Куперс

Бухучет и анализ

Статья 181 налогового кодекса

Общие сведения о подакцизных товарах

Подакцизные товары — это вид товаров, которые облагаются особым налогом — акцизом. Акциз — разновидность косвенного налога в виде надбавки к стоимости товара, вводимой государством для наполнения госбюджета, а также для регулирования спроса на тот или иной вид товаров.

Подакцизные товары обладают общей чертой: все они являются высокорентабельными и обладают низкими производственными издержками, что делает их очень привлекательными с точки зрения налогообложения. На сегодняшний день доходы бюджета от налоговых поступлений по акцизам составляют около 5–8% от общей суммы налоговых поступлений, что, несомненно, очень высокий показатель. Подакцизными признаются как товары, произведенные на территории РФ, так и ввозимые.

Плательщиком акциза в бюджет является организация, ИП или иное лицо, которое осуществляет операции по реализации или производству подакцизного товара.

Подробнее о том, кто должен платить налог, читайте в статье «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Как платить акцизы, подробно разъясняется в КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Какие товары относятся к подакцизным

Группа подакцизных товаров в РФ постоянно меняется. Однако есть ряд товаров, которые входили в нее всегда и в ближайшее время не покинут. Эти товары являются подакцизными не только в нашей стране, но и практически во всех странах мира. Перечень таких товаров установлен в ст. 181 НК РФ, согласно которой к подакцизным товарам относятся:

  1. Этиловый спирт.
  2. Спиртосодержащие товары, в которых доля этилового спирта составляет более 9%, за исключением алкогольной продукции. Также к исключениям в данном случае относятся:
  • лекарственные средства;
  • продукция ветеринарного назначения, разлитая в емкости, по объему не превышающие 100 мл;
  • парфюмерно-косметические товары, объем емкости которых не превышает 100 мл, а доля спирта составляет 80 и 90%, при наличии пульверизатора, а также с долей этилового спирта до 90% и объемом, не превышающим 3 мл;
  • отходы производства этилового спирта, а также ликероводочной продукции при условии их дальнейшей переработки и использования в технических целях;
  • виноматериалы, винное, фруктовое и пивное сусло.
  1. Алкогольная продукция.
  2. Табачная продукция.
  3. Легковые автомобили.
  4. Мотоциклы, мощность которых превышает 112,5 кВт (150 л. с.).
  5. Автомобильный бензин.
  6. Дизельное топливо.
  7. Моторные масла для инжекторных и дизельных двигателей.
  8. Прямогонный бензин.
  9. Авиационный керосин.
  10. Ортоксилол, параксилол, бензол.
  11. Иные смеси углеводородов в жидком состоянии.
  12. Природный газ.
  13. Электронные сигареты.
  14. Жидкости для электронных сигарет.
  15. Табак и изделия из него, употребляемые путем нагрева.
  16. Нефтяное сырье.
  17. Виноград, использованный для производства вина (с 01.01.2020).

Разновидности подакцизных товаров

Весь перечень подакцизных товаров можно разделить на 2 основные группы:

  1. Подлежащие обязательной маркировке.
  2. Не подлежащие обязательной маркировке.

К 1-й группе, как правило, относят табачную продукцию, расфасованную для розничной продажи, и алкогольную продукцию в емкостях от 50 мл до 100 л, за исключением пива, сидора, медовухи, о чем говорится в п. 2 ст. 12 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» от 22.11.1995 № 171.

К товарам, не подлежащим маркировке, относят все остальные товары из перечня подакцизных. Перечислим некоторые из них:

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы, мощность которых превышает 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для инжекторных и дизельных двигателей.

Итоги

Таким образом, перечень подакцизных товаров в основе своей представляет список определенных товаров, присутствующих в нем постоянно. К ним относят табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты. Изменения этого перечня не редкость. Связаны они, как правило, с экономической ситуацией в стране.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Министерство финансов Российской Федерации, в связи внесением изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся расширения понятия средних дистиллятов, и установления формульного подхода к определению ставки акциза на средние дистилляты, а также поступающими запросами субъектов Российской Федерации, просит предоставить имеющуюся информацию, необходимую для расчета доходов бюджетов бюджетной системы от акцизов на средние дистилляты, с учетом изменения налогового законодательства.

Федеральным законом от 30 июля 2019 года N 255-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 апреля 2020 года вносятся изменения в понятие средних дистиллятов. К средним дистиллятам будут отнесены все темные нефтепродукты, часть из которых в настоящее время не признается подакцизными товарами или выделена в отдельную категорию подакцизных товаров (в том числе мазут). Законом предусматриваются вычеты с коэффициентом 2 для покупателей, использующих средние дистилляты в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии (в целях неувеличения налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации).

Кроме того, Федеральным законом от 29 сентября 2019 N 326-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено изменение ставок акцизов, в том числе ставок акцизов на средние дистилляты, с учетом необходимости корректировки ставок в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Для оценки влияния изменения законодательства на поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации необходима оценка дополнительных налогооблагаемых объемов реализации средних дистиллятов (за счет объемов реализации мазута и темного судового топлива на внутренний рынок) по субъектам Российской Федерации, с выделением объемов по средним дистиллятам, по которым применяются вычеты с коэффициентом 1 и коэффициентом 2, согласно Приложению.

Запрашиваемую информацию просим предоставить до 10 октября 2019 года.

Приложение: на 1 л.

В.В. Колычев

Приложение

дополнительный объем реализации средних дистиллятов в результате расширения понятия средних дистиллятов, в том числе отнесения к ним мазутов (ФЗ от 30.07.2019 № 255-ФЗ) в том числе:
объем средних дистиллятов, по которым применяется вычет с коэффициентом 2 объем средних дистиллятов, по которым применяется вычет с коэффициентом 1
тыс. тонн тыс. тонн тыс. тонн
Наименование субъекта РФ

1. По жалобе налогоплательщика (налогового агента) выносится мотивированное решение в срок не более тридцати рабочих дней с даты регистрации жалобы, а по жалобам налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, – не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации жалобы, за исключением случаев продления и приостановления сроков рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.
2. Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) вправе назначить тематическую проверку, а также повторную тематическую проверку в порядке, определенном статьей 186 настоящего Кодекса.
3. Жалоба рассматривается в пределах, обжалуемых налогоплательщиком (налоговым агентом) вопросов.
4. В случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) к рассмотрению жалобы документов, не представлявшихся им в ходе налоговой проверки, уполномоченный орган вправе устанавливать достоверность таких документов в ходе тематической и (или) повторной тематической проверок, назначаемых в порядке, определенном статьей 186 настоящего Кодекса.
5. Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) в случае необходимости вправе:
1) направлять запросы налогоплательщику (налоговому агенту) и (или) в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки, о предоставлении в письменной форме дополнительной информации либо пояснения по вопросам, изложенным в жалобе;
2) направлять запросы в государственные органы, соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций;
3) проводить встречи с налогоплательщиком (налоговым агентом) по вопросам, изложенным в жалобе;
4) запрашивать у сотрудников налоговых органов, принимавших участие в проведении налоговой проверки и рассматривавших возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки, дополнительную информацию и (или) пояснения по возникшим вопросам.
6. Запрещаются вмешательство в деятельность уполномоченного органа при осуществлении им своих полномочий по рассмотрению жалобы и оказание какого-либо воздействия на лиц, причастных к рассмотрению жалобы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх