Куперс

Бухучет и анализ

Проблемы налогообложения имущества физических лиц 2018

Последние два десятилетия обозначились различным спектром рыночных реформ, что несомненно повлекло за собой изменения в налоговом законодательстве. Налоги за прошедшие периоды то увеличивались, то уменьшались, вводились различные льготы затем следовала их отмена. Налоговое законодательство терпело различные изменения, государство получало налоги не полностью. По мере изменения экономической ситуации в стране налоговая система с ее формами налогообложения подвергается модификации.

Налоги являются источником формирования доходов бюджета, которые влияют на перераспределение ВВП в стране и принимают участие в решений основных социальных проблем: безработицы, уменьшения рождаемости, большого количества людей, доходы которых не превышают прожиточный минимум.

Исходя из вышесказанного можно определить, что проблемы совершенствования налогообложения в России являются доминирующими в сложившейся ситуации.

Проанализировав существующую систему налогообложения физических лиц в Российской Федерации, которая представлена такими налогами как НДФЛ, налог на имущество физических лиц, земельный, транспортный налог, обозначилась необходимость ее реформирования.

Во многих европейских странах налог на доходы физических лиц взимается по прогрессивной шкале от 0 до 57%. Не смотря на высокие ставки, необходимо понимать, что в этих странах установлены высокие объемы сумм необлагаемых налогом, кроме этого введены различные льготы (например, льготы на детей, по возрасту, при определенных чрезвычайных обстоятельствах. В России тоже существует немалое количество льгот, но они практически не выполняют своей роли, льготы не способствуют соответствию налогообложения уровню доходов, к примеру, по НДФЛ с 2012 года необлагаемый вычет на самого налогоплательщика отменен, остался необлагаемый вычет на иждивенцев в размере 1400 рублей на одно-двух детей, 3000 рублей за третьего и последующего ребенка, вычет предоставляется на каждого ребенка, в Германии ежемесячный необлагаемый минимум 331,161 тыс. руб., Франции 318 890 руб. и США 225,918 руб.. Собственно говоря, перевес фискальной функции налогообложения в нашей стране над всеми остальными очевиден.

Главными недостатками существующих имущественного и земельного налогов являются отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, проблемы в их администрировании.

Помимо этого, присвоение налогу на имущество статуса регионального налога, противоречит условиям формирования введения налога на недвижимость и является преградой для налогообложения недвижимости как единого составляющего. Налог на недвижимость определенно должен носить статус местного налога, ведь именно за счет данного налога финансируются все издержки, связанные с оплатой услуг недвижимости. Несмотря на ежегодно проводимые работы и постоянное увеличение сумм налогов, поступающих в бюджеты, удельный вес налога на имущество в итоге доходов местных бюджетов остается незначительным, это выявлено основными проблемами: инвентаризационная стоимость отсутствует у значительно числа объектов недвижимости, и эта стоимость очень сильно разнится с рыночной стоимостью.

Чтобы решить проблемы налогообложения физических лиц в России можно использовать опыт развитых европейских стран, провести администрирование объектов налогообложения по земельному и имущественному налогам, пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков:

  • для упрощения процедуры взимания налогов на недвижимость стоит рассмотреть вопрос едином налоге, объединяющим налог на имущество и земельный налог. Для выполнения этих мер необходимо создать государственный кадастр по учету недвижимости, определить порядок формирования налоговой базы, которая должная исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

  • для улучшения имущественного налогообложения можно принять следующие меры: переоценить жилье, чтобы оценочная стоимость принадлежащих физическим лицам зданий соответствовала рыночной стоимости; привлекать объекты налогообложения, которые на данный момент не имеют никакой стоимости, помимо этого выявить и поставить на учет с обязательной оценкой строений, которые только воздвигаются; повысить ставки налога.

  • для выполнения поставленных задач необходимо разработать автоматизированную систему управления налогом на недвижимость и продумать ее использование в городской системе информации. Все подходы необходимо научно обосновать и применять их в соответствии со ставками земельного налога. Для увеличения общественного богатства необходимо сделать землю очень дорогой, особенно для зарубежных инвесторов, стоимость должна напрямую зависеть от сроков аренды.

Подводя итог можно сказать, что в настоящее время налоговой политика Российской федерации нацелена на фискальную функцию, так как стране необходимы значительные объемы денежных средств, для осуществления ряда реформ и сохранения стабильности в социальной сфере, но налоговая политика страны будет считаться эффективной тогда, когда налогообложение приобретет стимулирующий характер и будет способствовать экономическому развитию государства в целом.

Список использованных источников:

2. Д.Г. Макаров. Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы. // Налоговый вестник, 2005 / 1, с. 152-159

Курсовая работа: Проблемы налогообложения имущества физических лиц

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

БФ Новосибирский Государственный Технический Университет

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра финансов и налоговой политики

Курсовая работа

по предмету Налоги и налогообложение

На тему: Проблемы налогообложения имущества физических лиц

Выполнил: студентка

3 курса гр.454

шифр 500245407

Герасименко Ирина

Александровна

Проверил: Дементьев

Дмитрий Витальевич

2007 г.

Введение

Понятие, субъект и объект налогообложения

Ставки налога и льготы

Льготы по налогам

Порядок исчисления и уплаты налогов

Проблемы налогообложения имущества физических лиц

Расчетная часть

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Налог — обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. «Налоги» — это привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки. Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение с начала 1992 года новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком налогообложения. Появление новых видов налогов означает для предприятий усложнение расчетов и отчетности по налогообложению, нынешний механизм взимания подоходного налога с граждан требует от налогоплательщиков строгого фиксирования всех полученных в течение года доходов и тщательного заполнения налоговой декларации. Еще одна проблема — соблюдение сроков, установленных для выплаты каждого вида налогов.

В настоящее время многие положения нового российского законодательства о налогах дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания налогов. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время недостаточно разработана теоретическая и методологическая основы имущественного налогообложения, так как в экономической литературе отсутствует единство в вопросе отнесения тех или иных объектов к имуществу. Нет четких критериев, на основе которых возможно определить, какие виды имущества должны относиться к объектам имущественного налогообложения, а также не определен состав платежей, которые можно отнести к имущественному налогообложению.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия налогообложения имущества физических лиц, исследование проблем налогообложения имущества физических лиц.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие, субъект и объект налогообложения;

Рассмотреть ставки налога и льготы;

Определить проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Понятие, субъект и объект налогообложения

Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее — налоги) признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога и льготы

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в пределах приведенных в приложении 1.

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы по налогам

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

Порядок исчисления и уплаты налогов

Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Проблемы налогообложения имущества физических лиц

С налогообложением имущества связаны значительные сложности как экономического, так и политического характера. В России сейчас существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости — квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем «оборот» этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также проблемами, связанными с администрированием данных налогов.

Проблемы налогообложения земли: проведенная кадастровая оценка земель незаконна, фактически отсутствует рынок земли, проблемы администрирования данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми затратами, наличие значительного числа земельных участков, которые не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.

Проблемы налогообложения имущества физических лиц: многие объекты имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.

При идентификации земельного участка административными службами применяются различные обозначения: Федеральной Регистрационной Службой — Условные номера, Федеральной Налоговой Службой — Индетификационный Номер Налогоплательщика, «Роснедвижимостью» — кадастровый номер земельного участка.

Законодательство в сфере налогообложения недвижимости представляет собой совокупность законов и иных нормативно правовых актов, посредством которых государственные органы устанавливают, изменяют или отменяют соответствующие правовые нормы.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, налогообложение осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Традиционно налоги на недвижимость составляют основной гарантированный источник доходов местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянным местоположением и их юрисдикция легко фиксируется; они используются на развитие городской инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства, связанного с приобретением богатства.

Налог на имущество стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо оттого, эксплуатируется это имущество или нет.

Расчетная часть

Расчетные данные.

1. Рассчитать налоговые обязательства по необходимым налогам за 2007 год.

2. Заполнить необходимые формы налоговых деклараций за 2007 год.

3. Исходная информация на 01.01.2007; Условное предприятие: ООО “Арго”

Таблица

Данные из баланса Остаточная стоимость, руб Срок полезного использования, лет
Офис 5000000 100
Склад 3000000 75
Цех 1000000 75
Оборудование 2000000 10
ВАЗ — 21093, 70 л. с. 100000 4
Волга 3102, 120 л. с. 150000 5
Товарный знак 50000 10
Кредит на приобретение основных средств, остаток основного долга на 01.01.2007, ставка 14% годовых, проценты начисляются и уплачиваются ежеквартально 2000000

Таблица. Ежемесячные операции

Сумма за месяц, руб. НДС, руб. Сумма за год, руб. НДС за год, руб.
1 Приобретены и списаны на производство материалы, без НДС 307000 55260 3684000 663120
2 Начислена заработная плата работникам 251000 3012000
3 Начислен единый социальный налог 739440
4 Расходы на оплату услуг связи, без НДС 15933 2867 191196 34404
5 Расходы на оплату коммунальных услуг, без НДС 10932 1968 131184 23616
6 Аренда торговых площадей, без НДС 35934 6466 431208 77592
7 Расходы на услуги коммерческих банков, без НДС 8000 96000
8 Представительские расходы, без НДС 7627 1373 91524 16476
9 Оплата по долгосрочному страхованию жизни работников 10000 120000
10 Оплата по медицинскому страхованию работников 9000 108000
11 Расходы на канцелярские товары, без НДС 6780 1220 81360 14640
12 Оплата рекламных услуг, без НДС 9322 1678 111864 20136
13 Включены в расходы рассчитанные налоги и платежи
14 Выручка от реализации продукции и услуг, без НДС 2007000 361260 24084000 4335120

Таблица. Заработная плата сотрудников

Должность Наличие детей, возраст Оклад, руб.
1 Директор 15 лет, 17 лет 37000
2 Заместитель директора 8 лет 32000
3 Главный бухгалтер 7 лет, 12 лет 22000
4 Бухгалтер 19000
5 Охранник 12 лет,20 лет 17000
6 Кладовщик 15 лет, 25 лет 15000
7 Водитель 17000
8 Водитель 17000
9 Рабочие, 5 человек по 15000

Расчет НДФЛ

Директор:

Доход налогоплательщика превысил 20 тыс. руб., значит, ему не предоставляется стандартный вычет в размере 400 руб. (ст.218, п.3 НК ч II)

Доход налогоплательщика за первый месяц не превысил 40 тыс. руб., поэтому ему предоставляется стандартный вычет в размере 600 руб. на каждого ребенка (600*2=1200). (ст.218, п.4 НК ч II)

Начиная со второго месяца по нарастающей доход налогоплательщика превышает 40 тыс. руб., следовательно, никаких стандартных налоговых вычетов ему предоставляться не будет.

Январь — (37000-1200) *13%=4654

Февраль — (74000-1200) *13%=9464

Март — (111000-1200) *13%=14274

Апрель — (148000-1200) *13%=19084

Май — (185000-1200) *13%=23894

Июнь — (222000-1200) *13%=28704

Июль — (259000-1200) *13%=33514

Август — (296000-1200) *13%=38324

Сентябрь — (333000-1200) *13%=43134

Октябрь — (370000-1200) *13%=47944

Ноябрь — (407000-1200) *13%=52754

Декабрь — (444000-1200) *13%=57564

Заместитель директора:

Доход налогоплательщика превысил 20 тыс. руб., значит, ему не предоставляется стандартный вычет в размере 400 руб.

Доход налогоплательщика за первый месяц не превысил 40 тыс. руб., поэтому ему предоставляется стандартный вычет в размере 600 руб. на ребенка.

Начиная со второго месяца по нарастающей доход налогоплательщика превышает 40 тыс. руб., следовательно, никаких стандартных налоговых вычетов ему предоставляться не будет.

Январь — (32000-600) *13%=4082

Февраль — (64000-600) *13%=8242

Март — (96000-600) *13%=12402

Апрель — (128000-600) *13%=16562

Май — (160000-600) *13%=20722

Июнь — (192000-600) *13%=24882

Июль — (224000-600) *13%=29042

Август — (256000-600) *13%=33202

Сентябрь — (288000-600) *13%=37362

Октябрь — (320000-600) *13%=41522

Ноябрь — (352000-600) *13%=45682

Декабрь — (384000-600) *13%=49842

НДФЛ по остальным сотрудникам рассчитывается аналогично.

Главный бухгалтер — 34164

Бухгалтер — 29588

Охранник — 26312

Кладовщик — 23192

Водитель — 26468

Водитель — 26468

Рабочие, 5 человек — 23348*5=116740

Итого НДФЛ за год надо уплатить в бюджет: 390338 рублей

Расчет ЕСН

Ставка Единого Социального Налога 26% от суммы начисленной заработной платы за год, но не превышающей 280 тыс. руб. Начисляется ежемесячно. Если сумма превышает 280 тыс. руб. тогда ставка 72800+10% от суммы превышающей 280 тыс. руб. (ст.241 НК ч II)

Директор:

Январь — 37000*26%=9620

Февраль — 74000*26%=19240

Март — 111000*26%=28860

Апрель — 148000*26%=38480

Май — 185000*26%=48100

Июнь — 222000*26%=57720

Июль — 259000*26%=67340

Август — 72800+16000*10%=74400

Сентябрь — 72800+53000*10%=78100

Октябрь — 72800+90000*10%=81800

Ноябрь — 72800+127000*10%=85500

Декабрь — 72800+164000*10%=89200

Единый Социальный Налог (директор) за год составит 89200 рублей.

Единый Социальный Налог по остальным сотрудникам рассчитывается аналогично:

Заместитель директора — 82400

Главный бухгалтер — 68640

Бухгалтер — 59280

Охранник — 53040

Кладовщик — 46800

Водитель — 53040

Водитель — 53040

Рабочие, 5 человек — 46800*5=234000

Итого Единый Социальный Налог за год надо уплатить в бюджет: 739440 рублей

Расчет НДС.

Выручка от реализации продукции и услуг, без НДС — 2007000 руб.

Следовательно, приобретенный НДС — 2007000*18%=361260

Уплаченный НДС — 55260+2867+1968+6466+1373+1220+1678=70832

За год надо уплатить НДС — (361260 — 70832) *12=3485136 рублей

Расчет транспортного налога

ВАЗ — 21093, 70 л. с. (5 руб. л. с) — 5*70=350

Волга 3102, 120 л. с. (7 руб. л. с) — 7*120=840

За год надо уплатить в бюджет транспортный налог: 1190 рублей

Расчет налога на имущество

Таблица

Данные из баланса Остаточная стоимость, руб Срок полезного использования, лет
Офис 5000000 100
Склад 3000000 75
Цех 1000000 75
Оборудование 2000000 10
ВАЗ — 21093, 70 л. с. 100000 4
Волга 3102, 120 л. с. 150000 5

Рассчитаем налоговую базу для налога на имущество:

1.01 — 5000000+3000000+2000000+1000000+100000+150000=11250000

1.02 — 4995833,4+2996666,7+1983333+998888,9+97917+147500=11220139

1.03 — 4991666,8+2993333,4+1966666,4+997777,8+95834+145000=11190278,4

1.04 — 4987500,2+2990000,1+1949999,8+996666,7+93751+142500=11160417,8

1.05 — 4983333,6+2986666,8+1933333,2+995555,6+91668+140000=11130557,2

1.06 — 4979167+2983333,5+1916666,6+994444,5+89585+137500=11100696,6

1.07 — 4975000,4+2980000,2+1900000+993333,4+87502+135000=11070836

1.08 — 4970833,8+2976666,9+1883333,4+992222,3+85419+132500=11040975,4

1.09 — 4966667,2+2973333,6+1866666,8+991111,2+83336+130000=11011114,8

1.10 — 4962500,6+2970000,3+1850000,2+990000,1+81253+127500=10981254,2

1.11 — 4958334+2966667+1833333,6+988889+79170+125000=10951393,6

1.12 — 4954167,4+2963333,7+1816667+987777,9+77087+122500=10921533

1.014950000,8+2960000,4+1800000,4+986666,8+75004+120000=10891672,4

Итого: 143920868,40

143920868,40/13=11070836,03 — среднегодовая стоимость имущества фирмы.

Налоговые ставки по налогу на имущество не могут превышать 2,2% (ст.380 НК ч. II), следовательно, налог на имущество фирмы за год составит:

11070836,03*2,2%=243558,40 рублей

Расчет налога на прибыль

Объектом налогообложения является «прибыль = доходы — расходы»

Доход от выручки в месяц составил 2007000 рублей, а за год 24084000 рублей.

Рассчитаем расходы:

Таблица. Материальные затраты

Сумма за месяц, руб. Сумма за год, руб.
1 Приобретены и списаны на производство материалы, без НДС 307000 3684000

Таблица. Затраты на оплату труда

Сумма за месяц, руб. Сумма за год, руб.
1 Начислена заработная плата работникам 251000 3012000
2 Оплата по долгосрочному страхованию жизни работников
3 Оплата по медицинскому страхованию работников

Амортизационные затраты (линейным способом):

При применении линейного метода сумма начисленной за месяц, амортизация в отношении объекта амортизируемого имущества как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

К= (1/ N) *100%, 5.1

Где К — норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества.

N — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Таблица

Амортизируемое имущество Остаточная стоимость, руб. Срок полезного использования, лет К,% Амортизация линейным способом за месяц Амортизация линейным способом за год
Офис 5000000 100 0,00083 4166,66 50000
Склад 3000000 75 0,00111 3333,33 40000
Цех 1000000 75 0,00111 1111,11 13333
Оборудование 2000000 10 0,00833 16666,66 200000
ВАЗ-21093, 70л. с. 100000 4 0,02083 2083,33 25000
Волга 3102, 120 л. с. 150000 5 0,01666 2500 30000
Товарный знак 50000 10 0,00833 416,66 5000
Итого 30277,75 363333

Таблица. Прочие расходы

1) Налоговый вычет по земельному налогу

28.12.2017 Президентом России подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Законом, начиная с 2017 г., вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка (далее – вычет). Так, если площадь участка составляет не более 6 соток – налог взыматься не будет, а если площадь участка превышает 6 соток – налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 392 НК РФ налоговая база по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Вычет применяется для категорий лиц, указанных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой

Отечественной войны и боевых действий и т.д.), а также для всех пенсионеров.

Вычет применятся по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории страны.

Для использования вычета за 2017 год можно будет обратиться в любой налоговый орган до 1 июля 2018 г. с уведомлением о выбранном участке, по которому будет применен вычет. Если такое уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Кроме того, право на установление дополнительных налоговых вычетов предоставлено представительным органам муниципальных образований (законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Таким образом, за 2017 год исчисление земельного налога будет проводиться с учетом налогового вычета, предусмотренного ст. 391 НК РФ и дополнительно установленного на муниципальном уровне размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

2) Изменения в порядке применения налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц

Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пп. 8, 12, 16 ст. 1) с 2018 года изменил порядок обращения физических лиц с заявлением о налоговых льготах по имущественным налогам.

Так, физические лица, имеющие право на льготы по транспортному налогу, земельному налогу или налогу на имущество, установленные законодательством о налогах федерального, регионального или муниципального уровня, по-прежнему, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе, т.е. могут по желанию (а не обязаны, как было ранее) представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в т.ч. не представлены налогоплательщиком, налоговый орган по информации, указанной в заявлении о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Лицо, получившее такой запрос исполняет его в течение семи дней или сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Применение с 2018 г. указанной нормы потребовало утверждение новой формы заявления о предоставлении налоговой льготы, что реализовано приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@. Соответствующее заявление нужно предоставить до 1 апреля 2018 года.

Кроме того, лицо, не являющееся пользователем личного кабинета налогоплательщика, может выбирать способ информирования о результатах рассмотрения его заявления: в налоговом органе, МФЦ, через который подано заявление, либо по почте.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика. Информация о наличии права на льготу по определённому налогу в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

3) Ограничено право на применение налоговых льгот для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога.

Соответствующая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ст. 346.1 НК РФ) устанавливала, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

С 2018 г. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (п. 57 ст. 2) в указанные нормы НК РФ внесены изменения, согласно которым индивидуальные предприниматели могут «льготировать» только имущество, используемое для предпринимательской деятельности при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Таким образом, законодатель продолжил тенденцию ограничения права на льготы при налогообложении имущества лиц, использующих специальные налоговые режимы, реализованную в Федеральном законе от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» для применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, а также единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

ИФНС России по Дзержинскому р-ону г. Перми

Правовое регулирование налогов и сборов

Правовое регулирование налогообложения физических лиц

Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. В соответствии со ст. 207 — 233 НК РФ с физических лиц взимается налог на доходы. Все доходы физических лиц подразделены на доходы от источников в России и доходы от источников за пределами страны. К доходам от источников в Российской Федерации, например, относятся:

— дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;

— доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;

— доходы от реализации.

Всего источников, от которых получают доходы физические лица, -18.

В НК РФ также установлены налоговые льготы и порядок их предоставления, виды доходов, необлагаемых налогом, налоговые вычеты, налоговые ставки.

Согласно ст. 224 НК РФ налоговая ставка установлена трех уровней:

1. Минимальный размер налоговой ставки составляет 13%. Такая ставка применяется к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей.

2. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении: а) дивидендов: б) доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

3. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов: а) выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов); б) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 2000 руб. по каждому основанию; в) страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 настоящего Кодекса; г) процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который исчислены проценты по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; г) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК.

Рассматривая вопросы налоговых ставок, необходимо отметить имеющуюся особенность. В частности, законодатель установил прогрессивный характер налоговых ставок (13%, 30%, 35% — явная прогрессия), но сохранил прежний подход к определению размера налоговой ставки. Вместе с тем в НК РФ с 2001 г. отсутствует прежний ориентир — совокупный доход, полученный в календарном году, предусматривавшийся в ст. 2 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», что является положительным фактором в снижении в известной степени налогового давления (бремени) на налогоплательщиков — физических лиц.

Физические лица наряду с вышеупомянутым законом являются плательщиками налога на имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Этот вид налогообложения закреплен Законом РСФСР «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», принятым Верховным Советом 12 декабря 1991 г. и введенным в действие с 1 января 1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 января 1995 г.

Объектами налогообложения согласно ст. 2 Закона являются: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий; паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизированных счетах физических лиц; стоимость имущественных и земельных долей (паев); валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налоги с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляются по разным ставкам. Например, при наследовании имущества стоимостью от 850- до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда наследники первой очереди уплачивают 5% стоимости имущества; наследники второй очереди — 10% стоимости имущества; другие наследники — 20% стоимости имущества.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по разным ставкам. Например, при стоимости переходящего в порядке дарения от 80- до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда дети, родители платят 3% стоимости имущества; другие физические лица — 10% стоимости имущества; при стоимости имущества от 851- до 1700-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда плюс 7% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда плюс 20% стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Таким образом, ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, и ставки налога с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, имеют некоторые различия. В частности, ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, ниже ставок налога с имущества, переходящего в порядке дарения.

Закон предусматривает и льготы по налогу, например согласно ст. 4 этого же нормативного акта от налогообложения освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения).

Сведения (информация) о доходах, расходах, льготах, правильности исчисления налога, своевременности его уплаты отражаются в таких документах, как декларации, справка, акт проверки и др. Основным документом в этих условиях согласно ст. 229 НК РФ является декларация.

Доходы, получаемые в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам.

Декларация имеет определенную форму, которая была утверждена Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 8.

Декларацию и справки о доходах по месту основной и дополнительной работы представляет физическое лицо налоговой инспекции (в налоговый орган) по месту проживания налогоплательщика. С 2001 г. подлежат налогообложению доходы по месту основной работы.

В основу правового построения налоговой системы в Российской Федерации положены определенные принципы, отражающие объективные закономерности развития российского государства. К таким принципам относятся: всеобщность налогообложения; равенство налогообложения; справедливость налогообложения; законность налогообложения и др.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Принцип справедливости — это, когда налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Принцип равенства налогообложения представляет собой положение, согласно которому все налогоплательщики имеют равные обязанности по уплате налогов и сборов и равные права в получении налоговых льгот. Принцип законности налогообложения означает обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами налогового права. В частности, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Из определения следует, что понятие «налог» характеризуется экономико-правовыми признаками.

К экономическим признакам следует отнести имущество, выраженное в денежной форме, а также платеж, т. е. денежный расчет.

К юридическому признаку можно отнести форму отчуждения принадлежащих налогоплательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Система налогов и сборов в Российской Федерации определяется ст. 12 — 18 НК РФ ч. I. В соответствии с этими нормами устанавливаются и взимаются:

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

• местные налоги и сборы.

Плательщиками налогов и сборов признаются юридические и физические лица. Филиалы и представительства российских юридических лиц не являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов, т.е. не являются налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ ч. I).

В НК РФ ч. I (ст. 20) введена новая категория налогоплательщиков — это взаимозависимые лица, которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут непосредственно влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Однако вышеназванная правовая норма не раскрывает особенности таких понятий, как «должностное лицо», «условия деятельности лица» и др. А между тем, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению, то в этом случае речь идет о должностном лице как служащем. Из многочисленных определений, предложенных учеными, наиболее удачным следует признать такое: «должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия»2. В науке административного права широко распространено мнение о том, что «различие между должностными лицами и иными служащими состоит в том, что первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а вторые — нет»3. Это определение должностного лица распространяется на все должностные лица, в том числе на работников, на которых возложены властные полномочия в государственных, муниципальных органах власти, руководители, их заместители, начальники цехов (отделов, служб), их заместители организаций всех форм собственности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ст. 20 НК РФ ч. I установила положение, согласно которому все физические лица, выполняющие полномочия должностного лица, обязаны платить налоги.

Что касается положения ст. 20 НК РФ ч. I о том, что одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%, то в этом случае оно является налогоплательщиком. Это положение распространяется на организации, участвующие в уставном капитале зависимого хозяйственного общества (ст. 106 ГК).

Объектами налогообложения могут быть: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. При этом указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 38 НК РФ ч. I).

Определив виды объектов налогообложения, законодатель далее раскрывает их суть с позиции налогообложения. В частности, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, за исключением имущественных прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК (ст. 128 — 132). Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Например, юридическая или медицинская консультация, оказанная одним лицом другому лицу. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы от капитала» НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх