Куперс

Бухучет и анализ

Полифункциональные материалы в ДОУ

Образовательное пространство для развития детей в нашем детском саду организовано с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно — пространственной среде: развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Именно эти требования мы учли при организации образовательного пространства.

Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Трансформируемость среды обеспечивает возможность ее изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей и их возможностей. Трансформировать пространство в группах можно, используя мягкие модули, скакалки, веревки, которые могут быть разделителями пространства.

Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы), а также наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (природные материалы, предметы-заместители). В группах имеются полифункциональные предметы: жёлтый мячик может превратиться в яблоко, красный мячик – в помидор, кольца могут заменить руль какого-либо транспортного средства , баночки с йогуртом – микрофон, или гантели, коробочки из-под сока – в шоколадки, печенье, мягкие модули могут стать барабанами, строительным материалом, средствами для плавания.

В каждой группе есть коробка с предметами-заместителями, для детей – это коробка с волшебными предметами, «чудо-коробка» — способствует развитию у детей творческих способностей.

В уголке природы имеется природный материал, который дети могут использовать как дополнительный материал при лепке и как любой предмет-заместитель.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, которым присуща периодическая сменяемость игрового материала, присутствие разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детей.

Безопасность среды В группах ежедневно по утверждённому графику функционируют бактерицидные лампы. Вся мебель изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки в исправном состоянии.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР с различным инвентарем есть в каждой группе. Обеспечивает удовлетворение потребности ребенка в движении и способствует приобщению его к здоровому образу жизни. Центр оснащен дидактическими играми, рисунками, альбомами о спорте, оснащен яркими разноцветными мячами разного размера, массажными мячами, гантелями, обручами, скакалками. Для каждого возрастного периода составлены картотека подвижных игр и комплекс утренней гимнастики.

Атрибуты и материалы для подвижных игр, для двигательной деятельности детей имеются также и на прогулочных участках каждой группы, а также — на спортивной площадке.

ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ наполнен детским книгами, материалами для творческой деятельности и включает уголки театрализованной деятельности и изо-деятельности, музыкальный уголок, уголок книги.

В уголке книги дети с интересом их рассматривают, вспоминают уже знакомые сказки, вместе с воспитателем узнают новые и даже придумывают свои литературные произведения. Книги расположены в доступном месте, поэтому дети могут быть самостоятельными в выборе книг.

Уголок театрализованной деятельности позволяет детям обыгрывать любимые сказки, способствует выявлению и развитию творческих способностей ребенка. Здесь размещены игрушки и разные виды театров: «би-ба-бо», плоскостной настольный театр, пальчиковый театр, тантамареска — все для показа представлений. Дети под руководством педагогов знакомятся с особенностями театральной куклы, осваивают навык работы с ней. В шкафчиках висят разнообразные костюмы, на полочках шапочки, маски и другие театральные атрибуты. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Уголок изобразительной деятельности способствует творческому самовыражению, развитию мелкой моторики, формированию эстетического вкуса, приобретению навыков рисования, лепки у детей. Для этих целей в уголке размещены разнообразные материалы для изобразительного творчества: трафареты, краски, цветные карандаши, восковые мелки, книжки-раскраски, белая и цветная бумага, пластилин, картон, ножницы. Уголок располагается в хорошо освещенных местах в в каждой группе.

В музыкальном уголке дети с удовольствием играют на металлофоне, барабане, стучат в бубен, крутят шарманку. Здесь собрана подборка дисков и кассет с аудиозаписями детских песен и мелодий, которые дети любят слушать и подпевать. В музыкальном уголке имеются картотеки различных потешек, пальчиковых игр, картинки с изображением различных музыкальных инструментов, портреты композиторов.

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ включает уголки природы и экспериментирования, уголки сенсорного развития и конструирования, речевой уголок. В старшей и подготовительной группах — уголки «Моя страна — моя Россия».

В уголке природы и экспериментирования дети знакомятся с комнатными растениями и учатся элементарным способам ухода за ними. Здесь же находятся макеты, дающие первоначальные представления о частях суток, днях недели, календарь погоды, помогающий детям в освоении явлений неживой природы, природный материал для развития детского творчества, а также некоторый материал для проведения экспериментально-исследовательской деятельности (песок, глина, бросовый материал, емкости для воды). Дети могут проводить эксперименты с безопасными материалами, используя имеющиеся в уголке картотеку и схемы экспериментов.

Уголок сенсорного развития организован в младшей и средней группах для детей 3-4 и 4-5 лет. В эти возрастные периоды у детей формируются представления о цвете, форме, величине предметов. Игровой материал, который находится в уголке, помогает расширить представления детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов, а также развивает мелкую моторику рук, память, внимание.

Уголок конструирования — это разнообразные виды конструкторов и кубиков. Материал хранится в специально отведенных местах и при желании используется детьми для создания и обыгрывания разнообразных построек. Рядом с конструктором расположены машинки, игрушки для обыгрывания детских построек. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами, а это дает возможность комфортно чувствовать себя в пространстве группы.

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ дает детям возможность проявить себя в ведущем виде деятельности — игре. Сюжетно-ролевая игра — главный спутник детства. В процессе этой игры ребенок может проявить самостоятельность и активность, одновременно, взаимодействуя с другими детьми. В уголке сюжетно-ролевой игры имеются все необходимые предметы и атрибуты для таких игр, как: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Школа», «Морское путешествие».

Для организации трудовой деятельности детей в группах есть алгоритмы накрывания на стол, правильного мытья рук, алгоритм одевания.

Все игрушки и игровой материал, согласно принципу доступности, размещён на уровне глаз детей и вытянутой руки, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики, корзины, контейнеры. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Познакомиться с развивающей предметно-пространственной средой, созданной в каждой группе можно в разделе «Наши группы».

Уникальные игровые центры — бизиборды размещены на территории детского сада. С помощью этих развивающих досок ребенок учится разнообразным мелким движениям — открывать, нажимать, крутить. Игры с бизибордами полифункциональны и позволяют решать одновременно несколько задач. В создании бизибородов (идеи, эскизы, изготовление) принимали участие сотрудники, дети, родители.

На территории детского сада размещается еще один игровой комплекс — музыкальный домик. Оборудование домика — это разнообразные музыкальные инструменты, об истории возникновения и особенностях звучания которых дети узнают на занятиях.

Для познавательного развития детей на территории детского сада созданы ландшафтные композиции: «Ферма», «Мельница», «Лес», «Сказка», Каждая композиция — это участок с малыми скульптурными формами. Дети знакомятся здесь с миром живой природы — дикими и домашними животными и птицами. Еще здесь можно увидеть героев знакомых сказок, вспомнить их сюжет.

С апреля 2003 года в детском саду существует Музей колокольчика. Коллекция колокольчиков постоянно пополняется новыми экспонатами, привезенными в качестве подарков детьми и родителями, а также нашими сотрудниками и гостями из разных городов и стран.

В настоящее время музей насчитывает более 150 колокольчиков!

Информационный центр

Перед центральным входом в наш детский сад расположен информационный стенд. Родители и все посетители,пришедшие в детский сад, всегда могут получить информацию о планируемых мероприятиях, ознакомиться с рекомендациями специалистов и увидеть кадры из жизни детей в детском саду.

В раздевальной комнате каждой группы также имеется стенд с информацией: паспорт группы, режим дня, расписания занятий, объявления, консультации на актуальные темы, советы и рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Марина Петрова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды. (слайд №3)

Предметно- развивающая средаорганизуется на основе следующих принципов:слайд№ 4

1. Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы.

2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

Требования ФГОС к предметно — развивающей среде: слайд№5-6

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• • реализацию различных образовательных программ;

• • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

• • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно — пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

• Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

4) Вариативность среды предполагает:

• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5) Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

6) Безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Роль предметно — развивающей среды в развитиидетей на примере ее основных функций: слайд№ 7

1. Организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

2. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций,когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

3. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Принципы создания предметно — развивающей среды; слайд№8

• 1. Принцип вариативности

• — определяется типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно-развивающей среды.

• 2. Принцип целостности образовательного процесса

• — наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям, предъявляемым к ней ФГОС ДО.

• 3. Гендерный принцип

• — обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

• 4. Принцип учета возрастных особенностей

• — в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

• 5. Принцип опережающего развития

• — наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития

• 6. Принцип интеграции

• — материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

• 7. Принцип информативности

• — разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт

• 8. Принцип трансформируемости

• — возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

• 9. Принцип эмоционогенности

• — индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.

Примерный перечень зон для организации предметно — развивающей среды :слайд№9

1. – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжения, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

2. – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие матем. представлений и пр.);

3. – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из материалов, худ-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

4. – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

5. – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

6. – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

7. – для отдыха (уединение, общение и пр.).

Алгоритм формирования предметно — развивающей среды

Функциональный модуль «Игровая»; слайд №11

Назначение функционального модуля

1. • организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;

2. • включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;

3. • формирование и коррекция индивидуального развития детей;

4. • создание условий для гармоничного развития детей.

Реализуемые виды деятельности

1. Игровая.

2. Коммуникативная.

3. Познавательно-исследовательская.

4. Изобразительная.

5. Музыкальная.

6. Двигательная активность.

7. Восприятие художественной литературы и фольклора.

8. Конструирование из различных материалов.

9. Трудовая.

Функциональный модуль «Творчество»

развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;

развитие детского творчества;

развитие продуктивной деятельности детей;

Функциональный модуль Речевое развитие

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Функциональный модуль Познавательное развитие

Центр опытно-экспериментальной деятельности В нем находится материал,для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно —знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, современные пазлы.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений,инструменты по уходу за растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями, календарь природы и погоды.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, и России.

В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства.

«Музыкально — театрализованный» Центр. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров.

«Строительный» (конструктивный) центр. Его можно перемещаться в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Социально-личностное развитие.

Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

12.10.2019| alexxlab|

Полифункциональные игры в детском саду своими руками – . , – .

Материал на тему: Полифункциональный материал своими руками.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, так организовать среду нам указывает ФГОС ДО. Долгое время мы страдали от недостатка полифункционального материала, где его взять? С природным материалом все понятно. А как быть дальше? Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Наши руки не для скуки, поэтому мы стали создавать полифункциональные материалы своими руками. На фото вы видите примеры.

Из небольшой коробки получилась настольная ширма, которая может превращаться в кукольный домик.

Еще одна ширма, с различными изображениями: деревенский дворик, поляна, комната, проезжая часть, лес. Может использоваться детьми для режиссерских игр.

Наша первая полифункциональная игрушка может быть плитой, светофором, стиральной машиной, домом, телевизором.

Наша красавица ширма, сделана из полипропиленовых труб с помощью родителей.

А вот легкие модули из коробок, вместе с ширмой позволяют создавать уголок уединения, трансформировать пространство, а это еще один принцип организации развивающей предметно-пространственной среды.

Ни минуты покоя: Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды

Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым в ближайшем будущем будут работать абсолютно все дошкольные учреждения России, развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть:

Все дошкольные учреждения постепенно к этому идут. Кто-то может уже похвастать развивающей средой по ФГОС ДО, кто-то наполовину, кто-то совсем пока ни чем…

Наш детский сад не остается в стороне, мы не сидим на месте: меняем, дополняем, переставляем, переделываем, продумываем….

Сегодня я хочу остановиться на пункте: полифункциональная. В частности, полифункциональные игрушки и пособия.

Полифункциональность — от греч. polu — много и лат. funсtio — исполнение, осуществление, деятельность.

По ФГОС ДО полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

• наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Хочу привести несколько очень простых, на мой взгляд, примеров, которые соответствуют понятию «полифункциональность».
Взять, например, развивающее панно.
Казалось бы, что можно ещё придумать: расстегнул, застегнул, переместил с места на место… Ан, нет. Вариантов использования деталей очень много!

Можно нанизывать на трубочку, либо пальчик все детали, можно их использовать в образовательной деятельности.

А можно всё это использовать в уголке «Хозяюшка» — кормить кукол, угощать друг друга.

Взять, например, обыкновенные вкладыши, которые очень любят дети. Но ведь их можно тоже использовать многопланово — полифункционально! В играх с водой, с песком, с камешками, использовать всё в том же, уголке «Хозяюшка».

Мои мысли: Мы, воспитатели, привыкли учить детей, что всё должно лежать на своих местах: посудка — на кухне, вкладыши — в сенсорном уголке, с машиной играем только на ковре…
А малыши упорно несут кружки и тарелки не туда куда нужно, в коляску складывают не пупсиков, а мячики и кубики… Мы их учим обратному — нельзя так делать! Но никогда не задумывались: почему дети делают именно так?
А, может быть, взять, да и не обращать внимания на стереотипы, пусть ребёнок использует игрушки так, как ему этого хочется и требует его внутреннее «Я».
В нашей группе есть вот такие контейнеры с заменяемыми наполнителями. В начале своей деятельности я всегда детей учила: «Нельзя трогать руками, только смотрим глазками и ходим ножками».
Теперь я знаю, что ребёнку просто необходимо всё это потрогать! Не хочет ходить босиком, можно привлечь его к игре с наполнителями…
Этой осенью я заготовила огромную коробку с природным и бросовым материалом для ребят: палочки, коряжки, баночки… Несколько палочек положила в контейнер.

Игры с волшебной коробочкой покажу в ближайшее время отдельным сообщением.

А крышки? Обыкновенный бросовый материал. Сколько игр с ними можно придумать?

От «сухого» бассейна до дидактических игр.

А непроливайки? Это и стаканчики для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики…

В общем, примеров достаточно.

Главное, для себя, как для педагога, сделать вывод: игрушки и пособия ДОЛЖНЫ быть полифункциональными!!! Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка.

Мои мысли: Я и раньше придерживалась полифункциональности, но стереотипы «советской педагогики» были очень сильны, теперь ФГОС ДО дает нам зелёный свет! Любите свою работу! Ведь, работа — это огромная часть нашей жизни! Дети — наше будущее!

ФГОС ДО — это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который будет действовать УЖЕ во ВСЕХ ДОУ России с января 2016 года.

Надеюсь, мне удалось донести до читателя, что такое полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

Из истории блога:

Презентация «Полифункциональность в ДОУ»

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда:

Полифункциональность предметно-пространственной среды в доу Составитель: Афанасьева И.С. МАДОУ «Детский сад №100» общеразвивающего вида, г.Сыктывкар Республика Коми

2 слайд Описание слайда:

С введением ФГОС в дошкольное образование предъявляются определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде , которая выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. Эта среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной доступной безопасной

3 слайд Описание слайда:

полифункциональность Возможность разнообразного использования составляющих предметной среды для применения в разных видах детской активности (детской мебели, природных материалов и пр.)

4 слайд Описание слайда:

— однако изменение среды должно производиться с учетом зон активности — зоны должны быть «гибкими», т.е. «расширяться» и «сжиматься» в размере, однако они не должны «вливаться» друг в друга, так-как «вливание» зон ведет к смешению уголков. Это может привести к тому, что, например, уголок уединения может оказаться рядом с физкультурным уголком, что крайне недопустимо. Должно быть разграничение зон.

5 слайд Описание слайда:

Для приведения предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС необходимо: I. разделить групповую комнату на зоны II. распределить уголки в этих зонах III. приобрести полифункциональное оборудование IV. изготовить полифункциональное пособие

6 слайд Описание слайда:

— Спокойная зона — Рабочая зона — Активная зона Зоны активности

7 слайд Описание слайда:

Между зонами можно установить модули или полифункциональное оборудование, которое возможно применить как для одного уголка, так и для другого, рядом граничащего.

8 слайд Описание слайда:

Полифункциональное оборудование

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Изоуголок, для опытов, для дидактических игр

12 слайд Описание слайда:

Умелые руки

13 слайд Описание слайда:

Уголок ч

Игровые пособия, сделанные своими руками

Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей развиваются творческие способности, любознательность, наблюдательность, формируются навыки самостоятельной деятельности.

Развивающая игра для детей

«Цветочная поляна»

Сделать игру несложно. Берем любую картонную коробку. Делаем отверстия в ней, вырезаем горлышки от бутылок и вкручиваем их в коробку. Затем вырезаем цветочки основных цветов — зелёного, красного, синего, жёлтого и подбираем крышечки тех же цветов.

Цель: закрепление цвета; развитие моторики рук, навыки счета.

Вариации игр могут быть различными, например:
• подобрать цветочки по цвету их серединок;
• выложить цветочки одного определённого цвета;
• сосчитать, сколько цветочков того или другого цвета

Игры с прищепками

Следующее пособие также помогает ребёнку научиться владеть своими пальчиками – прищепки. Да, да, самые обыкновенные прищепки. Один совет – выбирайте пластиковые прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть. Для того, чтобы играть с ними было веселее, предлагаю вам сделать несложные цветные шаблоны из картона. К таким заготовкам прищепки можно подбирать по цвету, а из готовых фигурок разыгрывать сказку.

шаблоны для игр с прищепками.docx

Игра «Кто что ест»

Главной целью всех игр с прищепками является развитие мелкой моторики, но у этой игры есть и ещё одна — познакомить малыша с некоторыми животными и их элементарным рационом.

Фигурки животных из картона

Из картона вырезаем фигурки животных. В запланированных местах прорезаем кружочки под размер пальцев ребёнка. Предлагаем ребёнку вставить пальчики в фигурку зверюшки. С такими игрушками можно и сказки разыгрывать и пальчики развивать.

шаблоны для пальчиковых игр.docx

Пальчиковый театр «Варежка»

шаблоны пальчикового театра Варежка.docx

Тактильные крышки

Сделать их очень легко. Вам понадобятся пустые крышки от детского питания и разнофактурные кусочки ткани. Вырезаем по два одинаковых кружочка ткани и приклеиваем их к крышкам. Чем больше крышек и кусочков ткани, тем интереснее будет играть. Вариантов игры может быть много. Самый лёгкий – просто трогать пальчиками крышечки. Далее можно складывать часть крышек в специальный мешок. Одну даём потрогать ребёнку и просим на ощупь найти в мешочке такую же

Развивающая мягкая книга

Очень понравилось видео о том, какую развивающую книгу можно сделать своими руками. Замечательная идея для маленьких детей!

КОНСПЕКТ мастер-класса «Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС»

МКДОУ Тесинский детский сад

КОНСПЕКТ

мастер-класса «Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС»

Учитель-логопед

Буценик Мария Григорьевна

Село Тесь

Тема: «Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС».

Цель: Обогащение практическим опытом педагогов по вопросам изготовления пособий своими руками».

Задачи:

— познакомить с процессом изготовления пособий.

— дать знания о разнообразных методах использования пособий с учетом ФГОС.

— расширить знания о разнообразии игр с этими пособиями, о значении и способах манипуляций с ними.

Ожидаемые результаты мастер-класса.

— овладение педагогами дошкольных образовательных учреждений способами изготовления пособий.

— овладение новыми способами и методами использования пособий, расширение знаний о способах манипуляций с ними.

Оборудование: пособия «Часы с одной стрелкой», «Часы с двумя стрелками», «Сухой бассейн», «Волшебная коробочка».

Ход мастер-класса:

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в дошкольном образовании. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Пособия можно делать своими руками. В чем плюс пособий, сделанных своими руками? Как правило они мобильны и многофункциональны!

Мобильность- это способность пособия быстро меняться, изменять условия игры.

Многофункциональность-выполнение пособием нескольких различных функций.

Что же мы можем сделать своими руками?

Пособие «Часы большие с одной стрелкой»

Пособие изготавливается из листа фанеры, вырезается ровный круг. Стрелка из плотного картона крепится в середину круга таким образом, чтобы свободно крутилась в разные стороны. Картинки к часам крепятся с помощью скрепок, при необходимости меняются в зависимости от игры.

Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т.д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:

  1. «Время года»- на часах размещаются картинки- признаки времени года, в зависимости от сезона, среди них помещаются картинки-признаки какого-то другого времени года. Ребенку дается задание- Найти лишние картинки. Он подводит стрелку к лишней (им) картинке (ам) и убирает ее (их), при этом объясняя, почему она (они) лишняя (ие).
  2. «Геометрические фигуры»- на часах картинки с предметами какой-то геометрической формы (например круглые: мяч, апельсин, колесо и др.) и среди них несколько лишних не круглой формы (крыша, кубик), ребенок находит лишние картинки о объясняет почему они лишние.
  3. «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Транспорт» , «Ягоды», «Деревья», «Цветы», «Дымковская живопись», «Гжель» и т.д.. По типу игры «Геометрические фигуры» на часы помещаются несколько лишних картинок, ребенок подводит стрелку и объясняет почему картинки лишние.
  4. «Назови одним словом» (классификация). Ребенок вращает стрелку и называет все картинки на часах, а потом называет их одним словом: «Животные», » Транспорт», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи» и т.д.
  5. «Время суток»- ребенок вращает стрелку и по картинкам на часах объясняет, какое это время суток, что бывает в это время суток.
  6. «Расскажи по плану»- на часах по порядку размещаются картинки (план рассказа, по типу «Мнемотаблицы») по которым ребенок, вращая стрелку, рассказывает рассказ.
  7. «Заучивание стихотворения»- на часах распложено схематично изображенное стихотворение (опорные картинки), при заучивании и рассказе стихотворения вращается стрелка, и ребенок поэтапно рассказывает стихотворение.
  8. «Автоматизация звуков в словах»- назови слова на звук, вращается стрелка и называются слова (можно использовать при логопедическом обследовании звукопроизношения).
  9. «Найди самое короткое (длинное) слово – стрелка поводится к нужной картинке.
  10. «Найди слово с заданным звуком»- стрелка подводится к нужной картинке.

Пособие «Часы с двумя стрелками»

Пособие изготовляется на подобии больших часов, только здесь в центре крепятся две стрелки. Это пособие используется для развития фонематического восприятия. Ребенок вращает две стрелки и подводит их к двум картинкам согласно задания. Используются игры:

  1. Игры на дифференциацию: найди два похожих слова (рак- лак)
  2. Найди два самых длинных слова
  3. Найди два самых коротких слова
  4. Найди два слова на заданный звук
  5. Найди два слова, где нет какого-то звука.

Пособие «Сухой бассейн»

Для изготовления пособия нужна коробка, в не помещаются любые семена: фасоль, горох, пшеница и др. Бассейн служит для релаксации и в то же время решаются образовательные задачи, развивается мелкая моторика. В этот бассейн прячутся различные предметы, в зависимости от игры. Можно использовать игры:

  1. «Найди только домашние животные», «Дикие», «Только овощи», «Только фрукты» и т.д.
  2. «Спрячь только домашние животные», «Только дикие» и т.д.
  3. «Найди игрушки на заданный звук»
  4. «Выбери камушки из зерна» ,»Выбери фасоль из зерна» (бобы)- любые игры на сортировку предметов.

Пособие «Волшебная коробочка»

Пособие изготовляется из коробки из-под конфет. В формочках вырезаются сквозные окошечки. По величине коробки готовятся заготовки картинок по разным темам (домашние животные, дикие животные, ягоды, овощи, фрукты и т.д.) картинки должны совпадать с окошечками и быть видны через них. Игры:

  1. «Назови картинки»- играют два игрока. Игрок кидает легкий маленького размера мячик, в какое окошечко попадает мячик, ту картинку он называет, так до тех пор, пока все картинки не будут названы.
  2. «Назови картинки»- игра используется при автоматизации звуков в словах. Ребенок кидает кость в окошечки, сколько точек на кости, столько раз он называет ту картинку, на которую попала кость.
  3. «Назови одним словом»- ребенок называет все картинки, вкладывая в каждое окошечко фишку, а потом называет картинки одним словом.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ мастер-класса «Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС»»

МКДОУ Тесинский детский сад

КОНСПЕКТ

мастер-класса
«Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС»

Учитель-логопед

Буценик Мария Григорьевна

Село Тесь

Тема: «Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС».

Цель: Обогащение практическим опытом педагогов по вопросам изготовления пособий своими руками».

Задачи:

— познакомить с процессом изготовления пособий.

— дать знания о разнообразных методах использования пособий с учетом ФГОС.

— расширить знания о разнообразии игр с этими пособиями, о значении и способах манипуляций с ними.

Ожидаемые результаты мастер-класса.

— овладение педагогами дошкольных образовательных учреждений способами изготовления пособий.

— овладение новыми способами и методами использования пособий, расширение знаний о способах манипуляций с ними.

Оборудование: пособия «Часы с одной стрелкой», «Часы с двумя стрелками», «Сухой бассейн», «Волшебная коробочка».

Ход мастер-класса:

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в дошкольном образовании.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Пособия можно делать своими руками. В чем плюс пособий, сделанных своими руками? Как правило они мобильны и многофункциональны!

Мобильность- это способность пособия быстро меняться, изменять условия игры.

Многофункциональность-выполнение пособием нескольких различных функций.

Что же мы можем сделать своими руками?

Пособие «Часы большие с одной стрелкой»

Пособие изготавливается из листа фанеры, вырезается ровный круг. Стрелка из плотного картона крепится в середину круга таким образом, чтобы свободно крутилась в разные стороны. Картинки к часам крепятся с помощью скрепок, при необходимости меняются в зависимости от игры.

Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т.д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:

  1. «Время года»- на часах размещаются картинки- признаки времени года, в зависимости от сезона, среди них помещаются картинки-признаки какого-то другого времени года. Ребенку дается задание- Найти лишние картинки. Он подводит стрелку к лишней (им) картинке (ам) и убирает ее (их), при этом объясняя, почему она (они) лишняя (ие).

  2. «Геометрические фигуры»- на часах картинки с предметами какой-то геометрической формы (например круглые: мяч, апельсин, колесо и др.) и среди них несколько лишних не круглой формы (крыша, кубик), ребенок находит лишние картинки о объясняет почему они лишние.

  3. «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Транспорт» , «Ягоды», «Деревья», «Цветы», «Дымковская живопись», «Гжель» и т.д.. По типу игры «Геометрические фигуры» на часы помещаются несколько лишних картинок, ребенок подводит стрелку и объясняет почему картинки лишние.

  4. «Назови одним словом» (классификация). Ребенок вращает стрелку и называет все картинки на часах, а потом называет их одним словом: «Животные», » Транспорт», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи» и т.д.

  5. «Время суток»- ребенок вращает стрелку и по картинкам на часах объясняет, какое это время суток, что бывает в это время суток.

  6. «Расскажи по плану»- на часах по порядку размещаются картинки (план рассказа, по типу «Мнемотаблицы») по которым ребенок, вращая стрелку, рассказывает рассказ.

  7. «Заучивание стихотворения»- на часах распложено схематично изображенное стихотворение (опорные картинки), при заучивании и рассказе стихотворения вращается стрелка, и ребенок поэтапно рассказывает стихотворение.

  8. «Автоматизация звуков в словах»- назови слова на звук, вращается стрелка и называются слова (можно использовать при логопедическом обследовании звукопроизношения).

  9. «Найди самое короткое (длинное) слово – стрелка поводится к нужной картинке.

  10. «Найди слово с заданным звуком»- стрелка подводится к нужной картинке.

Пособие «Часы с двумя стрелками»

Пособие изготовляется на подобии больших часов, только здесь в центре крепятся две стрелки. Это пособие используется для развития фонематического восприятия. Ребенок вращает две стрелки и подводит их к двум картинкам согласно задания. Используются игры:

  1. Игры на дифференциацию: найди два похожих слова (рак- лак)

  2. Найди два самых длинных слова

  3. Найди два самых коротких слова

  4. Найди два слова на заданный звук

  5. Найди два слова, где нет какого-то звука.

Пособие «Сухой бассейн»

Для изготовления пособия нужна коробка, в не помещаются любые семена: фасоль, горох, пшеница и др. Бассейн служит для релаксации и в то же время решаются образовательные задачи, развивается мелкая моторика. В этот бассейн прячутся различные предметы, в зависимости от игры. Можно использовать игры:

  1. «Найди только домашние животные», «Дикие», «Только овощи», «Только фрукты» и т.д.

  2. «Спрячь только домашние животные», «Только дикие» и т.д.

  3. «Найди игрушки на заданный звук»

  4. «Выбери камушки из зерна» ,»Выбери фасоль из зерна» (бобы)- любые игры на сортировку предметов.

Пособие «Волшебная коробочка»

Пособие изготовляется из коробки из-под конфет. В формочках вырезаются сквозные окошечки. По величине коробки готовятся заготовки картинок по разным темам (домашние животные, дикие животные, ягоды, овощи, фрукты и т.д.) картинки должны совпадать с окошечками и быть видны через них. Игры:

  1. «Назови картинки»- играют два игрока. Игрок кидает легкий маленького размера мячик, в какое окошечко попадает мячик, ту картинку он называет, так до тех пор, пока все картинки не будут названы.

  2. «Назови картинки»- игра используется при автоматизации звуков в словах. Ребенок кидает кость в окошечки, сколько точек на кости, столько раз он называет ту картинку, на которую попала кость.

  3. «Назови одним словом»- ребенок называет все картинки, вкладывая в каждое окошечко фишку, а потом называет картинки одним словом.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

17 апреля 2014 г.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы -магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников — старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх