Куперс

Бухучет и анализ

283 социальные гарантии

ПРОБЛЕМЫ ТЫЛОВОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Папичев Н.В., к.ю.н., генерал-майор внутренней службы, начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области.

Контакты автора: aspirant@lawinst.ru

Аннотация. В статье дается понятие и структура материально-бытового обеспечения заключенных. Автор анализирует проблемы размещения, питания и медицинского обслуживания заключенных.

Ключевые слова: обеспечение, размещение, питание, санитарно-эпидемиологический, материально-бытовой.

PROBLEMS OF THE REARWARD AND MEDICAL PROVIDING IN THE CONDITIONS OF REFORMATION OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Keywords: Providing, placing, feed, sanitary and epidemiology, material.

Материально-бытовое обеспечение представляет собой комплекс организационных мероприятий, проводимых на основе норм уголовно-

исполнительного законодательства, направленных на создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Основная цель материальнобытового обеспечения заключается в создании необходимых бытовых и гигиенических условий жизни осужденных, способствующих поддержанию их трудоспособности, процессу исправления, а также предупреждению и лечению заболеваний1.

Основными направлениями в совершенствовании организации материально-бытового обеспечения и оказания медицинской помощи осужденным являются развитие системы коммунально-бытового обслуживания, организация питания, вещевого обес-

1 См. Пертли Л.Ф. Правовое регулирование материальнобытового обеспечения осужденных в учреждениях УИС России // Черные дыры в российском законодательстве. — 2006. — №3. — С. 178-180.

печения, торгового обслуживания и оказания первичной медико-санитарной помощи на базе исправительных учреждений.

Все помещения, где живут, работают или находятся осужденные, должны соответствовать санитарногигиеническим требованиям и климатическим условиям по площади, кубатуре, освещению, отоплению и вентиляции. В результате комплексных мер по реформированию УИС и совершенствованию законодательства численность осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, стала постепенно снижаться. По словам Директора ФСИН России Ю.И. Калинина, следственные изоляторы России вышли на важную отметку: средняя наполняемость составила 4,1 кв.м. на человека. Норма жилой площади, установленная законодательством, — 4 кв.м. на человека2.

В российском законодательстве (в частности, в ст. 99 УИК РФ) используется понятие «минимальные нормы питания» для осужденных. Данные нормы разработаны ГУ НИИ питания Российской академии медицинских наук и учитывают половые и физиологические особенности лиц, лишенных свободы. В питании спецконтингента находят все большее применение новые перспективные продукты, не требующие первичной механической и длительной тепловой обработки3. Нормы различаются по калорийности, ассортименту продуктов питания, рассчитаны по пищевой ценности на основе физиологических показателей, зависят от состояния здоровья довольствующихся и других факторов.

Вещевое обеспечение осужденных предполагает предоставление им постельных принадлежностей, белья, одежды по установленным нормам и обеспечение починки этого имущества. Одежда и обувь устанавливаются специального образца и дифференцируется в зависимости от пола, возраста, здоровья, характера выполняемой работы, вида режима. Основные проблемы, связанные с обеспечением заключенных одеждой и спальными принадлежностями, являются следствием недостаточного государственного финансирования мест заключения.

Одним из дополнительных источников, существенно влияющих на общий уровень материально-бытового обеспечения осужденных в ИУ, является получение ими посылок, передач и бандеролей. В учреждениях УФСИН России по Омской области осужденным в настоящее время в соответствии с действующим законодательством предоставляется такой вид услуг, как телефонные и видео-переговоры с родственниками. Это оказывает положительное влияние на психологическое состояние лица, лишенного свободы, способствует поддержанию социально-значимых связей, снижает уровень тревожности и делает его более восприимчивым к мерам воспитательного воздействия.

Исправительные учреждения являются местом, где развиваются инфекционные болезни с повышенной устойчивостью к лекарственным средствам. Стремительное развитие тяжелой эпидемии туберкулеза и эпидемии ВИЧ-инфекции в исправительных колониях представляет серьезную угрозу как для тех, кто находится в местах лишения свободы, так и для общества в целом. Утвержденная в конце 2006 г. Концепция федеральной целевой программы по предупреждению и борьбе с социаль-

3 См. Баринов Н.И. Организация работы по совершенствованию

Папичев Н.В.

ПРОБЛЕМЫ ТЫЛОВОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

но значимыми заболеваниями, рассчитанная на 2007-2011 гг, предусматривает около 30 основных показателей эффективности работы в этой области, три из которых относятся к здравоохранению ФСИН.

Первый — смертность от туберкулеза на сто тысяч осужденных. Предполагается, что к 2011 г. (по сравнению с 2005 г.) она снизится со 153 до 140 человек.

Второй — количество зарегистрированных в течение года случаев ВИЧ-инфекции в ИУ. Предполагается, что он должен снизиться с 2 тыс. в 2005 г. до 1,6 тыс. в 2011 г.

И третий показатель — количество заболеваний сифилисом на сто тысяч осужденных. Ожидаемое снижение по сравнению с 2005 г. со 176 до 150 человек.

Во многом в результате указанных мер в течение 2006 г. была снижена общая смертность среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных на 15,5% по сравнению с 2005 г. Смертность от заболеваний снижена на 6,1%. На 2,8% снизилась общая заболеваемость среди осужденных по сравнению с 2005 г. Показатели смертности в местах лишения свободы (на 100 тыс. человек) в 3,4 раза ниже, чем в целом среди населения России4.

Приоритетные направления деятельности уголовно-исполнительной системы в области борьбы с туберкулезом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ранняя диагностика туберкулеза в СИЗО и колониях с использованием рентгенологического и микробиологического методов обследования.

2. Определение лекарственной устойчивости культур микобактерий туберкулеза, выделенных у всех больных.

3. Внедрение быстрых методик определения лекарственной устойчивости к основным противотуберкулезным препаратам.

4. Наличие полного спектра противотуберкулезных препаратов (основных и резервных).

5. Возможность проведения хирургических методов лечения больных туберкулезом, особенно среди больных с множественной лекарственной устойчивостью.

Специфика оказания психиатрической помощи в местах лишения свободы обусловливает разделение психиатрической деятельности как бы в двух направлениях: оказание психиатрической помощи по медицинским показаниям (лечебно-

консультативная работа) и участие психиатрической службы в процессе исполнения наказания. В рамках первого аспекта деятельности психиатра решаются вопросы диспансеризации и реабилитации осужденных с психическими расстройствами. Однако при оказании психиатрической помощи в условиях мест лишения свободы врач вынужден соизмерять свою деятельность с режимом учреждения и вопросами безопасности. Для этого врач руководствуется не только законодательными актами о врачебной деятельности, но и Уголовно-исполнительным кодексом и прочими нормативными актами, требующими внесения изменений в организацию работы. второй аспект деятельности, по мнению А.З. Агаладзе и А.П. Шешукова, можно определить как «оптимизация процесса отбывания наказания осужденными с психическими расстройствами». Здесь мы встречаемся

со спецификой, которая неизвестна общепсихиатрической практике: например, освобождение от отбывания наказания лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, осуществление принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, профилактика общественно опасных действий психически больных и др. задача психиатра в рамках этого аспекта — «гармонизация» отношений психически больного с другими осужденными и персоналом учреждения, ускорение и облегчение процесса адаптации к условиям мест лишения свободы.

Одной из наиболее сложных проблем уголовноисполнительной системы Минюста России является содержание ВИЧ-инфицированных. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в учреждениях УИС в десятки раз превышает соответствующий показатель в целом по России. Это объясняется высокой концентрацией социально-дезадаптированных лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

Серьезную проблему в санитарно — эпидемиологическом благополучии спецконтингента представляет отсутствие достаточного количества доброкачественной питьевой воды в ряде учреждений. Из пожразделений УФСИН России по Омской области три учреждения (ЛИУ-

2, ИК-8, ИК-12) используют для питьевых нужд воду из подземных водоисточников. В данных подразделениях, согласно лабораторным данным, периодически регистрируются нестандартные пробы воды, не соответствующие Сан ПиН 2.1.4. 1075-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения. Санитарная охрана источников»5 по микробиологическим и химическим показателям.

Проблемы реформирования УИС коснулись и военноврачебной комиссии (далее — ВВК). Анализируя деятельность ВВК, необходимо отметить, что изменилась структура освидетльствованных: уменьшилась доля поступающих на службу. Количество лиц, поступающих в учебные заведения, незначительно увеличилась. Достигнут охват 100-процентным стационарным обследованием сотрудников из категории негодных и ограниченно годных к военной службе, что обеспечивает вынесение объективного заключения о годности к службе в уголовноисполнительной системе.

При применении законодательной и нормативноправовой базы, регламентирующей и регулирующей вопросы медицинского обеспечения сотрудников уголовноисполнительной системы Минюста России, выявились существенные недостатки, обострившие проблемы, связанные с недоступностью необходимой медицинской помощи. Более 150 тыс. сотрудников, проходящих службу в подразделениях и учреждениях УИС Минюста России, удаленных на 150-600 км от лечебно-профилактических учреждений МВД России, лишены возможности обратиться в эти учреждения.

Основным направлением по организации медицинской помощи личному составу являются формирование и расширение сети лечебно — профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы, в основном за счет создания центров медико-социальной реабилита-

5 См. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 октября 2002 г. №24 «О введение в действие санитарных правил (вместе с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-02″))» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2002. — №43.

ции, что связано с характером дислокации подразделений и учреждений пенитенциарной системы и отсутствием на данном этапе гарантированной квалифицированной и специализированной медицинской помощи на безвозмездной основе.

Озабоченность и участие государства в осуществлении ряда мер по гуманизации системы исполнения наказаний позволили уже на сегодняшний день обеспечить некоторое приближение условий содержания граждан в местах лишения свободы, в том числе в следственных изоляторах, к международным стандартам.

Задачей государства является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативноправовой базы в указанной сфере с учетом инициатив, возникающих на местах, поскольку они, как правило, выдвигаются с учетом реальных проблем учреждений уголовно-исполнительной системы, осложняющих процесс ее успешного реформирования.

Список литературы:

3. Васильева А. Обсуждены актуальные вопросы пенитенциарной медицины // Преступление и наказание. — 2007. — №5. — С. 47.

4. Кузнецова А.С. О мерах по повышению эффективности оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным в уголовно-исполнительной системе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2007. — №1. — С. 18

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее — сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее — учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

2. Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:

1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);

3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Денежное довольствие сотрудников

1. Денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

2. Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также — должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее — оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее — оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

4. Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в области обеспечения пожарной безопасности или в области таможенного дела (далее — федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники). Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

5. Размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.

6. Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;

6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;

7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 342-ФЗ)

8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

7. Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге лет):

1) от 2 до 5 лет — 10 процентов;

2) от 5 до 10 лет — 15 процентов;

3) от 10 до 15 лет — 20 процентов;

4) от 15 до 20 лет — 25 процентов;

5) от 20 до 25 лет — 30 процентов;

6) 25 лет и более — 40 процентов.

8. Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

9. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в следующих размерах:

1) за квалификационное звание специалиста третьего класса — 5 процентов;

2) за квалификационное звание специалиста второго класса — 10 процентов;

3) за квалификационное звание специалиста первого класса — 20 процентов;

4) за квалификационное звание мастера (высшее квалификационное звание) — 30 процентов.

10. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 342-ФЗ)

11. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере до 65 процентов должностного оклада. Порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее размеры, а также полномочия федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по установлению размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, для отдельных категорий сотрудников определяются Президентом Российской Федерации.

12. Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

13. Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада.

14. Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 342-ФЗ)

15. К денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются:

1) должностной оклад;

2) оклад по специальному званию;

3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;

6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

16. Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации.

17. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты. Указанные дополнительные выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач.

18. Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

19. Сотрудникам, временно проходящим службу за пределами территории Российской Федерации, часть денежного довольствия выплачивается в иностранной валюте в случаях, по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

20. Часть денежного довольствия в иностранной валюте, установленная сотрудникам в соответствии с частью 19 настоящей статьи, не учитывается при исчислении выплат (в том числе пенсий и страховых сумм), определяемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации исходя из окладов денежного содержания.

21. За сотрудниками, захваченными в плен или в качестве заложников, интернированными в нейтральных странах, а также за безвестно отсутствующими сотрудниками (до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими) сохраняется денежное довольствие в полном размере. В этих случаях денежное довольствие указанных сотрудников выплачивается супруге (супругу) или другим членам их семей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата сотрудников в плен или в качестве заложников, интернирования или до их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

22. Сотруднику, временно выполняющему обязанности по другой должности, денежное довольствие выплачивается исходя из оклада по временно замещаемой должности, но не менее оклада по основной должности с учетом дополнительных выплат, установленных ему по основной должности.

23. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа, до истечения срока, определенного федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим прохождение службы в учреждениях и органах, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а также коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 342-ФЗ)

24. В случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере.

25. В случае временного отстранения сотрудника от должности ему выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).

26. В случае, если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается. При вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей.

27. Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

28. Сотрудникам, проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

29. Сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам (далее — государственные органы), обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

30. Сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством Российской Федерации к организациям, обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом размеры должностных окладов и дополнительных выплат сотрудникам, прикомандированным к организациям, устанавливаются руководителями этих организаций по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

31. Размеры должностных окладов для исчисления пенсий лицам, которым при увольнении со службы в учреждениях и органах пенсии были назначены исходя из окладов по замещаемым ими должностям в государственных органах и организациях, и членам их семей устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

32. Сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством Российской Федерации к международным организациям, обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.

Статья 3. Гарантии, пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы

1. Сотрудникам, направляемым в служебную командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

2. Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

3. При переезде сотрудников на новое место службы в другой населенный пункт (в том числе на территорию и с территории иностранного государства) в связи с назначением на иную должность, или в связи с приемом в образовательную организацию высшего образования соответствующего федерального органа исполнительной власти для обучения по образовательным программам, срок получения образования по которым (срок освоения которых) составляет более одного года, или в связи с передислокацией учреждения или органа (подразделения) сотрудникам и членам их семей в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, производятся выплаты: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

1) подъемного пособия — в размере одного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы сотрудника, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника;

2) суточных — на сотрудника и каждого члена его семьи, переезжающего в связи с переводом сотрудника на новое место службы, в порядке и размерах, установленных для командированных сотрудников в соответствии с частью 1 настоящей статьи за каждый день нахождения в пути.

4. Сотрудникам, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная ком

УДК 343.83

Организация социальной защиты сотрудников ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

■ А.А. ПОПОВ — адъюнкт кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются некоторые аспекты и направления деятельности, связанные с организацией учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы социальной защиты своих сотрудников. Анализируется влияние различных факторов на данную деятельность в условиях реформирования системы исполнения наказаний, в том числе проблемы обеспечения согласованной работы всех субъектов социальной защиты, соблюдения субъективных прав и выполнения обязанностей, осуществления контроля.

Ключевые слова: социальная защита; сотрудник уголовно-исполнительной системы; реформирование.

Key words: social protection; employees of the penal system; reforming.

Обеспечение должного уровня социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования является одной из основных задач, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.1

С учетом необходимости интеграции нашего государства в международное право-

вое поле, соблюдения международных стандартов и правил обращения с заключенными, обеспечения престижа службы становится актуальной задача, связанная с реализацией мер по соблюдению социальных гарантий, предусмотренных для сотрудников системы действующим законодательством.

Повышение социального статуса сотрудников, помимо концепции, предусмотрено

государственной программой Российской Федерации «Юстиция», участником которой является Федеральная служба исполнения наказаний.

Как следует из доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2015-2017 гг., в рамках кадрового обеспечения предусмотрен ряд мер, направленных на повышение статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение социальных гарантий, в том числе выделение жилья сотрудникам и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, применение практики материального и морального стимулирования и т.д.2

Основным нормативным правовым актом, призванным решить поставленные перед уголовно-исполнительной системой задачи в сфере обеспечения социальных гарантий сотрудников, стал федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-Ф33, в рамках которого был принят ряд подзаконных актов, касающихся выплат на санаторно-курортное лечение, подъемного пособия и суточных при переезде на новое место службы в другой населенный пункт, выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением обязанностей, жилищного обеспечения и т.д.

К примеру, в законе Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-14 правовой защите и социальной поддержке сотрудников уголовно-исполнительной системы посвящена гл. VI. До изменений, внесенных федеральным законом о социальных гарантиях, в ней отсутствовала ст. 33.1, устанавливающая данные гарантии и соответствующую нормативную базу5.

В деятельности управомоченных субъектов системы можно выделить несколько функций, связанных со сбором и анализом информации о состоянии социальной защищенности сотрудников, с подготовкой и принятием различных управленческих решений по данным вопросам, внесением изменений в законодательные акты.

Одним из направлений работы по обеспечению социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы является обязательное государственное страхование жизни и здоровья. Ежегодно Федеральная служба исполнения наказаний заключает государственный контракт со страховой компанией в пользу выгодоприобретателей — сотрудников. Размер страховых сумм при наступлении страхового случая уста-

новлен п. 2 ст. 5 федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ6. В частности, в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) сумма выплат составит 200 тыс. руб., при получении легкого увечья — 50 тыс. руб. Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции. Вместе с тем на практике возникает немало проблем, связанных с отказом страховых компаний осуществлять выплаты по различным причинам как объективного (наступление страхового случая является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью), так и необъективного (связанного с моментом наступления страхового случая и моментом направления документов в компанию) характера. В итоге сотруднику приходится отстаивать свои законные интересы в судебном порядке.

Обеспечение выплат на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях Федеральной службы исполнения наказаний сотруднику и членам его семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника, также является одним из основных направлений реализации политики в сфере социальной защиты личного состава пенитенциарной системы. Размер таких выплат установлен приказом ФСИН России от 31.01.2013 г. № 447 и составляет для сотрудников и пенсионеров системы 25% от стоимости путевки (12000 руб.), то есть 3000 руб. Для членов семей сотрудников и пенсионеров системы, а также лиц, находящихся на иждивении сотрудника и проживающих совместно с ним, — 50% от стоимости путевки.

Выплата подъемного пособия и суточных при переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место службы в другой населенный пункт регламентирована приказом ФСИН России от 09.04.2013 г. № 1748. Подъемное пособие выплачивается в размере одного месячного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части месячного оклада на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника. Вместе с тем выплата суточных авансом данным документом не предусмотрена, а также в нем разъяснено, что сотруднику и членам его семьи, из-за отсутствия жилого

помещения по новому месту службы проживающим в близлежащих населенных пунктах, получившим подъемное пособие при переезде в эти пункты, а затем переехавшим в населенный пункт по новому месту службы, подъемное пособие не выплачивается. В остальном размер, расчет, особенности выплаты суточных и подъемного пособия такие же, как и для сотрудников органов внутренних дел.

Другим направлением реализации мер социальной защиты является обеспечение выплат, связанных с проездом к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год. Стоит отметить, что данный вид выплат затрагивает лишь ограниченную категорию сотруд-ников9. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что по своей правовой природе указанная мера является социальной льготой, право на которую непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а потому как само ее введение, так и определение оснований предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также их изменение представляют собой дискрецию законодателя10.

Решение жилищной проблемы также является одним из основных и, наверное, самым актуальным направлением деятельности управомоченных субъектов уголовно-исполнительной системы. Так, сотрудник может реализовать свое право на получение единовременной социальной выплаты, которая, как правильно отметила О. Фурагина, законодателем сохранена, в том числе и за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение данной выплаты11. При наличии определенных условий сотрудники вправе рассчитывать на предоставление жилого помещения в собственность, предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма. Не имеющие жилого помещения по месту службы могут реализовать свое право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья или предоставление помещений специализированного жилищного фонда.

В настоящее время в Федеральной службе исполнения наказаний остро стоит вопрос обеспечения жильем вновь принимаемых на службу молодых сотрудников, в

том числе выпускников образовательных организаций уголовно-исполнительной системы, которые не имеют помещений для постоянного проживания и не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рассчитывать на получение единовременной социальной выплаты таким сотрудникам не приходится ввиду обязательности наличия десятилетнего стажа (общей продолжительности) службы. Получается, что данная категория сотрудников в большей степени остается социально незащищенной.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении сотрудников, переводимых в другой территориальный орган и не обеспеченных помещениями для постоянного проживания по новому месту службы.

Наличие у учреждений и органов уголовно-исполнительной системы помещений специализированного жилищного фонда лишь частично способствует решению данной проблемы. Так, доля обеспеченности служебными жилыми помещениями сотрудников в 2014 г. составила 5,4%12.

Рассмотренные направления работы являются лишь частью социальных и правовых гарантий, реализуемых управомочен-ными субъектами пенитенциарной системы в рамках выполнения своих обязательств, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в сфере социальной защиты сотрудников правоохранительных органов.

Помимо рассмотренных направлений к мерам социальной защиты, указанным в федеральном законе от 30.12.2012 г. № 283-Ф3, относятся выплата денежного довольствия, оказание медицинских услуг, предоставление денежных компенсаций за установку квартирных телефонов, услуги местной телефонной связи, топливо для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, и другие компенсации и гарантии. Стоит отметить, что с принятием названного закона наметилась позитивная тенденция перехода с подзаконного уровня регулирования социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы на уровень федерального законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает С.П. Матвеев, сам факт введения в действие законов, устанавливающих социальные гарантии для сотрудников правоохранительных органов, свидетельствует о понимании законодателем высокой значимости вопросов социальной защиты государственных служащих13.

Таким образом, организация социальной защиты сотрудников уголовно-исполни-

тельной системы в условиях ее реформирования зависит от многих факторов, связанных с согласованной деятельностью всех субъектов социальной защиты, взаимодействием и сотрудничеством Федеральной службы исполнения наказаний, ее органов

и учреждений между собой, осуществлением грамотного контроля за реализацией данных функций, а также обеспечением соблюдения субъективных прав и выполнения обязанностей сотрудниками в обозначенной сфере.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

2 См.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND%202015-2017.pdf

3 См.: Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7608.

5 См.: Заболонкова О. Социальные гарантии сотрудникам УИС, ФПС, органов наркоконтроля, таможенных органов с 2013 года // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 4. С. 55-66.

6 См.: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» // Российская газета.1998. № 67.

7 См.: Приказ ФСИН России от 31.01.2013 г. № 44 «Об определении стоимости путевки и установлении размера платы за санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. 2013. № 92.

8 См.: Приказ ФСИН России от 09.04.2013 г. № 174 «Об утверждении Порядка выплаты подъемного пособия и суточных при переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место службы в другой населенный пункт» // Российская газета. 2013. № 96.

9 См.: Приказ ФСИН России от 24.04.2013 г. № 207 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику уголовно-исполнительной системы, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно» // Российская газета. 2013. № 125.

11 См.: Фурагина О. Решение жилищной проблемы в новом законе № 283-ФЗ для сотрудников УИС, ФПС, органов наркоконтроля, таможенных органов // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 3. С. 67-76.

12 См.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND%202013-2014.pdf

13 См.: Матвеев С.П. Современные тенденции модернизации социальной защиты государственных служащих в рамках административной реформы // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 52-56.

2 Sm.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DR0ND%202015-2017.pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх