Куперс

Бухучет и анализ

Исполнительный документ является основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий. Он содержит предписание уполномоченного органа, которое подлежит принудительному исполнению.

Это могут быть выданный судом исполнительный лист, судебный приказ, решение по делу об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные законодательством.

Требования к содержанию и оформлению исполнительных документов установлены правовыми актами. Например, исполнительные листы должны оформляться на специальных бланках и содержать, в частности, сведения о должнике и требования к нему.

Виды исполнительных документов

К исполнительным документам относятся ( ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве):

Основанием для выдачи может быть не только решение суда по делу, но и другие судебные акты. Например, определение арбитражного суда об обеспечении иска (ч. 1 ст. 96 АПК РФ).

Иногда суды выдают исполнительные листы на основании чужих решений – например третейского суда, международного коммерческого арбитража (ч. 1 ст. 240, ч. 1 ст. 241, ч. 1 ст. 246 АПК РФ).

Кроме того, исполнительные листы выдаются, если контрагент не исполнил мировое соглашение;

2) судебный приказ. Это судебное постановление (судебный акт), которое судья выносит единолично на основании заявления взыскателя по определенным требованиям.

Судебный приказ является одновременно судебным актом и исполнительным документом (ст. 229.1 АПК РФ, ст. 121 ГПК РФ, ст. 123.1 КАС РФ);

3) акт по делу об административном правонарушении. Это может быть:

  • судебный акт, акт (постановление) иного органа (например, налогового, антимонопольного) или должностного лица по делу о привлечении к административной ответственности (п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ч. 3 ст. 31.3 КоАП РФ, ч. 2, 2 ст. 206 АПК РФ). Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, указаны в гл. 23 КоАП РФ;
  • судебный акт арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 5.2 ст. 211 АПК РФ);

4) определение суда о наложении ареста на имущество, чтобы обеспечить исполнение постановления по делу, которое возбуждено по ст. 19.28 КоАП РФ (п. 13 ч. 1 ст. 27.1, ч. 10 ст. 27.20 КоАП РФ). Речь идет о привлечении юрлица к ответственности за незаконное вознаграждение определенного лица с целью воспользоваться его служебным положением. Такое определение суд выносит при подготовке к рассмотрению дела (п. 6 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);

5) исполнительный документ, оформленный нотариусом:

  • нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов или его нотариально засвидетельствованная копия. Это соглашение между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем о размере, условиях и порядке выплаты алиментов (ст. ст. 99, 100 СК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
  • нотариально удостоверенное медиативное соглашение или его нотариально засвидетельствованная копия ( п. 3.1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
  • исполнительная надпись нотариуса на копии документа, совершенная на условиях и в порядке, предусмотренных гл. XVI Основ законодательства РФ о нотариате ( п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);

6) удостоверение, выданное компетентным органом, в частности:

  • комиссиями по трудовым спорам. Удостоверение подтверждает решение комиссии и выдается работнику для предъявления в службу судебных приставов (ст. 389 ТК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Как правило, речь идет о взыскании зарплаты и других денежных требованиях;
  • уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг ( п. 4.2 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);

7) исполнительный документ, подлежащий исполнению согласно международному договору. Это могут быть:

  • запрос Министерства просвещения РФ о розыске ребенка, который незаконно перемещен или удерживается в России. Получив его, судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка ( п. 10 ч. 1 ст. 12 , ч. 1.2 ст. 65 Закона об исполнительном производстве, п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1097);
  • исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств ( п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Например, судами Республики Беларусь по делам о взыскании алиментов. Постановления таких судов не нуждаются в процедуре признания на территории РФ;

8) постановление судебного пристава-исполнителя (п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Некоторые постановления пристава являются исполнительными документами, например постановление о взыскании исполнительского сбора или расходов по совершению исполнительных действий;

9) акты (решения) контролирующего или иного органа:

  • акт ПФР или ФСС РФ о взыскании денежных средств с должника-ИП, который вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов ( п. 4.1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
  • акт органа, осуществляющего контрольные функции (за исключением актов, указанных выше), о взыскании денежных средств. К нему должны быть приложены документы с отметками банков или иных кредитных организаций о том, что требование указанного органа не исполнено из-за недостатка на счетах должника денежных средств. В частности, такими актами могут быть акты налоговых или таможенных органов ( п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, п. п. 1, 10 ст. 47 НК РФ);
  • решение госинспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя выплатить начисленную, но не выплаченную в срок зарплату и (или) другие выплаты ( п. 5.1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве);
  • акт уполномоченного органа, принимаемый в иных случаях, которые предусмотрены федеральным законом ( п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Например, такой акт может принять ФСС РФ, если у него нет информации о счетах плательщика страховых взносов.

Требования к исполнительным документам

Основные требования к исполнительным документам установлены в ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Они касаются содержания и оформления документов.

Также в этой статье установлены специальные требования к отдельным исполнительным документам, в частности к содержанию акта о наложении административного штрафа ( ч. 1.1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве).

Требования к исполнительным документам, которые выдают компетентные органы других государств для исполнения на территории РФ в соответствии с международным договором РФ, устанавливают эти государства ( ч. 6.1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве).

Если исполнительный документ составлен с нарушением требований, установленных ст. 13 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель откажет в возбуждении исполнительного производства ( п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве).

Содержание исполнительных документов

По общему правилу в исполнительном документе должны быть указаны ( ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве):

  • наименование и адрес суда или иного органа, выдавшего документ, Ф.И.О. должностного лица;
  • наименование и номера дела или материалов, на основании которых выдан документ;
  • дата принятия акта;
  • дата вступления акта в законную силу. Вместо нее может быть указано, что акт исполняется немедленно;
  • сведения о должнике и взыскателе;
  • требования к должнику (передать взыскателю денежные средства, иное имущество, совершить определенные действия или воздержаться от них) согласно резолютивной части акта;
  • дата выдачи исполнительного документа.

Эти требования не распространяются на судебный приказ, постановление судебного пристава-исполнителя и исполнительные документы, оформленные нотариусом, а также на нотариально удостоверенное медиативное соглашение сторон, достигнутое без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда (ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве, ч. 1, 5 ст. 12 Закона о процедуре медиации).

Содержание некоторых исполнительных документов определено в других статьях Закона об исполнительном производстве и иных правовых актах. В частности, содержание:

  • постановления судебного пристава-исполнителя – в ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве;
  • исполнительного листа, выдаваемого в рамках арбитражного производства, – в ч. 1 ст. 320 АПК РФ;
  • судебного приказа – в ст. 229.6 АПК РФ, ч. 1, 2 ст. 127 ГПК РФ, ч. 1 ст. 123.6 КАС РФ;
  • исполнительной надписи нотариуса – в ст. 92 Основ законодательства РФ о нотариате;
  • постановления по делу об административном правонарушении – в ч. 1 – 3 ст. 29.10 КоАП РФ.

Оформление исполнительных документов

Исполнительный документ подписывает судья или должностное лицо соответствующего органа. Документ заверяется гербовой печатью суда, печатью иного органа или лица, выдавшего документ ( ч. 3, 4 ст. 13 Закона об исполнительном производстве). Постановление по делу об административном правонарушении подписывает судья, председательствующий в заседании коллегиального органа, или должностное лицо, которое вынесло постановление (ч. 5 ст. 29.10 КоАП РФ).

Если исполнительный документ направляется на исполнение в форме электронного документа, он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью ( ч. 4 ст. 13 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 319 АПК РФ, ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, ч. 4 ст. 353 КАС РФ).

Для отдельных исполнительных документов могут быть специальные требования. Так, судебный приказ и исполнительный лист оформляются на специальном бланке. Форма исполнительного листа утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 N 579. Требования к заполнению его отдельных листов и прошивке документа указаны в п. п. 6.5 – 6.8, 6.10 Инструкции, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2015 N 399. В частности, исполнительный лист должен быть заполнен одним способом (только печатным или только рукописным). И в нем не должно быть исправлений, опечаток и дополнений.

Полагаем, что опечатки, дополнения и исправления недопустимы в любом исполнительном документе.

Правомерно ли требование судебного пристава-исполнителя о совершении должником действий, выходящих за предмет требований исполнительного документа, в целях повышения эффективности исполнительного производства?

Поскольку судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями по понуждению должника к совершению действий, выходящих за предмет исполнения, его требования о совершении должником указанных действий неправомерны.

Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” закреплен принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, который согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.07.2007 N 10-П “По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна”. Согласно п. 2.2 указанного Постановления законодательная регламентация обращения взыскания по исполнительным документам должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с законодательным установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника и одновременно отвечающих интересам защиты прав кредитора (охватывающих его право требования), с целью предотвращения либо уменьшения размера негативных последствий неисполнения обязательства должником.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу N А17-5886/2016 при рассмотрении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства требования заявителя частично удовлетворены. Судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа о наложении ареста на имущество должника в обеспечительных целях. Судебный пристав-исполнитель обязал должника перечислить взыскиваемую сумму на депозитный счет службы судебных приставов под угрозой применения мер принудительного взыскания в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве. Суд пришел к выводу о том, что необоснованное возложение на должника обязанности, не предусмотренной исполнительным документом, нарушает права и законные интересы должника; основания для расширительного толкования требований исполнительного документа у судебного пристава отсутствовали.

Отсюда следует, что судебный пристав-исполнитель не наделен законом правом понуждать должника к совершению действий, выходящих за предмет требований исполнительного документа.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Таким образом, п. 4 ст. 69 НК РФ установлен минимальный срок для исполнения требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной уплаты недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составлять не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней (п. 4 письма ФНС РФ от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»). Если до истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган вынесет решение о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика, такое решение судом будет признано недействительным (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.01.2010 по делу N А57-19190/2008). В случае неисполнения налогоплательщиком требования налоговый орган вправе переходить к следующему этапу принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов. Вторым этапом процедуры принудительного взыскания налога после выставления требования является взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке либо взыскание налога в судебном порядке. Взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ. На первом этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств (ст. 46 НК РФ). Далее осуществляется взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ). Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 7551/11 по делу N А03-10725/2010 указано, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет иного имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45 — 47 НК РФ не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах. Таким образом, налоговый орган обязан сначала реализовать свое право на взыскание налогов за счет средств налогоплательщика на банковских счетах. Сразу хотелось бы отметить, что с 01.01.2007 срок на взыскание налога не является не подлежащим восстановлению, в случае пропуска которого суд отказывал в удовлетворении требований налогового органа. В настоящее время в случае пропуска срока на внесудебное взыскание (бесспорное взыскание) налога, установленного ст. 46, 47 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд: — в силу п. 3 ст. 46: в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога; — в силу п. 1 ст. 47 НК РФ: в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления на взыскание недоимки в суд может быть восстановлен судом. Взыскание налога в порядке, установленном ст. 46 НК РФ. Согласно ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения. Поручение налогового органа на перечисление налога направляется в банк. Банк исполняет поручение налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством Российской Федерации. В связи с этим отметим четыре важных момента: 1) срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках ст. 46 НК РФ определен как не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Этот двухмесячный срок является пресекательным. Налоговый орган после истечения данного срока не вправе принимать решение о взыскании; 2) о вынесении решения о взыскании налога налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление налогоплательщику решения о взыскании влияет на законность решения, принятого по ст. 46 НК РФ. Однако несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить законно установленные налоги (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2010 по делу N А11-15811/2009); 3) в Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.06.2009 по делу N А57-186/2009 указано, что налоговое законодательство не содержит запрета на повторное выставление инкассового поручения в случае закрытия расчетного счета налогоплательщика. Однако законодательство о налогах и сборах не предусматривает такого процессуального действия, как перевыставление налоговым органом ранее выставленных инкассовых поручений путем направления в банк новых (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 26.03.2012 по делу N А48-1919/2011). Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 по делу N А32-54085/2009-33/908. Определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-16837/10 отказано в передаче дела N А32-54085/2009-33/908 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления. Таким образом, налоговый орган не вправе перевыставлять либо направлять в банк повторные инкассовые поручения; 4) в ст. 46 НК РФ не установлен срок для направления поручения в банк. Как указано в Определении ВАС РФ от 04.08.2011 N ВАС-9580/11 по делу N А51-14451/2010, положения п. 4 ст. 46 НК РФ не предусматривают пресекательного срока для выставления инкассовых поручений. Пункт 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, направление в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взысканию налоговой задолженности. В то же время НК РФ не предусмотрено выставление платежных поручений налоговым органом после принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.08.2010 по делу N А12-909/2010). Взыскание налога в порядке, установленном ст. 47 НК РФ. В силу п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ. Согласно ст. 47 решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Отметим два важных момента: 1) пунктом п. 7 ст. 46 НК определены условия, только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика; 2) срок для принятия решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика ст. 47 НК РФ определен как в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Этот срок является пресекательным. Налоговый орган после истечения данного срока не вправе принимать решение о взыскании. Подводя итог, отметим, что определение сроков взыскания налогов во внесудебном (бесспорном) порядке производится путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК РФ, в следующей последовательности: срок на направление требования об уплате налога, исчисляемый либо со дня выявления недоимки (три месяца), либо с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (10 дней); 8-дневный срок на добровольное исполнение требования; два месяца (п. 3 ст. 46 НК РФ) либо один год (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ) на принятие решения о взыскании задолженности, исчисляемые по истечении срока исполнения требования. Также следует обратить внимание, что срок направления решения о взыскании за счет имущества для исполнения судебному приставу-исполнителю установлен как три дня с момента вынесения такого решения. Данный срок должен соблюдаться налоговым органом. Постановлением от 22.09.2011 ФАС Центрального округа отправил дело N А35-10852/2010 на новое рассмотрение, обязав суд первой инстанции проверить соблюдение налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. При этом суд сослался на п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.Таким образом, п. 4 ст. 69 НК РФ установлен минимальный срок для исполнения требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной уплаты недоимки.Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составлять не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней (п. 4 письма ФНС РФ от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»).Если до истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган вынесет решение о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика, такое решение судом будет признано недействительным (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.01.2010 по делу N А57-19190/2008).В случае неисполнения налогоплательщиком требования налоговый орган вправе переходить к следующему этапу принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов.Вторым этапом процедуры принудительного взыскания налога после выставления требования является взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке либо взыскание налога в судебном порядке.Взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ.На первом этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств (ст. 46 НК РФ). Далее осуществляется взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 7551/11 по делу N А03-10725/2010 указано, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет иного имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45 — 47 НК РФ не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах.Таким образом, налоговый орган обязан сначала реализовать свое право на взыскание налогов за счет средств налогоплательщика на банковских счетах.Сразу хотелось бы отметить, что с 01.01.2007 срок на взыскание налога не является не подлежащим восстановлению, в случае пропуска которого суд отказывал в удовлетворении требований налогового органа.В настоящее время в случае пропуска срока на внесудебное взыскание (бесспорное взыскание) налога, установленного ст. 46, 47 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд:- в силу п. 3 ст. 46: в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;- в силу п. 1 ст. 47 НК РФ: в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления на взыскание недоимки в суд может быть восстановлен судом.Взыскание налога в порядке, установленном ст. 46 НК РФ. Согласно ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения. Поручение налогового органа на перечисление налога направляется в банк. Банк исполняет поручение налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.В связи с этим отметим четыре важных момента:1) срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках ст. 46 НК РФ определен как не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Этот двухмесячный срок является пресекательным. Налоговый орган после истечения данного срока не вправе принимать решение о взыскании;2) о вынесении решения о взыскании налога налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление налогоплательщику решения о взыскании влияет на законность решения, принятого по ст. 46 НК РФ. Однако несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить законно установленные налоги (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2010 по делу N А11-15811/2009);3) в Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.06.2009 по делу N А57-186/2009 указано, что налоговое законодательство не содержит запрета на повторное выставление инкассового поручения в случае закрытия расчетного счета налогоплательщика. Однако законодательство о налогах и сборах не предусматривает такого процессуального действия, как перевыставление налоговым органом ранее выставленных инкассовых поручений путем направления в банк новых (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 26.03.2012 по делу N А48-1919/2011). Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 по делу N А32-54085/2009-33/908. Определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-16837/10 отказано в передаче дела N А32-54085/2009-33/908 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления. Таким образом, налоговый орган не вправе перевыставлять либо направлять в банк повторные инкассовые поручения;4) в ст. 46 НК РФ не установлен срок для направления поручения в банк. Как указано в Определении ВАС РФ от 04.08.2011 N ВАС-9580/11 по делу N А51-14451/2010, положения п. 4 ст. 46 НК РФ не предусматривают пресекательного срока для выставления инкассовых поручений. Пункт 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, направление в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взысканию налоговой задолженности. В то же время НК РФ не предусмотрено выставление платежных поручений налоговым органом после принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.08.2010 по делу N А12-909/2010).Взыскание налога в порядке, установленном ст. 47 НК РФ. В силу п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.Согласно ст. 47 решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.Отметим два важных момента:1) пунктом п. 7 ст. 46 НК определены условия, только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика;2) срок для принятия решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика ст. 47 НК РФ определен как в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Этот срок является пресекательным. Налоговый орган после истечения данного срока не вправе принимать решение о взыскании.Подводя итог, отметим, что определение сроков взыскания налогов во внесудебном (бесспорном) порядке производится путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК РФ, в следующей последовательности: срок на направление требования об уплате налога, исчисляемый либо со дня выявления недоимки (три месяца), либо с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (10 дней); 8-дневный срок на добровольное исполнение требования; два месяца (п. 3 ст. 46 НК РФ) либо один год (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ) на принятие решения о взыскании задолженности, исчисляемые по истечении срока исполнения требования.Также следует обратить внимание, что срок направления решения о взыскании за счет имущества для исполнения судебному приставу-исполнителю установлен как три дня с момента вынесения такого решения. Данный срок должен соблюдаться налоговым органом. Постановлением от 22.09.2011 ФАС Центрального округа отправил дело N А35-10852/2010 на новое рассмотрение, обязав суд первой инстанции проверить соблюдение налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. При этом суд сослался на п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Долгополов О.И. О сроках взыскания налога // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 80-ФЗ

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Принят Государственной Думой 23 апреля 2013 года Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года Статья 1 Статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2011, N 29, ст. 4290; N 49, ст. 7061) изложить в следующей редакции: «Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.». Статья 2 Внести в Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060) следующие изменения: 1) статью 1 дополнить частью 4 следующего содержания: «4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.»; 2) часть 1 статьи 2 изложить в следующей редакции: «1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.». Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 7 мая 2013 года N 80-ФЗ </p>

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
Комментарий к статье 6
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя, без которых невозможно добиться исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц. В ней говорится исключительно о законных требованиях судебного пристава-исполнителя. Законность требований определяется двумя основными факторами:
1) применением закона и исполнением предусмотренных законом полномочий судебного пристава-исполнителя. При осуществлении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель применяет далеко не только Закон об исполнительном производстве, но и процессуальное законодательство, ГК, БК, НК и др. Все действия должны быть осуществлены в рамках предписания законов. Определенную помощь в сложных правоприменительных ситуациях (например, при несложившейся практике или появлении новых «схем» ухода от исполнения судебных актов и пр.) судебному приставу-исполнителю может оказать знание судебной практики;
2) пределами исполнительного документа: судебный пристав-исполнитель не вправе выходить за пределы требований исполнительного документа.
Обязательность законных требований обладает свойством всеобщности:
— по кругу лиц — распространяется на все субъекты: государственные органы, органы местного самоуправления, граждан и организации. Под перечисленными субъектами понимаются не только лица, участвующие в исполнительном производстве, но и те, к кому обращается судебный пристав-исполнитель. Так, для выявления имущества должника судебный пристав-исполнитель направляет запросы в банки, иные кредитные учреждения, органы ГИБДД, кадастровые палаты и пр., которые обязаны направить достоверные и надлежаще оформленные ответы. В силу обязательности требований судебного пристава-исполнителя информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, представляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок <1>;
———————————
<1> Постановлением КС РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» данное положение признано не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.
— по территории — распространяется на всю территорию РФ. В любой части РФ требования судебного пристава-исполнителя обязательны. Комментируемым Законом определены правила о месте совершения исполнительных действий (ст. 33). При необходимости судебный пристав-исполнитель вправе применять отдельные меры принудительного исполнения и на той территории, на которую не распространяется его юрисдикция, с помощью поручения (ч. 6 ст. 33).
Обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя предполагает их неукоснительное выполнение, в противном случае лицо будет привлечено к ответственности (ч. ч. 2, 3 ст. 6 комментируемого Закона).
Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок. С согласия судебного пристава указанная информация может быть представлена в форме электронного документа с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации (п. п. 2, 3 ст. 14 Закона о судебных приставах).
2. Комментируемый Закон предусматривает наказание за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя. Так, в качестве такового можно считать исполнительский сбор, который является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (см. комментарий к ст. 112 Закона о судебных приставах). В п. 4 ст. 14 Закона о судебных приставах более детально изложено рассматриваемое положение: невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством РФ.
Привлечение к ответственности за неисполнение исполнительного документа предусмотрено и в отношении банков или иных кредитных организаций (см. комментарий к ст. 114 настоящего Закона).
3. Часть 3 комментируемой статьи говорит об ответственности, предусмотренной иными актами законодательства РФ, кроме настоящего Закона, за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также за воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Речь идет об административной и уголовной ответственности. К примеру, КоАП РФ предусматривает ответственность по следующим административным составам, связанным с исполнительным производством, в том числе применение штрафных санкций:
— воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.8);
— незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний (ст. 17.8.1);
— заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или при исполнительном производстве (ст. 17.9);
— нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся:
— в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства;
— в неисполнении банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника;
— в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя стоимости эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику;
— в невыполнении лицом, не являющимся должником, законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя (ч. 3 ст. 17.14);
— неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также после наложения административного штрафа (ч. ч. 1, 2 ст. 17.15);
— неисполнение должником — оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в сети Интернет, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа (ч. ч. 1.1, 3 ст. 17.15);
— неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем (ч. 2 ст. 17.15).
Иное наказание предусмотрено за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством: такое нарушение влечет обязательные работы на срок до 50 часов или лишение специального права на срок до одного года (ст. 17.17 КоАП РФ). Так, УК предусматривает ответственность:
— за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157);
— за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315);
— за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Статья 33 229-ФЗ — Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

После установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель: продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 — 7.2 настоящей статьи.

При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме с одновременным (по возможности) направлением посредством сети «Интернет» не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления. На время исполнения поручения исполнительное производство может быть приостановлено, за исключением случаев, если для исполнения поручения необходимо применение мер принудительного исполнения.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.

Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается:

старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов одного территориального органа Федеральной службы судебных приставов;

главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

Главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем выносится соответствующее постановление. Постановление главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав, получив указанное постановление, не позднее дня, следующего за днем его получения, организуют передачу исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.

Споры о месте совершения исполнительных действий между территориальными органами Федеральной службы судебных приставов не допускаются.

На территории иностранных государств исполнительные действия совершаются в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх