Куперс

Бухучет и анализ

Сектора в экономике

Схожие характеристики отдельных элементов экономики позволяют классифицировать их по выполняемым практическим и теоретическим задачам.

Классификация

В зависимости от принадлежности и владения собственностью сектор может быть:

  • индивидуальным;
  • корпоративным;
  • государственным;
  • частным;
  • финансовым.

В зависимости от характера осуществления деятельности в сфере экономики:

  • истинным (реальным);
  • непроизводственным;
  • финансовым.

С учетом содержания существующих ценностей:

  • первичным;
  • вторичным;
  • третичным;
  • четвертичным;
  • пятеричным.

Характеристики

К государственному сектору относят определенное количество субъектов хозяйственной сферы, которое полностью или частично принадлежит государству. Как правило, они управляются органами государственной власти либо высшим руководством.

Этот сектор включает весь комплекс экономических ресурсов, системы военной обороны, здравоохранения, культуры, образования. В основе сектора находятся государственные предприятия, которые, в зависимости от сферы управления, подразделяются на 3 группы:

  • самостоятельные организации, функционирование которых регулируется публичным правом;
  • отдельные фирмы, функционирующие самостоятельно на частных правах;
  • публичные несамостоятельные предприятия, деятельность которых одновременно регулируется публичными и частными правами.

Уникальность частного сектора заключается в отсутствии контроля со стороны государства. В чистом виде частный экономический сектор не существует. Поскольку данный сектор характеризуется неоднородностью, он эффективный при смешанной экономике. Отмечается его прямая взаимосвязь с негосударственным и государственным секторами. Состоит частной сектор из малых, средних, больших фирм, домашних хозяйств, в которых деятельность, права, обязанности регулируются правами частной собственности.

В корпоративном экономическом секторе отводится место материальным и нематериальным товарам, услугам за исключением сфер финансирования и кредитования. Для данного сектора характерны процессы распределения, производства, потребления, реализации выпускаемой продукции, а также определения уровня, специализации функционирования экономики любого государства.

К непроизводственному относятся сектора экономики, деятельность которых направлена на граждан, материальное обеспечение, создание необходимых социальных условий:

  • комплекс жилищно-коммунальных хозяйств;
  • общественные организации;
  • культурная отрасль;
  • общественные транспортные сети;
  • бытовое обеспечение граждан;
  • спортивные организации;
  • фирмы коммуникаций, связи;
  • сферы образования, здравоохранения.

Трехсекторная модель экономики включает следующие сектора:

  • Первичный (характеризуется наличием экономических отраслей, специализирующихся на добычи сырья, производстве для потребителей товаров и услуг). Это самый ранний сектор. Его зарождение началось из таких сфер, как сельское хозяйство и охота. Накануне Промышленной революции первичный сектор был лидирующим. Сегодня, когда ему отводится центральное место, речь идет о недостаточном экономическом развитии государства. Если в стране преобладает первичный сектор экономики, она считается аграрной.
  • Вторичный (представлен отраслями обрабатывающих сфер производства, строительством). О переходе на вторичный сектор свидетельствует уровень научно-технического прогресса в аграрной сфере страны. Отмечается высвобождение трудового капитала населения, направленного на усовершенствование промышленности.
  • Третичный (характеризуется сферами предоставления услуг). Представлен торговой, транспортной, культурной и др. сферами. Согласно методологии П. Хэтта, третичный сектор разбивается еще на два дополнительных — четвертичный и пятеричный.

Глава содержит материал, позволяющий понять выбор государства в пользу финансирования и производства благ в общественном и (или) в частном секторе экономики.

В результате изучения материалов данной главы студент должен:

знать

• основные подходы к приватизации государственной собственности, основные виды государственно-частного партнерства;

уметь

  • • оценивать выбор схемы приватизации объектов государственной собственности;
  • • обосновывать преимущества государственно-частного партнерства;

владеть

• навыками анализа последствий приватизации, а также отдельных примеров государственно-частного партнерства.

Общественные расходы и производство в государственном секторе

Как неоднократно отмечалось выше, в рыночной экономике общественный сектор призван выполнять только те функции, для успешной реализации которых требуется законным образом ограничивать выбор потенциальных участников рыночных сделок.

Это касается в том числе и участия государства в финансировании и производстве отдельных благ. На практике государственное финансирование и производство в общественном секторе выступают в различных сочетаниях, как видно из табл. 9.1, в которой приведены некоторые примеры.

Представленные в табл. 9.1 варианты не являются единственно возможными. Так, железнодорожный транспорт в России и многих других странах эксплуатируется государством, но имеются и примеры частных корпораций, работающих в этой отрасли. В России строительство новых зданий для государственных нужд ведется в настоящее время в основном по контрактам частными фирмами, но строительные работы осуществляют также и государственные организации, например воинские части. В истории можно найти примеры частных армий, обслуживавших государства на основе контрактов (их заключали, в частности, кондотьеры с городскими коммунами в позднее Средневековье).

Таблица 9.1. Государственное финансирование и производство в общественном секторе (примеры)

Производитель

Финансирование

частное

государственное

Частный

Продукты питания (за исключением закупаемых для военнослужащих, пациентов больниц и т.п.)

Канцелярские принадлежности, используемые в государственных учреждениях

Государственный

Коммунальные услуги

Услуги по обеспечению обороны и общественного порядка

Частное и общественное финансирование нередко сочетаются. Это относится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем как наличие субсидии, так и ее отсутствие совместимо с оказанием услуги как государственным (муниципальным), так и частным предприятием. В роли специфической формы участия государства в финансовом обеспечении производства некоторых благ выступают также налоговые льготы. Подобно субсидиям льготы обычно увязываются с конкретными, социально приоритетными вариантами аллокации ресурсов. Если организация выбирает именно такой вариант, государство, предоставляя льготу, отказывается в пользу этой организации от средств, которые при иных аллокационных решениях подлежали бы зачислению в бюджет.

Наличие разнообразных вариантов предполагает рациональный выбор наилучших из них. При этом оно свидетельствует, что основания для государственного финансирования не совпадают с причинами, по которым организуется производство в общественном секторе.

Финансирование из общественных средств необходимо, поскольку проблематика безбилетника предопределяет недопроизводство общественных благ, а близкая ей проблема позитивных экстерналий – недопроизводство благ, обладающих особыми достоинствами. Государственное финансирование производства последних можно сопоставить с корректирующими налогами. В обоих случаях речь идет о мерах, призванных компенсировать смещение рыночного равновесия относительно точки оптимума, обусловленное внешними эффектами.

Итак, когда речь идет об общественных благах и экстерналиях, необходима принудительная реаллокация ресурсов из одних отраслей в другие, что достигается с помощью государственных финансов (налогов, бюджетных ассигнований, субсидий, льгот и т.п.). Осуществлять производство в государственном секторе для этих целей, вообще говоря, не требуется.

То же, строго говоря, относится и к инвестиционным проектам, инициируемым государством. Оно нередко берет на себя осуществление крупных проектов, особенно при наличии риска и большом временном разрыве между первоначальными затратами и отдачей. Если рынок капитала недостаточно развит, потенциальные возможности, связанные с такими проектами, остаются нереализованными. Однако даже в сформировавшейся рыночной экономике отдельные сверхдолгосрочные проекты удавалось рационально осуществлять лишь по инициативе государства и под его управлением. Вместе с тем принуждение в данном случае требуется скорее для мобилизации средств, необходимых для финансирования проекта, чем для его выполнения.

Производственная деятельность в общественном секторе обусловлена целым рядом разнородных причин и почти никогда не бывает безальтернативной. Так, организация производства в государственном секторе нередко является реакцией на наличие естественной монополии и информационной асимметрии. В первом случае примерами могут служить уже названные железнодорожный транспорт и коммунальные услуги. Применительно ко второму случаю можно привести пример здравоохранения.

При существенных проявлениях естественной монополии или информационной асимметрии принуждение используется не только для того, чтобы направить финансовые потоки из одной отрасли в другую. Государство зачастую пытается ставить в заранее заданные рамки непосредственно процесс производства и ценообразование. Например, информационная асимметрия в здравоохранении побуждает регулировать конкретный состав услуг, их качество и т.п.

Разумеется, объектом влияния при всех обстоятельствах выступает не что иное, как аллокационное поведение, описываемое в терминах объемов продаж и цен. Однако, констатируя это, следует вместе с тем учитывать особенности таких, например, форм регулирования, как лицензирование производителей или предписания, прямо относящиеся к применяемым технологиям. Подобными предписаниями являются, например, стандарты образования или перечни лекарственных средств, допускаемых к применению.

Степень, в которой объектами прямого вмешательства государства становятся не только финансовые потоки, влияющие на аллокационные решения частных лиц, но также непосредственно содержание этих решений, в разных странах определена неодинаково. Разумеется, административные запреты на одни решения и прямое принуждение к выбору других весьма существенно искажают рыночные стимулы, которые с ростом числа подобных ограничений могут быть, по существу, блокированы. Вместе с тем, например, лишь немногие страны сводят воздействие на рынок наркотиков к налогообложению; большинство прибегают к административному регулированию, жестко лимитирующему круг потенциальных покупателей и продавцов и их рыночное поведение. То же во многом относится к рынку оружия и целому ряду других рынков.

Коль скоро государство предписывает, что производить и по каким ценам продавать, существует проблема выбора механизмов, с помощью которых предписания реализуются. Организация производства в государственном секторе – простейший вариант такого выбора, если предписания детальны.

  • Одна из причин использования неценового регулирования связана с различием между отраслью как совокупностью производителей отдельного товара (продавцов отраслевого рынка) и как совокупностью предприятий (диверсифицированных производителей). Сугубо коммерчески ориентированный врач способен использовать преимущества информационной асимметрии, варьируя не столько количество, например, операций по поводу аппендицита, сколько наборы и качество услуг, по существу не распознаваемых пациентом. Конечно, взаимодействие врача и пациента можно (и зачастую полезно) описывать в терминах рынка однородных услуг (врачебных визитов часов обслуживания и т.п.), но такое описание не благоприятствуют анализу некоторых практически значимых проблем регулирования.
  • Вместе с тем это не единственно возможный вариант решения указанной проблемы; к ней предстоит вернуться в параграфе 9.7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх