Куперс

Бухучет и анализ

Повреждение деревьев не до степени прекращения роста

Постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1968 г. № 641 и дополнениями к нему, внесенными постановлением СМ СССР от 25.03.1982 г. № 230 установлено, что предприятия, организации (в том числе колхозы), учреждения и граждане, виновные в лесонарушениях, несут материальную ответственность в случаях:

рубки растущего леса предприятиями, организациями и учреждениями на участках, не переданных в рубку; рубки растущего леса гражданами без лесорубочного билета (ордера) или по билету (ордеру), но не на том участке, не в том количестве и не тех пород деревьев, которые указаны в билете (ордере);

повреждения растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста;

присвоения срубленных с корня деревьев, а также буреломных и ветровальных деревьев или самовольной рубки сухостойных деревьев;

уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем;

повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущими его усыха- ние или заболевание;

использования участков земель Государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов без надлежащего разрешения на использование этих участков;

уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев, саженцев в лесных питомниках, на плантациях, а также молодняков естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовозобновление;

самовольного сенокошения и пастьбы скота в лесах и на землях Гослесфонда, не покрытых лесом;

самовольного сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам.

Лесонарушением считается также нарушение «Правил пожарной безопасности в лесах» и «Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР».

Советам Министров союзных республик предоставлено право относить к лесонарушениям и другие действия, причиняющие ущерб лесному хозяйству.

К числу лесонарушений отнесено уничтожение или повреждение ограничительных знаков, муравейников, сенокосов и пастбищных угодий, осушительных канав, дорог; повреждение деревьев и кустарников, не влекущее прекращения роста, самовольное размещение ульев и пасек, снятие верхнего плодородного слоя почвы, засорение лесов строительными и бытовыми отходами и др.

За совершение лесонарушений предприятия, учреждения и организации (в том числе колхозы), а также граждане несут материальную ответственность, то есть обязаны возместить причиненный лесному хозяйству ущерб.

Несмотря на то, что лесонарушители привлечены к материальной ответственности, незаконно добытая ими продукция подлежит изъятию и реализации. Лесонаруши- тель обязан перевезти за свой счет задержанную продукцию в указанное работниками лесной охраны место хранения, если оно находится в пределах территорий лесхоза, в лесах которого совершено нарушение. При невозможности изъятия древесины сумму исчисленного ущерба увеличивают на однократную стоимость ее по таксам на древесину, отпускаемую на корню,без применения норм снижения такс, а при невозможности изъятия незаконно добытых сена, орехов, плодов, грибов, ягод — на стоимость этой продукции по заготовительным ценам.

Ответственность по «Правилам отпуска древесины на корню в лесах СССР» несут все лесопользователи, производящие заготовку и вывозку древесины и второстепенных лесных материалов, подсочку и осмолоподсочку насаждений, рубку леса при расчистке лесных площадей, изымаемых из состава земель Государственного лесного фонда для государственных и общественных нужд, при переводе лесных площадей в нелесные для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, а также при производстве в лесах иных работ, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований. С заготовительных предприятий и организаций, а также с граждан за нарушение «Правил отпуска древесины на корню» взыскиваются неустойки, порядок исчисления которых установлен «Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», утвержденными приказом Гослесхоза СССР от 1 ноября 1983 г. (№ 130).

Независимо от возмещения предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами ущерба, причиненного лесоиарушением, должностные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане, виновные в совершении лесонарушений, привлекаются к уголовной или административной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

При совершении лесонарушения несколькими лицами составляется один протокол в отношении всех совместно действующих лесонарушителей.

При наложении и добровольной уплате штрафа в размере до 10 рублей на месте за нарушение требований пожарной безопасности в лесах протокол не составляется.

Протокол подписывается лицом, составившим его, и ле- сонарушителем, а если таковым является предприятие, учреждение, организация или колхоз — то ее представителем, присутствующим при составлении протокола.

В случае отсутствия лесонарушителя на месте ему высылается извещение заказным письмом или сообщается под расписку с указанием времени и места составления протокола.

При неявке лесонарушителя по вызову или отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, а протокол считается надлежаще оформленным.

При совершении лесонарушения несовершеннолетними гражданами протокол составляется на их родителей (опекунов или попечителей).

Протокол о лесонарушении должен быть составлен не позднее 10 суток, а при нарушении требований пожарной безопасности в лесах — не позднее 5 суток со дня обнаружения лесонарушения. В случае уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного отношения с огнем — не позднее 5 суток после ликвидации пожара.

Протокол о лесонарушении должен быть написан четко и разборчиво. На все вопросы, содержащиеся в форме протокола, должны быть даны исчерпывающие ответы. Если бланк протокола не вмещает всех сведений, то делают к нему вкладыш, который необходимо скрепить подписями и пронумеровать вместе с протоколом.

Протокол не позднее 3 суток после его составления передается лесничему; лесничий или, по его поручению, помощник лесничего обязан в 3-дневный срок с момента получения протокола проверить правильность его составления, дооформить (определить массу срубленной древесины и установить размер ущерба и сумму иска), зарегистрировать в книге учета лесонарушений и передать или направить заказным письмом его в лесхоз под расписку в этой книге (1 экз. вручается или высылается лесона- рушителю).

Для привлечения нарушителя к ответственности недостаточно установить факт совершения им лесонарушения. По советскому законодательству ответственность может иметь место при наличии вины. Например, если лесник неправильно указал гражданам, получившим лесорубочный билет (ордер), место заготовки древесины, заклеймил не те деревья, в лесонарушении виновен лесник. Если лесник видел нарушение, но не принял своевременно мер, то виноваты оба.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении «О’судебной практике по гражданским делам о лесонару- шениях» от 30 июня 1969 года специально обратил внимание судов на то, что размер материальной ответственности при лесонарушениях должен определяться с учетом вины обеих сторон.

Вина, как обязательное условие ответственности за лесоиарушение, выражается в форме умысла или неосторожности, противоправном действии или противоправном бездействии (непринятии мер).

Лесонарушение — это разновидность правонарушения, и в отношении него правовыми могут рассматриваться лишь те предписания законодательства, осуществление которых обеспечивается возможностью применения наказания.

Однако лесохозяйственные органы и, в частности, работники Государственной лесной охраны обязаны вести борьбу и с нарушениями законов и правил об охране леса, за совершение которых санкций не установлено. Для прекращения подобных нарушений необходимо принимать соответствующие меры через вышестоящие организации, местные советские органы, использовать радио, печать и т. д.

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит перечень преступлений в сфере экологии. Среди них преступление, предусмотренное статьей 260 УК РФ — незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 № 41 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а так же иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Вопрос о наличии в действиях виновных лиц признаков совершения незаконной рубки насаждений в значительном, крупном или особо крупном размере решается в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ. Как незаконная рубка насаждений в значительном размере должно квалифицироваться совершение нескольких незаконных рубок, общий ущерб от которых превышает 5 тыс. рублей, в крупном размере — 50 тыс. рублей, а в особо крупном размере — 150 тыс. рублей, при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить незаконную рубку в значительном, крупном или в особо крупном размере.

Пункт «а» части 2 вышеуказанной статьи является квалифицирующим признаком «группой лиц».

При этом, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками незаконной рубки в соответствии с распределением ролей каждый из них совершает отдельное действие, входящее в объективную сторону преступления (осуществляет спиливание, срубание или срезание либо трелевку древесины, либо частичную переработку и (или) хранение в лесу), все они несут уголовную ответственность за незаконную рубку, совершенную группой лиц по предварительному сговору.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей.

Также критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, то содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ — наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 до 40 тыс. рублей; на юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей.

Частью 2 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение действий с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. рублей. Кроме того, предусмотрен дополнительный вид наказания — конфискация продукции незаконного природопользования, а также конфискация орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 3 статьи 8.28 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц — 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 400 до 700 тыс. рублей.

Прокуратура Фрунзенского района

Исчисление размера вреда причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства производится в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273.

Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Например, при незаконной рубке, выкапывании, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, размер ущерба рассчитывается как 50-кратная стоимость, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

Навасардова Элеонора Сергеевна

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой экологического, земельного и трудового права Ставропольского государственного университета

(тел.: 88652354446)

Ответственность за лесонарушения по законодательству Российской империи начала ХХ в.

Аннотация

Статья посвящена характеристике института юридической ответственности за лесонарушения по законодательству Российской империи начала XX в. Автор анализирует виды ответственности за лесонарушения, характеризует составы лесных правонарушений.

Ключевые слова: юридическая ответственность, лесонарушения, законодательство Российской империи, Устав лесной, Уложение о наказаниях.

Key words: juridical responsibility, forest offences, Russian Empire’s legislature, Forest Statute, Punishment Code.

Устав Лесной по продолжению 1905 и 1906 гг., как и предыдущие редакции, содержал специальную главу «О взысканиях и наказаниях за нарушение лесных законов и о порядке производства дел о преступлениях и проступках по лесной части», в соответствии со ст. 761 которой, за нарушение постановлений о лесах, виновные подвергались взысканиям и наказаниям, указанным в Уложении о наказаниях, Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями и в самом Уставе лесном.

Составы лесных правонарушений, предусмотренных законодательством Российской империи начала ХХ в., можно сгруппировать по определенным основаниям: по степени общественной опасности деяний, по элементам состава правонарушений (объекту, объективной, субъекту и субъективной стороне посягательств), по территориальному действию правовых норм (общеимперские и региональные), по видам наказания за совершенные правонарушения.

Н. И. Фалеев, характеризуя ответственность по Уставу Лесному по продолжению 1905 г., идентифицировал ее с ответственностью уголовной, в рамках которой он выделяет лесные

имущественные нарушения, деяния против личности и полицейские нарушения. Раскрывая содержание этих классификационных групп, автор указывал на следующие их признаки. Лесные имущественные нарушения представляют собой деяния, затрагивающие интересы исключительно самого собственника или узуфруктуария. Н. И. Фалеев уточнял, что имущественное посягательство на лес не может совершать сам собственник. Вторая категория деяний, входящих в общее понятие «полицейских лесных нарушений» есть, по мнению автора, нарушения со стороны собственника или узуфруктуария, которые осуществляют свои права не в соответствии с регламентацией закона. Добавим, что указанная группа правонарушений могла совершаться не только владельцами и пользователями, но и иными субъектами. Последнюю категорию составляли деяния, совершаемые должностными лицами лесного управления. Поскольку в этой области лесное законодательство не имело никаких «особых черт и деяния лесных чиновников предусматривались общим уголовным кодексом», поэтому, по мнению

Н. И. Фалеева, лесное уголовное право и не должно рассматривать эти деяния .

Прежде всего следует сказать, что, несмотря

на указания в самом Уставе лесном об уголовном характере лесных деяний, не все лесные правонарушения можно признать преступлениями или проступками, подлежащими уголовному преследованию. Ряд правонарушений, предусмотренных Уставом лесным, можно отнести к правонарушениям, не квалифицируемым как преступление. На это указывает и источник правового регулирования (составы правонарушений содержатся в Уставе лесном, и не дублируются в уголовном законодательстве), особенностями производства по делу (оно носило внесудебный административный характер), а также санкциями (виновный лишь возмещал имущественный ущерб по соответствующим таксам).

Л. Х. Сабинин называл лишь 6 составов, предусмотренных Уставом лесным и преследуемым по нормам этого нормативного акта. К ним он относил: 1) переруб казенного леса при дозволенной рубке, если он по количеству и размерам, составлял не более десяти на сто по количеству деревьев (эта норма не распространялась на порубку мачтовых и других запрещенных деревьев, а также на переруб других пород, не указанных в лесорубочном билете) (ст. 762); 2) заготовку лесных изделий в казенных лесах больше дозволенного количества, если излишек не превышает десяти на сто (под лесными изделиями подразумевались смола, деготь, поташ, уголь, лыко и тому подобные) (ст. 763); 3) обращение отпущенного безденежно или за уменьшенную плату казенного леса в продажу или его использование не по назначению, для которого он был предоставлен (ст. 764); 4) продажу или иная переуступку леса, предоставленного в пользование заводчика по правилам, изложенным в приложении к ст. 383 Устава лесного, а равно леса, могущего оказаться в границах участка, отданного заводчику в арендное содержание на основании ст. 17 того же приложения (ст. 769).

Однако помимо общих для всей империи правил, упоминаемых Л. Х. Сабининым, Устав лесной содержал запреты, действовавшие только для определенных территорий, либо устанавливал региональные нормы, которые распространял на всю территорию государства. Так, Уставом лесным предусматривались запреты на: 1) продажу леса или лесных материалов с нарушением правил об условиях продажи леса с земель, отведенных в надел крестьянам Вологодской, Вятской, Олонецкой и Пермской губерний для полеводства по подсечной (переложной) системе (ст. 777); 2) обращение не на заводские нужды лесных материалов из

участка, взятого в оброчное содержание для нужд огнедействующего завода, на основании статьи 66 Положения о Башкирах (ст. 779).

Общим по всем указанным составом правонарушений был субъект — законный лесопользователь (титульный владелец).

В соответствии со ст. 791 Устава дела о нарушениях Устава Лесного, предусмотренных в ст. ст. 762-764, 769, 777 и 779, подлежали непосредственному разбирательству управлений казенными лесами. Как комментирует процедуру административного преследования Л. Х. Сабинин, «последние сами, не обращаясь к судебной власти, налагают на виновных положенный ст. 762 штраф и затем делают распоряжения полиции о взыскании этого штрафа порядком для исполнительных дел установленным, не приемля от виновного никаких споров или возражений на основании ст. 445 Положения о взысканиях гражданских. Если виновное лицо добровольно внесет или уплатит причитающуюся за переруб сумму, то взыскание через полицию отменяется управлением казенными лесами» .

Вторая группа составов лесных правонарушений содержалась в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями по изданию 1885 г. и продолжению 1906 г. В Уставе о наказаниях насчитывалось 50 таких составов. Прежде всего их можно разделить на собственно лесные и связанные с ними правонарушения.

Деяния, связанные с лесными правонарушениями, также можно разделить на группы. К одной из классификационных групп относились составы правонарушений, объектом посягательства в которых являлась честь и достоинство либо деятельность представителей лесной администрации. Так, например, ст. 31 Устава о наказаниях предусматривалась ответственность за оскорбление лесных сторожей, а ст. 167 — ответственность за ослушание или неповиновение лесным чинам или лесной страже, не сопровождающееся насилием.

Для признания деяния правонарушением по ст. 31 Устава о наказаниях необязательно было совершать какие-либо лесные правонарушения. Объективная сторона состава, предусмотренного этой статьей, заключалась в оскорблении лесных сторожей словом (словесная обида) или действием (обида действием). Второе же правонарушение, предусмотренное ст. 167 Устава, напротив, должно было сопровождаться похищением или незаконной порубкой леса. Его объективная сторона представляла собой пассивное поведение. Как отмечал Л. Х. Сабинин, «ослушание или неповиновение есть простое неисполнение законного требования лесных

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

чинов или стражи. Коль скоро оно пере-ходит в сопротивление силой, то уже будет обидой или сопротивлением власти и наказывается не по статье 167 Устава о наказаниях, а по 31 статье того же Устава или 271, 272, 285 Уложения о наказаниях» .

Во вторую классификационную группу следует включить составы лесных правонарушений, где, например, предметом посягательства выступает не лесная растительность в ее естественном состоянии, а срубленный лес. В эту же группу можно включить правонарушения, объективная сторона которых представляет собой нарушение правил сплава леса.

Современное лесное, а вслед за ним и уголовное законодательство разграничивает правовой режим леса от режима заготовленной древесины и других произведений леса. Лес «на корню» охраняется как объект природы, как составная часть экологической системы, а заготовленная древесина как любое другое имущество. Такой подход был характерен и для законодательства некоторых стран в исследуемый период. Н. И. Фалеев отмечал, что уголовные кодексы французского типа «различают кражу леса срубленного, похищение ле-са не срубленного…» . В российском же дореволюционном законодательстве похищение срубленного леса рассматривалась не как обыкновенная кража, а как лесное правонарушение. К таким составам Устав о наказаниях по изданию 1885 г. относил: похищение леса и лесных произведений (ст. 154); укрывательство или покупка заведомо похищенного или самовольно срубленного леса (ст. 159).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иная правовая природа у составов правонарушений, заключавшихся в самовольном увозе дозволенного к рубке казенного леса раньше срока, назначенного для освидетельствования его лесным начальством ( с т. 1 6 1 — 1 ( 4 3 ) и рас п ил ов ке , п р од а же и недозволенной обделке леса в самих лесных дачах, при учетной продаже казенного леса (ст. 164 (47). И в первой и во второй группе правонарушений речь идет о заготовленной древесине. Однако во втором случае объектом деяния являются общественные отношения в сфере лесного управления, а именно отношений в области учета и проверки правомерности деятельности законных лесопользователей.

Как уже отмечалось, к лесным правонарушениям Устав о наказаниях относил нарушение правил о билетах при сплаве законно приобретенного леса (ст. 165). Причем, если данная норма была помещена в гл. XIII

«О проступках против чужой собственности», отделение 2 «О похищении и повреждении чужого леса», то норма о нарушении правил, предписанных для сплава леса по рекам и каналам (ст. 77) содержалась в гл. VI «О нарушении Устава Строительного и Устава Путей сообщения». Субъектами того и другого правонарушения признавались лесопромышленники. Поскольку обе нормы являлись бланкетными, разграничения составов проводилось по источникам правового регулирования: По статье 77 Устава к ответственности привлекались за нарушение правил сплава, установленных Министром путей сообщения. Эти правила разрабатывались в отношении отдельных рек. Кроме того, лесопромышленник, привлекаемый к ответственности по ст. 77 Устава, мог не иметь билета. Что же касается субъекта состава правонарушения, предусмотренного ст. 165 Устава то, во-первых, это был законный приобретатель леса. Во-вторых, правила о билетах содержались в ст.ст. 262-273 Устава Лесного и действовали в отношении отдельных регионов Российской империи. В-третьих, как отмечает Л. Х. Сабинин, объективная сторона могла заключаться в двух проступках: в неимении надлежащего билета при сплаве законно приобретенного леса и в непредъявлении билета в связи с его утратой либо непредъявлении билета свое-временно или без надлежащей надписи .

Составы собственно лесных правонарушений составляли в Уставе о наказаниях самую многочисленную группу, но также были не однородны. Можно выделить деяния, нарушающие правила главных и побочных лесных пользо-ваний.

К составам правонарушений в области главных лесных пользований относилась рубка растущего леса. Прежде всего, это самовольная порубка леса. К этим деяниям относились: похищение из леса деревьев, как стоящих на корню, так и буреломных и залежных или их частей (ст. 155), а также самовольная порубка в лесах, хотя и без вывоза леса (ст. 155). Субъектами данного деяния являлись не титульные владельцы леса, а посторонние лица («порубщики чужого леса»).

Различались также: рубка растущего леса в дачах защитных, прежде утверждения для них планов лесного хозяйства (57-2); в незащитных дачах, производимая в порядке или количестве, несогласных с утвержденными Лесными комитетами планами лесного хозяйства (57-2); порубка казенного леса или заготовка лесных произведений не в отведенных для этого участках

(ст. 161); вырубка при дозволенной рубке казенного леса деревьев не той породы или запрещенных (ст. 158 п. 4).

Устав о наказаниях содержал пограничный состав с деянием, предусмотренным ст. 762 Устава лесного, заключавшийся в перерубе казенного леса при дозволенной рубке по количеству или по размерам (ст. 158 п. 3).

Нарушение правил осуществления побочных лесных пользований сводились к запретам корчевки пней и корней (ст. 57-2); недозволенной в лесу пастьбе скота, в том числе в чужих лесах (ст. 57-5 ст. 148); самовольное продолжение временного сельскохозяйственного пользования лесной почвой сверх срока, определенного для такого пользования Лесоохранительным комитетом (57-8).

Традиционными составами лесных правонарушений как современного уголовного и административного законодательства, так и дореволюционного уголовного законодательства являлось нарушение требований пожарной безопасности. Дореволюционное законодательство различало умышленный поджог леса и неосторожный, «влекущий привилегированную ответственность» . Соответственно умышленный поджог наказывался по Уложению о наказаниях, а неосторожный — по Уставу о наказаниях. Первый устанавливал ответственность за «умышленное зажигательство лесов» (ст. 1077 Уложения), а также за поджог чужого леса (ст. 1613 Уложения). Устав о наказаниях предусматривал в качестве противоправных деяний: ст. 92 «Курение табака в хвойных лесах» (признаки объективной стороны: хвойный лес; жаркая или сухая погода); ст. 95-1 «Раскладывание огня или неосторожное обращение с огнем в близком расстоянии от лесов»; ст. 95-3 — «Выжигание кустарников, травы, кореньев и т.п. без соблюдения предписанных правил или в недозволенное время»; ст. 95-5 «Употребление при стрельбе в лесу пакли или льна»; ст. 96 — «Неявка без уважительных причин по призыву начальства на пожар в лесах» (как отмечает Л. Х. Сабинин, к уважительным причинам относились, например, болезнь, опьянение и др. ).

Ряд норм в Уставе о наказаниях устанавливал ответственность за нарушение правил охраны лесов. Причем некоторые из них содержались не в специальном отделении, регулировавшем лесные охранительные отношения, а в иных главах. Так, в частности, производство опустошительной вырубки вопреки постановлению Лесоохранительного комитета об отмене или прекращении таковой (57-2);

продолжение опустошительной рубки леса вопреки распо-ряжению о временной ее приостановке (57-2) регламентировалось главой IV Устава, именовавшейся «О проступках против общественного благоустройства». Так, одним из признаков опустошительной рубки признавалась такая рубка, вследствие которой «истощается древесный запас, естественное лесовозобновление делается невозможным и вырубленные площади обращаются в пус-тыри» (ст. 722 Устава Лесного по продолжению 1905 г.).

В главе IX Устава о наказаниях «О проступках против народного здравия» содержались составы правонарушений, устанавливавшие ответственность за несоблюдение предписанных законом или законными постановлениями власти мер предосторожности против распространения разного рода насекомых и животных, вредных для древесных насаждений (ст. 112), а также неисполнение установленной законом или законными постановлениями власти обязанности своевременно доносить о появлении вредителей леса (ст. 112-1).

Еще одна группа охранительных составов лесных правонарушений — обращение лесной почвы в другой вид угодий. Устав о наказаниях содержал несколько смежных составов, сами же правила о переводе лесных земель в иные угодья регламентировались книгой 5 Устава лесного «О сбережении лесов».

Как известно, лесные правонарушения, представлявшие, по мнению законодателя, наибольшую общественную опасность, преследовались по Уложению о наказаниях.

Некоторые конструкции преступлений были аналогичны составам, содержащимся в Уставе о наказаниях, и отграничивались от них квалифицирующими признаками. Так, Уложением о наказаниях устанавливалась ответственность за укрывательство или покупку лесопромышленниками заведомо похищенного или самовольно срубленного другими леса (ст. 822 Уложения). По аналогичной 159 статье Устава о наказаниях к ответственности привлекались лица, не являвшиеся лесопромышленниками. Статьей 823 Уложения предусматривалась ответственность за угрозы лесным чинам или лесной стражи, сопровождаемые поднятием на угрожаемого оружия или иного орудия (часть 1) или нанесение этим лицам побоев, ран и увечья (часть 2). От оскорбления указанных чинов (ст. 31 Устава о наказаниях) и неповиновения им (ст. 167 Устава о наказаниях) деяние отличалось как объектом посягательства: честь и досто-инство, а также нарушение порядка управления лесами по

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

деяниям (или, по словам Н.И. Фалеева, нарушения государственной и общественной безопасности или противодействие власти ), содержащимся в Уставе и здоровье лица, исполняющего служебные обязанности или угроза причинения вреда по деянию, предусмотренному Уложением, так и по объективной стороне (по ст. 823 Уложения — это насильственные действия, совершаемые в отношении должностного лица и как возможные последствия — нанесение ран и причинение увечья). Квалифицирующий состав содержался в ст. 824 Уложения и заключался в сопротивлении лесным чинам и страже скопищем вооруженных чем-либо людей.

Остальные составы правонарушений, содержащихся в гл. VIII Уложения о наказаниях «О нарушении постановлений о лесах», касались исключительно должностных преступлений, совершаемых лесными чинами. К ним, например, Уложение относило: непроизводство лесным чиновником следствия о лесонарушение в течение 2-х месяцев со дня его обнаружения и необнаружение вследствие этого виновных (ст. 825 Уложения); занятие лесных чинов или стражи какой-либо лесопромышленной деятельностью (ст. 826 Уложения); использование без явной необходимости оружия и причинение

кому-либо вреда здоровью при поимке или преследованию лесных преступников (ст. 827 Уложения) и др.

Таким образом, можно отметить, что дореволюционное законодательство достаточно детально, иногда даже излишне детально регламентировало ответственность за лесонарушения. Еще одна особенность -включение в число лесных правонарушений деяний, связанных с нарушением лесного законодательства лишь опосредовано. Несмотря на то, что дореволюционные исследователи утверждали о наличии лишь уголовной ответственности за лесонарушения, анализ законодательства показывает, что ряд деяний не мог относиться к категории «преступление» и преследовались только по нормам Устава лесного. В литературе того периода не упоминается и имущественная ответственность, хотя, как представляется, и она имела место и выражалась в обязанности виновного в совершении лесного правонарушения возместить ущерб, исчисляемый по специальным таксам.

Литература

1. Сабинин Л. Х. Лесные нарушения и порядок их преследования. СПб, 1909.

2. Фалеев Н. И. Лесное право. М., 1912.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх