Куперс

Бухучет и анализ

Финансовые и нефинансовые показатели

Показатели финансовой составляющей

Мы уже отмечали тот факт, что финансовые показатели, которые использовались компаниями ранее как основной критерий оценки деятельности начал отходить на задний план именно в виду их запаздывавющего характера. Фактически финансовые показатели являются взглядом на дорогу в зеркало заднего вида. Невозможно двигаться вперед смотря только в зеркало заднего вида. Оно отражает проделанный путь, но не указывает, куда необходимо ехать. Компании, использующие в своей деятельности только финансовые показатели – следуют по пути достижения цели смотря в зеркало заднего вида. Финансовые показатели дают столь же ограниченное представление о будущем, как картинка дороги в зеркале заднего вида о том, куда нам необходимо ехать. Хорошие финансовые показатели прошлого года или квартала не свидетельствуют о радужных перспективах следующего отчетного периода. Так если мы увидели падение продаж на 10 % по сравнению с запланированным в текущем квартале – о чем может сказать данная цифра, и самое важное что мы должны теперь делать? Для этого необходимо определить — каков опережающий показатель деятельности? Именно эта информация необходима компании и предоставить ее может сбалансированная система показателей.

Для чего нужны показатели финансовой перспективы?

Финансовые показатели служат «пунктом назначения», позволяющим заложить фундамент для выбора показателей каждой из трех других составляющих. По мере разработки взаимосвязанных показателей клиентской составляющей, а также составляющей внутренних процессов и обучения и развития персонала, мы должны сделать все, чтобы использование этих показателей привело к улучшению финансовых результатов и реализации стратегии компании.

Компания могла бы направить все усилия и ресурсы на повышение удовлетворенности клиентов, качества сервиса, обеспечения своевременности доставок и т.д. , но без указания их влияния на финансовый результат, он сами по себе большой ценности не имеют.
Для определения стратегически важных финансовых показателей необходимо знать «ЧЕГО МЫ ПЫТАЕМСЯ ДОСТИЧЬ?», то есть желаемый результат, а затем необходимо ответить на вопросы:

  1. Какие показатели помогут нам отслеживать этот желаемый результат
  2. Какие показатели помогут отслеживать насколько предприятие является ликвидным, рентабельным и стабильным (магический финансовый треугольник).
  3. Финансовые показатели – это стратегические цели предприятия на языке цифр. То есть, цели сформулированы с финансовой точки зрения, которые подтверждают, что предприятие сможет существовать в будущем.
  4. Финансовые показатели помогут понять — приводит ли реализация стратегии к улучшению финансовых результатов деятельности.
  5. Финансовые показатели дают возможность всем сотрудникам продемонстрировать, как их повседневная деятельность способствует реализации финансовых стратегических целей компании.

А с помощью Системы показателей необходимо сбалансировать финансовые и нефинансовые показатели компании.

В то же время, финансовые показатели имеют ряд недостатков, к основным из которых можно отнести:

  • они показывают результаты прошлой деятельности
  • они не учитывают сегодняшних условий деловой среды, в которой большая часть стоимости создается с помощью нематериальных активов
  • долгосрочные, создающие стоимость виды деятельности компании могут быть принесены в жертву ради получения краткосрочных финансовых результатов
  • работники нижних организационных уровней не могут в своей повседневной деятельности использовать большинство общих финансовых показателей

Несмотря на некоторые недостатки финансовых показателей деятельности, без них ССП не будет полной. Более того, они являются одними из самых важных в ССП, так как именно они позволяют оценить приводят ли мероприятия к желаемым результатам. Используя ССП, компания может ликвидировать недостатки финансовых показателей. Каскадирование финансовых показателей на нижние уровни компании, дает возможность всем работникам продемонстрировать как их повседневная деятельность способствует реализации общей стратегии и целей компании, оказывая влияние на ее финансовые результаты. Финансовые показатели должны входить в ССП любой компании и организации как коммерческой так и некоммерческой направленности.

Книга «Внедрение системы сбалансированных показателей: оценка деятельности компании»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательна ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх