Куперс

Бухучет и анализ

Государственный финансовый контроль

Финансовый контроль в Российской Федерации

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Сущность и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ «О счетной политике Российской Федерации» от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

См.далее: Счетная палата

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

См.далее: Федеральная налоговая служба

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I. На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

МНС РФ

ГТК РФ

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II. На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

*Источник: Центр институциональных и микроэкономических исследований Института экономики РАН.

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие формы финансового контроля:

  • предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения проектов бюджетов;
  • текущий контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;
  • последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Законодательные органы субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления при осуществлении финансового контроля имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления всех материалов, необходимых для утверждения бюджетов и проверки их исполнения. Эти органы могут создавать собственные контрольные органы.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями. Главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки. Ревизия основной метод финансового контроля. Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, а также на проверке данных бухгалтерского и складского учета. В ходе ревизии проводятся инвентаризации. Ревизии могут быть фронтальными, т. е. комплексными, и выборочными. По результатам ревизии подписывается акт, в котором излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

См.далее: Ревизия

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Виды финансового контроля

Финансовый контроль существует в нескольких видах, выделяемых по разным основаниям: исходя из соотношения времени контроля и периода осуществления проверяемой деятельности; волеизъявления субъектов контрольных правоотношений; сферы финансовой деятельности, в которой проводится контроль; правового статуса контролирующих субъектов и др.

В зависимости от времени проведения контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. п.

Текущий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств, выделенных для административно- хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на обязательный и инициативный. Обязательный финансовый контроль проводится: 1) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год); 2) по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), а также посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

Так, в зависимости от сферы контролируемой финансовой деятельности (объекта, направления) можно выделить следующие виды контроля: бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный.

С учетом особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют: государственный (федерального и регионального уровней), муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль подразделяется (в зависимости от сферы действия) на подведомственный (или вневедомственный) и внутриведомственный (похожую структуру имеет и муниципальный финансовый контроль). В этой классификации, в свою очередь (в зависимости от видов органов, осуществляющих контрольную деятельность), можно выделить финансовый контроль: 1) представительных (законодательных) органов власти; 2) Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный (внутриведомственный), включающий внутренний финансовый аудит (см. ст. 270 БК РФ); 6) внутрихозяйственный (внутренний).

Аудиторский контроль, проводимый, в отличие от названных видов, на основе предпринимательской деятельности, может быть обязательным и инициативным (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ)).

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31 (169). Право. Вып. 21. С. 23-25.

Ю. И. Подшивалов ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО фИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Рассматривается актуальный вопрос современной теории государства и права и конституционного права — понятие государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Ключевые слова: контроль, государственный надзор, государственный финансовый контроль, понятие.

Роль государственного финансового контроля в современных условиях, безусловно, возрастает, поскольку усложняются связи и отношения в финансово-экономической сфере, происходит увеличение количества субъектов и видов финансовой деятельности, изменяется законодательство, совершенствуются схемы финансовых преступлений1.

Любые стороны государственного финансового контроля в России в настоящее время требуют заинтересованного и целеустремленного рассмотрения. Данный вывод напрашивается в связи с тем, что построение системы эффективного государственного финансового контроля осуществляется в нашей стране впервые. Методология, формы и технологии этого процесса еще очень далеки от совершенства, поэтому нуждаются в постоянном и качественном развитии. Теоретическое освоение интересующей нас предметной области предполагает выработку и использование некоторой системы основных категорий. В связи с этим считаем необходимым кратко проанализировать понятие «государственный финансовый контроль».

Слово «контроль», используемое в русском языке, имеет французские корни, оно произошло от французского слова controle, которое применялось для обозначения встречной, вторичной записи с целью проверки первой2. В английском языке сходное по звучанию слово control может быть использовано для обозначения состояния управления, руководства, регулирования, распоряжения, господства, насилия, власти3. В современном значении рассматриваемое понятие обозначает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. При рассмотрении понятия государственного финансового контроля следует также учитывать его социальное значение. В этом смысле его можно понимать как формы и способы влияния, которые применяются обществом и его группами для регулирования поведения людей4.

В то же время между понятиями «контроль» и «надзор» существуют различия. Надзор состоит в наблюдении за законностью деятельности, тогда как контроль охватывает в том числе и саму такую деятельность. При надзоре между проверяющим и проверяемым отсутствует организационное подчинение, и орган надзора не вмешивается в оперативную деятельность поднадзорного органа. Органы надзора наделены полномочиями по применению к поднадзорным органам мер воздействия. К примеру, в словаре-справочнике по социальному управлению контроль определяется как проверка; наблюдение с целью проверки исполнения законов, постановлений, управленческих решений и т. п.5 Согласно ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом»6.

Таким образом, контроль в целом — это осуществление функции управления; он позволяет получать информацию о состоянии объекта управления, его характере и результативности управленческого воздействия на него. Он также обеспечивает обратную связь между теми, кто принимает управленческие решения, кто их осуществляет, и объектами управления.

Необходимо отметить, что в научной литературе имеется достаточно много определений государственного финансового контроля. В то же время нельзя сказать, что все авторы одинаково определяют это понятие.

Так, Н. Д. Погосян пишет, что «контроль в сфере финансов можно определить как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности»7.

Некоторые авторы определяют это понятие как контроль «за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социальноэкономического развития страны и отдельных регионов»8.

Такие ученые, как М. В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин, понимают под государственным финансовым контролем «контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан»9.

Приведенные выше определения рассматриваемого нами понятия указывают на его основную направленность на недопущение или пресечение нарушений. Но это не единственный подход к определению данного понятия. С. Н. Рябухин определяет государственный финансовый контроль как «объективно обусловленную деятельность человека, цель которой оценить отклонения фактически регистрируемых параметров, характеризующих действия государства в финансово-экономическом пространстве, от установленных для них норм. Это не просто механизм отслеживания бюджетного процесса, но и мониторинг, и анализ состояния экономики и общества, направленный на финансовую оценку эффективности использования государством выделяемых ему ресурсов»10.

Наиболее точным нам представляется определение понятия «государственный финансовый контроль», приведенное С. В. Степашиным,

Н. С. Столяровым, С. О. Шохиным, В. А. Жуковым, под которым они понимают контроль над формированием, воспроизводством и использованием национального достояния11.

Близким по своей концепции является понятие финансового контроля, сформулированное В. М. Родионовой и В. М. Шлейниковым: «Финансовый контроль — это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и системы их реализации, выявления от-

клонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации»12.

В Конституции РФ слово «контроль» встречается несколько раз: в п. «а» ст. 71 сказано, что осуществление контроля за соблюдением федеральных законов относится к ведению Российской Федерации; ст. 11 устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды. Вышеназванные органы уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением федеральных законов.

В связи с вышеизложенным представляется верным мнение А. М. Тарасова, который делает вывод о том, что в Конституции РФ, хотя и в общем плане, но предусмотрен государственный финансовый контроль13.

Государственный контроль в виде функции государственного управления не связан ни с формой государства, ни с государственным строем, ни с государственным устройством, ни с политической системой государства. По высказыванию Ю. А. Тихомирова, «государственный контроль не является атрибутом какого-либо одного, чаще тоталитарного, режима. Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов. Вопрос в том, каковы цели и механизмы контроля, его поддержка в обществе, насколько он помогает устойчивости институтов государства, обеспечению прав и свобод граждан, прогрессивному социальноэкономическому развитию»14.

Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать следующие выводы:

1. Опираясь на рассмотренные дефиниции, следует определять государственный финансовый контроль как осуществляемую в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами деятельность специально уполномоченных на то государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности образования, распределения и использования национального достояния с целью предупреждения и пресечения нарушений в этой сфере, а также предоставления гражданам как налогоплательщикам объективной информации о расходовании государственных средств.

2. Основы осуществления государственного финансового контроля регламентируются непосредственно нормами Конституции РФ. В связи с этим точка зрения, согласно которой государственный финансовый контроль не имеет своего конституционного закрепления, представляется ошибочной.

Примечания

1 См.: Шахрай, С. М. Финансовый контроль в XXI веке // Налоги. 2004. № 12.

2 См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М., 2001. С. 430.; Философский энциклопедический словарь, М., 1997. С. 221.

3 См.: Мюллер, В. К. Англо-русский словарь. М., 1971. С. 170.

4 См.: Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г Данильяна, Н. И. Панова. М., 2005. С. 196.

5 См.: Социальное управление : словарь. М., 1997. С. 74.

6 Лимская декларация руководящих принципов контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

// Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. М., 1998. С. 42-53.

7 Погосян, Н. Д. Счетная Палата Российской Федерации. М., 1998. С. 109.

8 Финансовое право : хрестоматия : в 3 т. / под ред. В. И. Ви-дяпина, СПб., 2004. Т. 2. С. 101.

9 Мельник, М. В. Ревизия и контроль : учеб. пособие / М. В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин. М., 2007. С. 15.

10Рябухин, С. Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. М., 2004. С. 8.

11 См.: Степашин С. В. Государственный финансовый контроль : учеб. для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков. СПб., 2004.

12 Родионова, В. М. Финансовый контроль / В. М. Родионова, В. М. Шлейников. М., 2002. С. 41.

13 См.: Тарасов, А. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. 2004. № 10. С. 16.

14 Тихомиров, Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 111.

УДК 342.9

БО1: 10.19073/2306-1340-2018-15-4-487-491

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ _КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЛЬВОВА Ирина Георгиевна*

И lig37@yandex.ru

Ул. Короленко, 12, Омск, 644010, Россия БУРНЫШЕВА Лариса Витальевна4

И lorabu@mail.ru

Ул. Короленко, 12, Омск, 644010, Россия

Аннотация. Статья посвящена сущности общественного финансового контроля и его роли в системе финансового контроля при управлении государством. В статье анализируются высказываемые в научной литературе подходы к понятию и содержанию общественного финансового контроля, а также исследуются проблемы правового регулирования, рассматриваются возможность и необходимость разработки и принятия единого нормативного правового акта, который объединил бы правовое регулирование как государственного, так и негосударственного финансового контроля, в том числе и общественного. В Российской Федерации деятельность по противодействию коррупции остается достаточно актуальной. Значительная роль в такой деятельности принадлежит институту гражданского общества. Общественные объединения, осуществляя мониторинг эффективности бюджетных расходов, раскрывают, рассматривают и контролируют разнообразные коррупционные явления в финансовой сфере государства.

Ключевые слова: общественный финансовый контроль, финансовый контроль, государственный финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, гражданское общество, противодействие коррупции, государственное управление, эффективность использования бюджетных средств.

Public Financial Control as an Instrument of Public Administration

Lvova Irina G.**

H lig37@yandex.ru 12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia Burnysheva Larisa V.AA H lorabu@mail.ru

12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia

* Старший преподаватель кафедры административного и финансового права Омской юридической академии. А Старший преподаватель кафедры административного и финансового права Омской юридической академии.

Ключевую роль в управлении государством играет качественное управление финансами. Основным условием для эффективного распределения и использования финансовых ресурсов является функционирование института финансового контроля. Финансовый контроль, являясь одним из видов государственного контроля, пронизывает все сферы общественной жизни и имеет своей целью соблюдение законности на всех стадиях функционирования финансовой деятельности государства1.

Данный тезис подтверждается положениями Лимской декларации, принятой в октябре 1977 г. на IX конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТО-САИ — International Organization of Supreme Audit Institutions), которая определяет финансовый контроль как обязательный элемент управления общественными финансами в силу наличия ответственности перед обществом за успешную реализацию финансовой стратегии и тактики, эффективности распределения и использования финансовых ресурсов, а также обеспечение экономической безопасности2.

Финансовый контроль в Российской Федерации реализуется двухзвенной системой: государственный и негосударственный. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные контролирующие органы: Минфин России, Казначейство России, Росфинмониторинг, Счетная палата Российской Федерации и др. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на муниципальный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) и общественный. Субъектами муниципального контроля выступают представительные и исполнительные органы местного самоуправления, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований. Внутрихозяйственный контроль осуществляется непосредственно самим хозяйствующим субъектом, т. е. по сути является самоконтролем собственной деятельности. Аудиторский контроль реализуется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Субъектом обще-

1 О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 // Рос. газ. 1996. 1 авг.

2 Лимская декларация руководящих принципов контроля : принята в г. Лиме 17-26 окт. 1977 г. IX Конгрессом Между-нар. орг-и высш. органов фин. контроля (ИНТОСАИ). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».

3 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Рос. газ. 2018. 9 мая.

4 URL: https://rg.ru/2018/07/09/minfin-predlozhil-potratit-pochti-4-trilliona-rublej-na-majskij-ukaz.html

5 URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/32167

ственного контроля является гражданское общество, так как такой контроль непосредственно представляет интересы граждан, общественных групп или общественных объединений в любой области жизнедеятельности. Контрольная деятельность перечисленных субъектов регулируется отдельными нормативными правовыми актами, которые часто не согласуются друг с другом.

Назначение финансового контроля состоит в содействии реализации финансовой стратегии и тактики, целесообразности и эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В условиях, когда на выполнение майского указа Президента РФ, изданного в 2018 г.3, только на период 2019-2021 гг. Минфин России предложил направить почти 4 трлн рублей4, совершенно очевидно, что за использованием этих средств по назначению требуется действенный контроль.

Как показывают результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации, только в 2017 г. было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн рублей. Наиболее часто встречающимся видом нарушений являются нарушения при осуществлении государственных закупок — 2,3 тыс. на общую сумму более 118,7 млрд рублей5.

Очевидно, что выявленные нарушения были обнаружены посредством последующего контроля, что свидетельствует о несовершенном текущем финансовом контроле, в силу значительного количества объектов, подлежащих контролю, и других объективных и субъективных факторов, таких, например, как несовершенство законодательства, коррупционная составляющая и низкий уровень квалификации кадров.

Актуальной проблемой государственного финансового контроля в России остается отсутствие единого нормативного правового акта, регламентирующего его функционирование. Так, более 20 лет в стадии разработки находится Федеральный закон «О государственном финансовом контроле», необходимость принятия которого утверждалась Указом Президента от 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

июля 1996 г.6 Очевидно, в связи с этими обстоятельствами возникла новая разновидность финансового контроля — общественный финансовый контроль, который реализуется как в социальных отношениях, так и в государственном управлении.

Основные правовые алгоритмы института общественного контроля заложены в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ как одна из форм реализации права на участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также в федеральных законах от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»7, от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации»8. Термин «общественный контроль» встречается в Земельном кодексе Российской Федерации, в федеральных законах от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»9, от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»10, от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»11 и др.

Обращает на себя внимание, что в нормативных правовых актах различные ведомства указывают только на возможности общественного контроля, но не определяют его сущность.

Понятие общественного контроля определено в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной

оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Особое место в системе общественного контроля занимает общественный финансовый контроль, что объясняется заинтересованностью гражданского общества в выполнении государством социальных обязательств, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Возможность граждан и их общественных формирований осуществлять проверку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их решений, давать оценку этой деятельности с точки зрения общественных интересов выступает одним из самых эффективных механизмов обеспечения прозрачности деятельности публичной власти . С. М. Зубарев справедливо отмечает, что только экономически и политически свободные граждане и их объединения способны обеспечить эффективный, независимый, реальный контроль в сфере государственного управления .

Необходимо подчеркнуть, что нормативно закрепленного определения общественного финансового контроля в настоящее время не существует. Несмотря на то что общественный финансовый контроль является наименее исследованным видом негосударственного контроля, в доктрине административного и финансового права рядом авторов сформулированы его понятие, сущность и содержание.

На наш взгляд, наиболее полное определение общественного финансового контроля предложил В. В. Котов: «Это осуществляемая гражданами, общественными объединениями, а также негосударственными органами деятельность, направленная на подтверждение рационального, целевого и правомерного использования общественных ресурсов исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов» .

М. А. Лапина и А. В. Лапин считают, что общественный финансовый контроль есть «урегулированная нормами права деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан по контролю за своевременностью

6 О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/4179/27658556

7 Рос. газ. 2014. 23 июля.

8 Там же. 2005. 7 апр.

9 Там же. 1995. 28 нояб.

10 Там же. 1996. 4 дек.

11 Там же. 2013. 12 апр.

и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования, осуществляемая посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению» .

С. В. Степашин представляет общественный финансовый контроль как «осуществляемый от имени общества независимый внешний контроль за использованием исполнительной властью общественных средств и ресурсов» .

По мнению Е. В. Тереховой, общественный финансовый контроль — это «совокупность мероприятий по проверке исполнения финансового законодательства, соблюдения финансовой дисциплины при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности общественными объединениями, осуществляемых отдельными гражданами и общественными организациями с целью обеспечения финансовой стабильности» .

В соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль могут осуществлять следующие субъекты: общественная палата РФ и региональные общественные палаты; общественные советы, создаваемые при государственных и муниципальных органах; общественные объединения; отдельные граждане.

К наиболее активным представителям общественных объединений, осуществляющих финансовый контроль, с учетом достигнутых результатов, следует отнести Общероссийский народный фронт (далее — ОНФ). Последние годы эта тенденция успешно развивается, что в известной степени доказывается деятельностью данной организации. Так, проект ОНФ «За честные закупки» был запущен в сентябре 2013 г. Это открытая площадка, которая объединила 9 тыс. активистов по всей стране, занимающихся борьбой с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок госкомпаний. Результатом работы проекта стало устранение нарушений в государственных закупках на 270 млрд руб. При этом на закупках предметов роскоши, автомобилей, чартерных

перелетов и дорогой мебели удалось сэкономить порядка 20 млрд руб. Каждый сигнал активиста проекта ОНФ «За честные закупки» — это работа от единичного случая до системного решения12.

Одной из серьезных социально-государственных проблем в Российской Федерации является коррупция. Справедливо отмечают М. А. Лапина и А. В. Лапин, что «противодействовать ей возможно только скоординированной деятельностью всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и конкретных граждан. В этой связи большое значение приобретают меры профилактического характера, которые прежде всего предусматривают развитие институтов общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства и совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Данная проблема не может не касаться организаций и граждан, осуществляющих общественный финансовый контроль, поскольку основу коррупции всегда составляют злоупотребления должностного лица своими полномочиями в целях незаконного получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера» .

Еще одним немаловажным направлением деятельности Общероссийского народного фронта является борьба с коррупцией. Активисты ОНФ продолжают мониторинг эффективности бюджетных расходов, опираясь на Национальный план противодействия коррупции на 20182020 гг., который был утвержден указом Президента Российской Федерации В. В. Путина13.

Несмотря на то что общественный финансовый контроль приобретает все большую значимость и широкое распространение, его правовая природа остается не вполне определенной. Как уже отмечалось, не существует официальной дефиниции понятия и сущности общественного финансового контроля, не указан субъектный состав его исполнителей, а их права и обязанности требуют конкретизации. Все выше обозначенные проблемы можно было бы урегулировать разработкой и принятием Федерального закона «О финансовом контроле в Российской Федерации», который объединил бы правовое регули-

12 URL: https://onf.ru/2018/07/03/onf-prodolzhit-monitoring-effektivnosti-byudzhetnyh-trat-v-sootvetstvii-s-nacplanom/

13 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы : указ Президента Рос. Федерации от 29 июня 2018 г. № 378. Доступ из СПС «Гарант».

рование как государственного, так и негосударственного финансового контроля, в том числе и общественного.

По нашему мнению, подобный закон в части государственного финансового контроля мог бы быть основан на нормах, заложенных в Модельном законе «О государственном финансовом контроле», а в части, регулирующей негосударственный финансовый контроль, в законе необходимо было бы объединить нормы из уже существующих, но разрозненных нормативных правовых актов, таких как федеральные законы от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Обществен-

ной палате Российской Федерации», от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др. Это в значительной мере усовершенствовало бы использование общественного финансового контроля, который неуклонно приобретает все большую значимость.

Следует также обратить внимание на создание условий для постоянного взаимодействия между органами государственного финансового контроля, правоохранительными органами и представителями гражданского общества в части обмена информацией, обсуждения результатов и выработки необходимых мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Дементьев А. Н., Дементьева О. А. Общественный контроль как необходимое условие обеспечения прозрачности деятельности публичной власти, предупреждения и предотвращения коррупции // Муниципальная власть. 2015. № 4. С. 32-37.

2. Зубарев С. М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 7-13.

3. Котов В. В. О правовых механизмах общественного финансового контроля // Финансовое право. 2013. № 3. С. 7-11.

5. Степашин С. В. От «ауди» к аудиту. Независимый финконтроль как гарант сильной России // Российская газета. 2009. 24 июня.

1. Контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, полномочия по контролю:
— за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации;
— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации;
— за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Федерального закона о контрактной системе;
— за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
— за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
— за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
— за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги и др.

2. Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

3. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

4. Анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.

5. Анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

6. Утверждение общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляла свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавлял руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов. С января 2013 года этот пост занимал Александр Смирнов.

В 2012 году о недостаточной эффективности Росфиннадзора говорили российские сенаторы. В Совете Федерации отмечали, что Росфиннадзор недостаточно эффективно взыскивает штрафы за нарушения бюджетного и валютного законодательства, а также из-за отсутствия административных регламентов не исполняет государственные функции по контролю и надзору за работой органов государственного финконтроля в регионах и по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.

В октябре 2015 года служба потеряла часть своих полномочий: у Росфиннадзора отобрали право возбуждать административные дела по бюджетным нарушениям, совершенным должностными лицами.

2 февраля 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Росфиннадзора.

Ранее Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева присоединить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) к Федеральному казначейству, передав при этом функции валютного контроля Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной таможенной службе (ФТС).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Об установлении форм государственного финансового контроля и порядка его осуществления исполнительными органами государственной власти Пермского края

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2009 года N 1005-п
Об установлении форм государственного финансового контроля и порядка его осуществления исполнительными органами государственной власти Пермского края

И.о.председателя
Правительства края
В.А.Сухих

Формы государственного финансового контроля и порядок его осуществления исполнительными органами государственной власти Пермского края

УСТАНОВЛЕНЫ
постановлением Правительства Пермского края
от 29 декабря 2009 года N 1005-п
(в редакции постановления
Правительства Пермского края
от 26 августа 2011 года N 598-п)

Формы государственного финансового контроля и порядок его осуществления исполнительными органами государственной власти Пермского края

I. Основные положения

1.1. Государственный финансовый контроль — установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти, иных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений при осуществлении операций с государственными ресурсами, включающая контроль за рациональностью и эффективностью их использования.
1.2. Государственный финансовый контроль на территории Пермского края (далее — финансовый контроль), осуществляемый исполнительными органами государственной власти Пермского края, включает контроль за использованием средств бюджета Пермского края, в том числе передаваемых бюджету Пермского края из федерального бюджета, средств государственных территориальных внебюджетных фондов, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, бюджетных кредитов, финансовой эффективностью использования объектов государственной собственности и иных финансовых ресурсов Пермского края (далее — бюджетные средства).
1.3. Основными целями финансового контроля являются:
выявление, предупреждение, недопущение и пресечение неправомерных и неэффективных действий по формированию, распределению, аккумулированию и использованию бюджетных средств;
анализ причин возникновения нарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности расходования бюджетных средств, выявление резервов по повышению эффективности использования бюджетных средств;
разработка рекомендаций (мероприятий) по устранению и предупреждению возникновения в дальнейшем выявленных нарушений.
1.4. Исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляющими финансовый контроль (далее — органы финансового контроля), являются:
Министерство финансов Пермского края;
главные распорядители (распорядители(1))&nbsp средств бюджета Пермского края;
главные администраторы доходов бюджета Пермского края;
главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Пермского края.
Органом, осуществляющим координацию деятельности органов финансового контроля на территории Пермского края, является Министерство финансов Пермского края.
1.5. При реализации полномочий органы финансового контроля обеспечивают контроль:
соблюдения объектом контроля требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пермского края, регулирующих бюджетные правоотношения;
правомерности финансовых и хозяйственных операций, осуществляемых объектом контроля, с использованием бюджетных средств;
целевого и эффективного использования бюджетных средств.
1.6. Объектами финансового контроля являются:
органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления, организации, финансируемые из бюджета Пермского края, бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов, в части использования бюджетных средств и средств указанных внебюджетных фондов, а также в части использования объектов государственной собственности и иных финансовых ресурсов Пермского края;
юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие в соответствии с бюджетным законодательством и нормативными правовыми актами Пермского края средства из бюджета Пермского края, из бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов, в части использования указанных средств, а также в части использования объектов государственной собственности и иных финансовых ресурсов Пермского края.
1.7. Финансовый контроль осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.
1.8. Основными методами осуществления финансового контроля являются:
1.8.1. наблюдение, предполагающее общее ознакомление с состоянием деятельности объекта контроля;
1.8.2. сверка, представляющая собой контрольное действие по сопоставлению фактически применяемых нормативов с нормативами, предусмотренными бюджетным законодательством, отчетных данных с данными первичных учетных документов;
1.8.3. анализ, проводящийся на базе периодичной и годовой отчетности, отличающийся системным и пофакторным подходом, а также использованием аналитических приемов;
1.8.4. проверка (камеральная, выездная), представляющая собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, проводящаяся с использованием первичных бухгалтерских и иных документов, регистров бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерской (бюджетной) и финансовой отчетности, фактического обследования;
1.8.5. ревизия, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по всестороннему обследованию финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, документальной и фактической проверке правомерности, эффективности и результативности совершенных в проверяемом периоде операций, правильности и достоверности их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете, бухгалтерской (бюджетной) и финансовой отчетности, а также правомерности действий должностных лиц при их осуществлении.
____________________________________________________
(1) Осуществляют финансовый контроль в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
____________________________________________________

II. Порядок осуществления предварительного финансового контроля

2.1. Предварительный финансовый контроль представляет собой форму финансового контроля, осуществляемого на стадии формирования проекта бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период в части проверки правовых оснований для принятия расходных обязательств, обоснованности расчета доходов и объема расходных обязательств бюджета Пермского края, в том числе для получения межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края.
2.2. Предварительный финансовый контроль осуществляется органами финансового контроля в целях предупреждения нарушения действующего бюджетного законодательства, выявления дополнительных финансовых ресурсов, предотвращения и пресечения неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств.
2.3. Предварительный финансовый контроль осуществляется методами наблюдения, сверки, анализа, проведения камеральных проверок, с использованием при необходимости метода проведения выездных проверок.
2.4. Предварительный финансовый контроль на территории Пермского края осуществляется следующими органами финансового контроля:
Министерством финансов Пермского края;
главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Пермского края;
главными администраторами доходов бюджета Пермского края.
2.5. Министерством финансов Пермского края предварительный контроль осуществляется в ходе формирования бюджета Пермского края в сроки, установленные Законом Пермского края о бюджетном процессе в Пермском крае.
Министерство финансов Пермского края осуществляет предварительный финансовый контроль путем:
проверки фрагментов реестра расходных обязательств, представляемых главными распорядителями, распорядителями средств бюджета Пермского края, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета по форме и в сроки, установленные нормативным правовым актом Правительства Пермского края об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств Пермского края;
проверки обоснованности расчетов по каждому направлению и видам расходов, включаемых в ведомственную и функциональную структуру расходов бюджета Пермского края, а также по каждой группе источников финансирования дефицита бюджета;
проверки обоснованности расчетов доходов бюджета Пермского края;
проверки формирования сводной бюджетной росписи, кассового плана в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Пермского края.
2.6. Предварительный финансовый контроль главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Пермского края в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств осуществляется в виде контроля за формированием фрагментов реестра расходных обязательств и бюджетной росписи, за составлением, утверждением и исполнением бюджетных смет, смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности, за соблюдением порядка составления бухгалтерской (бюджетной) и финансовой отчетности подведомственными учреждениями в сроки, необходимые для формирования проекта бюджета Пермского края.
2.7. Предварительный финансовый контроль главными администраторами доходов бюджета Пермского края осуществляется в части контроля за полнотой, своевременностью предоставления подведомственными администраторами доходов бюджета Пермского края информации в сроки, необходимые для формирования проекта бюджета Пермского края.

III. Порядок осуществления текущего финансового контроля

3.1. Текущий финансовый контроль представляет собой форму финансового контроля, осуществляемого в течение текущего финансового года в процессе исполнения бюджета Пермского края, в ходе принятия бюджетных обязательств, санкционирования оплаты и подтверждения исполнения денежных обязательств.
3.2. Текущий финансовый контроль осуществляется органами финансового контроля в целях предотвращения и пресечения нарушений в финансово-бюджетной сфере в процессе привлечения и (или) расходования бюджетных средств, обеспечения выполнения расходных обязательств Пермского края.
3.3. Методами проведения текущего финансового контроля являются камеральные и (или) выездные проверки документации, непосредственно связанной с принятием бюджетных обязательств, исполнением денежных обязательств или получением денежных средств по отдельным вопросам исполнения бюджета с использованием при необходимости фактического исследования. Одновременно проводится наблюдение, анализ и сверка кассового исполнения по бюджетной и приносящей доход деятельности, фактических затрат и полученных результатов с запланированными в целях оперативного выявления отклонений.
3.4. Министерство финансов Пермского края осуществляет текущий финансовый контроль:
3.4.1. За обоснованностью списания средств со счета бюджета Пермского края в части:
правильности отражения операций на лицевых счетах;
непревышения кассовых выплат, осуществляемых получателями средств бюджета, доведенным лимитам бюджетных обязательств и (или) бюджетным ассигнованиям по кодам операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации;
непревышения кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита бюджета, доведенным до них бюджетным ассигнованиям;
соответствия показателям кассового плана;
наличия у получателя средств бюджета Пермского края документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Пермского края, возникновение у него денежных обязательств.
Данный вид финансового контроля осуществляется автоматически и путем проверки:
соответствия представленных платежных и иных подтверждающих документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
соответствия содержания проводимых операций коду операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, указанных в платежных документах получателей средств бюджета;
наличия документов, подтверждающих целевое использование средств и проведение процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд.
3.4.2. За операциями со средствами бюджета Пермского края главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Пермского края, органов местного самоуправления в части межбюджетных трансфертов путем проведения проверок своевременности и сопоставимости представленных отчетных данных и иной информации по использованию средств бюджета Пермского края.
3.4.3. За соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Пермского края условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств бюджета Пермского края путем проведения проверок получателей бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Пермского края.
3.5. Главные распорядители (распорядители) средств бюджета Пермского края в порядке, установленном главными распорядителями средств бюджета Пермского края, осуществляют текущий финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств бюджета Пермского края в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также за использованием межбюджетных трансфертов их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета Пермского края.
Главные распорядители (распорядители) средств бюджета Пермского края вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) средств бюджета Пермского края и государственных унитарных предприятий.
3.6. Главные администраторы доходов бюджета Пермского края в порядке, установленном главными администраторами доходов бюджета Пермского края, осуществляют текущий финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.
3.7. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Пермского края в порядке, установленном главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Пермского края, осуществляют текущий финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

IV. Порядок осуществления последующего финансового контроля

4.1. Последующий финансовый контроль осуществляется органами финансового контроля и представляет собой форму финансового контроля, осуществляемого после завершения отчетного периода и финансового года в целом, по факту расходования средств бюджета Пермского края и государственных территориальных внебюджетных фондов.
4.2. Методами осуществления последующего финансового контроля являются проведение ревизий и проверок, по результатам которых разрабатываются рекомендации и меры по устранению и предупреждению возникновения в дальнейшем установленных нарушений, возмещению причиненного ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.
4.3. Последующий финансовый контроль осуществляется:
за правомерным, целевым и эффективным использованием средств бюджета Пермского края;
за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств бюджета Пермского края, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из бюджета Пермского края;
за исполнением бюджетных смет, смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
за обоснованностью операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
за обеспечением сохранности денежных средств, материальных ценностей и иного имущества;
за обоснованностью произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
за достоверностью и своевременностью исполнения государственных контрактов;
за достоверностью объемов и качества достигнутых результатов, а также обоснованностью и достоверностью расходов на их достижение;
за эффективным использованием имущества Пермского края, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступлением доходов от использования материальных ценностей, находящихся в собственности Пермского края;
за соблюдением финансовой дисциплины, состоянием и правильностью ведения бухгалтерского (бюджетного) учета;
за своевременностью, правильностью составления и достоверностью бухгалтерской (бюджетной) и финансовой отчетности;

за устранением ранее выявленных нарушений.
4.4. Проводимые органами финансового контроля контрольные мероприятия в рамках последующего финансового контроля носят плановый и внеплановый характер.
4.4.1. В целях планирования контрольной деятельности органы финансового контроля формируют планы контрольной деятельности на год с поквартальной разбивкой и ежегодно представляют их в Министерство финансов Пермского края. (абзац в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 августа 2011 года N 598-п)
Министерство финансов Пермского края, осуществляющее координацию деятельности органов финансового контроля, ежеквартально формирует сводный план контрольной деятельности органов финансового контроля и направляет его на утверждение председателю Правительства Пермского края. (абзац в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 августа 2011 года N 598-п)
Плановые контрольные мероприятия проводятся органами финансового контроля на основании сводного плана контрольной деятельности, утвержденного председателем Правительства Пермского края. (абзац в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 августа 2011 года N 598-п)
В целях исключения дублирования объектов контроля и контрольных мероприятий в течение отчетного периода в планы контрольной деятельности объекты контроля включаются с учетом возможности одновременного проведения на объекте контрольных мероприятий, а также контроля за соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа.
При составлении планов контрольной деятельности объекты контроля предыдущего отчетного периода планируются в текущем году в целях отслеживания результатов контрольных действий и эффективности принятых мер.
4.4.2. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании заданий и поручений губернатора Пермского края, председателя Правительства Пермского края, органов, уполномоченных законодательством давать поручения на проведение или назначение контрольных мероприятий, руководителя органа финансового контроля.
4.5. Выездные проверки осуществляются органами финансового контроля по месту расположения объекта контроля. В случае проведения камеральных проверок все запрашиваемые документы представляются объектом контроля по месту расположения органов финансового контроля.
4.6. По результатам проведенного контрольного мероприятия составляется акт, в котором приводятся данные о выявленных нарушениях законодательства со ссылкой на нормативные документы и выводы по результатам данного мероприятия.

Акты подлежат согласованию с должностными лицами объектов контроля. В случае несогласия с результатами контрольного мероприятия объекты контроля представляют письменные разногласия (возражения), по которым органами финансового контроля готовятся аргументированные заключения.
4.7. Отчеты о результатах контрольной деятельности ежегодно представляются органами финансового контроля в Министерство финансов Пермского края. (пункт в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 августа 2011 года N 598-п)
Сводный годовой отчет о результатах контрольной деятельности органов финансового контроля формируется Министерством финансов Пермского края и представляется председателю Правительства Пермского края и губернатору Пермского края.
4.8. Порядок и сроки планирования, периодичность и сроки проведения контрольных мероприятий последующего финансового контроля, права и обязанности участников контрольных мероприятий, использование методов и способов его осуществления органами финансового контроля, требования к оформлению результатов ревизий (проверок), сроки рассмотрения разногласий (возражений), порядок реализации материалов контрольных мероприятий, формы и сроки представления отчетов о результатах контрольной деятельности определяются регламентом, разрабатываемым и утверждаемым Министерством финансов Пермского края, положения которого обязательны для применения всеми органами финансового контроля. (в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 августа 2011 года N 598-п)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ООО «Кодекс-Пермь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх