- от автора admin
Разделы: Налог на прибыль
При приобретении основного средства организация может подтвердить срок его эксплуатации предыдущим собственником актом о приеме-передаче объекта основных средств, оформленным в установленном порядке.
Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064109.
На основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено в гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В п. 1 ст. 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества согласно ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
При этом в п. 12 ст. 259 НК РФ предусмотрено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Срок фактического использования основных средств у предыдущих собственников также устанавливается по данным налогового учета, то есть исходя из срока полезного использования, определяемого в соответствии с Классификацией основных средств.
На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Это положение касается и подтверждения налогоплательщиком при приобретении амортизируемого имущества, бывшего в эксплуатации, срока эксплуатации этого имущества предыдущим собственником.
Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, в том числе:
Данные формы ( N N ОС-1 и ОС-1а) применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями:
а) для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, — в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, — после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:
- по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;
- путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;
б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Прием-передача объекта(ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации- получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации- сдатчика оформляется общими документами:
- по форме N ОС-1 — для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
- по форме N ОС-1а — для зданий, сооружений.
Такие документы утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту (ам).
В формах N N ОС-1 и ОС-1а разд. 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В данном разделе имеется графа »Фактический срок эксплуатации (лет, месяцев)».
Под «сроком службы товара» понимается период, в течение которого изготовитель обеспечивает потребителю возможность использовать товар по назначению и несет ответственность за существенные недостатки в порядке и по основаниям, предусмотренным законом «О защите прав потребителей».
По общему правилу, срок службы товара исчисляется со дня, когда такой товар был передан потребителю. В случае если день передачи товара покупателю (потребителю) установить невозможно, то срок службы товара исчисляется со дня изготовления такого товара.
Порядок исчисления срока службы товара различен. Так, срок службы товара может исчисляться единицами времени (период времени), а также и иными единицами измерения (километрами, метрами и т.д.) исходя из функционального назначения товара.
Установление срока службы товара является правом (а не обязанностью) производителя (изготовителя), т.е. закон не обязывает его устанавливать срок службы товара. Однако в отдельных случаях установление срока службы товара на отдельные виды (категории) товара предусмотрено в силу закона.
Однако, зачастую, изготовитель (производитель) заинтересован в установлении срока службы товара. Это связано с тем, что в силу закона «О защите прав потребителей» за вред, причиненный вследствие недостатков товара, и за наличие в товаре существенных недостатков производитель (изготовитель) будет нести ответственность в течение общего нормативного периода срока службы — десяти лет со дня передачи товара потребителю, а если день передачи товара установить невозможно, то с даты изготовления товара.
Кроме того, производитель (изготовитель) обязан обеспечить возможность использования товара в течение всего его срока службы. В этих целях он обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание производимого товара, а, следовательно, обеспечить выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей к такому товару в том объеме и ассортименте, которые необходимы для ремонта и технического обслуживания товара в течение всего срока производства товара, а после снятия его с производства — в течение срока службы.
Таким образом, если срок службы товара отсутствует (не установлен), такая обязанность производителя (изготовителя) сохраняется в течение 10 лет со дня передачи товара покупателю (потребителю).
Производитель (изготовитель) обязан установить срок службы товаров длительного пользования, которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни и здоровья покупателей (потребителей), причинять вред их имуществу или окружающей среде.
Перечни товаров длительного использования, на которые изготовитель (производитель) обязан устанавливать срок службы, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года №720 утвержден, в том числе, и перечень товаров длительного пользования (а так же комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья покупателя (потребителя), причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые производитель (изготовитель) обязан устанавливать срок службы.
В перечень таких товаров в соответствии с вышеуказанным постановлением входят: игрушки; коляски и велосипеды детские; приборы и аппараты медицинские; диваны, кушетки, тахты, кресла-кровати, диваны-кровати, матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника и другие товары.
На розничном продавце лежит обязанность по доведению до покупателя (потребителя) информации об установленных производителями (изготовителями) сроках службы реализуемых розничным продавцом товаров. В связи с этим розничный продавец должен обеспечить покупателю (потребителю) возможность получения такой информации от изготовителей (производителей), в том числе иностранных изготовителей (производителей) или от организаций, продающих ему товары таких изготовителей, а также обеспечить перевод указанной информации на русский язык.
В случаях, когда иностранный изготовитель (производитель) находится за пределами юрисдикции Российской Федерации и товар такого изготовителя (производителя) не сопровожден информацией о сроке службы товара, розничный продавец вправе реализовывать такой товар потребителям без информации о сроке службы. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1097 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 14 Закона «О защите прав потребителей», ответственность за вред, причиненный недостатками такого товара покупателю (потребителю) или иным лицам, наступает для розничного продавца независимо от времени его причинения.
Итак, подведем итоги:
- Срок службы товара – срок безопасного использования потребителем товара по назначению, а также срок, в течение которого изготовитель за свой счет осуществляет его ремонт и техническое обслуживание.
- Общий срок службы товаров длительного пользования – 10 лет, если иное не установлено изготовителем.
- Начало течения срока службы товаров – день фактической передачи его потребителю, при невозможности установить день – дата изготовления товара.
- За ущерб, нанесенный вследствие недостатков либо существенных недостатков товаров, изготовитель (продавец) несет ответственность в течение всего срока службы таких товаров.
Можно ли государственному бюджетному учреждению списывать основные средства, у которых не вышел срок полезного использования (например, срок по ОКОФ — семь лет, фактический срок службы — три года), или же имущество, которое вышло из строя, но нет еще 100% амортизации, если на них есть технические заключения о неисправности (с рекомендацией о списании)?
26 апреля 2018
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание вышедших из строя основных средств с балансового учета не зависит от того, начислена по ним амортизация полностью или нет. Объекты надо списать с балансового учета, если они перестали отвечать понятию «актив».
Выведенное из эксплуатации имущество до утверждения Акта о списании и окончания демонтажа (утилизации) учитывается за балансом на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
Обоснование вывода:
С 1 января 2018 года единые требования к бухгалтерскому учету основных средств, а также требования к информации о них и результатах операций с ними, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.
В соответствии с п. 7 стандарта «Основные средства, и п. 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237 (далее — Методические рекомендации), материальные ценности относятся к основным средствам, если они прежде всего являются активами. Актив — это имущество, принадлежащее учреждению или находящееся в его пользовании, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п. 36 федерального стандарта «Концептуальные основы…»).
Полезный потенциал — это возможность использовать имущество в деятельности учреждения, обменять на другие активы, погасить долг (п. 37 федерального стандарта «Концептуальные основы…»).
Принадлежащее учреждению имущество, не являющееся активом, надо учитывать только на забалансовых счетах. Это прямо следует из п. 3 Методических рекомендаций. То есть вышедшие из строя объекты основных средств, ремонт которых невозможен или нецелесообразен и которые не могут использоваться в деятельности учреждения, следует списать с баланса и учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (п. 335 Инструкции N 157н).
В целях согласования списания государственного имущества государственное учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов.
Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. Так, например, на федеральном уровне не существует единого перечня — каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (пп. » г» п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).
В ситуации, когда объект основных средств признан непригодным для ремонта и дальнейшего использования, но при этом оформление его списания и утверждение Акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104) может занять достаточно значительный промежуток времени, в качестве первичного учетного документа для списания этого объекта с баланса профильная комиссия учреждения может оформлять, например, Акт о выводе имущества из эксплуатации. Этот документ не является унифицированной формой, обязательное применение которой предусмотрено приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Поэтому указанный акт следует разработать самостоятельно и предусмотреть его применение в учетной политике.
Если же решение о списании объектов, переставших отвечать понятию «актив», принимается по итогам инвентаризации, то Акт о выводе имущества из эксплуатации можно не оформлять, а списание на забалансовый счет 02 осуществлять на основании Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) с заполненными графами 8 «Статус объекта учета» и 9 «Целевая функция актива». Основные формулировки для их заполнения можно взять из Приказа N 52н, а дополнительные — установить в учетной политике. По основным средствам можно указывать статусы «в эксплуатации», «требуется ремонт», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию». В свою очередь, в качестве функции по основным средствам предусмотрено указание значений «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация».
О применении федеральных стандартов и переходе на их положения Вы можете узнать из наших материалов в специальной Памятке «Федеральные стандарты бухучета для организаций госсектора».
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет при списании основного средства в связи с износом (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
Количественные показатели долговечности
Долговечность как свойство объекта длительно сохранять работоспособность до отказа или предельного состояния может быть количественно оценена несколькими показателями, которые подразделяются на:
Ø гамма-процентные;
Ø средние до текущего (или капитального) ремонта;
Ø полные;
Ø средние до списания.
Технический ресурс (сокращённо ресурс) – наработка объекта от начала его эксплуатации после ремонта до предельного состояния. Ресурс выражается в единицах времени работы (обычно в часах), длины пути (в километрах). Для невосстанавливаемых изделий понятия технического ресурса и наработки до отказа совпадают.
Срок службы – календарная наработка до предельного состояния. Выражается обычно в годах.
Для деталей машин в качестве критерия долговечности используется технический ресурс.
Для машин, эксплуатируемых в разных условиях и имеющих более точный показатель, чем календарный срок службы (в частности, для транспортных машин – пробег, для двигателей – моточасы), также используется технический ресурс.
Для других машин используется срок службы.
В зависимости от того, какой показатель долговечности требуется рассчитать — от начала эксплуатации объекта до первого капитального ремонта или между смежными капитальными ремонтами, или до списания объекта, рассчитывают:
Ø средний ресурс (гамма-процентный ресурс или срок службы, средний срок службы) до капитального ремонта,
Ø средний межремонтный ресурс (срок службы),
Ø средний суммарный ресурс (срок службы) до списания.
Средние значения показателей долговечности можно подсчитать с использованием всех четырех формул (3), (6), (7) или (11 ), при необходимости произведя замену аргумента. Так, если ri- наработка i-го объекта от начала эксплуатация или капитального ремонта до предельного состояния, а всего под наблюдением находилось N объектов, то на основе ( 3 ) средний ресурс рассчитывается как:
Гамма-процентный ресурс (срок службы) есть наработка (соответственно календарная продолжительность «жизни» объекта), в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью g процентов. Аналогично ( 30 ), если F (t) — функция распределения ресурса, то гамма-процентный ресурс ri определяется из уравнения:
Назначенный ресурс (назначенный срок службы) представляет собой суммарную наработку (соответственно, календарную продолжительность эксплуатации), при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его состояния.
Цель установления этих назначенных показателей — обеспечение принудительного заблаговременного прекращения применения объекта по назначению, исходя из требований безопасности или экономического анализа. При достижении объектом назначенного ресурса (назначенного срока службы) в зависимости от его особенностей, условий эксплуатации, технического состояния и других факторов объект может быть: списан, направлен в капитальный ремонт, передан для применения не по основному назначению или может быть принято решение о продолжении эксплуатации.
Если предельное состояние обусловливает окончательное снятие объекта с эксплуатации, то показатели долговечности называются:
Ø полный средний (полный гамма-процентный ресурс (или срок службы),
Ø полный назначенный ресурс (или срок службы).
Речь идет о корректировке статьи 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе», регламентирующей сроки нахождения таких людей на профессиональной службе в армии и других силовых ведомствах России. Депутатам Госдумы предложено так отредактировать закон, чтобы офицеры, прапорщики и мичманы, обучающиеся в аспирантурах и адъюнктурах для подготовки докторских и кандидатских диссертаций, были обязаны заключать после учебы контракт не менее чем на 5 лет службы. А остальные кадровые командиры не могли ограничивать свое пребывание в военном строю 12 месяцами.
В 2018-м около 4 тысяч офицеров заключили новые контракты, предусматривающие всего год службы
Логика инициативы, в общем-то, понятна. Какой смысл тратить государственные средства на подготовку таких профессиональных служивых, когда закон официально разрешает им увольняться из армии после года службы. Ранее в разговоре с корреспондентом «РГ» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев напомнил: такая норма в нашем законодательстве появилась в 2014 году. По словам Груздева, ее ввели, «чтобы привлечь в ряды Вооруженных сил граждан, ранее проходивших военную службу на должностях солдат и сержантов. Предполагалось, что краткосрочные контракты можно будет заключать, например, для службы в «горячих точках» или выполнения особых заданий, не обязательно боевых. Да и в целом годичный контракт интересен людям, готовым вернуться в армию, но по каким-то причинам предпочитающим не заключать контракт на несколько лет».
Однако быстро выяснилось, что 12-месячную профессиональную службу стали нередко выбирать лейтенанты с капитанами. «В 2018 году около 4 тысяч офицеров заключили новые контракты сроком на год, это на 80 процентов больше, чем было годом ранее», — пояснил Владимир Груздев. По его мнению, если тенденция сохранится, в дальнейшем могут возникнуть проблемы с проведением плановых замен в воинских частях. Сейчас такой перевод производится не раньше чем за год до истечения срока военной службы и не менее чем за три года до достижения предельного возраста пребывания в строю. В итоге военнослужащий, заключивший 12-месячный контракт, не попадает под плановую замену, что особенно устраивает офицеров и прапорщиков, обосновавшихся в Москве, Питере и других «теплых» местах. Имея на руках нужную и по всем статьям законную бумагу — годовой контракт, — они сидят там без опаски оказаться в провинциальном гарнизоне. Вот с такой несправедливой практикой и предлагают покончить законодателям.
Нововведения не должны затронуть две категории профессиональных военных — рядовых и сержантов контрактной службы, а также офицеров, прапорщиков и мичманов, оставшихся в армии после того, как они достигли предельного возраста пребывания в армейском строю. Для них годовой контракт сохранят.
Интересные материалы:
- Срок службы шлагбаума
Амортизация шлагбаума Если цена оборудования превышает 100 000 руб., шлагбаум будет основным средством, расходы на…
- Сайт налоговой службы Волгоградской области
Идею отмены имущественного налога для многодетных семей поддержали в Госдуме, глава комитета Госдумы по труду,…
- Минтруд квалификационные требования к должностям гражданской службы
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с положениями части 8 статьи 12…
- Срок службы вентилятора
Канальные вентиляторы: от чего зависит срок их службы06.03.2017 Итак, Вы решили оборудовать систему воздухообмена в…
- Срок вступления в силу определения суда
Обжалование определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, производится путем подачи жалоб в…