- от автора admin
Настоящий Аналитический вестник подготовлен Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию к заседанию Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В него вошли материалы, посвященные анализу правоприменительной практики законодательства в области обращения с отходами, внедрению новой системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду, введению технологического нормирования воздействия на окружающую среду, основанного на наилучших доступных технологиях, внедрению в природоохранную практику системы комплексных экологических разрешений.
В ряде статей уделено особое внимание вопросам внедрения и применения наилучших доступных технологий в промышленности, теплоэнергетике и АПК.
В подготовке вестника принимали участие члены Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, члены Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно- продовольственной политике и природопользованию.
- Вступительное слово первого заместителя Председателя Совета Федерации Н.В. Федорова.
- А.З. Ощепкова, заместитель директора по инновациям Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем»
Актуальные вопросы внедрения новой системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду - С.А. Боголюбов, научный руководитель Отдела экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Очередной шаг в теории и практике законодательной охраны окружающей среды - Д.М. Мишуков, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Юридический центр промышленной экологии», член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно- продовольственной политике и природопользованию
Проблемы законодательства в области охраны окружающей среды - Т.В. Боравская, советник — общества с ограниченной ответственностью «Инновационный экологический фонд», член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации
Применение комплексных экологических разрешений в условиях технологического нормирования - Б.В. Боравский, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Инновационный экологический фонд», член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Значение информационно-технических справочников в технологическом нормировании - Росляков П.В., заведующий кафедрой парогенераторостроения Национального исследовательского университета «МЭИ», доктор технических наук, профессор
Проблемы внедрения наилучших доступных технологий в российской теплоэнергетике - А.Ю. Белов, главный специалист Управления по информационной политике и внешним связям акционерного общества «Мосводоканал», член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, член Президиума Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Переход промышленности Российской Федерации на наилучшие доступные технологии: имеющиеся проблемы - Д.М. Хомяков, заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации
Наилучшие доступные технологии в АПК: состояние вопроса и правовое регулирование
Составители:
М.О. Орлов, Л.И. Холод, И.П. Паргачёва, И.В. Салтыкова, О.Ю. Сундатова, Я.И. Здоровец
Рекомендации
Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, бизнеса, научно-экспертного сообщества вопрос «О реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) предусматривается введение новой системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду, основанной на дифференцированном подходе и введении технологического нормирования воздействия на окружающую среду, основанного на наилучших доступных технологиях (далее – НДТ). При этом переход на новую систему регулирования осуществляется поэтапно. В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года в первоочередном порядке должны быть выданы комплексные экологические разрешения (далее – КЭР) 300 предприятиям, включенным в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов (утвержден приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 года № 154). Остальные предприятия, эксплуатирующие объекты I категории, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения НДТ, должны будут получить КЭР до 1 января 2025 года.
Обращаем внимание, что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 года № Пр-140ГС по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года, предусмотрено исключение из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР. На данный момент указанные изменения не внесены в законодательство Российской Федерации.
Следует отметить, что сроки подготовки и издания нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона № 219-ФЗ, были значительно увеличены, в связи с чем у предприятий, которые должны обратиться до 31 декабря 2022 года за выдачей КЭР, могут возникнуть сложности с разработкой программ повышения экологической эффективности и получения КЭР.
По мнению ряда экспертов, прогнозируемый срок прохождения процедуры получения комплексного экологического разрешения весьма продолжителен и может достигать двух лет, что может негативно сказаться на исполнении природопользователями обязанности по получению комплексного экологического разрешения. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о сокращении сроков рассмотрения межведомственной комиссией проекта программы повышения экологической эффективности с четырех месяцев до трех.
Дополнительные сложности при подготовке материалов обоснования комплексных экологических разрешений представляет неопределенность понятия «объект технологического нормирования», отсутствующего в федеральных законах и введенного приказом Минприроды России от 14 февраля 2019 года № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов». В нормативных правовых актах не уточняется порядок определения «объекта технологического нормирования», разграничения технологического оборудования на крупных предприятиях I категории в целях выделения объектов технологического нормирования, при условии, что расчеты технологических нормативов осуществляются, прежде всего, для объектов технологического нормирования.
Не синхронизированы между собой сроки вступления в силу повышающих коэффициентов к плате за негативное воздействие на окружающую среду и наступления обязанности природопользователей по получению комплексного экологического разрешения. Указанные коэффициенты вступают в силу с 1 января 2020 года, в то время как срок подачи заявок на получение комплексных экологических разрешений (для первых 300 предприятий) истекает 31 декабря 2022 года. Таким образом, негативные последствия несоблюдения природопользователями нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов (рост платы за негативное воздействие на окружающую среду в несколько раз) наступают ранее истечения срока исполнения обязанности по установлению нормативов в составе комплексного экологического разрешения.
До сих пор не согласованы между собой требования санитарного законодательства, рыбохозяйственных нормативов и технологического нормирования в соответствии с наилучшими доступными технологиями. В этой связи по ряду показателей предприятиям устанавливаются более высокие требования, чем требования НДТ.
Выявлены несоответствия между сведениями о технологических показателях НДТ, содержащихся в информационно-технических справочниках, и технологическими показателями НДТ, утвержденными приказами Минприроды России. Несоответствия касаются, в частности, отсутствия в приказах Минприроды России технологических показателей НДТ, указанных в информационно-технических справочниках или, напротив, в приказах Минприроды России присутствуют технологические показатели НДТ, не предусмотренные информационно-техническими справочниками. Указанные несоответствия делают нелегитимными показатели, используемые для расчета технологических нормативов, и создают риск выдачи КЭР, не соответствующего действующему законодательству.
С учетом определений понятий «технологические показатели» и «технологические нормативы», введенных Федеральным законом № 219-ФЗ, не представляется возможным установить, каким образом хозяйствующим субъектам при подготовке заявки на получение КЭР следует учитывать технологические показатели образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов, а также разрабатывать технологические нормативы физических воздействий.
Существенные риски создает запланированная актуализация информационно-технических справочников по НДТ, если при актуализации будут изменены технологические показатели НДТ. В отсутствие в законодательстве уточнений о продолжении действия комплексных экологических разрешений, полученных на основании технологических показателей, установленных до актуализации информационно-технических справочников, хозяйствующие субъекты, успевшие получить КЭР, могут быть вынуждены начать процесс их пересмотра, который является аналогичным получению нового КЭР. Кроме того, изменение технологических показателей может повлечь новые организационные, финансовые и времѐнные затраты для предприятий, у которых материалы обоснования КЭР находятся в высокой степени готовности, поскольку актуализация всех информационно-технических справочников должна завершиться одновременно с истечением срока получения КЭР для всех объектов I категории. Данная ситуация может создать проблемы в работе органов Росприроднадзора, поскольку запланировано к выдаче более 7 тысяч КЭР, а в связи с указанным выше обстоятельствами количество выдаваемых КЭР может значительно увеличиться.
Правовая неопределенность существует и в отношении перечня загрязняющих веществ, подлежащих контролю автоматическими средствами измерения на источниках выбросов загрязняющих веществ. Остается открытым вопрос, какие именно загрязняющие вещества подлежат автоматическому контролю:
все выбрасываемые и указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»;
вещества, массовый выброс которых превышает значения, установленные пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 года № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»;
вещества, технологические показатели выбросов которых в атмосферный воздух утверждены приказами Минприроды России.
Сложившая ситуация создает трудности в деятельности хозяйствующих субъектов при оснащении источников выбросов приборами учета и может привести к коррупциогенным рискам, связанным с деятельностью надзорных органов.
Обращаем внимание, что в настоящее время в нормативных правовых актах, регламентирующих выдачу комплексных экологических разрешений, отсутствуют положения, указывающие на включение квот выбросов в данные разрешения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
Отсутствует специальный механизм учета необходимости установления квот выбросов в отношении приоритетных загрязняющих веществ при технологическом нормировании выбросов.
Кроме того, установление квот выбросов после определения перечней приоритетных загрязняющих веществ может нивелировать правовое значение установленных комплексными экологическими разрешениями нормативов допустимых выбросов, технологических нормативов выбросов по данным загрязняющим веществам.
Начиная с 2019 года регулирование процессов образования и размещения осуществляется только в отношении отходов, образующихся на объектах I и II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для объектов III категории установлено предоставление в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. В то же время до сих пор не внесены изменения с учетом требований Федерального закона № 219-ФЗ в части утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов ни в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, ни в Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденный приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30.
Учитывая изложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Ускорить разработку, согласование и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на уточнение порядка выдачи комплексных экологических разрешений.
1.2. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон № 219-ФЗ в части:
синхронизации сроков начала применения повышающих коэффициентов к плате за негативное воздействие на окружающую среду со сроками истечения исполнения природопользователями обязанности по получению комплексных экологических разрешений;
сокращения сроков рассмотрения межведомственной комиссией проекта программы повышения экологической эффективности с четырех месяцев до трех;
возможности разработки и одобрения программ повышения экологической эффективности вне рамок процедуры получения комплексного экологического разрешения, в том числе в целях сокращения итоговых сроков получения комплексного экологического разрешения.
указания на обязанность утверждения Минприроды России технологических показателей наилучших доступных технологий в соответствии со сведениями о технологических показателях, содержащимися в информационно-технических справочниках;
устранения правовой неопределенности относительно порядка установления технологических показателей образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов, а также разработки технологических нормативов физических воздействий;
введения понятия «объект технологического нормирования» и установления критериев его определения;
регламентации вопросов действия комплексных экологических разрешений, в случаях, когда изменяются технологические показатели НДТ в информационно-технических справочниках;
установления возможности разработки и утверждения плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в случае соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в целях реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», получения государственной поддержки в целях охраны окружающей среды;
установления возможности и порядка корректировки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в случае изменения значений нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов;
увеличения максимального срока, на который могут быть разработаны и утверждены планы мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности организаций, осуществляющих водоотведение, до 14 лет;
приведения требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствие с пунктом 8.2 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ в части признания планов снижения сбросов организаций, осуществляющих водоотведение, разработанных после 1 января 2019 года, планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности;
установления закрытого перечня информации, включаемой в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения, в отношении которой требуется наличие документов, подтверждающих соответствие такой информации санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также порядка получения документов, подтверждающих данное соответствие.
1.3. Ускорить подготовку изменений в законодательство Российской Федерации в части исключения из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения.
1.4. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части уточнения объекта государственной экологической экспертизы федерального уровня (проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории уровня) в целях исключения необходимости проведения такой экспертизы в отношении отдельных сооружений объектов I категории или их совокупности, строительство или реконструкция которых не повлечет изменение области применения наилучших доступных технологий, видов негативного воздействия, качественных и (или) увеличение количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
1.5. Рассмотреть целесообразность внесения изменений в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации в отношении исключения запрета на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для тепловых электрических станций при условии соблюдения установленных в схемах комплексного использования и охраны водных объектов лимитов и квот забора водных ресурсов.
1.6. Ускорить разработку, согласование, утверждение и государственную регистрацию:
проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов»;
проекта приказа Минстроя России «Об утверждении перечня документов, подтверждающих, что централизованная система водоотведения (канализации) является централизованной ливневой системой водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории поселения или городского округа»;
проекта приказа Минпромторга России, устанавливающего порядок рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности.
1.7. Дать поручение Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о подготовке изменений в законодательство Российской Федерации в части установления перечня загрязняющих веществ, подлежащих контролю автоматическими средствами измерения на источниках выбросов загрязняющих веществ.
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования:
2.1. С учетом правоприменительной практики подготовить предложения для внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» в части урегулирования вопросов учета строящихся объектов и уточнения перечня данных критериев для пищевой промышленности, энергетической сферы и объектов IV категории, а также для обеспечения возможности актуализации информации об объекте негативного воздействия в государственном реестре в случае изменения критериев.
2.2. Обеспечить работу по анализу и приведению приказов Минприроды России в соответствие со сведениями о технологических показателях наилучших доступных технологий, содержащихся в информационно-технических справочниках.
2.3. Обеспечить работу по мониторингу правоприменительной практики нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона № 219-ФЗ и их актуализации.
3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
3.1. Привести в соответствие с требованиями Федерального закона № 219-ФЗ в части утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) следующие нормативные правовые акты:
Приказ Минприроды России 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»;
Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об охране атмосферного воздуха
Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года
Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
загрязняющее вещество — химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса загрязняющих веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух — норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух — норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;
технологический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
предельно допустимая (критическая) нагрузка — показатель воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
предельно допустимый выброс — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
временно разрешенный выброс — показатель объема или массы загрязняющего вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
гигиенический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
экологический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
качество атмосферного воздуха — совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;
технологический показатель выброса — показатель концентрации загрязняющего вещества, объема или массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)
передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)
установка очистки газа — сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха — обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.
4. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (Пункт введен — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Статья 4. Государственное управление в области охраны окружающей среды
(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;
установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;
формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;
формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)
установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
установление порядка выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)
установление порядка организации государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)
координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
определение величины уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
(Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
(Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов предельно допустимых выбросов; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
установление порядка разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
формирование и ведение перечней методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и методик (методов) измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
утверждение методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
определение правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
утверждение методик разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
утверждение требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
утверждение порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
утверждение методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
Статья 51. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». (Статья введена — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
(Абзац утр
Интересные материалы:
- Закон 190 ФЗ о кредитной кооперации
Федеральный закон № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" был принят Государственной думой 3 июля 2009 года…
- ФЗ 115 от 25
23.04.2019 00:00 Информация в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства В соответствии со ст.…
- 184 ФЗ об общих
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской…
- Мероприятия по охране атмосферного воздуха
Группы мероприятий по охране атмосферного воздуха: 1) Законодательные. 2) Планировочные. 3) Технические и технологические. 4)…
- Волна прорыва
РД 03-607-03 Методические рекомендации по расчету развития гидродинамических аварий на накопителях жидких промышленных отходовРД 03-607-03МЕТОДИЧЕСКИЕ…