Куперс

Бухучет и анализ

Демередж с НДС или нет?

Статья: Учет размера платы за простой судна — демередж (Земсков В.В.) («Финансовые и бухгалтерские консультации», 2008, n 8)

«Финансовые и бухгалтерские консультации», 2008, N 8
УЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ПРОСТОЙ СУДНА — ДЕМЕРЕДЖ
В ходе внешнеэкономической деятельности любая организация сталкивается и с перемещением грузов на территорию России, и с вывозом их за ее пределы. При осуществлении морских перевозок очень часто возникают простои судна как в порту отправления груза, так и в порту прибытия. За такой простой обычно взимается соответствующая плата — демередж . Рассмотрим проблемы отражения платы за простой судна в бухгалтерском и налоговом учете.
———————————
Демередж — денежная сумма, подлежащая уплате фрахтователем судовладельцу за простой судна под погрузочно-разгрузочными операциями сверх времени, предусмотренного в договоре морской перевозки или договорах фрахтования (чартерах). Ставка демереджа обычно устанавливается за каждый день простоя или соответственно часть дня либо за каждую тонну вместимости судна в день. Термином «демередж» иногда именуют просто время задержки судна под грузовыми операциями после использования сталийного времени до окончания погрузки и разгрузки судна.
Морские перевозки регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ РФ). В соответствии с КТМ РФ перевозчик определяется как лицо, заключившее договор морской перевозки груза с отправителем либо фрахтователем или от чьего имени заключен такой договор, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить в порт назначения груз, переданный ему отправителем. Морским перевозчиком может быть как собственник судна, оказывающий услуги по перевозке грузов, так и фрахтователь, эксплуатирующий судно, которое судовладелец предоставил ему во временное пользование.
Следовательно, организация при морской перевозке может заключать договоры фрахта и с судовладельцем, и с фрахтователем напрямую и через экспедитора.
Заключение договора морской перевозки через посредника
При морских перевозках очень часто применяется разновидность договора перевозки — договор фрахтования. Согласно ст. 787 Гражданского кодекса РФ фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько транспортных средств (либо часть их вместимости) на один или несколько рейсов для перевозки грузов (плата за перевозку по такому договору называется фрахтом). Фрахтователь имеет право заключать договор перевозки от своего имени и оказывать эти услуги на зафрахтованном судне.
Как правило, транспортировка грузов сопровождается комплексом сопутствующих операций, оказываемых экспедитором. Это могут быть:
— участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
— оформление документов, переадресовки грузов, коммерческих актов, прием и выдача грузов в портах назначения и отправления;
— завоз-вывоз товаров (доставка грузов от склада грузоотправителя до порта и от порта до склада грузополучателя автотранспортом экспедитора или других фирм);
— погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
— информационные услуги;
— страхование грузов;
— платежно-финансовые услуги;
— таможенное оформление грузов;
— морское агентирование;
— прочие транспортно-экспедиторские услуги.
Приведем условный пример. ОАО заключило агентский договор с транспортно-экспедиторской компанией на прием сырья в порту Санкт-Петербурга. В соответствии с агентским договором транспортно-экспедиторская компания обязуется осуществить таможенное оформление сырья, погрузочно-разгрузочные работы и уплатить демередж .
———————————
Согласно ст. 132 КТМ РФ демередж определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. Если же такие ставки отсутствуют, размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа. С точки зрения общегражданского законодательства РФ демередж представляет собой исключительную неустойку (см., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2007 г. по делу N А42-1199/2007).
По условиям договора экспедитор в пятидневный срок после получения счетов от третьих лиц в соответствии с заключенными договорами или документами, подтверждающими расходы по перевозке или транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов, выставляет ОАО счет и составляет акт о выполнении работ. В акте стоимость оказанных услуг отражена в сумме 240 000 руб. с учетом НДС, включая:
— таможенное оформление грузов — 50 000 руб., в том числе НДС 18% — 7627 руб.;
— погрузочно-разгрузочные работы — 150 000 руб., в том числе НДС 18% — 22 881 руб.;
— уплату демереджа — 40 000 руб.
К акту выполненных работ должны быть приложены копии подтверждающих первичных документов.
Получив счет и акт выполненных работ от транспортно-экспедиторской компании, бухгалтер ОАО делает в учете следующие записи:
Д 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» — К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по импортному сырью» — 42 373 руб. — отражены расходы по таможенному оформлению груза;
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — К 76, субсчет «Расчеты по импортному сырью» — 7627 руб. — выделен НДС по таможенному оформлению;
Д 10, субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» — К 76, субсчет «Расчеты по импортному сырью» — 127 119 руб. — отражены расходы по погрузочно-разгрузочным работам;
Д 19 — К 76, субсчет «Расчеты по импортному сырью» — 22 881 руб. — выделен НДС по погрузочно-разгрузочным работам;
Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» — К 19 — 30 508 руб. (7627 руб. + 22 881 руб.) — принят к вычету из бюджета НДС;
Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — К 76, субсчет «Расчеты по уплате демереджа» — 40 000 руб. — отражены расходы по уплате демереджа.
При исчислении налога на прибыль бухгалтер ОАО отражает в составе расходов плату за простой судна в размере 40 000 руб. независимо от того, что общество действовало через экспедитора, не заключая договора фрахта напрямую с судовладельцем, и у него отсутствовали оригинальные документы, подтверждающие размер демереджа. Подтверждением данных выводов может служить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2007 г. по делу N А56-36541/2006.
Таким образом, если условиями заключенных контрактов предусмотрено, что организация-покупатель товаров возмещает расходы по демереджу экспедитору, то такие затраты она учитывает в целях налогообложения прибыли по пп. 4 п. 1 ст. 264 НК РФ как суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы при условии их соответствия критериям признания расходов, определенным п. 1 ст. 252 НК РФ.
В.В.Земсков
Д. э. н.,
аудитор
Подписано в печать
18.07.2008

Возмещение расходов за сверхнормативный простой вагонов

Талгат, здравствуйте! Плохо, что я не вижу договор, это существенно.

Нормативные акты: Штраф за простой вагонов — это Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ в (03.07.2016) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»Статья 100. За задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Ещё ст.62, 100 УЖД.

Письме Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-08/17462 к суммам, связанным с оплатой услуг по предоставлению вагонов для перевозки грузов, отнесены денежные средства, которые организация, оказывающая такие услуги, получает за сверхнормативный простой вагонов. А в Письме от 01.04.2014 N 03-08-05/14440 финансовое ведомство указало, что полученные от заказчика штрафы за сверхнормативный простой транспортных средств организация, оказывающая услуги по перевозке грузов, должна относить к суммам, которые связаны с оплатой данных услуг.

Спорные ситуаций по НДС3.7. Включаются ли в налоговую базу по НДС суммы санкций (штрафы, пени), полученные поставщиком (перевозчиком) от покупателя за простой транспортных средств, оборудования, вагонов (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ)?

Кроме того, ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 №87 — ФЗ; Акт учёта времени, составленный на основании ведомости уборки и подачи.

Сверхнормативный простой начинается после 36 часов (это максимальный срок) с момента постановки вагонов под выгрузку если вагоны РЖД. Вам надо получить не ж/д накладную в ГВЦ (Главный вычислительный центр)РЖД, а данные когда вагон прибыл и когда отправлен.

Посмотрите Решение АС Республики Башкортостан от 04 февраля 2016 г. дело №А07-28144/2015. И сообщите свой E-m, вышлю статью, она большая. Удачи.

Памятка по сверхнормативному простою вагонов

Получение информации о нахождении вагона только на условиях, изложенных в настоящем Пользовательском соглашении. Если Вы не согласны с его условиями, то информация о нахождении вагонов Вам не будет предоставлена.

1. Термины и определения

1.1. Для целей настоящего Пользовательского соглашения нижеуказанные термины имеют следующие значения:

  • Сайт — Интернет-ресурс, расположенный в сети Интернет по адресу http www.ptomsk.ru.
  • Администрация сайта — ООО «Петролеум Трейдинг», которому принадлежат все соответствующие исключительные имущественные права на Сайт, включая права на доменное имя Сайта.
  • Пользователь — лицо, прошедшее процедуру регистрации, получившее индивидуальный логин и/или пароль, а также имеющее свой Профиль. Для целей Пользовательского соглашения под Пользователем понимается также лицо, которое не прошло процедуру регистрации, но осуществляет доступ к Сайту и/или использует и/или использовало его. Любое лицо, осуществляющее доступ к Сайту, этим автоматически подтверждает, что оно полностью согласно с положениями настоящего Пользовательского соглашения, и что в отношении него применимы требования, установленные настоящим Пользовательским соглашением.
  • Личный кабинет Пользователя — специальный подраздел Сайта, где расположена Персональная информация о Пользователе. Любой Пользователь вправе иметь только один личный кабинет.
  • Персональная информация Пользователя — любая информация, которую Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при регистрации, включая персональные данные Пользователя, информацию, которая автоматически передается Администрации Сайта в процессе использования Сайта с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения, в том числе IP-адрес, а также иные данные о Пользователе.
  • Информация — любая информация, размещаемая (размещенная) Пользователем или Администрацией Сайта на Сайте, в том числе: Персональная информация Пользователя, ссылки на другие сайты, любые текстовые сообщения, фотографии (изображения), компьютерные программы, и др. файлы.
  • Потенциальный клиент – любой зарегистрированный пользователь сайта
  • Действующий клиент – клиент, с которым достигнуто соглашение о поставке ГСМ-продуктов.

2. Предмет и общие условия Пользовательского соглашения

2.1. Настоящее Пользовательское Соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия получения информации Пользователем о нахождении железнодорожного вагона.

2.2 Предоставление информации о нахождении вагона производится через личный кабинет Пользователя только при дополнительном подтверждении Пользователем принятия настоящего Соглашения.

2.3. Для того чтобы получить доступ к личному кабинету на Сайте, лицо должно пройти процедуру регистрации на Сайте путем последовательных действий по заполнению регистрационного бланка в электронной форме, в результате которых такое лицо становится зарегистрированным Пользователем, получает индивидуальный логин и пароль для осуществления доступа в личный кабинет.

2.4. Зарегистрированному пользователю сайта по умолчании присваивается статус Потенциального клиента. Потенциальный клиент не имеет возможности запрашивать информацию. Для получения информации о нахождении вагона Пользователь должен получить статус Действующего клиента. Статус действующего клиента присваивается Пользователю после достижения соглашения с Потенциальным клиентом о поставке ГСМ – продуктов и заключении между Потенциальным клиентом и ООО «Петролеум Трейдинг» соответствующего приложения к договору поставки.

2.5. Действующий клиент может запрашивать информацию не более, чем по 10 вагонам в месяц.

2.6 Пользователь обязуется не передавать третьим лицам информацию, полученную во время работы с функцией по отслеживаю вагонов, а также не использовать ее иным образом, способным привести к нанесению ущерба лицам, предоставляющим данную информацию.

2.7 Администрация Сайта вправе отказать Пользователю в доступе к информации о нахождении вагона без объяснения причин, в том числе в случае нарушения Пользователем условий Соглашения, а также в случае, если Пользователь предоставляет неверную информацию о себе или у Администрации Сайта будут основания полагать, что предоставленная Пользователем информация о себе недостоверна, неполна, неточна.

3. Авторизация на Сайте

3.1. Индивидуальный логин и/или пароль Пользователя, необходимый для авторизации на Сайте, предназначен только для этого Пользователя.

3.2. Пользователь обязуется не разглашать, не передавать третьим лицам свои логин и пароль, а также предпринять все необходимые усилия для того, чтобы его логин и пароль не были доступны третьим лицам. Индивидуальный логин и пароль позволяют осуществлять доступ к тем разделам Сайта, которые доступны только зарегистрированным Пользователям.

3.3. Если любое лицо помимо Пользователя авторизуется на Сайте, используя логин и пароль Пользователя, то все действия, совершенные таким лицом, будут считаться совершенными этим Пользователем. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия, совершенные им на Сайте, а также за все действия, совершенные на Сайте любыми иными лицами с использованием логина и пароля Пользователя.

3.4. Пользователь самостоятельно несет ответственность за сохранность своего пароля, а также за все последствия, которые могут возникнуть в результате его несанкционированного и/или иного использования.

4. Персональная информация Пользователя

4.1. Администрация Сайта при обработке Персональной информации Пользователя обязуется принять все организационные и технические меры для защиты Персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц. Однако не исключено, что в результате сбоя в работе Сайта, вирусной или хакерской атаки, технических неисправностей и иных обстоятельств Персональная информация Пользователя может стать доступной и другим лицам. Пользователь это понимает и соглашается с тем, что не будет предъявлять претензии к Администрации Сайта в связи с этим.

4.2. Пользователь соглашается с тем, что его Персональная информация, содержащаяся в Профиле Пользователя является общедоступной, и любой Пользователь Сайта может ознакомиться с ней.

4.3. Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта собирает, хранит и совершает иные действия по обработке Персональной информации Пользователя для следующих целей:

  • Идентификация стороны в рамках соглашений и договоров с Администрацией Сайта;
  • Связь с Пользователем, в том числе направление уведомлений, запросов и информации, касающихся использования Сайта, оказания услуг, а также обработка запросов и заявок от Пользователя;
  • Улучшение качества Сайта, удобства их использования, разработка новых сервисов и услуг;
  • Проведение статистических и иных исследований, на основе обезличенных данных.
  • Составление базы данных пользователей Сайта.

4.4. Размещая на Сайте свою Персональную информацию, Пользователь подтверждает, что делает это добровольно, а также что он добровольно предоставляет данную Информацию Администрации Сайта.

4.5. Без ущерба для иных положений Соглашения Администрация Сайта имеет право передать Персональную информацию Пользователя третьим лицам в следующих случаях:

  • Пользователь выразил свое согласие на такие действия;
  • Передача необходима в рамках использования Пользователем Сайта либо для оказания услуг Пользователю;
  • Такая передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры;
  • Такая передача происходит в рамках продажи или иной передачи бизнеса (полностью или в части), при этом к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий настоящего Соглашения применительно к полученной им Персональной информации Пользователя;
  • В целях обеспечения возможности защиты прав и законных интересов Администрации Сайта или третьих лиц в случаях, когда пользователь нарушает условия настоящего Соглашения;

4.6. Администрация Сайта не несет ответственности за использование Персональной информации Пользователя другими лицами, в том числе лицами, которым Персональная информация Пользователя была передана Администрацией Сайта в соответствии с п. 4.5.

5. Иные положения

5.1. Настоящее Соглашение регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все возможные споры, вытекающие из отношений, регулируемых настоящим Соглашением, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, по нормам российского права. Везде по тексту настоящего Соглашения, если явно не указано иное, под термином «законодательство» понимается как законодательство Российской Федерации, так и законодательство места пребывания Пользователя.

5.2. Пользователь и Администрация Сайта будут пытаться решить все возникшие между ними споры и разногласия путем переговоров. В случае невозможности разрешить споры и разногласия путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области.

5.3. Настоящее Соглашение составлено на русском языке и в некоторых случаях может быть предоставлено Пользователю для ознакомления на другом языке. В случае расхождения русскоязычной версии Соглашения и версии Соглашения на ином языке, применяются положения русскоязычной версии настоящего Соглашения.

5.4. Настоящее Соглашение может быть изменено Администрацией Сайта в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

Контейнерные перевозки — демередж и детеншн

Морские грузоперевозки осуществляются с соблюдением графиков заходов в порты. У каждой судоходной линии рассчитаны сроки нахождения водного транспорта и контейнеров в пути, порту, определены даты и время погрузки и разгрузки. Отклонение от расписания приводит к убыткам. Поэтому перевозчики предусматривают условия, которые позволяют им компенсировать незапланированные затраты из-за простоев. Способами возмещения убытков являются демередж и детеншн.

Что такое демередж?

Участникам сделок, связанным с контейнерными перевозками, приходится сталкиваться с таким термином, как демерредж. Что это такое, можно узнать из Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» и Кодекса торгового мореплавания РФ. В соответствии с нормативными актами, данный термин имеет два значения. Во-первых, под этим словом понимается время простоя судна из-за затянувшейся погрузки. Во-вторых, термин означает денежную компенсацию, которую выплачивает владелец груза или его отправитель за сверхнормативное время пребывания судна в порту.

Демередж (сверхнормативное время) отсчитывается с момента окончания сталийного (нормативного) времени, выделенного на разгрузку или погрузку груза на судно в порту. Выражается сверхнормативное время рабочими днями, часами и минутами.

Не следует путать демередж со словом детеншен. Однако в чем его отличие от детеншн? Второй термин касается условий пользования контейнером, а не судном.

Знаете ли вы, что слово демередж пришло из французского языка (от. demeurer — оставаться). Правильное произношение — де́мередж. В английском языке также существует слово demurrage и переводится как простой судна.

Пример расчета демереджа

На погрузочно-разгрузочные работы отводится определенное время, называемое сталийным. Если процесс растягивается, начинается отсчет сверхнормативного, или контрсталийного, времени. Демередж начисляется за простой морского транспортного средства в порту в течение контрсталийного времени.

Размер неустойки определяется заблаговременно по договоренности сторон. Он может быть также установлен тарифами, принятыми в конкретном порту. При отсутствии соглашения и тарифов компенсируются затраты судовладельца на содержание водного транспортного средства и оплату труда экипажа.

Ставка демереджа определяется за сутки или часть суток сверхнормативного пребывания в порту. Его размер зависит от типа контейнера, специфики груза. Приведем пример расчета суммы оплаты за простой:

  • Гипотетическая ставка за сутки составляет 1200 $;
  • Сталийное время установлено в размере 8 часов;
  • Фактически потрачено на погрузочно-разгрузочные операции 15 часов;
  • Контрсталийное время составило 7 часов;
  • Груз обычный: не опасный, не требующий хранения в контейнере-рефрижераторе.

Сумма демереджа составляет 350 $ за 7 часов просрочки. (1200:24)х7 = 350.

Под термином сталийное время понимается срок стоянки транспортного средства. Слово сталия обозначает промежуток времени, отведенный на погрузку или разгрузку судна. Этим же словом называют согласованный сторонами срок, в течение которого владелец отдает свое судно на загрузку или выгрузку без дополнительных сборов.

Возникли проблемы в сфере ВЭД? Не знаете как их решить с наименьшими затратами?

Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД — это наша работа!

Получить расчет Задать вопрос

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Либо посредством электронной почты — info@east-import.com

Что такое детеншн?

В морских грузоперевозках также есть понятие детеншн (detention). Разберемся, что это такое. Термин имеет два значения:

  • Сверхнормативное время использования контейнера за пределами порта.
  • Плата за несвоевременный возврат порожнего контейнера.

Неустойка взимается судоходной линией за нарушение сроков возврата контейнера владельцу.

Пример расчета детеншна

Судоходные компании определяют период свободной эксплуатации контейнера, за который не берется плата. За просрочку предусматривается штраф. К примеру, линия определила 4 дня свободного использования на доставку груза получателю. Контейнер вернули только через 7 дней. За нарушение срока владелец выставит счет за 3 дня.

Ставка зависит от типа контейнера. Если за обычный 20-футовую емкость за день просрочки придется заплатить 20 $, то за контейнер-рефрижератор с таким же объемом — 60. Значит, за 3 дня просрочки сумма неустойки составит 60 и 180 $, соответственно.

Комбинированное использование «демердж» и «детеншен»

Нередки случаи комбинированного применения демереджа и детеншна. В этом случае происходит совмещение компенсации за простой судна и пользование контейнером. Плата взимается за один определенный период, и ставка устанавливается за день просрочки. Например, при импорте груза сроки простоя начинают считать с момента захода судна в порт. Период пользования заканчивается возвратом порожнего контейнера. Когда речь идет об экспорте, грузоотправитель забирает контейнер на погрузку и возвращает груженым. Момент отбытия контейнера и возврата в порт будут рамками срока эксплуатации.

Судоходные компании, занятые контейнерными перевозками, заинтересованы в быстром обороте своих транспортных средств и контейнеров. Чем быстрее владельцы товара погрузят или разгрузят судно, тем быстрее оно сможет выйти в рейс и принести собственнику прибыль.

Как избежать проблем?

Простой судна или просрочка возврата контейнера не выгодна ни их владельцам, ни отправителям и получателям груза. Если никто не заинтересован в нарушении сроков, почему происходит такое? Практика показывает, что причинами задержки являются следующие факторы:

  • Некорректное заполнение документов. Чтобы избежать этого, товаросопроводительные документы следует оформить с участием специалиста-логиста или отдать на проверку экспертам в сфере грузоперевозок;
  • Утрата документации. Оптимальный выход для владельца груза — составлять документы в 2 и более экземплярах или снимать копии с заверением;
  • Задержки при растаможке груза. Одна из причин — неверное определение кодов ТН ВЭД, отсутствие достаточных сведений для оформления сертификатов, деклараций. Внимательное и грамотное заполнение документов специалистами профессиональной логистической компании — залог своевременной и быстрой таможенной очистки.
  • Нарушение сроков выдачи отправления грузополучателю. Неоптимизированный маршрут, несогласованность действий владельцев транспортных средств, складов могут стать причиной просрочки доставки.

Несоблюдение сроков доставки также возможно, если получатель не указан в коносаменте. Следовательно, документ обязательно должен содержать информацию о нем. Помогут восстановить сведения иные сопроводительные коммерческие документы.

Кроме демереджа и детеншна, владельцам груза зачастую приходится платить штраф за сверхнормативное хранение в порту. Такое возможно, если груз задержали на таможне или отсутствуют средства на растаможку. Владелец груза начинает искать деньги и теряет время. При этом растет сумма демереджа, на который также начисляется НДС.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, растаможку или весь процесс международной логистики рекомендуется отдать на аутсорсинг.

Компания EAST IMPORT GROUP оказывает комплексные услуги в области международных перевозок. ПРР, договоренности с транспортными организациями, складское хранение, растаможка, сертификация, подготовка и экспертиза документов – предлагаем логистику «под ключ», без демереджа, детеншна и других штрафных санкций.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Для этого ответьте всего на 3 вопроса.

Связаться с нами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх