Куперс

Бухучет и анализ

Отпуск муниципального служащего

Что представляет собой материальная помощь к отпуску?

Для того чтобы ответить на вопрос, входит ли в расчет отпускных материальная помощь, следует определиться с тем, что понимать под материальной помощью в контексте отпускных выплат.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.11.2010 № ВАС-4350/10 приводит тезис о том, что к материальной помощи следует относить выплаты работодателя, не связанные с выполнением работником трудовой функции и направленные на удовлетворение социальных потребностей гражданина в трудной ситуации. Это может быть, например, причинение вреда имуществу и/или здоровью в связи с чрезвычайным происшествием, тяжелое заболевание, смерть близкого родственника, рождение (усыновление) ребенка и т. д.

По логике указанного постановления к материальной помощи — к отпуску в том числе — также следует относить выплаты, которые:

  • не входят в систему оплаты труда;
  • не выплачиваются на регулярной основе;
  • не связаны с производительностью труда;
  • не носят стимулирующего характера.

И если та или иная выплата (при этом неважно, единовременная она или многократная) будет соответствовать указанным 4 критериям, то она вполне может быть классифицирована как материальная помощь.

Для того чтобы доказать проверяющим, что такие выплаты являются именно материальной помощью — к отпуску или нет, неважно, — фирма-работодатель может в коллективном трудовом договоре или в положении о материальной помощи привести четкое определение материальной помощи, а также критерии ее предоставления. За основу можно взять рассмотренные нами тезисы ВАС РФ.

См. подробнее в материале «Положение об оказании материальной помощи работникам».

Какое имеет значение факт отнесения выплат к материальной помощи?

Критерии отнесения тех или иных выплат к материальной помощи для работодателя могут играть роль:

1. При ведении налогового учета.

Дело в том, что материальную помощь нельзя включить в расходы при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (п. 23 ст. 270 НК РФ). В свою очередь, выплаты работникам, не признаваемые материальной помощью, в расходы включаются.

О том, как матпомощь влияет на величину налога на прибыль, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Как материальная помощь облагается страховыми взносами, читайте в этой статье.

См. также:

  • «Облагается ли материальная помощь сотруднику НДФЛ?»;
  • «Отражаем материальную помощь при УСН «доходы минус расходы».

2. При исчислении отпускных.

Материальная помощь может быть как полностью исключена из формулы расчета отпускных (п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней зарплаты, утвержденного постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922), так и в ряде случаев и с определенными ограничениями включена в нее (п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, далее — Правила).

Но когда материальную помощь к отпуску (или предоставленную до него) следует включать в расчет отпускных?

Ответ на данный вопрос зависит от правового статуса фирмы работодателя. Дело в том, что законодательством РФ установлены отдельные правила расчета отпуска для:

  • федеральных гражданских служащих;
  • остальных работников (в том числе сотрудников региональных и муниципальных ведомств).

Как учесть материальную помощь к отпуску в бухгалтерском учете, а также правильно рассчитать НДФЛ и страховые взносы, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучите вопрос более детально.

Материальная помощь (единовременные выплаты) при расчете отпуска федеральных служащих: нюансы

К федеральным гражданским служащим относятся работники ведомств, которые получают зарплату за счет федерального бюджета без привлечения иных бюджетных источников финансирования (п. 1 ст. 10 закона «О системе государственной службы» от 27.05.2003 № 58-ФЗ).

Материальная помощь — разновидность дополнительных выплат федерального гражданского служащего (п. 2 Правил). Она обособляется от различных надбавок и поощрений и потому может рассматриваться как не имеющая отношения к системе оплаты труда.

Вместе с тем, в соответствии с п. 6 Правил, материальная помощь входит в расчет отпускных сотрудников федеральных ведомств. Но не полностью, а ограниченно — как 1/12 каждой из начисленных выплат за расчетный период перед отпуском (12 месяцев).

При этом в расчет берутся только фактические выплаты, а не нормативные, если таковые предусмотрены (письмо ФНС России от 23.11.2007 № ВЕ-6-16/906). В формуле расчета отпускных может быть учтено несколько выплат материальной помощи — к отпуску или до него (письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.11.2007 № 3495-17).

Юрисдикция Правил, введенных постановлением 562, распространяется на все должности в федеральных ведомствах, кроме тех, по которым размер оплаты труда определяется исходя из показателей эффективности работы (в порядке, установленном п. 14 ст. 50 закона «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Учитывается ли материальная помощь при расчете отпуска в частной фирме?

В частных фирмах и всех тех хозяйствующих субъектах, которые не относятся к системе федеральных ведомств, материальная помощь не учитывается при исчислении размера отпускных — как и прочие выплаты социального характера. Данное правило касается, в частности, и муниципальных служащих (решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25.03.2015 № 2-116/2015).

Нужно отметить, что сам факт использования понятия «материальная помощь» в локальных и общеотраслевых ведомственных (на уровнях ниже федерального) нормативах ничего не будет значить, если выплаты, ассоциированные с данным понятием, фактически не будут соответствовать критериям материальной помощи. Выплаты, названные материальной помощью в локальном акте, но не соответствующие им по существу, будут считаться трудовыми (письмо Минфина от 26.06.2012 № ЕД-4-3/10421@). Их нужно будет учитывать при расчете отпуска.

Если в нормативах, регулирующих работу конкретно федеральных ведомств, понятие «материальная помощь» прямо ассоциировано с системой оплаты труда (и не подпадает под действие п. 3 Положения по постановлению 922), то, тем не менее, учитывать такую помощь при расчете отпускных федеральным служащим нужно по Правилам, утвержденным постановлением 562.

Так, п. 32 Положения, введенного приказом Рособрнадзора от 17.07.2015 № 1247, устанавливает, что работникам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки полагается единовременное предоставление материальной помощи в размере одного оклада. Связь материальной помощи и трудовой функции очевидна, однако ее сумма не включается в расчет отпускных полностью, а только в 1/12 части — как предписывает вышестоящий ведомственный нормативный акт.

См. также «Материальная помощь при увольнении по собственному желанию».

Итоги

Материальная помощь к отпуску включается в расчет отпускных работодателем в статусе федерального ведомства, но не полностью, а в размере 1/12 части от фактических выплат. Остальными работодателями — включается только при условии, что выплаты, которые локальным нормативом названы материальной помощью, являются фактически трудовыми (поощрительными, стимулирующими). Не имеющие отношения к трудовой функции выплаты в виде материальной помощи в частных фирмах и бюджетных организациях, не относящихся к федеральным ведомствам, не учитываются при расчете отпускных.

Как правило, периодичность выплат не является критерием их отнесения к материальной помощи или к трудовым поощрениям.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос 31.07.2019

Вопрос:

Дополнительный отпуск муниципальным служащим в первый год работы предоставляется пропорционально фактически отработанному времени?

Ответ:

Государственным и муниципальным служащим дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

В Московской области:

Статья 13. Отпуск муниципального служащего

4. Муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет (далее — отпуск за выслугу лет), продолжительность которого исчисляется из расчета один календарный день за каждый год стажа муниципальной службы, но не более 10 календарных дней.

Право на отпуск за выслугу лет соответствующей продолжительности возникает у муниципального служащего со дня достижения стажа муниципальной службы, необходимого для его предоставления.

При отсутствии у муниципального служащего права на ежегодный основной оплачиваемый отпуск в текущем календарном году отпуск за выслугу лет в этом году не предоставляется.

Отпуск за выслугу лет предоставляется в течение календарного года.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и отпуска за выслугу лет не может превышать 40 календарных дней.

В случае пересчета неправомерно уменьшенного стажа муниципальной службы муниципальный служащий вправе использовать не предоставленные ранее дни отпуска за выслугу лет, но не более чем за три года неправильного исчисления стажа муниципальной службы.

Не предоставленные ранее дни отпуска за выслугу лет могут быть использованы муниципальным служащим в течение календарного года, в котором принято решение о перерасчете неправомерно уменьшенного стажа муниципальной службы.

При увольнении с муниципальной службы муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск за выслугу лет пропорционально отработанному времени в текущем календарном году.

5. Муниципальным служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (далее — отпуск за ненормированный день) продолжительностью три календарных дня.

Отпуск за ненормированный день предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, исчисленного в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в течение календарного года пропорционально отработанному времени в условиях ненормированного дня.

Право на отпуск за ненормированный день возникает у муниципального служащего независимо от продолжительности службы в условиях ненормированного дня.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

БРЯНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2016 года N 5-27-17

О порядке осуществления выплаты на оздоровление муниципальным служащим Брянского района

О порядке осуществления выплаты на оздоровление муниципальным служащим Брянского района

(с изменениями на 29 декабря 2016 года)

Глава Брянского
муниципального района
А.В.Сысоев
Приложение
к решению Брянского районного
Совета народных депутатов
от 27.04.2016 N 5-27-17

Приложение. ПОРЯДОК осуществления единовременной выплаты на оздоровление муниципальным служащим Брянского района

1. Муниципальному служащему Брянского района один раз в год выплачивается единовременная выплата на оздоровление в размере 1,0 ежемесячного денежного содержания. (в ред. решения Брянского районного Совета народных депутатов от 29.12.2016 N 5-35-5)
2. Единовременная выплата на оздоровление производится на основании письменного заявления муниципального служащего в соответствии с распоряжением руководителя органа местного самоуправления, приказом руководителя соответствующего отраслевого органа администрации Брянского района при наличии средств в бюджете района.
3. Вновь принятым муниципальным служащим выплата на оздоровление производится пропорционально отработанному времени от момента назначения на должность до конца календарного года.
4. Вновь принятым муниципальным служащим выплата на оздоровление осуществляется при условии нахождения на муниципальной службе не менее шести месяцев.
5. Выплата на оздоровление не производится муниципальным служащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, других отпусках без сохранения денежного содержания.
6. В случае если увольняемому муниципальному служащему выплата на оздоровление уже была произведена в полном объеме, ее перерасчет не производится.
7. Действие настоящего Порядка распространяется на лиц, замещающих должности муниципальной службы в Брянском муниципальном районе.

Текст документа сверен по:
Муниципальная газета
«Деснянская правда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх