Куперс

Бухучет и анализ

Экономическая сфера

Городской округ Власиха Московской области реализует программы по приоритетным национальным проектам, направленные на развитие образования и здравоохранения, молодёжной политики, на развитие культуры и спорта, социальной защиты населения.

Основными структурными подразделениями в администрации городского округа Власиха, которые занимаются основными вопросами в социальной сфере, являются управление по социальным вопросам, которое включает отдел образования (начальник Ощепков Владимир Васильевич), отдел по делам молодёжи, культуре, спорту, социальной поддержке населения (заместитель начальника Ташкус Милена Сергеевна).

На территории городского округа расположены общеобразовательные школы, образовательные учреждения для детей дошкольного возраста, учреждения дополнительного образования, детская школа искусств, центр социального обслуживания населения. Также осуществляет свою деятельность отдел социальной защиты населения и центр социальной адаптации военнослужащих.

Активно трудятся работники учреждений врачебного типа, также исправно функционируют аптеки и аптечные пункты.

Создаются все условия для массового развития физкультуры и спорта. Работает муниципальная детско-юношеская спортивная школа, бассейн. Для всех желающих всегда открыты: футбольное поле, стадион, теннисный корт и спортивные залы. Среди педагогов работают высококвалифицированные тренера и заслуженные мастера спорта. В зимний период организовывается открытый каток для любителей хоккея и фигурного катания.

Насчитывается большое количество учреждений, обеспечивающих досуг населения. В 2011 году начали свою работу три муниципальных учреждения культуры.
Особое место в жизни городского округа занимают общественные организации, военно-патриотический клуб, которые реализуют молодежные инициативы и занимаются патриотическим воспитанием молодежи.

Действует Храм Великомученицы Варвары и Преподобного Илии Муромца.

Средства массовой информации представлены печатными изданиями общественно-политической газеты «Вести Власихи», информационный вестник «Боевое братство», общественно-социальные газеты «Городок» и «Ветеран-ракетчик», а также местным телеканалом «Щит нашего Отечества».

Перечень наименований лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, в соответствии с заключенными государственными контрактами на их поставку

УДК: 323-053.6(470.319)

Молоткова Елена Дмитриевна, аспирант Среднерусский институт управления — филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, Орёл), e-mail: molotckova.e@yandex.ru

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

В данной статье рассмотрена роль общественных объединений как элемента новой российской государственности, а также их развитие в процессе становления политической системы России. Посредством участия в деятельности общественных объединений, различные социальные группы имеют возможность выражать свои интересы, оказывать влияние на государство, что отражает основную роль общественных объединений в политической системе России.

Ключевые слова: Российская Федерация, конституция, общественные объединения, политическая система, государственность, политический механизм, организационно-правовые формы, общественный контроль.

THE ROLE OF PUBLIC ASSOCIATIONS AS AN ELEMENT OF THE POLITICAL SYSTEM OF THE SOCIETY

Началом формирования новой российской государственности стала Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года . Становление политической системы России проходило в сложных условиях крушения коммунизма, распада Советского Союза, переходного олигархического периода 90-х годов и восстанов-

ления суверенной государственности в начале XXI века. Основой современной российской политической системы стала конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и являющаяся базой для законодательства. Принятие ныне действующей Конституции происходило путем всенародного голосования на референдуме 12 декабря 1993 года. Первая статья конституции определяет

форму государственного устройства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления .

Принятие конституции, определившей форму государственного устройства, стало началом формирования новой политической системы российского общества, которая в настоящее время является целостной, упорядоченной совокупностью политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти . Основополагающим принципом построения политической системы России служит принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную. Центральное место в российской политической системе занимает государство. Неотъемлемой ее частью также являются общественные объединения, различающиеся организационно-правовыми формами и целями, для реализации которых они создаются: это политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации. Под общественным объединением согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения . Действующим в нашей стране законодательством гражданам дано право на создание общественных объединений как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через регистрацию создаваемого общественного объединения в качестве юридического лица.

Посредством участия в деятельности общественных объединений различные социальные группы имеют возможность выражать свои интересы, оказывать влияние на государство, что отражает основную роль общественных объединений в политической системе России. Организационно-правовые формы, в которых могут быть созданы общественные объединения, закреплены законодательно. Закон дает их

исчерпывающий перечень: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии .

Посредством воздействия на государство через определённые политические механизмы общественные объединения способствуют своим участникам в удовлетворении их интересов, используя государственную власть. Это наиболее характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества . Принимая участие в парламентских, президентских и иных выборах, партия получает определенный объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти у партии есть возможность в пределах своей компетенции реализовать предвыборную программу, что способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп .

В настоящее время в России общественные движения также играют важную роль в политической жизни общества. Если политическая партия является наиболее активной и организованной частью социальной группы, борющейся за политическую власть, то общественное движение можно рассматривать как наиболее активную часть общества, призванную выражать интересы определенных социальных групп граждан и стремящуюся к достижению какой-либо значительной политической цели. Еще одним существенным отличием общественных движений от политических партий является то, что социальная база движений более широка, аморфна, в отличие от партий они не имеют строго фиксированного членства.

Принципиальное отличие общественных движений от политических партий заключается в том, что общественное движение не преследует в качестве основной своей цели участие

именно в политической жизни общества. Названная характеристика обусловливает многообразие общественных объединений.

Общественные объединения как институциональный элемент политической системы общества способны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации .

Один из вариантов определения роли общественных объединений в политической системе государства — это определение их роли через виды участия в политической жизни общества, основными из которых можно считать:

— привлечение граждан к реализации государственной политики;

— выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общественное и государственное значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

— проведение общественной экспертизы проектов законов, нормативных правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

— осуществление общественного контроля (конечно, относительного) за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

— выработка рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества;

— привлечение граждан и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы

слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций. В качестве одного из наиболее ярких примеров влияния общественного движения на политическую жизнь общества можно привести деятельность общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», лидером которого является Президент Российской Федерации.

Однако, несмотря на различные организационно-правовые формы общественных объединений и формы участия, наблюается разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); а также отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством.

Учитывая изложенное выше, это структура, созданная для взаимодействия общества с органами государственной власти, осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. Важнейшее значение в Российской Федерации имеет образованная в соответствии с федеральным законом Общественная палата, основное призвание которой — обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного

строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место среди общественных объединений занимают профессиональные союзы, которые являются добровольными объединениями граждан, что является общим для всех общественных объединений, связанными общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемыми в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов состоящих в них граждан.

Роль профсоюзных организаций в политической системе заключается в том, что они имеют право выдвигать социально значимые законопроекты, имеют значительные рычаги воздействия на проводимую государственную политику посредством организации митингов, шествий, забастовок .

Особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. Многообразие конкретно-исторических религиозно-духовных состояний общества позволяет сформулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходимых для понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической системы.

Политическая система России, особенно на современном этапе, исключила формально церковь из своего состава произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, свободы вероисповедания, секуляризации политики и автономии религии .

Однако действующее законодательство и церковные установления не создают никаких препятствий для взаимодействия между церковью и государством, и сегодня есть возможности развития сотрудничества между

государством и Церковью в улучшении социального положения разных категорий населения путем слаженной работы государственных и негосударственных организаций, в том числе и религиозных. Это поддержка семьи, здорового образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений и социальный мир.

Активное взаимодействие государства и общественных объединений способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством общественных объединений может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае следует иметь ввиду, что общественные объединения могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это особенно актуально сегодня в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, когда западная цивилизация активно экспортирует, насаждает свои идеологические, культурные, политические и прочие ценности по всему миру, в том числе с помощью сети неправительственных организаций .

В заключение стоит отметить, что общественные объединения играют все более важную роль в политической системе современной России, поскольку в своем развитии они реально способны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных экономических и социальных проблем, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод, конституционного строя и демократических принципов, становления гражданского общества в Российской Федерации.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. II Ведомости ВС РСФСР. — 1990. — № 2.

3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях».

4. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-Ф3.

5.Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016).

6. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях».

7. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации II Государство и право. 2004. № 2.

10. Цыганов В. И. Теория государства и права. Тезисы лекций. — Нижний Новгород, 2015.- 142 с.

И.Чулюкова С.А. Общественные организации (объединения) и их роль в становлении гражданского общества. — М., 2012.-282 с.

№ 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ).

3. Federal’nyi zakon ot 19.05.1995

№ 82-FZ (red. ot 02.06.2016) «Ob ob-shchestvennykh ob»edineniiakh».

4. Federal’nyi zakon «Ob Obshchestvennoi palate Rossiiskoi Federatsii» ot 04.04.2005 № 32-FZ.

5.Federal’nyi zakon ot 11.07.2001 № 95-FZ (red. ot 09.03.2016) «O poiiticheskikh partiiakh» (s izm. i dop., vstup. v siiu s 13. 03. 2016).

6. Federal’nyi zakon ot 26.09.1997 № 125-FZ (red. ot 06.07.2016) «O svobode sovestl i o rellgi-oznykh ob»edlnenilakh».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 9 класса.

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное – эстетическое – религиозное – политическое – научное сознание.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Мораль
  • 2. Сферы общественной жизни
  • 3. Образование в жизни человека
  • 4. Социальная сфера общества

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, хранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

  • Культура;

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой. Культуру называют «второй природой”, все то, что создано человечеством.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой особый путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

  • Образование;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

  • Религия;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в сверхъественные силы, в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

  • Наука;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Что мы узнали?

Духовная сфера жизни общества касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Большое значение в развитии сознания играют институты культуры, науки, образования, религии, искусства.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Какие взаимоотношения относятся к духовной сфере?

    • Касающиеся нравственности
    • Относящиеся к производству, распределению и обмену материальных благ
    • Бытовые взаимоотношения
    • Направленные на получение и удержание власти

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх