Куперс

Бухучет и анализ

Правовые проблемы суррогатного материнства

Проблема бесплодия актуальная не только в Украине, но и во всем мире. По статистике, каждая пятая пара не может зачать ребенка традиционным путем. И во многих случаях именно суррогатное материнство является последним шансом ощутить радость быть родителями для супружеских пар, у которых нет собственных детей вследствие проблем со здоровьем.

Суррогатное материнство (прим.: вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно вынашивает биологически чужого ребенка для супружеской пары) было и остается одним из сложных явлений как с точки зрения закона, так и с точки зрения морали. Ряд европейских стран пошли путем полного запрета использования суррогатного материнства, другие — разрешают применение исключительно некоммерческого суррогатного материнства. Украина же относится к тем странам, в которых на законодательном уровне разрешено суррогатное материнство, но на практике вне закона остается ряд важных вопросов, что, в свою очередь, создает проблемы для всех участников программ суррогатного материнства.

Законодательство

Правовое регулирование суррогатного материнства в Украине осуществляется положениями ч. 2 ст. 123 Семейного кодекса Украины, согласно которой в случае перенесения в организм другой женщины эмбриона человека, зачатого супругами (мужчиной и женщиной) в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, родителями ребенка являются супруги; и Порядком применения вспомогательных репродуктивных технологий в Украине, утвержденным приказом Минздрава Украины № 787 от 09.09.2013 г. (далее — Порядок), устанавливающим медицинские показания к применению метода суррогатного материнства и алгоритм лечения.

Процедура регистрации новорожденных детей в результате применения метода суррогатного материнства закреплена в Правилах государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине, утвержденных приказом Минюста Украины № 52/5 от 18.10.2000 г.

Так, суррогатное материнство возможно исключительно при наличии медицинских показаний к его применению (ни о каких так называемых социальных показаниях или «хочу ребенка, но вынашивать не буду» речи быть не может). Участие в программе может принять только супружеская пара, состоящая на момент начала программы в официально зарегистрированном браке.

Стоит отметить, что ч. 2 ст. 123 Семейного кодекса Украины в 2011 году претерпела определенные изменения, а именно: после слов «зачатого супругами» была дополнена словами «мужчиной и женщиной». Такие изменения исключили участие в программах суррогатного материнства иностранных граждан, состоящих в зарегистрированных однополых браках.

Суррогатной матерью может быть любая совершеннолетняя дееспособная женщина при условии, что у нее есть собственный здоровый ребенок и нет медицинских противопоказаний. Действующее законодательство не содержит предельного возраста женщины, желающей стать суррогатной матерью. Поэтому это может быть и 50-летняя женщина, если состояние ее здоровья и отсутствие медицинских противопоказаний позволяют выносить ребенка. На практике такие случаи имеют место, например, когда в роли суррогатной матери выступает родная мать женщины, которая не может выносить ребенка (следовательно, фактически она вынашивает своих внуков).

После рождения ребенка суррогатной матерью для регистрации новорожденного супружеская пара подает в органы ЗАГСа пакет документов, среди которых обязательно должно быть нотариально заверенное согласие суррогатной матери на запись их родителями ребенка и справка из репродуктивной клиники о проведении программы суррогатного материнства.

Вне закона

Итак, законодатель определил происхождение ребенка в случае применения суррогатного материнства, утвердил перечень медицинских показаний к применению этого метода как разновидности вспомогательных репродуктивных технологий и порядок регистрации таких детей в органах регистрации, но обошел вниманием немало важных вопросов.

Так, остается вне правового регулирования вопрос формы договора о вынашивании ребенка суррогатной матерью и его существенных условий. Поскольку на сегодняшний день действующее законодательство не содержит требований обязательного нотариального удостоверения таких договоров, то, на первый взгляд, можно сделать вывод, что достаточно будет заключить такой договор в простой письменной форме.

Однако согласно Порядку среди документов, необходимых для осуществления суррогатного материнства, должна быть нотариально заверенная копия письменного совместного договора между суррогатной матерью и супругами, из чего следует, что сам договор тоже должен быть нотариально удостоверен.

В законодательстве нет требований к существенным условиям договоров о вынашивании ребенка, а потому определяют такие условия в каждом отдельном случае стороны договора или юрист, который помогает в составлении такого договора. На практике же такая самостоятельность часто заканчивается тем, что условия договора ненадлежащим образом регламентируют и защищают права и обязанности сторон, что, в свою очередь, приводит к конфликтам и нарушению прав как потенциальных родителей, так и суррогатной матери.

Поэтому есть крайняя необходимость на законодательном уровне предусмотреть существенные условия таких договоров, в частности: обязанность суррогатной матери выполнять все предписания врача и предоставлять информацию о состоянии своего здоровья и здоровья вынашиваемого ею ребенка; определение места проживания суррогатной матери в период вынашивания ребенка; срок, в течение которого суррогатная мать должна передать генетическим родителям родившегося ребенка, а родители обязаны забрать ребенка; размер компенсации суррогатной матери за вынашивание и рождение ребенка; порядок возмещения расходов на медицинское обслуживание, питание, проживание суррогатной матери в период вынашивания ребенка, родов и послеродовой период и т. п.

Одной из самых острых правовых проблем суррогатного материнства является то, что остаются незащищенными интересы будущих детей, зачатых в результате применения метода суррогатного материнства. Так, законодательством не предусмотрен порядок регистрации такого ребенка в органах ЗАГСа в случае развода генетических родителей, смерти генетической матери или же обоих генетических родителей до рождения ребенка суррогатной матерью, а следовательно и дальнейшая судьба этих детей остается неопределенной.

Актуальной проблемой на сегодняшний день остается участие в программе суррогатного материнства граждан тех иностранных государств, в которых запрещается применение этого метода. После прохождения абсолютно законной процедуры лечения методом суррогатного материнства на территории Украины и регистрации новорожденных детей у таких родителей возникают проблемы с оформлением документов для вывоза детей в страну их постоянного проживания, соответственно возникает большой риск оставления таких детей в Украине.

Законодательные перспективы

Наш законодатель периодически пытается усовершенствовать законодательство, регламентирующее применение метода суррогатного материнства. Большая часть активности в этом направлении пришлась на 2011 год.

В 2011 году в Верховной Раде Украины были зарегистрированы два законопроекта, касающиеся правового регулирования метода суррогатного материнства.

Первый — проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничений в использовании вспомогательных репродуктивных технологий» № 8282 от 23.03.2011 г. В нем предлагалось ввести запрет на применение суррогатного материнства для граждан тех иностранных стран, где такой метод запрещен законом. Этот законопроект был довольно противоречивым, в частности из-за того, что оставалось непонятно, кто именно и каким образом должен вести перечень таких иностранных государств и отвечать за его актуальность.

Второй — это проект Закона «О вспомогательном материнстве» № 8703 от 17.06.2011 г., которым предлагалось расширить круг лиц, которые имеют право воспользоваться услугами вспомогательной (суррогатной) матери, дополнив его парой, не являющейся супругами; одинокой женщиной или одиноким мужчиной. Кроме того, предлагалось ввести так называемые социальные показания к суррогатному материнству: желание женщины, не состоящей в браке, стать матерью или желание мужчины, не состоящего в браке, стать отцом. Также было предложено разделить вспомогательное материнство на государственное и частное. Государственное вспомогательное материнство должно было бы финансироваться за счет государственного бюджета и воспользоваться им могли для рождения первого ребенка женщины в возрасте от 17 до 40 лет, которые являются гражданками Украины и по медицинским показателям не могут самостоятельно родить ребенк?.

Частное вспомогательное материнство финансировалось бы за собственные средства. Закреплялось происхождение ребенка, родившегося в результате суррогатного материнства, в случае если в программе были использованы донорские биологические материалы (яйцеклетки, сперма).

Этот законопроект был призван нормативно закрепить ряд вопросов суррогатного материнства, но при этом в нем не было уделено должного внимания оформлению правоотношений участников суррогатного материнства — как государственного, так и частного, а также их правовой защите.

Заметим, что оба законопроекта так и не были приняты Верховной Радой Украины.

ВЫВОД:

Подводя итоги, можно сказать, что, несомненно, суррогатное материнство — явление, требующее должного внимания, развития и правовой основы. Но все предлагаемые на сегодняшний день законопроекты не решали большинства проблемных вопросов сферы применения вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе суррогатного материнства. Эта сфера медицины требует комплексного подхода при ее правовом регулировании путем принятия отдельного закона.

Елена Бабич,

адвокат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх