Куперс

Бухучет и анализ

Адресный склад

Схема устройства стеллажей для складов и хранилищ имеет принципиальное значение. Каждая из них ориентирована на максимальную загрузку и безопасность обслуживающего персонала. В этой связи расстояние между стеллажами на складе имеет определяющее значение.

Значение проходов

Проходы в складском помещении должны быть достаточно широкими, чтобы по ним свободно могла перемещаться техника. При этом обслуживающий персонал должен иметь возможность разойтись с подъемным механизмом или транспортным средством в проходе.

Это диктуется не только нормами безопасности, но и рациональным распределением рабочего времени. Эффективность работы существенно повышается, если разгрузочные процессы идут без задержек, а для погрузчика обеспечено необходимое пространство для проезда и разворота.

Все профессиональные задачи выполняются быстро и качественно, когда к стеллажным конструкциям обеспечен доступ как обслуживающему персоналу, так и специализированной технике.

Главный транспортный проезд

Ежедневно в складских помещениях приходится выполнять какие-то разгрузо-погрузочные мероприятия и заполнять секции стеллажей крупными партиями материалов, сырья или товара. Повысить эффективность работы на складе можно посредством создания оптимальной внутренней среды.

Поэтому требования к расстоянию между стеллажами является основополагающим. Согласно существующим нормативам, в складских помещениях между сборными конструкциями минимальный шаг должен составлять 80 см. На стадии проектирования складского помещения предусматриваются проходы и проезды для спецтехники. При этом главный транспортный проезд должен быть размещен противоположно входу.

Существует формула, по которой рассчитывается величина проезда спецтехники в хранилище с двусторонним движением. Величина проезда равняется двойному значению ширины погрузчика, к которой добавляется страховочные 0,9 м. Само место для проезда в своем минимальном значении должно равняться размеру ворот.

Согласно нормативам

Складская мебель устанавливается исходя из положений существующего перечня.

Если товары хранятся штабелями, то расстояние между ними и ограждениями – 0,8 м.

Оборудованный смотровой проход (ширина 1 м) на каждые 10-12 штабелей.

Размер прохода напротив двери соизмерим с ее шириной, но не менее 1 м.

При ширине складского помещения более 10 м необходимо оставлять центральный коридор равный 2,5 м, который будет обустроен между стеллажными конструкциями.

Проход следует увеличивать, если будут использоваться секции с выдвижными полками. Односторонняя установка конструкции – увеличение прохода равняется половине размера полки. Двухстороннее расположение стеллажей – расширение прохода будет соизмеримо с полной шириной полки.

До ввода хранилища в эксплуатацию составляется его технический паспорт допуска. Согласно нормативам, расстояние между стеллажом и стеной для фронтальной стороны секций должно быть 20 см.

Однако не бывает правил без исключений, поэтому для специальных грузов, которые нельзя хранить рядом с радиаторами отопления, устанавливаются другие нормативы. Для них расстояние от стены до стеллажа на складе составляет от 0,8 до 1 м.

Что касается эвакуационных проходов, то они также предусматриваются на стадии проектирования. Согласно нормативам, их прокладывают вдоль торца металлосборной конструкции.

Между штабелями

Стратегическое значение при организации внутреннего пространства хранилища отводится линиям перемещения и просветам между штабелями. На этих траекториях строго запрещается располагать любой груз. Причем по технике безопасности это относится даже к временным партиям товара или материалов.

Нормативы ГОСТ Р 55525-2013 для монтажа стеллажей с фронтальной загрузкой

Широкопроходной – ширина варьируется от 2,5 до 3,7 м, площадь коридора позволяет выполнить разворот погрузчика на 90°.

Узкопроходной – размеры в диапазоне от 1,5 до 1,9 м, для разворота техники задействуется транспортный проезд.

Для архивов предусматриваются особые правила. Металлосборные конструкции должны располагать вместительными полками, что обеспечивает свободный доступ к любой архивной документации.

Порядок монтажа систем хранения в архивах регламентируется СН 426-82

Стеллажи следует размещать на расстоянии 0,75 м;

Величина просвета между секциями – 1,2 м;

Расстояние между торцом стеллажной конструкции и стеной – 0,45 м.

Свободные проходы между стеллажами — гарантия бесперебойной работы хранилища.

Характер грузов

Расстояние между стеллажами зависит также от того, какая продукция загружается в ячейки.

Если хранилище предназначено для складирования автомобильных покрышек, то актуальны следующие пропорции:

Ширина продольного прохода должна составлять не менее 1,2 м, а ширина поперечных проходов к эвакуационным выходам – не менее 4,5 м. Количество последних определяется исходя из длины всего складского помещения: на каждые 25 м между осями дверных проемов должен приходиться один проход, при этом он должен находиться не более, чем в 25 м от поперечной стены.

Данные требования определяются не спонтанно, они диктуются правилами противопожарной безопасности.

Особые требования предъявляются к хранилищам, в которых складируются аккумуляторы.

В этом случае необходимо придерживаться следующих нормативов:

Расстояние между стеллажом и стеной, на которой закреплен отопительный прибор, должно составлять не менее 0,75 м.

Ширина прохода для обслуживания аккумуляторов не должна быть менее 1 м при одностороннем обслуживании и не мене 0,8 м при двухстороннем.

Таким образом, комфортная эксплуатация складского помещения достигается путем выполнения требований следующих регламентов:

Большой современный склад – это не просто помещение для хранения товаров, а сооружение с множеством взаимосвязанных элементов, которые структурированы и выполняют ряд функций для накопления, переработки и распределения товаров.

Адресное хранение – это такой способ организации размещения товаров, когда каждому месту хранения присваивается адрес или индивидуальный номер.

Стоит ли его ввести? Если на вашем складе хранится не более 10–20 позиций товаров и нет сложностей с их размещением и поиском, то необязательно. А когда речь идет о 100 или 1 000 наименований, вариантов нет – ввести систему адресного хранения просто необходимо, иначе работа склада будет неэффективной.

Крупный склад с адресным хранением товаров

Какие есть виды адресного хранения?

  • Статическое – предполагает закрепление конкретного адреса за определенным товаром или группы адресов за группой товаров. Это удобная система для складов с небольшим ассортиментом, если есть избыток места и можно позволить, чтобы ячейки иногда пустовали, а также для складов, где нет партийного учета или учета по сроку годности. Это самая простая система хранения.
  • Динамическое – за товаром не закрепляется конкретный адрес, он размещается на любое выбранное оператором или выделенное системой свободное место. Подходит для любых складов и является наиболее эффективной системой хранения.

Большинство современных предприятий заинтересованы во внедрении именно динамической системы хранения товаров.

Преимущества внедрения адресного хранения товаров на складе

  1. Повышение эффективности использования площадей: если складское пространство ограничено, адресное хранение – это лучшее решение для оптимизации размещения товаров.
  2. Сокращение времени на сбор заказов: нет необходимости ходить по складу в поисках нужной единицы товара. Особенно это актуально, когда речь идет о крупных складах площадью несколько тысяч квадратных метров.
  3. Оптимизация работы персонала: действия сотрудников упорядочены, подбор заказа проходит быстрее.
  4. Минимизация человеческого фактора: идентификация товаров и ячеек хранения сводит к минимуму возможность ошибки.

При использовании динамического адресного хранения список преимуществ расширяется.

  • Нет необходимости самостоятельно анализировать оборачиваемость товаров для оптимизации хранения, не нужно определять, под какие товары выделены места. Все это – задачи системы автоматизации.
  • Существенно сокращается время приемки и размещения грузов.
  • Можно проводить инвентаризацию всего склада и отдельных мест хранения.

Как внедрить адресное хранение на складе?

Если принято решение внедрять адресное хранение, нужно действовать поэтапно.

    1. Необходимо разбить все помещение склада как минимум на три участка:
        • зону приемки, куда поступает товар, где делается сверка с документацией поставщика, маркировка;
        • зону хранения – часть склада, куда товар перемещается для хранения;
        • зону отгрузки – участок, куда товар отправляется при сборе заказа, здесь формируются упаковочные листы, печатается сопроводительная документация, организуется отправка товаров клиентам.

      Склад с выделенными зонами приемки, хранения и отгрузки товаров

      В свою очередь эти зоны для удобства можно разделить на подзоны. К примеру, зона хранения может содержать:

      • подзону паллетного хранения, где работает спецтехника: штабелеры, погрузчики, и где подбор заказа выполняется с их использованием;
      • подзону с мелким штучным товаром, где сборку заказов производят вручную;
      • подзоны специальных условий хранения, например, морозильные камеры, участок особо ценного хранения и т. п.
    2. Когда склад разбит на зоны, нужно присвоить им и всем местам хранения адреса. В случае организации динамического адресного хранения ячейки штрихкодируются, требуется специальное оборудование (ТСД) и программное обеспечение.

Сканирование штрихкода товара с помощью ТСД при динамическом адресном хранении на складе

Чтобы облегчить автоматизацию, нужно:

  • определить границы каждой ячейки и зоны склада – должно быть понятно, где начинается и заканчивается каждая ячейка хранения;
  • разработать простую и понятную кодировку объектов – оптимально использовать шаблон «склад-зона-стеллаж-вертикаль-горизонталь»;
  • наглядно промаркировать объект – это поможет избежать ошибок.

Для маркировки складов (если их несколько) и зон склада лучше использовать буквы, а для ячеек хранения – цифры. Желательно избегать похожих символов, чтобы не возникло путаницы, например, исключить участие буквы О, похожей на цифру 0, буквы З, которая пишется так же, как цифра 3, и т. п.

  1. Нужно внедрить динамическое адресное хранение в учетной системе или отдельную систему управления складом.

    Систему 1С использует большинство предприятий нашей страны. Частично адресное хранение реализовано в разных конфигурациях системы 1С. Но речь идет в основном о статическом хранении, то есть предусмотрена лишь возможность присвоения идентификатора. Динамическое хранение реализовано только в новых версиях: Управление торговлей 11 и ERP.

  2. Закупить необходимое оборудование и ПО для ТСД.

    Потребуются принтеры для печати штрихкодов и терминалы сбора данных (ТСД) – защищенные портативные компьютеры, на которые сотрудники склада будут получать задания и с помощью которых будут сканировать идентификаторы товаров и ячеек хранения при размещении позиций, сборе заказов, инвентаризации. А также специальное мобильное приложение для ТСД, например ПО DataMobile.

Возможности ПО DataMobile

Программный комплекс DataMobile поддерживает работу с любым типом адресного хранения: и статическим, и динамическим. Предлагаются версии на ОС Windows и Android. Приложение имеет максимально полный функционал, с его помощью может быть реализован весь комплекс складских операций:

  • маркировка;
  • приход, отпуск, перемещение товаров;
  • инвентаризация товаров;
  • учет по сериям и серийным номерам;
  • работа с упаковочными листами и др.

Для удобства работы предусмотрена авторизация пользователей – каждому сотруднику присваивается логин и пароль для входа в систему. В ПО есть преднастроенные шаблоны приемки, отгрузки, инвентаризации, предусмотрена возможность создавать свои собственные операции. Каждое сообщение (задание) и событие может сопровождаться звуковым сигналом или визуальным сообщением. Меню программы оптимизировано для работы складских сотрудников.

ПО DataMobile имеет удобный интерфейс и предлагается для ТСД на ОС Windows и Android

Главным достоинством ПО DataMobile является параметрическая настройка любых бизнес-процессов без программирования: все необходимые функции можно задать выбором из списка, «галочками» и т. п.

Приложение поддерживает работу в online-режиме. Для интеграции в 1C не требуется создания промежуточных конфигураций и баз данных. Клиентам предлагается бесплатный helpdesk-сервис.

С помощью ПО DataMobile было организовано адресное хранение на складах крупных компаний, таких как Bosch Rexroth, «Могунция Интеррус», «Континент-Т». Клиенты довольны новой системой и отмечают, что после внедрения адресного хранения эффективность работы склада существенно повысилась.

По вопросам приобретения ПО DataMobile и организации системы адресного хранения на складе звоните нам или оставляйте заявку на сайте. Мы проведем детальный анализ бизнес-процесса и подскажем, как в вашем случае лучше реализовать адресацию, правильно выделить зоны, организовать работу сотрудника с товаром с учетом наличия или отсутствия сроков годности, партий, а также предложим подходящее оборудование.

Сергей Романов

Руководитель департамента проектов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх