Куперс

Бухучет и анализ

Увеличение подоходного налога в России

Налоговые агенты

Налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию налогов с налогоплательщиков и их дальнейшему перечислению в государственный бюджет.

В России налоговыми агентами признаются:

  • российские организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • обособленные подразделения иностранных компаний.

Подавляющее большинство налоговых агентов России составляют индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся работодателями.

Работодатели, выступая в роли налоговых агентов, обязаны с доходов, выплачиваемых своим сотрудникам, рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.

При этом подоходный налог (НДФЛ) работодатели должны удерживать в полной мере как с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, так и с выплат физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание, до начала 2020 года уплата НДФЛ за счёт средств работодателя не допускалась. Однако с указанной даты пункт 9 статьи 226 НК РФ изложен в новой редакции. Суть в следующем: если налоговая проверка выявит, что агент (работодатель) неправомерно не удержал НДФЛ (удержал его не полностью), то недоимку могут взыскать из его средств.

Порядок расчета НДФЛ

НДФЛ за работника рассчитывается по следующей формуле:

НДФЛ = (Доход работника за месяц – Налоговые вычеты) x Налоговая ставка

Подоходный налог рассчитывается по окончанию каждого месяца нарастающим итогом с начала налогового периода (т.е. учитываются суммы налогов удержанные в предыдущих месяцах). Налоговым периодом признается календарный год.

При расчёте НДФЛ учитывается весь доход, который работодатель выплачивал своему сотруднику в течение календарного месяца, за исключением тех доходов, которые по закону НДФЛ не облагаются (ст. 217 НК РФ).

Налоговая ставка для расчёта подоходного налога составляет 13% (практически для всех доходов выплачиваемых сотрудникам) или 30% (в случае выплат иностранным работникам). С 2015 года при выплате дивидендов применяется налоговая ставка 13%.

При расчёте подоходного налога величина налоговой базы может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов. Применять налоговые вычеты можно только для доходов, облагаемых по ставке 13% (за исключением дивидендов).

Порядок и сроки уплаты НДФЛ в 2020 году

Работодатели обязаны удерживать и перечислять НДФЛ один раз по итогам каждого месяца. Делать это необходимо не позднее следующего дня после выплаты зарплаты (при окончательном расчёте дохода работника за месяц).

НДФЛ с аванса

Согласно трудовому законодательству зарплата должна выплачиваться не реже чем один раз в полмесяца, то есть как минимум два раза в месяц (аванс + зарплата). С октября 2016 года изменились сроки выплаты заработной платы. Если ранее работодатель мог выдавать ее в любой промежуток времени, но не реже 2 раз в месяц, то теперь заработная плата должна быть перечислена сотруднику не позднее 15 числа следующего месяца. Несмотря на то, что аванс является частью зарплаты, непосредственно в день выплаты аванса НДФЛ удерживать не нужно.

НДФЛ с отпускных выплат

С 2016 года НДФЛ с отпускных, пособий и больничных стало возможным перечислять не позднее последнего числа того месяца, в котором они были перечислены сотруднику (до этого подоходный налог нужно было перечислять в день их фактической выплаты).

НДФЛ в случае увольнения сотрудника

В случае увольнения сотрудника НДФЛ необходимо удерживать и перечислять в тот же день, когда ему был выплачен расчёт в связи с его увольнением.

Если трудовые отношения были прекращены до истечения календарного месяца, датой фактического получения дохода считается последний день работы, за который работнику начислен доход.

НДФЛ за выплаты по договорам ГПХ

Выплаты по договорам гражданско-правового характера не относятся к оплате труда и регламентируются не ТК РФ, а Гражданским кодексом.

В соответствии с этим, датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода по договору ГПХ (в том числе и для выплаченных авансов).

Поэтому НДФЛ с авансов и выплат по договорам ГПХ необходимо удерживать и перечислять в день их фактической выплаты.

Как оплатить НДФЛ

Удержанный с сотрудника НДФЛ работодатель должен перечислять в бюджет налогового органа, в котором он состоит на учёте. Узнать банковские реквизиты своего налогового органа можно при помощи этого сервиса.

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять удержанный подоходный налог как по месту нахождения главного офиса, так и по месту нахождения каждого из подразделений. Однако с 2020 года введено новое правило. Если есть несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, можно выбрать одну инспекцию. О своем выборе нужно уведомить налоговые органы не позднее 1 числа налогового периода.

Обратите внимание, в 2020 году ФНС продлила срок уведомления налоговых органов о выбранной инспекции. Это нужно сделать до 31 января 2020 года (письмо ФНС от 25.12.2019 № БС-4-11/26740@). Тем, кто успеет, можно будет платить НДФЛ и сдавать отчетность по нему только в одну ИФНС. Со следующего года инспекцию можно изменить.

В 2020 году работодателям для перечисления НДФЛ необходимо применять такой же КБК, что и в 2019 году:

КБК 182 1 01 02010 01 1000 110.

Учет и отчётность работодателей по НДФЛ

В слайдерах ниже перечислены виды отчетности, которую необходимо сдавать за работников по НДФЛ.

Обратите внимание! Если компания или ИП выплачивает денежные средства более 10 физлицам, то с 1 января 2020 формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ нужно сдавать строго в электронном виде. Ранее такая обязанность возлагалась на тех, у кого работает 25 и более человек.

Регистр налогового учёта

Работодатели обязаны вести внутренний учёт выплаченных доходов, предоставленных налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по каждому сотруднику. Делать это необходимо в регистрах налогового учета.

Законом форма налогового регистра не утверждена, поэтому организации и ИП должны самостоятельно разработать свою форму этого документа (cкачать образец).

Справка по форме 2-НДФЛ

Ежегодно, до 1 марта, работодатели обязаны (на основании данных заполняемых в налоговых регистрах) по каждому своему сотруднику составить и передать в ИФНС справки по форме 2-НДФЛ. В 2020 году 1 марта приходится на воскресенье. Поэтому 2-НДФЛ за 2019 год необходимо подать до 2 марта 2020 года.

Обратите внимание! Срок сдачи формы 2-НДФЛ изменился с 2020 года. Ранее до 1 марта нужно было подать только справку с признаком «2» (означает, что налог не удержан агентом), а 2-НДФЛ с признаками «1» и «3» подавались до 1 апреля.

Расчет по форме 6-НДФЛ

Ежеквартально работодатели должны сдавать расчет 6-НДФЛ. Крайний срок подачи – последнее число первого месяца следующего квартала.

Обратите внимание, что с 2020 года введен новый срок подачи 6-НДФЛ за год — до 1 марта следующего года. Это значит, что 6-НДФЛ за 2019 год нужно подать до 2 марта 2020 года (перенос из-за выходных).

«АиФ» рассказывает, как за годы существования СССР менялась ставка подоходного налога с граждан.

1920-е гг.

Подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам и зависел от рода деятельности. С 1924 года он дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, а также кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму. В 1926 году была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три размера ставок. Рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых доходов могла доходить до 41%. Средняя заработная плата в месяц в 1920-е годы составляла 46- 56 рублей, а стоимость килограмма хлеба — 20 копеек.

1940-е гг.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

1960-е гг.

В 1960-е годы подоходный налог с физических лиц решили отменить. По инициативе Никиты Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В 1960 году Верховный Совет принял закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих», но он так и не заработал. Спустя два года Президиум Верховного Совета СССР Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.

1980-е −1990-е гг.

С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю. Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли.

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Сколько тратится на больных с редкими заболеваниями

В 2020 году на обеспечение всех пациентов с жизнеугрожающими орфанными (редкими) заболеваниями из региональных бюджетов планируется потратить порядка 10 млрд руб., а федеральная программа предусматривает расходы порядка 35 млрд руб., сообщила РБК руководитель проектного офиса «Редкие (орфанные) болезни» Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Елена Красильникова. Кроме того, есть пациенты с редкими заболеваниями, которые не учитываются ни в одном из федеральных регистров, но они частично обеспечиваются по инвалидности из региональных бюджетов. Сколько тратится на такие группы пациентов с редкими заболеваниями, сложно сказать, отметила эксперт, добавив, что в эпидемиологический список орфанных болезней входит порядка 260 заболеваний, но программно оформлены и финансируются по принципу орфанного заболевания только 28.

Из объявленных инициатив решение по НДФЛ является самым ярким и значимым в долгосрочном плане, полагает политолог Александр Пожалов. «Это пусть пока и достаточно аккуратный, но четкий шаг от плоской к прогрессивной шкале и тем самым — ответ на возрастающий запрос победневшего за последние годы общества на социальную справедливость, шаг навстречу левым силам», — добавляет он. Высокие зарплаты топ-менеджмента госкорпораций раздражают основную массу жителей России, и это решение адресовано именно им, отмечает политолог Дмитрий Фетисов. Изменение шкалы НДФЛ для обеспеченных россиян обусловлено скорее общественным запросом на социальную справедливость, а не фискальными соображениями (60 млрд руб. — слишком маленькая сумма в масштабах бюджета), говорилось ранее в комментарии рейтингового агентства НКР.

Об обсуждении повышения ставки НДФЛ для обеспеченных россиян на прошлой неделе сообщали источники Forbes и РБК. Источник, близкий к администрации президента, говорил РБК, что сейчас «идеальная ситуация санкционно-пандемическая» для увеличения ставки НДФЛ с высоких зарплат. По его словам, идею увеличения ставки НДФЛ продвигал бывший министр экономического развития, помощник президента Максим Орешкин. Вопрос повышения НДФЛ обсуждался с премьер-министром Михаилом Мишустиным и экономическим блоком правительства, сказал РБК источник в правительстве. «Первый вариант был 3 млн руб.», — отметил собеседник РБК. По его словам, Мишустин был изначально против. Ранее в Госдуме премьер выступал против прогрессивной шкалы НДФЛ. «Но, учитывая, что сумма достаточно высокая и это была инициатива президента, остановились в дискуссии на сумме 5 млн, точнее, более 5 млн», — сказал источник РБК.

Еще один источник, близкий к правительству, рассказал РБК, что идея повышенного НДФЛ для россиян с высоким доходом прорабатывалась еще в конце прошлого года при подготовке январского послания президента Федеральному собранию. Другой собеседник РБК, близкий к правительству, сказал, что тема повышения НДФЛ обсуждалась еще год назад во время работы кабинета министров Дмитрия Медведева, но тогда до принятия решения дело не дошло.

Два года назад Владимир Путин говорил, что от введения прогрессивной шкалы НДФЛ «фискальный результат почти нулевой, а шума много». В феврале 2020 года министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК заверил, что до 2024 года принципы налогообложения останутся неизменными, а к вопросу прогрессии НДФЛ можно вернуться через четыре года.

На днях президент вернул в агитационную повестку по голосованию поправок в Конституцию (намечены на 1 июля) тему «поправки Терешковой» (об обнулении президентских сроков) и не исключил для себя возможность в случае одобрения поправок баллотироваться снова, напомнил Пожалов. На этом фоне инъекция социального оптимизма должна повысить и явку на голосование, и поддержку поправок, вернув президенту заколебавшуюся на фоне кризиса часть избирателей, отметил политолог.

Повышение подоходного налога затронет незначительную долю россиян, но имеет большой потенциал расширения в будущем, полагает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. «Как и с налогом на депозиты, вероятно, отрабатываются механизмы для запуска полноценного прогрессивного налога», — считает он. После «тренировки» на небольшой группе налогоплательщиков через год-полтора возможно повышение ставки НДФЛ и снижение планки доходов, ожидает Табах. Кроме того, отрабатывается федерализация части НДФЛ, все доходы от которого сейчас поступают в региональные бюджеты. НДФЛ — региональный налог (85% зачисляется в бюджет субъекта, 15% — муниципалитета). Однако из слов президента следует, что дополнительный налог на состоятельных граждан в размере 2 п.п. будет централизовываться на уровне федерального бюджета, откуда будет перенаправляться на цели лечения детей.

Еще раз по 10 тыс. семьям с детьми

Самой масштабной антикризисной мерой поддержки стала разовая выплата в июне 10 тыс. руб. на каждого ребенка от трех до 16 лет. Во вторник президент объявил о выплате 10 тыс. руб. еще раз, в июле, но теперь разовое пособие смогут получить все дети с рождения до 16 лет, то есть свыше 27 млн детей. На финансирование выплаты будет направлено более 274 млрд руб., сообщил глава Минтруда Антон Котяков.

«По сути, это деньги, раздаваемые людям в целях повышения покупательной способности населения и тем самым стимулирования экономики, — считает Фетисов. — А учитывая, что российское общество в целом находится в тяжелом экономическом положении и привыкло жить по принципу «деньги нужны сейчас, а потом заработаем», то какой-то прирост на 5–7% голосов за поправки это вполне может прибавить».

Расширение льготной ипотеки

Программа субсидирования ставок по ипотеке до 6,5% начала действовать в апреле, поучаствовать в ней можно до 1 ноября 2020 года. Субсидировать ставку по кредитам будут на весь срок ипотеки. С апреля льготные ставки действуют для квартир на первичном рынке, для которых покупатель берет кредит не более 3 млн руб.; для Москвы, Московской области, Петербурга и Ленинградской области лимит выше — до 8 млн руб. Первоначальный взнос по кредиту был установлен на уровне 20%, затем президент поручил его снизить до 15%.

23 июня Путин предложил расширить программу субсидированной ипотеки под 6,5% на более дорогое жилье. Как сказал президент, речь идет о жилье стоимостью до 12 млн руб. в Петербургской и Московской агломерациях и 6 млн руб. — для других регионов. Сейчас госпрограмма субсидирования ипотеки опирается не на стоимость квартир, а на размер кредитов. На запрос РБК о новых параметрах программы в Минфине ответили, что они еще прорабатываются.

О том, что программу льготной ипотеки необходимо расширить, на прошлой неделе сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, с момента запуска программы льготной ипотеки в банки поступило 170 тыс. заявок, большинство из них было одобрено. Было выдано 40 тыс. кредитов на сумму около 100 млрд руб. Всего программа рассчитана на выдачу до 250 тыс. кредитов. С новыми вводными ожидается рост спроса на квартиры большей площади, а также интерес к проектам класса «комфорт+», сообщили в пресс-службе группы ПИК. Коммерческий директор группы МИЦ Геннадий Дикалов также рассчитывает на рост спроса в проектах бизнес-класса. «С увеличением лимита мы ожидаем дополнительного роста спроса со стороны покупателей-ипотечников. Рост максимальной суммы кредита в полтора раза — с 8 млн до 12 млн руб. — позволяет покупателям, которые ранее ориентировались на комфорт-класс, приобрести жилье бизнес-класса, выбрать квартиру с большим числом комнат или в более престижном районе», — констатирует директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова.

По оценке аналитического центра «Дом.РФ», после расширения госпрограммы по льготной ставке возможно будет купить до 95% квартир в новостройках, продающихся сейчас в России.

Налоговый маневр для ИТ-компаний

Владимир Путин предложил снизить ставку страховых взносов для ИТ-компаний почти вдвое, с 14 до 7,6%, налог на прибыль сократить с 20 до 3%, что, по словам президента, «не только сравнимо, а даже лучше, чем в таких привлекательных сегодня для ИТ-бизнеса юрисдикциях, как индийская и ирландская». Обе меры будут действовать бессрочно, подчеркнул Путин.

Разработать комплексный налоговый маневр для ИТ-отрасли президент поручил 10 июня по итогам совещания о развитии отрасли. Тогда президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров предложил снизить или отказаться от взимания НДС с ИТ-компаний, работающих по сервисной модели, и отказаться от страховых взносов как минимум до конца 2020 года, а также снизить до 2% налог на прибыль для компаний — экспортеров ПО. На днях о деталях готовящегося документа сообщили «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский назвал бессрочное снижение налогов на зарплату одним из важнейших решений для ИТ-отрасли. «Оно позволяет контрактным разработчикам расширить долю на рынках с жесткой ценовой конкуренцией, а продуктовым компаниям — прямо пропорционально снижению налогов увеличить объем собственных инвестиций в развитие, так как для них зарплата разработчиков — это инвестиционные расходы», — заявил он. Глава Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев отметил, что названные меры «точно помогут ИТ-компаниям не просто выжить, но и работать полностью в белой зоне». По его словам, «это выгодно государству и бизнесу и позволит строить долговременные бизнес-планы».

Однако снижение налога на прибыль позитивно скажется на отрасли только в том случае, если ИТ-компании покажут прибыль, указала гендиректор ГК InfoWatch Наталья Касперская. Она отметила, что по результатам опроса ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» в апреле—мае прибыль снизилась на 45–47% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. «Российским разработчикам, среди которых очень много средних предприятий, не ожидающих прибыли, а пытающихся просто выжить, эта мера не поможет. Поможет им только признание ИТ-отрасли пострадавшей от пандемии и получение льгот по аренде на 50%, отсрочки по налогам на год, доступных субсидий на зарплату своим квалифицированным и довольно дефицитным специалистам», — подчеркнула Касперская.

Партнер Deloitte Антон Зыков не исключил, что возможны ситуации, в которых компании, не занимающиеся ИТ, попробуют получить эти льготы, и напротив, некоторым ИТ-компаниям по формальным признакам не удастся получить льготы. «Но, во-первых, это только предложения президента, которые должны материализоваться в законопроекты. На их разработку и принятие есть полгода, поэтому за полгода законодатели могут успеть с аналитиками и представителями отрасли выработать подходящие правила игры. Во-вторых, мы высоко оцениваем возможности ФНС реагировать на потенциальные злоупотребления», — объяснил он.

Попытка вывести из тени активы за рубежом

Президент объявил об упрощении налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний (КИК). Теперь российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — смогут уплачивать фиксированные 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности, заявил Владимир Путин.

Налогообложение КИК было введено в 2015 году, но оно так и не сумело стать источником серьезных поступлений в бюджет. Например, в 2019 году в бюджетную систему пришло лишь 4,1 млрд руб. НДФЛ с доходов бенефициаров КИК и налога на прибыль КИК, за первый квартал 2020 года — 1,44 млрд руб., следует из данных ФНС. Консалтинговая фирма BCG недавно оценила, что россияне держат за рубежом более $400 млрд активов. Причина низких поступлений от КИК — в том числе сложные правила налогообложения. Часть российских бизнесменов отказались от налогового резидентства России, чтобы не декларировать прибыль КИК.

Бенефициар КИК (физическое лицо) должен платить налог 13% с прибыли офшорной компании. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности. Для целей налогообложения определенные доходы не учитываются в прибыли КИК (в частности, доходы от переоценки ценных бумаг), ее также можно уменьшить на сумму распределенных дивидендов. Кроме того, сумму налога можно уменьшить на корпоративные налоги, выплачиваемые с прибыли КИК в иностранном государстве. Наконец, если КИК получила доход менее 10 млн руб. в рублевом эквиваленте, он не подлежит налогообложению.

В ноябре 2019 года РБК писал, что один только российский миллиардер Владимир Лисин (бенефициар НЛМК) обеспечил до 3/4 всех выплат НДФЛ с прибыли контролируемых иностранных компаний в России за январь—сентябрь 2019 года. Других столь же крупнейших плательщиков налога с прибыли КИК не нашлось.

Инициатива президента прежде всего направлена на то, чтобы в очередной раз попытаться вывести из тени тех, кто до сих пор пытается оставаться вне зоны контроля, полагает партнер Amond & Smith Сергей Назаркин. Это может быть интересно лишь тем, у кого размер прибыли за вычетом местных налогов составляет весьма существенные суммы — им теперь достаточно будет заплатить фиксированную сумму 5 млн руб., полагает он. «Но тогда, очевидно, возникает желание раскопать, сколько же все-таки компания зарабатывает денег, пусть не сейчас, а спустя какое-то время. И если нашему государству в целом удалось заставить собственников иностранных компаний раскрыть свои активы в РФ, чтобы как минимум избежать штрафов, то инициатива заставить массово платить фиксированную сумму налога на нераспределенную прибыль КИК выглядит практически нереалистичной задачей», — считает он.

Идея о фиксированном платеже с прибыли КИК пока «вызывает много вопросов», считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. «Сейчас большое количество компаний применяет льготы по правилам КИК. Пока неизвестно, придется ли им платить 5 млн руб. Кроме того, если сейчас компания платит миллионы долларов налога на прибыль КИК, удивительно, что по новым правилам она вдруг должна будет отдавать в бюджет всего 5 млн руб.», — заметила она.

При изменении налогообложения КИК необходим переходный период семь—десять лет, считает руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин: «Было бы правильно на время сохранить статус нерезидентов для тех бизнесменов, которые вернутся в Россию. С одной стороны, это позволит вернуть российских бизнесменов, которые сейчас в принципе ничего не платят в России, а с другой стороны — пополнить бюджет. В будущем такие бизнесмены станут полноценными российскими налогоплательщиками».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх