Куперс

Бухучет и анализ

Закон о конкуренции 135 ФЗ с комментариями

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

Общее количество возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства по итогам 2016 г. – 10 дел (из них возбуждено по инициативе УФАС — 4). Принято решений о наличии нарушений – 8. Выдано 2 предписания.

За первый квартал 2017 г. – по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено 2 дела. Из них одно дело прекращено в связи с выдачей предупреждения, одно находится в производстве.

Манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (п.11 ч. 1 ст. 10)– 1 дело;

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия в соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органов заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007г. № 244, поступило обращение Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее – РСТ Республики Калмыкия) на действия Акционерного общества «Южная межрегиональная энергетическая компания» (далее – АО «ЮМЭК»), по факту завышения предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставленную потребителям в августе 2015г.

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия установила, что при расчете предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, осуществляющим расчеты по первой ценовой категории, в августе 2015г. были выявлены несоответствия. При расчете средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), используемой для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории вместо объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей, утвержденного ФСТ России в сводном прогнозном балансе на август 2015 года, равного 6,6303 млн. кВтч, АО «ЮМЭК» применило объем прогнозного потребления электрической энергии равный 6,7761 млн. кВтч, что соответствует объему за сентябрь 2015г.

Результатам указанного несоответствия явилось завышение предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории, на 1,589 – 1,1613 копеек/кВтч без НДС в зависимости от максимальной мощности потребителей.

Как следует из представленного АО «ЮМЭК» реестра потребителей за август 2015г. по первой ценовой категории были выставлены счета с завышением сумм от 0,01 до 6425,16 рублей, в зависимости от потребления.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): 11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Завышение предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории в силу действующего законодательства является манипулированием ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности), что не может не затрагивать (ущемлять) интересы потребителей первой ценовой категории.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия пришла к выводу о наличии в действиях АО «ЮМЭК» нарушения пункта 11 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с тем, что до вынесения резолютивной части решения по настоящему делу АО «ЮМЭК» в целях исправления ошибки осуществлен перерасчет, потребителям по первой ценовой категории за август 2015г., предписание не выдавалось.

Решение прошло судебные инстанции и было оставлено в силе. На данный момент Калмыцким УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении в отношении АО «ЮМЭК».

Антиконкурентные действия органов государственной власти и

местного самоуправления

В законе о защите конкуренции установлены следующие нормы по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий органов власти:

— запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти (статья 15);

— запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти или между органами власти и хозяйствующими субъектами (статья 16);

— антимонопольные требования к торгам, которые проводят органы власти (статья 17);

— запрет на передачу прав на государственное или муниципальное имущество без проведения торгов(статья 17.1);

— правила отбора органами власти финансовых организаций (статья 18);

— порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (статья 18.1)

— правила предоставления государственных или муниципальных преференций (статьи 19-21).

В 2015 г. Управлением дела по статье 16 Закона о защите конкуренции не возбуждались. В 2016 г. – возбуждено 2 дела.

Общее количество признанных фактов нарушения в 2016 г. — 2 дела.

Одно дело по факту нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Одно дело по факту нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Общее количество выданных предписаний в 2016 г. – 1 предписание. В настоящий момент предписание находиться в стадии исполнения.

Пример дела: В отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив», Казенного предприятия Республики Калмыкия «Дирекция «Стройзаказчик» было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции. В силу ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

В соответствии с ч.18 ст.4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Антиконкурентное соглашение предусматривает ограничение доступа участников указанных выше рынков к необходимой для разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, для разработки строительной проектно-сметной документации информации о государственных и иных сметных нормативах, индексах изменения сметной стоимости, средних сметных (текущих) ценах и предоставление этой информации в приоритетном порядке хозяйствующим субъектам — участникам антиконкурентного соглашения.

Действия Минстроя Республики Калмыкия по опубликованию территориальных сметных нормативов Республики Калмыкия без осуществления поиска и копирования произвольного фрагмента текста, а также действия НО «НАСИ», ООО «Госнорматив», по заключению соглашения, определяющего порядок использования и распространения территориальных сметных нормативов Республики Калмыкия, привели к тому, что хозяйствующие субъекты, иные физические и юридические лица не могли и не могут использовать обязательную для применения информацию и вынуждены приобретать ее у конкретных лиц за определённую плату.

Согласно лицензионному договору от 31.08.2013г. №ТГН-25/2013 за право использования Исходных баз данных способами, предусмотренными пунктом 2.1. договора, Лицензиат ежемесячно не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, на основании Акта, уплачивает вознаграждение (лицензионные выплаты) в размере, определяемом Приложение №1 к настоящему договору.

Акты выполненных работ, представленных КП РК «Дирекция «Стройзаказчик» подтверждают данный факт.

Следовательно, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив» приобрели возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия получения необходимой для осуществления деятельности в сфере строительства информации.

Одним из результатов антиконкурентного соглашения стало особое положение НО «НАСИ» и связанных с ней хозяйствующих субъектов как исключительных обладателей информации, необходимой для составления сметной документации (сметных нормативов, индексов сметной стоимости, средних сметных цен), что привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на вышеназванные товарные рынки.

Закрепление исключительных прав за НО НАСИ, ООО «Госнорматив» на базы данных дает указанным хозяйствующим субъектам неоправданные конкурентные преимущества, выраженные в наличии наиболее полного количества баз данных, содержащих сметные нормативы, а также получения их в приоритетном порядке, предоставления их в унифицированном формате.

Таким образом, действия Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Казенного предприятия Республики Калмыкия «Дирекция «Стройзакзачик», Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив», нарушают положения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в ограничении доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной документации; разработки и реализации строительной проектно-сметной документации. Предписание исполнено

Общее количество дел, возбужденных по статье 17 Закона о защите конкуренции за 2016 г. – 1 дело.

Описание дела: В отношении МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского РМО РК» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского РМО РК» являлось организатором торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно протоколу № 2 от 19.01.2016 г. до окончания срока подачи заявок поступила одна заявка от Сельскохозяйственного снабженческого — сбытового потребительского кооператива «Кючин». Данная заявка была допущена и СССПП «Кючин» признан единственным участником аукциона, аукцион признан несостоявшимся.

Между Сельскохозяйственным снабженческим — сбытовым потребительским кооперативом «Кючин» и МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского РМО РК» 01.02.2016 г. заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 20 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Согласно уставу Тундутовского СМО Республики Калмыкия муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальное опубликование производиться в периодическом печатном издании не позднее пятнадцати дней после подписания (абз. 2 п. 3 ст. 46 Устава).

Официальное обнародование осуществляется путем размещения официальной копии муниципального правового акта в специально установленных общественных местах не позднее 15 дней после его подписания, если иное не установлено федеральным законом, настоящим уставом. Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах не менее десяти календарных дней с момента их обнародования. В подтверждение соблюдения процедуры обнародования составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародованном муниципальном правовом акте, дате начала и окончания его обнародования. Указанный акт подписывается главой муниципального образования (ахлачи) и представителями учреждений и организаций, в ведении которых находятся места, использованные для обнародования (абз. 3 п. 3 ст. 46 Устава).

Соответственно уставу Тундутовского СМО Республики Калмыкия не содержит требований о том, в каком именно периодическом печатном издании осуществляется официальное опубликование.

Однако соблюдение принципа публичности открытых по составу участников торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях. При этом обнародование информации о таких торгах должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным арендаторам, что подразумевает широкое распространение всего тиража издания, содержащего извещение, обычным способом.

Несоблюдение указанных правил, нарушает права и законные интересы Малодербетовского РМО Республики Калмыкия (собственника передаваемого в аренду имущества), заинтересованного в привлечении к аукциону как можно большего количества потенциальных арендаторов, что, в свою очередь, направлено на передачу муниципального имущества в аренду по наиболее высокой цене, выявленной в ходе проведения аукциона.

Таким образом, организатор торгов в нарушение требований п. 20 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не обеспечил опубликование извещения о проведении аукциона.

Нарушение порядка опубликования извещения о проведении торгов, привело к ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации, и как следствие, к уменьшению круга участников торгов.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ»О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия» было признано нарушившим ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении процедуры проведения аукциона по аренде земель сельскохозяйственного назначения. Было выдано предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства. Решение прошло судебные инстанции и было оставлено в силе.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

Общее количество дел, возбужденных по ст. 17.1 Закона о защите конкуренции: в 2015 г. – 0 дел, в 2016 г. – 2 дела.

Количество признанных нарушений в 2016 г. – 2 дела.

Оба дела были возбуждены по п. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Пример дела: Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Юстинская районная больница» было признано нарушавшим пункт 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении государственного имущества в виде нежилых помещений ООО «Асторат-Элиста» в фактическое пользование, без проведения публичных процедур (конкурс, аукцион). В связи с нецелесообразностью предписание не выдавалось.

Практика применения предупреждений

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

3. Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

По итогам 2016 г. Калмыцким УФАС России было выдано 8 предупреждений (1 по ст. 14.8; 7 – по ст. 15)

По ст. 14.8 выдано предупреждение ООО «СК «Согласие» по применению понижающих значений коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ), без использования информации из автоматизированной информационной системы обязательного страхования при расчете суммы страховой премии по транспортным средствам заказчика в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), объявленном ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РК», содержатся признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Калмыцкое УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции” выдало ООО «СК «Согласие» предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении последствия нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение исполнено.

Калмыцким УФАС России было выдано Министерству жилищно –коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем отмены приказа №32-п от 27.03.2014г. Согласно приложения к Приказу №32-п от 27.03.2014г. Министерства, Администрации города Элисты во исполнение настоящего приказа необходимо провести в 2013-2016 годах конкурсные процедуры по строительству домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с утвержденным перечнем возможных участников: ООО «Спецстройинвест», ООО «Бетонинвест» и ООО «Тосхач» (п. 5 Приложения к Приказу), Администрации Ики – Бурульского СМО во исполнение настоящего приказа необходимо провести в 2016 году конкурсные процедуры по строительству домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с утвержденным перечнем возможных участников: ООО «Спецстройинвест», ООО «Бетонинвест» и ООО «Тосхач» (п. 5 Приложения к Приказу), Администрации Яшкульского СМО во исполнение настоящего приказа необходимо провести в декабре 2016 года конкурсные процедуры по строительству домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с утвержденным перечнем возможных участников: ООО «Спецстройинвест», ООО «Бетонинвест» и ООО «Тосхач» (п. 5 Приложения к Приказу).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Предупреждение исполнено.

Рассмотрение жалоб по 18.1 ФЗ № 135 «О защите конкуренции»

В 2016г. Калмыцким УФАС России рассмотрено 10 жалоб, 1 отозвана заявителем. Принято решение о признании жалобы обоснованной – 6, необоснованной – 3, выдано 3 предписания, все предписания исполнены.

3 жалобы поступили на торги по реализации имущества должников в порядке ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 2 жалобы по торгам на право аренды земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности; 5 жалоб – по ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223.

За первый квартал 2017 г. Калмыцким УФАС России поступили 2 жалобы. Одна признана необоснованной, вторая жалоба была возвращена.

Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами.

За 2016 г. Калмыцким УФАС России было проведено проверок по соблюдению антимонопольного законодательства -17. Из них 8 плановых, 9 внеплановых, 10 проверок проведено в отношении органов исполнительной власти, 6 проверок в отношении хозяйствующих лиц, 1 проверка в отношении некоммерческой организации. По итогам проверок было возбуждено и рассмотрены два дела о нарушении антимонопольного законодательства (по ст. 16 ФЗ № 135), выдано одно предупреждение о прекращении действий (бездействия), в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение исполнено.

За первый квартал 2017 г. Управлением проведено 17 проверок. Из них 4 плановые, 13 внеплановые. 1 проверка проведена в отношении органа власти. 13 внеплановых проверок проведены в отношении хозяйствующих субъектов – торговых сетей.

Практика применения мер административной ответственности

За 2016 г. Калмыцким УФАС России за нарушение антимонопольного законодательства было наложено 6 административных штрафов общей суммой – 172 тыс. руб.

В разрезе статей:

Статья 9.15 КоАП РФ (нарушение стандартов раскрытия информации) – 1 административный штраф на юридическое лицо в сумме 200 тыс. руб. Постановление было обжаловано, судом размер штрафа был снижен до 100 тыс. рублей. Штраф оплачен.

Статья 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением) – 2 адм. штрафа на должностных лиц в сумме 30 тыс. руб. Административные штрафы оплачены.

Статья 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренция согласованных действий)- 1 адм. штраф на должностное лицо в сумме 20 тыс. руб. Постановление отменено судом.

Статья 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция) – 1 адм. штраф на должностное лицо в сумме 12 тыс. руб. Частично оплачен.

Статья 19.8 КоАП РФ (Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов) – 1 адм. штраф на должностное лицо в сумме 10 тыс. руб. Штраф оплачен.

За первые квартал 2017 г. было рассмотрено 8 дел об административном правонарушении. Из них по ст. 14.42 КоАП РФ (нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности) в отношении торговых сетей и поставщиков 7 дел, по итогам рассмотрения выданы 7 предупреждений в соответствии со ст. 4.1.1. Рассмотрено одно дело об административном правонарушении по ст. 9.21 КоАП РФ (Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), по итогам рассмотрения наложен адм. штраф на должностное лицо в размере 10 тыс. руб. Штраф в стадии исполнения.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2020 года (ред 50). Действующая редакция. Последние изменения в закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены Федеральным законом от 02.12.2019 N 403-ФЗ.

Понятие «конкуренция» в законе является ключевым, его содержание раскрывается в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции:

конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Предмет регулирования закона о конкуренции: организационные и правовые основы защиты конкуренции, включающей в себя предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, госфондами.

Цели закона о конкуренции: 1) обеспечение единства экономического пространства; 2) обеспечение свободного перемещения товаров; 3) обеспечение свободы экономической деятельности в РФ; 4) защита конкуренции; 5) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

Субъектный состав отношений, регулируемых законом о защиты конкуренции весьма широк: физические лица, российские и иностранные юридические лица, Президент и Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, ЦБ РФ, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, осуществляющие функции вышеназванных органов власти, государственные внебюджетные фонды.

Некоторые разъяснения о применении положений закона о конкуренции содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», а также в «Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

26 июля 2006 года

№ 135-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 5. Доминирующее положение
Статья 6. Монопольно высокая цена товара
Статья 7. Монопольно низкая цена товара
Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов
Статья 9. Группа лиц
Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

Глава 2. Монополистическая деятельность

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
Статья 12. Допустимость соглашений
Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий
Статья 14. Утратила силу

Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция

Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения
Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

Статья 22. Функции антимонопольного органа
Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
Статья 25.3. Осмотр
Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
Статья 25.6. Оформление результатов проверки
Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией

Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов

Глава 7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности

Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
Статья 35.4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 41. Акты, принимаемые комиссией
Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
Статья 46. Перерыв в заседании комиссии
Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела
Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа

Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 53. Заключительные положения
Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
26 июля 2006 года
N 135-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх