Куперс

Бухучет и анализ

Трансакционная издержка

Типология трансакционных издержек

Среди издержек, которыми занимается экономическая наука, мы должны различать два типа издержек:

  • трансформационные издержки (издержки технологии);
  • трансакционные издержки.

Трансформационные издержки — это издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, который обладает определенной ценностью.

В трансформационные издержки входят также определенный элементы измерения и планирования. Обычно на них не обращают внимания или относят к трансакционным издержкам, тогда как они могут относиться к чистой технологии.

Трансакционные издержки — есть издержки, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав. В отличие от трансформационных издержек, трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания стоимости.

Формы трансакционных издержек

Трансакционные издержки (операционные издержки — transaction costs) — это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. В своей статье «Природа фирмы» он определил трансакционные издержки, как издержки функционирования рынка.

Рассмотрим возможные альтернативы, предоставляемые нам повседневной жизнью. Типичный пример — ремонт квартиры. Вы можете делать его сами, если умеете и если у вас к этому есть интерес. Или вы можете организовать весь процесс, нанимая на рынке работников для каждой конкретной операции, закупая краску и рассчитывая, сколько ее надо, и т. д. В этом случае вы пытаетесь встать в такой ряд трансакций, который будет чисто рыночным и исключит ваше взаимодействие с одной фирмой. Ведь фирме вы заранее не доверяете, считая, что у нее есть собственный интерес, а вы сделаете ремонт дешевле. Однако если вы — человек занятый или достаточно богатый, вы для ремонта квартиры нанимаете фирму, потому что ваши альтернативные издержки времени выше, чем издержки, которые вы потратите на организацию этого процесса. Чаще всего это связано с «эффектом богатства» — «wealth effect». Впервые этот термин ввел тоже Коуз. В его теории понятие «трансакционные издержки» противополагается понятию «агентские издержки», и выбор между тем или иным типом издержек в значительной мере определяется «эффектом богатства».

В настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Трансакционные издержки — это издержки, возникающие, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях. Когда люди обмениваются правами собственности, они вступают в контрактные отношения. Когда они подтверждают свое право собственности, они не вступают ни в какие контрактные отношения (оно у них уже есть), но они защищают его от нападок третьих лиц. Они боятся, что их права собственности будут ущемлены третьей стороной, поэтому тратят ресурсы на защиту этих прав (например, строят забор, содержат полицию, и т.п.).

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

  • издержки поиска информации;
  • издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
  • издержки измерения;
  • издержки спецификации и защиты прав собственности;
  • издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.

Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена (ex ante), в процессе обмена и после него (ex post). Углубление разделения труда и развитие специализации способствуют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от господствующей в обществе формы собственности. Существуют три основные формы собственности: частная, общая (коммунальная) и государственная. Рассмотрим их с точки зрения теории трансакционных издержек.

Поль Р. Милгром и Джон Робертс предложили следующую классификацию трансакционных издержек. Они делят их на две категории — на издержки, связанные с координацией, и на издержки, связанные с мотивацией.

Координационные издержки:

  • Издержки определения деталей контракта — обследование рынка с целью определить, что вообще можно купить на рынке.
  • Издержки определения контрактов — изучение условий партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары.
  • Издержки непосредственной координации — необходимость создания структуры, в рамках которой осуществляется сведение сторон вместе.

Мотивационные издержки:

  • Издержки, связанные с неполнотой информации. Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения трансакции (приобретения блага). Связано это с тем, что уровень неопределенности может стать настолько высоким, что люди предпочитают скорее отказаться от трансакции, чем тратить силы на получение дополнительной информации.
  • Издержки, связанные с оппортунизмом. Данные издержки связаны с преодолением возможного оппортунистического поведения, с преодолением нечестности партнера по отношению к вам, и приводят к тому, что вы нанимаете надсмоторщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера.

О. Уильямсон попытался оценить все трансакции по частоте трансакций и по спефицичности активов.

1. Разовый или элементарный обмен на анонимном рынке.

Примером разовой покупки может служить покупка на рынке чайника. Купив один чайник, вы купите следующий лишь тогда, когда этот у вас сломается. В данном случае нет никаких специфических активов, но дело в том, что продавцу безразлично, кому продать чайник. Единственным определяющим критерием здесь выступает цена.

2. Повторяющийся обмен массовыми товарами.

Специфичности активов по-прежнему нет. Например, постоянно у одного и того же продавца покупая хлеб, вы знаете, что он хорошего качества, и потому не тратитесь на дополнительную оценку, хороший ли хлеб вам продали, какой хлеб есть в других булочных, и т.д. Это очень важно, ибо тем самым вы значительно экономите на издержках поиска, на издержках измерения качества хлеба, а продавцу ваше поведение придает большую уверенность в обороте (в том, что он хлеб продаст).

3. Повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы.

Что такое «специфические активы». Специфический актив всегда создаётся под определенную трансакцию. Скажем, я построил здание для употребления в качестве цеха. Я могу его, конечно, использовать альтернативно, но тогда я понесу потери. Т.е. даже следующая после наилучшей возможность использования этого актива приносит гораздо меньший доход и связана с риском. Специфические активы есть такие затраты, следующее применение которых является куда менее выгодным.

4. Инвестиции в идосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы.

Идиосинкратический актив — это актив, который при альтернативном употреблении (при изъятии его из данной трансакции) теряет ценность вообще, или его ценность становится ничтожной. К таковым активам относится половина производственных инвестиций — инвестиций в конкретный технологический процесс. Скажем, построенную домну, кроме как по прямому назначению, использовать больше никак нельзя. Даже если на ней устраивать соревнования альпинистов, это не окупит и 1 % затрат на ее строительство. В данном случае актив идиосинкратичен, т.е. привязан к определенной технологии.

Издержки поиска информации об альтернативах сделки (о цене и партнере)

В условиях неопределенности (неполноты информации) возникают издержки, обусловленные взаимным поиском покупателей и продавцов (для трансакции сделки) или управляющих и наемных работников (для трансакции управления). Чтобы снизить неопределенность, агенты используют институты репутации, специализированных рынков и рекламы. Эти институты порождают организации, уменьшающие трансакционные издержки поиска: биржи, деловая пресса, банки-гаранты, фирмы-поручители.

Организованные рынки способствуют выравниванию цен за счет усиленной циркуляции информации об игроках и объектах сделок. Репутация также помогает сократить объем исходной информации, необходимой для начала сделки. Например, репутация фирм, где работал сотрудник, или кадрового агентства, которое его рекомендует, помогает фирмам и работникам быстрее заключать контракт найма. Схожую роль играют торговые марки и фирменные названия – например, в системах франчайзинга они гарантируют определенный уровень качества товаров и услуг, сокращая информационные затраты покупателей. Экономия на трансакционных издержках в этом случае настолько значительна, что часть ее может быть компенсирована торговой наценкой. Например, цена джинсов дизайнерских марок в несколько раз превышает издержки их изготовления, но, тем не менее, потребители соглашаются уплачивать эту разницу в обмен на еще большую экономию на издержках поиска джинсов гарантированного качества.

Издержки выявления альтернатив. Можно аналогично минимизировать при помощи репутации, специализированных рынков и рекламы.

• Стандартная экономическая теория: две характеристиками блага – количество блага и его цена.

• Неоинституциональная теория: издержки измерения качественных характеристик блага оказывают влияние на выбор типа контракта, заключаемого сторонами, на организацию рынков и на экономические институты.

Издержки измерения:

§ Издержки на измерительное оборудование.

§ Время измерения.

§ Косвенные методы оценки товаров (знакомые, эксперт).

§ Исследование.

§ Изучение правил, механизмов.

Классификация благ в зависимости от издержек измерения их качества. Поисковые блага, экспериментальные и доверительные.

§ Блага, оцениваемые в ходе поиска (search goods) – поисковые товары (можно на глаз определить качество товара, пример — яблоко). Нельсон

§ Блага, оцениваемые опытным путем — экспериментальные товары (experience goods) Опытные блага (их качество можно определить только после начала использования, пример – машина, плеер) Нельсон

§ Доверительные товары (credence goods) (их качество нельзя определить даже использовав его до конца, пример – консалтинговые услуги, услуги врача).Дарби и Карни

Любое благо имеет множество измерений. Например, приобретая автомобиль, индивид получает взамен определенную конфигурацию кузова и салона, вместимость багажника, ходовые качества, расход топлива, цвет отделки. Измерение предполагает затраты на соответствующую аппаратуру или экспертов, а также на приобретение информации о проявлениях полезных свойств. Торговые инспекции, общества потребителей, оценщики возникают в результате институциональной реакции на проблемы высоких издержек прямого измерения полезных свойств благ.

Поскольку существуют два рода товаров – опытные (со сверхвысокими издержками измерения их качества до момента потребления) и исследуемые (со сравнительно низкими затратами предварительного определения качества), необходимы два разных типа институтов, снижающих издержки измерения в каждом из этих случаев. Для исследуемых благ вполне пригодны неформальные нормы контроля: опора на привычки и обычаи, выборочная проверка, следование поведению основной массы потребителей. В случае покупки опытного блага (особенно длительного пользования) ключевую роль в снижении издержек играют институты предоставления гарантий, послепродажного обслуживания, отзыва при рекламациях (как это принято в отношении автомобилей). Гарантии и примыкающие к ним обязательства, заслуживающие доверия, являются своего рода страховкой, при которой часть сэкономленных покупателем трансакционных издержек измерения уплачивается производителю и продавцу в качестве торговой наценки.

Доверительные блага. Полезность лечения

Полезность пациента Пациенту требуется с1 Пациенту требуется с2
Пациент получает с1 v
Пациент получает с2 v v

• Основная особенность доверительных товаров заключается в том, что покупатели не знают, какого качества товар или услуга им нужна.

• Продавец-эксперт лучше, чем сам покупатель осведомлен о том, какого типа товар или услуга нужна покупателю.

Проблемы:

• Undertreatment

• Overtreatment:

• Overcharging

• Самая серьезная проблема – это overtreatment.

Примеры проблем:

• Серьезные проблемы вследствие высоких издержек измерения качества товара или услуги возникают на рынках диагностики и лечения.

• Услуги такси в незнакомом городе

• Швейцария: в среднем вероятность того, что он подвергнется одному из семи основных хирургических вмешательств, у обычного человека на одну треть выше у врача или члена его семьи

• Исследование, проведенное министерством транспорта в Америке, показало, что более половины ремонтов автомобилей не были необходимыми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх