Куперс

Бухучет и анализ

Реестр российского

Сегодня довольно сложно себе представить организацию, у которой нет потребности в закупке программного обеспечения. При этом общеизвестно, что государственные и муниципальные заказчики не в праве использовать в своей работе нелицензионное программное обеспечение.

Существует несколько путей решения данной проблемы:

  • закупка лицензионного ПО;
  • применение свободного программного обеспечения (СПО).

Отметим, что попытки заменить привычные всем нам программные средства свободно распространяемым софтом предпринимаются уже давно, но успехом так и не увенчались. Преимущества и недостатки данного подхода по сей день являются поводом жарких дискуссий и выходят за рамки рассматриваемой нами темы.

Организации, бюджет которых позволяет осуществить закупку лицензионного ПО, некоторое время чувствовали себя относительно спокойно – ровно до тех пор, пока не вступили в силу ограничения на закупку ПО иностранного производства.

Закупка ПО в рамках контрактной системы

С начала 2016 г. закупки ПО попадают под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2016 г. № 1236, в соответствии с которым перечень закупаемого софта должен быть ограничен Единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — Реестр).

На практике это значит, что при необходимости приобретения ОС или какой-либо программы заказчику следует открыть Реестр и попытаться отыскать необходимое ПО. В том случае, если искомое наименование отсутствует, следует выбрать из перечня аналог российского производства.

Отказ от закупки включенного в Реестр аналога неправомерен за исключением нескольких случаев.

Как купить иностранное ПО?

Закупка ПО, отсутствующего в Реестре, возможна лишь в двух случаях:

  1. При отсутствии в Реестре ПО того же класса, к которому относится планируемое к закупке.
  2. В том случае, если включенные в Реестр аналоги не соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиком.

Если заказчик настаивает на необходимости закупки определенного ПО и невозможности его замены каким-либо другим из перечня Реестра, он обязан подготовить и разместить в ЕИС обоснование такой закупки. К подготовке обоснования следует подойти крайне ответственно, поскольку тема закупок ПО для контролирующих органов является актуальной и интересной в силу значительного количества спорных моментов и нарушений.

Обоснование должно включать в себя следующие пункты:

  1. Одно из оснований для закупки ПО, отсутствующего в Реестре.
  2. Указание одного или нескольких классов, к которым относится закупаемое ПО.
  3. Перечень требований заказчика к характеристикам и свойствам закупаемого ПО.
  4. Характеристики и свойства, по которым включенное в Реестр ПО не соответствует требованиям, предъявляемым заказчиком.

Основываясь на собственной практике взаимодействия с контролирующими органами, мы рекомендуем заказчикам не выходить за рамки Реестра российских программ, а если и делать это, то в исключительных случаях. Ни в коем случае не стоит воспринимать возможность составления обоснования как некую формальность или лазейку, пользуясь которой можно приобрести любое желаемое ПО.

Тема закупки ПО всегда вызывала много споров, особенно среди тех, чьи знания в области IT крайне поверхностны. Доказать проверяющим, имеющим лишь базовые навыки работы с компьютером, нюансы и отличия купленной программы от той, что включена в Реестр, зачастую практически невозможно.

Аргументы в защиту купленного лицензионного ПО зачастую признаются недостаточными, несущественными и субъективными.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое!

Образование, наука, медицина – свободное программное обеспечение нужно всем. На СПО постепенно мигрирует ИТ-инфраструктура госорганов, бизнеса, образования, науки и медицины, объектов критической инфраструктуры стратегически важных отраслей. За всеми этими современными, мощными и надежными программными системами стоит «профессиональная кухня» разработки, которая обеспечивает необходимые потребителям качества ПО. Обсуждению ее задач, достижений и проблем была посвящена 16-я Конференция разработчиков свободного программного обеспечения, которая состоялась этой осенью в Калуге. Со дня основания мероприятие неизменно нацелено только на свободный обмен знаниями и опытом, без рассмотрения коммерческих вопросов. Участие в конференции принимают разработчики свободного софта из России и других стран: от профессионалов высокого класса до студентов. Организатором выступает компания «Базальт СПО», российский разработчик семейства операционных систем «Альт».

Разнообразие видов: миграция СПО на новые аппаратные платформы

В среде разработчиков свободного программного обеспечения идет активное освоение новых аппаратных архитектур. Причина в изменении расстановки сил на мировом и российском рынке вычислительной техники. Интеловские архитектуры утрачивают свое монопольное положение, потребители начали приобретать вычислительную технику на других архитектурных решениях. В России на первый план стали выходить «Эльбрусы» с собственной архитектурой е2k и «Байкалы» (ARMV8 – 64 бит, MIPS). В недалекой перспективе можно ожидать появления техники на RISC-V – гибкой модульной архитектуре с открытой лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International. Дополнительную скорость процессам миграции придает еще и необходимость реализовать корпоративные программы импортозамещения.

«Наряду с процессорами интеловской архитектуры на мировом рынке появились альтернативные архитектурные решения, – отметил Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО». – Поэтому в программе конференции мы сделали один из акцентов на разработку системных и прикладных свободных программ под разные аппаратные платформы. Развитие экосистемы многоплатформенного ПО расширяет спектр программно-аппаратных комплексов и дает потребителям возможность выбрать решение, наиболее подходящее для построения ИТ-инфраструктуры».

Особенностям портирования СПО на платформу «Эльбрус» посвятил свой доклад Андрей Савченко. Разработчики «Базальт СПО» внесли часть своих разработок в международные проекты СПО и таким образом подготовили почву для формирования мировой экосистемы программного обеспечения для российской аппаратной платформы «Эльбрус».

Роман Ставцев («Байкал Электроникс») рассказал о программном и аппаратном окружении российского процессора «Байкал-M». Комплект средств разработки программ для процессора полностью создан на базе СПО.

О работе с перспективной архитектурой RISC-V, позволяющей обеспечить открытость аппаратной «начинки» различных устройств, рассказал Никита Ермаков («Базальт СПО»). «Сизиф» – один из пяти крупнейших репозиториев Linux в мире, где поддерживается свободная архитектура процессора RISC-V в 64-битном варианте (rv64gc). В докладе были представлены результаты портирования операционной системы «Альт» на RISC-V (rv64gc).

Основную долю аппаратной части инфраструктуры предприятий составляют не компьютеры, а устройства, обеспечивающие поток первичных данных – в частности, микроконтроллеры. Участникам российского проекта Embox удалось портировать «тяжелое» прикладное ПО Qt на микроконтроллеры. Результатами работ поделился Антон Бондарев: создана Embox, конфигурируемая ОС реального времени, позволяющая запускать прикладные приложения и библиотеки, разработанные для Linux, на микроконтроллерах. Бондарев отметил, что затраты на разработку были существенно снижены за счет использования уже созданного и отлаженного кода, а также менее энергоемкой аппаратной платформы.

Процессы импортозамещения предполагают эволюционный перевод сложных многокомпонентных ИТ-инфраструктур на российское системное и прикладное ПО, В частности, в переходный период в корпоративных гетерогенных сетях будет одновременно работать отечественное и зарубежное системное ПО. Организаторы конференции создали решение, которое позволяет создавать и эксплуатировать подобные гетерогенные сети без снижения уровня защищенности рабочей среды. Евгений Синельников рассказал о механизмах управления пользовательскими конфигурациями системного и прикладного ПО на рабочих станциях с помощью групповых политик Active Directory, которые были разработаны для дистрибутивов ОС «Альт» и репозитория Sisyphus.

Совершенные инструменты для совершенных систем

Функционал системного и прикладного софта, созданного на основе СПО, с каждым годом усложняется. Его создание требует более сложных и совершенных инструментов разработки. По сложившейся традиции, на Калужской конференции разработчиков свободных программ участники рассказывают как об улучшениях инструментария, выполненных за год, так и о совсем новых инструментах.

Антон Мидюков («Базальт СПО») представил mkimage-profiles – гибкий инструмент сборки универсальных дистрибутивов операционной системы для множества аппаратных платформ.

Александр Боковой (Red Hat) представил двадцатипятилетнюю ретроспективу эволюции учета и аутентификации пользователей в RHEL, и рассказал об их реализации в недавно выпущенной платформе Red Hat Enterprise Linux 8. Произошедшие изменения были выполнены в контексте изменений ИТ-отрасли за последние четверть века.

Дмитрий Левин («Базальт СПО») рассказал историю изъяна в ядре Linux, который не позволял определять сделанные ядром системные вызовы. Ошибка просуществовала с 2001 по 2019 гг. и была исправлена в Linux 5.3 российскими программистами. Их разработка включена в функционал российского инструмента strace для отслеживания системных вызовов.

Доклад Владимира Селезнева (ALT Linux Team) был посвящен инструментарию, который обеспечивает организациям бессбойный переход на новые версии операционной системы. Он продемонстрировал особенности обновления версий пакетов в бранче (стабильном срезе репозитория) и обновления установленной операционной системы с одного бранча на другой.

Максим Звягинцев (ТГПУ им. Толстого) рассказал о применении статических и динамических анализаторов кода для улучшения его качества. Анализаторы дополняют друг друга и позволяют одновременно выявить ошибки в исходном коде и проанализировать работоспособность во время выполнения.

Тему продолжил Игорь Чудов («Базальт «СПО») – он предложил решение проблем, возникающих в ходе портирования компилятора языка программирования Common LISP – SBCL (Steel Bank Common LISP) на архитектуру e2k.

«Что ты спрячешь — то пропало, что ты отдал — то твое»

Основной принцип свободного ПО – взаимообмен идеями и достижениями, – распространился и на сотрудничество с коммерческими проектами разработки софта. Иван Панченко, заместитель генерального директора Postgres Professional, подчеркнул, что взаимодействие с коммерческими проектами не приводит к утечке идей из Open source:

«Сегодня существует круг сложных задач, которые можно быстро решать только силами компаний. Идеи, апробированные производителями софта с закрытым кодом, возвращаются в Open Source, и наоборот. Такой обмен достижениями формирует устойчивое взаимовыгодное сотрудничество, и его результаты оказываются эффективнее, чем чисто коммерческая или чисто открытая разработка».

Секреты Интернета, укрощенные бизнес-процессы, говорящие зеркала…

На конференции были представлены прикладные программы, созданные на основе СПО. Совместная разработка «Базальт СПО» и МТУСИ – комплекс ТОМИИТ для изучения Интернет-технологий. Он полностью построен на отечественных программных и аппаратных средствах: ОС «Альт», прикладное ПО, компьютеры «Эльбрус» и сетевое оборудование. ТОМИИТ уж используется для обучения студентов на базовой кафедре Ассоциации документальной электросвязи во МТУСИ.

RunaWFE Free, свободная система для управления бизнес-процессами и административными регламентами, ежегодно прирастает новым функционалом и успешно применяется в российских организациях. Система создана на базе МИЭТ, к ее разработке привлечены студенты.

Dscuss – одноранговая сеть для публичного общения – новая разработка, которая, тем не менее, уже успела завоевать популярность у пользователей, которым важно соблюдение равных прав без исключения участников сети.

К выходу на рынок готовится оригинальный программно-аппаратный комплекс, созданный в Брестском государственном техническом университете. «Умное зеркало» со встроенным информационным табло «умеет» распознавать пользователя и выводить прямо на зеркальную поверхность персонализированный контент.

Подводя итоги 16-й Конференции разработчиков свободного программного обеспечения, Алексей Новодворский, заместитель директора «Базальт СПО», отметил:

«Встреча лидеров и активных участников международных проектов была на редкость содержательной, она прошла на высокопрофессиональном уровне. Отрадно отметить, что в этом году в конференции принимало участие немало молодых программистов, приобретающих опыт и имя в проектах свободной публичной разработки, стремящихся к свободному обмену идеями и кодом».

Елена Некрасова

Фото: Сергей Голубев

Материал портала d-russia.ru

С 1 января в России действует закон, определяющий критерии отечественного происхождения программного обеспечения. Закон предписывает создание реестра российского программного обеспечения на основании этих критериев и наделяет Правительство РФ правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

В ноябре 2015 года правительство выпустило постановление, реализующее такой запрет для «программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств… для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Госзаказчик обязан прежде всего искать нужные ему программные продукты в реестре российского ПО, а если нужного ПО в реестре нет, то готовить мотивированное «обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Российский производитель ПО, в свою очередь, чтобы внести свой программный продукт в реестр, должен предпринять определённый ряд действий. Их последовательность такова (скачать инструкцию в формате DOC).

  1. Подготовительные действия. Необходимо «вписаться» со своим продуктом в классификатор ПО, используемый при построении реестра. Впрочем, это можно отложить до п.3, который ниже, но представление о классификаторе составить надо – не любой софт может войти в реестр.Для того, чтобы подать онлайн-заявку на включение программного продукта в реестр отечественного ПО, необходимо авторизоваться в единой системе идентификации и аутентификации как юридическому или физическому лицу. Как это сделать и где можно получить учётку ЕСИА – см. .
  2. Входим через ЕСИА на сайт реестра российского ПО и переходим по ссылке «Подать заявление»
  3. Подаём заявление, ответив на запрос учётной записи ЕСИА и заполняя форму: имя программного продукта (включая предшествующие имена, кнопка «Ещё» предусмотрена на случай, если таковых более одного). Пришло время указать класс продукта – список классов откроется в поле с фиксированным набором значений. Одного раза, впрочем, мало. Ту же, в сущности, процедуру придётся пройти повторно, указав код продукта по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. С классификатором реестра он стыкуется не вполне удачно (например, игровые программы в классификаторе реестра отсутствуют, зато имеются в общероссийском классификаторе), но всё равно придётся выбрать что-то подходящее, таково условие прохождения квеста.

  4. Откуда дуализм? Классификатор реестра разрабатывала Ассоциация российских производителей программ (АРПП) «Отечественный софт», а общероссийский требуется указать, очевидно, из неких бюрократических соображений. Но это не так уж важно. Важно другое – имеет смысл сходить на сайт АРПП «Отечественный софт», вот сюда, чтобы взглянуть на «одноклассников» вашего программного продукта – кандидата на попадание в реестр. Здесь перечислены ваши потенциальные конкуренты. Настоящими они с высокой вероятностью станут тогда, когда (и если) ваш продукт-кандидат попадёт в реестр.
  5. Заполняем сведения о правообладателе. Тривиальная форма. Но не всё так просто, регулятор требует особой внимательности, исправить что-либо в заявке потом будет нельзяПромежуточный успех – сведения о правообладателе внесены в реестр.
  6. Теперь – сведения о программном продукте. Тоже тривиальная форма, на двух экранах.
  7. Отдельного внимания заслуживает поле, в котором указываются основания для признания за заявителем исключительных прав на программный продукт. Заполнять сведения можно в произвольной форме, лишь бы было убедительно – экспертный совет разберётся, имеете ли вы права на свой софт. А если не разберётся, то запросит дополнительные сведения, такая процедура тоже предусмотрена, см. ниже. Если есть свидетельство Роспатента – хорошо, не помешает, но обязательным оно не является.
  8. Заканчивается подача заявки электронной подписью (это может быть любая усиленная электронная подпись, единственное условие — удостоверяющий центр должен быть аккредитован Минкомсвязью) и отправкой заявления, текст которого сайт реестра сам любезно генерирует после заполнения всех форм, и отправкой подписанного заявления на рассмотрение.

Информация других разделов:

  • Как защитить свои авторские права
  • Авторское право «Copyrights» или ©
  • Защита материалов сайта и программы управления контентом
  • Защита прав на объекты интеллектуальной собственности ОИС в США и ЕС
  • Как доказать, что ваши права были нарушены в интернете?
  • Как защитить свои авторские права у нотариуса
  • Объекты авторского права
  • Основные способы защиты авторских прав
  • Патентование решений в сфере IT
  • Правила оформления заявки на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин или базы данных
  • Правовая защита и охрана программ ЭВМ и баз данных
  • Правовая защита программ ЭВМ и баз данных
  • Регистрация программы для ЭВМ и базы данных
  • Требования к регистрации базы данных

Также может быть полезно:

  • Субсидии до 50% затрат на НИОКР и Льготы резидента ТОСЭР
  • Субсидирование части затрат на проведение НИОКР
  • Возмещение до 50 процентов затрат на НИОКР цифровой трансформации промышленности
  • Перечень НИОКР уменьшающих налог на прибыль в размере 1,5 от фактических затрат
  • Субсидии российским IT-компаниям «сквозных» цифровых технологий
  • Субсидия на возмещение затрат на НИОКР в рамках комплексных инвестпроектов ППРФ 1312
  • Понятие УГТ уровень готовности технологии УГП готовности производства УГС готовности системы УГИ готовности интеграции ГОСТ
  • УГТ оценка уровня зрелости технологий ГОСТ Р 58048-2017 Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости
  • УГТ оценка уровня зрелости технологий ГОСТ Р 58048-2017 Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости
  • Что такое инновации (примеры)? Что такое инновации (определение)?
  • Программы Фонда Бортника

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP на базе 1С: Предприятие и 1С:ERP, OEBS (Oracle E-Business Suite), Microsoft Navision, для компаний от микро- до крупного масштаба (от 3 до 700 сотрудников),
  • внедрение ИТ решений с значительным количеством функциональных ролей и пользователей (до 250 personal ID) системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), системы инвестиционного планирования (СИП), графика документооборота (ЭДО) и системы электронного документооборота (СЭД);
  • консультационное сопровождение и разработка разной документации для УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России;
  • консультационная и информационная поддержка, сопровождение проекта заявителя в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

После этого заявка на внесение программного продукта в реестр попадает в руки уполномоченного органа, т.е. Минкомсвязи, где выполняются формальные проверки на предмет соблюдения заявителем «Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (приведены в тексте постановления). На это даётся 10 рабочих дней со дня поступления заявления. По истечении срока либо заявление зарегистрируют, либо откажут в регистрации со ссылкой на нарушенный пункт упомянутых правил, о чём заявителя известят по электронной почте. В этом случае заявитель исправляет нарушения и начинает опять в первого пункта — подача заявления.

Проверяется также, верно ли указаны бенефициары (посредством СМЭВ запрашиваются сведения о владельцах компании-правообладателя). Если сведения фальсифицированы, повторную заявку нельзя будет подать раньше, чем через год.

Если заявление зарегистрировано, сведения об этом (без указания персональных данных заявителя) в течение суток публикуются на сайте реестра (пример).

Затем заявка передаётся экспертному совету, который в течение 30 рабочих дней готовит заключение и передаёт его уполномоченному органу, т.е. Минкомсвязи. На этой стадии возможны уточняющие запросы экспертного совета к заявителю, что означает повторение 30-дневного цикла.

Заключение экспертного совета публикуется на сайте реестра. Исключение – если заявка отклонена по формальным основаниям, или если заявитель не представил запрошенные экспертным советом дополнительные сведения. В этих случаях экспертное заключение вообще не составляется.

Решение экспертного совета в течение 10 дней утверждается приказом Минкомсвязи. Если решение положительно, в течение суток программный продукт вносится в реестр российского ПО.

Техническую работу, связанную с рассмотрением заявок, организуют, по предварительным данным Экспертного центра электронного государства, члены отраслевых ассоциаций – АРПП «Отечественный софт» и «РУССОФТ».

Если вашу заявку отклонили (сделать это уполномоченный орган может по причинам, указанным в п. 17 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, см. ), а вы с этим не согласны, оспорить решение регулятора в течение трёх месяцев можно в суде.

См. также блок-схему «Как внести программный продукт в реестр российского ПО» >>

Правительство утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения (ПО). Соответствующий приказ подписал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. В него вошли предложения по импортозамещению ПО, разработанные с участием отраслевого сообщества в соответствии с распоряжением Правительства РФ №98-р от 27 января 2015 года «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

Отраслевой план импортозамещения ПО включает в себя три блока, в каждом из которых намечены ключевые мероприятия, а также установлены сроки и этапы их реализации.

Первое направление плана предполагает предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за государственный счет. Оно сработает в сегментах рынка корпоративного ПО, в которых уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы, используемые в корпоративной среде.

Напомним, 27 марта 2015 года завершилось общественное обсуждение соответствующего проекта постановления Правительства РФ о преференциях отечественному ПО. Теперь до 15 мая Минкомсвязь России доработает проект с учетом замечаний других заинтересованных ведомств и результатов общественного обсуждения, и внесет его в установленном порядке в Правительство.

Кроме того, до 1 июля 2015 года совместно с заинтересованными ведомствами и российскими организациями ИТ-отрасли министерство проработает вопрос распространения преференций отечественному ПО при осуществлении закупок и на государственные компании и государственные корпорации.

Второй блок плана включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

До 1 июня 2015 года Минкомсвязь России вместе с заинтересованными отечественными ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями должна разработать и внести в Правительство РФ проект распоряжения о создании автономной некоммерческой организации (АНО), деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки ПО для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения. План устанавливает сроки разработки такого ПО до 2025 года включительно.

«По данному направлению считаем, что надо пойти по пути коллективной разработки ПО совместно с другими странами, в первую очередь странами БРИКС. Таких примеров в мире достаточно много, — отметил Николай Никифоров. — По результатам проработки с отраслью рассмотрим вопрос создания некоммерческой организации для развития таких коллективных разработок ПО и варианты государственного софинансирования ее деятельности, в частности по субсидированию затрат на фонд оплаты труда разработчиков».

Глава Минкомсвязи России обсудил государственную грантовую поддержку коллективной разработки критичного системного ПО с министром связи и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасадом 25 марта 2015 года и министром промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй 27 марта в ходе официальных визитов в Республику Индию и Китайскую Народную Республику. Данная форма поддержки предлагается в качестве единого подхода к демонополизации рынков ПО стран БРИКС.

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, таких как: ПО для промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта.

Ведомство планирует привлечение «умных» инвестиций в разработку в течение пяти лет специализированного индустриально-специфического ПО, в том числе за счет средств фонда «Росинфокоминвест» и других институтов развития в рамках соответствующих индустриальных консорциумов, включающих в себя ИТ-компании, отраслевых заказчиков ИТ-продукции, ведущие университеты и научные институты.

Соответствующий проект постановления, направленный на изменение механизма деятельности ОАО «Росинфокоминвест» в целях преимущественного инвестирования его средств в проекты по направлениям реализации плана, отобранные на конкурентной основе, планируется внести в Правительство РФ до 1 июня 2015 года.

Приказом также установлена необходимость разработки до 1 июля 2015 года Минкомсвязью России совместно с российскими ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями паспортов проектов импортозамещения по всем направлениям реализации плана с обоснованием необходимости мер государственной поддержки.

Подборка информации и статей про возможности импортозамещения.

Кроме того, немаловажными нормативными актами, регулирующими вопросы импортозамещения программного обеспечения, где прописано создание реестра российского программного обеспечения, являются:

  • Федеральный закон № 188-ФЗ от 29 июня 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • статья 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также на последней стадии принятия находится постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники».

Данные факторы служат хорошим стимулом работы в направлении импорто-независимости. Например участники машиностроительного и ИТ кластеров Камского ЦКР предлагают заменить на предприятиях машиностроительного комплекса программное обеспечение класса CAD/CAM/CAE, SCADA/ITM/PLM, MES, ERP, других семейств продуктами российской разработки.

Помимо этого предлагается проведение комплекса мероприятий по участию в поэтапной замене программного обеспечения, включая системы ERP, CRM, в государственных компаниях, государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях, государственных корпорациях, акционерных обществах с государственным участием, крупных холдингах.

Некоторые разработки предприятий кластера и вовсе не имеют импортных аналогов, так как разрабатывались с учетом российских стандартов САПР, ГОСТ, ТУ, иных нормативов, отечественной системы диспетчеризации и технологических процессов.

Тенденция последних лет в развитии промышленности – приобретение импортного оборудования включая:

  • шеф-монтаж зарубежными специалистами (командировки); гарантийное и сервисной обслуживание иностранными специалистами и зависимость от их квалификации;
  • лицензионная защита и прочие права иностранцев на результаты интеллектуальной деятельности (ограничение вмешательства в аппаратуру и программное обеспечение).

По ряду позиций контрольно-измерительных приборов, автоматики, приборов первичного учета, контроллеров, датчиков управляющих сигналов — реально возможно импортозамещение, не оказывающее влияние на гарантийные обязательства завода-изготовителя. Вариант реализации программы импортозамещения – формирование репутации разработчика программного обеспечения и элементов систем, например, контрольно-измерительных приборов, исполнительных механизмов.

Путин подписал закон о «запрете иностранного ПО»

01.07.2015 Опубликовано: CNews

Закон, предусматривающий создание реестра российских программ, а также возможность ввода ограничений на использование зарубежных товаров и услуг с 1 января 2016 г., подписан Владимиром Путиным.

Практически одновременно с этим Минкомсвязи «с разногласиями» внесло в Правительство проект постановления с аналогичными юридическими нормами.

Реестр отечественного ПО

Президент Владимир Путин подписал документ, вносящий изменения в федеральные законы «Об информации…» и «О контрактной системе в сфере закупок…», которые вступят в силу с 1 января 2016 г. За время своей подготовки эта законотворческая инициатива, вводящая ограничения на приобретение и использование ПО иностранных разработчиков, успела в прессе и бытовой речи получить название «закона о запрете иностранного ПО».

Первый из меняемых законов будет дополнен отдельной статьей «Особенности госрегулирования в сфере использования российских программ для ЭВМ и баз данных» и описывает создание реестра отечественного ПО и аспекты его формирования. Возможность устанавливать правила ведения реестра закрепляются за Правительством. Уполномоченный им федеральный орган госвласти сможет привлечь к формированию и ведению реестра специального оператора — организацию, зарегистрированную на территории РФ. Этот же уполномоченный орган станет утверждать соответствующий классификатор ПО для ведения реестра.

В соответствии с буквой закона, программы могут считаться отечественными, если исключительные права на них принадлежат Российской Федерации, либо ее гражданам, либо некоммерческой организации, управляемой без помощи иностранцев, либо коммерческой организации с суммарной долей российского участия более 50%. При этом ПО должно не нарушать гостайну, быть правомерно введено в оборот и свободно реализовываться на всей территории России.

Еще один критерий включения в реестр утверждает, что общая сумма выплат за рубеж по лицензионным и иным договорам, связанным с вопросами интеллектуальной собственности, не должна превышать 30% от годовой выручки правообладателя ПО от его реализации. Данный список требований в дальнейшем может быть расширен Правительством за счет дополнительных пунктов.

Отдельно конкретизируется, что организация будет считаться контролируемой иностранным лицом, если последнее сможет определять ее решения в силу преобладающего прямого и (или) косвенного в ней участия. Решение об отказе включения в реестр правообладатели ПО смогут обжаловать в суде в трехмесячный срок. Ограничения для зарубежного ПО

Изменения ко второму закону — «О контрактной системе в сфере закупок…» — описывают полномочия Правительства при помощи будущих подзаконных актов установить запрет или ограничения на допуск зарубежных товаров и услуг к участию в госзакупках. При этом для госзаказчиков предусматривается возможность обосновать невозможность соблюдения указанных запрета или ограничений.

Требования к содержанию подобных обоснований также должно установить Правительство.

Альтернативное законотворчество

Подписанный президентом документ был внесен в Госдуму группой депутатов — Леонидом Левиным, Алексеем Казаковым, Вадимом Деньгиным и др. — 9 апреля 2015 г. Спустя почти полтора месяца (18 мая 2015 г.), член Совета Федерации Людмила Бокова и депутат Надежда Шайденко внесли в Госдуму еще один законопроект, предполагавший изменения к закону «Об информации». Поправки также касались реестра отечественного ПО, хотя порядок его ведения был описан гораздо более поверхностно, чем у группы Левина. В результате 15 июня 2015 г. Совет Госдумы постановил вернуть законопроект его инициаторам «по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении». (Первое чтение документа Левина завершилось 22 мая 2015 г.)

Дополнение Минкомсвязи

Реестр российского ПО и ограничения на использование зарубежных товаров (на уровне ПО) при госзакупках фигурируют и в еще одной законотворческой инициативе. В начале текущего года Минкомсвязи разработало проект соответствующего постановления Правительства.

Как сообщили CNews в пресс-службе министерства, документ был внесен Минкомсвязью в Правительство 30 июня 2015 г. и по итогам рассмотрения в Аппарате Правительства должен быть вынесен на заседание Правительства. «Согласно проекту постановления заказчики смогут приобретать иностранное ПО только в тех случаях, когда сопоставимое российское ПО отсутствует или по своим функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам не соответствует обоснованным требованиям заказчиков», — отмечают в министерстве.

По данным исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Евгении Василенко, чья ассоциация принимала активное участие в составлении текста постановления, внести данный проект Минкомсвязи удалось лишь «с разногласиями» — со стороны Минфина и ФАС. Как поясняет Василенко, данное постановление не дублирует новый закон, а открывает путь к созданию требующихся для реализации его норм подзаконных актов.

В Минкомсвязи уточняют, что новым законом определяются «базовые» критерии включения программ в реестр отечественного ПО, но правила формирования и ведения реестра, а также преференции для включенного в него ПО устанавливаются постановлением Правительства.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Поделиться новостью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх