Куперс

Бухучет и анализ

153 и инструкция ЦБ

1. Поля лицевой стороны карточки заполняются в следующем порядке:

1.1. В поле «Клиент (владелец счета)»:

клиент – юридическое лицо указывает полное наименование в соответствии со своими учредительными документами. В случае открытия счета юридическому лицу для совершения операций его филиалом, представительством указывается полное наименование юридического лица в соответствии с его учредительными документами и после запятой – полное наименование обособленного подразделения в соответствии с утвержденным юридическим лицом положением об обособленном подразделении;

клиент – физическое лицо указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения;

клиент – индивидуальный предприниматель указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, а также делает запись «индивидуальный предприниматель»;

клиент – физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, а также вид деятельности (например, адвокат, нотариус, арбитражный управляющий).

1.2. В поле «Место нахождения (место жительства)»:

клиент – юридическое лицо указывает адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В случаях, когда функции единоличного исполнительного органа клиента – юридического лица выполняет управляющая организация или управляющий, клиент дополнительно указывает место нахождения управляющей организации, или адрес места жительства (регистрации), или адрес места пребывания. Клиент – физическое лицо, индивидуальный предприниматель указывает адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

клиент – физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, указывает адрес осуществления своей непосредственной деятельности либо адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

1.3. В поле «тел. №» клиент указывает номер телефона. Допустимо указание нескольких телефонных номеров клиента.

1.4. В поле «Банк» указывается полное фирменное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации или наименование подразделения Банка России, в котором открывается счет.

1.5. В поле «Отметка банка» после присвоения счету соответствующего номера главным бухгалтером или его заместителем либо другим лицом, которому право внесения записи об открытии клиенту счета в Книге регистрации открытых счетов предоставлено распорядительным документом банка, проставляется собственноручная подпись и дата, начиная с которой используется карточка.

1.6. В поле «Прочие отметки» банком могут указываться сведения о представлении временных карточек, о периоде времени, в течение которого они действуют, о случаях их замены, порядок и периодичность выдачи выписок из счета, а также иная информация, необходимая банку.

2. Поля оборотной стороны карточки заполняются в следующем порядке.

2.1. В поле «Сокращенное наименование клиента (владельца счета)»:

клиент – юридическое лицо указывает свое сокращенное наименование в соответствии с его учредительными документами либо сокращенное наименование филиала, представительства юридического лица в соответствии с утвержденным юридическим лицом положением о филиале, представительстве. При отсутствии сокращенного наименования указывается полное наименование клиента – юридического лица (филиала, представительства);

клиент – физическое лицо указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии);

клиент – индивидуальный предприниматель указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), а также делает запись «индивидуальный предприниматель»;

клиент – физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество (при наличии), а также указывает вид деятельности (например, адвокат, нотариус).

Заполнение поля «Сокращенное наименование клиента (владельца счета)» допускается также латинскими буквами без построчного перевода на русский язык.

В поле «Сокращенное наименование клиента (владельца счета)» допускается указание сокращенного наименования клиента, предусмотренного договором между банком и клиентом.

2.2. В поле «№ счета» после внесения записи об открытии клиенту счета в Книгу регистрации открытых счетов главный бухгалтер, его заместитель либо другое лицо, которому предоставлено право внесения записи об открытии клиенту счета в Книгу регистрации открытых счетов, проставляет присвоенный номер счета.

2.3. В поле «Фамилия, имя, отчество» указываются полностью фамилия, имя, отчество (при наличии) лиц, наделенных правом подписи.

2.4. В поле «Образец подписи» собственноручную подпись напротив своих фамилии, имени или отчества (при наличии) проставляют лица, наделенные правом подписи.

2.5. Поле «Срок полномочий» предназначено для контроля срока полномочий лиц, наделенных правом подписи, устанавливаемого на основании учредительных документов, распорядительного акта клиента либо выданной им доверенности. Случаи и порядок заполнения банком поля «Срок полномочий» определяются банком в банковских правилах.

2.6. В поле «Дата заполнения» клиент указывает число, месяц и год оформления карточки.

2.7. В поле «Подпись клиента (владельца счета)» проставляется:

собственноручная подпись единоличного исполнительного органа клиента – юридического лица или лица, исполняющего его обязанности, который в соответствии с законом и учредительными документами осуществляет представительство без доверенности;

собственноручная подпись управляющего (единоличного исполнительного органа управляющей организации) в случае, если полномочия единоличного исполнительного органа клиента переданы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации управляющему (управляющей организации);

собственноручная подпись лица, являющегося представителем клиента, действующим на основании доверенности на открытие счета. Одновременно в этом поле указываются номер (при наличии) и дата соответствующей доверенности;

собственноручная подпись клиента – физического лица, клиента – индивидуального предпринимателя либо клиента – физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2.8. В поле «Образец оттиска печати» клиенты – юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (при наличии печати), проставляют образец оттиска печати.

Оттиск печати, проставляемый на карточке, должен быть четким.

В случае если законодательством иностранного государства не установлена обязанность наличия печати, юридическое лицо, созданное на территории указанного государства, вправе не проставлять оттиск печати, указав в поле «Образец оттиска печати», что печать отсутствует.

Клиенты – физические лица поле «Образец оттиска печати» не заполняют.

2.9. В поле «Место для удостоверительной надписи о свидетельствовании подлинности подписей» удостоверительная надпись совершается нотариусом в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Уполномоченное лицо полностью указывает свою должность, фамилию и инициалы, фамилию и инициалы лица (лиц), подписи которых совершаются в его присутствии, указывает дату и проставляет собственноручную подпись с приложением печати (штампа) банка, определенной для этих целей распорядительным актом банка.

2.10. В поле «Выданы денежные чеки» банк указывает дату выдачи и номера выданных кредитной организацией (филиалом) или подразделением Банка России клиентам денежных чеков. Поле «Выданы денежные чеки» может оформляться в виде отдельного листа (листов), прилагаемого к карточке.

Под корпоративным управлением банком понимается система взаимодействия акционеров, органов управления, контрольных органов, должностных лиц банка и иных заинтересованных лиц, направленная на общее руководство деятельностью банка.

Органы управления банка обязаны организовать эффективное корпоративное управление банком, соответствующее характеру и объемам осуществляемых банковских операций и иной деятельности и обеспечивающее его финансовую надежность.

Банк обязан принимать необходимые меры по исключению конфликта интересов и условий его возникновения, возможности совершения преступлений и иных противоправных действий при осуществлении своей деятельности. Сферы и условия возникновения конфликта интересов в деятельности банка определяются Национальным банком.

Совет директоров (наблюдательный совет) банка обеспечивает организацию корпоративного управления банком, системы управления рисками и системы внутреннего контроля, исключение конфликта интересов в деятельности банка и условий его возникновения. Требования к организации системы управления рисками и системы внутреннего контроля в банке устанавливаются Национальным банком.

В составе совета директоров (наблюдательного совета) банка должно быть не менее двух независимых директоров, если иное количество не определено Национальным банком. Для целей настоящего Кодекса независимым директором банка признается член совета директоров (наблюдательного совета) банка, который без учета этого статуса не является:

бенефициарным собственником банка, являющимся таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка;

руководителем, членом коллегиального исполнительного органа, работником банка;

руководителем другого банка;

руководителем, членом органа управления, работником юридического лица – бенефициарного собственника банка, являющегося таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка;

руководителем, членом органа управления, работником юридического лица, собственником имущества либо владельцем не менее двадцати процентов акций (долей в уставном фонде) которого прямо или косвенно (через других физических лиц и (или) другие организации) является бенефициарный собственник банка, являющийся таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка. Для признания указанного бенефициарного собственника банка косвенным собственником имущества или косвенным владельцем акций (долей в уставном фонде) такого юридического лица применяются основания для признания наличия косвенного владения акциями и порядок расчета доли находящихся в таком владении акций банка, устанавливаемые Национальным банком в соответствии с частью третьей статьи 34 настоящего Кодекса;

руководителем, членом органа управления, работником хозяйственного общества, являющегося дочерним или признаваемого зависимым по отношению к банку;

руководителем, членом органа управления, работником юридического лица, входящего в банковскую группу, банковский холдинг, участником которых является банк, и (или) юридического лица, которое оказывает (способно оказывать) прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние, признаваемое таковым в соответствии с частями десятой–тринадцатой статьи 35 настоящего Кодекса, на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица, входящего в банковскую группу, банковский холдинг, участником которых является банк;

руководителем, членом органа управления, работником юридического лица, являющегося аффилированным лицом банка и (или) инсайдером банка, банковской группы, банковского холдинга;

аффилированным лицом банка и (или) инсайдером банка, банковской группы, банковского холдинга;

лицом, на принимаемые в отношении банка решения которого может быть оказано существенное влияние банком и (или) связанными с ним лицами. Национальный банк в установленном им порядке вправе на основании мотивированного суждения и (или) устанавливаемых им методик признавать лиц связанными с банком, а также признавать влияние банка и (или) связанных с ним лиц существенным.

Советом директоров (наблюдательным советом) банка создается аудиторский комитет, в функции которого входят общее руководство и обеспечение деятельности системы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита банка, а также выбор и организация взаимодействия с аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями. Аудиторский комитет возглавляет независимый директор.

Член совета директоров (наблюдательного совета), за исключением представителя государства в органах управления банка, руководитель и главный бухгалтер банка, их заместители, член коллегиального исполнительного органа банка, а также кандидаты на указанные должности должны соответствовать предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Оценка соответствия таким требованиям производится специальной квалификационной комиссией Национального банка в случаях и порядке, установленных Национальным банком.

Исполнительный орган банка организует систему управления рисками и систему внутреннего контроля, обеспечивает выполнение банком целей и задач, установленных советом директоров (наблюдательным советом). Банк не вправе передать полномочия своего исполнительного органа по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Руководителем банка является лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган.

Квалификационными требованиями являются:

для руководителя банка – наличие высшего образования, стажа работы не менее трех лет на руководящих должностях в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, международных финансовых организациях, Национальном банке и (или) аудиторских организациях, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, достаточных теоретических и практических знаний;

для заместителя руководителя банка, члена коллегиального исполнительного органа банка – наличие высшего образования, стажа работы не менее двух лет на руководящих должностях в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, международных финансовых организациях, Национальном банке и (или) аудиторских организациях, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, достаточных теоретических и практических знаний;

для главного бухгалтера банка – наличие высшего образования, специальной подготовки в области международных стандартов финансовой отчетности, стажа работы не менее трех лет на руководящих должностях в банке, небанковской кредитно-финансовой организации и (или) Национальном банке в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутреннего аудита либо в качестве аудитора – работника аудиторской организации (работника аудитора – индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, достаточных теоретических и практических знаний, а также сертификата профессионального бухгалтера банка;

для заместителя главного бухгалтера банка – наличие высшего образования, специальной подготовки в области международных стандартов финансовой отчетности, стажа работы не менее двух лет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации и (или) Национальном банке в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутреннего аудита либо в качестве аудитора – работника аудиторской организации (работника аудитора – индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, достаточных теоретических и практических знаний.

Проверка достаточности теоретических и практических знаний у лиц, указанных в части десятой настоящей статьи, осуществляется в форме тестирования и (или) собеседования, проводимых в порядке, установленном Национальным банком.

Требованиями к деловой репутации являются:

отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

отсутствие в течение последних двух лет фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения лицами, указанными в части десятой настоящей статьи, виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к ним со стороны нанимателя;

отсутствие установленных вступившим в законную силу решением суда фактов осуществления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица.

Национальный банк вправе установить квалификационные требования к независимым директорам и (или) иным членам совета директоров (наблюдательного совета), а также дополнительные квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к лицам, указанным в части десятой настоящей статьи.

При заключении трудового договора с руководителем, главным бухгалтером банка, их заместителями, членом коллегиального исполнительного органа банка банк обязан потребовать, а указанные лица предъявить документ о прохождении оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, выданный Национальным банком.

Банк обязан отстранить от работы руководителя, главного бухгалтера, их заместителей, члена коллегиального исполнительного органа банка в случае, если документ о прохождении оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации утратил силу по основаниям и в порядке, установленным Национальным банком.

Банк обязан назначить должностное лицо, ответственное за управление рисками в банке, а также назначить должностных лиц и (или) создать постоянно действующее подразделение (подразделения) по управлению отдельными видами рисков в соответствии с характером и объемами осуществляемых банковских операций и иной деятельности. Должностное лицо, ответственное за управление рисками в банке, подчиняется непосредственно руководителю банка и подотчетно совету директоров (наблюдательному совету).

Банк обязан назначить должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, создать специальное подразделение по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, а также назначить должностных лиц и (или) создать постоянно действующее подразделение (подразделения) по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с характером и объемами осуществляемых банковских операций и иной деятельности. Должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, подчиняется непосредственно руководителю банка и подотчетно совету директоров (наблюдательному совету).

Подотчетность должностного лица, ответственного за управление рисками в банке, и должностного лица, ответственного за внутренний контроль в банке, совету директоров (наблюдательному совету) означает:

назначение и освобождение таких лиц от должности с согласия совета директоров (наблюдательного совета);

определение советом директоров (наблюдательным советом) условий оплаты труда таких лиц;

регулярное рассмотрение советом директоров (наблюдательным советом) отчетов таких лиц.

Головная организация банковской группы и (или) банковского холдинга обязана организовать систему управления рисками и систему внутреннего контроля в банковской группе и (или) банковском холдинге на консолидированной основе. Требования к организации системы управления рисками и системы внутреннего контроля в банковской группе и (или) банковском холдинге на консолидированной основе устанавливаются Национальным банком.

Банк обязан создать службу внутреннего аудита, которая подотчетна в своей деятельности совету директоров (наблюдательному совету).

Подотчетность службы внутреннего аудита совету директоров (наблюдательному совету) означает:

утверждение советом директоров (наблюдательным советом) положения о службе внутреннего аудита, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

утверждение советом директоров (наблюдательным советом) сметы расходов службы внутреннего аудита и определение условий оплаты труда ее руководителя и специалистов;

назначение руководителя службы внутреннего аудита и освобождение его от должности с согласия совета директоров (наблюдательного совета);

утверждение советом директоров (наблюдательным советом) плана работы службы внутреннего аудита;

регулярное рассмотрение и утверждение советом директоров (наблюдательным советом) отчетов службы внутреннего аудита.

Банк обязан обеспечить непрерывность деятельности службы внутреннего аудита, независимость, объективность и профессиональную компетентность руководителя и специалистов службы внутреннего аудита, а также беспрепятственный доступ службы внутреннего аудита ко всей документации банка и к проведению внутреннего аудита любого подразделения или направления деятельности банка.

Банк устанавливает квалификационные требования и требования к деловой репутации для руководителей филиалов, структурных подразделений, службы внутреннего аудита, должностного лица, ответственного за управление рисками в банке, и должностного лица, ответственного за внутренний контроль в банке.

Национальный банк вправе устанавливать дополнительные требования к организации корпоративного управления банком.

Бандурина Н. В.
Оглавление

В настоящее время не существует специально созданного, сколь-нибудь кодифицированного банковского законодательства, и тем более кредитного законодательства, но выделить нормативно-правовые акты, регулирующие кредитные отношения полностью или в части, представляется возможным.

В целях установления системы законодательства, регулирующего кредитные отношения, мы будем придерживаться традиционной системы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку. Первую ступень в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, прямым действием, а также применяющаяся на всей территории РФ. Кроме этого, все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции 1, не должны противоречить Конституции РФ.

Вторая ступень принадлежит Федеральным законам, которые принимаются в соответствии с Конституцией и регулируют многообразные и сложные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Применительно к кредитным отношениям особое место занимают акты Центрального банка РФ. Указанные акты располагаются в иерархии нормативно-правовых актов обособленно, поэтому они будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящей статьи. На следующей ступени — носящие подзаконный характер Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, то есть министерств и ведомств, также применяются в сфере регулирования кредитных отношений и занимают пятую ступень в общей иерархии. Кроме этого, нельзя не принимать во внимание различные Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами в сфере регулирования финансовых, экономических, банковских, и в частности — кредитных отношений, поэтому такие Соглашения будут частично рассмотрены в настоящей статье.

Также, в части регулирования кредитных отношений, в некоторых случаях применяются обычаи делового оборота, которые наряду с вышеперечисленными актами являются источниками права. В рассматриваемую систему нормативно-правовых актов, возможно включение и локальных актов, определяющих порядок деятельности тех или иных подразделений кредитной организации, а также формы и условия их взаимодействия с клиентами кредитной организации, в том числе при установлении кредитных отношений. Рассмотрим детально нормативно-правовые акты, которые включаются в систему актов, регулирующих кредитные отношения.

Конституция

Конституция содержит ряд положений, которые можно применить к кредитным отношениям.

На основании ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В ст. 74 определяется, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ст. 75 посвящена денежной единице РФ — рублю, и определяет, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля.

Кроме этого, на основании ст. 103 Конституции устанавливает, что Председатель Центрального банка РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального собрания.

Федеральные законы

  1. Центральным, основным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые, является Гражданский кодекс РФ. В настоящее время ГК РФ состоит из трех частей. Первая часть 2 содержит три раздела: 1. Об общих положениях (ст. 1 — 208), 2. О вещных правах (ст. 209 — 306), 3. Об общих положениях об обязательствах и договорах (ст. 307 — 453). Вторая часть 3 посвящена отдельным видам обязательств и договоров (раздел 4 — ст. 454 — 1109). В третьей части 4 содержатся раздел 5 о наследственном праве (ст. 1110 — 1185) и раздел 6 о международном частном праве (ст. 1186 — 1224).

    Общие положения, регулирующие порядок образования юридических лиц, которыми являются кредитные организации, способы обеспечения обязательств, в частности кредитных, принципы построения договорных отношений и т.д., содержатся в первой части ГК, более детально кредитные отношения отражаются в части второй ГК, гл. 42 которой имеет название «Займ и кредит», а § 2 целиком посвящен кредиту. Нормы гл. 42 устанавливают понятие кредитного договора, условия его заключения, а также взаимоотношения сторон, возникающие при предоставлении кредита.

  2. Несмотря на то, что ГК РФ устанавливает общие нормы для регулирования отношений между субъектами хозяйственной деятельности, многие отношения должны быть урегулированы более детально. Такую функцию выполняют иные федеральные законы, принимаемые в отрасли банковского законодательства.

    Так, правовой статус, цели деятельности, функции и полномочия единого и независимого субъекта первого уровня банковской системы РФ — Центрального банка РФ — определяется Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 5.

    В соответствии со ст. 56 указанного ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов.

    Указанный выше ФЗ № 86-ФЗ устанавливает цели и направления деятельности Банка России, а также его функции, среди которых: проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; кредитование в последн. инстанции для кредитных организаций, организация системы их рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в РФ и правил проведения банковских операций и т.д.

    Применительно к кредитным отношениям Банк России может устанавливать обязательные для выполнения кредитными организациями нормативы, в том числе применительно к кредитным отношениям и рискам кредитной организации по кредитам, а также предъявлять иные требования к деятельности кредитных организаций.

  3. В качестве одного из основных законов, регулирующих кредитные отношения, можно назвать ФЗ «О банках и банковской деятельности» 6.

    Прежде всего, указанный закон среди прочих банковских операций в ст. 5 определяет такую банковскую операцию, как размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, что выражается фактически в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам.

    Кроме этого, указанный закон определяет общие положения и требования к осуществлению деятельности кредитными организациями, видам, порядку осуществления банковских операций и сделок, требования к уставному капиталу, учредительным документам, управлению в кредитной организации, порядку регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, требования к кредитным организациям в отношении обязательного резервирования, осуществления защиты интересов клиентов кредитных организаций, обслуживания клиентов, а также взаимоотношения между кредитными организациями и общие положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях.

  4. Иные федеральные законы также регулируют взаимоотношения, возникающие в процессе осуществления кредитной организацией и заемщиком, однако эти федеральные законы можно отнести к регулированию кредитных отношений только косвенно. К таким федеральным законом можно отнести:
    • ФЗ «Об акционерных обществах»7 — в части одобрения заемщиком совершения крупных сделок, в том числе займа, кредита, залога, поручительства или нескольких взаимосвязанных сделок;
    • ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» 8 — в части государственного регулирования, процедуры и регистрации ипотеки, как способа обеспечения кредитного обязательства;
    • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»9 — в части предоставления кредитов в иностранной валюте и кредитных взаимоотношений между резидентами РФ и нерезидентами;
    • ФЗ «Об исполнительном производстве»10 — в части осуществления принудительного исполнения обязательств должников перед кредиторами, в том числе должников по кредитным обязательствам;
    • ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»11 — в части регулирования такого способа обеспечения кредитных обязательств, как предоставления в залог драгоценных металлов и драгоценных камней.

Помимо приведенных выше федеральных законов отношения, возникающие в процессе взаимодействия сторон по поводу осуществления кредитования, регулируются иными федеральными законами.

Нормативно-правовые акты Центрального банка

Система органов исполнительной власти установлена в Указе Президента «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» 12. ЦБ РФ не включен в состав таких органов, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.

Таким образом, акты Центрального банка РФ также нельзя отнести к актам органов исполнительной власти, так как они занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О Центральном банке РФ»: Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:

Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) 13, определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам — юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.

Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами 14, регулирующее порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.

Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ 15, устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.

Инструкция о порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций 16, устанавливающая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.

До формальной отмены продолжают действовать некоторые акты Государственного банка СССР, например, Инструктивные указания «О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат» 17, причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу 18.

Кроме этого, в настоящее время действует Инструкция «О расчетных, ткущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР» 19, которая устанавливает порядок и требования к открытию счетов различным юридическим лицам в кредитных организациях, а также процедуру переоформления и закрытия счетов. Указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Указанию ЦБ РФ «О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати» 20.

Указы Президента

Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии непротиворечия федеральным законам РФ.

Среди актов Президента, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Указ «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» 21. Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.

Также, можно привести и Указ «Вопросы Управления делами Президента РФ» 22, который среди функций Управления делами выделяет заключение в порядке, установленном законодательством РФ, договоров займа (кредитных договоров), а также организация их заключения подведомственными ему организациями.

Указ «О совершенствовании работы банковской системы РФ» 23 устанавливает некоторые общие положения в целях сдерживания инфляции и повышения эффективности работы банковской системы, защиты интересов вкладчиков банка, в том числе принципы взаимодействия ЦБ РФ и Правительства РФ для целей осуществления согласованных мер по реализации кредитно-денежной политики.

Акты Правительства

Постановления Правительства чаще всего носят адресный характер и применяются относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты Правительства РФ:

Постановление «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» 24, устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов по кредитам, полученным организациями различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами.

В частности, такие правила устанавливаются применительно к организациям легкой и текстильной промышленности 25, сельскохозяйственным производителям, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации 26 и иных организаций.

Кроме этого, ЦБ РФ совместно с Правительством РФ в конце 1998 г. приняли уникальный в своем роде обобщающий документ об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. 27, тем самым осуществив функции определения денежно-кредитной политики государства. В указанном документе был проведен обзор ситуации в банковском секторе в 1998 г., определено использование таких инструментов, как установление обязательных резервных требований, рефинансирование банков, осуществление депозитных операций, и установление процентной политики по операциям Банка России, а также были определены условия проведения и цели денежно-кредитной политики на 1999 г.

Акты министерств и ведомств

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

В качестве примера актов, принятых в сфере регулирования кредитных отношений, можно привести:

  • Письмо Минфина РФ от 03.11.1992 г. № 101 «О порядке корректировки ставок за пользование государственных кредитом на пополнение оборотных средств»;
  • Письмо Минфина РФ от 23.04.1993 г. № 51 «Об изменении порядка расчетов за пользование целевым государственным кредитом на пополнение оборотных средств»;
  • Письмо Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 313 «Об установлении единой процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина России»;
  • Письмо Минфина РФ от 22.09.2003 г. № 15-05-29 / 1018 «О валютных операциях между резидентами по выдаче коммерческих кредитов и займов в иностранной валюте;
  • Приказ Минсельходпрода РФ и Минфина РФ «Об утверждении типового договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 г.» 28.

Международные Соглашения

Среди международных актов, регулирующих кредитные отношения, можно выделить:

Соглашение стран СНГ «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства» 29. Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и банковской практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.

Одним из основных международных документов является Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка «О порядке и правилах совершения межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ» 30. Данное Соглашение определяет вид и принципы осуществления различных банковских операций и других сделок, осуществляемым Межгосударственным банком на территории РФ, порядок осуществления инвестиционной деятельности, финансовых процедур, расчетов и взаимодействия с ЦБ РФ, создание и организация работы филиалов и представительств Межгосударственного банка, а также надзор и регулирование деятельности указанного банка.

Между ЦБ РФ и национальными банками различных государств были подписаны соглашения об организации расчетов, в которых одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной банковской практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным кредитным организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь 31, между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана 32, ЦБ РФ и Банком Латвии 33, а также иные соглашения.

Кроме соглашений о расчетах с рядом государств были подписаны различные соглашения, регулирующие отношения в общем в банковской и в частности в кредитной сфере. Так, 17.07.1997 г. ЦБ РФ и Национальным банком Казахстана были подписаны соглашение о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций, соглашение об организации корреспондентских отношений, а также соглашение о сотрудничестве в области исследований информации и статистики в банковской и финансовой сферах.

Обычаи делового оборота

В соответствии со ст. 5 ГК РФ одним из источников гражданско-правового регулирования признается обычай делового оборота. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. Причиной этого является детальное регулирование банковских отношений императивными нормами законами и подзаконными актами. Кроме того, банковская система России слишком молода, а потому действительно значимые обычаи еще не сложились. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт). Следует отметить, что некоторые из них противоречат законодательству, прежде всего актам Банка России (например, касающиеся открытия ссудных счетов, способов погашения кредитов, минуя расчетный счет). Применение подобных обычаев недопустимо до внесения соответствующих изменений в нормативные акты.

Локальные нормативные акты

Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.

Упоминание о таких актах целесообразно включать в кредитный договор, также может быть предусмотрена обязанность кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации.

К локальным актам кредитной организации, затрагивающим кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.); положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.

Таким образом, рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов, а также необходимости приведения различных актов в соответствие с действующим законодательством, а также поставить проблему кодификации банковского законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений.

Ссылки

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., «Российская газета», №237 от 25.12.1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, СЗ РФ от 05.12.1994 г., №32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.1996 г. №14-ФЗ, СЗ РФ от 29.01.1996 г., №5, ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. №146-ФЗ, «Российская газета», №233, от 28.11.2001 г.
  5. Федеральный закон №86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», СЗ РФ от 15.07.2002 г., №28, ст. 2790.
  6. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности», СЗ РФ от 05.02.1996 г., №6, ст. 492.
  7. Федеральный закон РФ от 26.12.95 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», СЗ РФ от 01.01.1996 г., №1, ст. 1.
  8. Федеральный закон РФ от 16.07.1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», СЗ РФ от 20.07.1998 г., №29, ст. 3400.
  9. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», СЗ РФ от 15.12.2003 г., №50, ст. 4859.
  10. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве», СЗ РФ от 28.07.1997 г., №30, ст. 3591.
  11. Федеральный закон РФ от 26.03.1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», СЗ РФ от 30.03.1998 г., №13, ст. 1463.
  12. Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», СЗ РФ от 24.05.2004 г., №21, ст. 2023.
  13. Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 г. №54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», «Вестник Банка России», №70-71 от 08.10.1998 г.
  14. Положение ЦБ РФ от 03.10.2000 г. №122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительством», «Вестник Банка России», №54 от 09.10.2000 г.
  15. Положение ЦБ РФ от 05.12.2002 г. №205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», «Вестник Банка России», №70-71 от 25.12.2002 г.
  16. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. №109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», «Вестник Банка России», №15 от 20.02.2004 г.
  17. Инструктивные указания Госбанка СССР от 30.10.1987 г. №174-87 «О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат», «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР», 1988 г., №6.
  18. Указание ЦБ РФ от 05.04.2002 г. №1131-У «О неприменении на территории Российской Федерации некоторых нормативных актов Госбанка СССР», «Вестник Банка России», №21 от 17.04.2002 г.
  19. Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986 г. №28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР», «Закон», №1, 1997 г.
  20. Указание ЦБ РФ от 21.06.2003 г. №1297-У «О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати», «Вестник Банка России», №36 от 27.06.2003 г.
  21. Указ Президента РФ от 23.07.1997 г. №773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам», СЗ РФ от 28.07.1997 г., №30, ст. 3606.
  22. Указ Президента РФ от 07.08.2000 г. №1444 «Вопросы Управления делами Президента РФ», СЗ РФ от 14.08.2000 г., №33, ст. 3350.
  23. Указ Президента РФ от 10.06.1994 г. №1184 «О совершенствовании работы банковской системы РФ», СЗ РФ от 13.06.1994 г., №7, ст. 696.
  24. Постановление Правительства РФ от 19.03.1992 г. №173 «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов», «Российская газета», №77 от 03.04.1992 г.
  25. Постановление Правительства РФ от 22.08.2001 г. №616 «Об утверждении правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями легкой и текстильной промышленности в российских кредитных организациях», СЗ РФ от 27.08.2001 г., №35, ст. 3523.
  26. Постановление Правительства РФ от 07.03.2001 г. №192 «Об утверждении порядка возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными производителями, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации», СЗ РФ от 26.03.2001 г., №13, ст. 1244.
  27. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год», утверждено ЦБ РФ (вместе с «Мерами по реструктуризации банковской системы РФ», одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998 г., Президиумом Правительства РФ 21.11.1998 г.), «Вестник Банка России», №84 от 04.12.1998 г.
  28. Приказ Минсельхозпрода РФ №325, Минфина РФ №47 н от 20.04.2000 г. «Об утверждении кредитного договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 году», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №29 от 17.07.2000 г.
  29. Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 г. «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства», Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество», №7, 1992 г.
  30. Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка от 02.12.1996 г. «О порядке и правилах совершения Межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ», «Вестник Банка России» №64 от 26.10.1999 г.
  31. Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь от 20.02.1997 г. «Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Республики Беларусь», «Вестник Банка России», №28 от 14.05.1997 г.
  32. Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана от 13.02.1997 г. «Об организации расчетов», «Вестник Банка России», №28 от 14.05.1997 г.
  33. Соглашение между ЦБ РФ и Банком Латвии от 12.02.1997 г. «Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Латвийской Республики», «Вестник Банка России» №10 от 20.02.1997 г.

Оглавление Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх