Куперс

Бухучет и анализ

15 районный коэффициент

Содержание

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

«Северные» пенсии: нормативное регулирование

Сейчас в РФ действует 3 основных закона, в соответствии с которыми начисляется пенсия:

  • закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (его положения распространяются на граждан, выходящих на пенсию после 01.01.2015);
  • закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 действует только в части положений, регулирующих исчисление и выплату пенсий, которые назначены до 01.01.2015 при условии, что соответствующие нормы не противоречат ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (регулирует исчисление пенсий для госслужащих и иных категорий граждан РФ, находящихся на государственном обеспечении).

Можно отметить, что в соответствии с положениями закона № 173-ФЗ осуществлялось исчисление российских пенсий до 01.01.2015. Сейчас пенсионеры РФ, в том числе и жители Севера, получают пенсию, рассчитанную преимущественно в том порядке, который утвержден новым нормативным актом — законом № 400-ФЗ.

Нормы закона № 173-ФЗ применяются, только если это требуется в целях исчисления пенсий по новому закону. Но при исчислении конкретно северных пенсий они в расчет практически не берутся.

Изучим особенности исчисления северных пенсий с учетом положений указанных нормативных актов — актуального закона № 400-ФЗ, а также закона № 166-ФЗ.

Пенсия на Севере досрочно

Прежде всего имеет смысл отметить, что граждане, работавшие на Севере, имеют возможность выйти на пенсию значительно раньше, чем россияне, трудящиеся в более южных регионах.

Так, мужчины, имеющие общий стаж в 25 лет и проработавшие на Крайнем Севере 15 лет либо в регионах, приравненных к нему, 20 лет, могут выходить на пенсию в 55 лет. Женщины вправе выходить на пенсию в 50 лет при условии, что имеют общий стаж работы в 20 лет и те же показатели длительности работы на Севере, что и мужчины. В свою очередь, мужчины, работавшие в более южных регионах, выходят на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55 лет.

Если мужчина или женщина имели стаж работы на Крайнем Севере в качестве оленевода, рыбака или охотника, составляющий, соответственно, для каждого пола 25 и 20 лет — они вправе выходить на пенсию еще на 5 лет раньше возрастов, обозначенных выше.

Повышение пенсионного возраста коснется и работников Крайнего Севера. Переходный период по повышению пенсионного возраста продлится так же как и у всех жителей РФ с 2019 по 2028 годы. Ниже приведем таблицу выхода на пенсию в связи с нововведениями:

Подробнее о повышении пенсионного возраста читайте .

О нюнсах назначения пенсии северянам, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Северный стаж как преференция при назначении пенсии

Опыт работы человека на Севере может дать ему право выйти пенсию раньше и в том случае, если указанные показатели стажа не достигнуты, но соразмерны с ними.

Если гражданин проработал на КС не менее чем 7 лет и 6 месяцев, то он получает вправе выйти на пенсию раньше, исходя из того, что его пенсионный возраст уменьшается на 4 месяца за каждый год, проработанный на Крайнем Севере. При этом каждый год работы в районах, приравненных к КС, соответствует 9 месяцам трудовой деятельности на Крайнем Севере.

В общем случае стаж, который составляет 15 лет при работе на КС или 20 лет в районах, что приравнены к нему, снижает пенсионный возраст человека на 5 лет для большинства категорий трудящихся, у которых есть основания для выхода на пенсию. Например, тех категорий, которые указаны в пп. 1–10, 16–18 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Рассмотрим теперь основные принципы исчисления северных пенсий.

Закон № 400-ФЗ («О страховых пенсиях»): северная надбавка к фиксированной выплате

Пенсия по закону № 400-ФЗ состоит из следующих основных компонентов:

  • страховой пенсии (вычисляется по сложной формуле — с применением индивидуальных пенсионных коэффициентов и показателей их стоимости);
  • фиксированной выплаты (которая устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ).

Размер страховой пенсии напрямую не зависит от того, работал человек на Севере или нет.

В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 17 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ получать фиксированную выплату, увеличенную на 50%, вправе:

  • мужчины, имеющие стаж 25 лет и более и проработавшие 15 лет и более на Крайнем Севере;
  • женщины, обладающие стажем 20 лет и более и проработавшие 15 лет и более на КС.

Текущая величина фиксированной выплаты — 4 982 руб. 90 коп. в месяц (п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ).

Получается, что фиксированная выплата по пенсиям гражданам, работавшим на Крайнем Севере и имеющим указанный выше стаж, становится равной 7 474 руб. 35 коп. (4 982 руб. 90 коп. + 50%). Таким образом, пенсия гражданина, работавшего на КС, в общем случае больше, чем пенсия гражданина, работавшего южнее, на 2 491 руб. 45 коп.

Если у получателей пенсии, работавших на Крайнем Севере, находятся нетрудоспособные члены семьи на иждивении либо если получателям соответствующей пенсии исполнилось 80 лет или если они имеют инвалидность 1-й группы, увеличение фиксированной выплаты по основаниям, указанным в пп. 1–3 ст. 17 закона № 385-ФЗ, дополняется доплатами в размере 50% от соответствующего увеличения.

Так, если человеку, работавшему на КС, 80 лет, то он:

  • во-первых, получает фиксированную выплату, увеличенную на 2 491 руб. 45 коп. относительно южной пенсии;
  • во-вторых, получает 100%-ю доплату к фиксированной выплате — в размере 4 982 руб. 90 коп. (п. 1 ст. 17 закона № 385-ФЗ);
  • в-третьих, получает доплату к указанному 100%-му увеличению фиксированной выплаты в размере 50%, то есть 2 491 руб. 45 коп.

В соответствии с п. 5 ст. 17 закона № 400-ФЗ фиксированная выплата как самостоятельный элемент пенсии (то есть показатель, закрепленный в законе № 385-ФЗ), а также как элемент расчета северной пенсии с учетом положений пп. 1–3 ст. 17 закона № 385-ФЗ увеличивается в аналогичных случаях на 30% при исчислении пенсий для граждан того же возраста и пола, что указаны выше, а также имеющих аналогичный стаж — если они работали в регионах, которые приравнены к КС, в течение 20 лет и более.

Повышенная пенсия для жителей Севера с применением коэффициента

В соответствии с п. 9 ст. 17 закона № 400-ФЗ получать увеличенную фиксированную выплату по п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ вправе получать граждане, проживающие на КС, обладающие правом на пенсию, но не имеющие опыта работы на Крайнем Севере и в районах, которые приравнены к нему. Но в этом случае вместо надбавок применяется установленный законом районный коэффициент.

Аналогично, если жителю Севера исполнилось 80 лет или же в случаях, если у него есть инвалидность 1-й группы либо если он имеет на иждивении нетрудоспособных лиц, он получает дополнительные выплаты, гарантированные пп. 1–3 ст. 17 закона № 400-ФЗ, которые также увеличены на районный коэффициент.

При переезде человека в другой район КС или территорию, приравненную к нему, могут применяться другие коэффициенты — что определены для соответствующей местности (п. 10 ст. 17 закона № 400-ФЗ). Сейчас коэффициенты, о которых идет речь, используются те, что приведены в информписьме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16.

Так, например, на Чукотке соответствующий коэффициент равен 2. Соответственно, фиксированная выплата к его пенсии составит в общем случае 9 965 руб. 80 коп. (4 982,90 × 2).

Порядок, по которому исчисляются и выплачиваются «северные» доплаты к фиксированным выплатам, установленные пп. 9, 10 ст. 17 закона № 400-ФЗ, более детально регулируется постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 249.

Исчисление северной пенсии по выбору: коэффициент или надбавка?

Если человек может получать доплаты к фиксированным выплатам к страховой пенсии по 2 основаниям (то есть, во-первых, он имеет «северный» стаж, а во-вторых — проживает на Севере), то он должен самостоятельно выбрать одно из них (п. 13 ст. 17 закона № 400-ФЗ). То есть определиться с тем, будет ли он получать пенсию с учетом надбавок, устанавливаемых законом № 400-ФЗ, либо с применением районных коэффициентов.

Основной критерий, на который в данном случае имеет смысл ориентироваться — величина районного коэффициента, фактически установленная в его регионе. Если она больше, чем применяемое увеличение фиксированной выплаты, зафиксированное в положениях ст. 17 закона № 400-ФЗ, имеет смысл выбрать схему, по которой пенсия исчисляется с учетом соответствующего коэффициента.

Северная пенсия: нюансы исчисления

Итак, северная пенсия — это пенсия, которая может быть увеличена относительно стандартной за счет одного из 2 оснований (по выбору гражданина):

  • применения надбавок к фиксированной выплате (при достаточном стаже работы на Севере);
  • умножения фиксированной выплаты на районный коэффициент (если человек проживает на Севере).

Можно отметить, что в период действия закона № 173-ФЗ северная пенсия исчислялась по схожим принципам: надбавки и коэффициенты начислялись на фиксированный размер страховой части трудовой пенсии (некий аналог фиксированной выплаты по закону № 400-ФЗ).

Таким образом, чем выше фиксированная выплата, тем выше северная пенсия. Иные составляющие формулы пенсии — будь то индивидуальный коэффициент или показатели его стоимости, не меняются, исходя из того факта, что у человека есть стаж работы на Севере.

Фиксированная выплата — главный показатель для исчисления северной пенсии — в общем случае должна индексироваться соотносительно с инфляцией.

Нужно ли подтверждать право на северную пенсию?

Если гражданин переезжает в северный район, в котором установлен более высокий коэффициент к фиксированной выплате по пенсии, то получить право на возникающую доплату он сможет только при условии обращения в территориальное подразделение Пенсионного фонда. Пенсия с учетом перерасчета будет начисляться с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда было осуществлено обращение в ПФР (подп. 2 п. 1 ст. 23 закона № 400-ФЗ).

Если человек переезжает в регион, не относящийся к территориям КС либо районам, что приравнены к нему, то его пенсия должна быть пересчитана с учетом того, что законные основания для применения повышающего коэффициента исчезают (п. 9 ст. 23 закона № 400-ФЗ). Законом установлены следующие критерии признания соответствующего переезда состоявшимся:

  • осуществлена регистрация гражданина в населенном пункте за пределами Севера (подп. «в» п. 10 ст. 23 закона № 400-ФЗ);
  • осуществлена подача в представительство ПФР в соответствующем населенном пункте заявления о выдаче пенсионного дела;
  • осуществлена подача в представительство ПФР заявления о переезде;
  • фондом зафиксировано несоблюдение процедур подтверждения регистрации на Севере в порядке, установленном п. 19 ст. 21 закона № 400-ФЗ;
  • фондом зафиксировано несоблюдение процедур подтверждения регистрации на Севере в порядке, установленном п. 5 правил, установленных постановлением № 249.

Можно отметить, что по нормам ст. 23 закона № 400-ФЗ переезд также может подтверждаться фактом снятия гражданина с регистрационного учета в северном населенном пункте — в силу истечения срока регистрации либо по желанию самого получателя пенсии (подп. «а», «б», п. 10 ст. 23 закона № 400-ФЗ). Однако Верховный суд РФ решением от 07.10.2015 № АКПИ 15-859 признал соответствующие подпункты п. 10 ст. 23, а также корреспондирующие с ними положения п. 11 ст. 23 недействующими.

«Северные» доплаты к пенсиям граждан на государственном обеспечении

Отдельным правовым актом регулируется начисление пенсий государственным служащим, а также иным категориям граждан, которым гарантируется государственное обеспечение, — речь идет о законе «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. Рассмотрим, каким образом положения этого закона определяют порядок исчисления «северных» пенсий.

Закон № 166-ФЗ устанавливает отдельные правила исчисления пенсии для следующих категорий граждан:

  • для государственных гражданских служащих;
  • для военнослужащих;
  • для ветеранов Великой Отечественной войны, а также жителей блокадного Ленинграда;
  • для пострадавших в результате наступления последствий радиационных, техногенных катастроф, а также членов их семей;
  • для космонавтов и членов их семей;
  • для летчиков и испытателей;
  • для нетрудоспособных граждан.

Все виды специальных пенсий, установленные государством для указанных категорий граждан, которые проживают на Севере (например, это могут быть пенсии за выслугу лет), увеличиваются на районные коэффициенты — те же, которые используются при исчислении обычной пенсии. Как только человек выезжает с территории Севера, соответствующие коэффициенты не задействуются при расчете пенсии.

Итоги

Граждане, трудившиеся на Севере и заработавшие себе там пенсию, вправе получать ее в увеличенном размере. Соответствующая надбавка определяется законами, регулирующими исчисление и выплату пенсий для различных категорий населения.

Ознакомиться с иными особенностями исчисления пенсий вы можете в статьях:

  • «Облагается ли пенсия подоходным налогом (нюансы)?»;
  • «Какая добавка к пенсии за стаж 40 лет?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Про северные доплаты говорится в гл. 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ТК РФ (ст. ст. 313 — 327).

Таким образом, в ТК РФ прямо названы два вида ежемесячных северных выплат: районный коэффициент и процентная надбавка за стаж северной работы.

  1. Районный коэффициент к заработной плате

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ «Районный коэффициент к заработной плате»: Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере
Согласно разъяснениям, утвержденным Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49, районные коэффициенты начисляются на фактический месячный заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет. Также коэффициент начисляется на надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) и компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда.

Районный коэффициент не начисляется на следующие выплаты:

  • процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • сумму среднего заработка (так как он уже учтен при исчислении среднего заработка);
  • выплаты, не входящие в систему оплаты труда у конкретного работодателя, например, в виде материальной помощи или иные выплаты, не связанные с выполнением работником своих трудовых обязанностей.

Районный коэффициент не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчета тарифной ставки или оклада (например, надбавки к заработной плате взамен суточных, за подвижной характер работы, доплаты за работу в ночное время и т.д.), так как данный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов.

  1. Процентная надбавка к заработной плате

Процентная надбавка к зарплате за стаж работы на Севере не относится к стимулирующим выплатам, а является гарантией, предоставляемой за работу в особых климатических условиях.

Эта выплата выражается в процентах к заработной плате (без увеличения на районный коэффициент) и устанавливается в зависимости от возраста и стажа работы сотрудника, а также группы местности, к которой отнесен тот или иной район (местность).

В соответствии со статьей 317 Трудового кодекса РФ «Процентная надбавка к заработной плате» :

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Районы Иркутской области с особыми климатическими условиями

На основании «Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» (утвержденного Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029) и руководствуясь Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» (далее — Постановление N 794) ниже приводится обобщенная таблица «районов Иркутской области с особыми климатическими условиями»:

РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Иркутская область

Район:

-Катангский

МЕСТНОСТИ, ПРИРАВНЕННЫЕ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Иркутская область

районы:

Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский;

города:

Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов

МЕСТНОСТИ С ОСОБЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ

южные районы Иркутской области*

В соответствии с п.2 ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

На основании ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Верховный Суд РФ в Решении от 19.10.2011 N ГКПИ11-1486 отметил: законодательство Российской Федерации не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями.

На территории Российской Федерации в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и, принятых в их развитие, правовых актов Российской Федерации, устанавливающих повышенную оплату труда лиц, работающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с особыми климатическими условиями, в частности в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах.

Согласно Разъяснению Минтруда России от 11.09.1995 N 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)»( утвержденному Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49):

1. Процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири <*>, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
——————————-
<*> Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Решением Верховного Суда РФ от 11.01.2006 N ГКПИ05-1570, вступившим в законную силу, подтверждена законность применения процентной надбавки к заработной плате на территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Данная правовая позиция в полной мере распространяется и на Постановление N 794, которым введены процентные надбавки к заработной плате на территории Иркутской области и Красноярского края. Законодательство Российской Федерации также не содержит норм, препятствующих применению процентных надбавок к заработной плате, введенных на территории Иркутской области и Красноярского края нормативным правовым актом бывшего Союза ССР.

Размер минимальной заработной платы в Иркутской области с учетом процентных надбавок и районных коэффициентов

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. При этом оклад — это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Вместе с тем ТК РФ не содержит нормы, регламентирующей сочетание МРОТ с размером оклада.

Важно: суды, прокуратура придерживаются позиции, согласно которой:

  • при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также южных районах Иркутской области, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Данная позиция также поддерживается прокуратурой Иркутской области.

Кроме того, из ст. 313 ТК РФ следует, что работодатели вправе, исходя из своих финансовых возможностей, устанавливать своими локальными нормативными актами дополнительные гарантии и компенсации для своих работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Снижать установленный размер выплат работодатель не вправе.

Такой вывод следует из Определения ВС РФ от 11.03.2011 N 60-В10-4: работа на Крайнем Севере связана с неблагоприятным воздействием на организм человека различных природно-климатических факторов. Льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные гл. 50 ТК РФ, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть снижен в зависимости от условий финансового обеспечения деятельности работодателей различных организационных форм.

Применение районных коэффициентов и надбавок в целях оплаты труда

Статьями 315 — 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем, на основании части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.

В соответствии с частью 2 статьи 316 ТК РФ и частью 2 статьи 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Таким образом, при решении вопроса о размере коэффициента к заработной плате работников в определенной местности необходимо учитывать региональное законодательство.

Процентные надбавки (ПН)

О порядке начисления процентных надбавок и исчисления непрерывного стажа работы, дающего право на их получение, см. Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.

Районы, в которых установлены ПН (используются современные наименования в соответствии с ОКАТО)

Размер ПН в процентах к месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет)

Нормативные акты, установившие ПН

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

Остальные районы Крайнего Севера*
_____________________________________
*За исключением таких районов и местностей как: Антарктика
Чукотский АО Северо-Эвенский район Магаданской области Корякский округ, входящий в состав Камчатского края Алеутский район Камчатского края Острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря)

По истечении первых шести месяцев работы — 10%,
за каждые последующие шесть месяцев работы — увеличение на 10% до достижения 60% заработка,
за каждый последующий год работы — 10% по достижении 80% заработка

Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960

Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера:
по истечении первых шести месяцев работы — 20%,
за каждые последующие шесть месяцев работы — увеличение на 20% и по достижении 60% заработка — последние 20% за один год работы

Постановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 N 458

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера

По истечении первого года работы — 10%, за каждый последующий год работы — увеличение на 10% по достижения 50% заработка

Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960

Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера:
10% за каждые шесть месяцев работы по достижении 50% заработка

Постановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 N 458

Работникам предприятий и организаций нефтяной промышленности, регулярно выезжающим для выполнения работ по строительству нефтяных и газовых скважин в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам, — в порядке и на условиях, предусмотренных для лиц, постоянно работающих в соответствующих районах

Постановление Совмина СССР от 11.01.1979 N 39

Иные местности с особыми климатическими условиями

Южные районы Иркутской области и Красноярского края

По истечении первого года работы — 10%,
за каждые последующие 2 года работы — увеличение на 10% по достижении 30% заработка

Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794

Районные коэффициенты (РК) (применяются для оплаты труда)

Все коэффициенты приведены по мере уменьшения. Указание «на остальной территории» означает иные, кроме перечисленных ранее, территории данного субъекта Российской Федерации.
Наименования районов (населенных пунктов) приведены в соответствии с документом, устанавливающим размер районного коэффициента. В отдельных случаях наименования районов (населенных пунктов) могут не совпадать с современным наименованием, приведенным в ОКАТО, или отсутствовать в нем.

Районы, в которых установлены РК

Круг работников, к заработной плате которых установлен районный коэффициент

Размер РК

Нормативные акты, установившие РК

Иркутская область (состоит из Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа — Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 N 6-ФКЗ)

Бодайбинский район

Работники предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства; работники, занятые обслуживанием предприятий объединения «Лензолото», включая промышленно- производственный персонал Мамаканской ГЭС, дирекция строящейся Тельмамской ГЭС и ее промышленно- производственный персонал, предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности, лесного хозяйства, авиации и других предприятий производственной сферы кроме работников охраны, жилищно-коммунального хозяйства, просвещения, здравоохранения, торговли и общественного питания, науки, культуры и других работников непроизводственной сферы, находящихся в составе этих предприятий и организаций

1,7

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.01.1988 N 15/2-42

Районы: Усть-Кутский, Казачинско-Ленский, Киренский, Бодайбинский и Мамско-Чуйский

Плавающий состав судов речного флота в период навигации при плавании в указанных районах, а также плавающий состав судов речного флота рыбной промышленности

1,4

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.01.1961 N 15/1

Сельские районы: Катангский, Нижнеилимский, Казачинско- Ленский, Киренский и Братский, за исключением территорий, находящихся в административном подчинении Покосинского, Илирского, Кобинского, Ново- александровского и Тангуйского сельских советов; Мамско-Чуйский промышленный район; города: Братск, Бодайбо, Усть-Кут с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов

Работники строительных и ремонтно-строительных организаций

1,4

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 453/9

Работники предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13

Работники просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно- просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально- технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления

1,3

Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18

Профессорско- преподавательский состав высших учебных заведений, работники научно- исследовательских, проектных, конструкторских организаций и учреждений, а также другие рабочие и служащие, не переведенные на новые условия оплаты труда, — с 01.01.1966

Постановление Госкомтруда СССР от 23.06.1965 N 401

Работники организаций и предприятий гидрометеорологической службы

Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 379/П-18

Работники предприятий, организаций и флота рыбной промышленности

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 470/9

Районы: Катангский, Нижнеилимский, Братский, Усть-Кутский, Казачинско- Ленский, Киренский, Бодайбинский и Мамско-Чуйский

Работники железнодорожного транспорта

1,4

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.11.1960 N 1251/28

Плавающий состав судов речного флота и работники береговых предприятий и организаций речного транспорта

1,3

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.01.1961 N 15/1

Работники организаций и предприятий радиовещания и телевидения системы Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19.01.1961 N 45/2

Работники подразделений и организаций гражданского воздушного флота

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1960 N 1310/29

Работники предприятий и организаций автомобильного транспорта и шоссейных дорог

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 22.11.1960 N 1296/30

Работники государственных предприятий сельского и лесного хозяйства

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.10.1960 N 1167/26

Работники эксплуатационных предприятий и организаций связи

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.06.1960 N 815/17

Работники лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных предприятий и организаций и химлесхозов, работники предприятий и организаций электроэнергетической, включая работников Объединенных диспетчерских управлений энергосистемами Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР и участковых инспекторов котлонадзора Госгортехнадзора РСФСР, и торфяной промышленности, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов (за исключением производства цемента, асбоцемента, железобетона, бетона, асбеста, графита), стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, легкой (включая текстильную) промышленности, пищевой (исключая рыбную и соляную) промышленности, полиграфической промышленности и промышленности по производству музыкальных инструментов

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 476/9 Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.03.1965 N 180/9

Работники учреждений Госбанка СССР, Стройбанка СССР и финансовых органов

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.07.1961 N 302/19

Районы: Катангский, Нижнеилимский, Братский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Казачинско- Ленский, Киренский, Бодайбинский и Мамско-Чуйский, города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского горсовета

Работники научно- исследовательских учреждений, конструкторских, проектно- конструкторских, проектно- технологических и конструкторско- технологических организаций и вычислительных центров, находящихся на самостоятельном балансе, а также работники, переводимые на новые условия оплаты труда в соответствии с пунктом 10 Постановления Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 г. N 972

1,3

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30.06.1970 N 210/18

Работники проектных и изыскательских организаций (за исключением изыскательских экспедиций, партий и отрядов)

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 23.09.1969 N 379/23

На остальной территории бывшей Иркутской области

Плавающий состав судов речного флота и работники береговых предприятий и организаций речного транспорта

1,2

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.01.1961 N 15/1

Работники научно- исследовательских учреждений, конструкторских, проектно- конструкторских, проектно- технологических и конструкторско- технологических организаций и вычислительных центров, находящихся на самостоятельном балансе, а также работники, переводимые на новые условия оплаты труда в соответствии с пунктом 10 Постановления Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 г. N 972

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30.06.1970 N 210/18

Работники предприятий, учреждений и организаций, непосредственно обслуживающих рабочих и служащих лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных предприятий и организаций и химлесхозов

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.08.1966 N 473/П-21

Работники организаций и предприятий гидрометеорологической службы

Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 379/П-18

Работники подразделений и организаций гражданского воздушного флота

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1960 N 1310/29

Работники предприятий и организаций автомобильного транспорта и шоссейных дорог

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 22.11.1960 N 1296/30

Работники железнодорожного транспорта

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.11.1960 N 1251/28

Работники государственных предприятий сельского и лесного хозяйства (за исключением работников областных (краевых) и республиканских организаций сельского и лесного хозяйства)

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.10.1960 N 1167/26

Работники эксплуатационных предприятий и организаций связи

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.06.1960 N 815/17

Работники лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных предприятий и организаций и химлесхозов, работники предприятий и организаций электроэнергетической, включая работников Объединенных диспетчерских управлений энергосистемами Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР и участковых инспекторов котлонадзора Госгортехнадзора РСФСР, и торфяной промышленности, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов (за исключением производства цемента, асбоцемента, железобетона, бетона, асбеста, графита), стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности (за исключением работников предприятий, находящихся в ведении местных Советов депутатов трудящихся, а также предприятий фарфоро-фаянсовой промышленности), легкой (включая текстильную) промышленности, пищевой (исключая рыбную и соляную) промышленности, полиграфической промышленности и промышленности по производству музыкальных инструментов

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 476/9 Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.03.1965 N 180/9

Работники предприятий, организаций и флота рыбной промышленности

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 470/9

Работники строительных и ремонтно-строительных организаций

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 453/9

Работники предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности (за исключением предприятий, находящихся в ведении местных Советов депутатов трудящихся)

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13

На всей территории бывшей Иркутской области

Рабочие и служащие предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, к заработной плате которых этот коэффициент не установлен по состоянию на 21.10.1969, с 01.10.1969

1,2

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26

Как было отмечено ранее, в соответствии с частью 2 статьи 316 ТК РФ и частью 2 статьи 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов.
Администрацией Иркутской области было принято действующее по сей день Постановление от 28.01.1993 г. № 9, «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», и с 01.01.1993 установлены повышенные размеры к заработной плате рабочих и служащих:

Выравнивающий Районный коэффициент

Территория Иркутской области

1,6

на территории г. Усть – Илимска, Усть – Илимского и Нижнеилимского районов;

1,4

на территории г. Братска, Братского района;

1,3

на территории остальных городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского р-на, г. Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации).

Пунктом 2 постановления от 28 января 1993 года N 9 предусмотрено, что затраты на выплату установленных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств, бюджетными организациями за счет соответствующих бюджетов.

Работодатели всех форм собственности не вправе уменьшить размер районного коэффициента, установленного работникам в соответствии с Постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9, до отмены данного Постановления.
На основании ст. 423 Трудового кодекса РФ в случае отмены в установленном порядке Постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9 и до принятия Правительством РФ нормативного акта, устанавливающего размеры районного коэффициента и порядка его применения, будут применяться районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РФ или бывшего СССР.

Отражение в трудовом договоре дополнительных гарантии и компенсации

К обязательным условиям, которые должны быть зафиксированы в трудовом договоре при ведении кадрового учета, относится оплата труда. Она включает в себя кроме размеров тарифных ставок или окладов еще и доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Районные коэффициенты являются обязательными выплатами, поскольку они установлены законами и другими нормативно-правовыми актами. Их начисляют на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Надбавки и коэффициенты должны быть отражены в тексте трудового договора (ст. 57 ТК РФ).

Согласно судебной практике право на применение районных коэффициентов к заработной плате возникает у работников в силу закона в связи с работой в особых климатических условиях. Поэтому отсутствие в трудовом договоре условия о применении районного коэффициента (в нарушение требований действующего законодательства) не лишает работника права требовать выплаты зарплаты в законном размере с применением районного коэффициента. Применение работодателем районных коэффициентов к зарплате является обязательным и не зависит от наличия ссылки на них в трудовом договоре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх