Куперс

Бухучет и анализ

Административный барьер

Административные барьеры — одна из главных причин, тормозящих развитие малого предпринимательства. Пути устранения административных барьеров

Практика деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Многие исследователи считают, что административные барьеры — это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов. Ресурсный центр малого предпринимательства дает следующее определение административных барьеров: «помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти».

С позиции узкого понимания административные барьеры представляют собой чинимые органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, которые, могут выражаться, как в действиях, так и в бездействии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством Рубин Ю.Б. Основы Бизнеса: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под. ред. Ю.Б. Рубина. — 8-е издание, переработанное и дополненное. — М.: «Маркет ДС», 2010. С.120.

Традиционно в юридической литературе под административными барьерами в сфере предпринимательства понимаются действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающиеся в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, в злоупотреблении и превышении своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.

Административные барьеры можно классифицировать на следующие виды:

  • 1) ограничение прав хозяйствующих субъектов путем установления различного рода условий, не предусмотренных действующим законодательством;
  • 2) установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей;
  • 3) принятие правовых актов с превышением предоставленных полномочий.

Существует и иная классификация административных барьеров:

  • 1) административные барьеры при входе предпринимателей на рынки: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;
  • 2) административные барьеры, связанные с допуском товаров (услуг) на рынки: сертификация, маркирование, паспортизация;
  • 3) административные барьеры, связанные с проведением государственного контроля (надзора), делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.

Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок. При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок.

Первым нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Положительными моментами указанного Федерального закона являются, во-первых, введение единого порядка регистрации по принципу «единого окна» по всей территории РФ и упрощение процедур регистрации. Вторым положительным моментом Закона №129-ФЗ является сокращение перечня предоставляемых документов для государственной регистрации. Согласно ст. 12 Закона №129-ФЗ, для юридических лиц — это заявление, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины; а для индивидуальных предпринимателей, в силу ст. 22.1 Закона №129-ФЗ — это заявление, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о рождении, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе, нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним, документ об уплате государственной пошлины.

К проблемным моментам применения Федерального закона относятся:

1. Допущение дублирования наименований юридических лиц.

Нормами ГК РФ, введенными в действие с 01 января 2008 года установлены требования, связанные с использованием фирменных наименований для коммерческих организаций. Статьей 1473 параграфа 76 ГК установлено, что юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Очень распространены случаи, когда юридическим лицом нарушаются требований статьи 1474 ГК, то есть использование одним юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. В данном случае, право на подачу иска о прекращении использования фирменного наименования принадлежит юридическому лицу — правообладателю. Но такое право у него возникает, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. В данном случае у налогового органа нет права на отказ в государственной регистрации. Спор между юридическими лицами будет разрешаться в судебном порядке.

  • 2. Отсутствие унифицированной системы идентификации субъектов предпринимательства и получение разных номеров при постановке на учет в различных ведомствах.
  • 3. Реальные сроки регистрации (от недели до месяца) отличаются от официально декларируемых в законе (5 дней — ст. 8 Закона №129-ФЗ).
  • 4. Стоимость регистрации превышает установленный размер государственной пошлины в 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей Рубин, Ю.Б. Основы Бизнеса: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под. ред. Ю.Б. Рубина. — 8-е издание, переработанное и дополненное. — М.: «Маркет ДС», 2010. С.124.

Вторым нормативно-правовым актом, с которым сталкиваются предприниматели при входе на рынок является Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

К положительным моментам данного Федерального закона относится существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (до 74 пунктов за исключением 15 видов деятельности, которые должны регулироваться техническими регламентами) и упрощение порядка лицензирования на всей территории России.

Проблемными моментами применения данного Федерального закона являются:

  • 1. Реальные сроки получения лицензий и их средняя цена значительно больше установленных в законе.
  • 2. Большое количество отсылочных норм и подзаконных актов, закон не приведен в порядок в соответствии с действующим законодательством. В п. 3 ст. 12 Закона упоминается утративший силу ФЗ № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  • 3. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов.

Вторым крупным блоком институциональных барьеров выступают неформальные институты, которые в основном представляют теневые экономические отношения. Неформальные институты также формируют ограничения в виде барьеров на товарных рынках. Как было показано в предыдущем разделе, их воздействие выражается, в первую очередь, в увеличении трансакционных издержек хозяйствующих субъектов. Традиционно к числу институциональных барьеров неформального характера относят коррупцию, «откат», «крышу» и др.

Мы практически каждый день сталкиваемся с теневой экономикой, причем не обязательно с наиболее явным ее проявлением — черным рынком, где прибыль извлекается из деятельности, нарушающей уголовное законодательство. Нелегальная торговля оружием, наркотиками и даже людьми в большинстве стран мира находится в «социальном подполье» и в повседневной жизни не видна. Гораздо чаще на поверхность всплывает так называемая серая экономика, т. е. вся хозяйственная деятельность, которая не попадает в статистическую отчетность (либо отражается в этой отчетности с искажениями) и не фиксируется в хозяйственных договорах. Частные уроки музыки, тенниса и иностранных языков, помощь с уборкой дома — все эти виды доходной деятельности являются составной частью серой экономики.

Масштабы теневой экономики огромны. Хотя ее точная оценка затруднена (ведь теневая экономика, собственно, и возникает из-за стремления избежать измерения), ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие дать ей относительную оценку.

Масштабы теневой экономики в России существенно дифференцируются по сферам и отраслям. Так, по оценкам Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8 % деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63 %. Около трети всей внешней торговли России осуществляется сегодня «челноками», перевозящими огромную массу товаров из соседних стран. Челночный бизнес получил статус официально признанной, легальной экономической субкультуры, сохранившей многие черты теневой экономической деятельности Грядов, С.И. Организация предпринимательской деятельности / С.И. Грядов, П.Е. Подгорубских, В.А. Удалов и др.; Под ред. С.И. Грядов. — М.: КолосС, 2010. С.184.

В значительной мере существование теневой экономики обусловлено высокими институциональными барьерами включения в легальную предпринимательскую деятельность, которые полностью отсекают «от участия в легальном бизнесе людей с невысокими доходами, но зато дают обширный простор для адресной раздачи привилегий («блата») и коррупции». Таким образом, основной причиной расширения теневой экономики следует считать высокие административные барьеры, в результате существования которых «процветание компании в меньшей мере зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связан с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством».

Важной чертой теневой экономики в России является широкое распространение скрытой занятости. Более четверти трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в посреднической деятельности, треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в челночном бизнесе.

На мой взгляд, теневая занятость при определенных условиях также может служить институциональным барьером. Институт «отката» государственным чиновникам по своему механизму в большой степени отличается от прямой коррупции тем, что выбор чиновником конкретного подрядчика является конкурентным.

Институт «отката» существует и в коммерческих организациях. В силу того что в коммерческих структурах любые действия должностных лиц, направленные на ухудшение финансового положения предприятия, легче выявляемы и жестче контролируемы, чем в государственных, описанные выше схемы «отката» здесь не применимы. В результате этого в частном секторе институт «отката» существует лишь в условиях ограниченности или недоступности определенного вида ресурсов.

Например, широкое распространение этот институт получил в банковской сфере. В условиях трансформационного спада лишь некоторые предприятия имели высокие показатели «развития и были инвестиционно привлекательными. Поэтому доступа к банковским кредитам для текущего функционирования и перспективных инвестиций у большинства российских предприятий не было.

Наиболее распространенная форма «отката» — обналичивание. Для снижения налогового бремени предприятия вынуждены пользоваться наличными расчетами как единственным средством, позволяющим уйти от контроля. Но так как данный вид расчетов является рискованным и более затратным, то многие предприниматели стараются его избегать. В результате этого у предприятий, скрывающих свои доходы, появляется необходимость в так называемом «обналичивании средств» Грядов, С.И. Организация предпринимательской деятельности / С.И. Грядов, П.Е. Подгорубских, В.А. Удалов и др.; Под ред. С.И. Грядов. — М.: КолосС, 2010. С.186.

Рисунок 1 — Возможные общие пути преодоления административных барьеров

Определенные меры, направленные на снижение избыточного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства уже приняты.

Правительством Российской Федерации регламентирован уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, который позволяет сократить количество разрешительных документов, необходимых для ее осуществления.

С 01.05.2009 года внеплановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся после согласования органами прокуратуры. На сегодняшний день можно констатировать снижение количества необоснованных контрольных мероприятий.

Ознакомиться со сводным планом проведения плановых проверок можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети интернет www.genproc.gov.ru.

Качественное взаимодействие между органами власти и предпринимательским сообществом способно стать не только показателем открытости власти к диалогу с общественными институтами, но и дать серьезный практический эффект, к примеру, в виде роста экономических показателей отдельного муниципалитета или региона в целом Шумпетер, И.А. Организация предпринимательской деятельности / И.А. Шумпетер. — М.: Наука, 2009. С.154.

Виды и классификация административных барьеров

Формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее на различных уровнях административного, государственного управления генерируются нормы, правила и другие внерыночные меры, ограничивающие конкуренцию как на общенациональном, так и на локальных рынках. Возникает парадоксальная ситуация в связи с тем, что государство в лице различных его органов, в частности Министерства по антимонопольной политике, осуществляет мониторинг нарушений закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ведущих к монополизации и ущемлению прав хозяйствующих субъектов. В результате государство в лице одних своих органов создает институциональные барьеры на пути конкуренции, а в лице других — борется с ними. 4

В связи с этим для всестороннего анализа мер государственного регулирования конкуренции необходимо выявить природу барьеров, создаваемых государством.

Классификация административных барьеров может проводиться по различным критериям, в зависимости от поставленных целей. Полагаем, что наиболее показательной для характеристики административных барьеров является классификация по этапам предпринимательской деятельности.

По этапам предпринимательской деятельности административные барьеры можно разделить на административные барьеры, связанные:

1) со входом предпринимателей на рынок: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;

2) с допуском товаров (услуг) на рынки: разрешения, сертификация, маркирование, паспортизация;

3) с проведением государственного контроля (надзора): делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.

4) с перерегистрацией или завершением предпринимательской деятельности: перерегистрация при изменении корпоративной структуры или вида деятельности юридического лица, обязательная перерегистрация учредительных документов в связи с изменением законодательства; реорганизация, ликвидация и исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

По субъектам, осуществляющим регулятивное воздействие административные барьеры можно разделить на административные барьеры связанные с деятельностью:

1) федеральных органов исполнительной власти;

2) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) органов местного самоуправления;

Необходимо отметить, что возникновение административных барьеров обусловлено целым рядом причин.

1. Непоследовательность и несогласованность проводимых реформ в Российской Федерации. В некоторых случаях реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации; государством не уделяется должного внимания анализу, прогнозу, моделированию и контролю их практической реализации. В результате создание необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемых сферах, связанной, в том числе, с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями.

2. Нестабильность законодательства и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательской деятельности. Большое количество разрабатываемых нормативных правовых актов, изменений, вводимых в нормативные правовые акты, слабая понятийная проработка нормативных положений, большое количество отсылочных и бланкетных норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.

3. Некачественная и малоэффективная правоприменительная деятельность исполнительных органов власти. Это связано с расширительным толкованием отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, превышением должностных полномочий, неточным исполнением возложенных на органы государственной власти полномочий, нарушением сроков осуществления процедур, с которыми связана реализация прав субъектов предпринимательства (выдача разрешений, лицензий, их продление) и т.д. 6

Понятие административных барьеров на отраслевых рынках

Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно воспользоваться и в итоге повысить состязательность на данном отраслевом рынке, а можно применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка. В краткосрочном периоде они приносят доход в казну государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупций, так как там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое ожидание благодарности.

Кроме введения административных барьеров любое государство законодательно формирует правила функционирования отраслевых рынков и тем самым определяет их организационно-экономический уровень. Государство проводит в каждый период времени определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику, правила разработки недр, использования угодий, запасов, земли; вводит нормы обязательного страхования, устанавливает показатели срока окупаемости капитала, формирует среднюю прибыль, воздействует на ценообразование. Реализация данных мероприятий усиливает устойчивость и непреодолимость барьеров, формируя «барьерный» характер регулирования, что влечет ряд существенных негативных последствий для экономики.

Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей: трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен, т.е. прямые потери; и снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости, т.е. косвенные потери. Наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок прежде всего малого и среднего бизнеса, что снижает уровень конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики.

Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования.

В-третьих, «барьерный» характер экономики создает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес.

Количественно уровень высоты административных барьеров можно оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятия, лицензирование и т.д.), можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные же затраты по преодолению административного барьера можно оценить как суммы обязательных платежей. Сравнивая функции по различным отраслевым рынкам, можно получить картину уровня административных барьеров в экономике.

Административные (правительственные) барьеры — это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, представленные, как правило, лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами.

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры входа на рынок — это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.

К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Концепция эффективности политики барьеров для входа отталкивается от того, что стратегия препятствия входу новых фирм сопряжена с определенными затратами для действующих в отрасли фирм. Это могут быть затраты, связанные либо напрямую с ценовой политикой — относительное снижение цен для исключения потенциальной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестициями в мощности, расходами на создание «избыточной» дистрибьютерской сети, расходами на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.).

Эффективность стратегических барьеров для входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров, с прибылью, возможной при условии осуществления соответствующих мероприятий, блокирующих вход на рынок новых продавцов.

Пусть фирма получает в текущем периоде экономическую прибыль. Если фирма не позаботится о входных барьерах, на рынок войдут новые фирмы, возникнет конкуренция и экономическая прибыль упадет до нуля.

К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:

  • 1. положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;
  • 2. вертикальная интеграция;
  • 3. диверсификация деятельности фирмы;
  • 4. дифференциация продукта;
  • 5. эластичность и темпы роста спроса;
  • 6. иностранная конкуренция;
  • 7. институциональные барьеры.

Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск. Положительная отдача от масштаба создает объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов благодаря преимуществу крупных производителей в издержках. Показателем, характеризующим барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба, служит так называемый минимально эффективный выпуск (МЭВ, MES).

Минимально эффективный выпуск — это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.

Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров входа в отрасль, служит показатель преимущества в издержках — отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий к соответствующему показателю для мелких предприятий отрасли. Исследования западных ученых показали, что высокий минимально эффективный объем выпуска лишь тогда создает существенные барьеры входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках выше 1,25.

Вертикальная интеграция. Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ресурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта).

Примером вертикальной интеграции первого типа может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали. Примером вертикальной интеграции второго типа может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.

Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма, исходя только из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами. так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта.

Диверсификация деятельности фирмы. Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами, чем не диверсифицированная. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть.

Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.

С другой стороны, диверсификация используется как метод проникновения на новые рынки, уменьшая риск банкротства и степень зависимости от экономической среды.

Дифференциация продукта. Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Фирмы, производящие дифференцированный продукт, не перестают относиться к одному и тому же рынку. Примерами дифференциации продукта служат разные марки сигарет, автомобилей, бытовой техники. Различаясь упаковкой, маркировкой, незначительными внутренними модификациями, товары продолжают относиться к одному товарному виду.

Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей, в результате чего новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей. Особенно сложно приходится новым фирмам в условиях агрессивной рекламы уже действующих на рынке компаний: минимально эффективный объем выпуска должен возрасти за счет того, что постоянные издержки растут вследствие включения в них дополнительных расходов на рекламу.

Эластичность и темпы роста спроса. Характеристики спроса также являются частью рыночных структур и могут создавать барьеры входа в отрасль, так как они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь ограничивая их степень свободы в назначении цены.

Уровень концентрации находится в противоположной зависимости от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, то есть чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам войти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а следовательно, тем выше степень конкурентности рынка.

Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.

Иностранная конкуренция. В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных агентов и степень несовершенства рынка. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов — чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента.

Следует обратить внимание на особенности измерения благосостояния в открытой экономике: можно измерять благосостояние общества в масштабе всего «мира», а можно — ограничиваться при измерении благосостояния масштабами национальной экономики. В последнем случае тарифы и субсидии будут оказывать противоречивое влияние на уровень благосостояния, если на внутреннем рынке существует несовершенная конкуренция и отечественные фирмы в закрытой экономике получали бы экономическую прибыль.

В этих условиях импортный тариф ведет, с одной стороны, к повышению равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша, с другой — к увеличению объема продаж и прибыли отечественной фирмы.

Существует возможность, что увеличение благосостояния вследствие повышения импортного тарифа — за счет роста прибыли отечественного производителя — перевесит сокращение потребительского выигрыша вследствие роста цены. Таким образом, на рынках с несовершенной конкуренцией оптимальный импортный тариф может принимать ненулевое значение. Это относится и к другим формам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Институциональные барьеры. Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли.

К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнести затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекращения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты, является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит фактором, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.

Концепция эффективности политики барьеров входа отталкивается от того, что стратегия препятствия входу фирм-аутсайдеров сопряжена с определенными издержками для действующих в отрасли фирм. Это могут быть издержки, связанные либо напрямую с ценовой политикой — снижение цен для исключения потенциальной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестиции в мощности, расходы на создание «избыточной» дистрибьюторской сети, расходы на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.). В первом случае затраты на создание барьеров входа можно рассматривать как неявные, во втором случае — как явные. В любом случае прибыль фирмы (фирм), осуществляющей политику создания барьеров входа, окажется меньше прибыли фирмы, не практикующей стратегическое поведение. Эффективность стратегических барьеров входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров, с прибылью, возможной при условии осуществления соответствующих мероприятий, блокирующих вход на рынок новых продавцов.

Институциональную характеристику административных барьеров можно представить как препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности вследствие введения нормативными актами органов государственного (федерального и регионального) и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, предусматривающих возмездный характер их преодоления.

Объективную направленность приобретают административные барьеры, существующие в виде трансакционных издержек спецификации и защиты прав собственности как имманентного атрибута документального юридического оформления сделок, обеспечивающих защиту от волюнтаризма государства, конкурентов, а также издержки от правонарушителей, в том числе и самого государства.

Серьезным институциональным барьером является несовершенство налоговой системы, проявляющееся в том, что переход к новым, казалось бы, более эффективным формам налогообложения малого предпринимательства порождает новые ограничения. Например, при переходе к платежам налога на вмененный доход вновь возрождаются авансовые платежи, которые отменены даже для крупного бизнеса (авансовые платежи налога на прибыль) как антирыночные инструменты налогообложения. Взимание этого налога в начале квартала снижает оборотные средства малых предприятий и увеличивает вероятность банкротства.

Следующим институциональным барьером является дублирование контрольно-ревизионных функций, выполняемых десятками контролирующих органов. Проведенный анализ их деятельности позволяет сделать вывод о том, что в число организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций, плановых и других видов проверок деятельности субъектов малого предпринимательства, как правило, входят те, в ведении которых находятся вопросы:

  • — лицензирования;
  • — регистрации;
  • — землепользования;
  • — стандартизации, метрологии и сертификации;
  • — санитарно-эпидемиологического надзора;
  • — охраны природы;
  • — налогообложения;
  • — охраны правопорядка;
  • — противопожарной безопасности;
  • — жилищно-коммунального хозяйства;
  • — градостроительства и архитектуры;
  • — безопасности дорожного движения;
  • — торговой деятельности.

Как видно из этого далеко не полного перечня, одно среднестатистическое предприятие может проверяться различными контролирующими органами в течение года чаще, чем раз в месяц.

Существование системы административных барьеров приводит не только к росту прямых затрат предпринимателей, связанных с прохождением входных процедур в связи с открытием бизнеса, но и способствует опережающему росту издержек, обусловленных текущим контролем различными уполномоченными ведомствами, данные обстоятельства существенно замораживают потенциал роста российской экономики на 5 — 7% в год.

Объективную направленность приобретает эффективность трансакции, измеряемая путем определения издержек, которые несет экономический субъект при совершении трансакции и прибылью, которую он получит в результате.

Существенно важным в отношениях государства и бизнес-структур является активизация последних в процессах нормотворчества, обеспечении и правовой защите собственных интересов. Речь, таким образом, идет об установлении нового качества отношений — антимонопольной политике по правилу «взвешенного подхода».

Правило «взвешенного подхода» исходит из той идеи, что ограничение конкуренции, в принципе оказывающее отрицательное воздействие на благосостояние, может сопровождаться различными эффектами, оказывающими положительное влияние на благосостояние. «Взвешенный подход» в узком смысле инсталлируется как форма применения антимонопольного законодательства, и в более широком контексте — как общий подход к реализации конкурентной политики. Как указывалось, целью конкурентной политики служит не развитие конкуренции самой по себе, а увеличение общественного благосостояния как суммы выигрышей всех участников рынка. В последнем контексте принцип «взвешенного подхода» смыкается с проблемой сочетания конкурентной и промышленной политики.

В целях оперативного пресечения выявляемых фактов монополистической деятельности органов исполнительной власти федерального и субфедерального уровней усилено взаимодействие антимонопольных органов с правоохранительными органами (органами прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, Федеральной службы безопасности), установлено взаимодействие с аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

В целях повышения эффективности работы в данном направлении необходимо ввести административную ответственность руководителей законодательных и исполнительных органов субъектов РФ за совершение действий, имеющих своим результатом нарушение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также за несогласование проектов таких актов с антимонопольными органами.

Необходимо также, в случаях принятия региональными органами исполнительной власти актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, вследствие реализации которых создается угроза единству правового и экономического пространства, национальной безопасности РФ активнее применять к их руководителям меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», то есть реализация нового государственного менеджмента — это создание адекватных стимулов, рождаемых механизмами свободы выбора и ответственности за принимаемые решения.

Проблема развития и административные барьеры предпринимательства России

Рой Владислав Игоревич,Студент ЧОУ ВО Южного института менеджмента, г. Краснодар. roy316@mail.ru
Проблемаразвития и административные барьеры
предпринимательстваРоссии
Аннотация.Статья посвящена исследованию проблем предпринимательстваи административных барьеровв Российской Федерации. В данной работе дается определение предпринимательства, административных барьеров и рассматривается ценностьпредпринимательстваи сущность как экономического явления.Основная частьработыпосвящена административным барьерам, которые существуютв предпринимательстве, а также проблемам развития предпринимательства, также даются некоторые рекомендации по их решению.Ключевые слова: средний и малый бизнес, административные барьеры, предпринимательство.
Предприниматели или бизнесмены это определенные новаторы в своемделе, это люди, которые обладают инициативой и напористостью.Всем известно, что предпринимательство –это экономическая деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на получение некой прибыли от пользования нематериальными активами, продажами товаров, оказаниями различного вида услуг и т.д. Стоит отметить, что слова бизнес и предпринимательство полностью синонимичны.
Кроме положительного влияния предпринимательства на национальную экономику и общество в целом, деятельность предпринимателя направлена на разрушение баланса рыночного состояния, так как в рыночной дестабилизации человек имеет большую возможность получить максимальную прибыль.Существование предпринимательства необходимо для эффективного двигателя социального и экономического развития. Английский экономист, представитель Кембриджской школы экономики Альфред Маршалл говорил «Если у человека присутствует навык управления предприятием, он обязательно придет к тому, чтобы использовать его для достижения выгоды для человечества».
Предпринимательство следует разделять на крупный, средний и малый бизнес. Крупный бизнес –это бизнес, который обладает большой прочностью, его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить массовую и в то же время дешевую продукцию для граждан. Средний бизнес играет менее важную роль,нежели крупный, можно сказать, что он непрочен, так как ему приходиться конкурировать какскрупным, так и с малым предпринимательством. В свою очередь малое предпринимательство это деятельность небольших фирм, малых предприятий, которые формально не входят в объединения. Малое предпринимательство является важной частью страны, субъекты малого предпринимательства находятся под влиянием и внешних и внутренних факторов, определяющих развитие представленной бизнескатегории национальной экономической системы.
Существуют основные факторы и проблемы развития малогои среднегобизнеса в России, такие как квалификация персонала. В силу отсутствия возможностей привлечения специалистов высокого мирового уровня, малые предприятия испытывают дефицит в высококлассных профессионалах. Далее следует отметить моральный и физический износ основных фондов. Сектор малого предпринимательства испытывает сложности в получении кредитных ресурсов.Дело в том, что банки, при выдаче кредитов должны быть уверены, что предприятие будет полностью платежеспособным, им необходим бизнесплан, который будет зависеть от того насколько предприниматель оценивает свои возможности и т.п. У человека, занимающегося предпринимательством должна быть стабильная кредитная история. Исходя из этого, банки не так часто кредитуют стартовые бизнесдела. Следующая проблема среднего и малого бизнеса в России заложена в самом определении предпринимательской деятельности. Дело в том, что предпринимательство всегда связано с риском, который не всегда реально предугадать, соответственно изза этого риска многие предприятияне могут устоять на рынке и впоследствии начинают «погибать». Но чем больше начальный капитал, который вложен в предприятие, тем выше шанс его успешной деятельности.
Подойдем, пожалуй, к одной из самых важных и актуальных проблем на сегодняшний день –это высокие налоги и взносы. В зависимости от типа налога, человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, платит от 6 до 15% налогов. Но существуют еще и обязательные платежи в различные фонды, к примеру, страховые взносы и затраты на бизнес. Исходя из этого, предприниматели несут большие материальные потери, в итоге им становится невыгодно вести бизнес.Не секрет, что именно сектор малого предпринимательства обеспечивает большуючастьВВПлюбогоразвитогогосударства.Поэтомутакойстратегическиважныйвидбизнесапростонеобходимотщательнооберегатьиподдерживать.ПравительствоРФпредлагаетвданномнаправлениирешитьстратегические
проблемыразвитиябизнесапутемиспользованияинструментовгосударственной поддержки, к которым относятся:– внедрение инвестиционных проектов и программ;–совершенствование методов кредитной и налоговой политики.Министерство экономического развития России разработало Концепцию долгосрочного социальноэкономического развития страны. В соответствии с положениями данного документа, запланировано, что к 2020 году субъекты малогои среднего предпринимательства достигнут следующих показателей:–вВВП России удельный вес малого бизнеса будет занимать 30%, асуммарный удельный вес малого и среднего предпринимательства будут занимать половину от общей суммы ВВП страны;–долямалыхпредприятийсредивсехсубъектовпредпринимательства будетсоставлять 80%;–число занятых в сфере малого бизнеса
возрастет до 60% населения страны;–произойдет качественное изменение структуры отрасли и т. д.Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.Мировая и отечественная практикапоказывает, чтосреднееи малоепредпринимательство, учитывая его присущиеособенности, нуждается в поддержкеи постоянном вниманиисо стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередьобязательнонужносформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Данный процесс начался спринятиянормативныхи законодательных актов,которые,прежде всего,регулируютпредпринимательскую деятельность вообще, потому что субъекты малого предпринимательства не являются особой организационноправовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы) и созданиеинфраструктуры малого предпринимательства. Важноеместовсистеме поддержки малого предпринимательствазанимают проблемы финансовокредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов,которыевыявляютсущественное влияние на развитие среднегои малогопредпринимательства.Финансовокредитная поддержка малого предпринимательстваосуществляетсяфондами субъектов РФ,федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организацийвсоответствии с законодательством. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизациигосударственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.Сложный и трудный процесспредставляет собойразвитие малого предпринимательства в России, сопровождающийся многочисленными проблемами, встречающимися на его пути. Всё же,этоне должно быть самоцелью. Государство, являясь социальным, в первую очередь должно определить, что оно хочет от малого бизнеса и зачем он нужен в социальном плане. По мнению автора,ответ должен быть очевиден –для борьбы с бедностью.Полагаю, чтос учетом сложившейся практикипонятие «административные барьеры»иих толкования намного шире. Также помимо указанных в особенности стоит выделить косвенные препятствия,которые в свою очередь связанныс несовершенством законодательства (слабая понятийная проработка нормативных положений, большое количество отсылочных и бланкетных норм),котороенаправленно на регулирование предпринимательской деятельности. В свою очередь, несовершенство законодательства влечет крайне малоэффективную, а иногда и пагубную правореализационную деятельность исполнительных органов властидля предпринимателей.Вгосударственного управлении основнымиисамыми распространенными областями, в которых существуют и возникают административные барьеры, считаются,прежде всего,следующие:–лицензирование отдельных видов деятельности;–государственная регистрация субъектов малого предпринимательства;–межрегиональный товарооборот;–контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью;–сертификация и стандартизация продукции, работ и услуг;–размещение заказов для государственных и муниципальных нужд;–согласованиесоответствующих вопросов и документов.Условия развитиясовременнойроссийской экономикипрежде всегосвязаны с определенными сложностями при выходе на внешние рынки в силу роста транспортных издержек, не высокого уровня доходов и платежеспособностипокупателей, ростом уровня конкуренции в мировом сообществе в условиях недостаточного, а зачастую, ограниченного спроса.Некоторые виды деятельности уже потеряли свою привлекательность для новых малых предприятий.Большойобъем первоначального капиталаограничиваетвозможности выхода на рынок, необходимого для освоения выпуска того или иного товара. Проникновение новых предпринимателей в определенные отраслиделается невозможным изза недостаткафинансовых средств. Также некоторые предприятия вступающие в рынок на период освоения производства несут значительноболее высокие удельные затраты, чем уже функционирующиена нем предприятия, а значит, являются менее конкурентоспособными. Ограниченный доступ новых производителей к сырьевым источникам, заемному капиталу,новым технологиямсоздает для них неравные стартовые условия.
Общероссийская общественнаяорганизация малого и среднего предпринимательства «Опора России» установила итоги опросов среди руководящих сотрудников компании и самих собственников среднего и малого бизнеса (МСБ) относительно о состоянии предпринимательства в России. В данном опросе поучаствовало более 6 тысяч предпринимателей из 40 российских регионов и 12 городовмиллионников. Итоги опроса обрабатывал Евразийский институтконкурентоспособности и StrategyPartnersGroup. По итогам опроса, среди препятствий для развития среднего и малого бизнеса первое место занимает нехватка квалифицированного персонала, на этот фактор пожаловались 47% опрошенных.
Второй по значимости барьер, установленный «Опорой России» высокий уровень налогов (36%). Довольно низкая доступность финансирования (22%) среди отрицательных факторов заняла третье место.
Главное лицо малого и среднего предприятия –это руководитель. Малых бизнес создать не так легко, так же и не легко им управлять, так как нужно решать все возникающиезадачи любого уровня. Исходя изэтого предприятия сталкиваются с проблемой неквалифицированного руководства.Социуму необходимо создавать людей «предпринимательского склада ума», лидеров по жизни, людей, которые способны принимать любые задачи различного характера.
Таким образом,выделим одни из главных существующих предпринимательства в России:
коррупция и административные барьеры
отсутствие квалифицированного персонала
высокие налоги и взносы
недоступность кредитов
отсутствие качественных показателей оценки бизнеса в России.
При решении этих проблем сектор предпринимательства будет стремительно развиваться, создавая новые рабочие места и тем самых экономика страны станет более развитой
Ссылки на источники1.Федеральный закон № 209ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 29.12.2015) «Оразвитиималого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»–URL:http://base.consultant.ru(дата обращения: 17.02.2016)2.Лашко С.И. Проблемы менеджмента, компетенций и экономического выбора // Экономика и предпринимательство. –2015. –№3(56). –С. 534536.3.Сапрыкина В.Ю. Экономика Россиидальнейшие сценарии развития // Научный вестник Южного института менеджмента. –2014. –№3. –С. 1216.4.Хасанова Г.А., Рабцевич А.А. Проблемы развития человеческого капитала в России // Международный научноисследовательский журнал. –2013. №52(12). –С.7071.

Повышение оригинальности

Содержание
Введение 3
1. Определение и виды административных барьеров 4
2. Преодоление административных барьеров 8
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Введение

Динамичное развитие экономики любой страны определяется достигнутым уровнем целого ряда составляющих, по которым, в свою очередь, можно судить также и о степени зрелости экономической системы в целом. Одной из важнейших в ряду таких составляющих общепринято считать развитие предпринимательства.
Предпринимательство, предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Начиная с 80-х годов прошлого века европейские страны стали выделять отдельную группу так называемые административные барьеры и, в основном в рамках общей политики дерегулирования, принимать меры по их оценке и устранению.
В настоящее время административные барьеры считаются одним из самых серьезных препятствий на пути развития предпринимательской деятельности.

1. Определение и виды административных барьеров

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. Однако слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики порождают ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых большинством исследователей как административные барьеры.
Практика деятельности субъектов предпринимательства свидетельствует, что на пути развития предпринимательской деятельности имеются многочисленные административные барьеры:

    сложное законодательство непрямого действия,
    наличие многочисленных подзаконных актов,
    противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях,
    высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов предпринимательства,
    значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Обращаясь к обозначенной проблеме, первоначально стоит отметить отсутствие четкого легитимного понятия «административный барьер» в правовом аспекте.
Традиционно в юридической литературе под административными барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Представляется, что понятие «административные барьеры» намного шире. С определенной долей условности помимо указанных препятствий стоит выделить еще и косвенные препятствия, связанные с несовершенством законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (так называемые нормативно-правовые барьеры).
Анализ существующих подходов к исследованию понятия «административные барьеры», причин их возникновения и механизмов преодоления и устранения выявляет расхождение в трактовках определения административных барьеров и в мерах по преодолению их воздействий на предпринимательскую деятельность.
Согласно данным подходам можно дать следующие определения административных барьеров:

    Административные барьеры на пути развития субъектов хозяйствования появляются в экономической среде как следствие несовершенства государственного административного регулирования их деятельности в процессе принятия и исполнения законодательных и иных нормативных актов. несовершенство администрирования выливается в многочисленные препятствия со стороны органов власти и управления, связанные с необходимостью выполнения обязательных правили процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами, а также действиями органов власти и их должностных лиц, которые излишне ограничивают свободу предпринимательской деятельности и затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур.
    Административные барьеры на пути развития предпринимательства – это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения предпринимательской деятельности.

В общем подходе по своей природе административные процедуры условно делятся на 2 вида:

    На микроуровне к первому виду барьеров относят текущее хозяйственное управление для целей принятия решений предприятия;
    Второй вид формирует систему административных барьеров, которые подлежат преодолению при реализации требований, вытекающих из законодательных актов или иных административных инструкций. Эти обязательные процедуры и составляют базу административных барьеров.

Административные барьеры можно классифицировать на следующие виды:

    ограничение прав хозяйствующих субъектов путем установления различного рода условий, не предусмотренных действующим законодательством;
    установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей;
    принятие правовых актов с превышением предоставленных полномочий.

Существует и иная классификация административных барьеров:

    при входе предприятия на рынок:
    государственная регистрация,
    лицензирование,
    разрешения,
    согласования,
    проектно-сметная документация,
    получение льготного доступа к субсидиям государственного заказа.
    при допуске товара на рынок:
    сертификация,
    идентификация,
    маркирование
    барьеры текущей деятельности:
    многочисленные формы бухгалтерская и статистическая отчетности,
    контроль и надзор,
    лицензионный контроль.

Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок. При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок.

2. Преодоление административных барьеров

Как известно, предпринимательская деятельность является свободной, инициативной деятельностью дееспособных физических лиц и юридических лиц, о чем говорится в Конституции страны и в ГК РФ, однако государство в лице законодательных и исполнительных органов регулирует деятельность субъектов предпринимательства.
В последнее время важным развивающимся направлением законодательства стало дерегулирование (дебюрократизация) различных сфер экономики. При этом часто делается акцент на большое количество административных барьеров в области предпринимательства. Проблема существования административных барьеров не нова и имеет глубокие исторические корни. Заранее стоит обратить внимание на невозможность ее полного устранения. Но, тем не менее, о сокращении административных барьеров в количественном и содержательном аспекте имеет смысл не только говорить, но и эффективно над этим работать.
Осознавая негативное воздействие на развитие предпринимательства чрезмерного числа административных барьеров, уже в начале 90-х гг. европейские страны начали принимать меры по оценке и устранению ненужных административных барьеров, в основном в рамках общей политики дерегулирования. Эта политика направлена на уменьшение всех препятствий для предприятий, а также на улучшение условий функционирования рынков и увеличение доверия к сектору малого предпринимательства. Разработанные и применяемые в европейских странах политика, стратегии и меры по преодолению административных барьеров включают:

    сбор информации и проведение исследований относительно размера и областей применения административных барьеров;
    информационно-консультативную поддержку малых предприятий относительно требований со стороны контролирующих органов;
    совершенствование и упрощение форм отчетности малых предприятий;
    упрощение процедур, сокращение частоты их использования и количества организаций, требующих предоставления информации;
    предоставление льгот предприятиям, в наибольшей степени страдающим от административных барьеров;
    замену существующих законов новыми (в меньшем количестве и более простыми);
    изучение нового законодательства в целях устранения административных барьеров.

В ЕС основана специальная рабочая группа по упрощению условий деятельности предприятий, в которую входят предприниматели, общественные администраторы и эксперты-ученые из всех государств — членов ЕС. Главная цель рабочей группы — изучение законодательства, разработка рекомендаций по улучшению процедур для создаваемых малых предприятий и облегчению давления со стороны налоговой, социальной среды и статических требований в первые годы существования предприятий. Важную роль играет оценка последствий административных барьеров для малого бизнеса.

В РФ государство и органы власти субъектов РФ принимают некоторые меры по сокращению административных барьеров в деятельности субъектов малого предпринимательства.
Определенную роль в сокращении административного бремени сыграл Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 73, касающийся следующих мер устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства:

    снижение административных барьеров, с которыми предприятие сталкивается в процессе хозяйственной деятельности;
    сокращение числа лицензирующих органов и строгий контроль всех связанных с лицензированием операций вышестоящими органами;
    четкое распределение функций по лицензированию, контролю и регулированию между отдельными органами.

Указ был направлен на дебюрократизацию предпринимательской деятельности.
Летом 2001 г. Правительство РФ создало Комиссию Правительства РФ по сокращению административных ограничений, основными задачами которой являются:

    рассмотрение вопросов применения конкретных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и подготовка предложений о целесообразности их использования;
    подготовка предложений об упорядочении контрольных (надзорных) функций федеральных органов исполнительной власти и их подразделений и подведомственных государственных учреждений, органов власти субъектов РФ и должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), за исключением налоговой и финансовых сфер;
    разработка предложений о порядке финансирования уполномоченных органов и организаций, а также предложений по оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Большая роль в осуществлении мероприятий по ограничению административных барьеров принадлежала бывшему Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое разработало и утвердило Комплекс мер по ограничению и регламентации количества проверок частных предприятий и организаций, проводившихся органами государственной власти, и по снятию избыточных барьеров в деятельности малых предприятий. Комплекс мер предусматривал проведение масштабных обследований для выявления наличия административных барьеров (в региональном и отраслевом разрезах). Главная цель данной работы, проводившейся бывшим министерством со всеми территориальными органами, — это:

    выявление фактов неправомерного нормотворчества органов власти, подавляющих развитие предпринимательства и конкуренции;
    реализация мер совместно с правоохранительными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, направленных на отмену (изменение указанных актов);
    разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства об административных правонарушениях, направленных на упорядочение контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов власти всех уровней и др.

Устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности имеет несомненный позитивный макроэкономический эффект. Здесь следует учесть, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, устранение препятствий для входа на рынок оживляет конкуренцию, имеет положительный эффект для потребителя. Во-вторых, административные барьеры ведут к уходу в теневую экономику. В-третьих, административные барьеры ведут к экономическим потерям потребителей от завышения розничных цен хозяйствующими субъектами вследствие включения в них непроизводственных издержек, связанных с преодолением административных барьеров.
Впоследствии было принято несколько федеральных законов, упростивших разрешительные и контрольно-надзорные процедуры:

    Федеральный закон от 8 августа 2001 г.№ 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», установил принципы проведения государственного контроля, права хозяйствующих субъектов при проведении контроля);
    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающим образом указал виды деятельности, подлежащие лицензированию;
    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», установил «принцип одного окна», согласно которому функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей переданы в налоговые органы, и налоговый орган, производя регистрацию в качестве предпринимателя, направляет документы для постановки на учет предпринимателя и в другие государственные органы, в частности в Пенсионный фонд. В настоящее время Закон называется «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и действует в редакции Федеральных законов от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ; от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ; от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ; от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ.
    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» кардинально изменил всю систему сертификации и стандартизации путем введения системы технических регламентов. В соответствии с данным Законом техническое регулирование осуществляется на основании технических регламентов, под которым понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства). Таким образом, законодательно ограничены возможности произвола со стороны региональных и местных властей при установлении дополнительных требований к продукции, производственным процессам.

В то же время данные Законы не смогли в достаточной мере сократить административные барьеры. Так, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» имеет очень ограниченную сферу применения, не определил перечень контролирующих органов, не предусмотрел возможность признания результатов проверки недействительными.
Таким образом, деятельность по дебюрократизации была сосредоточена в основном на следующих видах барьеров: регистрация, лицензирование, государственный контроль и надзор, сертификация и стандартизация.
Между тем это далеко не полный перечень административных барьеров, которые приходится преодолевать предпринимателям. Кроме них существует налогообложение, разрешения, согласования, аккредитация, паспортизация, арендные отношения, вопросы финансирования и имущественной поддержки предпринимателей. Распространены следующие виды согласований: согласование инвестиционных проектов, согласование строительных работ, согласование мест размещения рекламы.

Практика дерегулирования выявила важный результата: снижение административного вмешательства генерирует дополнительный рост экономики, сокращает расходную и увеличивает доходную часть бюджета. Таким образом, сокращение административных барьеров стало рассматриваться как резерв роста экономики.
Борьба с административными барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы в области защиты прав предпринимателей. Однако далеко не все мероприятия по снижению административных барьеров достигают цели. Проблема существования административных барьеров не нова и имеет глубокие исторические корни, в связи с этим, стоит обратить внимание на невозможность ее полного устранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх