Куперс

Бухучет и анализ

Ставка НДС с 1 июля 2018

Содержание

Сегодня, 24 июля, Госдума приняла в окончательном, третьем чтении закон о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) на два процентных пункта — с 18% до 20%, а также утвердила новые тарифы социальных взносов. Изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.

Госдума в третьем чтении приняла закон о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Первое чтение законопроекта состоялось 3 июля, а второе — 18 июля. Новая ставка НДС будет действовать с 1 января 2019 года.

Как менялся НДС в России

Проект был внесен в Госдуму правительством 16 июня. Помимо повышения НДС закон устанавливает тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% в пределах установленной базы для исчисления (если зарплата гражданина менее 85 тыс. руб. в год) и 10% — свыше установленной базы (если зарплата более 85 тыс. руб. в год).

О намерении поднять НДС до 20% 14 июня 2018 года заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он пообещал, что все льготы по НДС на основные услуги и социально значимые товары будут сохранены. Как ожидает Минфин, повышение ставки главного налога для федерального бюджета (обеспечивает треть всех поступлений), принесет ему 2 трлн руб. за три года (620 млрд руб. ежегодно).

«В отсутствие компенсирующих мер прямым последствием повышения ставки НДС будет вычет на уровне 0,6% ВВП из экономического роста и ускорение инфляции на 1 п.п.,— считает руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова.— Именно по этой причине правительство недавно понизило свой прогноз роста на 2019 с 2,1% до 1,4%, наш (Альфа-банка.— “Ъ”) прогноз составляет 1%». По мнению госпожи Орловой, основной негативный эффект от увеличения НДС придется на начало–середину 2019 года: «После того, как шок будет инкорпорирован в уровень цен и бизнес-проекты компаний, его последствия будут исчерпаны». Оценки ЦБ скорее говорят о том, что половина переноса роста НДС на цены и, возможно, половина эффекта на рост будет реализована уже в 2018 году.

Как повышение НДС отразится на инфляции и ключевой ставке

Инфляции добавили рисков

В июне годовые темпы потребительской инфляции снизились до 2,3% по сравнению с 2,4% в марте—мае, но в месячном выражении с устранением сезонности рост потребительских цен ускорился до 0,5%, сообщается в «Картине инфляции», подготовленной Минэкономики. Данные за июнь оказались «несколько выше» прогноза, при этом инфляция может ускориться до 2,5–2,6% в июле и 2,9–3,1% в августе. Среди проинфляционных рисков аналитики называют восстановление потребительского спроса, неопределенность динамики курса рубля, ожидание повышения НДС, а также рост цен производителей промышленных товаров.

Новый порядок уплаты НДС в 2018 году

Под конец года отечественные законодатели традиционного постарались и подготовили ряд изменений по НДС с 2018 года. Кого они затронут и в каких ситуациях, об этом – в нашем обзоре всех новшеств по НДС в налоговом законодательстве. Разбираем пакет поправок.

Некоторые покупатели стали налоговыми агентами

В первую очередь, свежие новости про изменения в НДС в 2018 году принёс Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ). Согласно ему, с 01 января приобретатели ряда товаров должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.
Касаются эти изменения в НДС лома металлов с 2018 года. А также (новый п. 8 ст. 161 НК РФ):

  • отходов чермета и цветмета;
  • сырых шкур животных;
  • алюминия вторичного и его сплавов.

Реализация в России этих видов товаров теперь больше не освобождена от налога на добавленную стоимость. То есть покупатель как налоговый агент исчисляет НДС. Исключение сделано только для обычных физлиц, у которых нет статуса ИП.

Напомним, что налоговые агенты должны рассчитать и перечислить в казну соответствующую сумму НДС независимо от того, лежат ли на них обязанности плательщика данного налога.

Налоговые агенты на общей системе (ОСН) вместе с исчислением налога могут заявить соответствующий вычет. То есть фактически не перечислять деньги в казну.

Также см. «Как рассчитывать НДС».

Некоторые посредники – не налоговые агенты

Ещё новое в НДС с 2018 года заключается в том, что поправки не признают налоговыми агентами следующих посредников (п. 10 ст. 174.2 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ):

1. Субъектов общероссийской платежной системы.

2. Операторов связи, которые указаны в Законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Когда нет права на вычет входного НДС

Также изменения в НДС с 1 января 2018 года затронули получателей субсидий и инвестиций из казны. С этой даты у плательщиков нет права брать к вычету входной НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет указанных госсредств (новый п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Права на вычет НДС нет и в том случае, когда если субсидия идёт в уставный капитал предприятия.

В связи с этой поправкой более детально прописан механизм восстановления налога, когда субсидия оплачивает стоимость покупки, но частично.

Также см. «Самые распространённые нарушения по НДС на 2017 год».

Нулевой НДС для реэкспорта: условия

Операции по реализации товаров, вывезенных в рамках реэкспорта, коснулось в 2018 году изменение ставки НДС на нулевую (Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ, далее – Закон № 350-ФЗ). При этом обязательное условие НДС 0% – если ранее товары (в т. ч. продукты переработки, отходы, остатки) проходили следующие таможенные процедуры (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • переработку на таможенной территории;
  • свободную таможенную зону;
  • свободный склад.

По закону, чтобы подтвердить нулевой НДС при реэкспорте нужно подать в ИФНС, помимо прочего, следующие документы:

  • оригинал или копию внешнеторгового контракта;
  • оригинал или копию таможенных деклараций;
  • копии транспортных и товаросопроводительных справок.

Расширено право на НДС 0%

Также новый порядок уплаты НДС в 2018 году распространён на некоторых участников экспортных сделок. Так, до недавнего времени плательщики, которые предоставляли ж/д подвижной состав и контейнеры для перевозки товаров на экспорт, могли применять НДС 0% только, если они у них в собственности либо арендованы.

С 2018 года данное ограничение больше не действует. То есть, стало больше лиц, которые могут заявить нулевой НДС по этому основанию.

Право на отказ от нулевого НДС при экспорте

Стал возможен отказ от нулевой ставки НДС при экспорте и смежным с ним услугам – это очередное новое в уплате НДС в 2018 году благодаря Закону № 350-ФЗ (новая редакция ст. 164 НК РФ).

Данные изменения дают экспортерам право отказаться от ставки НДС 0%:

  • непосредственно при экспорте товаров;
  • их перевозке.

Для этого надо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Срок – до 1-го числа квартала, с которого фирма хочет отчислять НДС по ставке 10 или 18%.

Причём нельзя:

  • применять разные ставки к товару, даже когда его приобретают разные лица;
  • выборочно отказываться от нулевого НДС по конкретным сделкам.

Кроме того, при отказе от нулевого НДС вернуться к нему можно лишь через 1 год.

Общий смысл этих поправок по НДС в 2018 году в следующем:

  • экспортный нулевой НДС применять непросто, так как нужно доказывать право на такую ставку, иначе – налог придется отчислять в размере 18% за всю цепочку контрагентов;
  • можно принимать НДС к вычету по счетам-фактурам с НДС 18, а не 0%.

Документы для нулевого НДС с посылок за границу

При экспорте товаров почтой нулевую ставку НДС новый закон с 2018 года разрешает подтверждать платёжками (оригиналы или копии) и декларацией по форме CN 23:

Помимо платёжек, можно выбирать, что представить из 2-х вариантов (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ):

  • оригинал или копию декларации CN 23 (с отметками российских таможен);
  • оригинал или копию таможенной декларации (с отметками российских таможен) и оригинал или копию декларации CN 23.

Суть в том, что на 2017 год отдельный список подтверждающих документов для международных почтовых посылок в НК РФ не был чётко прописан.

Положительные изменения по НДС в 2018 году для юридических лиц в том, что при отправке за границу почтовых посылок внешнеторговый контракт для подтверждения НДС 0% не нужен (изменения внёс Закон № 350-ФЗ).

Напомним, что обосновать экспортный НДС нужно за 180 календарных дней после начала этой таможенной процедуры. Документы подают вместе с декларацией по этому налогу.

Также см. «Новая форма декларации по НДС с 2017 года: что в ней изменилось».

Уточнено «правило пяти процентов»

В части НДС новое в законодательстве в 2018 году затрагивает фирмы, у которых есть облагаемые и не облагаемые этим налогом операции. Изменения внесены Законом № 335-ФЗ.

Так, уточнён п. 4 ст. 170 НК РФ, который говорит о «правиле пяти процентов». В частности:

  • его соблюдение позволяет брать входной НДС к вычету целиком, при этом с 01.01.2018 не вести при этом раздельный учет нельзя;
  • данное правило не применимо, когда товар задействован только в необлагаемых НДС операциях.

На чеке нужно выделять НДС

С 01.01.2018 уточнён п. 6 ст. 168 НК РФ. Теперь при торговле товарами (работами, услугами) в розницу чеки и иные документы, выдаваемые потребителям, исключены из перечня документов, на которых не указывают НДС. Поправку внёс Закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

На ярлыках и ценниках товаров это можно по-прежнему не делать.

Закон о tax free

Для иностранцев изменения в уплате НДС с 2018 года будут особо актуальны. Дело в том, что Закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ с 1 января наконец-то ввёл в России механизм tax-free. Это право иностранцев (не из стран ЕАЭС) на возврат НДС с покупок, сделанных в России (tax free).

Причём на подакцизные товары новая система возврата НДС точно не действует. Не исключено, что Правительство РФ расширит этот стоп-лист.

Для возврата НДС иностранцу необходимо в течение суток приобрести товары на сумму от 10 000 рублей. Вернуть налог можно безналом либо наличными через оператора в аэропорту. Это регулирует новая статья 169.1 НК РФ.

Важно, что продавцы, которые участвуют в механизме tax free, смогут брать к вычету НДС, который вернули иностранным физлицам. Считается, что это очень выгодная система для бюджета нашей страны.

Но кто может приобрести статус такого продавца? Для этого нужно соответствовать 3-м обязательным условиям:

1. Предприятие (её обособка) занимается торговлей в розницу.

2. Оно отчисляет НДС.

3. Входит в специальный реестр Минпромторга России.

И это не всё. Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает:

  • места размещения таких торговых фирм;
  • условия, которым они должны соответствовать, чтобы входит в систему tax free.

По требованию иностранца придётся оформить в одном экземпляре на основании одного или нескольких кассовых чеков чек для возрата НДС. Обязательного бланка чека tax free не будет, но требования по его обязательным реквизитам остаются.

В итоге продавцу налог вернут на основании чека tax free с отметкой таможни о вывозе товара и при условии, что НДС по нему компенсирован иностранцу. Вычет продавцу положен в течение 1 года с дня, когда иностранцу компенсирован НДС.

Налоговики не вправе отказать продавцу в вычете, если в чеках tax free есть неточности, которые не мешают установить сведения:

  • о розничном продавце;
  • стране, которая выдала иностранцу паспорт;
  • названии товара;
  • сумме НДС.

Уточним, что компенсировать иностранцам НДС будут непосредственно торговые фирмы или другие плательщики, заключившие с ними соглашения. Данные услуги подпадают под НДС 0%. Право на нулевой налог, конечно, придётся подтверждать. Но с 01.10.2018 делать это будет проще.

Перечень аэропортовых услуг установит Правительство РФ

Как известно, нет НДС по услугам, оказание которых идёт непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве нашей страны по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ). Но какие именно это услуги в аэропортах? Похоже, давней неразберихе в этом вопросе пришёл конец.

Так, Закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ с изменениями в НК РФ говорит, что с 01.01.2018 список аэропортовых услуг, которые свободны НДС, определяет отдельным документом Правительство РФ.

НДС 0% по воздушным перевозкам в Калининградской области

Закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ с 1 января 2018 года ввёл нулевой НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа по Калининградской области. Это новый подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Нет НДС при передаче целевого имущества в особых экономических зонах

На основании Закона от 27.11.2017 № 351-ФЗ с 01.01.2018 нет НДС при безвозмездной передаче региональным и муниципальным властям имущества, созданного для воплощения в жизнь соглашений о создании особых экономических зон – ОЭЗ (ст. 146 и 170 НК РФ).

Пример Акционерное предприятие, 100% акций которого принадлежит РФ, созданное в рамках ОЭЗ, передаёт имущество созданными с его участием обществам – управляющим компаниям ОЭЗ.

Вдобавок, АО и УК ОЭЗ больше не обязаны восстанавливать суммы НДС, ранее взятые к вычету по такому имуществу.

Нет НДС при выпуске матценностей из госрезерва

В силу Закона от 14.11.2017 № 316-ФЗ с 01.01.2018 освобожден от НДС выпуск материальных ценностей ответственным хранителям и заемщикам из государственного резерва по причине:

  • их освежения;
  • замены;
  • в порядке заимствования.

Также регламентированы особые правила определения налоговой базы и порядок определения ставки НДС при реализации матценностей ответственными хранителями и заемщиками.

Также см. «Что изменится в 2018 году: налоги, страховые взносы, отчетность, бухучет и новый сбор».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Изменения в налоговом законодательстве Республики Крым и Севастополя с 01.01.2019

Сухов А. Б., эксперт журнала

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 1/2019

Перед наступлением каждого календарного года власти любого региона стараются пересмотреть список налоговых льгот, которые установлены по разным налогам: какие-то из них отменить, какие-то ввести, а по каким-то изменить ставки.

А какие новшества ожидают налогоплательщиков Республики Крым и Севастополя с 01.01.2019? Об этом – в данной статье.

Единый сельскохозяйственный налог

Законом Республики Крым от 01.11.2018 № 532-ЗРК/2018 внесены изменения в Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».

Согласно действовавшей по 2018 год включительно редакции п. 2 ст. 346.8 НК РФ законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях этих регионов, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в отношении периодов 2017 – 2021 годов до 4 %.

Указывалось, что эта налоговая ставка не может быть повышена в течение данного периода.

Напомним, что обычная ставка для плательщиков ЕСХН установлена в размере 6 %.

Федеральным законом от 07.03.2018 № 51-ФЗ внесены изменения в ст. 346.8 НК РФ, которые применяются с 01.01.2019. Согласно им специальных ставок для плательщиков ЕСХН Республики Крым и Севастополя больше нет.

В соответствии с редакцией этой нормы, действующей с 01.01.2019, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 % для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в ст. 346.2 НК РФ;

  • от размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в ст. 346.2;

  • от места ведения предпринимательской деятельности;

  • от средней численности работников.

Этим новым правилом законодатели Республики Крым и Севастополя могут воспользоваться в общем порядке.

В Республике Крым пока ограничились тем, что сохранили ставку в размере 4 % на 2019 год, хотя, как видно, они вправе увеличить ее до 6 %.

В Севастополе никаких изменений по поводу общей ставки для плательщиков ЕСХН в ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС не внесли. То есть она тоже осталась равной 4 %. Но в этом городе решились на установление пониженной ставки для некоторых видов деятельности на период 2019 – 2021 годов. В указанный закон с этой целью введена ст. 2.1 – по Закону г. Севастополя от 27.11.2018 № 459-ЗС.

Величина пониженной ставки составляет 1 % и относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые производят:

  • клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукцию закрытого грунта;

  • кормовые культуры полевого возделывания, продукцию кормопроизводства прочую;

  • продукцию скотоводства;

  • продукцию свиноводства;

  • продукцию овцеводства и козоводства;

  • продукцию птицеводства;

  • продукцию коневодства, ослов и мулов (включая лошаков);

  • продукцию кролиководства;

  • продукцию рыбоводства, пчеловодства, шелководства, искусственного осеменения;

  • продукцию рыбную пищевую товарную.

Эти сельскохозяйственные товаропроизводители могут воспользоваться такой ставкой при условии, что доля их доходов от реализации данной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет за налоговый период не менее 70 %.

Налог на имущество организаций

В Республике Крым, видимо, учли, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом несколько сократятся поступления в местный бюджет по налогу на имущество организаций. Ведь на федеральном уровне отменен порядок, согласно которому этим налогом облагалось движимое имущество.

Вероятно, чтобы восполнить потерю, законодатели Республики Крым решили отказаться от некоторых льгот по этому налогу, для чего приняли Закон от 01.11.2018 № 533-ЗРК/2018. Согласно ему общая ставка по налогу сохраняется равной 1 %. Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество, установленные законами Республики Крым и города Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Указанная ставка применяется в этих регионах с 01.01.2015, то есть 2019 год – последний, который попадает в указанный пятилетний срок.

Но с 01.01.2019 утратила силу ч. 2 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций». А согласно этой норме организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам налоговая ставка была установлена в размере 0,5 % при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) от основной деятельности составляла не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Эти организации, как и другие крымские, будут платить налог по ставке 1 %.

В статье 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014 перечислены немногочисленные льготы по налогу на имущество, которые предоставляются местным плательщикам этого налога. С 01.01.2019 количество этих льгот сократилось. Так, больше не будут освобождаться от уплаты налога объекты размещения отходов (утратил силу абз. 7 п. 1 ч. 1 названной статьи). И станут платить налог ранее освобожденные от этого крымские организации, предприятия, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (утратил силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014).

Транспортный налог

Похожее уменьшение льгот случилось в Республике Крым и в отношении транспортного налога – утратил силу п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге».

Правда, это изменение не коснулось организаций, предприятий, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Они по-прежнему освобождены от уплаты транспортного налога.

Но лишились такого освобождения сами некоммерческие общественные организации инвалидов (Закон Республики Крым от 01.11.2018 № 534-ЗРК/2018).

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1.7 ст. 284 НК РФ законами Республики Крым и Севастополя могут быть установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет этих регионов, для участников свободной экономической зоны.

На этом основании в ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 с даты его принятия было указано, что ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о деятельности в СЭЗ, устанавливается с момента внесения участника в единый реестр участников СЭЗ в следующих размерах:

– 2 % – в течение 3 лет;

– 6 % – с 4-го по 8-й годы;

– 13,5 % – с 9-го года.

В законе не поясняется, с какого момента надо рассчитывать указанные года. Возможны разные трактовки, но от того, какая из них правильная, зависит, когда переходить с одной пониженной ставки на другую (чуть больше) и как заполнить декларацию в периоде перехода.

Принят Закон Республики Крым от 28.11.2018 № 542-ЗРК/2018, которым внесены существенные поправки в указанную статью. Прежде всего, теперь названные ставки могут применять только те участники СЭЗ, которые получили такой статус до 01.01.2019:

– 2 % – в течение первых трех последовательных налоговых периодов;

– 6 % – с 4-го по 8-й налоговые периоды;

– 13,5 % – с 9-го налогового периода.

К сведению:

Согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Фактически и новые формулировки не дают полной ясности, когда заканчивать применять одну пониженную ставку и начать применять другую. Но, по нашему мнению, приняв данное изменение, законодатели имели в виду следующее.

Первый налоговый период для участника СЭЗ в любом случае заканчивается 31 декабря того года, когда он получил статус участника СЭЗ. То есть этот налоговый период оказывается неполным, не включающим весь календарный год.

А вот следующие периоды исчисляются каждый с 1 января
по 31 декабря. Иначе говоря, ставку в размере 2 % получится применять, скорее всего, менее трех календарных лет.

Налогоплательщик получил статус участника СЭЗ с 01.07.2018.

К прибыли от деятельности в рамках СЭЗ налогоплательщик применит ставку в размере 2 % в 2018 – 2020 годах. К прибыли, полученной налогоплательщиком как участником СЭЗ в 2021 году, он должен применить ставку 6 %.

Законодатели Крыма также учли важные изменения, которые внесены в п. 1.7 ст. 284 НК РФ и применяются с 01.01.2019. Они указали, что эти ставки применяются в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ.

Кроме того, налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Что касается налогоплательщиков, которые получат статус участника СЭЗ в 2019 году и позднее, они тоже могут воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль с момента получения этого статуса и в течение всего периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ. И также в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ.

Но ставка эта в течение всего названного периода равна 6 %. И применяется она не ко всем видам деятельности, даже если они осуществляются в соответствии с указанным инвестиционным проектом, а только к тем, которые перечислены в приложении к Закону Республики Крым № 542-ЗРК/2014 (хотя, надо признать, этот список достаточно обширен):

Код ОКВЭД

Вид деятельности

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (кроме 01.7)

Рыболовство и рыбоводство

Производство пищевых продуктов

Производство одежды

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

Производство электрического оборудования

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Производство прочих транспортных средств и оборудования

Производство мебели

Ремонт и монтаж машин и оборудования

Образование

Деятельность в области здравоохранения

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

К остальным видам деятельности, которые данные налогоплательщики осуществляют в СЭЗ, они должны применять ставку 13,5 % (напомним, что речь идет о налоге на прибыль, зачисляемом в региональный бюджет).

Разумеется, раздельный учет доходов и расходов и в этом случае обязателен.

Обратите внимание:

На эти же ставки с 01.01.2022 должны перейти и налогоплательщики, которые были зарегистрированы в качестве субъектов СЭЗ до 01.01.2019. То есть им придется в 2022 году облагать по ставке 6 % доход по видам деятельности, указанным в приведенной таблице, и по ставке 13,5 % – доход по другим видам деятельности, осуществляемым ими в СЭЗ.

А вот в Севастополе законодатели на 2019 год не внесли никаких правок в части налога на прибыль. Поэтому для севастопольских участников СЭЗ по-прежнему (в том числе в перспективе) применяются такие ставки по этому налогу:

– 2 % – в течение 3 лет;

– 6 % – с 4-го по 8-й годы;

– 13,5 % – с 9-го года.

Но, разумеется, им тоже следует учесть, что с 01.01.2019 внесены изменения в условия применения этих ставок, указанные в п. 1.7 ст. 284 НК РФ.

Вебинар с участием вице-министра финансов:
Новый кабинет
налогоплательщика

В новом Налоговом кодексе определение плательщиков налога на добавленную стоимость осталось без изменения. Постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится в соответствии со статьями 82 и 83. Для обязательной постановки на регистрационный учет, минимум оборота составляет 30 000-кратный размер месячного расчетного показателя.

Необлагаемый оборот дополнен пунктом 3, оборот в виде остатков товаров, которые являются товарами, перечисленными в статье 394 НК.

В перечень услуг, для которых местом реализации признается РК, добавлены следующие услуги:

  • передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
  • технического обслуживания и обновления программного обеспечения;
  • предоставления доступа к интернет-ресурсам.

Определение размера оборота и импорта

Данная глава дополнена новой статьей 381 «Особенности определения размера облагаемого оборота в отдельных случаях», которая описывает конкретный порядок определения облагаемого оборота в случаях, отличных от обычной реализации товаров, работ, услуг.

Размер оборота по приобретению работ, услуг от нерезидента определяется исходя из стоимости приобретения работ, услуг, включая корпоративный или индивидуальный подоходный налог, подлежащий удержанию у источника выплаты. То есть ранее указанное понятие «включая налоги» конкретизировано.

Налог на добавленную стоимость, не относимый в зачет

Конкретизирован пункт, где НДС не подлежал отнесению в зачет по счетам-фактурам, выписанным с несоблюдением требований, а именно:

— в документе, являющемся основанием для отнесения в зачет, не отражены или некорректно отражен идентификационный номер лица, выписавшего такой документ, и (или) лица, которому выписан такой документ;

— в счете-фактуре не отражены данные о дате выписки документа, номере счета-фактуры, наименовании товара, работы, услуги, размере облагаемого оборота;

— счет-фактура не заверен в соответствии с требованиями статьи 412 настоящего Кодекса;

— счет-фактура выписан на бумажном носителе в нарушение требований статьи 412 настоящего Кодекса.

В новом Налоговом кодексе появилась новая статья 403 «Исключение из суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет», которая описывает, в каких случаях подлежит исключению из зачета сумма налога на добавленную стоимость.

Также в данном Кодексе присутствуют новые статьи, которые определяют порядок расчета:

— статья 406 «Налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, с учетом корректировки»

— статья 407 «Методы определения сумм налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет»

— статья 408 «Порядок определения сумм налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, пропорциональным методом»

— статья 409 «Порядок определения сумм налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, через ведение раздельного учета»

— статья 410 «Порядок определения сумм налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, плательщиком налога на добавленную стоимость, осуществляющим строительство жилого здания» (части жилого здания)

— Статья 411 «Дополнительная сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет»

Счет-фактура

Статьей 412 налогового кодекса расширен перечень лиц, обязанных выписывать счета-фактуры при реализации товаров, работ и услуг. Кроме плательщиков НДС, счет-фактуру обязаны выписывать следующие лица:

  1. налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в целях реализации международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;
  2. комиссионер, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных статьей 416 настоящего Кодекса;
  3. экспедитор, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных статьей 415 настоящего Кодекса;
  4. налогоплательщики в случае реализации импортированных товаров.

Законом РК О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) приостановлено действие пунктов 1, 2, 3 и 4 статьи 412 Налогового кодекса до 1 января 2019 года.

Данные пункты в период приостановления действуют в редакции, установленной статьей 37 Закона, согласно которой счета-фактуры в электронной форме обязаны выписывать:

1) налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в целях реализации международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

2) налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу;

3) налогоплательщики, являющиеся в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан уполномоченным экономическим оператором, таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов;

4) налогоплательщики, осуществляющие международные перевозки грузов.

Вместе с этим, Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за невыписку налогоплательщиком счета-фактуры в электронной форме в виде «предупреждения», а при повторном действии предусмотрен штраф на субъектов малого предпринимательства в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

По итогам проведения разъяснительных семинаров, круглых столов, а также в связи с многочисленными обращениями налогоплательщиков, осуществляющих международные перевозки, в настоящее время вносятся изменения в статью 412 Налогового кодекса в части исключения нормы, обязывающей выписывать счет-фактуру в электронной форме для субъектов малого предпринимательства. Указанные изменения будут введены ретроспективно с 1 января 2018 года.

Налоговая декларация

Внесены изменения по порядку представления реестров счетов-фактур приобретенным и реализованным в течение налогового периода по товарам, работам и услугам, которые представляются одновременно с декларацией. Так, согласно внесенным изменениям, в случае если плательщик налога на добавленную стоимость:

выписывает в течение налогового периода счета-фактуры в электронной форме и на бумажном носителе, то в реестре счетов-фактур по реализованным в течение налогового периода товарам, работам, услугам отражаются счета-фактуры, выписанные на бумажном носителе;

получает в течение налогового периода счета-фактуры в электронной форме и на бумажном носителе, то в реестре счетов-фактур по приобретенным в течение налогового периода товарам, работам, услугам отражаются счета-фактуры, выписанные на бумажном носителе.

В случае если плательщик налога на добавленную стоимость:

выписывает в течение налогового периода счета-фактуры исключительно в электронной форме, то реестр счетов-фактур по реализованным в течение налогового периода товарам, работам, услугам в налоговые органы не представляется;

получает в течение налогового периода счета-фактуры исключительно в электронной форме, то реестр счетов-фактур по приобретенным в течение налогового периода товарам, работам, услугам в налоговые органы не представляется.

Взаимоотношения с бюджетом по НДС

Внесены изменения по порядку возврата превышения НДС, по оборотам, облагаемым по нулевой ставке. Согласно статье 429 НК, превышение суммы налога на добавленную стоимость подлежит возврату в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке, то есть по остаткам товаров возврат НДС производится не будет. Положение данного пункта не применяется к налогоплательщикам, имеющим право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость.

Также для поддержки экспортно-ориентированных компаний в новом Налоговом кодексе упрощены и оптимизированы процедуры возврата НДС, том числе:

с 2018 года

— сокращены сроки возврата до 30 рабочих дней экспортерам, осуществляющим выписку и получение электронных счетов-фактур, а также при условии не отнесения их в зону риска (статья 431 нового НК);

(По предыдущему НК сроки возврата НДС в общеустановленном порядке сохраняются — 55 рабочих дней — доля 0% ставки более 70% и 155 календарных дней — доля 0% ставки менее 70%)

— отменено проведение встречных проверок поставщиков экспортеров, взамен в случае нарушений камерального контроля будут направляться уведомления по камеральному контролю ( статья 152 нового НК);

(Пункт 8 статьи 635 предыдущего НК — в ходе налоговой проверки на возврат НДС из бюджета, обязательная встречная проверка проводится по всем поставщикам, по которым выявлены расхождения по отчету «Пирамида»).

— исключены требования по финансовому обеспечению управляющей компанией и возложения ответственности на участников СЭЗ (статья 389 нового НК);

(Статья 244-2 предыдущего НК — подтверждение сумм НДС, подлежащих возврату поставщику товаров на территорию СЭЗ зависит от формирования финансового обеспечения управляющей компании в размере не менее 205000-кратного МРП (465,1 млн. тенге.)

с 2019 года

— сокращены сроки возврата до 15 рабочих дней при применении налогоплательщиками контрольного счета НДС на добровольной основе;

(Статья 433 нового НК – при применении контрольного счета НДС открытого в банках второго уровня для учета НДС в т.ч. для уплаты НДС в бюджет, а также при взаиморасчетах между покупателями и поставщиками по поставке товаров, налогоплательщикам будет производиться возврат дебетового НДС по приобретенным товарам внутри страны налогоплательщикам, не имеющим оборотов, облагаемых по «0» ставке. Перечень товаров утверждается уполномоченным органом. Налоговые органы при проведении проверок будут проводить сверку цепочки финансовых транзакций по контрольным счетам НДС с ИС ЭСФ, лицевых счетов налогоплательщиков, данных деклараций по НДС по исчисленным и уплаченным суммам НДС в бюджет, что позволит осуществлять конечному потребителю товара гарантированный возврат НДС в течение 15 рабочих дней. Аналогичный порядок на добровольной основе вправе применять и экспортеры).

Метод зачета

Для применения уплаты НДС методом зачета по импорту товаров отменено представление копии свидетельства о постановке на регистрационный учет по НДС, формы Обязательства по отражению суммы НДС в декларации по НДС (300.00). Кроме того, уточнено, что снятие с регистрационного учета по НДС после выпуска товаров до истечения 5 лет с даты выпуска товаров (принятия на учет товаров) не является нарушением требований для применения уплаты НДС методом зачета.

Освобождение от НДС передачи в финансовый лизинг товаров, по которым НДС уплачен методом зачета при импорте с ЕАЭС для целей исключения дискриминации товаров, передаваемых в финансовый лизинг, импортированных с третьих стран и с ЕАЭС.

Применение отсрочки по уплате НДС на импорт уполномоченными экономическими операторами (УЭО) по сроку 20 числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором произведен выпуск импортируемых товаров для внутреннего потребления.

Для подтверждения НДС по нулевой ставке при экспорте товаров на территорию ЕАЭС отменено представление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС на бумажном носителе в связи с получением таких заявлений в электронном виде.

При реализации товаров, импортированных с территории ЕАЭС, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Повышение НДС до 20 процентов

Актуально на: 15 ноября 2018 г.

С 2004 года основной ставкой НДС в России является ставка 18% (п. 11 Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ). Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ предусматривает возвращение к применявшейся до 01.01.2014 ставке НДС 20%.

НДС подняли до 20: что это значит?

Оговоримся, что о повышении НДС в 2018 году речи не идет. А потому возникающие у бухгалтеров вопросы, аналогичные такому — «НДС 20 процентов в каких случаях в 2018 году применяется» — безосновательны.

А вот о предстоящем повышении ставки НДС как о свершившемся факте говорить уже можно, ведь Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий повышение ставки НДС, принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Многочисленные петиции против повышения НДС до 20 % не смогли изменить наиболее вероятный исход законопроекта, разработкой которого занималось Правительство РФ.

НДС 20 % когда введут?

Один из главных вопросов, которые возникают по Федеральному закону от 03.08.2018 № 303-ФЗ, – когда повысят НДС до 20 процентов?

Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ предусматривает, что повышение НДС до 20 % вместо 18% произойдет с 01.01.2019 (п.3 ст.5). То есть применяться повышенная ставка будет, в частности, к отгрузкам товаров, совершенным с указанной даты, равно как и к полученным после нее авансам.

Переход к ставке НДС 20 процентов будет предусматривать и изменение расчетной ставки. Так, при получении авансов в счет предстоящей реализации вместо ставки 18/118 будет применяться ставка 20/120.

Чем грозит повышение НДС до 20 %?

Поскольку НДС – налог косвенный, его увеличение ощутят на себе конечные потребители. В то же время нужно учитывать, что Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ не предусматривает изменение в налогообложении товаров по иным ставкам. И в частности, по ставке 10%. И потому, как обещали в Совете Федерации РФ, потребители «жизненно важных продуктов питания, медицинских услуг и других защищенных, чувствительных статей для населения» не должны ощутить 2%-ный рост ставки НДС.

С другой стороны, повышение ставки НДС, как прогнозирует Минфин, даст федеральному бюджету дополнительные 620 млрд.рублей ежегодно, начиная с 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх