Куперс

Бухучет и анализ

Финансовое планирование и бюджетирование задачи с решениями

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Объектами финансового планирования являются:

  • • выручка от продажи продукции, работ и услуг;
  • • прибыль и ее распределение;
  • • фонды специального назначения и их использование;
  • • объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;
  • • взносы в государственные внебюджетные фонды;
  • • объем средств, привлекаемых предприятием в виде кредитов и займов;
  • • плановая потребность в оборотных средствах и источники для их пополнения;
  • • инвестиции, источники их финансирования и др.

Целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии его развития с учетом, с одной стороны, доходности, ликвидности и риска, а с другой стороны — необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

  • • максимизация объема продаж, прибыли, собственности владельцев предприятия и т.д.;
  • • определение объема планируемых поступлений денежных ресурсов по источникам и видам деятельности;
  • • обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;
  • • определение финансовых результатов реализации продукции, работ и услуг по видам деятельности предприятия;
  • • обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности организации;
  • • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;
  • • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;
  • • оценка финансовой реализуемости проектов стратегических планов;
  • • определение рациональной структуры и объема источников финансирования.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущие периоды. Для этого используются основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств. Они содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей, а также служат основой для разработки различных прогнозов.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, движения денежных средств, отчета о финансовых результатах.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Одной из составляющих системы финансового управления является бюджетирование, которое предназначено для оптимального распределения ресурсов предприятия. В основе бюджетирования лежит разработка системы бюджетов. Бюджет — это план деятельности предприятия и различных его структурных единиц, регламентирующий доходы и расходы организации на определенный период.

Целями бюджетирования являются:

  • • обеспечение производственно-хозяйственного и финансового процессов необходимыми денежными ресурсами;
  • • определение убыточных направлений деятельности предприятия;
  • • достижение оптимального соотношение переменных и постоянных затрат.

В процессе бюджетирования решаются следующие задачи:

  • • обеспечение планирования деятельности предприятия финансовыми ресурсами;
  • • обоснование доходов, расходов и прибыли предприятия с учетом контроля бюджетов центрами финансовой ответственности;
  • • создание базы для оценки и контроля планов предприятия с целью принятия оптимальных управленческих решений;
  • • повышение эффективности работы организации.

В процессе бюджетирования применяется следующая классификация бюджетов.

Общий бюджет (основной, генеральный) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. В результате составления общего бюджета создаются: прогнозируемый банане; план прибылей и убытков; план движения денежных средств.

Общий бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

В табл. 1.3 дана классификация бюджетов предприятия.

Таблица 1.3

Состав и содержание бюджетов предприятия

Название

бюджетов

Операционный

Прогноз финансовых потребностей для будущей экономической деятельности организации, включая планируемые продажи, производство, движение ликвидности и т. д. Операционный бюджет обычно рассчитан на определенный период, как правило, на год, и представляет собой план деятельности на это время

Бюджет продаж

Является основным для составления всех остальных бюджетов компании. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции как в денежном, так и в натуральном выражении. Очень часто бюджет продаж формируется на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции

Бюджет производства

Является основой для планирования производственной деятельности. Базируется на данных бюджета продаж. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Представляет собой план объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворить требованиям сбыта

Бюджет производственных запасов

Заключается в определении необходимых прямых затрат на сырье и материалы для обеспечения производства запасов готовой продукции и запланированных объемов незавершенного производства

Бюджет прямых затрат на материалы

Показывает на какую сумму требуется закупить сырья и материалов. Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а также от предлагаемого уровня запасов

Бюджет

производственных

накладных

расходов

Количественное выражение планов относительно всех затрат предприятия, не связанных непосредственно с операционной деятельностью (т.е. кроме прямых затрат на материалы и заработную плату). Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий

Название

бюджетов

ремонт и т.д.) планируется общим числом в зависимости от реальных потребностей производства. Для определения переменной части накладных расходов использован подход, основанный на величине норматива переменных затрат по отношению к базовому показателю распределения переменных затрат (под нормативом понимают величину затрат на значение базового показателя). Для оценки величины затрат используются различные базовые показатели

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала. При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

  • • он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;
  • • в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда

Бюджет коммерческих расходов

Отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия или фирмы. Бюджет коммерческих расходов — это финансовый план (смета с распределением затрат по периодам времени), охватывающий все виды деятельности фирмы и (или) его структурного подразделения но продвижению изделий и услуг на определенный период времени, в котором определены возможные доходы (объемы продаж), лимиты вероятных расходов по продвижению продукта, порядок осуществления расчетов с поставщиками рекламных и маркетинговых услуг, выделяемых денежных средств по операциям

Бюджет управленческих расходов

Плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела автоматизированной системы управления, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).

Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании

Финансовый

План, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении

Название

бюджетов

Инвестиционный

бюджет

Неотъемлемая часть сводного бюджета; отражает все притоки и оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности предприятия

Кассовый

бюджет

Подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры

Балансовый

бюджет

Балансовый бюджет, определяющий плановые суммы активов и пассивов на конец рассматриваемого периода

Используя операционный и финансовый бюджеты, в процессе финансового планирования составляются следующие планируемые расчетные показатели.

Движение денежных средств показывает поступление и использование денежных средств в разрезе деятельности предприятия.

Объем продаж указывает, как планируется продажа каждого вида продукции.

Объем произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг анализирует возможность производства каждого вида продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Объем закупок подытоживает состояние закупок и указывает формы оплаты закупок.

Объем запасов сырья и готовой продукции показывает уровень запасов сырья и готовой продукции.

Важными документами бюджетирования являются прогнозные расчеты, представленные в следующих документах: прогнозный отчет о финансовых результатах, прогноз движения денежных средств и прогнозный баланс.

Прогнозный отчет о финансовых результатах рассчитывает предполагаемые значения объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Прогноз о движении денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления, а с другой стороны — платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т.д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

Приток денежных средств = Выручка от продаж +

+ Дебиторская задолженность на начало периода —

— Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода.

Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

К числу статей, по которым наблюдается наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:

Отток денежных средств = Начальное сальдо +

+ Увеличение кредиторской задолженности — Конечное сальдо.

Увеличение кредиторской задолженности определяется объемом поступлений материальных ценностей, следовательно:

Увеличение кредиторской задолженности =

= Фактическая себестоимость материалов +

+ НДС по приобретенным ценностям.

Для определения необходимого объема закупок можно воспользоваться следующей зависимостью:

Поступление материальных ценностей = Потребление +

+ Запасы на конец периода — Начальные запасы.

Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

  • • поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;
  • • поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;
  • • динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
  • • расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;
  • • выплату процентов по кредитам;
  • • выплату дивидендов;
  • • инвестиционные расходы;
  • • величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита).

действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)»
Вид документа приказ, рекомендации
Принявший орган минэкономики рф
Номер документа 118
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • «Экономика и жизнь», N 49 — 52, 1997,
  • N 2, 1998
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)»

Таблица 6. СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ)

Таблица 6. СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ)

Доходная часть Расходная часть
Выручка от реализации продукции и от прочей реализации Налоги в бюджет
Доход от внереализационных операций Заработная плата
Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода Платежи во внебюджетные фонды
Кредиты и займы Закупки сырья и материалов
Оплата электроэнергии
Выплаты по кредитам (с учетом процентов)
Прочие расходы
Дефицит бюджета (в случае превышения расхода над доходом)

Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных:

плана — графика налоговых выплат;

бюджета фонда оплаты труда;

плана — графика платежей во внебюджетные фонды;

бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу;

бюджета электроэнергии;

плана — графика погашения кредитов;

бюджета прочих расходов.

На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.

16. Пересмотр расходной части бюджета целесообразно рассматривать коллегиально (с участием руководства предприятия, руководителей структурных подразделений предприятия), при этом возможны различные подходы к проблеме пересмотра расходов.

Рекомендуется использовать подход к пересмотру расходов бюджета, который будет основан на выработанной системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия.

В качестве приоритетных рекомендуются следующие затраты (расходы) бюджета:

заработная плата работников в расчете на производственную программу предприятия;

платежи во внебюджетные фонды;

затраты на закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения производственной программы предприятия и для обеспечения функционирования производственных помещений и системы комплектаций (инженерных сетей);

оплата потребляемой электроэнергии;

выплата налогов в федеральный и бюджеты других уровней.

Рассмотрение этих вопросов (в части корректировки бюджета предприятия) рекомендуется осуществлять не реже одного раза в неделю (т.к. поступление средств на счета бюджета предприятия происходит неравномерно).

При принятии оперативных решений по управлению финансами целесообразно использовать в схеме сводного бюджета предприятия промежуточный вариант модификации учетной политики, позволяющий создать необходимую и постоянно пополняемую информационную базу для формирования сводного бюджета.

Для этого предлагается движение денежных средств, с которым связано большинство оперативных решений, отображать с помощью динамических регистров, служащих для оперативного учета и, соответственно, текущего управления финансами компании. Состав показателей и общее количество указанных регистров может меняться в зависимости от возникновения новых задач оперативного управления финансами. В настоящее время целесообразно помимо обобщающего регистра движения денежных средств иметь регистры по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также банковскими кредитами.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов предприятия позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В качестве источника данных для реализации указанных мероприятий рекомендуется использовать информационные носители (динамические регистры) по движению денежных средств. В динамический регистр целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

поступления средств на счет предприятия в текущем году за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом году;

поступление оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем году;

динамика доходов от фондовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от новых эмиссий акций);

расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;

выплата процентов по кредитам;

выплата дивидендов;

инвестиционные расходы;

величина свободных средств предприятия (или величина их дефицита).

Таким образом, оперативное управление финансами предприятия рекомендуется строить на сочетании сводного бюджета с набором динамических регистров, используемых для каждой задачи оперативного управления финансами.

17. Сводные годовой, квартальные и месячные бюджеты предприятия формируются экономической службой.

В рамках формирования сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям затрат, процесс формирования которых представлен в таблице 7.

Глава 7.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации

§1. Понятие бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, его принципы и стадии

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации – это регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета.

Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс» применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях. В первом значении им обозначают разновидность бюджетной деятельности. Именно в этом значении раскрыто понятие бюджетного процесса в приведенном выше определении. Во втором значении под бюджетным процессом понимают институт бюджетного права (как раздела финансового права), регулирующего данный вид бюджетной деятельности.

Объектом бюджетного процесса выступает бюджет как разновидность финансово-планового акта, при понимании бюджета в его правовом значении. В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой роспись доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации выступает закон субъекта Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполнении правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъекта Российской Федерации.

Так, составление бюджета в практическом плане означает разработку проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и утверждение бюджета выражается в форме принятия этого закона; исполнение бюджета есть исполнение закона о бюджете.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации осуществляется на определенных принципах. К числу этих принципов можно отнести следующие.

1. Принцип ежегодности бюджета.

Этот принцип означает, что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждается ежегодно (желательно, до начала планируемого года). Все стадии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же последовательности и периодичности как они проходили в прошлом, так же они будут осуществляться и в будущем.

2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.

Этот принцип означает:

а) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

б) обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.

Так, разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета – только законодательным (представительным) органом этого субъекта, исполнение бюджета – вновь возлагается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполнении бюджета – находится в исключительной компетенции законодательного органа.

В таком разграничении проявляется и конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную.

4. Принцип верховенства законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации на такой стадии бюджетного процесса, как утверждение бюджета, и наличие у этих органов права на осуществление контроля за исполнением бюджета.

История вопроса о том, кто имеет право на утверждение бюджета – исполнительный или представительный орган – это вопрос развития парламентаризма в государственности и становления демократии в обществе. Он проходит через всю историю развития государственности, где исполнительные органы шаг за шагом уступали свои позиции представительным органам. Нет сомнения в том, что полномочие по утверждению бюджета относится к числу наиболее важнейших (как в политическом, так и экономическом смыслах) полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти. И в конечном счете полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти по утверждению бюджета переросло в исключительное полномочие данного органа.

В некоторых странах к данному принципу примыкает принцип контроля законодательных (представительных) органов государственной власти за осуществлением государственных займов и эмиссией государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственного долга.

5. Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.

Нет, пожалуй, ни одного другого правового акта, какой бы важной теме он не был посвящен, какой бы сферы он не касался, как закон о бюджете, где все процедуры его разработки, рассмотрения, принятия и исполнения столь тщательно и подробно прописаны в законе, уложены в определенные временные рамки и сроки, с определением всех прав и обязанностей участников бюджетного процесса

6. Принцип достоверности бюджета.

Это проявляется в детализированной проработке бюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта об утверждении бюджета с фактическим положением дел и объективной экономической ситуацией, в стремлении осуществить подготовку проекта бюджета на научной основе, иметь реалистичные расчеты доходов и расходов бюджета. Естественно, что реальное исполнение бюджета (как финансового плана) по итогам финансового года всегда отличается от той модели, применительно к которой данный бюджет был утвержден до начала данного финансового года. В жизни редко получается так, как это было задумано, и развитие экономической ситуации, тем более в условиях рыночной экономики, трудно предвидеть с полной достоверностью. Тем не менее стремление получить как можно более достоверный бюджет, максимально сближенный с экономическими и социальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства, так и общества.

7. К принципу достоверности бюджета примыкает принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.

Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме в строгом соответствии с установлениями налогового и бюджетного законодательства.

8. Принцип специализации бюджетных показателей.

В основе этого принципа лежит тот факт, что составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, обеспечивающей единство отображения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не только обеспечить полноту, обоснованность и научную достоверность бюджетных показателей, но и сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы. В свою очередь это дает возможность выявить слабые места в этой системы и направить бюджетное планирование на выравнивание уровня бюджетных показателей всех субъектов Российской Федерации.

В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: «бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»).

Бюджетный год — отрезок времени, в течение которого исполняется бюджет – основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Российская Федерация, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Однако в некоторых государствах из-за необходимости привязки к проведению парламентских сессий, исторических традиций и других причин бюджетный (финансовый) год может начинаться в другие сроки. Так, в Великобритании, Японии, Канаде, Индии финансовый год начинается с 1 апреля, в Швеции, Норвегии, Пакистане – с 1 июля, в США – с 1 октября.

Бюджетный период – отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении. Длится бюджетный период около трех лет.

Бюджетный период состоит и определенных стадий.

Обычно выделяют четыре стадии бюджетного процесса, а именно: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) заключение бюджета, что включает в себя составление, рассмотрение и утверждение отчета о его исполнении.

Отметим, что некоторые субъекты Российской Федерации вписывают эти стадии в определенные временные рамки.

Так, согласно Закону Республики Карелии «О бюджетном процессе в Республике Карелия» общая продолжительность бюджетного процесса в Республике Карелия составляет 2 года 3 месяца, в том числе: первый этап – прогнозирование экономического и социального развития республики и определение основных направлений бюджетно-финансовой политики Республики Карелия на очередной финансовый год – апрель-август текущего года; второй этап – формирование проекта республиканского бюджета – июнь-сентябрь текущего года; третий этап – рассмотрение и утверждение республиканского бюджета – октябрь-декабрь текущего года; четвертый этап – исполнение республиканского бюджета – январь-декабрь отчетного года; пятый этап – завершение операций по исполнению республиканского бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный год – январь-май следующего за отчетным годом.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляется бюджетный контроль.

В зависимости от времени своего осуществления бюджетный контроль подразделяется на: а) предварительный; б)текущий; в) последующий.

Предварительный контроль осуществляется в ходе подготовки, обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете субъекта Российской Федерации иных проектов законов субъекта Российской Федерации по бюджетно-финансовым вопросам;

Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Осуществление текущего бюджетного контроля занимает основное место в деятельности исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за исполнение бюджета. Такой контроль, например, осуществляется при осуществлении так называемого «подтверждения денежных обязательств», когда орган, исполняющий бюджет, осуществляет расходование бюджетных средств во исполнение денежного обязательства бюджетного учреждения лишь после проверки соответствия составленных этим учреждением платежных документов сметам доходов и расходов данного бюджетного учреждения ;

Последующий контроль осуществляется в ходе подготовки отчетов об исполнении бюджетов, а также в ходе рассмотрения и утверждения этих отчетов законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В зависимости от органа, осуществляющего контроль, бюджетный контроль подразделяется на: а) контроль законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации; б) контроль исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В процессе осуществления бюджетного контроля законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право на:

получение от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета субъекта Российской федерации;

получение от органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации, оперативной информации о его исполнении;

утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации;

создание собственных контрольных органов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения внешнего аудита бюджетов;

вынесение оценки деятельности органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляют финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Рассматривая вопрос о бюджетном контроле, осуществляемом исполнительными органами, следует иметь в виду, что в настоящее время существует два порядка исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации: а) самостоятельное исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, когда субъект Российской Федерации осуществляет это исполнение исключительно собственными силами; б) казначейское исполнение бюджета, осуществляемое через органы Федерального казначейства.

При самостоятельном исполнении бюджетов финансовые органы субъектов Российской Федерации сами осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.

В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий субъекта Российской Федерации.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что субъекты Российской Федерации сами могут выступать в качестве объекта бюджетного контроля.

Так, если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации нарушаются предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга субъекта Российской Федерации и при этом данный субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может назначить проверку исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 112 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При предоставлении финансовой помощи субъекту Российской Федерации уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации вправе провести проверку этого бюджета, а при предоставлении такой помощи в объеме, превышающем 50 процентов расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, такая проверка является обязательной.

Указанные проверки бюджета субъекта Российской Федерации могут проводить контрольный орган Министерства финансов, Счетная палата Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Понятие бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации.

2. Объект бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации.

3. Принципы бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации.

4. Понятие бюджетного (финансового) года и бюджетного периода.

5. Стадии бюджетного процесса.

6. Бюджетный контроль и его виды.

7. Классификация бюджетного контроля в зависимости от времени его осуществления.

8. Понятие предварительного бюджетного контроля.

9. Понятие текущего бюджетного контроля.

10. Понятие последующего бюджетного контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх