Куперс

Бухучет и анализ

Финансовая среда

Под финансовой средой предприятия понимается система условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты его финансовой деятельности.

В зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны предприятия в процессе осуществления финансовой деятельности в составе общей финансовой среды его функционирования следует выделять отдельные виды:

внешнюю финансовую среду непрямого влияния;

внешнюю финансовую среду непосредственного влияния;

внутреннюю финансовую среду.

Внешняя финансовая среда непрямого влияния характеризует систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности предприятия в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не имеет возможности. Этот вид внешней финансовой среды не носит характера индивидуальных особенностей проявления по отношению к конкретному предприятию. В формировании условий внешней финансовой среды непрямого влияния существенную роль играет государственная финансовая политика и государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.

Внешняя финансовая среда непосредственного влияния характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности, которые формируются в процессе финансовых отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных финансовых отношений с такими контрагентами по финансовой деятельности позволяет предприятию управлять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для него направлении.

Внутренняя финансовая среда характеризует систему условий и

факторов, определяющих выбор организации и форм финансовой деятельности с целью достижения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специалистов финансовых служб предприятия. Она заключает в себе тот финансовый потенциал, который позволяет предприятию достигать поставленных целей и задач в стратегическом периоде.

Сущность финансовой среды предпринимательства

Определение 1

Финансовая среда предпринимательства – это объединение субъектов хозяйства, действующее вне конкретного предприятия, но влияющее на его предпринимательскую деятельность и возможность получать доход (иными словами, это совокупность различных условий и факторов, которые влияют на результат предпринимательской деятельности).

Финансовая среда влияет на финансовое состояние предприятия и его эффективное функционирование на рынке как с отрицательной, так и с положительной стороны, создавая условия, в которых предприятию приходится работать.

Согласно теории стратегического менеджмента, стратегическая позиция предприятия выражается совокупностью окружающей среды, возможностями и стратегическим потенциалом организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Повышению эффективности работы предприятия, упрочнению позиции на рынке и улучшению его финансового состояния способствует выполнение запросов окружающей среды.

Финансовая среда предпринимательства не может исчезнуть, но может меняться в соответствии с изменением жизненного цикла предприятия.

Структура финансовой среды предпринимательства

Существует несколько классификаций финансовой среды предпринимательства:

  1. Микросреда и макросреда;
  2. Внешняя среда непрямого и непосредственного влияния и внутренняя среда.

Микросреда характеризуется микроуровнем, то есть ближайшим окружением предприятия – поставщиками, посредниками, клиентами, конкурентами, контактные аудитории. Контактные аудитории – все, кто проявляет интерес к деятельности организации и влияет на результат деятельности предприятия (финансовые круги, средства информации, государственные учреждения, гражданские, местные и внутренние группы действий, широкая публика).

Макросреда – характеризуется факторами макроуровня, оказывающими влияние как на конъюнктуру рынка в целом, так и на деятельность отдельного предприятия:

  • Природные – недостаток сырья, подорожание энергии, загрязнение окружающей среды, использование природных ресурсов под надзором государства;
  • Технические – развитие научно-технического процесса, использование новейших технологий в производстве;
  • Политические – необходимость действовать в соответствии с нормативно-правовыми актами;
  • Демографические – снижении рождаемости промышленно-развитых стран, рост количества служащих, повышение уровня образования;
  • Культурные – развитие различных культурных ценностей и субкультур.

Внешняя среда непрямого влияния – факторы, влияющие на предприятие на макроуровне, например, финансовая политика государства.

Внешняя среда непосредственного влияния – факторы, влияющие на предприятие в результате его финансовых взаимоотношений с клиентами, поставщиками, финансовыми организациями.

Внутренняя финансовая среда – факторы, влияющие на выбор руководителями и специалистами финансовых отделов предприятия форм финансовой деятельности для получения максимально лучшего результата деятельности.

Понятие и виды предпринимательского риска

Определение 2

Предпринимательский риск – это риск неполучения результата и потери ресурсов, с которым сталкивается любая организация в условиях рыночной экономики.

Основные виды предпринимательского риска:

  • Производственный – риск, связанный с факторами производства (брак, аварии в результате роста затрат, снижения объемов производства, ошибок персонала);
  • Коммерческий/маркетинговый – риск неопределенности спроса в процессе реализации товара/услуг (отсутствие спроса при наличии товара или отсутствие товара при наличии спроса);
  • Финансовый – риск, связанный с высоким соотношением собственных и заемных средств, повышением издержек, потерей прибыли (кредитный, процентный, валютный риски, риск упущенной выгоды);
  • Систематический риск – действие факторов, общих для всех субъектов и инвестиций, определяющихся состоянием рынка (снижение деловой активности, введение квот и ограничений на хозяйственные операции, изменение процентов банков, налоговых ставок);
  • Несистематический – действие факторов, возникающих в результате деятельности конкретного предприятия (снижение рентабельности продаж и капитала, низкий уровень маркетингового анализа и ценовой политики, ухудшение качества товара, понижение уровня ликвидности активов, рост дебиторской задолженности).

Существование риска тесно связано с таким понятием, как неопределенность.

Замечание 1

Неопределенность – это состояние, когда результат действий тех или иных факторов на предприятие нельзя определить заранее, как и результат деятельности предприятия.

Факторы риска определяются в результате проведения анализа политической, экономической, финансово-кредитной политики, предприятия, страны, и мирового сообщества.

Этапы проведения анализа:

  • Выявление факторов внешней и внутренней среды, которые ведут к увеличению или уменьшению конкретного вида риска;
  • Анализ, оценка выявленных факторов;
  • Оценка конкретного вида риска;
  • Оценка ликвидности проекта;
  • Определение максимально-допустимого уровня риска;
  • Анализ операций по каждому уровню риска;
  • Разработка мероприятий для снижения риска.

В условиях рыночной экономики выделяют следующие области риска для деятельности любой фирмы:

  • Безрисковая область (совершая операции, фирма не рискует, не несет потери, получает прибыль;
  • Область минимального риска (предприятие при осуществлении деятельности частично или полностью рискует прибылью);
  • Область повышенного риска (наихудший сценарий – прибыль покроет все затраты, лучший – фирма получит прибыль значительно меньше предполагаемого уровня);
  • Область критического риска (риск потери прибыль, неполучения выручки, возмещения затрат за свой счет – как результат, сокращение масштабов деятельности, потеря оборотных средств);
  • Область катастрофического риска (риск банкротства, потери инвестиций).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх