- от автора admin
В письме от 26.08.2013 № 03-03-06/1/34813 специалисты финансового ведомства рассказали о том, как нужно учитывать при расчете налога на прибыль в составе расходов затраты на оплату проезда из места командировки, а также суточные и средний заработок, выплачиваемые за день возвращения работника из командировки, если он задержался там на выходные.
Возврат из командировки не привязан к ее окончанию
Трудовым кодексом определено, что служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Срок командировки устанавливается работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, далее — Положение). Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы (п. 4 Положения). В Положении нет указания на то, что дата приезда (возвращения) из командировки должна следовать непосредственно за днем ее окончания. У организации есть обязанность возместить командированному работнику расходы, связанные со служебной командировкой, и выплатить средний заработок за время нахождения в ней (ст. 167 ТК РФ, п. 9 и 11 Положения).
Расходы на проезд — неизбежны…
В комментируемом письме Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Компания направляет работников в командировки. Согласно локальному нормативному акту командированные работники имеют право подать заявление работодателю с просьбой оставить их в месте командирования на краткосрочный период (не более 2—3 дней), если последний день командировки приходится на день, предшествующий выходным или нерабочим праздничным дням. В случае принятия организацией положительного решения работнику разрешается остаться в месте командирования до заранее оговоренной даты. Например, работник направляется в заграничную командировку в четверг утром, должен выполнить служебное задание до вечера пятницы и в субботу вернуться из командировки. Но по согласованию с руководителем работник остается в месте командировки на выходные дни и возвращается из нее в понедельник. Свое пребывание в месте командировки после ее окончания сотрудник оплачивает сам. То есть организация не несет в связи с этим дополнительных расходов в виде суточных, оплаты проживания. Компанию интересовало, может ли она учесть в расходах:
- оплату времени работника в пути из командировки в размере среднего заработка (за понедельник);
- выплату суточных за дни нахождения в пути (понедельник);
- оплату проезда работника из командировки (в понедельник).
Минфин России указал, что расходы на командировки, включая затраты на проезд, наем жилого помещения, суточные в целях исчисления налога на прибыль включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом расходы на проезд организация понесет в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения. Поэтому, если дата выбытия из места командировки совпадает с датой, указанной на билете, и задержка в месте командирования произошла с разрешения руководителя, подтверждающего целесообразность произведенных расходов, суммы затрат на проезд учитываются в расходах на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Заметим, что аналогичные разъяснения содержатся и в письме Минфина России от 20.09.2011 № 03-03-06/1/558.
В отношении порядка учета суточных и среднего заработка, выплачиваемых за день возвращения из командировки, Минфин России конкретных рекомендаций не дал. Специалисты финансового ведомства лишь напомнили, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).
…так же как и оплата суточных и среднего заработка
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации и суточные, и средний заработок за день возвращения из командировки организация может учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Суточные, так же как и расходы на проезд, прямо поименованы в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Организация обязана выплатить их за день возвращения из командировки. Это следует из п. 11 Положения, согласно которому дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути. Средний заработок сохраняется за работником также за все время его нахождения в командировке, включая дни нахождения в пути (ст. 167 ТК РФ и п. 9 Положения). И поскольку, как справедливо отметил Минфин России в комментируемом письме, затраты, связанные с возвращением сотрудника из места командировки, организация понесла бы в любом случае, суточные и средний заработок за день возвращения, так же как и расходы на проезд, могут быть учтены в составе расходов: суточные — на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, а средний заработок — на основании ст. 255 НК РФ.
Итак, расходы на проезд сотрудника из места командировки, а также суточные и средний заработок за день возврата из нее не в субботу, а в понедельник компания может учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом нужно помнить, что за выходные дни после окончания срока командировки, расходы на проживание и суточные работнику не выплачиваются.
×
Правила поведения пользователей на сайте
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
— фотоматериалы.
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Вопрос:
Работник вернулся из командировки в 5 утра. Нужно ли выплачивать суточные за этот день?
Ответ:
Если работник из командировки вернулся в 5 утра, то за этот день суточные выплачиваются в полном объеме.
Обоснование:
Статья 167 Трудового кодекса РФ гарантирует работнику, направленному в командировку, сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с такой поездкой.
Возмещению подлежат расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные и иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ). Особенности направления работников в служебные командировки установлены в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (ст. 166 ТК РФ).
Согласно абз. 3 п. 11 названного Положения суточные выплачиваются за каждый день нахождения в командировке, в том числе за дни нахождения в пути.
Таким образом, если работник из командировки вернулся в 5 утра, то за этот день суточные выплачиваются в полном объеме.
Интересные материалы:
- Приказ на продление командировки, образец
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 117 "Восстановление процессуальных…
- Отчет26 РФ
Госслужащие Ставропольского края избавляются от бумажной волокиты Свой Спецкор 20 марта 2019, 18:31 Поделиться: Системой…
- Несчастный случай во время командировки
Однозначно ответить будет ли признан инсульт несчастным случаем на производстве не представляется возможным. Инсульт должен…
- Министр природных ресурсов РФ 2018
Правительство Орловской области, похоже, не особо рады предложению Москвы по электронным пропускам. Напомним, накануне Интерфакс…
- Личный закон физического лица в РФ
Личный закон физического лица – коллизионный принцип, применяемый для выбора права при регулировании правового положения…