Куперс

Бухучет и анализ

Закупка за бюджетные средства

Компания «КонсалтикаПлюс» » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Мы являемся муниципальным бюджетным учреждением. По 44-ФЗ можно у нас считать внебюджетные средства в СГОЗ? можно ли внебюджетные средства расходовать в электронных закупках по 44 ФЗ?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это средства, предназначенные для оплаты в течение года товаров (работ, услуг), которые закупаются в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе по контрактам прошлых лет.

Такой показатель нужен, чтобы заполнить некоторые документы, рассчитать годовой объем ряда закупок, определить, необходимо ли создание контрактной службы.

В данный показатель не включаются средства на оплату контрактов по Закону N 223-ФЗ

СГОЗ нужен при заполнении следующих документов:

— планов-графиков, подготавливаемых на основании ст. 21 Закона N 44-ФЗ;

— отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

СГОЗ используется при расчете:

— минимального объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

— максимального объема закупок путем проведения запроса котировок (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ);

— максимального объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным в п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

— максимального объема закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

СГОЗ для государственных и муниципальных заказчиков

Сумма лимитов денежных средств, выделенная на закупки таких заказчиков, утверждается в бюджетной смете (п. 2 ст. 221 БК РФ).

СГОЗ для бюджетных учреждений

Финансовое обеспечение на закупки таких учреждений утверждается в плане финансово-хозяйственной деятельности, который составляет бухгалтерия учреждения или финансовое подразделение. На это указано в п. 2 разд. 1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Для определения СГОЗ контрактному управляющему (сотруднику контрактной службы) нужно взять в расчет средства на оплату контрактов, которые вы заключили или планируете заключить по Закону N 44-ФЗ на соответствующий год.

Эта информация указывается в Таблице 2.1 плана финансово-хозяйственной деятельности этого учреждения.

Обратите внимание, что в плане финансово-хозяйственной деятельности отдельной графой могут быть указаны денежные средства на оплату договоров, которые заключены или будут заключены по Закону 223-ФЗ. Эти суммы в расчете СГОЗ не учитывайте.

В течение года СГОЗ может поменяться. Например, будет уменьшено или увеличено финансирование по одному из видов расходов.

Обратите внимание, что СГОЗ не изменится, если:

  • при проведении закупки у вас образовалась экономия;
  • контракт расторгнут или исполнен не на полную сумму.

На это указано в Письмах Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1632, от 09.12.2014 N Д28и-2708.

Рекомендуем вам узнавать, например, раз в квартал, не поменялся ли СГОЗ, или закрепить приказом порядок информирования контрактной службы (контрактного управляющего) об изменении утвержденных лимитов на закупки.

Если СГОЗ был перерассчитан, внесите соответствующие изменения в план-график. Учтите их также при расчете минимально необходимого объема закупок у СМП и СОНКО, максимального объема закупок до 300 тыс. руб. и (или) 400 тыс. руб. и (или) максимального объема запроса котировок в электронной форме.

Для бюджетных учреждений есть двоякая система применительно подсчета СГОЗ. Первое, если в соответствие со ст.15 44-ФЗ для трех видов закупок принято Положение о закупках, то эти закупки учитываются по 223-му закону и эти закупки к контрактной системе отношения не имеют, не учитываются и в СГОЗ. Если Положение о закупках не разработано, или учредитель отказал в его утверждении, эти средства учитываются по 44-ФЗ. Этот объем средств входит с СГОЗ, от них отсчитывается 5%, они учитываются и при определении необходимости создания контрактной службы (100 млн.). Если бюджетное учреждение не имеет положения о закупке согласно Закону № 223-ФЗ, то внебюджетные средства расходуются по правилам Закона № 44-ФЗ. Следовательно, внебюджетные средства должны быть учтены в составе совокупного годового объема закупок.

Применительно расходования внебюджетных средств сообщаем следующее. Заказчик вправе осуществить закупку, финансируемую одновременно за счет субсидии на выполнение госзадания и внебюджетных средств, при соблюдении определенных условий.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, по общему правилу все закупки бюджетное учреждение осуществляет по Закону N 44-ФЗ, за исключением тех, которые предусмотрены в ч. ч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в ЕИС, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки за счет «внебюджетных» средств в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ. Следовательно, если положение о закупке не размещено или размещено, но из сферы действия положения о закупке «выведены» отдельные закупки (например, закупки услуг аренды, банковские услуги т.д.), то независимо от источника финансирования такие закупки осуществляются заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ (см. также письмо ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 (п. 5)).

Таким образом, согласно законодательству РФ, может возникнуть ситуация, когда закупка, финансируемая за счет «внебюджетных» средств, осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом: «При проведении закупки за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование) бюджетным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ» (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2887).

Утверждая положение о закупке и определяя сферу его действия, заказчик самостоятельно определяет, будет ли он расходовать «внебюджетные» средства по Закону N 223-ФЗ или все (или часть) такие закупки (таких закупок) будет (будут) осуществляться в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Главная → Статьи → Когда ГУП признается аптечной организацией для целей осуществления закупок по 223-ФЗ

ГУП осуществляет как оптовую, так и розничную торговлю лекарственными средствами (имеет сеть аптек). Имеет соответствующие лицензии. Признается ли оно аптечной организацией для целей осуществления закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 108-ФЗ?

Федеральным законом от 07.06.2017 № 108-ФЗ (далее – Закон № 108-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ) в части, касающейся осуществления закупок товаров, работ и услуг (далее также – закупки) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

Как следует из п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 108-ФЗ, государственные, муниципальные унитарные предприятия (далее также – унитарные предприятия) осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением, в частности, закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с положением о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

В силу пп. «в” п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установленные этим федеральным законом общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке распространяются на государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия при наличии у них утвержденного в установленном порядке положения о закупке и размещении этого документа до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС) в связи с осуществлением закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

Частью 13 ст. 8 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе осуществлять закупки в соответствии с этим федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в ЕИС.

Как видно из приведенных положений, они допускают осуществление унитарными предприятиями закупок товаров, работ и услуг в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ при одновременном наличии следующих условий:
– унитарное предприятие является аптечной организацией;
– унитарное предприятие осуществляет закупку без привлечения бюджетных средств (за счет внебюджетных источников);
– до 01.09.2017 в ЕИС размещено положение о закупке и план закупки, предусматривающие возможность осуществления унитарным предприятием закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

При этом приведенные выше нормы не ограничивают закупки, осуществляемые унитарным предприятием в соответствии с Законом № 223-ФЗ, какими-либо видами товаров, работ и услуг, в частности, лекарственными средствами или лекарственными препаратами. Следовательно, в силу этих законоположений унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе без привлечения бюджетных средств закупать любые товары, работы и услуги, руководствуясь правилами Закона № 223-ФЗ.

Определение понятия аптечной организации содержится в п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств” (далее – Закон № 61-ФЗ). В соответствии с этой нормой аптечная организация определяется как организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Закона № 61-ФЗ.

На наш взгляд, с учетом правил п.п. 28, 29 ст. 4 Закона № 61-ФЗ под организацией в контексте п. 35 ст. 4 этого федерального закона необходимо понимать юридическое лицо, осуществляющее соответствующую деятельность. Иными словами, аптечная организация – это юридическое лицо (или структурное подразделение медицинской организации), которое осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения. Этот вывод подтверждается и п. 12 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ), который относит аптечные организации к юридическим лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность.

При этом из положений Закона № 61-ФЗ и Закона № 323-ФЗ не следует, что аптечной организацией признается только та организация, к видам деятельности которой относится исключительно розничная торговля лекарственными препаратами и иная деятельность, обозначенная в п. 35 ст. 4 Закона № 61-ФЗ. Закон не наделяет юридическое лицо, являющееся аптечной организацией, специальной правоспособностью (ст. 49 ГК РФ), исключая для нее возможность осуществлять иные виды деятельности, кроме поименованных в упомянутом пункте.

Поэтому, с нашей точки зрения, для признания наличия у юридического лица статуса аптечной организации достаточно того, что оно осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами, хранению, перевозке, изготовлению и отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения. Осуществление таким юридическим лицом иных видов деятельности, например, по оптовой торговле лекарственными средствами, не означает, что оно не является аптечной организацией.

В то же время п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и пп. «в” п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ не ограничивают применение унитарными предприятиями норм Закона № 223-ФЗ только закупкой лекарственных препаратов или других видов товаров, а также работ и услуг, предназначенных для розничной торговли лекарственными препаратами или осуществления иных видов деятельности, составляющих предмет деятельности аптечной организации.

Буквальное толкование этих положений позволяет прийти к выводу о том, что унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, вправе в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ закупать за счет внебюджетных источников финансирования любые товары, работы и услуги независимо от их использования в рамках деятельности аптечной организации или иных видов деятельности, осуществляемых таким юридическим лицом.

Однако этот вывод является лишь нашим экспертным мнением, основанным на буквальном прочтении норм Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ в новой редакции. Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили. Поэтому мы не можем исключить вероятности того, что изложенное нами мнение не совпадет с позицией контролирующих органов по этому вопросу. За официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии с указом Главы Донецкой Народной Республики № 460 от 15 декабря 2015 г. «Об утверждении Временного Порядка установления предельно допустимых цен при закупке товаров, работ, услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства и создании Временной межведомственной комиссии по установлению предельно допустимых цен», в связи с проведением мероприятий по жесткому ограничению расходования средств бюджета Донецкой Народной Республики и других государственных расходов, с целью предотвращения финансового кризиса размещается информация о предельно допустимых ценах при закупке на отдельные виды товаров, работ, услуг за бюджетные средства.

Извлечение из Временного Порядка установления предельно допустимых цен при закупке товаров, работ, услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства (ред. 10.09.2020)

Форма заявки от имени главных распорядителей бюджетных средств на установление предельно допустимых цен при закупке за бюджетные средства (ред. 21.02.2020)

Рекомендуемые формы Договора поставки и Протокола согласования договорной цены

15.10.2020 — ИНФОРМАЦИЯ об установлении предельно допустимых цен при закупке товаров, работ и услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства — СКАЧАТЬ

Архив:

09.10.2020 — ИНФОРМАЦИЯ об установлении предельно допустимых цен при закупке товаров, работ и услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства — СКАЧАТЬ

02.10.2020 — ИНФОРМАЦИЯ об установлении предельно допустимых цен при закупке товаров, работ и услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства — СКАЧАТЬ

25.09.2020 — ИНФОРМАЦИЯ об установлении предельно допустимых цен при закупке товаров, работ и услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства — СКАЧАТЬ

18.09.2020 — ИНФОРМАЦИЯ об установлении предельно допустимых цен при закупке товаров, работ и услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства — СКАЧАТЬ

Объявление о проведении процедуры открытого конкурса (5 лотов)

Объявление о проведении процедуры открытого конкурса (4 лота)

Изменения в документацию о закупке (2 лот)

Изменения в документацию о закупке (4 лота)

Изменения в документацию о закупке (5 лотов)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями. Об этих особенностях и пойдет речь в нашей статье.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретения недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения на основании пункта 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее — ЕИС), данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки в случаях, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и указанного правового акта.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном названным законом, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году (пункт 3 статьи 15 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из Письма Минэкономразвития России от 24.04.2017 г. N ОГ-Д28-5175 бюджетные учреждения применяют положения Закона N 44-ФЗ, а в случаях, установленных пунктом 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, такие учреждения вправе применять положения Закона N 223-ФЗ.
В Письме Минфина России от 24.09.2017 г. N 24-04-07/61936 отмечено, что законодательством Российской Федерации о закупках не предусмотрено обязательство заказчиков повторно (ежегодно) утверждать положение о закупке. При этом заказчики вправе вносить изменения в положение о закупке в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ.

Обратите внимание!
До 01.10.2019 г. бюджетные учреждения вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Законом N 223-ФЗ правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, в 2019 году (пункт 42.2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).

При несоблюдении срока размещения положения о закупках бюджетного учреждения в ЕИС такое учреждение должно осуществлять закупки в рамках положений Закона N 44-ФЗ, на что указано в Письме Минэкономразвития России от 10.04.2017 г. N Д28и-1546.
Заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения с 01.01.2019 г. определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом названные лица не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме (подпункт 2 пункта 43 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
С 01.01.2019 г.

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
И.И. ПАВЛОВ
Павлов Игорь Иванович, аспирант кафедры финансового и предпринимательского права Юридического института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Госуниверситет — УНПК», помощник прокурора Заводского района (г. Орел), юрист 3-го класса.
Система государственных (муниципальных) учреждений представлена тремя типами: казенные, бюджетные, автономные учреждения. В отличие от торговых операций других субъектов гражданских правоотношений, их закупки товаров (работ, услуг) регламентированы законодательно с целью эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Однако закупки этими учреждениями осуществляются по-разному, что и является предметом рассмотрения в настоящей статье.
Ключевые слова: казенные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения, контрактная система, публичные закупки.
В настоящее время в нашей стране выстроена система участия государственных (муниципальных) учреждений в гражданском обороте, в которой расходование государственных (муниципальных) средств, средств казенных, бюджетных, автономных учреждений осуществляется на конкурентной основе. Нормативную основу этой системы составляли прежде всего положения Федеральных законов от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) и от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) . Однако 5 апреля 2013 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» , который вступил в силу с 1 января 2014 г. (далее — Закон о контрактной системе).
Проведем разграничение гражданско-правового статуса казенных, бюджетных и автономных учреждений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом обновившегося законодательства .
Согласно ст. 4 Закона о размещении заказа казенные учреждения выступали государственными заказчиками. Не изменился этот статус и со вступлением в силу Закона о контрактной системе .
Бюджетные учреждения также закупают товары, работы, услуги по результатам размещения заказа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но не в качестве государственного (муниципального) заказчика, а в качестве иного заказчика.
Следует отметить, что государственные заказчики (в том числе казенные учреждения) в силу закона могут размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг только в рамках доведенных им лимитов бюджетных средств. Размещение заказов в отсутствие доведенных лимитов может привести к тому, что возникшей по результатам процедуры размещения заказа обязанности заказчика по заключению контракта будет противостоять отсутствие доведенного лимита. Отказ от заключения контракта в этом случае будет считаться нарушением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а заключение его — нарушением Бюджетного кодекса РФ. Во избежание поиска заказчиками правомерных оснований для оплаты исполненных по муниципальным контрактам обязательств при отсутствии доведенных лимитов информация о заказе поступает на официальный сайт РФ (www.zakupki.gov) только после подтверждения наличия доведенных лимитов.
В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
До 1 января 2011 г. остро стоял вопрос о распространении действия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на доходы от внебюджетных источников (от платных услуг) .
По мнению Минэкономразвития России, установленный Законом о размещении заказа порядок распространялся на все средства учреждений, независимо от источника их происхождения .
Аргументы сводились к следующему: финансирование бюджетных учреждений осуществлялось за счет бюджетных средств. Бюджетное учреждение в порядке, предусмотренном законом и определенном уставом учреждения, вправе осуществлять свою деятельность за счет внебюджетных источников. При этом доходы учреждения от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относились к неналоговым доходам бюджета (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действующей до 1 января 2011 г.).
Нужды бюджетных учреждений обеспечивались за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и внебюджетных источников финансирования и являлись соответственно государственными или муниципальными нуждами.
Закон № 83-ФЗ внес ясность по данному вопросу. С 1 января 2011 г. положения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стали применяться к бюджетным учреждениям в полном объеме. Таким образом, средства, находящиеся в распоряжении бюджетного учреждения, независимо от источника их появления, стали расходоваться исключительно с применением процедур, предусмотренных названным Законом.
Однако даже с учетом законодательной позиции специалистами ставились под сомнение законность и целесообразность распространения действия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности .
Примечательно, что именно этот подход отражен в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В нем предусмотрено, что бюджетные учреждения будут осуществлять закупки товаров, работ, услуг за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение будет вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Автономные учреждения в настоящее время не входят в перечень получателей бюджетных средств, предусмотренных положениями ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, и, следовательно, не могут выступать в качестве государственных или муниципальных заказчиков в отношениях, регулируемых Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Фактически до 2011 г. автономные учреждения, наряду с другими государственными и муниципальными заказчиками, получали субвенции и субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников, но осваивали их не по процедуре, предусмотренной Законом № 94-ФЗ, что приводило к ограничению конкуренции, непрозрачности размещения заказов автономными учреждениями, а также к созданию преимущественных условий некоторым компаниям, с которыми заключались контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для автономных учреждений .
На ликвидацию подобного законодательного пробела направлен Федеральный закон от 18 февраля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который и обязаны применять автономные учреждения при закупках товаров, работ и услуг.
При этом стоит отметить, что указанный Закон подробно не регулирует отношения, связанные с ведением закупочной деятельности. В соответствии с его нормами заказчик должен самостоятельно формализовать, упорядочить и внедрить процессы ведения закупочной деятельности в своем учреждении, создав свод правил под названием «Положение о закупочной деятельности», учитывая требования действующего законодательства.
В отличие от действующего законодательства, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает применение автономными учреждениями его положений. Это касается случаев предоставления им средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при осуществлении капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.
Таким образом, рассмотрев изменения в статусе казенных, бюджетных, автономных учреждений, связанные с осуществлением ими закупочной деятельности, можно сделать следующие выводы.
1. В отличие от иных юридических лиц, субъектов гражданских правоотношений, закупки товаров, работ, услуг казенными и бюджетными учреждениями для обеспечения государственных и муниципальных нужд учреждений являются регулируемыми, осуществляются с целью повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
При этом казенное учреждение относится к категории «государственный заказчик», бюджетное учреждение — «заказчик».
2. Казенные учреждения во всех случаях производят закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.
Бюджетные учреждения производят закупки в соответствии с Законом о контрактной системе за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетным учреждениям предоставлено право с 2014 г. закупать товары (работы, услуги) без учета требований Закона о контрактной системе, если они будут соблюдать следующие условия:
1) до 1 января 2014 г. примут и разместят на официальном сайте Положение о закупке в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
2) будут осуществлять закупки:
— за счет грантов (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
4) для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг согласно контракту, по которому бюджетное учреждение является исполнителем;
5) за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности.
3. Закупки автономных учреждений регламентированы не так жестко, как закупки казенных и бюджетных учреждений. Для них установлено обязательное правило: обо всех закупочных процедурах размещать информацию на официальном сайте — «www.zakupki.gov, принять Положение о закупках, т.е. сделать закупки прозрачными, чтобы каждый хозяйствующий субъект имел возможность на конкурентных началах стать участником закупки.
Исключением из этого правила является случай предоставления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. На такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе. При этом в отношении таких закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Таким образом, разграничение порядка осуществления закупок в зависимости от источника финансирования детерминировано появившимся правом самостоятельного распоряжения имуществом бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности.
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 30 (ч. I). Ст. 3105.
2. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 30 (ч. I). Ст. 4571.
3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14. Ст. 1652.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Т.А. Гусевой «Актуальные вопросы применения Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» включена в информационный банк согласно публикации — «Законы России: опыт, анализ, практика», 2013, № 11.
4. Гусева Т.А. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц // Законы России: теория и практика. 2013. № 11.
5. Гусев В.В. Взаимосвязь гражданского и финансового права при определении статуса государственных (муниципальных) учреждений, социально ориентированных учреждений, некоммерческих обществ // Юрист. 2013. № 9.
6. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 мая 2008 г. № Ф04-2544/2008(3975-А46-23) по делу № А46-1127/2007 // СПС «Гарант».
7. Письма от 4 декабря 2008 г. N Д05-5502, от 11 ноября 2009 г. N Д22-1281, от 10 февраля 2010 г. N Д22-135 // СПС «Гарант».
8. Шиповальникова Ю.Г. Размещение заказов для нужд федерального бюджетного учреждения в условиях реформы государственных и муниципальных учреждений // Юрист вуза. 2011. № 7.
9. Кашина М.Н. Наделение автономных учреждений полномочиями органов власти как средство ухода от процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ. URL: http://www.mcfr/journals//233/22994/22996/.
Павлов И.И. Участие государственных (муниципальных) учреждений в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд // Администратор суда. 2014. № 2. С. 29 — 33.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх