Куперс

Бухучет и анализ

Черный список оффшоров

Черный список офшорных зон Минфина (офшоры, офшорные зоны) — так называют Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н (см. Офшор (Оффшор)).

Черный список офшорных зон Минфина

(утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н, приведен с учетом последних изменений)

1. Ангилья;

2. Княжество Андорра;

3. Антигуа и Барбуда;

4. Аруба;

5. Содружество Багамы;

6. Королевство Бахрейн;

7. Белиз;

8. Бермуды;

9. Бруней-Даруссалам;

10. Республика Вануату;

11. Британские Виргинские острова;

12. Гибралтар;

13. Гренада;

14. Содружество Доминики;

15. Утратил силу с 1 января 2013 года (Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н, до 01.01.2013 в списке была Республика Кипр)

16. Китайская Народная Республика:

Утратил силу с 1 января 2018 года (Приказ Минфина России от 02.11.2017 N 175н, до 01.01.2018 в списке был Специальный административный район Гонконг (Сянган);

Специальный административный район Макао (Аомынь);

17. Союз Коморы:

остров Анжуан;

18. Республика Либерия;

19. Княжество Лихтенштейн;

20. Республика Маврикий;

21. Малайзия:

остров Лабуан;

22. Мальдивская Республика;

23. Утратил силу с 1 января 2015 года (Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н, до 01.01.2015 в списке была Республика Мальта)

24. Республика Маршалловы Острова;

25. Княжество Монако;

26. Монтсеррат;

27. Республика Науру;

28. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

(в редакции Приказа Минфина России от 02.10.2014 N 111н, действующей с 1 января 2015. До этого было: «Нидерландские Антилы»);

29. Республика Ниуэ;

30. Объединенные Арабские Эмираты;

31. Острова Кайман;

32. Острова Кука;

33. Острова Теркс и Кайкос;

34. Республика Палау;

35. Республика Панама;

36. Республика Самоа;

37. Республика Сан-Марино;

38. Сент-Винсент и Гренадины;

39. Сент-Китс и Невис;

40. Сент-Люсия;

41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

Остров Мэн;

Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

42. Республика Сейшельские Острова.

(включена в список Приказом Минфина России от 02.02.2009 N 10н)

Офшоры

Офшорами, офшорными зонами (оффшорами, оффшорными зонами) называют государства, которые не облагают налогами (или облагают мизерными ставками) налогоплательщиков из других иностранных государств, которые зарегистрированы на их территории, но не ведут там активной коммерческой деятельности. Кроме того, такие государства, как правило, не предоставляют другим государствам сведений о реальных собственниках таких компаний, о совершенных операциях.

В результате, можно вывести налоговую базу из любой страны в офшор, существенно сэкономив на налоге. Так, если товар производится в стране, где налог на прибыль высокий, то этот товар можно продать своей компании в офшоре по себестоимости, а уже компания в офшоре реализует ее конечному покупателю. В результате вся прибыль оказывается в офшоре, а в государстве, где товар произведен, налога нет.

Пример

Гражданин Иванов владеет заводом в России. Гражданин Иванов создал компанию в офшоре. Себестоимость единицы изделия на заводе в России 100 тыс. рублей. Рыночная стоимость изделия на европейском рынке 200 тыс. рублей.

Завод продает изделие компании в офшоре по цене 100 тыс. рублей.

Компания в офшоре реализует изделие европейским потребителям по цене 200 тыс. рублей.

В результате с каждой единицы изделия прибыль в России 0 рублей (налога на прибыль нет), а прибыль компании в офшоре 100 900 рублей и налогом на прибыль в России не облагается.

В России такие простые схемы сегодня трудно реализуемы из-за введенных с 2012 года правил о Трансфертном ценообразовании.

Слово офшор произошло от английского offshore — «вне берега», так как основные офшоры расположены на небольших островных государствах.

Так называемый черный список оффшорных зон был утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н и вступил в силу с 1 января 2008 года. Взаимодействие с компаниями, зарегистрированными в государствах, указанных в списке, в некоторых случаях влечет неблагоприятные налоговые последствия для российских налогоплательщиков:

Так, российская организация, получающая дивиденды, в ряде случаев имеет возможность применить ставку 0% (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)). Но это правило не применяется, если дивиденды получены от организации, зарегистрированной в государстве из черного списка Минфина.

Льгота, предусмотренная пп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при получении имущества российской организацией безвозмездно не применяется, если передающая имущество организация является иностранной организацией и государство постоянного местонахождения передающей организации включено в черный список Минфина РФ.

Сделки с компаниями, зарегистрированными в государстве из черного списка Минфина, признаются контролируемыми (см. Контролируемые сделки), что влечет право на контроль цен сделок со стороны налоговых органов и обязанность налогоплательщика декларировать такие сделки (в случае превышения установленной Налоговым кодексом суммы сделок за год) – пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Следует отметить, что Минфин регулярно вносит изменения в указанный список, исключая «исправившиеся» государства или добавляя новые оффшорные зоны.

С 1 января 2018 года из этого списка исключен Специальный административный район Гонконг (Сянган) (№ 16, Приказ Минфина России от 02.11.2017 N 175н)

С 1 января 2015 года из этого списка исключена Республика Мальта (№ 23, Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н);

С 1 января 2013 года из этого списка исключена Республика Кипр (№ 15, Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н);

С 17 марта 2009 года в список добавлена Республика Сейшельские Острова (№ 42, Приказ Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н).

Значение Черного списка офшоров

В НК РФ Черный список офшоров упоминается в следующих нормах:

Контролируемые сделки

В сделках с компаниями из государств, указанных в Черном списке офшоров, установлен более низкий порог для признания сделок контролируемыми — 60 млн. рублей (пп. 3 п. 1 ст. 105.14, п. 7 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)). Причем для признания таких сделок контролирумыми не требуется взаимозависимость лиц (достаточно достижения установленного п. 7 ст. 105.14 НК РФ суммового порога 60 млн. рублей за календарный год) (см. Контролируемые сделки).

Дивиденды

Ставка дивидендов 0% не применяется, если выплачивающая дивиденды сторона находится в государстве, включенном в черный список Минфина (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Льгота при безвозмездном получении имущества

Льгота, предусмотренная пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении имущества российской организацией безвозмездно не применяется, если передающая имущество организация является иностранной организацией и государство постоянного местонахождения передающей организации включено в черный список Минфина РФ.

Контролируемые иностранные компании

Если российское лицо владеет прямо или косвенно компанией из Черного списка Минфина, то такое лицо, в большинстве случаев, признается контролируемым лицом, а компания из иностранного государства — Контролируемой иностранной компанией. Так прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения если ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ). Для компаний из стран Черного списка офшоров Минфина эти требования, как правило, не выполняются.

Другие Черные списки офшоров

Помимо Черного списка офшоров Минфина РФ есть и иные, аналогичные списки, составленные для других целей.

Черный список офшорных зон ФНС

Так, Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) составляет Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (Чёрный список государств ФНС РФ). Составление такого списка предусмотрено пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ и, прежде всего, применяется для целей определения контролирующих лиц и Контролируемых иностранных компаний.

Черный список офшорных зон Банка России

Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» определяет перечень офшоров и делит их на три категории. В зависимости от категории офшора устанавливается величина резерва. Максимальный резерв устанавливается для офшоров третьей категории.

Рубрики:

Налоговое планирование

Советуем прочитать

Чёрный список государств ФНС РФ (Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией) — утверждаемый Федеральной налоговой службой России (ФНС РФ) перечень государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Россией.

Список ФАТФ (Чёрный список ФАТФ) — список стран, которые не придерживаются или придерживаются не в полной мере рекомендаций этой организации.

Контролируемая задолженность перед иностранной организацией

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Офшор (Оффшор)

Контролируемые сделки

Взаимозависимые лица

Правило вытянутой руки (arm’s length principle)

Трансфертное ценообразование

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года — совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР, в соответствии с которой налоговые органы стран, присоединившихся к ней, обмениваются налоговой информацией.

Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва (ГУ Банка России по ЦФО), предшественником которой является Московская контора Государственного банка, имеет давнюю историю и богатые традиции. Как и сам главный банк страны, она начала свою работу в 1860 г. Тогда в рамках банковской реформы Государственный коммерческий банк был преобразован в Государственный банк Российской Империи, и его Московская контора перешла во вновь образованную структуру.

В наследство от Государственного коммерческого банка Московской конторе досталось ее первое здание — здание бывшей усадьбы Луниных на Никитском бульваре, построенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди. Ныне это здание Музея Востока.

В конце XIX века Московская контора переехала в новое здание на Неглинной улице, специально построенное для нее другим знаменитым архитектором Константином Михайловичем Быковским. Это было первое здание в Москве, построенное специально для банковского учреждения. Сегодня в здании на Неглинной располагается Центральный аппарат Банка России, а его изображение стало визитной карточкой российской банковской системы.

Московская контора не имела себе равных в системе Государственного банка по объемам активных и пассивных операций, и прежде всего операций по предоставлению вексельных кредитов торговле и промышленности. Учет, переучет, покупку и продажу векселей контора осуществляла не только в Московской губернии, но и в Твери, Ярославле, Костроме, Владимире, Иваново-Вознесенске, Муроме, Рязани, Орле, Ельце, Ржеве, Калуге и Смоленске. Московская контора принимала также вклады, выдавала ссуды под обеспечение имуществом и ценными бумагами, вела операции с ценными бумагами, обменивала купюры старого образца на новые, производила размен денег, выполняла переводы в различные регионы страны, пополняла денежными средствами казначейские кассы столичного региона (в 1915 году их было 15, они выполняли функции агентств по всей губернии) и кассы полевых казначейств, которые обслуживали армию.

С началом Первой мировой войны ярко проявилась такая сторона работы Московской конторы как благотворительность. На средства конторы и коммерческих банков был открыт лазарет. Он так и назывался: «Лазарет Московской конторы государственного банка и частных кредитных учреждений гор. Москвы для раненых воинов». Московская контора Государственного банка организовала и специальный врачебно-питательный поезд, доставлявших раненых с фронта в тот московский госпиталь.

Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила всю банковскую систему страны. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 г. «О национализации банков» в стране вводилась государственная монополия на банковское дело. Все частные банки и банкирские конторы были объединены с Государственным банком в Народный банк — единый кредитный, расчетный и кассовый центр страны. Московская контора Государственного банка была преобразована в Московскую окружную контору Народного банка.

В связи с упразднением 19 января 1920 г. Народного банка РСФСР функции Московской окружной конторы были переданы городскому финансовому отделу Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов.

Возобновил свою работу Государственный банк в 1921 г. — уже как Государственный банк сначала РСФСР, затем СССР. Возобновила свою работу и его столичная контора.

Столицей Москва становится в 1918 году, а после окончания Гражданской войны начинает динамично развиваться. К середине 1930-х годов в городе производилось продукции почти в двадцать раз больше, чем накануне Первой мировой войны. Мощные темпы роста промышленности, размах строительства, в том числе и метрополитена, освоение выпуска новых видов продукции привели к значительному увеличению объема банковских операций конторы. Городу требовались новые механизмы финансирования. В 1937 г. Совнарком принял решение о выделении Московской городской конторы из состава Московской областной конторы Государственного банка СССР.

Большим испытанием для нашей страны стали годы Великой Отечественной войны. Московская контора Госбанка СССР в первые же дни перешла на военный режим работы и не прерывала своей службы даже тогда, кода бои шли на подступах к Москве. Осенью 1941 г. она стала исполнять часть функций Правления Госбанка, эвакуированного в Куйбышев. Здесь проводились расчеты с фронтом, было организовано исполнение союзного бюджета.

В начале весны 1942 г. сотрудникам Московской конторы была поручена ответственная миссия — оказать помощь коллегам из блокадного Ленинграда в составлении годового отчета. 16 человек работали в условиях блокады, помогая своим коллегам, и выполнили работу в срок. Так руководство страны получило уникальный документ о положении в блокадном городе. Возглавлял группу лично глава Московской городской конторы Госбанка Григорий Степанович Чубуков.

Большую роль сыграли сотрудники Московской конторы в перестройке экономики страны на военный лад, перебазировании столичных заводов и фабрик в места эвакуации, снабжении фронта и тыла денежной наличностью. Работа конторы не прекращалась ни на один день, и за годы войны в столице не было случаев задержки или невыплаты заработной платы и денежного довольствия военнослужащим.

Послевоенные десятилетия были ознаменованы высокими темпами роста экономики. Московская контора Госбанка СССР шла, говоря словами того времени, в авангарде тех свершений. Так, в 1960-е она сыграла важную роль в создании автоматизированных систем обработки информации на базе ЭВМ. В Москве на фабрику механизированного учета от учреждений Московской городской конторы Госбанка ежедневно поступало 200-250 тысяч перфокарт, которые обрабатывались в ночное время. В результате на следующее утро имелась полная картина использования кредитных средств предприятиями города.

К 1980-м гг. в каждом районе Москвы работало отделение Московской городской конторы Госбанка СССР, обслуживавшее предприятия и организации своего района. В 1987 г. в связи с реорганизацией кредитной системы страны было принято решение о создании на базе отделений Госбанка СССР специализированных банков (Промстройбанка СССР, Аграпромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Сбербанка СССР). В Москве к спецбанкам отошли практически все отделения городской конторы вместе с помещениями, сотрудниками и клиентами.

Перед оставшимися сотрудниками конторы встали новые задачи, новые вызовы. В то время появляются первые коммерческие банки. Ситуация в банковском секторе страны радикально менялась. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был учрежден Центральный банк Российской Федерации (Банк России). На основе акционирования системы спецбанков создавались коммерческие банки — шло формирование двухуровневой банковской системы.

С распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации прежние функции и наработки главного банка страны ушли в сферу коммерческих банков. Теперь перед ним встала задача надзора за коммерческими банками, еще совсем недавно бывшими его частями.

Государственный банк СССР был упразднен после распада Советского Союза 20 декабря 1991 г. Главное управление Госбанка РСФСР по городу Москве было преобразовано в Главное управление Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по городу Москве.

Политические и экономические потрясения того времени сказывались и на работе Банка России. Больших усилий требовала борьба с финансовыми махинациями, лицензирование банков и выработка правил банковской деятельности, а также надзор за соблюдением коммерческими кредитными организациями нормативных требований Банка России. После выпуска в обращение в 1993 г. новых банкнот Московская контора обеспечивала изъятие из обращения банковских билетов образца 1961-1992 гг.

В 1990-е и 2000-е гг. шла большая работа по определению тех целей деятельности главного банка страны, на достижение которых он направлен сегодня: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и стабильность банковской системы России, национальной платежной системы, финансового рынка страны в целом.

19 октября 2000 г. Главное управление Центрального банка Российской Федерации по городу Москве было преобразовано в Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации с включением в него Главного управления Банка России по Московской области.

С 1980 до 1997 г. Московская контора работала в доме 12 по улице Житной, на Калужской площади. Здесь она встретила начало рыночных преобразований, создание Центрального банка Российской Федерации и двухуровневой банковской системы.

Здание на улице Балчуг д. 2, где сейчас располагается Главное управление, было заложено в 1994 г. и открыто в 1997 г.

Все те трудные годы — с 1988 по 2013 — Московской конторой руководил Константин Борисович Шор.

В 2013 г. Банк России получил полномочия мегарегулятора. Теперь он осуществляет контроль и надзор за теми секторами финансового рынка (страховая деятельность, микрофинансирование, работа товарных бирж, инвестиционные организации), которые раньше курировались другими регуляторами.

Реализация в настоящее время Центральным банком Российской Федерации своих полномочий по регулированию и надзору за разными участниками финансового рынка позволяет повышать стабильность и финансового сектора, и страны в целом.

В 2014 г. в рамках преобразования организационной структуры Банка России было создано Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу, объединившее вокруг Москвы 16 территориальных отделений центральной России. В настоящее время оно ведет работу по реализации целей и задач Банка России в рамках Центрального федерального округа.

С 2018 г. возглавляет ГУ Банка России по ЦФО член Совета директоров Банка России Надежда Юрьевна Иванова.

Ранее московским подразделением главного банка страны руководили:

Дюклу Алексей Николаевич 1860–1869
Палтов Николай Иванович 1869–1886
Билибин Иван Иванович 1886–1889
Малевинский Николай Яковлевич 1889–1906
Никитин Дмитрий Тимофеевич 1907–1910
Светлицкий Алексей Иванович 1910–1914
Куриленко Дмитрий Евдокимович 1914–1915
Ковальницкий Василий Яковлевич 1915–1917
Тихон Иванович Попов 1917–1918
Михельман Данила Давидович 1921–1924
Горбунов Павел Петрович 1924–1925
Радин Исаак Соломонович 1925–1926
Морин Александр Иванович 1926–1927
Саватьев Иван Савватьевич 1927–1928
Скосырев Александр Матвеевич 1928–1930
Кухтин Афанасий Прохорович 1930–1932
Гольдберг Самуил Львович 1932–1937
Григорьев Григорий Венедиктович 1937
Балахонов Петр Иванович 1937–1939
Михин Михаил Иванович 1939–1940,1954–1957
Чубуков Григорий Степанович 1940–1951
Кожевников Павел Елизарович 1951–1954
Назаркин Константин Иванович 1957–1961
Махов Дмитрий Васильевич 1961–1975
Миронов Виктор Иванович 1975–1987
Плескановский Федор Александрович 1987
Шор Константин Борисович 1988–2013
Плякин Алексей Вячеславович 2013–2014
Киселев Олег Юрьевич 2013, 2014
Полякова Ольга Васильевна 2014–2016
Янгиров Ильшат Инсафович 2017–2018

Об этом говорится в официальном сообщении на сайте Совета ЕС.

Отмечается, что власти Доминики выполнили свои обязательства по обмену налоговой информацией с ЕС. Также страна подписала соглашение о сотрудничестве в налоговой сфере, что обеспечило ей выход из «черного списка».

Отметим, что сейчас в «черном списке» оффшоров ЕС находится 11 юрисдикций, среди которых Белиз, Фиджи, Оман, Объединенные арабские эмираты. Страны и регионы, находящиеся в этом списке имеют ограниченные возможности финансовых расчетов с ЕС. В частности, относительно финансовых операций из этих стран осуществляют пристальный финансовый мониторинг, что замедляет их и несет риски того, что такие операции станут неудачными.

Ранее ЕС увеличил свой «черный список» оффшоров втрое — до 15 стран.

«Черный список» ЕС создали в конце 2017 года. В него вносят страны по результатам проверки налогового законодательства и в том случае, если правительства этих стран отказываются сотрудничать с ЕС и раскрывать информацию о своих гражданах.

Ранее сообщалось, что Евросоюз исключил Палау из перечня офшорных зон.

В марте 2018 ЕС исключил из перечня офшоров Бахрейн, Маршалловы острова и Сент-Люсия из перечня и добавила туда Багамские острова, Сент-Китс и Невис и Американские Виргинские острова

Напомним, 13 марта ЕС исключил Бахрейн, Маршалловы острова и Сент-Люсию из официального перечня офшоров.

Фото: PhotoXPress

Близкий друг президента России Владимира Путина, виолончелист Сергей Ролдугин вплоть до 2015 года владел офшорными компаниями с оборотом в несколько миллиардов долларов. Эти компании совершали странные сделки, позволявшие получать несколько миллионов долларов за день; брали многомиллионные кредиты в зарубежной «дочке» ВТБ безо всякого обеспечения, а также получали деньги от российских предпринимателей под низкие проценты — впрочем, долги все равно прощались. Об этом говорится в публикации «Новой газеты» и OCCRP, сделанной в рамках масштабного расследования Международного консорциума журналистов-расследователей.

Все эти сведения подтверждаются документами панамской компании Mossack Fonseca, которая занимается регистрацией и сопровождением офшоров. Корреспондент The Financial Times Макс Седдон считает, что публикация закрытых документов этой компании — это как одновременная утечка в Сеть альбомов Канье Уэста, Дрейка и Бейонсе.

Документы удалось получить немецкой газете Süddeutsche Zeitung. Та передала более двух терабайт информации Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ). За российскую часть расследования отвечали сотрудники Центра по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP) Роман Анин, Олеся Шмагун и Дмитрий Великовский. На русском материал, посвященный Ролдугину, был опубликован в «Новой газете».

Сергей Ролдугин с конца 1970-х дружит с Владимиром Путиным. При этом, в отличие от других бизнесменов, считающихся ближним кругом российского президента, он всегда находился в тени. По большому счету, про него было известно только то, что он крестный дочери Путина Марии и владеет 3% акций банка «Россия» (крупнейший акционер — бизнесмен Юрий Ковальчук).

Согласно расследованию «Новой» и OCCRP, Сергей Ролдугин до недавнего времени владел двумя офшорами напрямую и двумя через представителей. Оборот одной из офшорных компаний составляет около двух миллиардов долларов; остальных — сотни миллионов долларов. Названия для понимания даже не важны; главное — схемы, по которым эти компании получали деньги.

Журналисты приводят три источника денег для этих компаний: подозрительно выгодные сделки с акциями, поступления от российских миллиардеров, займы от кипрского RCB Bank, который контролировался российским ВТБ.

Пример № 1. Компания Сергея Ролдугина заключает договор на покупку акций «Роснефти», и тут же соглашение расторгается. За срыв договора фирма получает 750 тысяч долларов. Или офшор покупает акции российской компании за одну цену, а на следующий день продает тому же продавцу значительно дороже. Выгода — 400-500 тысяч долларов. Сделки велись так, будто компания знала, как поведет себя рынок.

Пример № 2. Компания друга Путина получает шесть миллионов долларов под 2% годовых, а через пару месяцев долг прощают за один доллар. Фирма, выдавшая заем, как говорится в расследовании, связана с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым (бизнесмен упоминался в письме предпринимателя Сергея Колесникова, который в 2010 году рассказал, что российские миллиардеры «жертвуют» деньги друзьям Путина). Похожая ситуация: фирма Ролдугина за один доллар получает право требовать долг в 4 миллиарда рублей, а получает его в итоге с государственного «Ростелекома».

Пример № 3. Кипрский RCB Bank открывает компании Ролдугина кредитную линию на 650 миллионов долларов. При этом соглашения составлены так, что даже юристы панамской фирмы Mossack Fonseca (ее документы стали базой для расследования), специализирующиеся на теневых денежных операциях, сомневаются, что деньги когда-либо будут возвращены.

Часть денег компании Ролдугина возвращали в Россию. В 2011 году одна из них выделила кредиты российской фирме «Озон» под 1% годовых. Этой фирме принадлежит участок в Ленинградской области, где расположен горнолыжный курорт «Игора». По данным Reuters, именно там в 2013 году сыграла свадьбу дочь президента Катерина. «Озон» принадлежит структурам банка «Россия» Юрия Ковальчука.

Как минимум один кипрский офшор Сергея Ролдугина не закрыт до сих пор. Этой компании принадлежит 20% в Vi (до ребрендинга — «Видео Интернешнл»), крупнейшем игроке на российском рынке телерекламы. Кроме того, судя по документам, офшоры Ролдугина управляли большими долями в «КАМАЗе» и «АвтоВАЗе», но есть ли эти активы у него сейчас, неизвестно.

По словам знакомого Сергея Ролдугина, «для решения оперативных, а порой непубличных задач» Владимиру Путину «необходим человек, которому можно доверять без сомнений, чтобы через его «доли» смотреть за реальным положением дел». «Кроме того, Ролдугин никогда ничего не взял, его не прельщает роскошная жизнь. В нашем кругу его называют князем Мышкиным», — сказал источник «Новой газеты» и OCCRP.

Сам Сергей Ролдугин, с которым журналисты пообщались после его московского выступления, сказал, что «был связан с этим бизнесом давно-давно, еще до перестройки», а «потом это стало развиваться, и получились такие вот вещи». В действительности, офшорные компании были зарегистрированы начиная с 2006 года. Ролдугин отметил, что боится давать интервью, поскольку однажды немецкие журналисты, когда он отказался с ними общаться, написали, что «Путин настолько запугал своих знакомых и друзей, что они боятся говорить».

Законодательство ФНС напомнила о льготе при регистрации юрлиц

Перечень таких стран составлен в рамках реализации «антиофшорного» закона, который обязывает российских бизнесменов уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях и платить налоги (13 и 20 % соответственно для физических и юридических лиц) с нераспределенной прибыли. Заплатить налог придется в обязательном порядке, если контролируемая иностранная компания (КИК) работает в стране из черного списка.

В списке, разработанном в 2015 году, было 119 стран и 18 территорий. С тех пор он претерпел несколько ежегодных изменений и в версии-2019 включает в себя только 100 государств, но все те же 18 территорий. По сравнению с прошлой редакцией, из документа убрали несколько стран. Это:

  • Белиз
  • Бразилия
  • Лихтенштейн
  • Монако
  • Объединенные арабские эмираты
  • Сейшельские острова
  • Уганда
  • Сент-Китс и Невис
  • Остров Мэн и остров Гернси

Кроме того, в новой редакции документа позицию «Конго» разделили на две — Демократическая Республика Конго и Республика Конго.

Приказ Федеральной налоговой службы от 04.12.2018 № ММВ-7-17/786@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх