Куперс

Бухучет и анализ

Анализ фонда оплаты труда в бюджетном учреждении

Планирование средств на оплату труда предполагает опреде-ление необходимого фонда заработной платы (ФЗП) и средней ве личины заработной платы для различных категорий работающих. Фонд заработной платы на определенный период представ ляет собой сумму средств, необходимых для оплаты труда всех ра ботников предприятия в течение этого периода. Рассчитывают ФЗП на основе производственной программы предприятия, плановой численности работников по профессиям и уровню квалификации, установленных расценок на сдельные работы, планового бюджета рабочего времени одного работника, действующих тарифных ставок и тарифных сеток, применяемых форм и систем оплаты труда, дей-ствующих доплат и надбавок, премиальных положений.

Фонд з\п – это суммарные денежные средства предприятия, израсходованные в течение определенного периода времени на выплату заработной платы и отдельных социальных выплат.

Методы планирования ФЗП:

1) Метод прямого счета: ФЗПпл = средняя заработная плата одного работника в плановом периоде, руб *

среднесписочная плановая численность работающих, чел.

2) Нормативный метод: ФЗПпл =запланированная выручка, руб.* Нзп (норматив заработной платы на 1 рубль выручки, д.ед.)

3) Приростной метод: ФЗПпл = ФЗПбаз*Iв-Эч*ЗП баз сред

Эч – экономия численности работников в плановом периоде по сравнению с базисным, чел.;

ЗП баз сред — средняя заработная плата одного работника в базисном периоде, руб.

Системы заработной платы: понятие и основные подходы к классификации

Система оплаты труда определяет взаи­мосвязь между показателями, характеризующими меру труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирую­щую получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда и ценой рабочей силы.

Системы оплаты подразделяются по количеству показате­лей учета результатов труда, при этом различают простые и сложные системы оплаты; по степени воздействия на поведе­ние работника — поощрительные, принудительные и гаранти­рующие; по характеру оплаты за перевыполнение норм труда — прямые, прогрессивные и регрессивные; по характеру воздей­ствия — индивидуальные и коллективные; в зависимости от способа организации – тарифные, бестарифные, смешанные.

Сгруппированные по признаку основного показателя учета результатов труда, используемого для оценки выполненной ра­ботниками работы с целью их оплаты, системы оплаты труда образуют формы заработной платы. Если в качестве основного измерителя результатов труда используется количество изго­товленной продукции, оказанных услуг, то форма з\п называется сдельной, если в качестве такого измерителя используется количество отработанного рабочего времени — повременной.

Простые устанавливают связь з\п толь­ко с основным показателем учета результатов труда работни­ка — объемом изготовленной продукции или количеством отра­ботанного времени. Сложные системы определяют зависи­мость з\п от нескольких показателей, из которых один является основным, а другие — дополнительными.

Воздействие систем оплаты с учетом результатов труда каждого работника либо результатов коллективного труда может быть рассчитано как на каждого работника отдельно, так и на группу (группы) работников. Соответственно и систе­мы оплаты делятся на индивидуальные и коллективные.

Поощрительная система позволяет работнику выбирать степень своего участия в улучшении показателей, обеспечиваю­щих получение необходимого производственного результата.

Принудительная система нацеливает работника на достижение показателей, установленных для него нанимате­лем на достаточно высоком уровне и не допускает ка­ких-либо отклонений в сторону понижения.

Гарантирующие системы – их задача — не столько увязать з\п с какими-либо показателями производ­ственно-хоз-ой деят-ти, сколько обеспечить работнику начисление ее суммы (например, вынужд. простой).

Прямая – з\п каждого работника определяется в соответствии с резуль­татами его личного труда.

Сдельно-прогрессивная система — начиная с заранее установленного уровня вы­полнения норм, происходит определенное увеличение сдельной расценки за выполненные операции, детали или изделия. Сдельно-регрессивная система — происходит снижение сдельной расценки.

Тарифные — заработная плата работника устанавливается в зависимости от дифференцирующих факторов (квалификация и т.п.)

Бестарифные — заработок работника представляет его долю в заработанных коллективом средствах.

Смешанные — представляет собой комбинацию тарифной и бестарифной системы оплаты труда

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального образования

БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»

по теме «Анализ состава, структуры и эффективности использования фонда заработной платы»

Выполнила: студентка группы ФКЗ-031

Санько О.В.

Руководитель: старший преподаватель кафедры Бальчевская Ольга Владимировна

Могилев 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Значение и анализ средств на оплату труда 11

1.1. Трудовые ресурсы и средства на отплату труда как объект учета (на примере ГУО «Быховский ЦТКиЭ») 11

1.2. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях 19

1.3. Значение фонда оплаты труда 24

1.3.1. Теоретические основы формирования фонда заработной платы и прочих выплат 31

1.4. Удержания и вычеты из заработной плат 42

1.5. Методика анализа фонда заработной платы 46

2 Анализ трудовых ресурсов и фонда заработной платы ГУО «Быховский ЦТКиЭ» 50

2.1. Анализ состава и структуры трудового персонала 50

2.2. Анализ движения штатных работников 52

2.3. Факторный анализ фонда рабочего времени 54

2.4. Анализ производительности труда. Факторный анализ среднегодовой выработки 58

2.5. Анализ состава и структуры фонда заработной платы 60

2.6. Факторный анализ использования фонда заработной платы 64

3. Резервы экономии фонда заработной платы 67

Заключение 72

Список использованных источников 75

Введение

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных отношений при любой модели государственного устройства. Они призвано обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и д. р.

Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией.

Анализ на основе плановой и фактической информации даёт количественную и качественную оценку изменений, проходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учётной информации, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации.

Заработная плата является неотъемлемым элементом социально-экономической политики государства, главным источником повышения благосостояния работников, основным средством побуждения членов общества к высокопроизводительному и высококачественному труду. Экономические преобразования и либерализация социально-трудовых отношений потребовали новых подходов к реформированию системы оплаты труда.

В республике создана определенная нормативно-правовая база и организационно-методическая основа организации заработной платы в ходе реализации основных направлений «Концепции реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений», сформирован определенный механизм совершенствования заработной платы как в производственном, так и в бюджетном секторах экономики на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования, направленный на обеспечение ее связи с эффективностью хозяйствования и результатами труда. Вместе с тем сложившаяся система оплаты труда не в полной мере учитывает требования социально-ориентированной рыночной экономики формирования заработной платы как цены рабочей силы складывающейся на рынке труда. Она зачастую не выполняет воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальные функции. Остается низким уровень оплаты труда. Минимальная заработная плата и тарифная ставка первого разряда не являются адекватными социальными гарантиями. Имеются необоснованные перекосы в дифференциации оплаты труда по сферам деятельности, отраслям, предприятиям, квалификационным группам работников. Состояние нормирования труда не обеспечивает установленной прямой зависимости размеров оплаты труда от результатов работы каждого работника предприятия в целом, снижение трудоемкости выпускаемой продукции и не является действенным средством социальной защищенности наемных работников. Разбалансирована структура заработной платы – соотношение тарифной и надтарифной частей, тариф не выполняет функцию базовой оценки сложности результативности труда, связанной с обеспечением воспроизводства работника. Не в полной мере заработная плата защищена от инфляции. Складывающаяся система социального партнерства еще не стала основным механизмом регулирования отношений работника, нанимателя и государства по установлению цены рабочей силы на рынке труда.

Особая актуальность проблемы организации и регулирования заработной платы в период становления рыночной экономики в Республике Беларусь обуславливается введением в экономическую науку и практику новой экономической категории «стоимость рабочей силы», характеризующей реальные расходы на ее воспроизводство. Формирование заработной платы с учетом стоимости рабочей силы процесс многогранный и затрагивает как микро-, так и макроэкономические аспекты.

Основой качественного и эффективного функционирования современной системы образования являются трудовые ресурсы, значение которых усиливается персонифицированным характером труда работников учреждений образования.

Одной из важнейших задач кадровой и организационной работы в образовании сейчас является уровень квалификации персонала. Это сказывается из-за нехватки средств и не желания осваивать новые технологии как в методологии обучения и главным образом в управлении. Другой задачей являться обеспечение образования учреждений кадрами.

Значение анализа труда и заработной платы обуславливается необходимостью постоянного определения резервов улучшения качества работы учреждений образования, повышения эффективности использования рабочей силы и эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на оплату труда работников системы образования.

Эти и другие проблемы организации заработной платы в республике исследуются НИИ труда Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, многими как белорусскими, так и российскими учеными и экономистами. В периодических изданиях постоянно публикуются статьи на заданную тему экономиста Н.А. Белоусовой, доктора технических наук, академика Международной Академии инвестиций и экономики строительства Ю.Н. Павлючука, кандидата экономических наук Д.Г. Скрипченко.

Целью курсовой работы является систематизация, углубление и изучение теоретических основ анализа использования фонда заработной платы, выявление основных факторов, влияющих на формирование фонда оплаты труда, и разработка основных направлений по улучшению использования данного фонда.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить сущность и значение экономического анализа фонда заработной платы;

  • объекты оплаты труда, информационную базу для анализа;

  • провести анализ состава и структуры фонда заработной платы; фонда занятости;

  • анализ использования фонда заработной платы в разрезе основных категорий персонала;

  • факторный анализ использования фонда заработной платы;

  • анализ эффективности использования средств на оплату труда;

  • выявить резервы экономии фонда заработной платы.

Организационно-экономическая характеристика предприятия

Государственное учреждение образования «Быховский центр туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи» (именуемое в дальнейшем «Учреждение») входит в состав Районного отдела образования Быховского райисполкома на правах обособленного структурного подразделения и является отдельным юридическим лицом, имеет отдельный баланс, включаемый в сводный баланс отделения, счета в банке, печать со своим наименованием, угловые штампы, фирменные бланки и другие необходимые реквизиты. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение финансируется из средств районного бюджета и вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (далее – хозяйственная деятельность) в соответствии с законодательством Уставом. Учреждение создано с целью внешкольного воспитания и обучения детей и молодёжи посредством туристской, краеведческой и экскурсионной работы.

Предметом деятельности Учреждения является: реализация научно-воспитательных программ по развитию творческих способностей детей и молодёжи, разработанных Министерством образования Республики Беларусь; оказание методической помощи учебно-воспитательным учреждениям, разработка и укоренение в практику авторских программ, подготовка методических пособий и другой литературы в помощь работникам учебно-воспитательных учреждений; патриотическое воспитание, координация работы музеев учебно-воспитательных учреждений, охрана и пропаганда памятников истории, культуры, природы родного края; развитие туризма, краеведческой и экскурсионной работы, повышение их роли в формировании культуры, духовной зрелости детей и молодёжи; морально-правовое воспитание, профилактика вредных привычек; организация оздоровления отдыха и труда детей и молодёжи в туристских лагерях; организация и проведение экскурсионно-туристского обслуживания детей и молодёжи; содействие повышению профессионального уровня воспитателей, педагогов-организаторов, культорганизаторов, педагогов-психологов, педагогов социальных, руководителей кружков (клубов по интересам, любительских объединений, секций, студий, туристских групп) и других работников, занятых непосредственно учебно-воспитательной работой с учётом нового содержания воспитания и обучения, современных педагогических технологий.

Учреждение осуществляет следующие виды экономической деятельности: предоставление услуг гостиницами без ресторанов; предоставление услуг прочими местами для проживания; деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию; деятельность туристических агентов; деятельность туроператоров; деятельность гидов (экскурсоводов); сдача в наем собственного недвижимого имущества; аренда офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику; прокат прочих бытовых изделий и предметов личного пользования; обработка данных; предоставление секретарских услуг и услуг по переводу; внешкольное образование и воспитание; деятельность спортивных объектов; прочая деятельность в области спорта; прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включённая в другие группировки;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх