Куперс

Бухучет и анализ

Управления инновациями

По результатам анализа опыта ряда стран можно выявить ряд факторов успеха и определить роль государственной политики, благодаря которой стало возможным инновационное развитие.

Одним из основных факторов успеха британской инновационной политики стала ориентация на частную инициативу. В отличие от многих других стран, ведущая роль в инновационном развитии Великобритании принадлежит не государству: инновационная стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к инвестициям.

В Ирландии, хотя частный сектор является основным генератором инноваций, именно государство формирует основные условия инновационного развития. Успех ее национальной инновационной системы может быть описан тремя основными компонентами: включение Ирландии в мировую финансовую систему, которое привело к значительному росту иностранных инвестиций в экономику страны и приходу транснациональных корпораций; создание инновационных «очагов» развития на основе участия страны в международном движении технологий и различных формах международной информационно-технологической кооперации; повышение качества человеческого капитала за счет иммиграции в страну квалифицированных специалистов (в основном бывших эмигрантов).

В Дании исторически ключевую роль в создании условий для новых технологий играл государственный сектор. Важными факторами успеха инновационного развития Швейцарии стала, во-первых, последовательность осуществляемой инновационной политики. Во-вторых, значительную роль сыграла ее международная ориентация: серьезное внимание уделяется поддержке национальных инновационных предприятий в международных исследовательских программах.

В Норвегии поддержка фундаментальных исследований в институтах и университетах является одним из главных приоритетов норвежской инновационной политики. Бесплатное образование делает возможным поступление в ведущие университеты и колледжи детей из отдаленных регионов и малоимущих слоев населения. В то же время, практика пожизненного образования позволяет увеличивать квалификацию работников на протяжении всей жизни.

Основными факторами успеха в Нидерландах стала выборочная поддержка ведущих инновационных регионов, а также развитый научно-образовательный комплекс, который включает в себя систему поддержки студентов, систему трансфера технологий в научном секторе, развитую сеть научных университетов с государственным финансированием. В Испании основную роль в инновационном развитии играет активизация взаимодействия между государственными и частными структурами.

В Израиле источником кадров и технологий, из которого возникла израильская хайтек-индустрия, стала оборонная отрасль. Большое внимание в Израиле исторически уделялось проблеме внедрения новых технологий в производство. Также израильтяне перенимали опыт управления капиталом у международных инвесторов в ходе программы Yozma, которая сыграла решающую роль в становлении института венчурных инвестиций в Израиле. Важную роль сыграла и сфера научной кооперации, которая является одним из центральных звеньев, связывающих Израиль с еврейской диаспорой в различных частях мира.

Быстрое успешное инновационное развитие Южной Кореи стало возможным благодаря активному заимствованию зарубежных технологий и грамотной патентной политике. Важную роль «экономическом чуде» Кореи сыграли крупные финансово-промышленные группы (чеболи), которые в течение многих лет являлись основой развития национальной экономики.

Одним из факторов успешного развития американской инновационной системы считается последовательное создание условий и целенаправленные меры по поддержке предпринимательства.

Существенные успехи Таиланда в повышении конкурентоспособности своей продукции и привлечении иностранного капитала, наблюдаемые в последнее десятилетие, объясняются, в первую очередь, целенаправленными шагами правительства по развитию производственной инфраструктуры и бизнеса.

Главными факторами успеха Бельгии в инновационном развитии стали сбалансированная региональная инновационная политика и продуманная система финансовой поддержки инновационной деятельности.

Успеху Австрии на пути инновационного развития способствовали структурные программы поддержки, которые принимались в целях организации кооперации высокотехнологичных предприятий без жесткой привязки к конкретным технологическим направлениям. Кроме того, в стране хорошо развито сотрудничество между высшими профессиональными училищами и малыми и средними предприятиями в сфере создания и внедрения инновационных разработок. Успешно развивается сеть технопарков, которые создают оптимальные условия для развития предприятий МСБ, в том числе инновационных. На государственном уровне инициируется формирование кластеров, что также является одним из методов поддержки высокотехнологичного экспорта.

К основным факторам успеха Финляндии можно отнести владение государством долями в ключевых фирмах; регулирование процентной ставки; государственная поддержка частного сектора; чередование государственной кооперации и государственной конкуренции с отраслью. Ведущая роль в развитии телекоммуникационной промышленности Финляндии и отрасли в целом принадлежит компании Nokia, существенное влияние на долгосрочный рост которой оказало государственное финансирование в лице агентства Tekes, которое финансировало 8% всех расходов Nokia на НИОКР.

Одним из основных сильных сторон национальной инновационной системы Франции, способствующих ее инновационному развитию, стали полюса конкурентоспособности, позволяющие предприятиям, университетам и исследователям-разработчикам работать в связке.

Ключевым фактором успеха инновационного развития Швеции являются длительные масштабные вложения в образование, что способствовало развитию науки.

В инновационном развитии Германии важную роль сыграло сотрудничество с США (послевоенное восстановление экономики), а также развитие механизма государственно-частного партнерства, ставшего в определенной степени заменой венчурному финансированию, не получившему в Германии широкого распространения.

Японский опыт государственной поддержки инновационного процесса противоречив и не может считаться однозначно успешным. Тем не менее, в качестве предпосылки можно обозначить интенсивное экономическое развитие, ставшее основой для инновационного развития.

Основным фактором успешного развития инновационной сферы в странах, не относящихся к лидерам инновационного развития (Казахстан, Белоруссия, Индонезия, Индия и др.), является взаимодействие с другими странами и заимствование технологий и основ государственной инновационной политики.

На основании анализа инновационных систем ряда стран можно сделать вывод, что в современных условиях успешная конкуренция с ведущими игроками мирового рынка без создания и постоянного совершенствования национальной инновационной системы невозможна. В большинстве моделей национальных инновационных систем либо основным, либо одним из ключевых игроков является государство.

Конкретные успешные реализации идеи национальной инновационной системы могут существенно варьироваться в зависимости от историко-экономического контекста, например, в силу исторических причин, американская система является наиболее диверсифицированной и гибкой, а финская, напротив, — более структурированной. При этом обе системы являются эффективными. Тем не менее, возможно сформулировать несколько основных положений, в значительной степени общих для разных стран.

Успешному развитию национальной инновационной системы способствуют следующие факторы:

  • последовательная и долгосрочная инновационная политика государства с четко сформулированными целями и задачами;

  • рациональное использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для строительства инновационной экономики и реализации инновационной политики;

  • систематические усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами;

  • выявление и целевая поддержка важных для инновационно-технологического потенциала направлений, недостаточно быстро развивающихся либо не развивающихся самостоятельно;

  • охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством предоставления им государственной поддержки;

  • развитые программы коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;

  • разумное привлечение иностранных инвестиций транснациональных корпораций;

  • наличие развитого законодательства в области интеллектуальной собственности;

  • систематическое изучение и внедрение лучшего международного опыта.

На основе анализа стран можно также сделать вывод о том, что низкий уровень развития отдельных институтов не всегда мешает инновационному развитию. Ключевое значение в данном случае имеют выбор стратегии проведения государственной политики и, зачастую, – удачное стечение обстоятельств.

Анализ исторических предпосылок позволил выявить несколько закономерностей, на основе которых может быть структурирован мировой опыт инновационного развития:

Страны, недавно перешедшие на путь инновационного развития (Китай, Ю.Корея, Норвегия), у которых можно заимствовать конкретные меры по осуществлению ускоренного перехода к инновационной экономике;

Страны, историческое развитие которых логически подошло к инновационному. Это, в основном, развитые страны. Их объединяют следующие основные предпосылки успешного инновационного развития:

  • бесплатное образование (Германия)

  • социальная сплоченность, единообразие (Дания, Швеция)

  • высокие расходы на науку (Германия, Дания, Япония, Финляндия).

Также анализ ретроспективы инновационного развития позволяет выделить сравнительные позиции исходного положения стран, которые можно рассматривать как общие для них факторы инновационного развития:

  • наличие значимых полезных ископаемых (Германия, Норвегия),

  • географическое положение (Сингапур, Нидерланды, Великобритания),

  • английский язык (Индия, Сингапур, Нидерланды, Великобритания).

К факторам, препятствующим развитию инновационных систем, в частности, можно отнести следующие:

  • низкая доля бизнеса в финансировании НИОКР (Франция, Швеция, Нидерланды, Индия);

  • слабое вовлечение малого бизнеса в инновационную деятельность (Франция, Швеция, Нидерланды, Япония);

  • «утечка мозгов» (Франция, Германия);

  • территориальные диспропорции в развитии (Германия, Индия, Китай, Франция, Норвегия);

  • быстрое старение населения (страны Европейского союза);

  • высокие расходы на военно-промышленный комплекс (Швеция, Израиль);

  • неразвитые рынки венчурного капитала (Дания, Германия);

  • проблемы коммерциализации инноваций (Индия, Германия, Бразилия);

  • бюрократия (Индия, Бразилия, страны Азии).

Анализ отдельных мер государственной политики различных стран мира, с учетом указанных недостатков инновационных систем, позволяет выделить несколько компонентов государственной инновационной политики, которые, как правило, используются для развития национальной инновационной системы:

  • создание специальных организаций и органов, ответственных за определение и реализацию инновационной политики (почти все страны);

  • активное взаимодействие с другими странами в части обмена технологиями (почти все страны);

  • создание инновационных кластеров (Франция, Германия);

  • осуществление основных инноваций в крупных транснациональных корпорациях (Швеция, Франция, Нидерланды, Индия, Япония);

  • обеспечение бесплатного образования (Германия, Норвегия);

  • использование «инновационных ваучеров» (Нидерланды, Великобритания, Германия);

  • значительное прямое бюджетное финансирование НИОКР в различных формах.

Таблица 1.



Инновации, или нововведения, — это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, носит название инновационной деятельности. В зависимости от объектов инновационной деятельности на производстве можно выделить следующие виды инноваций:

  • продуктовые — новые товары и услуги;
  • маркетинговые — новые рынки, способы продвижения товаров на рынок, сбытовой деятельности и т.д.;
  • технические — новые или более совершенные виды средств труда;
  • технологические — новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.;
  • организационные — новые решения в области организации производства, управления, труда;
  • социальные — повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства;
  • комплексные — новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.

В зависимости от значимости инноваций для производства их можно подразделить на крупные, средние и мелкие. Так, крупные технические инновации основаны на открытиях и крупных изобретениях и формируют новые поколения техники; средние служат базой для создания новых моделей и модификации существующей техники, а также расширяют область их применения; мелкие улучшают производственные или потребительские параметры существующей техники на основе использования мелких изобретений и рационализаторских предложений.

Как и любой производственный процесс, инновационная деятельность требует для своего эффективного осуществления управления этой деятельностью. Управление инновациями на современном производстве — это важнейшая составная часть управленческой деятельности вообще связанная с обеспечением развития производства, совершенствованием всех его элементов и подсистем.

Управление инновациями предполагает формирование соответствующей системы управления, т.е. форм и методов управления инновационной деятельностью, которые в значительной мере определяются характером осуществляемых нововведений.

Центральное место среди последних занимают продуктовые инновации, определяющие в конечном счете содержание работ по созданию других видов инноваций. Вместе с тем, в настоящее время все большее и самостоятельное значение приобретают инновации в других областях, прежде всего, в социальной, что связано с необходимостью создания «потенциала успеха» для решения проблем, которые могут возникнуть в будущем.

Рис. 1 Функции управления инновациями

В соответствии с этапами хозяйственного цикла современного предприятия, к функциям управления инновациями (в основе которых лежат инновации продуктового типа), которые неразрывно связанным с функциями управления производством в целом, следует отнести (см. рис. 1): анализ внешней и внутренней среды предприятия, разработку стратегии, управление научными исследованиями и разработками (ИР), управление освоением и производством, управление реализацией (сбытом, обращением). Данные функции фактически отражают инновационный цикл современного предприятия, т.е. комплекс работ по созданию и реализации нововведений.

Основное направление анализа внешней среды — исследование рынка производимой продукции и оказываемых услуг (т.е. маркетинговые исследования); результатами такой работы обычно являются: формирование основных количественных и качественных требований к продукции (услугам), определение круга ее возможных потребителей, областей сбыта, форм и способов реализации. На данном этапе проводится также изучение возможностей предприятия по производству необходимых товаров (оказанию услуг), т.е. проведение анализа внутренней среды предприятия, подготовленности экономической, организационно-технической и социальной подсистем, разработка соответствующих рекомендаций. Имеющиеся противоречия между возможностями предприятия и требованиями внешней среды разрешаются на основе разработки и реализации стратегии предприятия.

Под стратегией предприятия в общем случае понимается совокупность перспективных целей его деятельности и способов их достижения. В состав перспективных целей включаются как общие показатели хозяйственной деятельности предприятий (рост прибыли, объема производства и продаж, увеличение доли на рынке и т.д.), так и инновационные задачи, затрагивающие различные стороны деятельности предприятия, которые подлежат изменению и совершенствованию.

На этапе научных исследований конкретизируются требования к качественным характеристикам продукции (услуг), выявляются возможности предприятия по реализации этих требований, определяются перспективы деятельности в этом плане. Предварительная материализация результатов научных исследований осуществляется на основе опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и других разработок. Научные исследования и разработки, как правило, выполняются специализированными подразделениями предприятия (НИИ, конструкторско-технологическими бюро, лабораториями и т.д.). К их проведению могут привлекаться сторонние организации, составляющие научно-производственную инфраструктуру предприятий, включая научно- исследовательские институты и высшие учебные заведения. Наука в данном случае выступает и как источник инновационных идей, и как ресурс решения проблем, которые могут возникнуть в любом звене инновационного цикла.

Исследования и разработки связаны с интеллектуальной собственностью в виде открытий, изобретений, рационализаторских предложений. Защита интеллектуальной собственности осуществляется патентованием изобретений, регистрацией стандартов на продукцию предприятия, торговых марок, реализацией авторских прав и т.п.

Управление освоением и производством новой продукции предполагает выполнение комплекса функций, связанных с развертыванием производства новой или модернизированной продукции, обеспечением нормального хода производственного процесса и его обслуживанием. Особое значение на этапе производства имеют вопросы обеспечения выпуска продукции в соответствии с выработанными на предыдущих этапах требованиями.

Управление реализацией обычно предусматривает решение задач «продвижения» товаров и услуг (реклама, «паблик рилейшнз», персональные продажи, стимулирование сбыта и др.), «товародвижения» (движение товаров и услуг от производителей к потребителям, включая заключение договоров на поставку), послепродажного обслуживания, регулирования цен, контроля за использованием (потреблением) и т.д. Через функции реализации и исследования рынка осуществляется «обратная связь» между производителем и потребителем, которая обеспечивает непрерывность инновационного цикла. Этим инновационный цикл отличается, в частности, от комплекса работ по подготовке производства новых изделий, который заканчивается освоением их в производстве.

Содержание функции «управление инновациями» включает ряд специальных функций, в т.ч.:

  • управление НИР и разработками;
  • технические функции, они обеспечивают решение комплекса вопросов, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности, в том числе основного и вспомогательных производств, сферы управления, всех хозяйств и служб предприятия, участвующих в освоении новых изделий. Основным содержанием технических функций управления продуктовыми инновациями являются конструкторская, технологическая, транспортная, складская, метрологическая и другие виды подготовки производства;
  • экономические функции управления инновациями, разработку планов производства новой, они предполагают: проведение маркетинговых исследований продукции, определение необходимого объема капитальных вложений, расчет затрат на производство, расчет экономических норм и нормативов, доходов и прибыли, формирование системы учета выпуска продукции (и других работ, выполняемых в инновационном цикле), решение вопросов оплаты труда, его материального стимулирования; организационные функции — это решение вопросов организации производства новой продукции (организации рабочих мест, бригад, участков, цехов, производств), организации труда работников и коллективов, организации управления производством, кадрового обеспечения производства;
  • социальные функции предусматривают подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, создание нормального социально-психологического климата в коллективах, улучшение условий труда и быта работников, преодоление социально-психологических барьеров, препятствующим нововведениям.

При этом используются следующие способы: подготовка персонала (обучение, совместное обсуждение стоящих проблем, создание необходимых условий труда); стимулирование активности (материальное и моральное); финансовая, организационная и психологическая поддержка творческой активности и инициативы со стороны руководства; использование способов разрешения конфликтов.

В числе мер финансовой поддержки нововведений на фирмах экономически развитых стран используются особые формы планирования бюджета отдельных производственных подразделений. Только после того, как новая продукция успешно продается на рынке в течение двух или более лет, данные о ней включаются в отчетность соответствующего подразделения, чтобы не снижать его показатели в период освоения новшеств.

Организационная поддержка инновационной деятельности тесно связана с реализацией организационных функций управления нововведениями, которые могут осуществляться:

  • в рамках существующей системы управления предприятием;
  • на программно-целевой основе (разработка и реализация целевых программ предприятия, создание целевых групп по решению конкретных проблем и т.д.);
  • с использованием дивизиональных структур (формирование в той или иной степени самостоятельных производственных и управленческих подразделений, ответственных за коммерческий успех новшеств на конкретном рынке);
  • в рамках научно-производственных объединений различного типа, в том числе сетевых структур;
  • с использованием договорных отношений с предприятиями, организациями, составляющими научно-производственную инфраструктуру (научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями, аудиторскими, консалтинговыми, инновационными и другими фирмами), отдельными лицами;
  • с использованием услуг в различных формах высококвалифицированных специалистов-консультантов;
  • в рамках системы управления качеством, обеспечивающей реализацию инновационного цикла по совершенствованию конкретных видов продукции.

В реализации различных функций управления инновациями особое место принадлежит субъектам управления инновациями. В общем случае, такими субъектами (субъектами реализации отдельных инновационных функций) могут выступать: руководители различного уровня, выполняющие общие функции управления в рамках инновационного цикла; менеджеры по инновациям, отвечающие за реализацию инновационного цикла по различным видам новшеств; конструкторские и технологические подразделения; подразделения подготовки производства, координации работ; служба управления качеством; специальные конструкторские и (или) технологические бюро с опытным производством; другие научно-производственные фирмы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и т.д.

В связи с возрастанием роли управленческой деятельности, особое значение для повышения ее эффективности приобретают инновации в сфере управления предприятием (организацией).

Объектами инновационной деятельности в этой сфере (объектами совершенствования управления) обычно выступают: структура управления предприятием, система работы с кадрами, маркетинг, методы выполнения управленческих работ и организация труда работников управления, использование современных информационных технологий на базе современной компьютерной техники и коммуникационных средств.

Инновационный цикл в сфере управления предполагает проведение научных исследований, разработок, их реализацию (использование) и контроль за результатами применения. При этом возможно использование самых разнообразных форм развития этой деятельности:

  • функционального управления (форм и методов работы руководящего персонала предприятия, отдельных управленческих подразделений и служб);
  • целевого управления (целевых подсистем управления: персоналом, инновациями, качеством, ресурсами и т.д.);
  • системы управления в целом (комплексная рационализация управления).

С точки зрения субъекта рационализации совершенствование управления может осуществляться собственными силами предприятия, с привлечением сторонних организаций и лиц, с использованием смешанных форм. Работы по рационализации управления могут осуществляться:

  • как текущая работа по управлению (совершенствование форм и методов управленческой работы в рамках отдельных подразделений и служб);
  • на плановой основе (с использованием текущих и перспективных планов, в том числе планов организационно-технических мероприятий, бизнес-планирования организационного развития);
  • с использованием программно-целевого управления;
  • с использованием специальных форм.

Особое место в деятельности по рационализации управления принадлежит планомерной и периодически проводимой работе по комплексному анализу и совершенствованию системы управления. В числе известных и практически реализуемых методов в данной области можно назвать метод организационного анализа системы управления под названием «ИНТРОСПЕКТ», применяемый в компании «Дженерал электрик». Он позволяет сократить расходы на управление, уменьшить дублирование и «фрагментарность» работ исполнителей, отрегулировать загруженность руководителей, разработать рациональную структуру занятости и распределения функций между сотрудниками в связи с изменением структуры и масштабов деятельности организации.

Своеобразный опыт повышения активности служащих в области подготовки предложений для организационных изменений накоплен на японских предприятиях. Используются такие методы, как «план предложений» — или «ящик предложений»; «организационное развитие»; «кружки качества» и другие малые самоуправляемые группы на различных уровнях управления.

В настоящее время на фирмах и корпорациях развитых стран уделяется все большее внимание инновационному менеджменту как современной форме управления инновационной деятельностью. Под инновационным менеджментом понимается, с одной стороны, управление инновациями во всех сферах деятельности, комплексное обоснование принимаемых инновационных решений; с другой — управление творческой, инновационной активностью работников. В инновационном менеджменте значительное место отводится мотивации инновационной деятельности сотрудников, прежде всего материальной мотивации.

Система оплаты инновационной деятельности должна учитывать ее специфику, связанную с риском. В этой сфере должны работать способные люди, которых необходимо особым образом вознаграждать за работу, результаты которой могут проявиться лишь через несколько лет. Например, в компании «ЗМ» обещают работнику, успешно развивающему новый рынок, пост главы нового предприятия с соответствующим вознаграждением. Известным способом мотиваций инновационной активности является обязательство предоставлять в случае успеха долю в будущих прибылях от реализации новшеств на рынке.



В этой статье рассмотрены виды управленческих инноваций. Приведено описание управленческих инноваций и их составляющих. Проведен анализ и сравнение различных видов инноваций в управлении. Рассмотрено применение управленческих инноваций на примере российской компании. Сделаны выводы о будущем развитии данного тренда в управлении организациями.

Ключевые слова: анализ, инновация, менеджмент, управленческие инновации, характеристики, управление, организация, предприятие, новшество

На данный момент такой термин, как «инновация» отличается огромным множеством разнообразных определений. Но в большинстве случаев инновация определяется как конечный итог инновационных процессов. Иными словами, это изобретения, которые готовы к использованию и распространяются на рынках в качестве уже готового продукта.

Управление предприятием является довольно-таки сложным процессом, который состоит из: планирования, организации, мотивации, координации и контроля. Но в последнее время в связи с тем, что современное производство усложняется, происходит выделение еще двух немаловажных управленческих функций: маркетинговая и инновационная.

Необходимо отметить, что чтобы принести предприятию долговременные преимущества, новый метод в управлении должен удовлетворять хотя бы одному из следующих условий:

− быть системным, а именно охватывать целый ряд процедур и методов;

− основываться на новаторском принципе, заставляющем пересмотреть стандарты менеджмента;

− быть не «одноразовым» новшеством, а этапом непрерывного процесса поиска новых решений, за счет которого и происходит развитие предприятия.

Общепринятые правила менеджмента настолько прочно укореняются в сознании менеджеров, что никто не решается посягать на эти основы основ. Чем нестандартнее инновация, тем больше времени нужно конкурентам, чтобы сделать ответный шаг. Порой на это уходят десятилетия.

Управленческая инновация является наиболее стратегически важной в условиях современных мировых рынков. Связано это, в первую очередь, с ежегодным ростом уровня глобализации. Целью управления сферой человеческих ресурсов является в достижение первенствующих позиций в соперничестве с другими организациями. С этой целью в деятельность предприятия внедряются концепции, активизирующие человеческие способности и умения. Данные концепции модернизируют деятельность организации, что, безусловно, только подчеркивает их необходимость в современном обществе.

В приведенной ниже рисунке 1 представлены наиболее часто внедряемые управленческие инновации, которые способствуют увеличению конкурентоспособности компании, что, несомненно, является главным составляющим любой стратегии.

Рис. 1.

Существует несколько видов управленческой инновации, каждая из которых по-своему влияет на стратегическое развитие предприятия.

  1. Нормативные.

а. Безвариантные.

В данную группу входит система бухгалтерского учета, статистическая отчетность и т. д. Данная подсистема отличается непостоянством правил в управлении стратегической операции. Внедрить же эти нововведения можно по собственному желанию. Сотрудниками соответствующего подразделения начинается выполнение определённого набора операций, но только после того, как ими были изучены официальные инструкции.

Безвариантное нормативное управленческое нововведение не носит творческий характер. Кроме того, существование организационных барьеров здесь сведено к минимуму.

б. Вариантные.

Нормативное управленческое нововведение требует творческого подхода и изобретательности. Но, тем не менее, реализовать их можно с помощью уже готовых примеров, аналогов, методик. Такую инновацию нельзя назвать радикальной, потому как она не требует каких-то грандиозных затрат или же крупных преобразований.

  1. Инициативные.

а. Известные.

Первая группа содержит такие управленческие инструменты, которые уже проверены практическим применением. Подобные инструменты имеют высокий «тираж», а некоторые из них, возможно, причислены и к классике управления.

Известных нововведений достаточно много и их внедрение происходит практически в любой организации вне зависимости от ее рода деятельности и масштаба.

б. Оригинальные.

При их разработке прибегают к использованию научных концепций, ранее уже существовавших в сфере управления предприятиями и организациями. Суть любой из этих концепций заключается в выработке совершенно новых, оригинальных, нововведений, основываясь на принципах и представлениях финансового рынка.

Использование инновационной деятельности необходимо абсолютно во всех отраслях, но, тем не менее, различные сферы по-разному относятся к данным нововведениям. Приведем несколько примеров успешного внедрения управленческих инноваций в деятельность предприятия.

ООО «Синнабон».

Данная организация представляет собой российскую растущую сеть общественного питания. Для оптимизации производства и продажи своих товаров компанией было принято несколько инновационных решений. Во-первых, сотрудники прошли курс по повышению квалификационных навыков. Во-вторых, была улучшена система управления кадровым составом. В итоге, из-за совершенствования управленческих процессов увеличилось количество постоянной клиентуры организации, а также их динамика финансово-экономической деятельности.

В процессе внедрения управленческих инноваций наибольшее сопротивление оказывает сам персонал данной организации. Так как в последствии им придется привыкать к новым условиям алгоритмам и задачам, а это является дополнительной и «совершенно необязательной» нагрузкой. Ведь раньше они достигали результата и без этих инноваций. Новые методы принятия решений, организационные структуры и принципы стимулирования персонала сталкиваются с личными человеческими интересами. Одной из самых важный человеческих ценностей является стабильность, а новшества тесно связано с нарушением постоянства и привычной системы. Таким образом результат управленческих нововведений менее предсказуем чем результат технологических инноваций. Также, в связи с неспособностью всех людей реализовывать разумные и рациональные управленческие решения, далеко не всегда удается перевести организацию из первоначального состояния в желаемое. Для современных организаций наиболее характерно как влияние инновационного управления так и влияние инновационного развития общества в целом. Это по разному проявляется на различных уровнях. Например на уровне взаимодействия фирм это проявляется в создании специальных сетевых структур, которые базируются на кооперации и конкурентной борьбе. Кооперация различных сетей, таких как маркетинговая, научно-техническая и информационная, является дополнением к конкуренции как главный постулат в принципе рыночных отношений.

Таким образом, переход к новой тенденции инновационного характера управления в XXI в. способствовал появлению целого ряда управленческих инноваций, которые по значимости в большинстве случаев превосходят технологические инновации.

Литература:

1. Бармашова Л. В. Развитие инновационной составляющей экономики России / Вестник Брестского государственного технического университета. — 2013. — № 3. — С. 39–41.

2. Гребнев Е. Т. Управленческие нововведения. — М.: Экономика, 1985, 327 с.

3. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Чечурина М. Н. Управленческие инновации XXI века / Менеджмент в России и за рубежом. — 2010. — № 5. — С. 3–10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх