Куперс

Бухучет и анализ

Форма 1 в центр занятости

Основной документ, который регулирует отношения работодателей с ЦЗН, — это Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения РФ» (в ред. от 03.07.2018). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 25 работодатели обязаны сообщать в центр занятости населения следующее:

— данные о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

— информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве);

— сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

— сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Зачем это нужно? Ведь во времена интернет-технологий предприятия могут сами искать себе сотрудников, объявлять о банкротстве у себя на сайте и пр., не прибегая к услугам ЦЗН. Требования ФЗ № 1032-1 призваны поддержать государственную политику в области занятости населения, которая способствует трудоустройству граждан, предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы, поддерживает предпринимательскую инициативу и мн. др.

Отчет о вакантных местах. Точного определения, что такое вакансия, в трудовом законодательстве нет. Традиционно под этим термином подразумевается наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник. Не важно, новая ли это штатная единица или вы ищете замену уволенному человеку. При этом должности, которые освободились из-за того, что сотрудник ушел в декрет или временно переведен на другую работу, вакантными не считаются. Сообщать о них в центр занятости не нужно.

Формируйте отчет о вакансиях в программе Контур.Персонал

Узнать больше

А если речь идет о постоянном наборе сотрудников? Когда в организации «текучка» или работодатель хочет усилить состав отдела высококлассным специалистом? По таким вакансиям тоже нужно представлять сведения и следить за их своевременным обновлением.

Иногда бывает так, что в штатном расписании есть свободная единица, а потребности в таком сотруднике в настоящее время нет. Рекомендуем либо декларировать эти должности как вакантные, либо приводить внутренние документы в соответствие с актуальным состоянием штата.

На профильных форумах частенько возникает вопрос: а надо ли подавать нулевой отчет о вакансиях? Исходя из формулировки закона, сведения об отсутствии свободных рабочих мест подавать не нужно. Но работодатель должен уведомить ЦЗН о закрытии вакансии, если нашел сотрудника.

Важно! Сведения о свободных рабочих местах не должны ограничивать права или устанавливать преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Единой даты для сдачи статистической отчетности нет. Единственное требование — не реже одного раза в месяц. Каждый регион вправе самостоятельно утвердить крайний срок подачи сведений. Его можно узнать в региональном отделении центра занятости населения.

Шаблон отчета «Сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест» опубликован в приложении № 11 к Приказу Минтруда России от 26.02.2015 № 125н. При этом регионы могут дорабатывать его по своему усмотрению. Актуальную форму можно запросить в своем отделении ЦЗН.

По указанным работодателем в отчете критериям ЦЗН подбирает соискателей и направляет их в организацию. Принимая в штат соискателя, работодатель в пятидневный срок возвращает его направление в ЦЗН с указанием дня оформления на работу. В случае отказа в трудоустройстве работодатель делает в направлении ЦЗН отметку о дне явки, причине отказа и возвращает направление соискателю.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такие сведения работодатель должен сообщать в ЦЗН, если на предприятие распространяется требование ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов». Если в штате больше 100 человек, устанавливается квота для трудоустройства инвалидов — от 2 до 4 % от среднесписочной численности. Дополнительно к этому регионы могут нормативным актом определить квоту не более 3 % для организаций со штатом от 35 до 100 человек.

Игнорировать квоты и отказывать инвалидам в трудоустройстве обходится дорого — штраф от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц. Статья 5.42 КоАП РФ расценивает это как нарушение прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Сведения о работающих инвалидах представляются ежемесячно. Единой утвержденной формы нет, региональные центры занятости устанавливают ее самостоятельно. Обычно в ней содержится информация о самой организации, общем количестве сотрудников, установленной квоте и фактически созданных рабочих местах. При необходимости в ней же можно указать вакансии, доступные инвалидам.

Сведения о применении процедур о несостоятельности. О применении процедуры банкротства работодатель обязан информировать службу занятости ежемесячно. И если сначала к работодателю применяется процедура наблюдения, о ней следует сообщить сразу. Если ее действие распространяется и на следующий месяц, об этом тоже требуется сообщить в ЦЗН. Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства. Когда работодатель меняет организационные или технологические условия труда (производственные изменения, реорганизация компании и др.), зачастую это ведет к корректировке условий трудового договора по инициативе работодателя. ТК РФ допускает такой вариант, главное, чтобы не менялась трудовая функция сотрудника.

Однако серьезные изменения могут повлечь за собой массовое увольнение работников. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

После того как решение принято, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней. Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. В противном случае информация подается в произвольной форме. Отчет должен содержать данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим.

Сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации. Организация обязана уведомить службу занятости о сокращении штата за два месяца, а о предстоящем массовом увольнении — за три месяца (п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1). Форма этого отчета установлена Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99. Она содержит сведения о каждом из сотрудников, подлежащих увольнению:

  • полные ФИО;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • средняя заработная плата.

При этом у регионов есть право дорабатывать отчетную форму по своему усмотрению.

Информация о штрафах. Непредставление, неполное или несвоевременное представление сведений в ЦЗН по любому из отчетов влечет административную ответственность. Должностные лица должны будут выплатить штраф от 300 до 500 рублей; юридические лица — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Вместо заключения. Не стоит забывать, что в отношении службы занятости у работодателей есть не только обязанности. Сотрудничество с региональным ЦЗН может быть полезно. Самое очевидное — это, конечно, подбор персонала согласно обозначенным требованиям. А кроме того, любая организация вправе запрашивать у органов службы занятости информацию о положении на рынке труда. Сделать это можно в любой удобной форме: по электронной почте или через МФЦ государственных и муниципальных услуг совершенно бесплатно.

Для того, чтобы сдать отчетность через Интерактивный портал организации необходимо войти в личный кабинет или пройти регистрацию для создания личного кабинета.
Заполнить заявку на создание личного кабинета дистанционно.
Сотрудник Центра направит код активации на адрес электронной почты, указанной в карточке организации.
После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы 1-кв. «Квартальная». В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Предоставление отчета в электронном виде считается исполнением обязательств работодателя по предоставлению сведений о вакансиях.
Согласно Закону города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 % от среднесписочной численности работников: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства установленных Законом категорий молодежи. При этом, условия квотирования не распространяются на общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП (ред. от 23.12.2015) «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели, которые попадают под условия квотирования, представляют в Отделы квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы и согласованной с Мосгорстатом.

Уважаемые работодатели!

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.03.2015 № 3-6 утвержден Временный порядок мониторинга и отчетности для обеспечения занятости населения Донецкой Народной Республики (с изменениями от 10.08.2018 №10-49), согласно которому субъекты отчетности (все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также уполномоченные ими органы представительств (филиалы, обособленные структурные подразделения, филиалы юридических лиц-нерезидентов и иные), наделенные правом приема и увольнения работников, физические лица-предприниматели и физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, вступившие в трудовые отношения с работниками, обязаны предоставлять отчетность по установленным формам.

  1. Форма № 1 «Отчет о принятых работниках» — не позднее 5 рабочих дней со дня фактического приема на работу.
    Рекомендации по заполнению Формы №1 «Отчет о принятых работниках»
  2. Форма № 2 «Отчет о численности работников» — ежемесячно до 5 числа.
    Рекомендации по заполнению Формы № 2 «Отчет о численности работников»
  3. Форма № 3 «Отчет о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» — не позднее 3-х рабочих дней со дня возникновения вакансии.
    Рекомендации по заполнению Формы № 3 «Отчет о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)»
  4. Форма № 4 (план) » Отчет о запланированном высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда» — не позднее, чем за 2 месяца до высвобождения работников (в том числе работающих пенсионеров и инвалидов). Рекомендации по заполнению Формы № 4 (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда»
  5. Форма № 4 (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда» — не позднее 10-ти рабочих дней со дня фактического увольнения работников. Рекомендации по заполнению Формы № 4 (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда»
  6. Форма № 5 «Данные о субъекте отчетности» — подается один раз при первом обращении в центр занятости, в последующем при изменении фактического (юридического) адреса, регистрационного номера юридического лица, ИНН физического лица, основного вида деятельности. Рекомендации по заполнению Формы № 5 «Данные о субъекте отчетности»

Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 15.06.2015 № 93 «О создании Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности субъектов хозяйствования Донецкой Народной Республики для обеспечения занятости населения» утверждена форма мониторинга «Данные о наличии и использовании рабочей силы субъектами хозяйствования» для работодателей с численностью работающих 20 и более человек. (Утратило силу 26.08.2019)

  1. «Данные о наличии и использовании рабочей силы субъектами хозяйствования» — при регистрации и в последующем ежедекадно (10, 20, 30 числа месяца)

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 №7-23 «Об утверждении Порядка определения квоты для приема на работу инвалидов в Донецкой Народной Республике» утверждены формы отчетности для работодателей:

  1. «Сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов» — ежемесячно до 5-го числа;
  2. «Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за 20__ год» — ежегодно до 01 февраля.
    Рекомендации по заполнению «Информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов»

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.08.2018 №10-52 «Об утверждении Порядка установления квоты для приема на работу граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству» утверждена форма отчетности для работодателей:

«Информация о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 20__ год» — ежегодно, не позднее 01 февраля после отчетного года.

Рекомендации по заполнению «Информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству»

Документы, необходимые для получения государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников

Работодатели, впервые обратившиеся в центр занятости населения, представляют следующие документы:

Заявление о предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников.

В заявлении указываются наименование, организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, номер контактного телефона/факса, адрес электронной почты (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места жительства (пребывания), номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) (для индивидуального предпринимателя или физического лица).

Заявление работодателя заверяется личной или простой электронной подписью работодателя в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

2. Заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

Бланк должен содержать наименование юридического лица/индивидуального предпринимателя /физического лица, сведения об адресе, способе проезда, наименовании профессии (специальности), должности, квалификации, необходимом количестве работников, характере работы (постоянная, временная, по совместительству, сезонная, надомная), размере заработной платы (дохода), режиме работы, профессионально-квалификационных требованиях, дополнительных навыках, опыте работы, дополнительных пожеланиях к кандидатуре работника, а также перечень социальных гарантий (далее именуются — сведения о потребности в работниках).

3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для индивидуальных предпринимателей — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, для крестьянских (фермерских) хозяйств — свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства) или удостоверенная в нотариальном порядке его копия.

4. Паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства (для работодателей — физических лиц);

При последующих обращениях за получением государственной услуги работодатель представляет:

  • заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)»;
  • паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства (для работодателей — физических лиц).

Документы, необходимые при взаимодействии с органами службы занятости

Сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов

Пункт 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ». Закон Челябинской области от 27.03.2003 г. № 143-ЗО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области». Статья 21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Приказ Федеральной службы государственной статистики от28.10.2013 г. № 428 (действует с 01.01.2014г.).

Работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Челябинской области, численность работников которых превышает 100 чел., устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников, при численности работников не менее 35 чел. и не более 100 чел. – в размере 2% от среднесписочной численности работников.

Работодатель в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязан создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Форма 2ТН (Сведения о высвобождении работников, нуждающихся в помощи по трудоустройству).

Информация о массовом высвобождении работников

Пункт 2 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ». Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения»

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников организации, ИП и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель — ИП не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, которое может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости.

Форма 3МВ (Информация о принятии работодателями решений о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое), предоставлении работникам отпуска без сохранения заработной платы).

Пункт 2 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Справка о среднем заработке (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице (стипендии)

Для того, чтобы сдать отчетность через Интерактивный портал организации необходимо войти в личный кабинет или пройти регистрацию для создания личного кабинета.
Заполнить заявку на создание личного кабинета дистанционно.
Сотрудник Центра направит код активации на адрес электронной почты, указанной в карточке организации.

После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые формы. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Предоставление отчета в электронном виде считается исполнением обязательств работодателя по предоставлению сведений о вакансиях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

  • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.

Работодатель несет ответственность за полноту, достоверность и актуальность предоставленной информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера). Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Размер заработной платы, заявленной работодателем, не должен быть ниже минимальной заработной плата по городу Москве, установленной Московским трехсторонним соглашением на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
Минимальная заработная плата по городу Москве c 01.10.2019 равна 20 195 руб.
Минимальная оплата труда по РФ с 01.01.2020 равно 12 130 руб.
Работодатели, решившие подать сведения лично при обращении в центр занятости населения с информацией о потребности в работниках, для получения государственной услуги представляют следующие документы:

  • Запрос на предоставление государственной услуги (далее запрос) (Запрос заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (печатающего устройства или средств электронной техники) на русском языке. При заполнении запроса не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы должны быть конкретными и исчерпывающими. Запрос заверяется подписью работодателя или представителя работодателя, уполномоченного им на совершение соответствующих действий (далее — представитель работодателя));
  • заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» (далее — сведения о потребности в работниках), содержащий оригинальную печать;
  • доверенность на получение государственной услуги (в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителем заявителя);
  • паспорт гражданина Российской Федерации или документ его заменяющий, документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства.

При последующих обращениях за предоставлением государственной услуги работодатели представляют заполненный бланк сведений о потребности в работниках.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

  • заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в настоящем Порядке в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем;
  • представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы;
  • представленные заявителем документы содержат недостоверные или противоречивые сведения;
  • подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги настоящего порядка является исчерпывающим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх