¦
¦ групп Г, ¦
¦ Д, Е ¦
¦ ¦
¦5. Дизельные ¦
¦ масла судо- ¦
¦ вые ¦
¦ ¦
¦ — масла М-14Б, М-20А*, М-20п, 8 ММО ¦
¦ групп М-10В2, М-10В2С, М-12В2, ¦
¦ А, Б, В М-16В2, М-20В2Ф ¦
¦ ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦ — масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС, 5 ММО ¦
¦ групп Г, М-16Г2ЦС, М-20Г2, М-10Д, ¦
¦ Д, Е М-10ДЦЛ-20, М-14ДЦЛ-20, ¦
¦ М-14ДЦЛ-30, М-16-Е-30, ¦
¦ М-16-Е-60, М-20-Е-60 ¦
¦ ¦
¦6. Трансмис- ¦
¦ сионные ¦
¦ масла ¦
¦ ¦
¦ — требую- ТС-14-5, ТСП-10 с ОТП, — СНО ¦
¦ щие сезон- Тс3п-8, нигрол (зимний), ¦
¦ ной заме- нигрол (летний), ТСзп-9, ¦
¦ ны ТСзп-9гип ¦
¦ ¦
¦ — всесезон- ТАП-15В, ТСП-15К, — СНО ¦
¦ ные ТСп-14гип ТАД-17И, ¦
¦ ТЭп-15 с ЭФО ¦
¦ ¦
¦7. Гидравли- ¦
¦ ческие ¦
¦ масла ¦
¦ ¦
¦ — требующие ВИГЗ, МГ-30, АУ* 80 МИО ¦
¦ сезонной ¦
¦ замены ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦ Р, РГ-8А, ЭШ, МГ-30У ¦
¦ (МГЕ-46В), ИГП-18, ¦
¦ ГП-30, ИГП-38, ИГП-49, ¦
¦ ИГП-72, ИГП-91, ¦
¦ ИГП-114, ВНИИНП-403, ¦
¦ ИГП-49, ИГНСп-20, ¦
¦ ИГНСп-40, ¦
¦ ГЖД-14С, РМ, ГТ-50, ¦
¦ РМЦ, АУП, ¦
¦ МГП-10* 60 МИО ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦ МГЕ-4А, МГЕ-10А, АМГ-10 — СНО ¦
¦ ¦
¦8. Индустриаль- ¦
¦ ные масла ¦
¦ ¦
¦ — без приса- И-5А, И-8А, И-12А, 50 МИО ¦
¦ док И-20А, И-30А, И-40А, ¦
¦ И-50А, Се- ¦
¦ параторное «Л», Сепа- ¦
¦ раторное «Т» ¦
¦ ¦
¦ — с присад- ИГП-2, ИГП-4, ИГП-6, 35 МИО ¦
¦ ками ИГП-8, ИГП-14, ИМТ-160, ¦
¦ ИЦп-20, ИЦп-40, ИГПз-12, ¦
¦ ИГПз-20, ИГСп-18, ¦
¦ ИГСп-38Д, ИНСп-110, ¦
¦ ИПт-20 ¦
¦ ¦
¦9. Турбинные Т-22*, Т-30*, Т-46*, 60 МИО ¦
¦ масла Т-57*, Турбинное 46, ¦
¦ Тп-22С*, ТП-30, Тп-46, ¦
¦ ТУП, масло для судовых ¦
¦ газовых турбин ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦10. Трансфор- Т-1500*, ТКп, масло 60 МИО ¦
¦ маторные трансформаторное ¦
¦ масла селективное очистки ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦11. Кабельные ПТ, КМ-25, МН-4, ВК-21, 55 МИО ¦
¦ С-220, ЭИМ-8, ГК, К-310, ¦
¦ К-320, К-8з ¦
¦ ¦
¦12. Компрессор- Кп-8с*, К-12*, К-19, 55 МИО ¦
¦ ные КС-19, К-4-20, НКМ-40, ¦
¦ КП-8С, ВЖР-1-1 ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦13. Обкаточные ОМ-2 СНО ¦
¦ масла ¦
¦ ¦
¦14. Осевые Осевое летнее «Л», осе- СНО ¦
¦ масла вое зимнее «З», осевое ¦
¦ северное «С»* ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦15. Нефтяные Уайт-спирт (нефрас-С4-155- СНО ¦
¦ промывоч- 200), нефрас С4-140/200, ¦
¦ ные жид- нефрас С-150-200, нефрас ¦
¦ кости С2-7-3/85, керосин для ¦
¦ технических целей, ¦
¦ керосин осветительный, ¦
¦ Б-70 ¦
¦ ¦
¦16. Цилиндро- 11*, 24*, 38*, 52 СНО ¦
¦ вые ¦
¦ масла ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦17. Вакуумные ВМ-1С, ВМ-4*, ВМ-5С, ММО ¦
¦ масла ВМ-6, ВМ-11 ¦
¦ ¦
¦ ВМ-3 МИО ¦
¦————— ¦
¦ * Указанные марки масел в настоящее время в России не выраба- ¦
¦тываются. В случае применения этих масел на них распространяются ¦
¦данные нормативы сбора ¦
¦ ¦
¦ Примечание. На обработанные нефтепродукты группы СНО нормативы¦
¦сбора не устанавливаются. ¦
¦ ¦
¦18. Масла МВП МИО ¦
¦ приборные ¦
¦ МЗ-52 СНО ¦
¦ ¦
¦19. Масла для И100Р(с), ПС-28, ММО ¦
¦ прокатных П-40 ¦
¦ станов ¦
¦ П-8п СНО ¦
+——————————————————————+

3.5. Методические рекомендации по оценке объемов образования важнейших видов отходов потребления

Приложение 1. Средняя масса новых и изношенных шин, выпускаемых шинной промышленностью в России /22/

Приложение 1

Приложение 2. Потери массы изделий в процессе их эксплуатации /22/

Приложение 2

Приложение 3. Нормы расхода масел

Приложение 3

Список использованных источников

1. Справочник ВМР черной металлургии. М., Экономика, т.1, 2, 1988 год.

2. Справочник ВМР цветной металлургии. М., Экономика, 1984 год.

3. Справочник ВМР угольной промышленности. М., Экономика, 1984 год.

4. Переработка золошлаковых отходов тепловых электростанций (1993-2000 годы), Подпрограмма. М., МХА «Экоресурс», 1993 год.

5. Заготовка и переработка вторичных металлов, И.И.Довгий, Н.В.Анкудинов, В.Ф.Волобуев, М., Металлургия, 1972 год.

6. Исследование возможности извлечения ценных компонентов из шламов гальванических производств и других промышленных отходов с целью их использования в качестве микроудобрений для сельского хозяйства. Отчет. М., ВНИИ ВМР, 1987 год.

7. Анализ ресурсосбережения строительных материалов в СССР социалистических и капиталистических странах. Отчет. Донецк. ДМТЦНТИ, 1989 год.

8. Теоретические и методические проблемы планирования и использования вторичных ресурсов в народном хозяйстве. Отчет. (закл.) — Киев, Украинский филиал НИИПИН при Госплане СССР, 1988 год.

9. Представить предложения по объемам использования вторичных материальных ресурсов в производстве минеральных удобрений на период до 2000 года. Отчет. УНИХИМ НПО «Кристалл», 1988 год.

10. Справочник ВМР нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. М., Экономика, 1984 год.

12. Справочник ВМР лесной и деревообрабатывающей промышленности. М., Экономика, 1984 год.

13. Справочник по лесопилению. М., Лесная промышленность, 1980 год.

14. Нормы расхода сырья и материалов в лесной и деревообрабатывающей промышленности (справочник). М., Лесная промышленность, 1977 год.

15. Отраслевые руководящие технические материалы (РТМ) на производство столярных изделий, деталей для строительства, стандартного деревянного домостроения, паркетных изделий (Минлегпром СССР).

16. Справочник мебельщика. М., Лесная промышленность, 1985 год.

17. Справочник ВМР в легкой промышленности. М., Экономика, 1983 год.

18. Справочник ВМР пищевой промышленности. М., Экономика, 1984 год.

19. Переработка отходов производства и потребления как средство сохранения природных ресурсов и защиты окружающей среды от загрязнений. Отчет. М., «Промэкознание», 1995 год.

20. Обработка осадков сточных вод. И.С.Туровский, М., Стройиздат, 1988 год.

21. Утилизация осадков сточных вод. А.З.Евилевич, М.А.Евилевич, М., Стройиздат, 1988 год.

22. Справочник номенклатуры Госснаба СССР. М., Экономика, 1987 год.

23. Санитарная очистка и уборка населенных мест. Справочник. М., Стройиздат, 1985 год.

24. Справочник молодого машиностроителя. М.В.Данилевский, М., Высшая школа, 1967 год.

25. Временное положение об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов. Вторнефтепродукт. Утв. 28.04.94.

26. Уточнение ресурсов вторичного сырья по номенклатуре Госснаба СССР и территориальным органам Госснаба СССР на период до 2010 года. Отчет ВНИИР, Мытищи, 1989 год.

27. Анализ состояния и прогноз использования важнейших видов отходов производства и потребления и развития рынка вторичного сырья в РФ. Отчет ВНИИР, Мытищи, 1992 год.

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Предлагаем разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проекта ПНООЛР) в Москве, Московской области и Республике Татарстан. Умеренные цены. Качественное обслуживание.

Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) – процедура по составлению документа, в котором на основании нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) устанавливаются и обосновываются годовые нормативы образования отходов для данного конкретного предприятия, нормативы их предельного накопления на территории.

Стоимость разработки ПНООЛР: индивидуально

Срок действия: 5 лет *

* – при условии ежегодного подтверждения неизменности технологических процессов (пункт 12 Приказа Минприроды России №50 от 25 февраля 2010 года «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение») для действующих лимитов. В случае отсутствия проекта НООЛР или окончания срока действия проект подлежит актуализации в соответствии со сроком действия КЭР и ДВОС или в случае изменения технологического процесса.

ВНИМАНИЕ. На данный момент представлены на государственную регистрацию в Минюст России несколько новых нормативных правовых актов: 1) Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 529 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; 2) Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 528 «Об утверждении Порядка разработки и установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также их утверждения для объектов I категории».

Напоминаем, что с 1 января 2019 года отменено утверждение проектов НООЛР и выдача лимитов. На данный момент разрешается согласование (утверждение) ПНООЛР для объектов 1 категории НВОС (на переходный момент).

Кому необходимо разрабатывать ПНООЛР в 2020 году

НООЛР разрабатывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категории, и не разрабатывается для объектов III и IV категорий.

При этом для юридических лиц и ИП, эксплуатирующих объекты III категории, предусмотрено представление в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещение отходов. Посредством нее предполагается отражать данные об отходах и фактически устанавливать лимиты на размещение по аналогии с прежним отчетом субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), требования о представлении которого утратило силу.

В настоящее время форма отчетности для объектов III категории не утверждена.

Какие санкции при превышении фактических значений или отсутствия разрешительного документа

Увеличение платы за размещение отходов в 25 (двадцать пять) раз

Если у вас нет ДВОС (2 категория) или КЭР (1 категория) или не сдан отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещение отходов (3 категория), то до момента утверждения в установленном порядке указанных документов необходимо платить за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) в 25-кратном размере. Данное требование установлено пунктами 12, 13 и 20 «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановления Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.).

В пункт 20 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2020 г. (Постановления от 3 марта 2017 г. N 255)
20. Плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами , рассчитывается по формуле:
— коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также с превышением объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднегопредпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, равный 25.

Напоминаю, что если у вас есть действующий проект НООЛР (лимит), то повышающий коэффициент платы в отношении данного объекта не будет применяться, но в случае отсутствия превышения установленных лимитов на их размещение и представления технического отчета по обращению с отходами.

Административный штраф

Также в случае выявления государственным инспектором отсутствие проекта НООЛР (КЭР или ДВОС) будет назначен административный штраф согласно статьи 8.2. КоАП РФ в размере :

  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;

  • на индивидуальные предприниматели — от 30 000 до 50 000 рублей;

  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей.

Следует отметить, что в случае отсутствия ДВОС или КЭР вас могут оштрафовать по иной статье (смотреть вкладку «Штрафы»). Уплата штрафа не освобождает от исполнения требований гос.органов.

Сколько действуют старые проекты НООЛР

Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения и представления ДВОС установлены пунктами 1, 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Когда несколько филиалов и обособленных подразделений

В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения. В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ №349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 5 августа 2014 года).

Обращаем внимание, что в Методических указаний не содержится никаких обязательств, касающихся арендаторов, в рекомендациях по составлению раздела «Общие сведения о хозяйствующем субъекте» ПНООЛР нет требования об указании арендаторов. Да и вообще, слово «арендатор» и ссылки на какую-либо зависимость от арендных отношений в Методических указаниях исключены.

Актуализация проекта лимитов образования отходов и их размещения

Согласно Приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50, Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ и статье 31.1 и 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ актуализация необходима только в случае изменения:

  • технологического процесса, объемов производства, так как именно эти показатели напрямую влияют на количество образованных отходов и их характеристики;

  • реквизитов организации.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (смотреть вкладку «Примечание»).

Важно. Если у вас есть действующий проект НООЛР, то вы обязаны предоставлять технический отчет по обращению с отходами. В случае непредставления отчета действующий лимит образования отходов будет аннулирован и вам потребуется получить КЭР или представить ДВОС.

Порядок разработки проекта НООЛР

1. Сбор информации

2. Выезд на объект с целью инвентаризации отходов.

Выявляется все источники отходов, места на территории предприятия, где происходит или планируется их размещение.

3. Разработка проекта ПНООЛР, а также разработка паспортов на опасные отходы, если этого не сделано ранее.

Разработка ПНООЛР это достаточно трудоемкий процесс, требующий не только знаний, но и определенного опыта. Именно поэтому многие компании предпочитают отдавать составление ПНООЛР сторонним специалистам, а не заниматься этим самостоятельно.

Перечень документов, которые необходимы для разработки ПНООЛР

Перечень необходимых исходных данных для предприятий занимающихся разными видами деятельности при разработки ПНООЛР будет отличаться:

  • сопроводительное письмо от руководителя предприятия;
  • описание технологического процесса;
  • копии лицензий, подтверждающих разрешение на осуществление любого рода деятельность, связанного с образованием отходов с I по IV классы опасности;
  • копии договоров на вывоз и размещение отходов;
  • паспорта отходов с I по IV класс опасности;
  • протоколы биотестирования для отходов V класса;
  • прочее.

Стоимость (цена) проекта ПНООЛР формируется индивидуально, в зависимости от количества образующихся опасных отходов ЮЛ или ИП. Разработка ПНООЛР в Москве и Московской области.

Отходы производства и потребления — основные понятия.При изучении вопросов нормирования экологической безопасности при обращении с отходами рассматриваются не только промышленные отходы (отходы производства), но и бытовые (отходы потребления), являющиеся продуктом коммунально-бытовой сферы деятельности человека. С целью обеспечения терминологической определенности следует привести несколько основных понятий, используемых в этой сфере деятельности человека.

К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Существуют опасные и неопасные отходы. Главное внимание при нормировании уделяется опасным отходам, т. е. отходам, которые включают вещества с опасными свойствами (токсичные, взрывоопасные, пожароопасные и т. д.), а также содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Известно несколько подходов к классификации опасных отходов. По агрегатному состоянию выделяются твердые, жидкие, пастообразные и газообразные отходы. В данном разделе мы рассматриваем только твердые отходы. Основные принципы экологического нормирования жидких и газообразных отходов в первую очередь сточных вод и газо-воздушных смесей, выбрасываемых предприятиями в атмосферу, рассмотрены ранее в этой главе.

По происхождению отходы бывают промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми. По видам вредных воздействий на природную среду и человека выделяют токсичные, радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, самовозгорающиеся, коррозионные, реакционно-способные отходы и отходы, вызывающие инфекционные заболевания. Некоторые виды отходов специфичны, а их воздействие на окружающую среду носит локальный характер.

Из перечисленного ряда к основному объекту экологического нормирования относятся токсичные отходы. Они, как правило, многокомпонентны по химическому составу и набору поллютантов, непредсказуемы по последствиям и представляют наибольшую опасность для природной среды и человека. Их количество, ежегодно образующееся в результате производства и потребления, превышает количество других опасных отходов, вместе взятых.

Основными действиями в области обращения с отходами являются размещение и обезвреживание. Под размещением отходовпонимается их хранение или захоронение. Хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения с целью последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов – удаление в специальные места с целью минимизации влияния на окружающую среду. Оно может осуществляться на специальных полигонах или в акваториях крупных водных объектов, чаще в морях и океанах. Подобезвреживанием отходовследует понимать обработку, в том числе сжигание и обеззараживание, на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Основную опасность отходы представляют на стадии хранения. Различают следующие основные способы складирования:

1) временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);

2) временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, а также промежуточных пунктах сбора);

3) складирование вне производственной территории на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, в шламохранилищах, в отвалах пустой породы, терриконах, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

4) складирование на площадках для обезвоживания илового осадка с очистных сооружений.

В мире производство отходов составляет около 200 млрд тонн каждый год. В России в 2010 году образовалось 3,735 млрд т отходов (для сравнения в США – 11 млрд т). Из них 1 и 2-го классов – 0,9 млн т (0,024%), отходы 3-го составляют 16,7 млн т (0,45%), 4-го класса – 96,8 млн т (2,1%), а основная масса представлена отходами 5-го класса опасности (97,5%) . Из общего объема более 3,3 млрд т приходится на добычу полезных ископаемых. 46,5% образованных отходов было обезврежено или использовано. В 2011 году объем произведенных отходов (4,3 млрд т) заметно увеличился (рис. 7). В 2003 году он составлял 2,7 млрд т, т.е. за последние 9 лет объем отходов в стране вырос в 1,6 раза.

Общее количество накопленных на начало 2010 г. на территории РФотходов составляет 30,1654 млрд. т, из них 1,5 млрд т – токсичные отходы. Эти отходы хранятся на площади около 250 тыс. га. В России существует 1112 организованных мест для захоронения промышленных отходов с площадью 14,5 тыс. га. 16% площади полигонов не отвечает нормативным требованиям.

Рис. 7.Динамика образования (верхняя кривая) и утилизации (нижняя кривая) отходов производства и потребления в РФ в 2006-2011 годах

Ежегодное производство органических отходов в сельском хозяйстве страны достигает примерно 250 млн т, из них 150 млн т приходится на животноводство и птицеводство. Уровень заболеваемости населения в районах функционирования крупных животноводческих предприятий и птицефабрик в 1,6 раза превышает среднее значение по России.

Нарастающие объемы производства отходов – объективная реальность и одна из наиболее острых проблем современного общества. Так, для удовлетворения потребностей одного человека во всем необходимом за год добывается от 20 до 45 т различного сырья. В готовую продукцию переходит лишь от 1–6% сырья; остальное превращается в отходы. С течением времени и сам продукт становится отходом.

В целом отходы можно рассматривать как вторичный ресурс, который утилизируется, т. е. используется в разных производственных циклах. Степень утилизации указывает на уровень экономического развития страны. Количественная оценка использования отходов осуществляется через коэффициент рециклирования

Ri=,

где Vri,Vti– объем утилизируемых и образовавшихся отходов соответственно.

В мире наиболее высокий показатель рециклирования отходов наблюдается по бумаге, стеклу, алюминию (упаковка, тара). Так, уровень утилизации алюминиевых и жестяных банок в европейских странах составляет 13%, в США – 55%. При этом решаются две задачи: утилизация отходов и выработка дешевого металла, так как повторное получение алюминия требует всего 5% затрат электроэнергии от его первичного производства.

В России при высоком уровне рециклирования бумажных отходов, стеклобоя и отработанных шин (табл. 30) в целом переработка отходов отстает от стран с развитой экономикой. Из образующихся ежегодно 120 млн м3бытовых отходов утилизируется всего 3,5%. В структуре утилизируемых отходов 30% приходится на бумагу, 30 – на пищевые продукты и около 40% – на стекло, текстиль, дерево, полимеры, резину, металл и т. д.

Законодательной основой в области обращения с отходами производства и потребления служат законы РФ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» (1995), «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ от 24.06.98 г.).

Механизмы экологического нормирования в области обращения с отходами производства и потребления.Основными механизмами экологического нормирования обращения с отходами выступают:

1) лицензирование

а) лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов (I-IV классов опасности);

2) паспортизация:

а) государственный кадастр отходов;

б) паспорт опасных отходов;

в) паспорт объектов размещения отходов;

3) лимитирование:

а) класс опасности отходов;

б) нормативы образования и размещения отходов (НООЛР);

в) нормы накопления бытовых отходов;

4) экономическое стимулирование:

а) плата за лимит размещения отходов;

б) плата за сверхлимитное размещение отходов.

в) штрафные санкции по КоАП РФ за отсутствие разрешительной документации

Лицензированиедеятельности по обезвреживанию и размещению отходовI-IVклассов опасности относится к одному из основных направлений лицензирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Обезвреживание и размещение – это те направления работы с отходами, которые остаются в зоне особого внимания государственного надзора и контроля (ранее также сбор, использование, транспортировка). Лицензионные условия содержат наряду с прочими требования к охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и носят для природопользователей обязательный характер. Отсутствие лицензии у специализированных предприятий квалифицируется в соответствии со ст.171 УК РФ – «незаконное предпринимательство».

Не менее важным элементом обращения с отходами служит обеспечение экологической безопасности при их транспортировке, а также соблюдение правил при трансграничном перемещении, т.е. ввозе и вывозе через границу. Все работы, связанные с загрузкой, транспортировкой и выгрузкой отходов должны быть механизированы и при необходимости обеспечены системами герметизации. При транспортировке опасных отходов обязателен паспорт на них. Транспортировка должна проводиться в специально оборудованных автомобилях, с соблюдением требований к безопасности перевозок отходов. Это важно, так как утечка ядовитых материалов при их перемещении может привести к быстрому и повсеместному загрязнению больших территорий, включая населенные пункты и города. В связи с этим основные требования к автотранспорту заключаются в предотвращении проникновения токсичных веществ в окружающую среду. Как правило, маршруты постоянных перевозок отходов прокладывают вне населенных пунктов для исключения любого воздействия на людей.

Жесткое нормирование порядка трансграничных перевозок отходов особенно актуально для России, так как в 90-х годах предпринимались многократные попытки ввоза на территорию страны различных отходов под видом удобрений, технологических смесей и т. д. Поэтому в соответствии с природоохранным законодательством ввоз в РФ отходов в целях их захоронения или сжигания запрещен. Существует перечень отходов, ввоз и транзит которых по территории России запрещается. К ним, в частности, относятся отходы, содержащие кадмий, никель, хром, олово, свинец, ванадий, медь, а также такие супертоксичные вещества, как диоксины, полихлорированные бифенилы, терфенилы и т. д. Вывоз отходов за пределы РФ сопровождается рядом требований и ограничений. Запрещается экспорт отходов в любую точку к югу от 60ю. ш., т. е. в район Антарктиды, а также на территорию иностранных государств, которые запрещают импорт таких отходов.

Ввоз и вывоз отходов для их использования в том или ином виде осуществляется на основании разрешения уполномоченного государственного органа. Контроль трансграничного перемещения отходов должен быть жестким и эффективным, чтобы исключить попытки ввоза в нашу страну токсичных, радиоактивных и других опасных материалов.

Механизм паспортизациинаправлен на разработку кадастров и паспортов отходов и объектов их размещения. Ведущую роль в нормировании и контроле в области обращения с отходами играет Государственный кадастр отходов, статус которого определен Законом РФ «Об отходах производства и потребления». Кадастр включает в себя три информационные базы, каждая из них имеет самостоятельное значение. Это Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания.

Безусловно, перечисленные системы играют огромную роль в экологическом контроле области обращения с отходами. В то же время они в полной мере относятся к важнейшим элементам ЭН, посредством которых осуществляется регламентация норм и правил обращения с конкретными видами отходов, порядка и нормативов их размещения, использования и обезвреживания. Остановимся более подробно на Федеральном классификационном каталоге отходов.

Этот каталог предназначен для использования при учете, контроле и нормировании в области обращения с отходами, лицензионной деятельности, выдачи разрешений на трансграничные перевозки и размещение отходов, при проектировании природоохранных сооружений и проведении средозащитных мероприятий, при оценке материального ущерба или риска возникновения аварий при обращении с отходами. Непосредственные цели, которые преследуются созданием данной системы, заключаются в организации учета видов отходов, их формализации, информационном обеспечении государственных органов и вовлечении отходов в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья. Структурно каталог содержит перечень видов отходов, систематизированных по группе признаков: происхождению отходов, агрегатному состоянию, химическому составу, экологической опасности. Под видом понимается совокупность отходов, имеющих одинаковые классификационные признаки и по химическому составу соответствующие одному и тому же классу опасности.

В каталоге выделяются пять уровней классификации. Первый уровень – блоки, которые делятся по признакам происхождения отходов (отходы органического, минерального и химического происхождения). Второй и третий уровни – по принадлежности к определенному производству или используемым технологиям. Четвертый уровень – по химическому составу и агрегатному состоянию. Последний уровень – по классу опасности (для токсичных) или другим признакам неблагоприятного воздействия (отходы легковоспламеняющиеся, пожароопасные, взрывоопасные, самовозгорающиеся, вызывающие инфекционные заболевания, коррозионные и выделяющие токсичные газы).

Паспорт отходов — еще один элемент механизма паспортизации — составляется на основании данных о составе и свойствах отходов и оценки их опасности и обязателен для отходов I-IVклассов. Оценка проводится по результатам экспериментально-биологических исследований или расчетными методами и согласовывается уполномоченным на то государственным органом. Основой для выдачи паспорта выступает классификационный каталог отходов.

В соответствии с российским законодательством каждый полигон должен иметь паспорт объекта размещения отходов. Захоронение отходов осуществляется на специально оборудованных полигонах с целью минимизации ущерба окружающей среде. В зависимости от класса опасности отходов, их происхождения можно выделить несколько видов полигонов:

1) полигоны для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО), на которых по согласованию с контролирующими органами могут захораниваться отходы 5-го класса опасности;

2) полигоны общегородского или регионального назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (1, 2 и 3-го классов опасности);

3) полигоны, принадлежащие отдельным предприятиям или группам предприятий (для отходов 2–4-го классов опасности);

4) отвалы, шламохранилища для складирования многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов (золошлаков, отработанных активных илов и т. д.);

5) санкционированные свалки.

На полигонах ТБО разрешается также (помимо отходов 5-го класса) складировать отходы производства и потребления 3-4 классов опасности в соотношении не более 30 % от массы бытовых отходов при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БПК20 и ХПК) не превышает 4000-5000 мгO2/л, что соответствует фильтрату ТБО.

Санитарно-гигиенические требования к полигонам по захоронению отходов представлены в следующих документах:

— СанПиН 2.1.7.1322-03 рассматривает промышленные отходы 1-4 классов опасности;

— СП 2.1.7.1038—01 полигоны ТБО.

Кроме того, СанПиН 2.1.7.728-99 определяют правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений(ЛПУ).

Нормативных актов с требованиями к полигонам для отходов 5 класса не существует.

Воздействие отходов на окружающую среду комплексно и многообразно. При размещении отходов на суше лимитирующими экологическими факторами выступают воздействие на почвы, атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды.

Проектирование объекта размещения токсичных промышленных отходов осуществляется на основе специальных исследований, завершающихся процедурой оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Требования к размещению объекта сводятся к минимизации вредного воздействия (СНиП 2.01.28-85). В связи с этим строительство полигонов должно осуществляться:

Нормы накопления — это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек — для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов и т. д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3).
Общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) в городах и поселках России составляет порядка 150 млн. м3(30 млн. т) в год.
Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку — сбор — транспорт — обезвреживание и утилизацию ТБО.
При выборе метода и технологии обезвреживания и после­дующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.
К ТБО, входящим в норму накопления от населения и уда­ляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.
Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:
• жилых зданий;
• учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.
Также важны климатические условия — различная продолжи­тельность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.
При проектировании мусороперерабатывающих предприя­тий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.
В таблице 1 приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют только для предварительных расчетов.
Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО.

Классификация жилищного фонда Нормы накопления ТБО на 1 человека Средняя плотность кг/м3
кг/год м3/год
Благоустроенные жилые дома 200…280 1,1…1,5 200…220
Жидкие отходы из непроницаемых выгребов неканализационных домов 2,0…3,25 1000
Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым и общественным зданиям для городов с населением более 100 000 человек 260…300 1,3…1,5 190…210

Примечания: Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией
Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30…50 % от норм накопления жилых зданий.
Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) «Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора» установлены следующие нормы:
• Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
• Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.
В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.
Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.
Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР».
Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:
• в городах с населением до 300 тыс. чел. — участки с охватом 2 % населения;
• в городах с населением 300…500 тыс. чел. -1 %;
• в городах с населением более 500 тыс. чел. — 0,5 %.
По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.
Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.
Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3…0,5 % в год, а по объему — 0,5… 1,5% в год.
Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы.

Объект образования отходов

Расчетная единица

Норма накопления

Плотность кг/м3

кг/год

м3/год

I. Предприятия торговли

Продовольственный магазин

На 1 м2 торг. площади

1,74

Универсам

На 1 м2 торг. площади

1,40

Павильон

На 1 м2 торг. площади

2,85

Лоток

На 1 торговое место

3,40

Палатка, киоск

На 1 м2 торг. площади

5,09

Торговля с машин

на 1 торговое место

5,30

Промтоварный магазин

На 1 м2 торг. площади

0,77

Хозтовары

На 1 м2 торг. площади

1,29

Супермаркет (универмаг)

На 1 м2 торг. площади

0,87

Рынки продовольственные

На 1 м2 торг. площади

1,21

Ярмарки промтоварные

На 1 м2 торг. площади

0,99

II. Административные здания, учреждения, конторы

НИИ, проектные институты и конструкторские бюро

На 1 сотрудника

1,42

Сбербанки, банки

На 1 сотрудника

0,62

Отделения связи

На 1 сотрудника

0,95

Административные и другие учреждения, офисы

На 1 сотрудника

1,19

III. Медицинские учреждения

Аптеки

На 1 м2 торг. площади

0,44

Больницы

На 1 койку

2,01

Поликлиники

На 1 посещение

0,07

Санатории, пансионаты

На 1 койку

1,00

IV. Автотранспортные предприятия

Автомастерские

На 1 машино-место

0,22

Автозаправочные станции

На 1 машино-место

0,11

Автостоянки и парковки

На 1 машино-место

0,11

Гаражи

На 1 машино-место

0,16

V. Дошкольные и учебные заведения

Ясли, детские сады

На 1 место

0,40

Школы, лицеи, проф-тех. Училища

На 1 учащегося

0,12

Техникумы, ВУЗы

На 1 студента

0,11

Дома-интернаты

На 1 учащегося

1,13

VI. Предприятия службы быта

Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники

На 1 м2 общей площади

0,07

Ремонт и пошив одежды

На 1 м2 общей площади

0,13

Химчистки и прачечные

На 1 м2 общей площади

0,19

Парикмахерские и косметические салоны

На 1 посадочное место

0,23

Гостиницы, общежития

На 1 место

1,13

Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.)

На 1 место

1,13

VII. Культурно-спортивные учереждения

Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки

На 1 место

0,18

Спорт. арены, стадионы

На 1 место

0,26

VIII. Предприятия пассажирского транспорта

Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты

На 1 пассажира

0,80

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх