Куперс

Бухучет и анализ

Одним из основных показателей деятельности компании является ее платежеспособность. Управление денежными средствами заключается в недопущении неплатежей с одной стороны, и минимизации свободного остатка, с другой. Для эффективного управления денежными потоками собственники, генеральные директора и финдиры используют Бюджет движения денежных средств (БДДС). Секреты его составления – в публикации.

Что такое БДДС? Структура БДДС

Бюджет движения денежных средств – эффективный инструмент распределения денежных потоков. В нем отражаются все планируемые поступления и списания. На его основе собственники могут судить о том, будет ли у компании достаточно денег для продолжения деятельности.

Принципы формирования БДДС могут указываться в учетной политике компании по управленческому учету.

Структура БДДС включает в себя разделение по видам деятельности:

  • Операционная деятельность – это все денежные потоки, связанные с текущей деятельностью предприятия.
  • Инвестиционная деятельность – к данным операциям относятся покупка и продажа внеоборотных активов, управление долями в других компаниях, долгосрочное финансовое инвестирование.
  • Финансовая деятельность – соответствует операциям получения/возврата кредитов, выплате/поступлению процентов по ним и другим финансовым вложениям, покупке/продаже валюты.

В каждом разделе все платежи разнесены по статьям движения денежных средств.

Этапы формирования БДДС компании

Построение БДДС является частью бюджетного процесса компании. Бюджет движения денежных средств связан с остальными бюджетами, и процесс его подготовки может выглядеть следующим образом:

  1. Формирование Плана продаж и поступлений денежных средств.
  2. Составление Плана закупок, который позволяет реализовать заложенный объем продаж.
  3. Формирование Бюджета Административно-управленческих расходов (АУР), не входящих в план закупок.
  4. Расчет Бюджета доходов и расходов (БДР) на основании Плана продаж, Плана закупок и Бюджета АУР.
  5. Расчет налоговых платежей по БДР.
  6. Для формирования БДДС на основании БДР следует учитывать:
    • Сроки оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
    • Графики платежей по текущим договорам, которые будут действовать в следующем году.
    • Исключить из бюджета статьи БДР, не связанные с движением денежных средств.

Таким образом, на основании БДР формируется Бюджет движения денежных средств по операционной деятельности, результирующий поток которого определяет уровень финансирования инвестиционных затрат.

  1. Определение достаточного уровня средств для финансирования затрат на капвложения, приобретение основных средств, строительство с учетом продажи ОС).
  2. Определение необходимого уровня привлечения финансирования и возврата кредитов, либо размещения денежных средств для получения дополнительного дохода из расчета минимального остатка денежных средств.
  3. Исключение внутригрупповых оборотов и формирование Бюджета движения денежных средств.

Прямой и косвенный методы формирования БДДС

Раздел операционной деятельности БДДС может быть составлен 2 методами: прямым и косвенным.

При прямом методе БДДС собирается вся информация по платежам.

В состав доходной части потока включаются поступления от контрагентов по текущей деятельности компании.

В расходную часть включаются:

  • Оплата поставщикам за сырье, товары, услуги и прочие платежи производственного типа.
  • Оплата работы сотрудников компании.
  • Административные выплаты, который могут включать так же платежи по обеспечению бизнес-процессов компании (последние могут выделять в отдельный раздел – АУР).
  • Налоги и сборы.

Все они вносятся в БДДС по срокам произведения оплаты.

При косвенном методе операционный денежный поток рассчитывается на основании БДР (планируемого финансового результата) с учетом неденежных поправок. Для этого величина прогнозной прибыли:

  • Увеличивается на сумму амортизации, на рост кредиторки;
  • Уменьшается на сумму капзатрат, на прирост запасов, на рост дебиторки.

Как составить БДДС предприятия?

Подготовка и формирование е Бюджета движения денежных средств является сложным процессом, основывающимся на определенных правилах. В качестве инструмента автоматизации формирования Бюджета движения денежных средств может использоваться «WA: Финансист».

«WA: Финансист» – продукт группы компаний WiseAdvice. Это программа для формирования БДДС, которая успешно внедряется и используется на предприятиях в Москве и других регионах России с 2007 года. В ней реализована полная модель, позволяющая эффективно управлять денежными потоками компании. Сводный Бюджет движения денежных средств формируется на основе планов отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО). Система представляет собой пример эффективных решений в области автоматизации процессов.

Система имеет удобный механизм согласования, который позволяет контролировать процесс и утверждать планы на каждом из этапов. Исполнение обеспечивается подсистемами:

  • оперативного планирования;
  • отражения фактического использования денежных средств;
  • формирования отчетности.

Решение «WA: Финансист» имеет обширный функционал, который позволяет:

  • организовать удобный и качественный процесс управления денежными потоками;
  • управлять системой формирования и согласования заявок;
  • оперативно формировать Платежный календарь и осуществлять платежи в соответствии с ним;
  • корректно подготавливать банковские и кассовые документы, гибко взаимодействовать с учетными системами и клиент-банком;
  • настраивать выходные печатные формы.

Система «WA: Финансист» позволяет автоматизировать процесс управления денежными ресурсами и повысить его качество. Она является гибким инструментом, настраиваемым под любые задачи компаний, вне зависимости от специфики и масштаба их деятельности. Сочетает в себе апробированную методологию и современный программный инструмент.

Анализ Бюджета движения денежных средств

После того как утвержден Бюджет движения денежных средств на последующий бюджетный период, необходимо отслеживать изменения как внешних условий и внутренних обстоятельств, в которых работает компания и которые могут повлечь изменения в ее денежных потоках. Для этого необходимо регулярно проводить анализ отклонений и причин их возникновения, и по итогам анализа разрабатывать план действий для снижения влияния негативных факторов и закреплению положительных – для последующего планирования.

Одним из основных инструментов анализа БДДС является план-фактный анализ бюджета. Отчет позволяет провести оценку отклонений в абсолютном и относительном выражении путем сопоставления запланированных в бюджетах показателей с фактическими результатами в любых аналитических разрезах.

Данный отчет позволяет сравнивать между собой не только сценарии планирования, но и данные разных лет.

Для корректности аналитические разрезы для оценки фактических отклонений должны быть сопоставимы с бюджетной аналитикой и формироваться с одинаковой периодичностью. Отклонения в анализируемых данных позволяют сделать выводы об эффективности финансового управления компанией. Если размер отклонений велик, то необходимо провести корректировку бюджетов.

По итогам выполнения план-фактного анализа исполнения БДДС рекомендуется фиксировать методы минимизации отклонений – такой подход поможет не только повысить точность бюджетирования, но и укрепить финансово-экономическое положение компании.

Заказать услугу

В принципе, всплывающая подсказка на картинке как раз и даёт нам ответ на этот самый вопрос.

Статья ДДС — это статья Движения Денежных Средств.

Просто дело в том, что название довольно длинное, а места на форме документа порой не хватает. Отсюда и возникают всяческие сокращения. Например, РКО — расходный кассовый ордер, ОС — основное средство и прочее.

Особенность ещё заключается в том, что в разных местах программы одно и то же может называться по-разному. Для примера ниже приведена форма другого документа, где вместо ДДС указано более длинное выражение.

Так что особенно беспокоиться не стоит — это одно и то же поле. И, раз уж мы затронули тему статей движения денежных средств в 1С Бухгалтерии, то обращу ваше внимание и на другой вопрос, касающийся заполнения поля ДДС.

Разобраться в особенностях 1С:Бухгалтерии Вы можете при помощи нашего специального видеокурса по данной конфигурации (240 уроков, 42 часа). Курс предназначен для изучения программы с начала и до сдачи отчётов.

Не забывайте заполнять поле ДДС

Как показывает практика, довольно часто пользователи 1С Бухгалтерии забывают указать статью движения денежных средств при заполнении соответствующих документов 1С. По каким-то причинам на данное поле особого внимания не обращают. Может быть ещё и потому, что документ прекрасно проводится и без указания статьи движения денежных средств.

Но, как очевидно любому опытному пользователю 1С Бухгалтерии, если документ проводится, то вовсе не обязательно правильно. И действительно, встречается довольно много случаев, когда документ спокойно и без ошибок проводится, и только потом (возможно, через весьма значительное время), когда вы уже и думать забыли об этом документе, внезапно всплывает какая-то ошибка.

Обычно такое выясняется при закрытии месяца — все накопившиеся за месяц ошибки в учете начинают проявляться все и сразу, что приводит к большой потере времени на их устранение.

Не забывайте заполнять все нужные в документах поля, причем правильно заполнять! Помните — если документ провелся, то это лишь означает, что нет грубых ошибок, непосредственно препятствующих его проведению. Прочие ошибки программа может сразу и не выявить (или не выявить вообще; позже налоговая подскажет…).

Бухгалтер — это прежде всего ответственность и точность! Изучить же особенности 1С вы можете на специализированных индивидуальных занятиях.

Электросамокат – это мопед?

Распространённый вопрос – считается ли электросамокат обычным самокатом или же он приравнивается к категории мопед, а значит владельцы обязаны иметь права категории М, надевать шлем и соблюдать все правила для владельцев мопедов?

Формально электросамокат мощностью более 250 ватт (а это почти все самокаты на рынке) по ПДД можно приравнять к мопеду – определение мопеда вполне подходит и в нём нет признаков, по которым можно было бы исключить электросамокат.

Мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Но с момента появления элекросамокатов на улицах позиция властей заключалась в том, что правовой статус электротранспорта не определён, а его регулированием только предстоит заняться. Приводим цитату с официального сайта ГИБДД РФ.

В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колесных средств передвижения на электротяге (сигвеи, электросамокаты, гироскутеры и моноколеса) в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены, поэтому де-юре пользователи приравниваются к пешеходам. Соответственно, требования к ним предъявляются исключительно как к пешеходам.

29 сентября 2020 года МВД России ответило на обращение члена рабочей группы ОНФ по безопасности движения Григория Шухмана, определив статус электросамокатов мощностью более 250 ватт в качестве мопеда. Таким образом, пользователи таких самокатов обязаны иметь права категории М, использовать шлем и не могут передвигаться по тротуарам.

Ранее мы обратились к сайту Государственной автоматизированной системы «Правосудие», содержащей архив судебных решений, и нашли противоречащие друг другу решения различных судов.

В первом деле судья Центрального районного суда города Тулы Илларионова А.А, несмотря на доводы двух сотрудников ГИБДД, призывающих приравнять электросамокат к мопеду и признать переезжавшего на нём пешеходный переход Моисеенко М.И. виновным в нарушении ПДД, вынесла отрицательное решение.

При этом понятие электросамокат Правила дорожного движения и КоАП РФ не содержат. Согласно представленным техническим характеристика электросамоката Kickscooter ES2 мощность двигателя составляет 0.3 кВт, а максимальная скорость 25 км/ч. Главной отличительной чертой мопеда является его относительно небольшие максимальная скорость (не более 50 км/час) и рабочий объем двигателя (не более 50 куб. см) или электродвигатель мощностью от 0,25 кВТ до 4 кВт. Мопед является самостоятельным транспортным средством, перемещение которого на дороге регулируется отдельными положениями ПДД. Водитель мопеда должен получить удостоверение на право управления транспортным средством категории «М». Кроме того, на водителя мопеда распространяются положения ПДД, которые в полной мере относятся к водителям иных транспортных средств. В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» на управление мопедами и легкими квадроциклами требуется специальное право категории «М». Однако закон не содержит требования о наличии специального права на управление электросамокатами. Таким образом, по совокупности своих технических и эксплуатационных характеристик электросамокаты не могут быть отнесены ни к механическим транспортным средствам, ни к велосипедам, ни к мопедам. Как уже было указано ранее, к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Следовательно, Моисеенко М.И. в данном случае являлся пешеходом, который пересекал проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу на электросамокате, который законодателем не отнесен ни к велосипедам ни к мопедам. Таким образом Моисеенко М.И., управляя электросамокатом Ninebot by Segway Kickscooter ES2 мощностью двигателя 0,3 кВт и максимальной скоростью 25 км/ч, и пересекая на нем пешеходный переход, не мог быть привлечен за нарушение п. 24.8 КоАП РФ к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ.

В другом случае судья Хамовнического районного суда Мищенко Д.И. делает противоположный вывод:

К категории «M» относятся и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками, для управления которыми необходима проверка знаний Правил дорожного движения, подтвержденная водительским удостоверением категории «M», в том числе скутеры класса «А». Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства Российской Федерации в области дорожного движения, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что ФИО, управлявший электросамокатом, технические характеристики которого соответствую виду транспортного средства «мопед», является водителем, то есть надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.

Довод ФИО о том, что при заключении договора аренды он не был предупрежден, что данное транспортное средство подпадает под категорию мопед, также обоснованно мировым судьей отвергнут как не состоятельный, поскольку водитель в силу положений ПДД РФ самостоятельно должен убедиться в наличии у него специального права на управление определенным видом транспортного средства и исполнять соответствующие обязанности, предписанные законом.

Ну и в качестве «вишенки на торте» приведём цитату из заключения суда города Буддёновска, опубликованного в 2017 году.

В п.1.2 Правил дорожного движения отсутствует понятие и термин «самокат».

Такое заключение суда говорит не только о незнании ПДД судьёй, но и об общем низком уровне делопроизводства, когда законы и правила, по которым выносятся решения, не проверяются на наличие поправок и изменений. Напомним, именно в пункте правил 1.2 указано, что самокат приравнивается к понятию «пешеход», а появилось это упоминание за три года до указанного решения суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх