Куперс

Бухучет и анализ

ГК ст 222

Проект реформы вещных прав затрагивает в том числе институт самовольной постройки. Сейчас самовольная постройка является комплексным институтом, поскольку признаки самовольного характера определяются нормами как частного, так и публичного права. Михаил Церковников, к.ю.н., доцент ИЦЧП им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, объяснил, какие возникают сложности, связанные с неоднородностью этого института, и какие изменения позволили бы решить некоторые проблемы, возникающие в сфере регулирования самовольной постройки.

Вопрос о самовольном строительстве урегулирован не только в России. В западных кодификациях он также обсуждается (например, в Германии и Франции). Но в зарубежном гражданском законодательстве регулируется только гражданско-правовой конфликт в отношениях по поводу самовольной постройки (то есть когда лицо неправомерно строит что-то на чужой земле).

Специфика регулирования самовольной постройки в России связана с тем, что долгое время вся земля была публичной и регулировать частно-правовой конфликт захвата чужой земли не имело смысла, так как все, что находилось на земельных участках, принадлежало изначально публично-правовому образованию. Современное законодательство лишь переняло принцип регулирования самовольного строительства из советского гражданского законодательства.

Признаки самовольной постройки: смешение частных и публичных начал

Говоря о самовольной постройке, необходимо перечислить ее признаки (ст. 222 ГК РФ):

  • постройка, отвечающая признакам недвижимого имущества, установленным в п. 1 ст. 130 ГК РФ, и возведенная или созданная на земельном участке, не представленном в установленном порядке;

  • возведена на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем такой постройки;

  • возведена без получения на это необходимых согласований, разрешений;

  • возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, установленных на дату начала возведения самовольной постройки и действующих на дату выявления этой постройки.

Сейчас законодатель более четко, чем раньше, выделяет частно-правовой конфликт, когда земельный участок не предоставлен для строительства конкретного объекта. Остальные признаки самовольности связаны с публичными требованиями в области строительства: если лицо возвело на предоставленном или на собственном земельном участке строение с нарушением вида разрешенного использования, который действовал на дату создания строения, либо у лица нет соответствующего разрешения на строительство или необходимых согласований, либо оно нарушило строительные нормы.

Таким образом, самовольность постройки определяется двумя видами пороков:

  • гражданско-правовой порок (когда лицо строит на земле, прав на которую не имеет);

  • публично-правовой порок (когда нарушается публичный порядок строительства или строение возводится не в соответствии со строительными правилами).

Самовольная постройка: неоднородность института

Можно заметить, что институт самовольной постройки является комплексным и сложно объяснить, почему его регулирование отражено именно в ГК РФ в блоке норм о приобретении права собственности. На самом деле при наличии у строения любого из приведенных признаков последствием будет не возникновение права собственности на постройку, а по общему правилу — снос. Напомним, что с 2018 г. введено правило о том, что самовольная постройка в некоторых случаях при определенных административных нарушениях после приведения ее в соответствие с законодательством может быть признана законным объектом недвижимости, принадлежащим лицу на праве собственности.

По мнению Михаила Церковникова, реализация принципа единого объекта недвижимости и других обсуждаемых изменений в сфере вещных прав не поможет полностью избавиться от проблем, связанных с регулированием самовольной постройки, так как часть признаков самовольной постройки относится к публичной сфере. Поэтому возможна ситуация, когда дом, построенный лицом на собственной земле и в соответствии со всеми строительными нормами, но без разрешения, не будет ему принадлежать на праве собственности.

Такое лицо теоретически может легализовать постройку. Легализация самовольной постройки происходит через признание права собственности в судебном порядке либо, как в случае с дачной амнистией, в административном порядке. До прохождения этих процедур самовольная постройка с точки зрения действующего законодательства объектом гражданских прав не является. Михаил Церковников считает, что это неправильно: появляются иски, предметом которых становится именно самовольная постройка, существует право на легализацию постройки при наличии определенных условий, поэтому самовольная постройка должна признаваться объектом гражданских правоотношений.

В суды обычно предъявляются два иска по поводу самовольной постройки: иск о сносе и иск о признании (то есть контртребование по отношению к первому, попытка легализовать объект). Удовлетворяя иск о признании самовольной постройки, суд, по сути, вводит объект в оборот (проверяет его безопасность, выполняет функции соответствующей комиссии).

Институт самовольной постройки является многоплановым, и его унифицированное регулирование невозможно (например, иск прокурора о сносе постройки в связи с нарушением норм безопасности и иск собственника соседского участка о сносе постройки в связи с нарушением его частных прав на землю в действительности имеют разную природу, но будут предъявляться на основании единой ст. 222 ГК РФ).

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Обзор о самовольной постройке) был выработан подход, согласно которому нет единой самовольной постройки, дело рассматривается по-разному в зависимости от того, какое нарушение было совершено и в каком интересе предъявлен иск.

С точки зрения действия во времени ст. 222 ГК РФ применяется по-разному: при решении вопроса о том, признавать ли постройку самовольной, нужно смотреть закон, действующий на момент создания постройки, а при решении вопроса, признавать ли право на эту постройку, нужно применять ст. 222 ГК РФ и соответствующие правила, действующие на момент обращения в суд. То есть п. 1 и 3 ст. 222 ГК РФ по-разному применяются с точки зрения действия во времени.

Отсутствие разрешения на строительство или необходимого согласования как признак самовольной постройки

Допустим, лицо возводит постройку на собственной земле при отсутствии разрешения на строительство. Поскольку отсутствие необходимого разрешения является самостоятельным признаком самовольной постройки, значит, является самостоятельным основанием для предъявления иска о сносе. С другой стороны, для легализации постройки при буквальном прочтении ст. 222 ГК РФ наличие разрешения не требуется. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором создана постройка, если:

  • лицо имеет права на земельный участок;

  • на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

  • сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Значит, если постройка отвечает всем названным условиям, иск о признании права на постройку должен быть удовлетворен. Однако судебная практика дополнительно включила в перечень необходимых требований для легализации требование о наличии разрешения на строительство, потому что, в противном случае, лицо могло бы не получать разрешение на строительство и легализовывать постройку через суд. В практике ВАС РФ происходили серьезные колебания. Сначала считалось, что если лицо делало попытки получить разрешение на строительство, но не смогло получить, то иск такого лица надо признавать. Но со временем стали возникать сложности с определением того, насколько добросовестно вело себя это лицо при обращении за получением разрешения.

В Обзоре о самовольной постройке написано, что для удовлетворения иска о признании права на постройку лицо, обращающееся с таким иском, должно на момент начала строительства или во время строительства иметь все необходимые документы, и только тогда оно будет считаться добросовестным. Весной 2011 г. Президиум ВАС РФ рассматривал дело, в котором никто не обращался за получением разрешения на строительство второго из двух возведенных зданий (постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 14057/10). Президиум признал право собственности на этот объект.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда рассматривала дело, в котором обсуждался вопрос об обращении за разрешением на строительство (даже если разрешение не было получено), чтобы суд признал право на постройку (Определение СКЭС ВС РФ от 26.05.2020 № 306-ЭС19-19642 по делу № А55-12718/2018). Судебная коллегия дала следующее толкование позиции, выработанной более ранней судебной практикой: требование о необходимости обратиться за выдачей разрешения не должно толковаться как абсолютное препятствие для удовлетворения иска о признании во всех случаях, когда этого разрешения нет. Можно признать право на постройку, даже если нет разрешения на строительство, при наличии условий, указанных в законе, а также при отсутствии признаков явного намеренного недобросовестного поведения (например, лицо совсем не обращалось за получением разрешения). Если лицо собрало пакет документов, отправило их в соответствующий орган для получения разрешения, исправило полученные замечания и в итоге не получило ответа, то суд может признать право собственности на постройку даже при отсутствии разрешения на строительство.

Параллельно подобный подход стал вырабатываться в судебной практике при рассмотрении исков о сносе самовольных построек по причине отсутствия разрешения на строительство. Снос постройки — это крайняя мера. Такое формальное основание для сноса, как отсутствие разрешения на строительство, должно оцениваться, исходя из того, есть ли другие дополнительные нарушения (нужно ли было дополнительно контролировать процесс строительства, помимо выдачи разрешения на строительство). Одного отсутствия разрешения на строительство недостаточно для того, чтобы снести постройку.

Еще в 2010 г. в отношении исков о признании права в совместном постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» была высказана позиция о том, что само по себе отсутствие разрешения на строительство не является основанием для отказа в иске о признании права на постройку, надо проверить факт обращения лица за его получением. Нужно, чтобы была реальная попытка получить это разрешение. Судебная коллегия применила это правило и к искам о сносе самовольных построек.

Михаил Церковников предлагает закрепить правило, согласно которому все, что находится на частной земле, по общему правилу принадлежит на праве собственности хозяину этой частной земли, в том числе неоконченная постройка. Иск о признании права на самовольную постройку в этом случае должен исчезнуть. Если будут обнаружены нарушения административных норм при строительстве, другие лица смогут предъявить иск о сносе такой постройки, то есть о прекращении уже возникшего автоматически права собственности. Это позволит избавить правопорядок от ситуаций, когда существует объект, права на который никому не принадлежат, но тем не менее в отношении него заключаются различные договоры, например, аренды и подряда. Возникновение частного права на объект не должно зависеть от его соответствия публичным требованиям.

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Комментарий к Ст. 222 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает специальное правило, определяющее правовые последствия создания новой вещи, отличное от положений ст. 219 Кодекса, в соответствии с которой право на вновь созданную вещь приобретает лицо, ее создавшее. Статья 222 устанавливает, что лицо, осуществившее самовольную постройку, права собственности на нее не приобретает. Кроме того, статья содержит ряд критериев, которые позволяют определить вещь как самовольную постройку, а также устанавливает последствия создания такой вещи.

2. Самовольной постройкой может быть жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество. Таким образом, к самовольным постройкам может быть отнесено также строение и сооружение, не предназначенное для проживания, в том числе строение и сооружение производственного назначения.

Устанавливая признаки самовольной постройки, законодатель исходит из следующих основных принципов:

— соответствие требованиям закона выбора места под постройку;

— соблюдение порядка строительства;

— наличие права распоряжения земельным участком.

С учетом этого важно, чтобы для места создания объекта отвод земельного участка был произведен в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Кроме того, необходимо согласие лица, имеющего право собственности на указанный земельный участок. Несоблюдение указанных требований свидетельствует о самовольности постройки.

Также о самовольности создания объекта (строительства, возведения) может свидетельствовать нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Здесь, конечно же, имеются в виду только существенные нарушения.

3. Положения ст. 222 ГК РФ устанавливают и последствия, которые наступают для лица, создавшего самовольную постройку.

Прежде всего действует специальное правило о том, что у «застройщика» не возникает право собственности. Это означает, что соответствующий субъект не может владеть, пользоваться и распоряжаться созданной вещью. В правовом смысле вещь не возникает как предмет, по поводу которого складываются гражданские правоотношения. Законодатель прямо указывает, что такое лицо не вправе продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки с вновь созданной вещью. Кроме того, последствием создания самовольной постройки является возложение на это лицо обязанности произвести снос постройки. При этом снос производится самим лицом, осуществившим постройку, либо за его счет.

4. В исключительных случаях право собственности может быть признано за лицом, осуществившим самовольную постройку. Такое признание происходит в судебном порядке. Основания, на которые может полагаться суд при вынесении указанного решения, также установлены комментируемой статьей и базируются на следующих принципах:

— единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов;

— невозможность безвозмездного изъятия у собственника его собственности;

— соблюдение прав и охраняемых законом интересов других лиц.

5. Следует отметить, что установленные в комментируемой статье основания признания права собственности на самовольную постройку претерпели ряд изменений с момента вступления в силу части первой ГК РФ.

Так, был принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Указанным Федеральным законом исключена возможность признания права собственности на условиях предоставления земельного участка под строительство в будущем.

Существовавшее до внесения изменений правило, по существу, «нейтрализовало» процедуры, установленные Земельным кодексом РФ для предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление таких участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта и исключительно на торгах. ЗК РФ не содержит положений, устанавливающих особый порядок для участков, на которых есть самовольная постройка.

Таким образом, положения комментируемой статьи с учетом указанной корректировки исключают возможность приобретения земельных участков из состава государственных или муниципальных земель по тому лишь основанию, что на участке было возведено строение.

6. Внесенные изменения предусматривают также возможность признания права собственности на самовольную постройку и во внесудебном порядке в случаях, когда это предусмотрено федеральными законами. Теперь это позволяет избежать коллизии между нормами ГК РФ и законодательными актами, определяющими упрощенный порядок оформления прав граждан на создаваемые или созданные объекты недвижимости, а также предотвратить ситуации, когда гражданам во всех случаях приходилось путем судебного разбирательства признавать права собственности на возведенные без согласования и разрешения постройки на земельном участке. Положения ч. 3 ст. 222 ГК РФ предусматривают возможность признания за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, права собственности на самовольную постройку в установленном законом порядке и без решения суда.

Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1 ст.222 ГК РФ).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п.2 ст.22 ГК РФ).

Однако законодатель установил возможность легализации самовольной постройки в судебном либо ином предусмотренном законом порядке (п.3 ст.222 ГК РФ).

Разъяснения по вопросам рассмотрения споров, связанных с самовольной постройкой, применения ст.222 ГК РФ даны Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего арбитражного суда РФ в Постановлении №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее по тексту – Постановление).

Так, с иском о сносе самовольной постройки в суд по общим правилам подведомственности дел могут обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, а также в защиту публичного интереса, прокурор либо уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом (п.22 Постановления).

Исковая давность не распространяется на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан (п.22 Постановления).

Наличие в ЕГРП записи о регистрации права на недвижимое имущество, которое имеет признаки самовольной постройки, не исключает возможности предъявления требования о его сносе, а решение об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в таком случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку, а также обременений недвижимости правами третьих лиц (п.23 Постановления).

Иск о сносе самовольной постройки в соответствии с п.24 Постановления предъявляется: лицу, осуществившее самовольное строительство; лицу, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка (заказчику – при создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков); лицу, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной (в случае отчуждения самовольной постройки — ее приобретателю; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал — юридическому лицу, получившему такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица — лицу, получившему имущество во владение).

Право собственности на самовольную постройку в силу п.3 ст.222 ГК РФ может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, однако признание права собственности на самовольную постройку не свидетельствует о невозможности в последующем оспаривания заинтересованным лицом права собственности на это имущество по иным основаниям (п.25 Постановления).

При установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, а также при отсутствии нарушения сохраненной самовольной постройки прав и охраняемых законом интересов других лиц и угрозы жизни и здоровью граждан иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению (п.26 Постановления).

Самовольная постройка не может быть включена в наследственную массу, так как не принадлежит наследодателю на законных основаниях. В то же время, наследники, принявшие в порядке наследования право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, вправе требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку (п.27 Постановления).

На самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект, также распространяются положения ст.222 ГК РФ. В случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества (п.28 Постановления).

На отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости положения ст.222 ГК РФ не распространяются (п.29 Постановления).

Объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой, а при наличии оснований, установленных ст.222 ГК РФ, на объект незавершенного строительства как на самовольную постройку может быть признано право собственности (п.30 Постановления).

Признание права собственности на самовольную постройку в порядке п.3 ст.222 ГК РФ является основанием возникновения права собственности по решению суда (п.31 Постановления), следовательно, решение о признании права собственности на самовольную постройку является основанием для государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости.

Главный специалист- эксперт отдела правового обеспечения О.А. Мисливская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх