Куперс

Бухучет и анализ

ФЗ 395 ст 26

О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 20, ст. 718; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3880; № 50, ст. 7351; 2017, № 25, ст. 3596; 2018, № 1, ст. 19) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«маркировка — средства идентификации, наносимые на культурные ценности.»;

2) в статье 112:

а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«музыкальных инструментов или смычков, являющихся культурными ценностями, для оформления паспортов на музыкальные инструменты или смычки (далее — паспорт).»;

б) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Экспертиза музыкальных инструментов или смычков для оформления паспортов, указанных в абзацах одиннадцатом и двенадцатом пункта 6 статьи 356 настоящего Закона, проводится в порядке, установленном настоящим Законом.»;

в) пункт 11 после слов «не подпадают» дополнить словами «музыкальные инструменты или смычки, временно вывозимые физическими или юридическими лицами и включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, при наличии охранной маркировки, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — охранная маркировка), а также»;

3) в статье 356:

а) пункт 2 дополнить словами «, за исключением случаев освобождения от уплаты государственной пошлины, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Решение о выдаче физическим или юридическим лицам, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 357 настоящего Закона, заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкальных инструментов или смычков, отнесенных по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, либо к культурным ценностям, имеющим особое значение, либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, принимается уполномоченным органом с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Положения настоящего пункта распространяются на музыкальные инструменты или смычки, находящиеся в собственности физических или юридических лиц.

На заявленные к временному вывозу музыкальный инструмент или смычок, отнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, либо к культурным ценностям, имеющим особое значение, либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, должен быть оформлен паспорт.

В паспорте на музыкальный инструмент или смычок, отнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, либо к культурным ценностям, имеющим особое значение, либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, указываются уникальный номер паспорта, выводы, содержащиеся в экспертном заключении, оформленном в соответствии с настоящим Законом, идентификационная информация о музыкальном инструменте или смычке (наименование, время и место изготовления, размеры, описание музыкального инструмента или смычка, иные идентификационные сведения о музыкальном инструменте или смычке), сведения о собственнике музыкального инструмента или смычка, сведения об арендаторе музыкального инструмента или смычка, сведения о включении музыкального инструмента или смычка в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (в случае, если музыкальный инструмент или смычок включен в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации), а также размещаются фотографии указанных музыкального инструмента или смычка.

Сведения, содержащиеся в паспорте, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, вносятся уполномоченным органом в Единую базу данных о музыкальных инструментах и смычках, определенную статьей 3513 настоящего Закона.

В случае повторного обращения в уполномоченный орган физического или юридического лица в целях получения заключения (разрешительного документа) на временный вывоз указанных в абзаце первом настоящего пункта музыкального инструмента или смычка при наличии паспорта представление экспертного заключения, а также представление фотографий музыкального инструмента или смычка не требуется.

На указанные в абзаце первом настоящего пункта музыкальный инструмент или смычок, заявленные к временному вывозу, за исключением музыкального инструмента или смычка, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях их идентификации должна быть нанесена маркировка в соответствии со статьей 3513 настоящего Закона.

Сведения о наличии на указанных в абзаце первом настоящего пункта музыкальном инструменте или смычке маркировки, нанесенной в соответствии со статьей 3513 настоящего Закона, указываются в заключении (разрешительном документе) на временный вывоз.

Сведения о включении музыкального инструмента или смычка в состав Музейного фонда Российской Федерации, о наличии на музыкальном инструменте или смычке охранной маркировки, а также о выданном заключении (разрешительном документе) на временный вывоз музыкального инструмента или смычка вносятся уполномоченным органом в Единую базу данных о музыкальных инструментах и смычках, определенную статьей 3513 настоящего Закона.

Уполномоченный орган при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 357 настоящего Закона, о выдаче заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкальных инструментов или смычков проверяет наличие на музыкальных инструментах или смычках маркировки либо охранной маркировки в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

В случае, если по результатам экспертизы культурных ценностей струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок не отнесен к культурным ценностям либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, на указанные струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок оформляется паспорт, в котором производится запись о том, что в отношении указанных струнного смычкового музыкального инструмента или смычка не установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.

В случае, если по результатам экспертизы культурных ценностей музыкальный инструмент (за исключением струнного смычкового музыкального инструмента) не отнесен к культурным ценностям либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, по желанию владельца музыкального инструмента на указанный музыкальный инструмент оформляется паспорт, в котором производится запись о том, что в отношении указанного музыкального инструмента не установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.

В паспорте на музыкальный инструмент или смычок, не отнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, либо к культурным ценностям, имеющим особое значение, либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, указываются уникальный номер паспорта, выводы, содержащиеся в экспертном заключении, оформленном в соответствии с настоящим Законом, идентификационная информация о музыкальном инструменте или смычке (наименование, время и место изготовления, размеры, описание музыкального инструмента или смычка, иные идентификационные сведения о музыкальном инструменте или смычке), сведения о собственнике музыкального инструмента или смычка, сведения об арендаторе музыкального инструмента или смычка, а также размещаются фотографии указанных музыкального инструмента или смычка.

Сведения, содержащиеся в паспортах, указанных в абзацах одиннадцатом и двенадцатом настоящего пункта, вносятся уполномоченным органом в Единую базу данных о музыкальных инструментах и смычках, определенную статьей 3513 настоящего Закона.

Порядок выдачи уполномоченным органом паспортов, основания замены паспортов, порядок замены уполномоченным органом паспортов и формы паспортов утверждаются уполномоченным органом. Паспорта подписываются должностным лицом уполномоченного органа и заверяются печатью уполномоченного органа.

Срок действия паспортов составляет 10 лет.»;

в) дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

«7. На включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок оформляется паспорт, в котором указываются уникальный номер паспорта, идентификационная информация о струнном смычковом музыкальном инструменте или смычке (наименование, время и место изготовления, размеры, описание струнного смычкового музыкального инструмента или смычка, иные идентификационные сведения о струнном смычковом музыкальном инструменте или смычке), сведения о музее, иной организации, которые обеспечивают хранение струнного смычкового музыкального инструмента или смычка, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, сведения о включении струнного смычкового музыкального инструмента или смычка в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также размещаются фотографии указанных струнного смычкового музыкального инструмента или смычка.

Сведения о включении струнного смычкового музыкального инструмента или смычка в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и о наличии на струнном смычковом музыкальном инструменте или смычке охранной маркировки указываются уполномоченным органом в заключении (разрешительном документе) на временный вывоз струнного смычкового музыкального инструмента или смычка (в случае, если физическими или юридическими лицами, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 357 настоящего Закона, временно вывозятся струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации).

Сведения о включении струнного смычкового музыкального инструмента или смычка в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, о наличии на струнном смычковом музыкальном инструменте или смычке охранной маркировки, а также о выданном заключении (разрешительном документе) на временный вывоз струнного смычкового музыкального инструмента или смычка вносятся уполномоченным органом в Единую базу данных о музыкальных инструментах и смычках, определенную статьей 3513 настоящего Закона.

8. При временном вывозе в целях идентификации музыкального инструмента или смычка таможенный орган осуществляет проверку (идентификацию) охранной маркировки на музыкальном инструменте или смычке, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, маркировки, нанесенной в соответствии со статьей 3513 настоящего Закона, а также паспорта и заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкального инструмента или смычка.

Порядок проверки (идентификации) таможенным органом охранной маркировки на музыкальных инструментах или смычках, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, маркировки, нанесенной в соответствии со статьей 3513 настоящего Закона, а также паспортов и заключений (разрешительных документов) на временный вывоз музыкальных инструментов или смычков устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

4) в статье 357:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. При временном вывозе культурных ценностей юридическими лицами, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также физическими лицами, в том числе физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, к заявлению о выдаче заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей, представляемому в уполномоченный орган, прилагаются следующие документы:

в отношении культурных ценностей, временно вывозимых для организации выставок, презентаций либо для осуществления реставрационных работ или научных исследований, — договор с принимающей стороной, содержащий условия и срок временного вывоза культурных ценностей;

в отношении культурных ценностей, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, — документ, подтверждающий страхование временно вывозимых культурных ценностей на случай их утраты (гибели) или повреждения на срок их временного вывоза, или документ о государственной гарантии финансового возмещения стоимости временно вывозимых культурных ценностей на случай их утраты (гибели) или повреждения, представленный иностранным государством, принимающим указанные культурные ценности;

копия документа, удостоверяющего личность физического лица (для физического лица);

в отношении культурных ценностей, временно вывозимых физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, и (или) юридическим лицом, в том числе в отношении культурных ценностей, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, — копии документов, подтверждающих право владения или право пользования временно вывозимыми культурными ценностями;

в отношении временно вывозимых физическим лицом культурных ценностей, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, — копии документов, подтверждающих право владения или право пользования временно вывозимыми культурными ценностями;

в случае, если к временному вывозу заявлены культурные ценности, не находящиеся в собственности заявителя, — письменное согласие собственника культурных ценностей на временный вывоз культурных ценностей;

список культурных ценностей в двух экземплярах с их описанием;

фотографии культурных ценностей в цветном исполнении в двух экземплярах;

экспертное заключение, оформленное в соответствии с настоящим Законом, содержащее вывод об отнесении исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза (за исключением культурных ценностей, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, и музыкальных инструментов или смычков);

экспертное заключение, оформленное в соответствии с настоящим Законом, содержащее вывод об отнесении исследуемых музыкального инструмента или смычка к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза (не представляется при наличии паспорта);

в отношении музыкальных инструментов или смычков, отнесенных по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, либо к культурным ценностям, имеющим особое значение, либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, — паспорт, указанный в абзаце четвертом пункта 6 статьи 356 настоящего Закона;

иные документы в соответствии с настоящей статьей.

Действие настоящего пункта не распространяется на случаи временного вывоза струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. В случае, если физическими или юридическими лицами, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, временно вывозятся струнные смычковые музыкальные инструменты или смычки, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, при наличии охранной маркировки к заявлению о выдаче заключения (разрешительного документа) на временный вывоз струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков, представляемому в уполномоченный орган, прилагаются следующие документы:

документ, подтверждающий страхование временно вывозимых струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков на случай их утраты (гибели) или повреждения на срок их временного вывоза, или документ о государственной гарантии финансового возмещения стоимости временно вывозимых струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков на случай их утраты (гибели) или повреждения, представленный иностранным государством, принимающим указанные струнные смычковые музыкальные инструменты или смычки;

копия документа, удостоверяющего личность физического лица (для физического лица);

копии документов, подтверждающих право пользования временно вывозимыми струнными смычковыми музыкальными инструментами или смычками;

письменное согласие органа государственной власти, в ведении которого находится организация, осуществляющая постоянное хранение временно вывозимых струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков, на временный вывоз струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков;

документально подтвержденные гарантии уполномоченных государственных органов иностранного государства, на территорию которого осуществляется временный вывоз струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков, об обеспечении неприкосновенности (судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда) временно вывозимых струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков либо, если законодательством иностранного государства представление такого документа не предусмотрено, документально подтвержденные гарантии уполномоченных государственных органов этого иностранного государства об обеспечении сохранности и своевременного возврата временно вывозимых струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков;

список струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков в двух экземплярах с их описанием;

паспорт, указанный в абзаце первом пункта 7 статьи 356 настоящего Закона;

документ, подтверждающий цель поездки.»;

в) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. При временном вывозе физическими или юридическими лицами, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, струнных музыкальных инструментов или смычков, являющихся культурными ценностями, для осуществления гастрольно-концертной деятельности (в том числе в связи с участием в музыкальных конкурсах, мастер-классах) заявитель представляет в уполномоченный орган документ, подтверждающий цель поездки.»;

5) в статье 358:

а) в абзаце первом слова «В выдаче» заменить словами «1. В выдаче»;

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. В выдаче физическим или юридическим лицам, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 357 настоящего Закона, заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкальных инструментов или смычков может быть отказано также по одному из следующих оснований:

отсутствие на музыкальном инструменте или смычке охранной маркировки (в отношении музыкальных инструментов или смычков, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации);

отсутствие на музыкальном инструменте или смычке маркировки, нанесенной в соответствии со статьей 3513 настоящего Закона (в отношении музыкальных инструментов или смычков, отнесенных по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, либо к культурным ценностям, имеющим особое значение, либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского эко

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ЗАЩИТА ПРАВ, ИНТЕРЕСОВ ВКЛАДЧИКОВ И КРЕДИТОРОВ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации

В целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.
Кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Численные значения обязательных нормативов устанавливаются Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом.
Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.
При освобождении от должности единоличный исполнительный орган кредитной организации обязан передать имущество и документы кредитной организации лицу из числа ее руководителей. В случае отсутствия такого лица на момент освобождения от должности единоличного исполнительного органа он обязан обеспечить сохранность имущества и документов кредитной организации, уведомив о предпринятых мерах Банк России.
(часть пятая введена Федеральным законом от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

Статья 25. Норматив обязательных резервов банка

Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Банк обязан иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия указанного счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России.

Статья 26. Банковская тайна

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ)
Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:
1) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
2) граждан, претендующих на замещение должности судьи;
3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;
5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
7) лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 — 6 настоящей части;
8 ) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан и лиц, указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств физических лиц выдаются кредитной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств.
Информация об операциях, о счетах и вкладах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях».
Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) не вправе раскрывать третьим лицам данные об операциях, о счетах и вкладах физических лиц, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции в Банке России, кредитных организациях, а также в филиалах и представительствах иностранных банков.
Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, налоговые органы и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Информация о торговых и клиринговых счетах юридических лиц и об операциях по указанным счетам представляется кредитными организациями в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности».
Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности».
Операционные центры, платежные клиринговые центры не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, полученную при оказании операционных услуг, клиринговых услуг участникам платежной системы, за исключением передачи информации в рамках платежной системы, а также случаев, предусмотренных федеральными законами.
Положения настоящей статьи распространяются на сведения об операциях клиентов кредитных организаций, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами).
Положения настоящей статьи распространяются также на сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.
Документы и сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются кредитными организациями таможенным органам Российской Федерации в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица не вправе разглашать сведения, которые содержат банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 27. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации

На денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения.
(часть первая в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ)
При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, или на остаток электронных денежных средств кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу), а также перевод электронных денежных средств в пределах величины остатка электронных денежных средств, на которые наложен арест.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)
Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)
Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Остальные части ФЗ № 395-1 «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» можно посмотреть .

Новая редакция Ст. 857 ГК РФ

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Комментарий к Ст. 857 ГК РФ

Сведения, составляющие банковскую тайну, не относятся к коммерческой или служебной информации банка (ст. 139 ГК РФ). Это информация исключительно о клиентах банка. Предоставляются эти сведения только соответствующим организациям и должностным лицам на основании законов.

Специальный закон.

Другой комментарий к Ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Под термином «банковская тайна» следует понимать особый правовой режим информации о клиентах и их операциях, определенный законом, которая стала известна банку в силу осуществления им банковской деятельности. Этот правовой режим обязывает банк не разглашать полученные им сведения, а также определяет порядок и условия предоставления банком указанной информации третьим лицам без согласия своих клиентов.

2. Обязанность хранить банковскую тайну возлагается на банк или небанковскую кредитную организацию в качестве одного из условий договора банковского счета, предусмотренного законом (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Однако круг субъектов, обязанных обеспечивать соблюдение правового режима охраны информации, называемого банковской тайной, значительно шире. Ст. 26 Закона о банках возложила такую обязанность на кредитные, аудиторские организации, Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов и Комитет по финансовому мониторингу, уполномоченный осуществлять меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (уполномоченный орган). Ст. 7 и 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» (СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 44) возложили обязанность хранить банковскую тайну соответственно на бюро кредитных историй и уполномоченный орган, осуществляющий государственный контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй.

3. Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, операциях по счетам и вкладам, сведений о своих клиентах (п. 1 ст. 857 ГК РФ) и корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (ст. 26 Закона о банках).

Таким образом, обязанность хранить банковскую тайну для банка носит договорный характер, а объектом ее охраны являются сведения о личности клиента, его операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя дополнительные обязательства. Перечень операций по счету, на которые распространяется действие банковской тайны, определяется на основании ст. 848 ГК, специального законодательства и договора. Тайна распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.). Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковского обслуживания своего клиента.

Каких-либо пределов для распространения правового режима банковской тайны на иные сведения федеральное законодательство (ст. 26 Закона о банках) не содержит. Вместе с тем представляется, что банковская тайна не должна распространяться на сведения, указанные в статье 5 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Требования указанного нормативного акта следует также учитывать при определении объема информации, включаемой в понятие «сведения о клиентах и корреспондентах». Сюда могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и т.п. положении клиента, кроме тех, которые перечислены в указанном Законе. Например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.

4. Помимо сведений, указанных в п. 3 комментария к настоящей статье, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Бюро кредитных историй могут предоставлять указанные сведения только в объеме и порядке, установленном Федеральным законом «О кредитных историях» (ст. 7).

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Далее — Закон о противодействии отмыванию доходов). В соответствии со ст. 8 указанного Закона работники уполномоченного органа при исполнении указанного Закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих банковскую тайну, и несут установленную законодательством РФ ответственность за разглашение этих сведений.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. В соответствии со ст. 31 и 32 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Агентство по страхованию вкладов может получить информацию, составляющую банковскую тайну, как непосредственно от банков, так и в результате участия служащих Агентства в проверках кредитных организаций, осуществляемых Банком России.

5. Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления указанной информации) без согласия владельцев счетов определяется законодательством.

В соответствии со ст. 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Кредитные организации представляют в бюро кредитных историй всю информацию о заемщиках, которые дали для этого необходимое согласие. Круг сведений, передаваемых в бюро кредитных историй, определен в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях». Он включает в том числе: указание суммы обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита); указание срока исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита); указание срока уплаты процентов в соответствии с договором займа (кредита); сведения о дате и сумме фактического исполнения обязательств заемщика в полном и (или) неполном размерах и т.п.

6. Порядок представления сведений, составляющих банковскую тайну, налоговым органам определяется ст. 86 НК РФ. С 1 января 2007 года вступила в силу новая редакция указанной статьи НК РФ, изменившая перечень сведений, которые должны представляться банками по запросам налоговых органов. Прежняя редакция ст. 86 НК РФ не ограничивала круг операций, сведений, которые должны были представляться банками, а также не содержала ограничений относительно периодов времени, за которые должна была представляться такая информация. Она устанавливала лишь общую обязанность банков «выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа». Новая редакция обязывает банки выдавать налоговым органам только «справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах». Это означает, что новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ ограничила круг сведений, которые могут представляться налоговым органам по их мотивированным запросам. Следовательно, требования налоговых органов, например, о передаче им карточек с образцами подписей и оттисков печатей налогоплательщиков, не могут быть удовлетворены банками после 1 января 2007 года, поскольку такая информация не относится к ограниченному перечню тех сведений, которые обязаны представлять банки. В остальном порядок представления сведений, составляющих банковскую тайну, остался прежним. Он определяется письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 27 мая 2004 года N 24-2-02/410 «По вопросу направления мотивированного запроса налогового органа в адрес банка». Оно может применяться в части, не противоречащей новой редакции п. 2 ст. 86 НК РФ.

7. В числе органов и должностных лиц, которым должны быть предоставлены сведения, составляющие банковскую тайну, отсутствуют судебные приставы-исполнители. В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591) они вправе получать интересующие их сведения через налоговые органы. Однако ВАС РФ признал, что судебный пристав-исполнитель при исполнении исполнительного листа суда вправе требовать от банка сведения о наличии денежных средств, находящихся на счетах его клиентов-должников, в пределах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с исполнительным листом (п. 19 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»).

8. За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом (ст. 26 Закона о банках).

Указанные организации могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков. Их должностные лица и иные работники могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям и привлечены к материальной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, может повлечь уголовную ответственность соответствующих лиц в случаях, предусмотренных в ст. 183 УК РФ.

Клиенты — физические лица вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст. 151 и 152 ГК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх