Куперс

Бухучет и анализ

Виды износа и методы его определения

14 января 2015

Одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является износ, которому с начала эксплуатации подвергаются машины и оборудование, но определение и оценка износа машин достаточно трудоемкая задача.

В.Ю. Белопашенцев, эксперт-автотехник, практикующий оценщик машин и оборудования с 1997 г., – о методах определения различных видов износа.

Износ – это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны – соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки.

Оценщики в качестве основных факторов устаревания, а значит, обесценения машин и оборудования учитывают физический, функциональный и экономический износ.

При оценке машин и оборудования важно учитывать все три вида износа, это обусловлено следующими причинами:

а)относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности физического износа на их стоимость;

б)высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;

в)относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему (экономическому) износу этого оборудования.

Примечание

При использовании доходного подхода не требуется специальный учет какого-либо износа, т.к. влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что, чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.

При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний (экономический) износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов (взвешены на весах рынка).

Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Свс) последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа.

Простая зависимость

При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость оценки объекта оценки. Физический износ машины приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С) и физический износ машины связаны простой зависимостью:

С = Св – Сиз физ = Свx (1 – Киз физ), (1)

где Св – полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) машины,

Сиз физ – стоимость физического износа машины,

Киз физ – коэффициент ее физического износа.

Киз физx Св = Сиз физ (2)

Как видно из формулы (1), Киз физ представляет собой долю стоимости воспроизводства, которую машина потеряла вследствие физического износа.

Методы определения

Известны следующие методы определения степени физического износа машин при их оценке.

  1. Метод экспертизы физического состояния.
    Смысл при применении этого метода заключается в сопоставлении объекту оценки одного из множества описаний его возможных технических состояний, в которых он может оказаться в результате износа.
    Обычно такое множество имеет вид экспертных шкал и таблиц, строки которых соответствуют различным состояниям и стадиям износа объектов оценки, с указанием соответствующих коэффициентов физического износа. Пример такой шкалы приведен в таблице.
    Чтобы связать износ машины с ее стоимостью, таблицы-шкалы для определения коэффициентов износа обычно строят на основе обработки статистической информации о ценах новых и бывших в эксплуатации машин.

Оценочная шкала

Физический

износ (%)

Оценка

технического состояния

Характеристика технического

состояния

0 – 5

Новое

Новое, установленное, но еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии.

10
15

Очень хорошее

Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии.

Хорошее

Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии

Удовлетворительное

Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей (подшипники, вкладыши и т.п.)

Условно пригодное

Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей (двигатель и т.п.)

Неудовлетворительное

Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта (например, замены рабочих органов основного агрегата)

97,5 – 100

Негодное к применению

или лом

Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь (скраповая стоимость).

Метод экспертизы физического состояния оценщик достаточно точно может применить только в ситуациях, когда он хорошо знаком с объектом оценки. В остальных случаях при определении коэффициента физического износа этим методом оценщик может привлекать квалифицированных специалистов в области эксплуатации оборудования для консультаций по его техническому состоянию (независимых экспертов).

  1. Метод эффективного возраста
    Для оценки износа машин вводится понятие эффективного возраста (Тэф). Если хронологический возраст (Т) – это количество лет, прошедших со времени создания машины, то эффективный возраст (Тэф) – это возраст, соответствующий физическому состоянию машины, отражающий фактическую наработку машины за срок (Т) и учитывающий условия ее эксплуатации. Знание эффективного возраста объекта оценки позволяет более обоснованно судить о его износе.
    Киз физ= Тэф/Тн,
    где Тн – нормативный срок службы машины.
    Обычно для определения Тэф экспертно оценивают остающийся срок службы Тост объекта оценки до его изъятия из эксплуатации и списания. В этом случае
    Тэф= Тн – Тост
    Определение остающегося срока предполагает, что оценщику известно, как машина будет эксплуатироваться с момента оценки до самого окончания срока ее службы (сменность, нагрузки, условия работы и т.п.).
  2. Экспертно-аналитический метод
    Метод предполагает определение коэффициента физического износа машины при одновременном учете ее хронологического возраста и экспертной балльной оценки физического состояния. В данном случае коэффициент физического износа получается на основе цен на подержанные и новые машины и оборудование, т.е. он отражает реакцию вторичного рынка на степень физического износа машин и оборудования.
  3. Метод средневзвешенного хронологического возраста
    Метод может быть применен тогда, когда после нескольких лет эксплуатации машины заменен ряд агрегатов и деталей, и их возраст оказался разным. В этом случае коэффициент физического износа может быть рассчитан по формуле
    Киз физ = Тср/взв/ Тн,
    где Тср/взв – средневзвешенный хронологический возраст машины.
  4. Метод ухудшения главного параметра
    Метод предполагает, что физический износ проявляется в ухудшении какого-либо одного характерного эксплуатационного параметра машины: производительности, точности, мощности, расхода топлива и т.д.
    Если такой параметр найден для данного вида машин, то коэффициент физического износа рассчитывается следующим образом:
    Киз физ = 1 – (Х/Хо)*n,
    где Х, Хо – значение главного параметра машины в начале эксплуатации и на момент оценки,
    n – показатель степени (0,6-0,8)

Продолжение следует.

Подготовила Наталья Панасенко

Физический износ представляет собой естественный процесс ухудшения характеристик оборудования во время его эксплуатации под воздействием многих факторов, таких как: трение, коррозия, старение материалов, вибрация, флуктуации температуры и влажности, качество обслуживания и др. Рост физического износа приводит к увеличению вероятности аварийных отказов оборудования и к снижению качественных характеристик выпускаемой с помощью этого оборудования продукции, что ведет к уменьшению остаточного срока службы всего изделия или некоторых его узлов и деталей.

Различают следующие виды физического износа:

  • механический износ, результатом которого является снижение точности (отклонение от параллельности и цилиндричности);
  • абразивный износ — появление царапин и задиров на сопрягаемых поверх ностях;
  • смятие, вызывающее отклонение от плоскостности;
  • усталостный износ, ведущий к появлению трещин, излому деталей;
  • заедание, которое проявляется в прилипании сопрягаемых поверхностей;
  • коррозионный износ, проявляющийся в окислении изнашиваемой поверхности.

По причине, вызвавшей износ, физический износ бывает первого рода и второго рода.

Физическим износом первого рода называется износ, накопившийся в результате нормальной эксплуатации.

Физическим износом второго рода называется износ, возникающий вследствие стихийных бедствий, аварий, нарушений норм эксплуатации и т.д.

По времени протекания различают износ непрерывный и аварийный.

Непрерывным износом называется постепенное снижение технико-экономических показателей объекта при правильной, но длительной его эксплуатации. Один из видов непрерывного износа — механический износ узлов и деталей, влияющий в основном на движущиеся части машин и механизмов.

Аварийный износ по внешним причинам связан с ошибками персонала, резкими скачками питающих напряжений, несоответствием между требуемыми и имеющимися расходными материалами.

Скрытым износом называется износ, который непосредственно не влияет на технические параметры оборудования, но увеличивает вероятность аварийного износа.

По степени и характеру распространения различают глобальный и локальный виды износа.

Глобальным износом называется износ, распространяющийся на весь объект в целом.

Локальным износом называется износ, в разной степени поражающий различные узлы и детали объекта.

По технической возможности и экономической целесообразности восстановления утраченных потребительских свойств физический износ бывает устранимым и неустранимым.

Устранимый износ — износ, устранение которого физически возможно и экономически оправдано, т.е. износ, допускающий ремонт и восстановление объекта с технической точки зрения и оправданный с точки зрения экономической.

Неустранимый износ, т.е. износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение (ремонт оборудования или замену деталей или узлов) превышают прирост стоимости соответствующего объекта.

По форме проявления физический износ бывает техническим и конструктивным.

Техническим износом называется снижение фактических значений технико-экономических параметров объекта по сравнению с нормативными, паспортными данными.

Конструктивным называется износ, под которым понимается ухудшение защитных свойств внешних покрытий.

Другим проявлением износа служит увеличение издержек на изготовление продукции в части материалов, энергии, а также расходов на техобслуживание и ремонт, значительно превышающих средний уровень затрат для аналогичного нового оборудования. Иногда с увеличением физического износа увеличения издержек не происходит и затраты остаются ниже среднего уровня. Подобная ситуация может указывать на наличие отложенного ремонта и увеличение скрытого износа.

Величина физического износа объекта в процессе эксплуатации зависит от множества факторов:

  • степени загрузки объекта, продолжительности работы, интенсивности использования;
  • качества объекта — совершенства конструкции, качества материалов и т.д.;
  • особенностей технологического процесса, степени защиты объекта от внешней среды;
  • условий эксплуатации — наличия пыли и абразивных загрязнений, повышенной влажности и т.д.;
  • качества ухода;
  • квалификации обслуживающего персонала.

В результате физического износа снижается производительность машин и оборудования. Это вызвано в первую очередь увеличением простоев, вызванных ремонтом и обслуживанием, уменьшающих полезный фонд рабочего времени. Кроме того, износ машины с некоторого момента времени начинает сказываться и на ряде технических параметров, что также снижает выработку. Например, у металлорежущего оборудования падает точность обработки, в результате требуются более частые проверки и подналадки, увеличивается выход бракованной продукции. По статистике производительность падает до 25% за 10 лет эксплуатации .

Величина физического износа зависит от срока службы и ресурса. Срок службы измеряется календарной продолжительностью эксплуатации машин и оборудования до наступления предельного состояния, а ресурс — наработкой. Для разных видов техники установлены нормативные сроки службы. Однако реальные сроки службы машин сильно варьируются, как отмечалось выше, из-за воздействия многих факторов: интенсивности и режима эксплуатации, наличия пиковых нагрузок, качества и периодичности технического обслуживания и ремонтов, состояния окружающей среды и т.д.

Оборудование с износом до 5% условно можно отнести к новому, т.к. в таком состоянии у него еще нет видимых дефектов и практически не изменены технические параметры. Со временем технические параметры начинают заметно ухудшаться, накапливаются видимые дефекты, оборудование начинает быстро дешеветь. Постепенно темп изменения стоимости оборудования падает, оно пригодно к дальнейшей эксплуатации, но требует ремонта или замены короткоживущих элементов уже на данной стадии эксплуатации. Такое положение сохраняется достаточно долго, но, начиная с какого-то момента, некоторые детали и узлы начинают выходить из строя, технические параметры оборудования резко ухудшаются, оно начинает резко дешеветь.

При переходе в стадию предельного износа изделие не способно выполнять целый ряд функций и в любой момент может полностью выйти из строя. В нормативно-технической документации для каждого вида машин и оборудования указывается критерий предельного состояния. Характерной особенностью данной стадии является экономическая нецелесообразность ремонта изделия в случае его выхода из строя. Эта стадия отсутствует у целого ряда изделий, например, ядерный реактор демонтируют, не доводя до предельного состояния.

Работоспособное состояние любой, даже очень старой машины, можно восстановить, поэтому такие машины можно эксплуатировать значительно дольше срока их экономической жизни, заменяя выходящие из строя детали и узлы новыми.

В какой-то момент времени машина ломается и больше не может выполнять своих функций, ее стоимость резко падает до некоторого уровня — утилизационной стоимости.

Процесс развития физического износа протекает неравномерно и соответственно неравномерно снижается стоимость объекта.

Технологические методы определения физического износа основаны на осмотре объектов оценки, испытании в различных режимах работы, измерении параметров и характеристик, оценке реального износа важнейших узлов, выявлении и оценке внешних и внутренних дефектов и потери товарной стоимости. При прямом определении износа производятся различные испытания его технических параметров, при этом могут измеряться как все значимые параметры функционирования изделия, так и только основные. Например, при испытаниях станков измеряются такие параметры, как минимальная и максимальная скорость оборотов шпинделя, максимальная мощность, расход электроэнергии, сила вибрации различных узлов при различных степенях загрузки, электрическое сопротивление силовых кабелей, а также измеряются все параметры изготовленного на данном станке тестового изделия.

Москва, «Русская оценка», Редактор В.П. Антонов

Износ автомобиля – это количественная мера физического старения под влиянием внешних и внутренних факторов, полученная в процессе эксплуатации автомобиля и характеризующая состояние как всего автомобиля в целом, так и его отдельных элементов (узлов, деталей).

При оценке автомобиля разделяют две разновидности износа: физический (естественный, эксплуатационный) и моральный.

Основными причинами возникновения физического износа автомобиля, является изнашивание, физико-химические изменения деталей, пластическая деформация и усталость металла, коррозионные разрушения, которые в большей степени зависят от срока эксплуатации, пробега (наработки), класса автомобиля, а также условий и интенсивности режима его эксплуатации. В итоге, указанные факторы приводят к предельному состоянию автомобиля, при достижении которого его эксплуатация становится невозможной. То есть со временем физический износ автомобиля приводит к утрате им первоначальной потребительской стоимости, автомобиль постепенно приходит в негодность и требует замены полностью (или отдельных узлов, деталей).

Расчет износа автомобиля проводится по формуле:

Иф = (И1Пф+И2Дф)*А2*А3*А4, где

И1 – показатель износа по пробега (в процентах на 1000 км.);

И2 – показатель износа по временному показателю (в процентах за один год эксплуатации);

Пф – фактический пробег автомобиля на дату оценки с начала эксплуатации (км.);

Дф – фактический срок эксплуатации автомобиля (в годах, с точностью до десятичного знака) с начала эксплуатации;

А2, А3, А4 – корректирующие коэффициенты, учитывающие интенсивность движения, экологические и климатические условия эксплуатации автомобиля.

Существует несколько методик расчета износа автомобиля, применяемые как в оценке, так и в автоэкспертизе. Принцип расчета износа в разных методиках – един, но не во всех их присутствуют корректировки в полном объеме.

Моральный (функциональный) износ автомобиля, характеризуется действием внешних факторов, т.е. снятие данного автомобиля (или его комплектующих) с производства и созданием более новых и современных автомобилей аналогичного типа. Моральный износ обусловлен изменением функциональных характеристик, эргономических показателей, дизайна, требованиями безопасности.

Значение морального износа составляет 5-10% и применяется при расчете рыночной стоимости автомобиля.

28 мая 2017

Главный критерий, по которому обычно выбирают кровать – это, безусловно, дизайн. В первую очередь покупатель выбирает кровать, чтобы она подходила к интерьеру квартиры и гармонично сочеталась как по стилю, так и по цветовому решению.

На что следует обратить внимание при выборе кровати? Конечно на размер спального места. Наиболее распространенными размерами считаются следующие: 120х200, 140х200, 160х200 и 180х200 см. Подбирайте размер спального места таким образом, чтобы вам было комфортно и удобно на кровати. В большинстве специализированных магазинов предоставляют возможность полежать на кровати перед покупкой, чтобы точно определить какой размер спального места будет оптимальным для вас. Не игнорируйте такую возможность, ведь кровать приобретается надолго и в течение долгих лет вам должно быть комфортно на ней.

При покупке кровати важно уделить внимание основанию для матраса. Кровати могут комплектоваться ортопедическим или жестким основанием, а могут продаваться без основания. Если кровать продается без основания, его необходимо приобретать отдельно – это дополнительные расходы для покупателя.

Рекомендуется приобретать кровати с усиленным ортопедическим основанием на основе прочной металлической рамы с деревянными ламелями. Такое основание позволяет полностью раскрыть ортопедические свойства матраса и обеспечивает вентиляцию его. Обратите внимание на качество самих ламелей – они должны быть достаточно прочными и эластичными, шириной не менее 50 мм, а расстояние между ламелями не более 70 мм, при чем, чем меньше это расстояние, тем лучше. Основания выпускаются с различным количеством опорных ножек (от 4 до 9), чем больше ножек у основания, тем лучше.
Также распространены кровати с жестким основанием. Основание представляет собой прочную металлическую конструкцию с уложенными сверху листами из ламинированного МДФ. Такое основание характеризуется высокими нагрузочными характеристиками и обладает отличной надежностью. Их рекомендуется использовать людям с большим весом.

В последнее время большой популярностью пользуются ортопедические основания с подъемным механизмом и нишей для белья. Благодаря специальным газовым амортизаторам, матрас вместе с ортопедической решеткой можно легко приподнять, а постельное белье и другие вещи сложить в просторную нишу в основании кровати. Такое решение позволяет увеличить функциональные свойства кровати и рационально использовать свободное место в спальне.

Из какого материала купить кровать, из кожи, экокожи, из дерева или металла? В данном случае, при выборе кровати нет никаких особых рекомендаций, выбор зависит исключительно от ваших личных предпочтений, выбирайте ту кровать, которая вам больше нравится и подходит к вашему интерьеру. Перед покупкой внимательно осмотрите выбранную модель, потрогайте спинку, проверьте прочность крепления спинки и других деталей кровати.

Какие бывают кровати? Кровати различают по материалу из которого они изготовлены или отделаны. Наиболее популярны кровати из МДФ, массива дерева, из металла, кровати с отделкой из кожи, экокожи, винилискожи. Каждый из этих материалов обладает своими особенностями, достоинствами и недостатками.

Кровати из массива. Массив дерева считается престижным и экологичным материалом для изготовления мебели. Несомненным плюсом массива является его натуральность. Кровать из массива красиво смотрится и создает положительные ощущения при прикосновении – дерево теплое, приятное наощупь. Мебель из дерева прослужит не один десяток лет. Недостатки – чувствительность к перепадам температуры, высокой или низкой влажности.

Кровати из металла. Основными характеристиками металлических кроватей является их высокая прочность и надежность в эксплуатации, а также блестящий внешний вид. Металл не подвержен изменению формы, выдерживает высокие механические нагрузки. А кроме всего прочего, изящные кованые кровати станут изысканным украшением интерьера вашей спальни. Минусы: металл холодный наощупь, кованая кровать подходит далеко не к каждому интерьеру.

Кровати из дерева и металла. Хорошее решение для современной спальни, такая кровать сочетает прочность металла, тепло натурального дерева и невысокую стоимость.

Кровати с отделкой из натуральной кожи. Натуральная кожа — качественный и долговечный материал, она обладает высокой воздухопроницаемостью, позволяя мебели «дышать». Кожаная отделка имеет длительный срок службы, не впитывает грязь, устойчива к влаге и колебаниям температуры. Поскольку кожа, это дорогой материал, обычно из нее изготавливают только изголовье кровати, а боковины отделывают искусственной кожей, полностью совпадающей по цвету и текстуре с изголовьем. Следует знать, что за изделиями из натуральной кожи необходимо правильно ухаживать – 2-3 раза в год протирать специальными средствами, которые увлажняют и консервируют кожу, что позволит избежать преждевременного износа и старения.

Кровати с отделкой из экокожи. Экокожа – это современный экологичный материал, который по своим потребительским свойствам близок к натуральной коже, но при этом гораздо более доступен по цене. В отличие от винилискожи, экокожа экологически чистая, безвредная для здоровья, не имеет запаха, обладает высокой износостойкостью, не выцветает. Изготавливается путем нанесения полиуретанового покрытия на натуральную тканевую основу. Отделка из экокожи может имитировать по текстуре натуральную кожу, а может иметь необычную рифленую текстуру. Выпускается экокожа жемчужного, золотого, бронзового и других необычных цветов. Материал не требует никакого специального ухода, в отличие от натуральной кожи. На сегодняшний день, многие покупатели отдают предпочтение именно кроватям из экокожи.

Кровати из винилискожи (ПВХ-кожзам). Винилискожу производят путем нанесения ПВХ на тканевую основу. Качество, жесткость и внешний вид кожзама могут быть различными. Винилискожа — довольно прочный и стойкий к внешним воздействиям материал. По износостойкости несколько уступает экокоже на основе полиуретана, но при этом она дешевле последней. Обычно винилискожа применяется в недорогих моделях кроватей, чтобы максимально снизить их стоимость.

Кровати из МДФ. МДФ – это прочный материал, изготовленный из мелкой древесной стружки при высоком давлении и температуре. Благодаря тому, что материал хорошо обрабатывается, из него изготавливают красивую мебель различной формы с элегантной фрезеровкой и различной отделкой. Он может быть лакированным, шпонированным, ламинированным и т.д. Такая мебель более доступна по цене, чем мебель из массива дерева.
Приятных покупок и сладких снов!
Копирование материалов с сайта mebelny.by допустимо только при указании первоисточника в виде гиперссылки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх