Куперс

Бухучет и анализ

Учет дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Содержание

Особенности бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности государственными и муниципальными учреждениями

05 сентября

Позднякова Вера Сергеевна,

аттестованный преподаватель-консультант по бюджетному учету и отчетности государственных и муниципальных учреждений

При ведении бухгалтерского учета государственными и муниципальными учреждениями у бухгалтеров возникают трудности, связанные со списанием дебиторских и кредиторских задолженностей по сроку исковой давности.

В настоящее время бюджетный финансовый механизм невозможен без системы расчетных отношений, включающей следующую классификацию расчетов:

  • расчеты, осуществляемые внутри учреждения, – внутренние расчеты (расчеты между администрацией и персоналом, возникающие в процессе экономической, управленческой, научной, производственной и иной деятельности, с целью осуществления которой создавалось учреждение);
  • расчеты, осуществляемые между структурными подразделениями учреждения, – внутрихозяйственные расчеты;
  • расчеты, осуществляемые между учреждением и вышестоящим органом (ведомством, управлением и т. д.), – внутриведомственные расчеты;
  • расчеты, возникающие между учреждением и поставщиками (подрядчиками) за поставки материальных ценностей, оказание услуг, выполнение работ, – межхозяйственные расчеты.

Приведенная классификация расчетов положена в основу построения бухгалтерского учета расчетов в учреждениях.

Дебиторская задолженность – это задолженность других организаций, учреждений, работников и физических лиц данному учреждению (задолженность покупателей за купленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные денежные средства и др.). Организации, учреждения и лица называются дебиторами.

Кредиторская задолженность – это задолженность данного учреждения другим организациям, учреждениям, работникам и физическим лицам (задолженность перед поставщиками и подрядчиками за приобретенные материальные ценности (работы, услуги), задолженность перед работниками по заработной плате, задолженность перед бюджетом по сборам и налогам и др.). В этом случае организации, учреждения и лица называются кредиторами.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.

По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность (счета учета 20521, 20531, 20571, 20574) и кредиторская задолженность (счета учета 30221–30226, 30231, 30234, 30291), а также депонентская задолженность (счет учета 30402) подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен Гражданским кодексом Российской Федерации в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности – сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Дебиторские и кредиторские задолженности со сроком исковой давности (3 года) подлежат списанию с баланса в общеустановленном порядке на основании проведенной инвентаризации, письменного обоснования задолженностей и разрешения руководителя учреждения (вышестоящего органа).

Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию по истечении срока исковой давности, списывается в порядке, установленном бюджетным законодательством, в следующем порядке:

Дебет 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы по операциям с активами»

Кредит 0 205 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности».

Списанная с баланса, но не аннулированная с бухгалтерского учета сумма дебиторской задолженности продолжает числиться на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию в течение пяти лет с целью наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или при поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевые счета учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета (- 04).

В случае погашения просроченной дебиторской задолженности дебитором казенного учреждения полученные суммы списываются с забалансового учета (- 04) и подлежат восстановлению на балансовом учете казенного учреждения в следующем порядке:

Дебет 1 205 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности»

Кредит 1 401 10 173 «Чрезвычайные доходы по операциям с активами».

Поступающие суммы дебиторской задолженности прошлых лет на единый счет соответствующего бюджета признаются доходом бюджета (код КОСГУ 130) и подлежат кассовому администрированию на бюджетном учете казенного учреждения в следующем порядке:

Дебет 1 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 205 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности».

В случае погашения просроченной дебиторской задолженности дебитором бюджетного или автономного учреждения полученные суммы списываются с забалансового учета (- 04) и подлежат восстановлению на балансовом учете бюджетного или автономного учреждения в следующем порядке:

Дебет 2 205 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности»

Кредит 2 401 10 173 «Чрезвычайные доходы по операциям с активами».

Поступающие суммы дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения, открытого в органе казначейства (кредитной организации) признаются собственным доходом учреждения (код КОСГУ 180) и отражаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Дебет 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»,

2 201 21 510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»

Кредит 2 205 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности».

Одновременно данное поступление денежных средств отражается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по коду КОСГУ 180.

Кредиторская и депонентская задолженности по истечении срока исковой давности списываются на доходы учреждения в следующем порядке:

Дебет 0 302 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности»

0 304 02 830 «Расчеты по депонентам»

Кредит 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Для учета сумм непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора (контракта), в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации, кредитором используется забалансовый счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

Задолженность учреждения, невостребованная кредитором, принимается к забалансовому учету (счет 20) для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета.

Списание задолженности учреждения, невостребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения, в порядке, установленном: для казенных учреждений – главным распорядителем бюджетных средств, (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета); для бюджетных и автономных учреждений – актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, задолженность учреждения, невостребованная кредитором, подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств. При этом производится восстановление кредиторской задолженности на бухгалтерском учете учреждения с целью ее погашения. Данная хозяйственная операция отражается в учете учреждения в следующем порядке:

  • восстановление кредиторской задолженности:

Дебет 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»

Кредит 0 302 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности»;

  • погашение кредиторской задолженности с лицевого счета учреждения:

Дебет 0 302 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности»

Кредит 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»,

0 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации».

Несмотря на то что срок исковой давности по кредиторской задолженности, возможно, уже наступил, это не означает, что учреждение не может выполнить свои обязательства перед контрагентом (кредитором). Гражданский кодекс Российской Федерации допускает исполнение обязанности должником и после истечения срока исковой давности (ст. 206, п. 1 ст. 408 ГК РФ). Для осуществления этой цели достаточно подписать с контрагентом (кредитором) соглашение и в результате появляется возможность в бухгалтерском учете учреждения произвести бухгалтерские записи по восстановлению кредиторской задолженности на основании оформленной Справки ф. 0504833. При этом необходимо учесть наличие источника покрытия восстановленной кредиторской задолженности.

Должностные лица, виновные в пропуске сроков исковой давности, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Инвентаризация расчетов с персоналом, покупателями и подрядчиками, депонентами другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении остатков задолженностей и их обоснованности по соответствующим документам.

В соответствии с п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49), инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации расчетов с персоналом выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. При этом проверяются суммы, начисленные учреждением за отработанное и неотработанное время, стимулирующие выплаты в виде доплат и надбавок, компенсационные выплаты.

При инвентаризации расчетов с покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками) для подтверждения обоснованности сумм числящейся дебиторской задолженности необходимы составленные акты сверки с юридическими лицами. По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности определяется размер задолженностей, подлежащий списанию с балансовых счетов на забалансовый учет (счета 04 и 20). Списание задолженности производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения. При этом необходимо учитывать, что решение о списании задолженности с баланса учреждения должно согласовываться в обязательном порядке с вышестоящим органом (ГРСБ).

Инструкция по бухгалтерскому учету (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) не устанавливает порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (по ГК РФ – 3 года) и других нереальных долгов для взыскания (погашения). Проведение данной процедуры необходимо определить и согласовать с вышестоящим органом (ГРСБ) по следующим направлениям:

  • определить критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, т. е. нереальной к взысканию, а кредиторской задолженности к невостребованной кредиторами. В части определения безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженности необходимо ориентироваться на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 196, 416, 417, 418, 419);
  • согласовать перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию (акт инвентаризации задолженностей, письменное обоснование, приказ (распоряжение) вышестоящего органа (руководителя учреждения)).

Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, включая задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии.

Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, выявленные в процессе инвентаризации расчетов, являются базой формирования Пояснительной записки (ф. 0503769).

В целях принятия правильных управленческих решений, связанных с дебиторской и кредиторской задолженностью учреждения, необходимо проводить анализ движения дебиторской и кредиторской задолженности учреждения.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждения проводится на основе данных баланса учреждения и предполагает оценку их объема, состава, структуры и динамики, а также построение баланса дебиторской и кредиторской задолженности.

Анализ начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики дебиторской задолженности. Результаты анализа дебиторской задолженности учреждения оформляются в виде аналитических расчетов в следующей таблице:

По итогам аналитических расчетов делаются выводы о влиянии на отклонение общей величины дебиторской задолженности учреждения изменений сумм дебиторской задолженности в целом и отдельных их статей, а также дается оценка изменениям структуры дебиторской задолженности, произошедшим в отчетном году.

Рост величины и удельного веса любой дебиторской задолженности не может оцениваться положительно, так как все большее отвлечение финансовых активов из оборота учреждения, хотя и временное, не способствует повышению эффективности текущей деятельности учреждения и связано с некоторым риском.

В процессе анализа кредиторской задолженности рассматривается ее объем, состав, структура и динамика. Результаты анализа кредиторской задолженности учреждения оформляются в виде аналитических расчетов в следующей таблице:

По итогам аналитических расчетов делаются выводы о влиянии на отклонение общей величины кредиторской задолженности учреждения изменений сумм кредиторской задолженности в целом и отдельных их статей, а также дается оценка изменениям структуры кредиторской задолженности, произошедшим в отчетном году.

В процессе анализа особое внимание обращается на изменение суммы и удельного веса краткосрочной кредиторской задолженности (срок погашения до 1 года), так как ее увеличение может рассматриваться как негативное явление, связанное с большим риском раннего погашения.

На завершающем этапе анализа дебиторской и кредиторской задолженности составляется и анализируется баланс данных задолженностей, так как кредиторская задолженность считается источником финансирования дебиторской задолженности.

Баланс дебиторской и кредиторской задолженности оформляется в виде следующей таблицы:

Статьи дебиторской задолженности

На начало года

На конец года

Изменение

Статьи кредиторской задолженности

На начало года

На конец года

Изменение

Перечень статей

Перечень статей

ИТОГО

ИТОГО

Пассивное сальдо

Активное сальдо

БАЛАНС

БАЛАНС

В данной таблице размещаются все имеющиеся статьи дебиторской и кредиторской задолженности учреждения, определяются общие объемы дебиторской и кредиторской задолженности, затем производится их сопоставление и определяется пассивное или активное сальдо дебиторской и кредиторской задолженности.

Пассивное сальдо определяет превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью.

Активное сальдо определяет превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью.

После определения активного или пассивного сальдо обе части данной таблицы уравниваются путем сложения активного (пассивного) сальдо и итога кредиторской (дебиторской) задолженности. Полученное в результате такого сложения число размещается в строке «Баланс». С противоположной стороны, где отсутствует сальдо, результат из строки «Итого» переносится в строку «Баланс».

При данном анализе следует отметить, что наиболее оптимальной ситуацией считается равенство дебиторской и кредиторской задолженности, так как кредиторская задолженность является источником финансирования дебиторской задолженности. Менее оптимальная ситуация обусловлена наличием пассивного сальдо, которое рассматривается в качестве своеобразного дополнительного источника финансирования, хотя и не вполне надежного. Наименее оптимальная ситуация связана м существованием активного сальдо, которое может быть охарактеризовано как своеобразное дополнительное отвлечение средств их оборота учреждения.

В процессе анализа баланса дебиторской и кредиторской задолженности выявляются причины возникновения активного или пассивного сальдо и определяется влияние на его отклонение изменений по каждой статье дебиторской и кредиторской задолженности.

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п. 3.48 приказа № 49).

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:

  • по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
  • по выданным поставщикам авансам;
  • переплата заработной платы;
  • по выданным займам;
  • по расчетам с подотчетными лицами;
  • по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.

Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной. Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации. Такая задолженность не является активом и должна быть списана.

Выявление просроченной ДЗ необходимо задокументировать. Один из документов, который предлагают использовать для этого эксперты КонсультантПлюс, — справка.

Получите бесплатный доступ к К+ и сможете скачать образец. Также в системе вы найдете образцы акта сверки, служебной записки и других документов на списание ДЗ .

В выявлении проблем с оплатой ДЗ также может помочь ее анализ. Читайте о нем в статье «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)».

Основания для списания ДЗ

Законодательством оговорены следующие случаи, при которых ДЗ может считаться безнадежной:

  • при наступлении события, не зависящего от сторон, которое делает исполнение обязательства нереальным (ст. 416 ГК РФ);
  • в соответствии с решением государственного органа, подтвержденного актом (ст. 417 ГК РФ);
  • при наступлении смерти должника (ст. 418 ГК РФ);
  • при ликвидации контрагента (ст. 419 ГК РФ);
  • при прошествии срока исковой давности (гл. 12 ГК РФ).

Событиями, не зависящими от сторон, могут быть чрезвычайные ситуации, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия.

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:

  • ликвидация организации;
  • невозможность определения фактического нахождения контрагента;
  • отсутствие имущества и денежных средств у должника.

Смерть должника является причиной признания задолженности безнадежной, если обязательство может быть погашено только при его участии или напрямую связано с его личностью.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении. Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Сомнительная задолженность признается безнадежной к взысканию и выбывает с баланса БУ на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Окончательное списание ДЗ с забалансового счета должно быть одобрено комиссией на основании законодательно установленных причин: смерть должника, ликвидация организации и т. д.

Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Описание проводки

Дт

Кт

Списание ДЗ, которую нереально взыскать

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020500000 «Расчеты по доходам»

Списание безнадежной ДЗ по авансовым платежам

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020600000 «Расчеты по выданным авансам»

Списание безнадежной ДЗ по выданным кредитам

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»

Списание безнадежной ДЗ по взаиморасчетам с подотчетными лицами

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Списание ДЗ в связи с тем, что суд не признал вину причинившего ущерб либо виновный признан неплатежеспособным

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Списание ДЗ в связи с невозможностью установить виновного в причинении ущерба, а также если ущерб был возмещен в натуральной форме

040110172 «Доходы от операций с активами»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Восстановление ДЗ по ущербам в случае, когда виновное лицо покрыло причиненные расходы, в то время как ДЗ уже была признана безнадежной

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также списывается с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Итоги

Учреждение может списать ДЗ, нереальную к взысканию, только по законодательно установленным причинам. Однако после списания необходимо делать периодическую проверку изменения статуса должника, для этого ДЗ продолжает числиться за балансом.

О списании ДЗ в негосударственных организациях читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НЕНАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ (с изменениями на: 29.12.2017)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2016 года N 3387

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НЕНАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ

(в редакции Постановления Администрации города Рязани от 29.12.2017 N 5909)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 39, 41 Устава муниципального образования — городской округ город Рязань Рязанской области, администрация города Рязани постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок признания безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам.
2. Признать утратившими силу:
— Постановление администрации города Рязани от 24.09.2013 N 3922 «Об утверждении Порядка признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, списания дебиторской и кредиторской задолженности по неналоговым платежам, пеням и штрафам»;
— Постановление администрации города Рязани от 05.12,2014 N 5655 «О внесении изменений в Порядок признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, списания дебиторской и кредиторской задолженности по неналоговым платежам, пеням и штрафам, утвержденный Постановлением администрации города Рязани от 24.09.2013 N 3922»;
— Постановление администрации города Рязани от 22.06.2015 N 2745 «О внесении изменений в Порядок признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, списания дебиторской и кредиторской задолженности по неналоговым платежам, пеням и штрафам, утвержденный Постановлением администрации города Рязани от 24.09.2013 N 3922».
3. Отделу по связям со средствами массовой информации администрации города Рязани (Романова Е.С.) опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации города Рязани в сети Интернет www.admrzn.ru.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Мастюкову Т.В.

Глава администрации
О.Е.БУЛЕКОВ

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НЕНАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ

Утвержден
Постановлением
администрации города Рязани
от 26 июля 2016 года N 3387

(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.12.2017 N 5909)

Общие положения

Порядок признания безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393.

Порядок признания безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам

2.1. Платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае:
а) смерти физического лица — плательщика платежей в бюджет или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя — плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;
в) ликвидации организации — плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
г) принятия судом акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;
д) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:
— размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
— судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
е) неуплаты в установленный срок административных штрафов, в случае истечения установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока.

Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам

3.1. Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные разделом 2 Порядка.
3.2. Безнадежной к взысканию задолженность по неналоговым платежам устанавливается при наличии следующих документов:
а) выписки из отчетности администратора доходов бюджета об учитываемых суммах задолженности по уплате неналоговых платежей в бюджет города Рязани;
б) справки администратора доходов бюджета о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по неналоговым платежам в бюджет города Рязани;
в) документа, свидетельствующего о смерти физического лица — плательщика платежей в бюджет или подтверждающего факт объявления его умершим;
г) документа, содержащего сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности вследствие признания банкротом индивидуального предпринимателя — плательщика платежей в бюджет, из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации — плательщика платежей в бюджет;
д) судебного акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе определение суда об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности по платежам в бюджет;
е) постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам

4.1. Проект решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам в бюджет города Рязани подготавливается постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов администрации города Рязани (далее — Комиссия) в течение 14 рабочих дней с даты получения Комиссией документов, указанных в разделе 3 настоящего Порядка. Состав Комиссии утверждается распоряжением администрации города Рязани.
4.2. Решение Комиссии о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет города Рязани оформляется актом, содержащим следующую информацию:
а) полное наименование организации (фамилия, имя, отчество физического лица);
б) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика-организации (идентификационный номер налогоплательщика — физического лица);
в) сведения о платеже, по которому возникла задолженность;
г) код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которому учитывается задолженность по неналоговым платежам в бюджет, его наименование;
д) сумма задолженности по платежам в бюджет города Рязани;
е) сумма задолженности по пеням и штрафам по соответствующим платежам в бюджет города Рязани;
ж) дата принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет города Рязани;
з) подписи членов комиссии.
4.3. Оформленный Комиссией акт утверждается главой администрации города Рязани.
(п. 4.3 в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.12.2017 N 5909)
4.4. Акт передается в структурное подразделение администрации города Рязани, осуществляющее полномочия по формированию бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета города Рязани, а также в структурные подразделения администрации города Рязани, на которые возложены полномочия администратора доходов по начислению, для отражения в учете операций по списанию безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам.
(п. 4.4 введен Постановлением Администрации города Рязани от 29.12.2017 N 5909)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх