Куперс

Бухучет и анализ

Устав некоммерческой организации

Устав автономной некоммерческой организации

УСТАВ

автономной некоммерческой организацииг. «» 2020 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Автономная некоммерческая организация «», именуемая в дальнейшем АНО, признается не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных уставом.

1.2. Полное наименование Автономной некоммерческой организации на русском языке: Автономная некоммерческая организация «», сокращенное наименование на русском языке: АНО «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на языке: «».

1.3. АНО вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

1.4. Место нахождения АНО: .

1.5. АНО считается созданной как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

1.6. АНО создается без ограничения срока.

1.7. АНО может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности АНО, предусмотренными уставом АНО, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

1.8. АНО имеет круглую печать с полным наименованием АНО на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.

1.9. Требования устава АНО обязательны для исполнения всеми органами АНО и ее учредителями.

1.10. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители АНО не несут ответственность по обязательствам АНО. АНО не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам АНО.

1.11. АНО отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

2. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Целью создания АНО является предоставление услуг в области образования (здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг).

2.2. Предметом деятельности АНО является: .

2.3. АНО может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности):. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься АНО.

2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться АНО только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

2.5. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания АНО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

2.6. АНО может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность АНО.

2.7. В интересах достижения своей цели АНО может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность АНО со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью АНО.

3. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АНО. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Высшим руководящим органом АНО является общее собрание учредителей АНО.Текущее руководство деятельностью АНО осуществляет правление, оно подотчетно общему собранию.

3.2. Основная функция общего собрания учредителей – обеспечение соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана.

3.3. К исключительной компетенции общего собрания учредителей относится решение следующих вопросов:

  1. изменение устава АНО;
  2. определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;
  3. образование правления и досрочное прекращение его полномочий;
  4. реорганизация и ликвидация АНО;

3.4. Общее собрание учредителей собирается по мере необходимости. Созыв и работу общего собрания организует правление в порядке, установленном положением об общем собрании учредителей АНО.

3.5. Норма представительства от каждого учредителя АНО – человек.

3.6. Каждому учредителю АНО при голосовании принадлежит 1 голос, независимо от количества человек, представляющих данного учредителя в АНО.

3.7. Общее собрание учредителей АНО правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины его учредителей.

3.8. Решение общего собрания принимается большинством голосов учредителей, присутствующих на собрании.

3.9. Решение общего собрания по вопросам компетенции общего собрания учредителей принимается единогласно.

3.10. На общих собраниях учредителей ведется протокол.

4. ПРАВЛЕНИЕ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ

4.1. Правление АНО избирается Общим собранием учредителей сроком на года (лет) в количестве не менее человек. Правление находится по месту нахождения АНО.

4.2. Правление АНО может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.

4.3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий учредителя правления может быть поставлен на Общем собрании учредителей по требованию не менее учредителей АНО.

4.4. К компетенции правления относятся:

  1. организация и контроль работы АНО;
  2. обеспечение выполнения решений Общего собрания учредителей;
  3. регулярное информирование учредителей АНО о деятельности АНО;
  4. утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  5. утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;
  6. создание филиалов и открытие представительств АНО;
  7. участие в других организациях;
  8. утверждение внутренних положений и регламентов АНО;
  9. рассмотрение и утверждение сметы расходов АНО;
  10. распоряжение имуществом АНО;
  11. утверждение штатного расписания;
  12. подготовка вопросов для обсуждения на Общем собрании учредителей АНО.

4.5. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого общим собранием. На заседаниях правления ведется протокол.

4.6. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них большинства учредителей правления.

4.7. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов учредителей правления, присутствующих на заседании.

4.8. Председатель правления избирается на заседании правления из числа его учредителей сроком на года (лет).

4.9. Председатель правления:

  • подотчетен Общему собранию, отвечает за состояние дел АНО;
  • без доверенности действует от имени АНО, представляет ее во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
  • принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности АНО;
  • распоряжается в пределах утвержденной правлением сметы средствами АНО, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени АНО, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
  • решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности АНО;
  • принимает на работу и увольняет работников АНО, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым правлением;
  • осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств АНО;
  • несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества АНО в соответствии с ее уставными целями;
  • организует подготовку и проведение заседаний правления;
  • организует бухгалтерский учет и отчетность;
  • решает все вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания учредителей АНО, правления АНО.

5. ДОКУМЕНТАЦИЯ. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АНО

5.1. АНО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.2. АНО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям АНО и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.

5.4. АНО хранит следующие документы:

  • договор о создании АНО;
  • устав АНО, изменения и дополнения, внесенные в устав АНО, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании АНО, документ о государственной регистрации АНО;
  • документы, подтверждающие права АНО на имущество, находящееся на ее балансе;
  • внутренние документы АНО;
  • положение о филиале или представительстве АНО;
  • годовые отчеты;
  • документы бухгалтерского учета;
  • документы бухгалтерской отчетности;
  • протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) АНО;
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) АНО, аудитора АНО, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
  • иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
  • иные документы, предусмотренные внутренними документами АНО, решениями общего собрания, правления АНО, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

АНО обязана обеспечить учредителям АНО доступ к указанным выше документам.

5.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АНО общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе учредителей сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных учредителей ревизионной комиссии, а также избрание ее новых учредителей не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. АНО вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.

5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) АНО включает следующие полномочия:

  • проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности АНО по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания или по требованию учредителя АНО;
  • истребование у органов управления АНО документы о финансово-хозяйственной деятельности;
  • созыв общего собрания;
  • составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
    • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов АНО;
    • информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.

5.8. По решению общего собрания учредителям ревизионной комиссии (ревизору) АНО в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.

5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО общее собрание учредителей назначает аудитора АНО.

5.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности АНО в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между АНО и Аудитором договора. Размер оплаты услуг Аудитора определяется общим собранием.

6. ИМУЩЕСТВО АНО

6.1. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО.

6.2. Учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность АНО.

6.3. АНО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

6.4. Полученная АНО прибыль не подлежит распределению между учредителями АНО.

6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление АНО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

7. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

7.1. АНО может быть добровольно реорганизована в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Другие основания и порядок реорганизации АНО определяются статьями 57 – 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.

7.2. АНО вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании АНО принимается учредителями.

7.3. АНО может быть ликвидирована добровольно в порядке, установленном статьями 61 – 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований статей 18 – 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

7.4. АНО может быть ликвидирована по решению суда по основаниям, предусмотренным частью 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами АНО. Правление и иные органы прекращают свою деятельность.

7.6. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится АНО. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств АНО в соответствии с требованиями архивных органов.

7.7. При ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели в порядке, определенном общим собранием АНО.

7.8. В случае если использование имущества ликвидируемой АНО в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020

И так.

Сначала разберёмся с «задачами». А потом я подробно расскажу, что делать с «целями» и «предметом деятельности», чтобы регистрация НКО прошла без проблем.

Статья будет полезна всем, кто собирается регистрировать следующие виды НКО:

  • Автономную некоммерческую организацию
  • Общественную организацию
  • Общественное движение
  • Благотворительный фонд
  • Ассоциацию

А нужны ли «задачи» в уставе?

Я повидал много уставов НКО, и что меня всегда удивляло – как по-разному учредители и юристы подходят к описанию целей, задач и предмета деятельности НКО.

Особенно меня удивляло – что в этом списке делают «ЗАДАЧИ».

В действующем законодательстве есть правило, согласно которому в уставах НКО нужно обязательно указывать ЦЕЛЬ и ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот вам примеры:

П. 4 ст. 52 Гражданского кодекса РФ: «В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ юридических лиц».

П. 2 ст. 123.5 Гражданского кодекса РФ: «Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

П. 2 ст. 123.9 Гражданского кодекса РФ: «Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза)».

П. 2 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ: «Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации».

П. 2 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ: «Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения».

П. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: «В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

Как видно, закон не обязывает расписывать в уставах задачи НКО. Они в нём даже не упоминаются.

Несмотря на это, я регулярно получаю на проверку уставы с задачами. Для чего их продолжают указывать – мне непонятно. Возможно причина в привычке делать все по готовым шаблонам из интернета, нежелание более вдумчиво подойти к проработке устава.

Поймите правильно, я не против раздела о задачах, как таковых. Указывать их не запрещено. Однако ввод в устав такой категории часто приводит к путанице и переусложняет текст. Цели, виды деятельности и задачи смешивают в одну кучу по какому-то неуловимому принципу без четкого логического основания.

Порой складывается впечатление, что составители уставов НКО сами толком не понимают, почему одни положения они относят к целям, а другие – к задачам. Но поскольку ошибочно полагают, что в задачах нужно хоть что-то написать – они пишут. Часто так абстрактно и мудрено, что сами не могут объяснить, что имелось ввиду.

В итоге, вместо логично- и четко- выстроенного текста, с которым потом легко работать, КОТОРЫЙ ЛЕГКО ПОНИМАТЬ, устав превращается в непроходимую заумь.

Базовый принцип юридического письма – не насытить текст кучей умных слов, а максимально эффективно изложить мысль. Эффективно – значит настолько коротко, точно и понятно, насколько это вообще возможно, исходя из поставленной задачи.

Единственный случай, когда задачи оправданно расписывать – это, если вы создаете НКО не на постоянной основе, а для реализации конкретного ограниченного во времени проекта, для чего нужно поставить четко реализуемые по срокам задачи.

Так, мне недавно попался на глаза устав национальной медицинской палаты. Цель её создания – содействие в реализации реформы медицинской деятельности и подготовка медицинского сообщества к грядущим масштабным изменениям. В уставе были выделены задачи на каждый конкретный этап реформ. Реализация каждой из них ограничена во времени. От задач виды деятельности отличались своим длящимся характером, постоянством. Всё вместе это походило на подробный план работы на годы вперед.

Хотя и в этом примере у меня были вопросы к формулировке целей и предмета деятельности.

Кстати, о них.

Что делать с целями и предметом деятельности НКО

Выше я привёл выдержки из законов. Из них видно, что в уставах всех видов НКО достаточно расписывать только цели и предмет деятельности.

Поскольку закон не разъясняет, что есть «цель деятельности» , а что есть «предмет деятельности» , у всех, кто собирается регистрировать некоммерческую организацию, возникает вопрос: как их писать и различать.

Сразу поясню:

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ некоммерческой организации – одно и то же.

А что тогда цели?

В философском смысле «цель» – идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата (взял из Википедии).

Поскольку совершенно не ясно как использовать это определение при составлении устава НКО, поделюсь с вами своим подходом, который мне, в свою очередь, привили специалисты Минюста.

Цели НКО – это суть деятельности НКО, её основные идеи или описание деятельности в «двух словах», если хотите.

Если предмет деятельности НКО — это буквальное перечисление конкретных видов деятельности организации, то «цели» — это выражение её духа, готовые юридические критерии для оценки адекватности и разумности фактически осуществляемой деятельности НКО её основной идее, заданной учредителем при создании.

Именно в этом ключе «цели» воспринимают надзорные органы. Они чрезвычайно важны при осуществлении контроля за деятельностью НКО, привлечении к ответственности её органов управления и при оспаривании сомнительных сделок. И не только со стороны государственных органов, но и учредителей НКО.

В одной из обязательных ежегодных форм отчетности, сдаваемых по НКО, даже есть специальный раздел: «О целях расходования денежных средств и использования иного имущества НКО».

Если бы в уставе НКО отсутствовали цели, но были бы подробно расписаны конкретные виды деятельности, как тогда понять — соответствует ли фактически ведущаяся деятельность, проводимые НКО мероприятия и, главное, ТРАТЫ на всё это основной миссии НКО, заложенной учредителем при создании? Ведь некоторая деятельность может только формально на бумаге вписываться в предмет деятельности, а с точки зрения здравого смысла явно расходиться с основной миссией НКО. Цели в этом смысле упрощают выявление недобросовестности и неразумности в действиях органов управления, делают их явными и доказуемыми, что дает юридический механизм защиты от нецелевого использования имущества, предоставленного организации, грантов.

Часто само законодательство подсказывает, как нам формулировать их в уставе. Такие подсказки целей есть по АНО (п. 1 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ предписывает, что суть АНО – это оказание общественно полезных услуг) и благотворительным фондам (ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» приводит список возможных целей благотворительной деятельности).

Часто цели выражены в некой абстрактной форме.

Пример целей, взятых из реального устава АНО:

1) Оказание спортивных и досуговых услуг населению в сфере занятия футболом, в том числе путем проведения тренировок и организации спортивно-массовых мероприятий;

2) Содействие развитию футбола, мини-футбола, футбола среди женских, детских и мужских команд (далее — футбола);

3) Популяризация здорового и активного образа жизни.

Кроме первой – главной – цели, которая продиктована нам законом (п. 1 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ предписывает, что суть АНО – это оказание общественно полезных услуг), две последние – это что-то неосязаемое, оторванное от материального мира.

В отличие от целей, предмет деятельности – это способ раскрыть цели, перевести их из чего-то обобщенного и эфемерного в конкретную форму.

Часто цели начинаются со слов: «содействие», «поддержка», «развитие», «расширение», «защита».

В предмете деятельности же мы конкретизируем наши цели, раскрываем их содержание.

Пример

– Популяризация здорового и активного образа жизни (ЦЕЛЬ)

– Организация и проведение публичных мероприятий по тематики спорта, осуществление издательской деятельности, распространение в сети «Интернет» текстовых материалов по истории спорта и здоровому образу жизни (ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Чувствуете разницу?

По такому критерию уже как-то можно рассуждать, что лучше перенести в ЦЕЛИ, а что – в ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дополнительные рекомендации

  • Пишите цели и предмет деятельности логично и просто.
  • Пишите то, чем реально будете заниматься. Всегда можно при желании дополнить устав. Чем меньше список целей и видов деятельности – тем меньше шанс того, что за один из пунктов зацепится Минюст при проверке.

На юристов часто жалуются: «Мудрено и казёно пишите». Только вот, если не напишешь сложно, не покажешь «работу» – может не понять клиент, который сам часто ожидает от юриста раздутый заумный текст.

Логичность и лаконичность должна быть в приоритете. С уставом НКО после регистрации нужно будет еще как-то работать.

Выводы

  • Уберите из устава задачи вообще. Опишите только цели и предмет деятельности.
  • В целях выразите общие идеи создания НКО и конкретизируйте их в видах деятельности.
  • Пишите просто, понятно, четко.

Какие еще ошибки допускают учредители НКО

Учредители часто допускают и другие ошибки. Одна из самых распространённых – некорректная формулировка в уставе некоммерческой организации положений о «предпринимательской деятельности». Эта ошибка – заслуженный № 2 моего рейтинга, т.к. нахожу её в каждом втором уставе. Однако, это уже тема для отдельной статьи.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Автономная некоммерческая организация «Центр Содействия Воспитанию и Образованию Детей и Молодёжи «Взгляд к Небу», именуемая в дальнейшем «АНО» или «Организация», является не имеющей членства социально-направленной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов, преследующей общественно — полезные цели.
1.1.1. Полное название Организации: Автономная некоммерческая организация «Центр Содействия Воспитанию и Образованию Детей и Молодёжи «Взгляд к Небу».
1.1.2. Сокращенное название Организации: АНО «Взгляд к небу».
1.2. Целью АНО является:
1.2.1. Воспитание у молодежи гражданственности, патриотизма, привлечения школьников и студентов к активным формам организации досуга, поиска новых форм внеучебной работы с учащимися;
1.2.2. выявление одаренных детей и создание условий для поддержки и развития детского творчества, художественно-эстетического воспитания детей и учащейся молодежи, развития способностей к самообразованию детей различных социальных категорий вне зависимости от места проживания и удаленности от центров образования и культуры жителей районов в различных областях РФ и за её пределами;
1.2.3. повышение информационно-графической культуры учащихся, развитие креативных свойств личности, развития интереса к поисковой и проектной деятельности с применением информационных технологий, расширение информационного пространства, освоение Интернет-технологий и широкого их внедрения в образовательный процесс;
1.2.4. повышение уровня подготовки педагогического состава образовательных учреждений;
1.2.5. создание детского виртуального сообщества, основанного на принципах свободомыслия, объективности и независимости суждений, сотрудничества, пропагандирующего активный и здоровый образ жизни;
1.2.6. включение детей и взрослых в новые формы содержательного досуга;
1.2.7. формирование умения позитивной организации досуга, отвлечение молодежи от негативных факторов общественного влияния.
1.3. Местонахождения: г. Смоленск.

2. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах.
2.2. АНО имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банковских учреждениях, фирменный бланк, символику, печать со своим полным наименованием на русском языке, угловой и другие штампы.
Символика АНО «Взгляд к небу» в виде горизонтальной надписи из заглавных букв «ВЗГЛЯД К НЕБУ» выполненных шрифтом КоЪо1о В1аск, кроме буквы «К» соединяющей слово «ВЗГЛЯД» и слово «НЕБУ», она выполнена шрифтом Сиргат Ке§и1аг и располагается в пятиконечной звезде и расположена под углом к горизонтали в 45 градусов. Вся символика выполнена с соотношением сторон 12:3 белым цветом на темном фоне если фон светлый, то символика синего-голубого цвета, в монохромной версии на белом фоне можно использовать черный цвет.
2.3. Организация не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
2.4. Учредители и руководители Организации не могут использовать имущество Организации в собственных интересах. Учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное им в собственность организации. Имущество, переданное АНО ее Учредителями, является собственностью этой организации. АНО осуществляет согласно действующему законодательству владение, пользование и распоряжение находящимся в ее собственности имуществом.
2.5. Учредители не отвечает по обязательствам созданной им организации, а АНО не отвечает по обязательствам своих Учредителей.
2.6. Организация, выполняя свои уставные задачи, действует в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.
2.7. АНО вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за границей. После создания филиала или представительства в установленном законодательством порядке в настоящий Устав вносятся соответствующие изменения, связанные с указанием наименования и места нахождения созданного обособленного подразделения.
2.8. АНО может на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации в порядке, установленном действующим законодательством.
2.9. АНО может участвовать в деятельности и сотрудничать в иной форме с международными, общественными и иными организациями.
2.10. АНО самостоятельно планирует свою деятельность, вправе привлекать для работы российских и иностранных специалистов, самостоятельно определять формы, системы, размеры и виды оплаты их труда.
2.11. АНО вправе совершать иные действия, предусмотренные действующим законодательством.
2.12. Срок деятельности Организации не ограничен.

3. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Для достижения своих целей АНО осуществляет следующую деятельность (не относящуюся к предпринимательской):
3.1.1. Организация зрелищно-развлекательных мероприятий, конкурсов, фестивалей;
3.1.2. Тренинги, мастер-классы и обучающие курсы с привлечением работников образования, актеров, режиссеров и прочих представителей творческих профессий;
3.1.3. Семинары по обмену опытом для работников сферы образования и культуры;
3.1.4. Содействие в организации туристических молодежных лагерей;
3.1.5 Организация и проведение спортивных мероприятий для активного отдыха и досуга молодежи;
3.1.6. Организация работы детских и молодёжных творческих коллективов (вокальные, хоровые, инструментальные, хореографические, фотокружки, кружки по видеоискусству, по созданию сайтов, кружки технического творчества).
3.1.7. Работа студии звукозаписи с изданием звукозаписей на различных носителях, фотостудии с изданием фотографий, плакатов, календарей и работа видеостудии.
3.1.8. Создание видеофильмов их прокат, создание полиграфической продукции (издание газет, брошюр, книг, буклетов, журналов), интернет сайтов и прикладного программного обеспечения с использованием баз данных с дальнейшей их обработкой для достижения общественно полезных целей, ради которых организация создана, производство и показ видеофильмов для выполнения стоящих перед Организацией задач и о проделанных мероприятиях (на разных видах носителей);
3.1.9. Производство радио- и телевизионных программ с дальнейшей трансляцией их через систему электросвязи и в сети Internet;
3.2. АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям АНО и необходимую для достижения общественно полезных целей, ради которых организация создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.
3.3. Прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческой организации не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации, а направляется на достижение целей, ради которых она создавалась.
3.4. Прибыль, полученная АНО в результате осуществления ею предпринимательской деятельности (через хозяйственные общества), не распределяется между ее участниками, а направляется на общественно полезные цели, ради которых создана Организация.

4. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1. Организация обязана вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и несет ответственность за ее достоверность.
4.2. Организация обязана предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3. Организация обязана представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — уполномоченный орган), документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом.
4.4. Организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
4.5. Финансовый год АНО совпадает с календарным.
4.6. Законодательством РФ и учредительными документами Организации могут быть предусмотрены иные права и обязанности Организации.

5. ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

5.1 Имущество, переданное Организации ее учредителями, участниками, является собственностью АНО. учредители, участники не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность АНО.
5.2. Источниками формирования имущества АНО являются:
5.2.1. Добровольные имущественные взносы и пожертвования.
5.1.2. Доход от реализации в пределах, установленных настоящим Уставом видов деятельности, работ и услуг.
5.3.3. Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам.
5.4.4. Доходы, получаемые от собственности Организации.
5.5.5. Другие, не запрещенные законом, поступления. Законами могут быть установлены ограничения на источники доходов Организации.
5.3. АНО могут быть созданы различные фонды (фонд накопления, оплаты труда и другие), порядок образования, назначение и размер отчислений в которые устанавливаются в положении о порядке использования средств соответствующего фонда.
5.4. АНО может иметь в собственности здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, другое недвижимое и движимое имущество, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иные объекты собственности. АНО может иметь в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством РФ земельные участки.
5.5. Переданное физическими и юридическими лицами, в том числе его учредителями, АНО в пользование имущество используется для достижения уставных целей АНО.
5.6. Полученный Организацией доход распределению учредителям, участникам АНО не подлежит.
5.7. АНО отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
5.8. Учредители, участники не отвечают по обязательствам АНО, которая, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителей, участников.

6. УЧРЕДИТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Учредителями АНО могут быть признаны юридические лица, поддерживающие уставные цели и выразившие желание содействовать их достижению, подчиняющиеся правилам настоящего устава.
6.2. Учредителями АНО могут выступать полностью дееспособные граждане или юридические лица, поддерживающие уставные цели и выразившие желание содействовать их достижению, подчиняющиеся правилам настоящего устава, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
6.3. Учредители формирует состав первого Правления — высшего коллегиального органа управления Организации.
6.4. Учредители осуществляют контроль деятельности Организации в порядке, определенном законом и указанном в настоящем Уставе.
6.5. Учредители имеет право:
6.6.1. Участвовать в управлении делами Организации в порядке, определенном настоящим Уставом.
6.6.2. Участвовать в заседаниях Правления.
6.6.3. Получать информацию о деятельности Организации в виде ежегодных отчетов, включая финансовую отчетность в объеме сведений, подаваемых в налоговые органы.
6.6.4. Вносить в Правление предложения.
6.7. Учредители обязаны:
6.7.1. Соблюдать Устав Организации.
6.7.2. Содействовать осуществлению уставной деятельности, реализации программ и мероприятий Организации.
6.7.3. Законодательством РФ и учредительными документами Организации могут быть предусмотрены иные права и обязанности Учредителя.
6.8. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава Учредителей АНО. По решению Учредителей АНО, принятому единогласно, в состав ее Учредителей могут быть приняты новые лица.

7. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

7.1. Высшим органом управления Организацией является коллегиальный орган — Правление Автономной некоммерческой организации (далее по тексту — «Правление»). Основной функцией Правления является обеспечение соблюдения Организацией целей, в интересах которых она создана.
7.2. Первоначальный состав Правления формируется из состава Учредителей, сроком на 1 год. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся по решению самого Правления в составе не менее 3-х человек.
7.3. К исключительной компетенции Правления относится решение следующих вопросов:
7.3.1. Изменение и дополнение настоящего Устава.
7.3.2. Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества.
7.3.3. Образование исполнительных органов АНО и досрочное прекращение их полномочий.
7.3.4. Реорганизовывать и ликвидировать АНО.
7.4. Заседание Правления правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины его членов.
При отсутствии кворума заседание откладывается и Председателем Правления устанавливается следующая дата заседания, но не более чем через 10 (Десять) дней от даты несостоявшегося заседания.
7.4.1. Решение заседания Правления по вопросам его исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов Правления, присутствующих на заседании при наличии кворума.
7.4.2. В остальных случаях решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании при наличии кворума.
7.4.3. Правление вправе рассматривать любые вопросы, касающиеся деятельности АНО.
7.4.4. Каждый член Правления обладает одним голосом.
7.5. Председатель Правления и Секретарь избираются на заседании Правления сроком на один год с правом последующего переизбрания.
Председатель Правления и Секретарь осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением заседаний Правления, хранением документации проведенных заседаний.
7.6. Заседания Правления собираются Председателем Правления и проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. По письменному требованию любого члена Правления в десятидневный срок Председателем Правления должно быть созвано внеочередное заседание Правления АНО. Председатель Правления открывает и ведет заседание. В случае отсутствия Председателя Правления его обязанности в полном объеме исполняет лицо, избранное Председательствующим на данном заседании.
7.7. Решения Правления фиксируются в протоколе заседания, подписываемом Председателем Правления и Секретарем заседания.
7.8. Правление при необходимости может создавать комитеты из своего состава с привлечением сотрудников АНО для предварительного рассмотрения отдельных вопросов.
7.9. АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Правления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе Правления.
7.10. Директор Автономной некоммерческой организации (далее — Директор) является единоличным исполнительным органом управления АНО, который избирается Правлением сроком на пять лет. Трудовые отношения с ним регулируются трудовым договором, который заключается от лица АНО Председателем Правления. Директор подотчетен Правлению Организации. Срок пребывания на должности Директора может быть прерван в любое время по решению Правления с предварительным уведомлением Директора в соответствии с действующим законодательством.
7.11. К компетенции Директора относятся следующие вопросы:
-в рамках своей компетенции без доверенности действует от имени АНО, представляет ее в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, органами власти и управления в Российской Федерации и за рубежом;
— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
— утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств АНО;
— участие АНО в других организациях;
— присутствует на заседаниях Правления без права голоса;
— обеспечивает выполнение решений Правления;
-принимает на работу и увольняет персонал организации в соответствии с действующем законодательством;
-в рамках своей компетенции без доверенности заключает от имени организации договоры;
-выполняет другие функции, вытекающие из настоящего устава, трудового договора.
Директор обязан предоставлять Правлению любую информацию об оперативной деятельности АНО по первому его требованию.
7.12. С Директором АНО трудовой договор, заключает от имени АНО Председатель Правления Организации на основании соответствующего решения Правления. На время отсутствия Директора его компетенция в полном объеме переходит к его заместителю на основании соответствующего приказа Директора или решения Правления АНО.
7.13. Надзор за деятельностью Автономной некоммерческой организации осуществляет ее Учредители.
7.14. Для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности АНО может пользоваться услугами специализированной аудиторской организации (внешний аудит).
7.15. Правление имеет право назначать ревизора сроком на 1 год, для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.

8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ АНО

8.1. Реорганизация АНО может происходить путем слияния, разделения, присоединения, выделения, преобразования, если иное не установлено законом. Автономная некоммерческая организация по решению своих Учредителей может быть преобразована в фонд.
8.2. Решение о реорганизации принимается Учредителями АНО квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
8.3. При реорганизации АНО ее права и обязанности переходят к правопреемникам Организации.
8.4. Процедура реорганизация АНО осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

9. ЛИКВИДАЦИЯ АНО

9.1. Организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими Федеральными законами.
9.2. Решение о ликвидации Организации может быть принято только Правлением АНО (с соблюдением порядка голосования, установленного настоящим Уставом), либо судом, в случаях, установленных законом.
9.3. Ликвидация производится ликвидационной комиссией, назначаемой Правлением, или органом, принявшим решение о ликвидации Организации.
9.4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами Организации.
9.5. Процедура ликвидации АНО осуществляется согласно действующему законодательству.
9.6. В случае ликвидации Организации, ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется ликвидационной комиссией на цели, указанные в настоящем Уставе, если иное не установлено законом. Ликвидационная комиссия несёт ответственность за ущерб причинённый Организации, а также третьим лицам, в соответствии с действующим законодательством.
9.8. Организация считается прекратившей свое существование с момента исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц.

10. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ УСТАВА

10.1. Настоящий Устав может быть изменен решением Правления АНО квалифицированным большинством в 2/3 голосов лиц присутствующих на заседании.
10.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Уставу регистрируются в соответствии с действующим законодательством.
10.3. Изменения настоящего Устава приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, если иное не установлено законом. Ни АНО, ни ее Учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Устав благотворительного фонда

1. Общие положения

(наименование юридического лица, ОГРН и дата свидетельства о регистрации, кем зарегистрировано,
местонахождение, ИНН, ОКПО)

(для физического лица: паспорт: серия, номер, кем выдан, дата выдачи, адрес)

1.4. Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное Фонду его Учредителями, является собственностью Фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам своих Учредителей.
1.5. Фонд является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между Учредителями и работниками Фонда в качестве их доходов. В случае получения дохода в результате деятельности Фонда он должен направляться на реализацию уставных целей.
1.6. Фонд использует имущество для целей, определенных в его Уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан Фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
1.7. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Фонд обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.
1.8. Фонд приобретает права юридического лица с момента государственной регистраци. Фонд имеет самостоятельный баланс или смету, круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки со своим наименование, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Фонд вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.
1.9. Фонд самостоятельно определяет направления своей деятельности, стратегию экономического, технического и социального развития.
1.10. Фонд вправе приобретать имущественные, а также личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
1.11. Фонд на правах собственника осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с Уставом.
1.12. Фонд может создавать свои представительства в Российской Федерации и за рубежом. Представительства действуют от имени Фонда в соответствии с Положениями, утвержденными Советом Фонда.
1.13. Фонд отвечает по своим обязательствам имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание.
1.14. Фонд не отвечает по обязательствам государства и Учредителей Фонда. Государство и его органы не отвечают по обязательствам Фонда.
1.15. Местонахождение Фонда: ____________________________________. По данному адресу располагается исполнительный орган Фонда — Председатель Общего собрания.
1.16. Фонд создается без ограничения срока деятельности / Фонд создается сроком на __________ .

2. Цели и задачи фонда

2.1. Основной целью Фонда является оказание материальной и иной помощи оставшимся без попечения родителей несовершеннолетним, а также пенсионерам, беженцам, вынужденным переселенцам и другим категориям социально незащищенных лиц независимо от их национальности, гражданства, вероисповедания.
2.2. Основными видами деятельности Фонда являются:
— благотворительная деятельность;
— оказание помощи пенсионерам лекарствами и питанием;
— оказание материальной помощи несовершеннолетним, беженцам, бездомным и неимущим;
— осуществление торговых, посреднических и иных коммерческих операций в целях использования полученных доходов для благотворительных целей и решения иных задач в соответствии с Уставом;
— обеспечение трудовыми местами беженцев, вынужденных переселенцев и иных категорий социально незащищенных трудоспособных лиц;
— выплата денежного обеспечения лицам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, и другим нуждающимся;
— создание в РФ хозяйственных обществ, а также участие в деятельности хозяйственных обществ.
Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Фонд вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.
Фонды могут объединяться в ассоциации и союзы, создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в реализации уставных целей.

3. Учредители и участники фонда

3.1. Граждане и организации могут принимать участие в деятельности Фонда как путем внесения добровольных пожертвований, предоставления в безвозмездное пользование имущества, так и путем оказания организационного и иного содействия Фонду при осуществлении им своей уставной деятельности.
Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх