Куперс

Бухучет и анализ

Акцизы на бензин с 2019

В России с 1 января 2019 года акцизы на бензин выросли с 8213 рублей до 12 374 рублей за тонну, на дизель — с 5665 рублей до 8541 рубля за тонну.

Повышение акцизов совпало с ростом НДС c 18% до 20%. Эксперты не исключают, что усиление фискальной нагрузки может привести к тому, что продавцы топлива поднимут цены. Аналогичного мнения придерживаются и в Счётной палате России.

«Увеличение акциза в полтора раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в октябрьском заключении федеральных аудиторов на проект бюджета 2019—2021 годов.

Президент России Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции 20 декабря допустил возможность некоторого роста цен в начале 2019 года, связанного с повышением НДС. По оценке главы государства, корректировка составит порядка 1—1,5%.

Напомним, в ноябре 2018 года правительство и нефтяные компании подписали соглашение о мерах по стабилизации ситуации на топливном рынке. Условия договора позволяют нефтяникам поднять цены на заправках в январе для компенсации роста НДС, но не более чем на 1,7%. С февраля повышение возможно только в пределах 4—5% — среднего уровня инфляции в стране.

Двойная заморозка

В 2018 году правительство дважды договаривалось с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин, причём совещания происходили каждый раз после заметного роста стоимости топлива на АЗС.

Первый значительный ценовой всплеск пришёлся на апрель и ускорился в мае, когда за месяц топливо подорожало на 5,6%. Кабинет министров с 1 июня снизил акцизы на бензин на 3000 рублей за тонну и на дизель — на 2000 рублей. Правительство также отменило плановое повышение акцизов на 700 рублей с 1 июля. Одновременно власти убедили крупнейшие нефтяные компании зафиксировать стоимость горючего на заправках на уровне 30 мая.

Также по темеГорючий выход: как повлияет на стоимость бензина разрешение независимым АЗС держать более высокий уровень цен Разрешение независимым АЗС устанавливать цены на 4% выше, чем у нефтяных компаний, не приведёт к росту стоимости топлива. Об этом…

В итоге средняя цена бензина в России снизилась с 43,43 рубля за литр в начале июня до 43,21 рубля к началу сентября.

Однако в первый месяц осени цены на АЗС вновь поползли вверх. По данным Росстата, с 17 сентября по 5 ноября средняя стоимость бензина прибавила 25 копеек, а дизеля — 75 копеек.

«Рост розничных цен в 2018 году объясняется повышением оптовых. Те, в свою очередь, выросли на фоне дефицита топлива на внутреннем рынке, который сложился из-за привлекательных условий поставок за рубеж. Фактически компании большую часть топлива отправляли на экспорт и только малую оставляли для внутреннего рынка», — отметила в беседе с RT заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв считает, что основной причиной подорожания топлива в прошлом году стало повышение рублёвой цены на нефть.

«Стоимость сырья для НПЗ составляет до 80% себестоимости производства и до 40% розничной цены моторного топлива. Раньше рост нефтяных котировок компенсировался повышением курса рубля, и цена сырья для заводов почти не менялась. В 2018 году на нефтяном рынке было два периода сильного роста цен, но одновременно из-за санкций происходило падение рубля. Поэтому весной и осенью резко повысилась себестоимость производства бензина, а за ней вверх пошли оптовые и розничные цены», — пояснил RT Калачёв.

31 октября правительство договорилось с российскими нефтяными компаниями о фиксации оптовых цен на бензин и дизель на уровне июня. Нефтяники также обязались увеличить поставки топлива на внутренний рынок. Соглашение действует до 31 марта 2019 года.

12 ноября вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована. По словам зампреда правительства, цены заморожены и будут сохраняться до конца марта 2019 года с учётом инфляции и изменений в налоговом законодательстве.

По данным Росстата, стоимость бензина с 5 ноября по 17 декабря снизилась на 3 копейки. Розничные цены на дизель за это же время выросли на 1,34 рубля, но данный скачок эксперты объясняют переходом на зимнее топливо, стоимость которого всегда выше.

Сворачивание экспорта

Снижение мировых цен на нефть в конце 2018 года сформировало выгодные условия для продажи бензина в России. В ноябре стоимость топлива на внутреннем рынке сравнялась с зарубежными поставками, а в середине декабря отгружать бензин внутри страны стало прибыльнее, чем отправлять на экспорт. Об этом говорится в презентации заместителя министра энергетики Павла Сорокина, которую приводит ТАСС.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что на конец 2018 года поставки бензина на внутренний рынок приносили на 7—8 рублей с литра больше, чем за рубеж.

«Сразу появились огромные объёмы продаж топлива на бирже. У нас сейчас рынок залит бензином, благодаря чему его оптовая стоимость пошла вниз. Розничные цены как были, так и остались замороженными. Учитывая, что весь 2018 год АЗС работали с убытками, вряд ли кто-то сейчас станет сильно опускать цены — надо компенсировать прежние затраты», — сообщил в беседе с RT Евгений Аркуша.

По словам специалиста, сейчас ситуация с бензином на российском рынке стабилизировалась. Однако выпускаемых объёмов зимнего дизеля не хватает, чтобы обеспечить потребности страны. Раньше топливо частично замещали суррогаты. С некачественным топливом боролись, и в результате от него избавились, но заместить необходимое количество пока не удалось. В результате разница в оптовых ценах зимнего и межсезонного дизеля значительно превысила обычный уровень.

Укрощение горючего

С 1 января в России вступил в силу закон о завершении налогового манёвра. Он предполагает постепенное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение трёх лет. Одновременно за шесть лет снизятся до нуля экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Поскольку обнуление пошлин может вызвать подорожание топлива внутри страны, манёвр содержит два механизма сдерживания роста цен. Первый — обратный акциз на нефть, поставляемую на российские НПЗ. Второй — демпфирующий акциз, который учитывает выгодность экспорта нефтепродуктов. Если продажа топлива внутри страны окажется менее прибыльной, чем отправка его за рубеж, то правительство компенсирует российским производителям часть затрат.

Ранее Дмитрий Козак заявил, что благодаря механизмам сдерживания цен правительство не ожидает резкого роста стоимости моторного топлива с 1 января 2019 года.

Также по темеПредпраздничный обвал: с чем может быть связано снижение цен на нефть до годового минимума В среду, 19 декабря, мировые цены на нефть умеренно восстанавливаются после рекордного обвала накануне. Так, в ходе предыдущих торгов…

«На сегодняшний день компенсировать ничего не надо, внутренние цены уже очень хорошие. Будем надеяться, что в целом демпфер сработает, как было задумано, и это стабилизирует цены. Соглашение действует до 31 марта, то есть отводится целый квартал, чтобы отработать соответствующие механизмы», — отмечает Евгений Аркуша.

Правительство рассматривает ещё один вариант сдерживания роста цен на бензин — введение гибких акцизов на моторное топливо. Они будут изменяться в обратной зависимости от нефтяных котировок. Например, при подорожании сырья размер акцизов уменьшится. В настоящее время он фиксированный и не зависит от стоимости нефти.

Алексей Калачёв считает, что если на входе стоимость сырья для НПЗ изменяется под влиянием мирового рынка, то и на выходе нужен гибкий элемент: либо меняющаяся стоимость бензина при постоянных акцизах, либо замороженные цены при гибких акцизах.

Евгений Аркуша сообщил, что власти обсуждают с представителями отрасли и другие варианты насыщения российского рынка.

«Самая главная задача — сделать внутренний рынок экономически привлекательнее внешнего. Тогда все проблемы будут сняты. Цены на топливо будут расти только за счёт инфляции и роста эксплуатационных затрат, а это незначительно», — утверждает Аркуша.

В поисках дизеля

Опрошенные RT эксперты полагают, что в начале 2019 года при низкой стоимости нефти, крупные компании удержат цены на АЗС в обозначенных правительством пределах.

«Коррекция на размер НДС будет, её не избежать, и разрешённого повышения на 1,7% вполне для этого достаточно. Так что колебания цен на топливо в начале года возможны, но в рамках допущенного», — считает Анна Кокорева.

Кокорева допустила вариант, при котором цены на АЗС не изменятся до конца марта и уже после отмены заморозки снова начнут расти.

Независимые АЗС соглашение не подписывали, но и для них ориентиром служат ценники на заправках нефтяных компаний. Ранее кабинет министров определил, что независимые игроки могут устанавливать цены на 4% выше, чем нефтяники.

«Из-за высокой оптовой стоимости топлива и невозможности работать в убыток независимые АЗС в 2018 году держали цены выше, порой на 4—5 рублей за литр, теряя при этом объёмы продаж. Сейчас, поскольку оптовые цены опускаются, независимые АЗС снижают розничные до уровня крупных компаний», — отметил Евгений Аркуша.

Аркуша также полагает, что в январе вырастет стоимость дизельного топлива, потому что его не хватает. С бензином дела обстоят гораздо лучше, поэтому подорожания может и не быть.

«Зафиксированная на высоком уровне стоимость бензина и дизеля в условиях дешёвой нефти создаёт определённый запас для продавцов. Он позволит относительно спокойно пережить дальнейший рост акцизов. Если не появятся новые обстоятельства, я полагаю, что розничные цены удастся удержать на текущем уровне как минимум до лета», — заключил Алексей Калачёв.

По теме:

Бизнес предложил правительству свой вариант повышения акцизов на табачные изделияРасходы бюджета из-за COVID-19 предлагают компенсировать за счет роста акциза на сигаретыМинздрав хочет запретить ароматизаторы в сигаретахВ Миассе в суд передано дело о 1,75 млн пачек контрафактных сигарет. Ущерб — ₽35 млнРегионам предложено дать право снижать до 1% налог на самозанятыхЛоббист прогрессивной шкалы НДФЛ объяснил Znak.com, почему Путин вернул «налог на богатство»ЛГБТ-активист Игорь Кочетков сообщил, что ФНС России признала его брак с мужчинойНеверов заявил о готовности думского большинства поддержать повышение налогов для богатыхПравительство обсуждает повышение налогов с богатых для восстановления соцсправедливости»Известия» узнали о желании Минтруда ввести сбор с зарплат на «страхование от безработицы»Сечин попросил у властей налоговые льготы для газовых проектов «Роснефти»Как можно спасти экономику России? Несколько рецептовВ мэрии Москвы оценили, сколько млрд бюджет недополучит из-за пандемии коронавирусаВ Магнитогорске изъяли контрафактный табак на 37 млн рублейГосударство должно помочь людям, иначе рейтинги власти сильно снизятся. Выступление Натальи ЗубаревичВ Губкинском против директора компании возбудили дело за сокрытие налогов на ₽21 млнРегионам хотят дать право самостоятельно вводить налоговый режим для самозанятых»Ведомости» узнали о правительственном плане поддержки экономики из-за коронавирусаНа Ямале запретили продажу несовершеннолетним бестабачных никотиновых смесейСигареты могут подорожать на 25% в 2020 году из-за обязательной маркировки и роста акцизовС начала года в Челябинской области 1500 человек зарегистрировались как самозанятыеФНС рассказала о доходах, которые освобождены от налогов с 2020 годаВ Дагестане налоговики незаконно списали 22 млн долгаВ ЯНАО назначены суды в отношении владельца корпорации «Роснефтегаз» Олега СитниковаПутин включил в эксперимент по налогу для самозанятых еще 19 регионовПартия на ₽2 млн. Жителя Челябинска осудили за продажу контрафактных сигаретВ Нефтеюганске коммунисты требуют отставки главы городаКакие налоги надо заплатить до 2 декабря, и как это сделатьЧто не так с налоговой системой России, и как ее можно изменить. ИнтервьюВ 2020 году жители еще 19 регионов смогут официально оформиться самозанятыми. Стоит ли соглашаться?Депутаты предложили ввести в России минимальную цену на сигаретыМинфин предлагает c нового года ввести налог для самозанятых еще в 19 регионахСилуанов: работодатели начнут платить налоги и взносы за самозанятых сотрудниковДума Екатеринбурга отклонила просьбу мэрии установить прогрессивный налог на имуществоДепутаты Екатеринбурга поспорили, насколько повышать налоги на имущество горожанВ России появятся правила производства и продажи устройств альтернативного куренияДепутаты Екатеринбурга выступили против прогрессивной шкалы налога на имущество в городеВ Свердловской области снизились поступления в бюджет регионаНалоговые сборы с Курганской области в федеральный бюджет возросли на ₽2,5 млрдМинздрав распорядился изучить влияние электронных сигарет и вейпов на здоровье россиянВ Госдуме хотят установить единую минимальную цену на табачные изделияВ России создают единый федеральный портал сведений о гражданахВ Свердловской области пересчитали стоимость квартир. Как вырастут наши налоги?В Томской области судебные приставы арестовали 92 тонны пива в счет погашения налоговРоссийские власти намерены повысить акцизы на вино более чем на 70%Жерар Депардье снова отбился от российской налоговой — теперь в НовосибирскеДачный участок оказался больше официальных границ: чем это грозит и что делать?Курортный сбор в России хотят распространить на частный секторЧубайс предложил ввести в России новый налогВ России могут ввести экосбор на сигареты: окурки — это тоже мусорСилуанов анонсировал распространение спецрежима для самозанятых на всю РФ уже в 2020 годуЖители Нефтеюганска проведут митинг против «гаражного налога»Росреестр до конца года охватит все регионы мониторингом загородной недвижимости с дроновБастрыкин предложил привлекать к финансированию нацпроектов бизнесменов из 90-хПутин распорядился ввести налоговый вычет за оздоровительные услугиС 2020 года курганских садоводов и дачников заставят платить «налог на воду». ПодробностиФНС разъяснила, когда дачникам надо платить налог на теплицы и хозпостройкиКоличество приговоров по экономическим делам рекордно возрослоВ России может появиться новый налогВклад Рунета в экономику России практически сравнялся с налогами «Роснефти»В правительстве отвергли возможность освобождения малообеспеченных россиян от НДФЛРоссиян с низким доходом могут освободить от НДФЛГлава «Корвета»: после заявления Медведева о налогах стоит ждать их роста в два разаМинфин предложил обложить россиян пятью новыми налогамиМедведев пообещал, что в ближайшие шесть лет в РФ не будут повышаться налогиНа Урале налог на имущество для старых квартир вырастет в разы, на новые — уменьшится на 70%Минэкономразвития специальным законом хочет уточнить, что считать недвижимым имуществомМинздрав хочет вывести из оборота табачную продукцию после 2050 годаКудрин: «Россиян мало интересует, куда уходят их налоги»Управделами президента объяснило закупку сигарет на 19 млн рублейФНС: спецрежим для самозанятых пока не стал привлекательным для действующих ИПФНС отчиталась о рекордном росте налоговых поступлений за годПутин предложил повысить выплаты многодетным семьям и избавить их от налоговПутин предложил продлить амнистию капиталов «еще на один год как минимум»Уильям Браудер назвал три способа, как Евросоюзу бороться с «грязными деньгами» из РоссииПравительство не поддержало платную регистрацию мобильных телефоновДепутат Госдумы предложил запретить продажу алкоголя и табака в обычных магазинахРБК: Минздрав планирует вывести табак из легального оборотаНалоговая раскрыла данные о долгах 1,5 млн российских компаний, которые раньше были тайнойПутин подписал закон об увеличении доходов регионов от акцизов на алкоголь и нефтепродуктыFacebook предупредил российских рекламодателей о введении НДСПутин подписал закон о налоге для самозанятых гражданСовет Федерации одобрил налог для самозанятых гражданВ России почти вдвое увеличилось количество контрабандных сигаретПротив компании «Газпром Армения» возбудили уголовное дело о неуплате налоговТабачным компаниям грозят налоговые претензии на десятки миллиардов рублейПутин поручил Медведеву проверить информацию о росте налоговой нагрузки на россиянПутин продлил период безналогового перевода зарубежных активов в РФВ России могут сократить в 2,5 раза число магазинов с алкоголем, узнали СМИВ Госдуму внесен законопроект о мониторинге движения товаровГосдума одобрила в первом чтении налог для самозанятых гражданНалог для самозанятых граждан. Что нужно знать о новой инициативе ГосдумыЗакон о налоговых вычетах для бизнес-ангелов планируют принять до конца годаВ Тюменской области с 2019 года вырастут имущественные налоги для ТРЦМинздрав хочет ввести в продажу «обезличенные» пачки сигаретМинфин считает, что нужно повысить минимальную цену на крепкий алкогольВ Тюменской области повысят налоги для владельцев небольших торговых центровВ ХМАО в пять раз поднимают транспортный налог для всех предприятий, кроме религиозныхВ Госдуму внесен законопроект о введении налога для самозанятых

Полоса 107 Номер № 47(351) от 28.11.2001 Акцизный табак

1 июля этого года в России была введена принципиально новая система взимания акцизов на алкоголь. Теперь настал черед другого, не менее популярного среди потребителей подакцизного товара — курева. Сейчас в Госдуме и правительстве РФ идут консультации по возможному изменению системы акцизов на сигареты. От результатов этих консультаций зависит дальнейшая судьба основных производителей табачных изделий в России.
Во всем виноват ГОСТ
Существующая сейчас система взимания акцизов представляет собой набор специфических (фиксированных) ставок, которые берутся за некоторое количество подакцизной продукции. В случае с табачными изделиями этим количеством является тысяча штук сигарет. Например, все сигареты без фильтра облагаются ставкой в размере 10 рублей за тысячу штук.
С «фильтрованной» продукцией все несколько сложнее. Сигареты с фильтром, производимые в России, делятся на четыре класса ГОСТа. Когда-то ставки акциза на сигареты разных классов были разными. Однако сейчас для всех четырех классов существует единая ставка в размере 35 рублей за тысячу штук. Так как импортные сигареты не оцениваются по ГОСТам, для них используется специальная ставка — 55 рублей. Сигареты длиной более 85 мм, не подпадающие под ГОСТы, облагаются ставкой в 75 рублей.

Согласно новой редакции, 1 января 2002 года все вышеперечисленные ставки акцизов будут индексированы на 12%, однако общая схема взимания акцизного налога на табачные изделия пока остается прежней, то есть по-прежнему будет базироваться на ГОСТе.
Нынешняя система деления сигарет на классы в рамках ГОСТов появилась ни много ни мало 20 лет назад. До конца 70-х табачные изделия делились на три сорта сигарет, а также сигареты высшего качества (туда попадали все табачные изделия с «классическим» ацетатным фильтром). Однако количество сигарет с фильтром неуклонно росло, что требовало дополнительной классификации. Так в 1981 году и появились классы табачной продукции.
Формально деление по классам осуществляется исходя из рецептуры мешки табака. Чем дороже мешка, тем выше класс и, соответственно, цена сигарет. Например, всеми любимая «мягкая» «Ява» принадлежала к четвертому классу, а «Космос» — к первому.
Уже к середине 90-х с появлением западных производителей сигарет деление табачных изделий по рецептуре изготовления и дороговизне мешки стало абсолютно бессмысленным. Во-первых, у каждого производителя мешка была своя. Во-вторых, ее стоимость отнюдь не всегда напрямую коррелировала с ценой на конечный продукт — сигареты. Казалось бы, еще чуть-чуть — и от классов в их первозданном виде откажутся. Однако этого не произошло.
Наоборот, при принятии в 1997 году нынешней специфической системы взимания акциза взамен адвалорной (то есть процента от отпускной цены) в ее основу опять были заложены ГОСТы. Как тогда заявил один из табачников, «в качестве компромиссного варианта». И все потому, что эта система отвечала одновременно двум основополагающим требованиям.
С одной стороны, благодаря ГОСТам правительство формально никак не делило товар по странам происхождения, демонстрируя единообразие в налогообложении отечественной и импортной продукции. А это крайне важно для вступления России в ВТО. С другой стороны, фактически разделение на «наше» и «не наше» все же было. Акциз на классифицируемые по ГОСТам традиционные отечественные сигареты ниже (сейчас он, как уже говорилось, составляет 35 рублей за тысячу штук), чем на классифицируемые «по техническим условиям» (ТУ) импортные марки табачных изделий (55 рублей).
Тем не менее тогда никто из западных производителей сигарет, успевших вложить в нашей страну более $500 млн и чутко следивших за соблюдением своих прав, выступать против специфических ставок и деления на классы в рамках ГОСТа не стал. При всех недоработках новая система более или менее устраивала большинство крупных операторов рынка. А главное, она устраивала правительство. Ведь с появлением специфической ставки поступление налогов от табачной отрасли можно было точно прогнозировать на год вперед. Для этого размер ставки надо было всего лишь умножить на прогноз производства и импорта соответствующих сигарет. Не возникало проблем и со сбором акцизов.
В результате объем производства сигарет последние пять лет неуклонно рос, что привело к резкому сокращению импорта табачных изделий в нашу страну. Кроме того, Россия впервые за всю историю своего самостоятельного существования начала экспортировать табачную продукцию в страны СНГ. Как говорится, казалось, что счастье будет вечно.

Увы, этого не произошло, и сейчас табачный рынок России разбит на два непримиримых лагеря. С одной стороны — British American Tobacco (BAT), три крупнейшие российские табачные фабрики без участия иностранного капитала («Донской табак», «Балканская звезда» и «Нево-табак»), а также ряд мелких отечественных производителей. С другой — Philip Morris, JTI, Reemtsma и Gallaher. Первая группа настаивает на том, что систему взимания акциза нужно менять, причем срочно. Вторая группа призывает правительство эту систему сохранить.
Обрусевшее Marlboro
Для того чтобы понять причину нынешнего раздора в отрасли, необходим краткий экскурс в развитие табачного рынка за последние четыре года.
Начнем с того, что за последние пять лет производство основных международных марок всех транснациональных компаний было перенесено в Россию. Marlboro, Parliament, L&M, Chesterfield и Bond сейчас выпускают фабрики «Краснодартабакпром» и «Филип-Моррис Ижора»; Camel, Winston и Salem — на фабрике «Петро». Недавно «в довесок» к выпускаемому с 1997 года на саратовской фабрике Pall Mall руководство BAT развернуло производство на «Яве» сигарет Lucky Strike.
Фактически из основных сигаретных брэндов лишь два — Kent и Davidoff — поступают к нам из-за границы.
Так как сигареты выпускаются в России, формально они могут классифицироваться по ГОСТам. По крайней мере, никаких правовых оснований для отказа в переводе международных марок из «изготовленных по техническим условиям» в I или II класс по ГОСТу нет. Подогнать же марки под соответствующие классы было, что называется, делом техники. Эта операция давала существенную экономию на акцизе — вместо 55 рублей за тысячу штук (ставка акциза для сигарет, изготовленных по ТУ) можно было платить 35 рублей (классификация по ГОСТу).
Табачные компании не замедлили воспользоваться этой возможностью и после начала производства международных брэндов в России направили соответствующие заявления в органы сертификации, уполномоченные Госстандартом России. Представители этих самых органов никаких контраргументов на просьбы табачников не нашли и были вынуждены сигареты переклассифицировать.
Иными словами, заложенное еще в 1997 разделение всех табачных изделий на три «акцизные» категории — сигареты без фильтра (нынешняя ставка 10 рублей за тысячу штук), местные марки с фильтром (35 рублей) и, наконец, импортные либо лицензионные марки (55 рублей), сошло на нет. В результате уже к середине 2000 года 95% всех сигарет, поступающих на рынок, облагалось всего двумя ставками — 10 рублей для сигарет без фильтра и 35 рублей для сигарет с фильтром.
Фактический переход на две ставки вызвал резкое недовольство со стороны тех табачных компаний, позиции которых наиболее сильны в низшем и среднем ценовом сегменте рынка. В первую очередь это три самых крупных производителя — «Донской табак», «Балканская звезда» и «Нево-табак».
Дело в том, что в сложившейся ситуации размер акциза что с пачки Parliament стоимостью 35 рублей, что с пачки каких-нибудь региональных сигарет, с трудом продаваемой за 5 рублей, составляет одни и те же 70 копеек. Но если в случае с Parliament это всего 2% от розничной цены (если не учитывать НДС и налог с продаж), то в стоимости региональной марки акциз достигает 14%. Как заметили представители «Донтабака», акциз уплачивается в одинаковом размере с доступной низкооплачиваемым слоям населения «Нашей марки» и с престижных сигарет типа «Мальборо».
Интересно, что мнение российских фабрик полностью разделяет и один из крупнейших «транснационалов» — компания BAT. И немудрено. Помимо Kent, Vogue и других дорогих марок компания выпускает «Яву» и «Яву золотую», каждая из которых лидирует в своем ценовом сегменте. Более того, «Ява золотая» вообще входит в тройку наиболее продаваемых марок сигарет.
И обиженные табачники начали действовать. В результате уже летом на обсуждение была вынесена идея кардинальных изменений в системе акцизов. Суть их проста. Вместо специфических ставок ввести так называемый смешанный акциз, часть которого будет фиксированной величиной, а другая часть — процентом от отпускной цены (адвалорной составляющей).
Смешанный и специфический
В качестве обоснования введения смешанного акциза его сторонники приводят следующие аргументы.
Первая и основная мысль, высказываемая всеми без исключения сторонниками смешанной ставки,— восстановление социальной справедливости. За счет адвалорной составляющей акциз на дорогую продукцию будет больше, а на дешевую меньше. Соответственно, на рынке сохранится нынешний ценовой разброс на сигареты, когда стоимость самых дешевых и самых дорогих марок различается чуть ли не на порядок. В итоге табачная отрасль сможет удовлетворять потребности всех слоев населения.
Второй аргумент в пользу смешанной системы акциза — рост доходов государства. Так, например, по предложению BAT специфическую составляющую смешанного акциза нужно установить на уровне уже существующих ставок или даже чуть выше (например, предложение компании — 40 рублей за тысячу штук плюс 5% от отпускной цены). В результате, по мнению Андрея Никонова (BAT), «специфический компонент, установленный на том же уровне, что и при чисто специфической системе, гарантирует государству тот же минимум доходов. При этом адвалорный компонент дает дополнительный доход, который взимается с состоятельных потребителей». Кроме того, за счет адвалорной компоненты государство застраховывает свой доход от инфляции.
Наконец, сторонники смешанной ставки указывают на опыт стран ЕС, где смешанная ставка акциза работает уже более 30 лет. При этом доходы бюджета от табачного акциза в европейских странах намного выше, чем в США, где действует специфическая система взимания акциза.
Надо отметить, что в лагере сторонников изменения акцизной схемы до сих пор нет единства мнений. Как уже говорилось, BAT настаивает на повышении специфической составляющей до 40 рублей за тысячу штук плюс 5% от отпускной цены. А вот «Донской табак» предлагает несколько иной вариант развития событий. По мнению представителей фабрики, специфическая составляющая смешанного акциза должна быть вдвое ниже нынешних ставок (15-20 рублей), а адвалорная составляющая — около 15% от отпускной цены.
Идею смешанного акциза (как в варианте BAT, так и в варианте «Донтабака») категорически отвергают четыре крупные транснациональные компании — Philip Morris, JTI, Reemtsma и Gallaher, прочно оккупировавшие верхний и средний ценовой сегмент российского табачного рынка.

По общему мнению противников смешанной ставки, переход к этой системе взимания акциза сделает сбор налогов с табачных фабрик непредсказуемым. Во-первых, ни один подакцизный товар в России до сих пор не облагался смешанной ставкой акциза. И если при нынешней системе расчет суммы акциза прост и понятен, то с появлением адвалорной составляющей с выплатами в бюджет начнутся проблемы: мелкие фабрики будут испытывать трудности при подсчете налоговых отчислений. Во-вторых, у производителей появятся возможности занижения размеров акциза с помощью трансфертных цен. Выглядеть это может следующим образом. Фабрика отпускает сигареты по цене 10 рублей за пачку аффилированной компании, которая потом продает сигареты уже по 30 рублей. Акциз платится, разумеется, фабрикой, поэтому для расчета акциза и его адвалорной составляющей используется цена 10 рублей.
Кроме того, противники введения новой системы акциза категорически отвергают доводы о «социальной справедливости» и защите доходов государства от инфляции. Инфляция сейчас не столь высока, как пять-шесть лет назад, и для обеспечения роста поступлений в бюджет вполне достаточно своевременно индексировать акцизы. Кстати, именно так и поступает Госдума все последние годы.
Что касается социальной справедливости, то есть дифференцированного подхода к сигаретам, приобретаемым малоимущими слоями населения, и к табачной продукции высшего ценового сегмента, то все это есть и сейчас. Ведь помимо фиксированной ставки акциза производители табака платят НДС и налог с продаж. А оба этих налога представляют собой процент от отпускной цены. Поэтому производитель сигарет стоимостью 40 рублей платит значительно больше, чем его коллега по рынку, специализирующийся на продаже дешевой продукции.
По мнению Алика Туйгунова, директора по корпоративным вопросам Philip Morris, «для того чтобы быть эффективной, система налогообложения должна быть прозрачной и удобной для применения. Кроме того, расходы на административное содержание и обеспечение собираемости не должны превышать доходы, получаемые от этого налога. Специфическая система соответствует всем этим требованиям. Нынешняя система эффективна и с фискальной точки зрения: ежегодная индексация ставок акцизов всегда приводила к адекватному росту налоговых поступлений. За 2000 год фактические платежи в бюджет по сравнению с предыдущим годом увеличились в 2,12 раза. Табачные акцизы сегодня являются и самым эффективным налогом с точки зрения собираемости».
Вместо эпилога
Взвешивать аргументы обеих сторон предстоит депутатам Госдумы и правительству, которое твердо намерено уже с января 2003 года кардинально увеличить размер акциза на табачную продукцию. Как уже не раз заявляли представители правительства, табачная отрасль России находится в «налоговом раю». И это мнение в общем-то вполне обосновано. Доля налоговых сборов с пачки сигарет в любой из развитых европейских стран порой достигает 80%. А у нас даже в случае с самыми дешевыми сигаретами этот показатель не превышает 40%.
В принципе, именно к моменту глобального повышения ставок, то есть к 2003 году, могут произойти основные изменения структуры взимания акцизного налога. Однако не исключено, что сторонники смешанной системы будут предпринимать попытки решить данный вопрос побыстрее. Например, по информации «Денег», сейчас в Госдуме рассматриваются возможности принятия смешанной ставки в рамках технических поправок к Налоговому кодексу. Кроме того, уже существует как минимум два варианта отдельных законопроектов о введении смешанной ставки акциза.

Тем не менее говорить о том, что это начинание пройдет через все ветви власти легко и непринужденно, нельзя. Во-первых, не исключено, что правительство предложит свой вариант урегулирования проблемы. Причем способ этот может быть весьма радикальным. Например: введение достаточно высокой единой специфической ставки акциза (80-100 рублей за тысячу штук), распространяющейся вообще на все табачные изделия, начиная с папирос и заканчивая импортными сигаретами по $2 за пачку. Основанием для этого может послужить одно простое соображение: вполне очевидно, что сигареты — товар вредный. А раз так, с помощью единой ставки можно заставить производителей отказаться от дешевых марок, выпуск которых при такой акцизной схеме станет низкорентабельным. Такое предложение высказал летом этого года заместитель министра финансов России Сергей Шаталов на специальном семинаре, посвященном акцизной тематике. А ведь именно ведомство Шаталова и будет рассматривать варианты изменения акцизной системы.
Во-вторых, есть свои варианты и у депутатов. Например, отечественные производители сигарет до сих пор с содроганием вспоминают инициативу одного из депутатов привязать размер акциза к содержанию смол и никотина: чем этих веществ в сигаретах больше, тем выше должна быть ставка акциза. Реализация этой идеи привела бы к тому, что в сложном положении оказались бы многочисленные производители «Примы».
Кроме того, ряд депутатов до сих пор не оставляют идеи распространить на табачные изделия «алкогольный» опыт — расщепив акциз на федеральную (уплачиваемую производителями) и региональную (уплачиваемую оптовиками) составляющую. Сейчас никаких предпосылок для введения этой системы нет. В отличие от алкогольного рынка доля контрабанды в сигаретном бизнесе не превышает 5%. Поэтому у местных властей нет никаких оснований для создания каких-нибудь ГУП «Табакконтроль», препятствующих поставкам товара из одного региона в другой. Тем не менее эта идея с завидной регулярностью появляется на различных совещаниях в Госдуме.
Так что борьба за табачный акциз грозит быть весьма долгой и увлекательной.
ДМИТРИЙ ДОБРОВ

ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ
Единство и борьба ставок
Говорить о том, что во всем мире существует единый подход к системе взимания акциза с табачных изделий, нельзя. В США, Канаде и Японии уже много лет действует специфическая ставка акциза (фиксированная величина за 1000 штук сигарет). И что-либо менять эти страны не собираются. Аналогичный подход демонстрирует большинство государств СНГ. Исключение составляют лишь Таджикистан и Узбекистан, где высок уровень инфляции и поэтому используются адвалорные ставки (процент от отпускной цены). Кроме того, адвалорные ставки применяют некоторые страны Латинской Америки и Африки, также существующие в условиях инфляционной экономики.
До 1979 года в странах Европы использовались как и адвалорная, так и специфическая системы. Однако в 1997 году в качестве политического компромисса члены ЕС перешли на смешанную ставку (т. е. фиксированная величина за 1000 штук плюс процент от отпускной цены). Согласно директиве ЕС, определяющей работу системы, общая сумма акциза, выплачиваемая производителем, должна быть не ниже 57% от розничной цены пачки сигарет самого популярного в стране табачного брэнда. При этом соотношение между размерами адвалорной и специфической ставок каждое правительство может устанавливать самостоятельно в рамках определенного коридора. Например, во Франции или Испании специфическая составляющая невелика, а основу поступлений в бюджеты обеспечивает адвалорная. В Дании, Великобритании и Ирландии ситуация прямо противоположная: основу табачных налогов составляет как раз специфическая ставка. Сейчас страны ЕС обсуждают возможность введения минимальной ставки специфической составляющей смешанного акциза на уровне 60 евро за 1000 сигарет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх